Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФАКТУРНЫХ ТРИКОТАЖНЫХ ПОЛОТЕН НА ОСНОВЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ МОРСКИХ БИОФОРМ'

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФАКТУРНЫХ ТРИКОТАЖНЫХ ПОЛОТЕН НА ОСНОВЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ МОРСКИХ БИОФОРМ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
221
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФАКТУРНЫХ ТРИКОТАЖНЫХ ПОЛОТЕН НА ОСНОВЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ МОРСКИХ БИОФОРМ»

В коллекции (рис. 5) акцент в первую очередь нацелен на авторский принт и pret-a-porter. Модели просты в своих конструкциях. Свою роль в сложности играет авторский принт, разработанный с применением современного сленга, иконок и эмоджи из интернета. Образы сложны и просты одновременно за счёт контрастных цветов и простых форм.

Рисунок 5 - Готовая отшитая коллекция «Stories»

В работе изучен основной материал, темы, разработана коллекция одежды, разработаны принты для коллекции одежды.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников

1. Смолина, O.A. Художественная отделка - роспись «тканью по ткани»/ O.A. Смолина// Известия вузов. Технология текстильной промышленности. - 2016. - №1. - с. 134-136.

2. Торебаев Б.П., Ботабаев Н.Е., Бектурсунова А.К., Ботабаева А.Е., Возможность применения инновационных технологий в дизайне ткани и одежды/Б.П.Торебаев, Ботабаев Н.Е., Бектурсунова А.К., Ботабаева А.Е.,// Известия вузов. Технология текстильной промышленности. - 2016. - №3. -с. 186-190.

3. https://hurma.work/ru/blog/teoriya-pokolenij -ot-x-do-z-chto-nuzhno-znat-chtoby-rabotat-vmeste.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФАКТУРНЫХ ТРИКОТАЖНЫХ ПОЛОТЕН НА

ОСНОВЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ МОРСКИХ БИОФОРМ

М.А. Смирнова, Н.И. Пригодина (научный руководитель), Е.М. Ермолаева (научный

руководитель)

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна»,

Россия, г. Санкт-Петербург

Морские структуры удивляют своей многогранностью и пластичностью форм. Фактуры и цвета подводных обитателей дают основу для творческой мысли дизайнера и способствуют созданию новых необычных образов и форм в одежде. В современной модной индустрии одним из актуальных способов

формирования костюма является трикотаж. Вязаные изделия представлены практически во всех коллекциях прет-а-порте. Темпы развития трикотажной значительно опережают другие отрасли легкой промышленности. Это объясняется высоким спросом на изделия, возможностью переработки различных видов сырья и высокими технико-экономическими показателями производства, что, в свою очередь, обусловливает актуальность работы по разработке нового ассортимента трикотажных изделий. Целью данной работы является художественное проектирование фактурных трикотажных полотен на основе изображений морских биоформ. В основу образного решения разработки берется видовое многообразие медуз и моллюсков морской флоры и фауны. Проект «Создание женской коллекции из трикотажа на основе морских биоформ» выполнен на кафедре ТХПТ СПБГУПТД в рамках выпускной квалификационной работы для защиты степени «бакалавр».

Океаны и моря являются неизмеримым источником для изучения и вдохновения людей в различных областях деятельности, как научной, так и творческой. В недрах водных глубин обитают удивительные существа, участвующие в отлаженном механизме водной экосистемы. Подводный мир насчитывает около 2 миллионов живых организмов, и только 230 тысяч изучено, что составляет всего 5-10% от общей массы. По исследованиям российских биологов, самые богатые водоемы по биомассе - Охотское, Баренцево и Берингово моря. Их глубины поражают воображение богатыми цветовыми сочетаниями в флоре и фауне. Это объясняется тем, что холодная вода хорошо насыщена кислородом и благоприятна для многих видов [1]. Наблюдается большое разнообразие видов медуз и моллюсков, что объясняется их адаптацией и трансформацией в условиях среды обитания. Моллюски научились жить без раковины, самостоятельно плавать и со временем приобрели механизмы защиты. Данный процесс побуждает живой организм к совершенствованию, обретению новых защитных свойств и смене внешнего вида [1]. Если обратиться к миру моды, то тенденция к созданию одежды-трансформера может считаться адаптацией человека к высокому темпу жизни в современном мире. Элементы трансформера не лишают одежду красоты и лаконичности, а, наоборот, добавляют ей преимущества. Цветовая гамма и форма морских структур служат художественным решением для оформления трикотажных изделий авторской коллекции весна-лето. В основу коллекции взяты идея трансформации, внешние формы и цветовые сочетания некоторых подводных обитателей. Идея позволила полнее раскрыть функциональные свойства предлагаемых моделей.

Перед разработкой трикотажных полотен и моделей одежды из них осуществляется анализ модных тенденций, помогающий выявить актуальные силуэты, фактуры и цветовые сочетания в одежде.

Изделия из трикотажа в весенне-летних коллекциях 2020 имеют увеличенный объем, свободный силуэт. Модели наполнены фактурами, которые получаются благодаря комбинации трикотажных переплетений в одном изделии. Одним из трендов коллекций являются складки плиссе и гофре. Разными фактурными переплетениями в изделиях формируются складки. Например, модным домом Ellie Saab представлено длинное платье в пол, юбка которого имеет расклешенную форму за счет складок, а верх имеет веерообразный вид. Лаконичный комплект Arthur Arbesser приобретает

эффектный вид, благодаря рюшам, напоминающим движение медузы. Рюш обрамляет рукав, горловину джемпера и низ юбки-миди. На показе К1181^ег ЕэЬег продемонстрирована трикотажная юбка в пол с имитацией складки, оформленная рюшем по низу изделия (рис. 1).

Зачастую подводный мир имеет сложившуюся ассоциацию с определенным набором цветов, включающим холодные оттенки голубого, изумрудного, фиолетового и т.д. Однако в этой работе представлен альтернативный взгляд на морское царство: теплый песок на глубине, пылающие медузы среди холодной толщи воды, нейтральные прозрачные моллюски. Для создания коллекции выбраны 3 цвета: молочный, песочный и красно-оранжевый. Выбор цветов обоснован его присутствием в естественной среде - флоре и фауне морского мира, а также актуальными данными, предоставленными Институтом цвета РАКТОКЕ, который ежегодно проводит анализ цветовых решений дизайнерских коллекций модных показов.

Художественно-стилистическое решение авторской коллекции принято в соответствии с источником вдохновения - бионическими структурами морских вод. Модели одежды соответствуют модным тенденциям сезона весна-лето 2020. В соответствии с концепцией источника вдохновения, коллекция должна обладать легкими, обтекаемыми и асимметричными формами. Трикотаж с интересными переплетениями добавит дополнительную схожесть с подводными формами и структурами. Коллекция предназначена для сезона весна-лето. В цветовой палитре предлагаемых моделей преобладают светлые оттенки: холодный бежевый цвет, дополненный яркими акцентами -алым, оранжевым. Предложенное сочетание придаст изделиям дополнительную легкость. Коллекция включает в себя 7 образов. Это джемпера, платья, юбка, жилет, накидка и комплект топ-брюки, объединенные единым замыслом (рис. 2).

а)

б)

в)

Рисунок 1 - Складки и рюши в трикотажных изделиях сезона 2019-2020 a) Kristofer Esber; б) Ellie Saab; в) Arthur Arbesser

Рисунок 2 - Женская коллекция одежды

Некоторые модели трансформируются. Так, например, центральная модель имеет съемную деталь спереди, которую при помощи пуговиц можно заменить подобной, но отличающейся по цвету или фактуре. Накидка на 2 модели справа может надеваться в виде пончо, шали или перевоплощаться в тунику благодаря вшитой внутрь магнитной застежке. Эти элементы отсылают нас к подвижному и изменчивому подводному миру. Изделия дополняются декоративной отделкой в виде вышивки. Фактурные решения переданы за счет базовых и производных трикотажных переплетений. Цветовая палитра для коллекции одежды подобрана в соответствии с цветовой гаммой морской фауны.

Выбор фактур переплетений для разрабатываемых образов имеет связь с аналоговыми моделями модных тенденций 2020 года. В создании комплектов используются базовые и комбинированные переплетения, комплекты изделий наполнены лаконичными и фактурными поверхностями, например, ластичное переплетение дает гладкую поверхность и пластичную форму, а комбинированное - репс - позволяет получить более устойчивые формы. Комбинирование рапорта в ластичном переплетении дает возможность получения разнообразных фактур. В костюме это могут быть графичные линии разной длины и ширины (рис. За). Лёгкость и романтичность образа можно создать не только оборками и рюшем, но и разнообразными композициями ажурных отверстий. В этой работе представлена монокомпозиция, в основу которой легли формы моллюсков (рис. 3 б).

Гофре - фактурное переплетение, обладающее рельефной поверхностью за счет образующихся складок, вырабатывается на основе неполного ластика (рис. 4 а). Данное фактурное переплетение дает возможность стилизовать формы представителей фауны. Рюши из трикотажа - декоративное оформление джемпера и палантина (рис. 4 б). Данное решение как основано на элементах источника вдохновения, так и обусловлено модными тенденциями. Получить трикотажное полотно с объемной фактурой можно благодаря комбинации базовых переплетений. Таким способом получается переплетение «велле», оно состоит из неравного количества сочетаемых рядов кулирной глади и ластика 1+1,в результате этого на полотне образуются объемные валики (рис. 4 в).

а б

Рисунок 3 - Фактуры в трикотаже а) структурные полосы; б) ажурная монокомпозиция

а б в

Рисунок 4 - выполненные фактуры в трикотаже на основе подводных биоформ а) фактурное переплетение гофре; б) трикотажные рюши; в) комбинированное переплетение «велле»

Выбор моделей для выполнения в материале осуществлялся с целью показа разнообразия фактур в трикотажном изделии. Для наглядного отражения идеи коллекции в материале выполняются 1и2 модель из коллекции (рис. 5).

Рисунок 5 - Выполненные комплекты в материале

Моря и океаны богаты своей флорой и фауной. Видовое многообразие вызывает интерес их изучения у специалистов различных областей, в том числе и у дизайнеров. Для успешной реализации данного проекта был изучен источник вдохновения, сделан анализ модных трендов и выбрана технология для выполнения трикотажных полотен и моделей одежды. Благодаря своим физическим особенностям трикотаж дает отличные возможности для получения новых фактурных решений и форм в одежде. Проект отражает такую важную тенденцию современного дизайна как связь природного мира и современных технологий, интерес к биоформам и свежим интерпретациям морской флоры и фауны в текстиле.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников

1. А. Семенов. Волшебный мир холодных морей изд. Paulsen. - 2016. - 272 с.

2. Актиния роскошная // Домашний аквариум: сайт. - URL: https://houseaqua.ru/1789-heteractis-magnifica.html (датаобращения 17.03.2020). - Текст: электронный.

3. Животные Атлантического океана: морская фауна Атлантики: сайт. - URL: http://world-of-adventures.ru/world-of-adventures/zhivotnyie-atlanticheskogo-okeana-unikalnaya-fauna/ (дата обращения 18.03.2020). - Текст: электронный.

4. Растительный мир океанов: сайт. - URL: https://ecoportal.info/rasteniya-okeanov/ (дата обращения 21.03.2020). - Текст: электронный.

5. VOGUE: сайт. - URL: htps://www.vogue.ru (дата обращения 05.04.2020). - Текст: электронный.

6. Цвет года Pantone: II PANTONE: сайт. - URL: https://www.pantone.ru/ (дата обращения 06.04.2020). - Текст: электронный.

7. Морская тематика в одежде: II VeV: сайт. - URL: http://vev.ru/blogs/morskaya-tematika-v-odezhde.html (дата обращения 11.04.2020). - Текст: электронный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.