Научная статья на тему 'Основные особенности моделирования изделий из трикотажных полотен'

Основные особенности моделирования изделий из трикотажных полотен Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
687
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ / ТРИКОТАЖНЫЕ ПОЛОТНА / SIMULATION PRODUCTS / KNITTED FABRICS

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Баландина Елена Александровна

В статье описываются проблемы и особенности проектирования трикотажной одежды, даны рекомендации по моделированию конструкций трикотажных изделий с учетом комплексного использования свойств трикотажа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Баландина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHLIGHTS SIMULATION PRODUCTS FROM KNITTED FABRICS

This article describes the problems and peculiarities of design knitted garments, recommendations modeling knitwear designs with the integrated use of the properties of knitwear.

Текст научной работы на тему «Основные особенности моделирования изделий из трикотажных полотен»

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ

ТРИКОТАЖНЫХ ПОЛОТЕН

Баландина Елена Александровна

канд. техн. наук, доцент Омского государственного института

сервиса, РФ, г. Омск E-mail: balandina elena@mail.ru

HIGHLIGHTS SIMULATION PRODUCTS FROM KNITTED FABRICS

Balandina Elena

candidate of technical sciences, Associate Professor of Omsk state Institute of

service, Russia, Omsk

АННОТАЦИЯ

В статье описываются проблемы и особенности проектирования трикотажной одежды, даны рекомендации по моделированию конструкций трикотажных изделий с учетом комплексного использования свойств трикотажа.

ABSTRACT

This article describes the problems and peculiarities of design knitted garments, recommendations modeling knitwear designs with the integrated use of the properties of knitwear.

Ключевые слова: Моделирование швейных изделий; трикотажные полотна.

Keywords: simulation products; knitted fabrics.

Проживание на территории с резко-континентальным климатом всегда сказывается на гардеробе. Зимой особенно хочется тепла и уюта, и именно эти потребности в максимально эффективной форме удовлетворяет одежда из трикотажного полотна.

Трикотажная одежда не только удобна, но и практична. Благодаря особенностям свойств трикотажа модную одежду удалось сделать ярче и разнообразнее. Основными факторами, определяющими моду в трикотаже, являются переплетения и орнаменты трикотажных полотен, цвет, силуэт и форма изделий, пропорции, характер деталей и отделок.

Created by DocuFreezer | www.DocuFreezer.com |

Из трикотажного полотна можно изготовить практически все изделия, выпускаемые швейной промышленностью из тканей. Если учесть гигиенические свойства трикотажа — гигроскопичность, теплопроводность, несминаемость и способность выдержать продолжительную носку, не изменяя внешнего вида, — станет понятно, почему одежда из трикотажа любима потребителем.

Сегодня российский производитель должен быть в курсе всех технологических новинок, следить за направлениями моды. Именно эти аспекты влияют на создание конкурентоспособного товара. Поэтому приоритетным направлением в работе специалистов при разработке проектно-конструкторской документации для одежды различного ассортимента является внедрение новых технологий, применение прогрессивных способов проектирования с учётом последних отечественных и зарубежных достижений в области швейного производства.

Мода в трикотаже, развиваясь с учетом общего направления моды в одежде, представляет в настоящее время самостоятельный раздел моделирования и не подвержена столь частым изменениям, как в одежде в целом. Она более стабильна и вместе с тем более гибка. Если в одежде из тканей очень много значат силуэт, форма, линии (как конструктивные, так и конструктивно-декоративные, декоративные), то в трикотаже они не являются главными факторами.

Предмет профессиональной деятельности дизайнера и конструктора в области проектирования и моделирования одежды из трикотажа — это поиск, проектирование новых структур переплетений, орнаментов трикотажных полотен, колорита, деталей отделки, новых форм в одежде и воплощение их в материале, иначе — моделирование формы одежды.

Проектирование новых моделей одежды — это комплексное решение художественных, эргономических, технических, технологических, экономических и других задач в процессе разработки эскизов, макетов, чертежей, технологии изготовления образцов изделий рациональных размеров и форм в соответствии с предъявленными к ним требованиями.

Многовариантность проектных решений, разнообразие исходных материалов, частая смена моделей и ассортимента изделий требует системного подхода к выполнению проектных работ, учета комплекса физико-механических свойств трикотажного полотна, специфики функционального назначения и особенностей композиционно-конструктивного решения трикотажной одежды.

Конструкции трикотажных изделий должны быть технологичными и экономичными, т. е. обеспечивать минимальные трудовые и материальные затраты на изделие. Эскиз или образец модели является основой для определения силуэтной формы изделия, членения изделия на основные узлы и детали, установления припусков в изделии относительно размеров типовой фигуры. При членении одежды на основные узлы и детали необходимо учитывать такие неблагоприятные свойства, как распускаемость трикотажа, закручиваемость его краев и прорубаемость. Линии конструктивных членения, швы — должны быть расположены на полотне таким образом, чтобы эти свойства проявлялись в меньшей степени. Рекомендуется конструктивные и конструктивно-декоративные линии проектировать простых лекальных форм, избегать горизонтальных линий членений. В изделиях из легкопрорубаемых трикотажных полотен необходимо проектировать минимальное количество швов.

При проектировании трикотажных изделий очень важно размеры и форму будущего изделия увязать со свойствами трикотажного полотна, т. к. это способствует в дальнейшем сохранению размеров, объемов, силуэта изделия в процессе носки и созданию комфортных условий для человека.

Деформация трикотажного полотна — основное свойство, влияющее на конструкцию изделия. Конструктору необходимо выбрать такое значение величины деформации, которое бы удовлетворяло одновременно нескольким требованиям: обеспечение комфортного давления на тело человека, возможность закрепления деформаций в изделии, обеспечение максимальной износостойкости на участках, наиболее подверженных истиранию, отсутствие искажения зрительного восприятия рисунка и фактуры полотна [1, с. 13—18].

Трикотажные полотна, по сравнению с тканью, имеет большую подвижность структуры, наличие подвижной петельной структуры придает полотну более высокую способность к формованию, полотно легко принимает сложную пространственную форму без использования каких-либо дополнительных конструктивных членений. Форму трикотажного изделия, получают путем перекоса полотна. В трикотаже перекос должен непременно сопровождаться растяжением полотна в поперечном, продольном или диагональном направлениях, либо одновременно во всех.

Применяя различные переплетения и виды сырья, разную расстановку игл, можно получать нужную форму изделия. На трикотажном полотне с машин низких классов использование вытачек нецелесообразно, так как в местах их расположения создается большое утолщение, отрицательно влияющее на эстетический вид изделия. Заужение полотна, например в области талии для получения приталенного силуэта, вместо вытачек может быть достигнуто непосредственно при вязании путем изменения глубины кулирования.

При построении женских трикотажных изделий, плотно облегающих фигуру, выполненных из полотен второй и третей групп растяжимости, не рекомендуется использовать большие отрицательные значения основных прибавок. При использовании больших абсолютных значений минусовых прибавок в конструкции возникают дефекты, которые не позволяют обеспечить хорошую посадку и требуют обязательную корректировку конструкции. Кроме того, использование различных величин минусовых прибавок на различных участках чертежа создает большие неудобства. Основной процент заужения конструкции необходимо выбирать в зависимости от группы растяжимости полотна, переплетения, пряжи, а также класса оборудования, на котором оно связано.

При выборе силуэтной формы изделия, покроя основных деталей необходимо учитывать ширину трикотажного полотна. На ширину трикотажного полотна влияет структура переплетения, расстановка игл, сырье. Ширину трикотажного полотна можно изменять последующей его отделкой.

При изготовлении современных изделий на плоскофанговых машинах большое внимание уделяется образованию формы с максимальным использованием технологических возможностей оборудования, т. е. сочетанию в одном изделии полотен разных структур. Структура трикотажного полотна зависит от показателей: волокнистого состава, структуры пряжи, плотности, отделки. Широко используя возможности плоскофангового оборудования, можно получить методом сочетания различных видов переплетений самые разнообразные конструктивные формы трикотажных изделий, что позволяет значительно расширить ассортимент изделий из трикотажа.

Использование разных видов пряжи даёт возможность создавать новые виды трикотажных полотен, новые виды переплетений, что способствует созданию новых форм и объёмов изделий, современных конструктивных решений и декоративных элементов (рукав покроя реглан, юбки плиссе, рюши, сетчатые переплетения). В настоящее время актуально и широко используется при изготовлении трикотажных изделий сочетание натуральных и искусственных волокон: вискоза с хлопком; вискоза со льном; шерсть с вискозой. При этом улучшаются гигиенические свойства одежды и её эстетический вид.

Форма, декор, детали и конструкция, взаимодействуя, в совокупности создают в рамках определённого стиля образное решение. Каждому стилю характерен определённый круг идей, тем, образов, композиционных решений. Сочетание функциональных предметов с экстравагантными решениями в одежде, использование различных членений, орнаментов, криволинейной поверхности и различного вида отделки и обработки из трикотажа. Всё это позволяет добиться желаемого результата. Цветовое решение также оказывает влияние на восприятие формы. Цвет воспринимается в эмоционально-психологическом и символическом аспектах. Он вызывает ассоциации, может возбуждать и угнетать, оказывать успокаивающее воздействие.

Разработанные рекомендации по моделированию изделий из трикотажных полотен можно использовать как в традиционном процессе проектирования в

авторских дизайн-ателье, так и в специализированных автоматизированных системах проектирования на предприятиях легкой промышленности. Они позволят повысить эффективность производства от внедрения рациональных конструктивных решений, способных пользоваться спросом на рынке одежды.

Высокое качество одежды в целом во многом зависит от качества ее конструкции, для выполнения этой задачи наряду с разработкой разнообразных по переплетениям, расцветкам и волокнистому составу трикотажных полотен необходимо вести дальнейшие исследования в направлении совершенствования конструкции трикотажных изделий с учетом комплексного использования свойств трикотажа.

Список литературы:

1. Баландина Е.А., Виниченко И.В. Конструирование трикотажных изделий: учеб. пособие. Омск: СГИС, 2011. — 103 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.