Научная статья на тему 'Художественное творчество и ценностные ориентации иркутских художников второй половины ХХ века'

Художественное творчество и ценностные ориентации иркутских художников второй половины ХХ века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
153
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖНИК И ТВОРЧЕСТВО / АКСИОЛОГИЯ / МУЗЕЕФИКАЦИЯ / БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ / ARTIST AND CREATIONS / AXIOLOGY / MUSEUMIFICATION / BASIC VALUES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Малкина Лариса Николаевна

На основании изучения творчества иркутских художников представляется краткий аксиометрический анализ произведений современных иркутских художников, определяются различные аксиологические базы, в связи с чем, при разнообразии стилистики, выявляется изменение ценностного базиса индивидуальность творческой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC CREATIONS AND VALUE ORIENTATIONS OF IRKUTSK ARTISTS OF THE SECOND PART OF XXth CENTURY

Based on the study of creative works of Irkutsk artists the author gives a brief axiometer analysis of creations of modern Irkutsk artists. She determines various axiological bases, and, in this connection, she reveals the changing of the value basis the individuality of the creative personality under the diversity of stylistics.

Текст научной работы на тему «Художественное творчество и ценностные ориентации иркутских художников второй половины ХХ века»

Унив. гум. лицей, 2000.232 с.; Ерошкин Н.П. Исторические корни бюрократов в России // Вестник архивиста: Информ. бюлл., 2000, №5-6.

24. Корелин А. П. Российское дворянство и его сословная организация. // История СССР. 1971. № 5; Орлик О.В. Государственные люди России первой половины XIX века: пути и судьбы. Очерки. М.: ИРИ РАН, 2000. 270 с.

25. Губернии Российской империи: История и руководители. 1708 - 1917 гг. / Ред.-сост. Ю.Н. Моруков. М.: Объед. ред. МВД РФ, 2003. 479 с.

26. Гаман-Голутвина О.В. Политические элиты России. Вехи исторической эволюции. М.: ИНТЕЛЛЕКТ, 1998. 416 с.

27. Государственная служба в России: проблемы становления. Сб. науч. статей. М: Луч, 1993.

28. Государственные деятели Российской империи. Главы высших и центральных учреждений. 1802-1917. СПб., 2001.

29. Дубенцов Б. Б. Попытки преобразования организации государственной службы в конце XIX века // Проблемы отечественной истории. М. -Л., 1976. Ч. 1.

30. Ерошкин Н. П. Чиновничество. - Советская историческая энциклопедия. М., 1979. Т. 1.

31. Соловьев Ю. Б. Самодержавие и дворянство в России в конце XIX века. Л., 1973.

32. Юшков С.В. История государства и права СССР.

33. Поташев Ф.И. Русь служилая: исторические аспекты властной элиты // Политико-административная элита и государственная служба в системе властных отношений. Ростов н/Д, 1996.

34. Шепелёв Л.Е. Чиновный мир России: XVIII- начала XX в. Санкт-Петербург: Искусство - СПб, 2001. 479 с.

35. Шепелёв Л.Е. Титулы, мундиры и ордена Российской империи. М.: ЗАО Центрополиграф, 2005. 423 с; Сорокин О.Н. Русский мир: История России в чинах, титулах и званиях. Оренбург, 1999.

36. Козлова Т. В. Обувь и костюм. М., 1967. 250 с. Мельник Г.К., Можейко И.В. Должностные знаки Российской империи. М.: Хронос, 1993.285 с.; Русский костюм 1830-1850 гг. Выпуск второй / под.ред. В.Рыднина. М., 1961.

37. Баженова О.Е. Социокультурный код в мундире горного офицера XVIII-XIX вв. // Сборник статей Всероссийского семинара молодых учёных «Дефиниции культуры». Томск, 1998. С. 31-35.

УДК 008: 93 (571.53)

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ИРКУТСКИХ ХУДОЖНИКОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

Л.Н.Малкина1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

На основании изучения творчества иркутских художников представляется краткий аксиометрический анализ произведений современных иркутских художников, определяются различные аксиологические базы, в связи с чем, при разнообразии стилистики, выявляется изменение ценностного базиса - индивидуальность творческой личности .

Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: художник и творчество; аксиология; музеефикация; базовые ценности.

ARTISTIC CREATIONS AND VALUE ORIENTATIONS OF IRKUTSK ARTISTS OF THE SECOND PART OF XXth CENTURY L. N. Malkina

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

Based on the study of creative works of Irkutsk artists the author gives a brief axiometer analysis of creations of modern Irkutsk artists. She determines various axiological bases, and, in this connection, she reveals the changing of the value basis - the individuality of the creative personality - under the diversity of stylistics. 5 sources.

Key words: artist and creations; axiology; museumification; basic values.

В настоящее время, которое является переходным периодом и ознаменовано поиском новой само-индентификации российского общества, безусловно, возрастает роль духовных факторов развития. В этом контексте изучение художественного творчества представляется весьма актуальным.

Художественное творчество является неотъемлемой частью отечественного культурного наследия, поэтому его изучение, напрямую связанное с исследованием отечественной культуры, представляет

большой научный и общественно-политический интерес.

На наш взгляд, художественное творчество следует рассматривать как сложный, комплексный процесс, диалектически объединяющий бессознательное и сознательное, стабильное и новаторское. Сущность художественного творчества заключается во взаимодействии уникальной личности художника, стремящегося к самовыражению, с сознательно/бессознательно воспринимаемой им социокультурной средой.

1Малкина Лариса Николаевна, доцент кафедры монументально-декоративной живописи, тел.: (3952) 405473, e-mail: larisamalkina@yandex.ru

Malkina Larisa, Associate Professor of the Department of Monumental and Decorative Painting, tel.: (3952) 405473, e-mail: larisamal-kina@yandex.ru

Успешная реализация процесса художественного творчества, таким образом, возможна только при условии продуктивного взаимодействия личности художника с той социальной средой, в которую он погружен и от которой не может быть полностью независим. Данное требование особенно актуально в случае, когда культурологическому музееведению подвергаются предметы современной локальной культуры. В этом случае художник является современником того вклада, который он вносит в культурное наследие, так что меры по консервации и реставрации предметов культуры непосредственно затрагивают авторов этих предметов. И напротив, художник имеет возможность непосредственно влиять на процессы культурологического музееведения своих произведений, что требует выработки специфических приемов и методов, направленных на сохранение культурного наследия.

Художественное творчество можно рассматривать как основной способ бытования искусства в обществе. Творчество иркутских художников второй половины ХХ века представляет собой достаточно показательный культурный феномен, отражающий общие тенденции и закономерности, но исследование его в контексте задач культурологического музееведения до самого последнего времени было фрагментарным и велось в узких рамках, главным образом, искусствоведческих.

Между тем, творчество иркутских художников представляет собой сложный, непрерывный процесс трансляции социально значимых ценностей. Специфическим языком изобразительного искусства произведения иркутских художников рассказывают о том, какие ценности лежат в основе аксиологического аспекта картины мира. Эмоционально-образная форма выражения этих ценностей делает их убедительными и привлекательными для массового зрителя. Творческий, искренний и глубоко пережитый образ способен побудить зрителя присоединиться к той системе ценностей, которую несет произведение искусства.

В первое послевоенное десятилетие, так называемый период развития социалистического общества (1945-1955), быстрыми темпами шло восстановление экономики огромного государства, потрясенного войной. Пафос героического труда, естественно, явился главной содержательной стороной изобразительного искусства. Наряду с этим столь же важной стала задача выражения великой победы, которую недавно одержал народ в борьбе против фашизма. Иркутские художники создали немало произведений, воплотивших на полотнах суровое и героическое время. К числу таких художников относятся С.М.Развозжаев, А.И.Зудинов, А.К.Руденко, И.Е.Юшков, Д.М.Баркалов, А.Ш. Закиров, В.Ф.Ольховик и др. На многих художников наложило отпечаток военное время, которое формировало их характер и веру в то, что они защищали свою Родину. И в этом было что-то цементирующее. Однако в те же годы активизировались и некоторые противоречивые явления и тенденции, наметившиеся в искусстве в предвоенное десятилетие -тяготение к псевдогероизму, ложному пафосу, парадности, бездумному благополучию. В преодолении этих

черт развивалось советское искусство, укрепляя свои принципиальные основы.

На рубеже 50-60-х годов в советском искусстве образовались новые тенденции, которым предстояло развиваться на протяжении 60-70-х гг. В это же время происходит активизация художественной жизни страны «Так, в 1957 г. в Москве состоялся Первый Всесоюзный съезд художников, не только подытоживший прошлое, но и во многом определивший дальнейший ход развития советского изобразительного искусства. Оживляется и выставочная деятельность. Вторая половина 50-х - начало 60-х годов - время интенсивной организации больших и ярких выставок советского изобразительного искусства» (История Русского и советского искусства / под ред. Д.В.Сарабьянова. М.: Высшая школа, 1979). Художественное творчество иркутских художников в эти годы было на подъеме, ценностный базис этого времени - прославление мирной жизни, героического труда людей, любовь к Родине. Ярким примером могут служить произведения художников В.С.Рогаля, А.И.Зудинова, А.И.Алексеева,

A.И.Гутергона, А.И.Вычугжанина, Г.В.Богданова, Е.А.Конева, А.П.Крылова, А.Ф.Рубцова, Н.В.Шабали-на, А.И.Шаталова, И.Е. Юшкова, Г.В.Богданова и др.

В 60-70-е годы, в эпоху развития советского искусства в условиях развитого социализма, в творчестве иркутских художников происходили яркие общие процессы развития изобразительного искусства. Иркутские художники, как оказалось, были не такие уж провинциальные. В картинах, портретах, пейзажах они проявили себя настоящими мастерами. Иркутские художники тонко ощущали родную Сибирь с ее грандиозными преобразованиями, разными национальностями, характерами людей. Наряду со спецификой иркутской школы выступает и ее индивидуальное своеобразие, имеющее не меньшее значение для характеристики общих принципов социалистического искусства. Но в каких бы стилях и направлениях ни работали иркутские художники, своим творчеством они пропагандировали любовь трудового народа к родной земле, своему отечеству. Свое творчество эти мастера посвятили художественному отображению современных проблем, созданию произведений, раскрывающих образ советского человека, прославляющих его боевые и трудовые подвиги. Это отражалось в произведениях, посвященных великой победе над фашистами и героическому труду на новостройках Сибири; в индустриальных и лирических пейзажах; будь это исторический, бытовой или портретный жанры, таких художников как Е.А.Конев, А.Ф.Рубцов, Н.А.Опанасенко, А.Р.Мадиссон, В.П.Томиловский,

B.В.Тетенькин, Г.В.Богданов, А.К.Руденко, А.Г.Костов-ский, И.Е.Юшков, А.И.Муравьев, А.И.Алексеев, В.С.Рогаль, В.Г.Смагин, В.А.Кузьмин, Г.В.Богданов, И.И.Несынов и др. Все творчество иркутских художников этого периода было пронизано героикой, патриотизмом и энтузиазмом советского народа.

80-е годы - это время творчества художников, которые родились после войны, у которых была лучшая жизнь, больше свободы. Но в это время творили и те, кто жил старыми идеалами и продолжал искренне

верить в светлое коммунистическое будущее. Это было время, когда еще прославлялся героический труд людей на глобальных стройках нашей Родины, когда иркутские художники были востребованы, являлись идеологическим рычагом, были в гуще всех политических событий. Иркутские художники активно занимались выставочной деятельностью, создавали великолепные произведения искусства, многие из которых пополнили музеи нашего города. Это произведения таких художников, как А.Ф.Рубцов, В.В.Тетень-кин, И.И.Несынов, В.Г.Смагин, С.Н.Жилин, Н.Н.Вершинин, А. Г.Костовский, В.А.Кузьмин, Г.Е.Новикова, Б.В.Десяткин, А.Е.Шпирко, С.Н.Элоян и др.

Если 80-е годы - это время, когда еще прославлялся героический труд человека, человека - созидателя, то 90-е годы - это время поиска. Иркутские художники медленно и трудно преодолевали организационный и идеологический кризис.

Конец ХХ века - эпоха, характеризующаяся распадом ценностей, период хаотического проявления определенных тенденций в развитии общества и личности, вследствие чего рождается множество направлений, ставящих художника перед выбором.

Последние десятилетия ХХ века характеризуются утратой стилевого единства. Коллектив иркутских художников постепенно распадается на несколько групп, каждая из которых придерживается той или иной эстетической программы. Многочисленная группа авторов - В.Г.Смагин, Г.Е.Новикова, В.В.Тетенькин, И.Н.Несынов, С.Г.Жилин и др. - продолжают развивать брутальную стилистику предыдущего десятилетия. Работы этих авторов становятся все более декоративными и плоскостными, композиция - напряженной и статичной, используются все более открытый и локальный цвет и плоский, широкий мазок. Архаическая эстетика выражается с большой силой и энергией.

В то же время успешно работают художники, исповедующие близкую к импрессионизму технику динамичной композиции, светлого, насыщенного тона и более детализированного мазка. В работах

A.Г.Костовского, В.А.Кузьмина, Л.Б.Гимова,

B.С.Рогаля жизнерадостное мироощущение, присущее шестидесятым годам, продолжает определять строй картины.

В последние годы назрела необходимость воссоздания цельной картины творчества художников Иркутска с использованием комплекса методик аксиологии, психологии, искусствометрии и, в первую очередь, культурологического музееведения. Вместе с тем, возникла необходимость изучения темы реставрации и консервации, а в известной мере и восстановления культурных и художественных традиций Иркутска, сформировавшихся на протяжении длительного исторического периода.

Тема консервации и реставрации художественного творчества как элемента культурного наследия практически не обсуждалась в отечественной культурологии до 80-х годов ХХ века. Лишь отдельные ее вопросы затрагивались в работах общефилософского и социологического характера. Следует отметить не-

сколько работ Л.Н.Когана (Коган Л.Н., 1974; Коган Л.Н., 1983; Коган Л.Н., 1993) и монографию Т.В.Беловой «Культура и власть» (Белова Т.В., 1991).

Потребность в более подробном и целенаправленном изучении различных аспектов культурологической музеефикации региональной художественной культуры возникла после распада социалистической государственной системы. В конце ХХ - первом пятилетии ХХ! века возникает целый ряд региональных школ, изучающих проблему бытования художественной культуры в новом социокультурном контексте. Следует отметить работы В.С.Житкова и К.Б.Соколова, опирающиеся на новый, синергетиче-ский методологический подход. Противоречия культурной политики в регионе, механизмы их разрешения рассмотрены И.И.Горловой в монографии «Культурная политика, культурное образование: региональный аспект» (Горлова И.И., 1997). Проблематике реставрации и консервации культурного наследия в условиях рыночных отношений посвящены работы Е.Н.Селезневой (Селезнева Е.Н., 2003), Э.А.Шулеповой (Шулепова Э.А., 2002), других сотрудников института культурологии.

Изучив специфику процессов трансляции нравственной культуры людей средствами аксиологического содержания произведений изобразительных искусств, мы провели аксиометрический анализ произведений современных иркутских художников. Этот анализ показывает, что вечные темы труда, патриотической связи с родной землей и (как необходимое уравновешивающее начало) тема интернационализма находят достойное воплощение на базе высшей ценности творческой личности художника.

На наш взгляд, специфика отражения нравственной культуры людей в художественном произведении включает как обязательный момент аксиологическую составляющую. Она заключается в трансляции эмоционально-образными средствами базовых ценностей, которые лежат в основе картины мира художника. Творческий, искренний и глубоко пережитый образ способен побудить зрителя присоединиться к той системе ценностей, которую несет произведение искусства.

Таким образом, социальная роль процесса культурологической музеефикации заключается в сохранении и трансляции базовых ценностей, которые служат объединяющей основой социума. Опираясь на аксиологическую концепцию Н.А. Бердяева (Бердяев, 2002), можно утверждать, что именно традиционные ценности являются идеологической основой существования нации как культурного ноумена. В свою очередь, ценности еще более широкого плана (общечеловеческие ценности) являются базисом интернациональной общечеловеческой культуры.

Выявление ценностной основы из конкретных произведений изобразительного искусства является задачей специальной дисциплины - аксиометрии (Максимов, 1997, с.33). Данная дисциплина как эмпирический раздел аксиологии находится в стадии становления. Мы считаем, что развитие аксиометрии возможно на основе использования инструментально-

го аппарата современного искусствоведения и искус-ствометрии, которые, в свою очередь, опираются на достижения семантики, семиотики и специальных разделов психологии.

Проведенный нами аксиометрический анализ произведений иркутских художников показал, что их ценностный базис неоднократно менялся на протяжении второй половины ХХ века. Первое десятилетие после Великой Отечественной войны - это время, когда складывалась система, обеспечивающая контроль и управление процессом художественного творчества в общегосударственном масштабе. Цели и ценности, транслируемые произведениями изобразительного искусства, в этот период начали осознаваться как объект управления. Органом такого управления стал Союз художников СССР и его региональные отделения. Послевоенное время характеризуется быстрым размыванием базовых ценностей борьбы и разрушения на ценности традиционного характера. Аксиология мирного времени опирается на продолжение традиции переживания ежедневного будничного труда как служения высшим задачам. Данные ценности коренятся в тысячелетней традиции православного христианства, рассматривающего будничный труд как богослужение (Куляскина, 2002, с.90-97).

Движение шестидесятников выдвигает новые ценности. Аксиологическим базисом становится интернациональный новаторский импульс, пафос преобразования природы и преодоления традиционного уклада жизни, преобразования мира, молодой дерзости и порывов. В соответствии с новыми ценностными установками преобразуется деятельность Союза художников - структуры, призванной обеспечивать взаимодействие культуры с властью и экономикой страны. В аксиологический базис уверенно входит интернационализм, понимаемый как переживание единства с общечеловеческими культурными процессами.

Период 1965-1975 гг. характеризуется расслоением аксиологической базы в творчестве иркутских художников. Официальный «слой» продолжает по видимости нести ценности новаторства и прогресса, но по сути уже выхолащивается и теряет убедительность. Внешний, официально-пафосный слой продолжает эксплуатировать ценности новаторского поиска, но эти ценности теряют резонанс в социуме и воспринимаются уже как неискренние, навязанные «сверху». Более глубокий и искренний аксиологический фундамент составляют архаические ценности земли и рода -древние, дохристианские образы и ценности. Таким образом, период семидесятых и, отчасти, восьмидесятых годов в творчестве иркутских художников можно характеризовать как неоархаический и неосимволический.

Конец ХХ века - это время, когда в культуре и в искусстве активнее всего происходила ломка системы централизованного управления аксиологическим содержанием художественного творчества. Демонтаж структур Союза художников обусловил переход отношений художественной интеллигенции с обществом на принципиально иные организационные основы. Сложилась система, в которой формирование аксио-

логического фундамента художественного творчества является предметом личного выбора творческой личности. Последние десятилетия ХХ века демонстрируют стилистическое разнообразие и утрату организационного и идеологического единства в среде иркутских художников. Союз художников утрачивает свою объединяющую и руководящую роль. Конец века и тысячелетия демонстрирует очередную смену аксиологического базиса. С распадом устоявшихся социальных структур и единой общегосударственной идеологии на первый план выдвигаются ценности индивидуального творчества. Творческая личность, независимая от социума и самодостаточная, становится базовой ценностью в культурном наследии иркутских художников данного периода. Теперь каждый художник сам выстраивает свои отношения с социумом и экономикой. В плоскости ценностного базиса иркутские художники, при всем разнообразии конкретной стилистики, демонстрируют общее преобладание высшего приоритета индивидуальной творческой личности. Личность творца становится в центре аксиологической системы современного иркутского художника и транслируется в его произведениях.

Проведенный анализ показывает, что формирование культурного наследия связано с текущим художественным творчеством сложным и комплексным образом. Творческая личность художника связана с обществом двухсторонними связями. Художник отражает те ценности, которые лежат в основе культуры, но они же и формируют эти ценности.

Научная новизна нашего исследования опирается на следующие утверждения:

- в плоскости социальной роли творческой личности именно аксиологический, ценностный фундамент является наиболее важным аспектом художественного творчества;

- понятие культурного наследия играет важнейшую роль при построении теоретических основ культурологического музееведения;

- в качестве объекта реставрации и консервации в культурологическом музееведении может рассматриваться процесс художественного творчества, запечатленный в предметах культуры;

- в художественном произведении содержится слепок с аксиологического базиса нравственной культуры творческой личности и того социума, который она репрезентирует;

- выявление аксиологического базиса возможно при помощи аксиометрических методик анализа произведения изобразительных искусств;

- аксиометрический анализ показывает, что в течение второй половины ХХ века ценностный базис творчества иркутских художников неоднократно менялся в широком диапазоне - от ценностей коллективной борьбы с общим врагом до ценностей индивидуального самовыражения;

- тем не менее, на протяжении всего исследуемого периода ценности труда, патриотизма и интернационализма остаются в центре художественного творчества иркутских художников.

Дальнейшее развитие теории и практики культурного музеефицирования потребует продолжения работ по осмыслению закономерностей взаимодействия художественного творчества и процессов формирования и сохранения культурного наследия. Междисциплинарный, комплексный характер подобных исследований определяется тем, что индивидуальное художественное творчество традиционно является объектом исследования психологов и искусствоведов, а понятие культурного наследия в основном развивается в рам-

Библиографический список

ках музееведения, теории реставрации и консервации, а также соответствующих разделов правоведения. Культурологический подход, опирающийся на аксиологию в качестве философского базиса, способен, на наш взгляд, преодолеть методологические барьеры. Результатом станет такая модель, которая позволит успешно решать как теоретические, так и практические вопросы взаимодействия художественного творчества и музеефикации культурного наследия.

1. Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию. М: Современные тетради, 2001. С.17.

2. Бердяев Н.А. Смысл творчества: опыт оправдания человека. Харьков: Фолио; М.: АСТ, 2002. 688 с.

3. Куляскина И.Ю. Аксиология: место в системе знания // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2002. № 2. С. 90-97.

4. Максимов А.Н. Философия ценностей. М.: Высшая школа, 1997. С.133.

5. Тавернайз Сабрина. Сибирь на Гудзоне: не пропустите выставку скульптуры / Сабрина Тавернайз // New York Times, 26 apr. 2004 / [ Электронный ресурс]. http: // www, dashi - art. Com/

УДК 374.7:93 (571.5)

РЕШЕНИЕ КАДРОВОГО ВОПРОСА ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1960-х - 1970-е ГОДЫ

М.В.Михайлова1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Обосновывается необходимость повышения уровня кадрового потенциала работников сферы культуры. Предлагается осуществить единый анализ кадрового состава всех подразделений социально-культурной сферы. Показано, что такой подход способствует созданию более объективной картины государственной политики в области культуры на примере Восточной Сибири. Библиогр. 25 назв.

Ключевые слова: кадровые вопросы; культурная политика государства; культурно-просветительные учреждения; творческие Союзы; профессиональное образование; сфера культуры; Дома культуры и клубные учреждения.

SOLUTION OF THE PERSONNEL PROBLEM FOR THE EAST SIBERIAN INSTITUTIONS OF CULTURE IN 1970-ies M.V. Mikhailova

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The author justifies the need to enhance the level of staff potential of workers of culture. It is proposed to implement a unified analysis of the staff of all divisions of socio-cultural sphere. The last can contribute to the creation of a more objective picture of the state policy in the field of culture on the example of Eastern Siberia. 25 sources.

Key words: personnel problems; state cultural policy; cultural and educational institutions; creative unions; professional education; sphere of culture; Houses of Culture and Clubs.

Среди многих вопросов руководства какой-либо отраслью, в том числе и культурой, кадровые вопросы являлись и являются одними из главных. К 1970-м гг. сложилось определенное понимание того, что эффективность просветительской работы зависит не только от материальных возможностей соответствующих учреждений, но и от наличия в этих учреждениях работников, способных осуществлять стратегический курс государства. В 1960-1970-е гг. был принят ряд постановлений, направленных на повышение роли литера-

туры, искусства, учреждений культуры, в которых государственные органы, общественные организации нацеливались на более активную работу с кадрами.

Существенное воздействие оказали постановления, вышедшие в период с 1963 по 1974 год. Они были направлены как на улучшение развития высшего и среднего образования, так и на повышение престижа работников культуры. Звание «Заслуженный работник культуры РСФСР» было установлено Указом Верховного Совета РСФСР от 26 мая 1964 г. в целях поощ-

1Михайлова Марина Владимировна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии, тел.: (3952) 405186, (3952) 296809, 89148756013.

Mikhailova Marina, Candidate of History, Associate Professor of the chair of History and Philosophy, tel.: (3952) 405186, (3952) 296809, 89148756013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.