Научная статья на тему 'Этапы проектирования школьной одежды из трикотажа'

Этапы проектирования школьной одежды из трикотажа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ / ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ / ШКОЛЬНАЯ ФОРМА / ОДЕЖДА ИЗ ТРИКОТАЖА / SCHOOL CLOTHES DESIGN / THE STAGES OF DESIGNING SCHOOL CLOTHES / SCHOOL UNIFORM / KNITWEAR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Докучаева Ольга Ивановна

В статье выделены этапы подготовки к проектированию школьной формы. Пропедевтический (подготовительный) этап предполагает определение актуальности и сути данного социального заказа, четкое обозначение проблем, связанных с его выполнением во всех областях и круг задач для решения поставленных проблем. Эскизный этап проектирования, который предполагает разработку подготовительных фор-эскизов, рабочих, конструкторских и чистовых эскизов на тему школьной одежды по всем основным группам учащихся с учетом возраста, времени года, сезона, наличия специальных видов занятий. Проанализированы технологический этап проектирования и технический этап, который включает в себя все процессы, связанные с изготовление изделия в материал. В статье приводятся результаты опроса трех разновозрастных групп населения на предмет выяснения основных предпочтений в ассортименте одежды для школьника. Опрос показал, что первая группа школьников младших классов активно требовала одежды в красочной, разноцветной, насыщенной цветовой гамме, со шрифтами в виде названий мультиков, героев боевиков и т. д. Вторая группа респондентов (17-25 лет), напротив, предъявила достаточно четкие требования именно к прочности тканей, возможности разнообразия ассортиментных групп изделий для последующего их сочетания при составлении гардероба школьника на каждый день по собственному усмотрению. В третьей группе (30-45 лет) большинство выразило сомнение в необходимости разработки школьной формы вообще.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Докучаева Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of the design of school clothes from knitwear

The article highlights the stages of preparation for the design of school uniforms. The propedeutical (preparatory) stage involves the determination of the relevance and essence of this social order, a clear identification of the problems associated with its implementation in all areas and a range of tasks for solving the problems posed. A sketchy design stage, which involves the development of preparatory for-sketches, work, design and finishing sketches on school clothes for all major groups of students, taking into account age, season, season, the presence of special types of activities. Analyzed technological design stage and the technical stage, which includes all the processes associated with the manufacture of products in the material. The article presents the results of a survey of three different age groups of the population in order to ascertain the main preferences in the range of clothing for the student. The survey showed that the first group of junior schoolchildren actively demanded clothes in colorful, colorful, rich colors, with fonts in the form of cartoons names, heroes of action films, etc. requirements specifically for the strength of fabrics, the possibility of diversity of assortment groups of products for their subsequent combination in the preparation of the student’s wardrobe for each day at their own discretion. In the third group (30-45 years old), the majority expressed doubts about the need to develop a school uniform in general.

Текст научной работы на тему «Этапы проектирования школьной одежды из трикотажа»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com

2019, №1, Том 7 / 2019, No 1, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-1-2019.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/57PDMN119.pdf

Статья поступила в редакцию 14.01.2019; опубликована 02.03.2019

Ссылка для цитирования этой статьи:

Докучаева О.И. Этапы проектирования школьной одежды из трикотажа // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №1, https://mir-nauki.com/PDF/57PDMN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Dokuchaeva O.I. (2019). Stages of the design of school clothes from knitwear. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/57PDMN119.pdf (in Russian)

УДК 37

Докучаева Ольга Ивановна

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина», Москва, Россия

Институт искусств Кафедра «Искусство костюма и моды»

Профессор

Кандидат технических наук, доцент E-mail: dokuchaeva_oi@mail.ru

Этапы проектирования школьной одежды из трикотажа

Аннотация. В статье выделены этапы подготовки к проектированию школьной формы. Пропедевтический (подготовительный) этап предполагает определение актуальности и сути данного социального заказа, четкое обозначение проблем, связанных с его выполнением во всех областях и круг задач для решения поставленных проблем. Эскизный этап проектирования, который предполагает разработку подготовительных фор-эскизов, рабочих, конструкторских и чистовых эскизов на тему школьной одежды по всем основным группам учащихся с учетом возраста, времени года, сезона, наличия специальных видов занятий. Проанализированы технологический этап проектирования и технический этап, который включает в себя все процессы, связанные с изготовление изделия в материал.

В статье приводятся результаты опроса трех разновозрастных групп населения на предмет выяснения основных предпочтений в ассортименте одежды для школьника. Опрос показал, что первая группа школьников младших классов активно требовала одежды в красочной, разноцветной, насыщенной цветовой гамме, со шрифтами в виде названий мультиков, героев боевиков и т. д. Вторая группа респондентов (17-25 лет), напротив, предъявила достаточно четкие требования именно к прочности тканей, возможности разнообразия ассортиментных групп изделий для последующего их сочетания при составлении гардероба школьника на каждый день по собственному усмотрению. В третьей группе (30-45 лет) большинство выразило сомнение в необходимости разработки школьной формы вообще.

Ключевые слова: проектирование школьной одежды; этапы проектирования школьной одежды; школьная форма; одежда из трикотажа

Введение

Школьная форма - это одна из проблем современных детей и родителей, учителей и производителей одежды. Здесь образуется целый комплекс требований, содержащих

https://mir-nauki.com

различные уровни проектирования изделий легкой промышленности с позиций современного дизайна. Все эти вопросы так или иначе сводятся к понятию «стиля» [1-4].

Действительно, каждая школа хочет иметь свой стиль, отличающийся не только от соседа, но и быть неповторимым в пределах целого региона, кроме того, каждый класс в зависимости от возраста, также должен иметь свое лицо. Промышленные предприятия работают в своем стиле производства массовой продукции с вытекающими отсюда требованиями, например, простота в исполнении без трудоемких швейных операций, соответствие имеющейся сырьевой базе и т. д.

Свои требования предъявляет, в частности, и трикотажное производство при проектировании одежды для школьников. Художник-стилист по трикотажу должен через знания по технологии выйти на промышленный дизайн. Дизайн - закономерное следствие развития науки и производства, это - массовое изготовление эстетически оформленной продукции на базе современных технологий. Задача дизайнера - объединить усилия отдельных специалистов в единое целое из отдельных звеньев. Задача стилиста - создать элементы, приемы и способы объединения их в единство, которое отражает стиль фирмы. Современный стилист одежды из трикотажа должен учитывать условия изготовления моделей в индустриальном производстве высокого уровня при массовом тираже, системы автоматизированного проектирования для того, чтобы в перспективе изготавливать индивидуальные заказы населения средствами массового производства.

Стиль костюма из трикотажа имеет свои неповторимые характерные черты и признаки. Формула «трикотажного» стиля заключается в минимализме формы, облеченной в полотна определенного художественного уровня. В трикотаже должно быть отграниченное количество идей - форм и идей-орнаментов, которые необходимо довести до совершенства конструктивно и технологически. В итоге - две-три постоянные формы и максимальное разнообразие полотна вполне могут создать «микростиль» трикотажной одежды на любую тему. Стиль в трикотаже формирует неуловимое постоянство формы в изменчивости полотна. Стиль костюма из трикотажа отличается от стиля костюма из других материалов (ткани, меха, кожи) тем, что трикотаж более пластичен, более «информационно» насыщен и вместе с тем более лаконичен в деталях. Выразительность трикотажного стиля обуславливается таким образом следующими характеристиками: пластикой и наличием выразительной визуальной поверхности. Пластичность, растяжимость трикотажа дают возможность наиболее полного облегания фигуры, а также наиболее полного многослойного ее драпирования, которое предполагает сложное моделирование формы костюма. Кроме того, за счет сложных комбинированных переплетений возможно создание усложненных силуэтов изделий без дополнительного моделирования и конструирования. Все это позволяет выделить пластику как одну из основных стилевых особенностей трикотажа [5-7].

Таким образом, именно в трикотаже наиболее выпукло проявляются все характерные черты стилевого единства, что позволяет сформулировать понятие и термин «трикотажный стиль». В качестве примера того, что такой термин правомочен, можно привести ссылки из обзорных статей журналов мод, в которых упоминается изречение: «...все ткани, используемые в моделях кутюрье, настолько мягкие и пластичные, как будто выполнены в трикотажном стиле...».

Методика промышленного проектирования одежды для школьников из трикотажа

Процесс художественного проектирования одежды для школьников из трикотажных полотен содержит несколько основных этапов: пропедевтический, эскизный, конструкторский, технологический, технический и заключительный.

https://mir-nauki.com

Пропедевтический (подготовительный) этап предполагает определение актуальности и сути данного социального заказа, четкое обозначение проблем, связанных с его выполнением во всех областях и круг задач для решения поставленных проблем. Это в первую очередь связано с исследованием предпроектной ситуации, заключающейся в определении необходимости данного ассортимента одежды для школы и населения, а также для промышленности, выпускающей трикотаж.

Исследования предпроектной ситуации по данной теме проводились в форме: анализа перспективного развития моды в трикотаже, анкетного опроса населения с целью выявления предпочтений, по ассортименту школьной одежды, а также изучение возможностей трикотажных предприятий, выпускающих продукцию массовым тиражом.

Анализ направлений развития моды в оформлении трикотажных полотен и изделий показал, что для современного трикотажа характерным является упрощенный силуэт изделий, состоящий из лаконичных, хорошо «читаемых» форм в виде трапеций и прямоугольников сдержанных пропорций. При использовании гладких одноцветных полотен допускается многослойность костюма из сочетания тонких, легких материалов. В результате проведенного анализа выявлено, что одним из основных «показателей «моды в трикотаже является наличие в полотнах структурных эффектов переплетений, как например, рельефных, ажурных, оттеночных и т. д.

Наши исследования показали, что сейчас использование трикотажа в модных коллекциях достигает почти 80 %, причем встречаемость его характерна не только для моделей «прет-а-порте», но и для коллекций «от кутюр». Следовательно, трикотажная одежда является перспективным направлением развития костюма в моде.

Одним из компонентов изучения предпроектной ситуации было проведение анкетного опроса населения на предмет выяснения основных предпочтений в ассортименте одежды для школьника. В эксперименте участвовало 200 человек, которые были выделены в три социальные группы по следующим признакам: возраст, профессия, материальный уровень семьи.

Первую группу составили школьники 8-15 лет из семей различного социального уровня, вторую группу - молодые люди от 16 до 25 лет, включая старшеклассников, студентов младших курсов и молодых родителей, имеющих детей, еще не посещающих школу. Наконец, в третью группу вошло взрослое население от 30 до 45 лет, т. е. родители, имеющие детей-учеников всех школьных возрастов и способные повлиять на выбор школьной одежды своими детьми. Остальные группы населения не принимались во внимание по различным объективным причинам.

По итогам ответов респондентов было выявлено следующее: первая группа школьников младших классов активно требовала одежды в красочной, разноцветной, насыщенной цветовой гамме, со шрифтами в виде названий мультиков, героев боевиков и т. д. Школьники постарше обращали внимание на многофункциональность одежды, наличие множества дополнительных деталей в виде карманов, клапанов, поясов, погонов, а также обилие разнообразной фурнитуры. Необходимо отметить, что качество и ассортимент изделий не были основными критериями выбора школьной одежды в данной группе опрашиваемых.

Вторая группа респондентов, напротив, предъявила достаточно четкие требования именно к прочности тканей, возможности разнообразия ассортиментных групп изделий для последующего их сочетания при составлении гардероба школьника на каждый день по собственному усмотрению. Цветовые предпочтения определились спокойной цветовой гаммой серо-зеленых и серо-синих цветовых сочетаний в комбинации с ярким желтым и черным цветами в качестве акцентов. Одним из пожеланий было наличие отличительных знаков

принадлежности к данной школе в виде символов, фирменных знаков, лейблов, с одной стороны, и собственных инициалов в виде монограммы с другой стороны. Также большой интерес был проявлен к отдельным дополнениям в виде рюкзачков, сумок, планшетов, которые могли бы носиться не отдельно в руках, как обычно, а входить в состав костюма, т. е. быть мобильными элементами школьной формы.

Третья, самая большая и разнородная группа опрашиваемых людей отнеслась к анкетированию с осторожным вниманием. Большинство выразило сомнение в необходимости разработки школьной формы вообще, т. к. они сами «прошли» этот путь в своей жизни в молодые годы. Поэтому им не хотелось бы видеть своих детей всех в одинаковой одежде, которая превращает школу в общество унылых, безликих, скучных особей без признаков индивидуальности. Тем не менее именно в этой группе удалось выявить четкие предпочтения в выборе свойств и качеств, предъявляемых скорее не к школьной форме, как таковой, а к гардеробу одежды для школьника на весь день.

Гардероб школьника на их взгляд должен состоять из нескольких простых, удобных практичных вещей, комплектующихся между собой в различных вариантах. Цветовая гамма желательна в спокойных, достаточно сложных и вместе с тем насыщенных цветовых сочетаниях. Предпочтения были отданы трикотажным изделиям, так как трикотаж обладает неоспоримыми практичными качествами: он не мнется, обладает хорошей растяжимостью, и воздухопроницаемостью, что немаловажно при активности детей в школе. Кроме того, трикотажные вещи хорошо облегают фигуру, а это дает возможность для многослойного варьирования нескольких вещей в одном комплекте в зависимости от времени года, погодных и других условий.

Таким образом, в результате анкетирования была выявлена настоятельная необходимость проектирования гардероба одежды для школьников, который включает в себя одежду не только для школьных занятий, но и для внеучебного времени.

Эскизный этап проектирования предполагает разработку подготовительных фор-эскизов, рабочих, конструкторских и чистовых эскизов на тему школьной одежды по всем основным группам учащихся с учетом возраста, времени года, сезона, наличия специальных видов занятий.

За основу были выбраны две группы школьников - младших и старших классов, сезон -весна, осень; назначение - повседневная и одежда для уроков труда.

Форэскизы выполнялись с учетом проработки конструктивных узлов моделей. Основное внимание уделялось проектированию простых форм единичных изделий, которые могут комплектоваться между собой в разнообразных вариантах. Эти изделия могут быть выполнены как из одного и того же полотна, так и из разных, связанных цветовой гаммой.

Для достижения разнообразия внешнего вида моделей, а также для увеличения их функциональности была поставлена задача разработать различного рода дополнения в виде трансформирующихся сумок-папок, портфелей из пластиковых и сетчатых материалов, оригинальные головные уборы, а также съемные и разъемные детали (карманы, клапаны, воротники, пояса-кошельки и проч.) (рис. 1, 2 в приложении).

Итоги предварительного просмотра творческих фор-эскизов позволили выявить две основные группы моделей для дальнейшей работы по выполнению их в материале. В группе младших школьников были отобраны комплекты из одноцветных полотен насыщенной цветовой гаммы и полотен жаккардовых переплетений в стиле русского народного искусства. Комплекты для старшеклассников намечено было выполнить из гладких полотен сдержанных цветовых тонов в сочетании с дополнительными материалами (сетками, пластиком, тканями и т. д.).

https://mir-nauki.com

Акцентом коллекции изделий для школьников стали фартуки новых форм и конструкций с элементами разнообразных трансформаций. Например, фартук в виде трикотажного шарфа, представляющего собой прямоугольник, который за счет стягивания шнуром по краям позволяет принимать различную форму, а также преобразовываться в головной убор, рукава, капюшон (на данное изделие будет подана заявка на промышленный образец). Другим примером является фартук-юбка с большими накладными карманами, которые могут отстегиваться и превращаться в головной убор. Также заслуживает внимания фартук-жилет с капюшоном, он состоит из раздельных прямоугольников, соединенных между собой застежкой на кнопки, что позволяет изменять не только длину изделия, но и его ассортиментную принадлежность (рис. 3-6 в приложении).

В ходе отработки конструкторского этапа все утвержденные эскизы выполняются в макетных формах и тщательно прорабатываются с учетом конструктивных особенностей сложных узлов моделей и технологических параметров трикотажных полотен. На каждый макет делаются лекала, соответствующие размерам и ростам выбранных возрастных групп детей.

Технологический этап проектирования предполагает определение параметров трикотажного полотна, его плотность по горизонтали и вертикали, степень растяжимости, формоустойчивости его структуры, состав сырья, вид переплетения и т. д. Также проводятся опытным путем предполагаемая усадка полотна в образцах. В зависимости от свойств полотна вносятся соответствующие коррективы в подготовленные лекала. Далее определяются оптимальные виды швейной обработки отдельных узлов, соответственно выбираются типы швейного оборудования и нитки по номеру и цвету. По необходимости конструкторский и технологический этапы проектирования можно объединить.

Технический этап включает в себя все процессы, связанные с изготовление изделия в материал: подготовка полотна к раскрою, разложение лекал на поверхности полотна с учетом наименьших межлекальных выпадов, раскрой полотна по контуру лекал по всем деталям изделия. Затем следует сборка раскроенных деталей наметочным швом для проведения первой примерки. В результате примерок корректируется посадка изделия на фигуре и вносятся соответствующие исправления. Далее изделие отшивается до состояния полной готовности.

Для отработки приведенных этапов, и с учетом результатов анкетирования, как наиболее приемлемый вид одежды был выбран комплект, содержащий несколько готовых изделий различных ассортиментных групп из трикотажа, варьирующихся между собой как по цветовой гамме, месту положения на фигуре, так и по способу ношения. Например, комплект одежды для старшеклассников, состоящий из юбки, брюк, двух жилетов различной длины, джемпера с капюшоном и жакета. Дополнениями служат фартук, сумка-папка, головной убор в виде каскетки. В данном варианте возможны различные способы ношения отдельных частей комплекта.

https://mir-nauki.com

ЛИТЕРАТУРА

1. 2.

3.

4.

5.

6. 7.

Сухова Т.Н., Помазкова Е.И., Кузьмичева Ю.С. Научно обоснованный подход к проектированию школьной одежды // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 46. С. 143-145.

Диев О.Г., Мациевская Ю.А., Марченко И.В. Концепция адресного проектирования школьной одежды на основе современных технологий // В сборнике: Проблемы идентификации, качества и конкурентоспособности потребительских товаров сборник статей IV Международной конференции в области товароведения и экспертизы товаров. Юго-Западный государственный университет. 2015. С. 179-186.

Пилипук О.В., Наурзбаева Н.Х. Формирование концепции проектирования школьной одежды // В книге: Тезисы докладов XL научно-технической конференции преподавателей и студентов университета 2007. С. 81-82.

Бескоровайная Г.П., Куренова С.В. Проектирование детской одежды // Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, Мастерство, 2002.

Докучаева О.И. Форма и формообразование в костюме из трикотажа // Костюмология. 2018. Т. 3. № 3. С. 8.

Савельева С.И., Докучаева О.И. Комплексный анализ развития изделий из трикотажа в ХХ-ХХ1 вв. // Костюмология. 2018. Т. 3. № 3. С. 9.

Толкачева А.И. Дизайн трикотажных изделий: Учеб. пособие / А.И. Толкачева. СПб: Специальная литература, 2004. - 159 с.: ил.

https://mir-nauki.com

Dokuchaeva Olga Ivanovna

Russian state university named A.N. Kosygin, Moscow, Russia

E-mail: dokuchaeva_oi@mail.ru

Stages of the design of school clothes from knitwear

Abstract. The article highlights the stages of preparation for the design of school uniforms. The propedeutical (preparatory) stage involves the determination of the relevance and essence of this social order, a clear identification of the problems associated with its implementation in all areas and a range of tasks for solving the problems posed. A sketchy design stage, which involves the development of preparatory for-sketches, work, design and finishing sketches on school clothes for all major groups of students, taking into account age, season, season, the presence of special types of activities. Analyzed technological design stage and the technical stage, which includes all the processes associated with the manufacture of products in the material.

The article presents the results of a survey of three different age groups of the population in order to ascertain the main preferences in the range of clothing for the student. The survey showed that the first group of junior schoolchildren actively demanded clothes in colorful, colorful, rich colors, with fonts in the form of cartoons names, heroes of action films, etc. requirements specifically for the strength of fabrics, the possibility of diversity of assortment groups of products for their subsequent combination in the preparation of the student's wardrobe for each day at their own discretion. In the third group (30-45 years old), the majority expressed doubts about the need to develop a school uniform in general.

Keywords: school clothes design; the stages of designing school clothes; school uniform; knitwear

57PDMN119

Приложение

Эскизы для разработки комплектов школьной формы для разных возрастов

Рисунок 1. Логические ряды на тему «Комплект из трикотажа для школьников»

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКТ

Рисунок 2. Универсальный комплект для школьников младших классов

Рисунок 3. Разработка промышленного комплекта школьной одежды из кроеных трикотажных полотен предприятия

Разработка гардероба для старших школьников. В коллекцию включены комплекты из трикотажа в сочетании с тканями. Изделия построены на принципах многослойности, взаимозаменяемости, трансформации отдельных частей.

Рисунок 4. Разработка гардероба для старших школьников в графике

Рисунок 5. Школьный гардероб для старших классов. Чистовые эскизы в цвете

Рисунок 6. Школьный гардероб для старших классов. Чистовые эскизы в цвете (продолжение)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.