УДК 7.03 DOI 10.36945/2658-3852-2023-4-61-72
Р. И. Ильясова
ХУДОЖЕСТВЕННО-СТИЛЕВАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСТВА И. ЗАРИПОВА (1939-2012)
Аннотация: В статье рассматривается эволюция стиля в творчестве татарского национального художника Ильдара Зарипова в позднесоветский период (1960-1980-е гг.). Дается характеристика его творчества, где особое внимание уделяется раннему этапу. Впервые производится анализ ранее неизвестных живописных произведений художника. Выявляется его склонность к традициям русского авангарда в период становления мастера. Делается вывод, что стилевые коллизии явились закономерным и необходимым этапом для формирования впоследствии индивидуального стиля художника.
Ключевые слова: искусство Татарстана, национальный романтизм, авангардистские тенденции, позднесоветское искусство, Ильдар Зарипов.
Формирование и развитие этнического своеобразия татарского изобразительного искусства происходило на протяжении ХХ в. на стыке изобразительных традиций русского искусства и его художественной рефлексии в творчестве татарских мастеров. Это вылилось в сложный этнокультурный феномен в искусстве Татарстана, выражающий как национальное своеобразие нации, так и чувство всеобщности в целом. Художники, поднимая в своих произведениях богатый пласт фольклорного сюжетно-образного материала, способствовали своим творчеством укреплению духовных и культурных взаимосвязей не только внутри, но и между другими народами. А кожаная мозаика, высокохудожественные ювелирные украшения, шитье и вышивка, многоцветное узорное ткачество, преимущественно цветочно-растительного характера; полихромная раскраска жилища -явились проявлением богатого художественного языка татарского народа.
Однако в начале ХХ в. в Татарстане еще не было единой, сложившейся оригинальной национальной художественной школы живописи и графики; лишь единичные яркие и своеобразные явления (например, творчество Б. И. Урманче). Свое начало оно берет лишь в начале прошлого столетия - «неординарную, ускоренную полосу развития переживает национальная графика в лице первой плеяды мастеров: Ф. Тагирова, Д. Булата, Г. Арсланова, Ш. Мухаметжанова, М. Карима и др.» [Каталог выставки произведений художников Татарии 20-30-х гг., 1990, с. 23]. Следующий этап - 1930-1950-е гг. - это уже период торжества
© Ильясова Р. И., 2023.
соцреалистического метода; в это время было создано множество произведений на языке «всеобщего академизма» (творчество Х. А. Якупова, Л. А. Фаттахова, М. У. Усманова и др.), который встречался и в творчестве художников многих других союзных республик. Искусство новой страны должно было быть национальным по форме и интернациональным по содержанию. Поэтому изобразительное искусство Татарстана начинает приобретать свои наиболее очевидные и своеобразные характеристики лишь в позднесоветский период, что проявилось в многообразии стилевых пристрастий художников республики. Это справедливо отмечает и казанский исследователь Д. К. Валеева, «в 70-80-е годы проблема стилевого многообразия и нового содержания является весьма острой в советском искусстве вообще и в искусстве Татарстана в частности» [Валеева, 1999, с. 87]. Оно начинает преодолевать ограниченность тематики соцреализма и ее ортодоксальную интерпретацию. В этот период происходит прямо-таки вулканическое развитие национального стиля в искусстве, поиски разного плана в творчестве таких серьезных и талантливых художников, как Р. А. Кильдибеков, Ш. М. Шайдуллин, К. А. Нафиков, З. М. Миннахметов, А. С. Фасхутдинов, и др. Поколение художников этого периода стремилось к обновлению живописного мышления и метода, к смене эстетических понятий и художественных практик. Нередко это проявлялось в обращении к фольклорно-мифологическим темам, возрастании декоративности, обобщении и преобладании условности художественной формы. Возможно, это объяснялось тем, что татарское изобразительное искусство, будучи довольно молодым и с «европоцентрической точки зрения "отсталым", <...> было обречено оставаться длительное время в узком мирке, в замкнутом кругу своего "хоум-арт"» [Червонная, 1999, с. 40].
Одним из ярких и своеобразных художников Татарстана позднесоветского периода стал живописец Ильдар Зарипов [Ильясова, 2020]. С конца 1960-х гг. он был приверженцем «изображения многоцветья, красочности народного быта или событий, связанных с историей страны, и это были картины-повести, картины-притчи, где всегда шла речь о жизни людей» [Валеева, 2019, с. 9]. Его творчество было самобытным, «дав в какой-то мере декоративный, национальный вариант "сурового стиля"» [Шагеева, 2019, с. 17], и оказало огромное влияние на всю последующую живопись Татарстана. Ильдар Зарипов - бесспорный лидер национального искусства республики, его произведения сегодня представлены в крупнейших музеях России и за ее пределами: Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан, Государственном музее искусств Узбекистана, Национальном музее «Киевская картинная галерея» и др.
Так, объектом данного исследования явилось искусство Татарстана 19701980-х гг. Предметом - раннее творчество Ильдара Зарипова.
Цель данного исследования заключается в рассмотрении многообразия художественных стилей на раннем этапе творчества Ильдара Зарипова (19601980-е гг.). Для этого необходимо решение следующих задач:
- ввести в научный оборот новые изобразительные материалы, проанализировать их технические и стилистические особенности;
- проследить стилевую эволюцию художника с 1960-х по 1980-е гг.
Основой для исследования данной темы явились произведения Ильдара За-
рипова из фондов Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (ГМИИ РТ), Музейного комплекса города Казани, Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств и частных коллекций и ограничены периодом их создания (до 1990-х гг.).
Научная новизна исследования заключается в попытке создания целостной картины стилистической эволюции художника Ильдара Зарипова. В данной работе последовательно привлечены материалы периодики, документов «устной истории», а также впервые вводятся в научный оборот и анализируются новые художественные материалы.
При написании статьи применены культурно-исторический и искусствоведческий методы, что позволило выявить особенности и оценить творческий путь становления художника.
Творчество Ильдара Зарипова попало в поле зрение искусствоведов еще на заре становления - в 1970-е гг., и остается актуальным и сегодня. Его творчество в разные периоды исследовалось Д. К. Валеевой, А. Б. Файнбергом, Д. Д. Хисамо-вой, С. М. Червонной, Р. Г. Шагеевой и другими казанскими и московскими искусствоведами; регулярно появлялись статьи и заметки о творчестве художника в казанской периодической печати [Егорова, 2002; Колина, 2013]. Были выпущены альбомы, посвященные его художественному наследию [Альбом Ильдар Зарипов, 2019; Минлебаев, 2000]. Однако большая часть исследований сосредотачивалась на историческом и общенациональном аспекте творчества Ильдара Зарипова, не затрагивая стилевую эволюцию художника, и представляют собой анализ таких произведений, как «Зульфия - казанская красавица» (1984), «В деревне» (1987), «В гости» (1998), «Золотой колос» (1998) и др., давно ставших классикой изобразительного искусства Татарстана. Эти работы выполнены согласно национальным живописным традициям татарского народа в щедрой и яркой палитре; они предельно декоративны и орнаментально ритмичны, красивы и свободны композиционно. Исследований, посвященных вопросам сознательного пути и становлению стиля Ильдара Зарипова - «от Пикассо до реализма» [Альбом Ильдар Зарипов, 2019, с. 10], перешагивая «каноны как академической, так и провинциальной местной школы» [Альбом Ильдар Зарипов, 2019, с. 17], еще нет.
Ильдар Касимович Зарипов (1939-2012) родился в Казани. Его природная художественная индивидуальность развивалась в Казанском художественном училище (1957-1961), затем в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1962-1968), под руководством Д. К. Мочальского, известного романтика «оттепели» с искренней любовью к красоте, лишенной ложного пафоса [Альбом Ильдар Зарипов, 2019, с. 14-15]. Встреча с ним, по признанию самого Ильдара Зарипова, помогла свершиться в нем внутреннему перелому, дала силы для серь-
езной работы над собой в дальнейшем [Поркова, 1982]. Затем художник продолжает свое развитие в творческой мастерской Академии художеств СССР у Г. М. Коржева (1969-1972). Учеба в этом заведении обогащалась и общением с талантливым окружением - однокашниками художника были будущие академики О. П. Филатчев, Т. Г. Назаренко и др. Ильдар Зарипов вобрал в себя главные черты своего московского окружения - социальный подход в творчестве, правдоискательство, поставив во главу его гуманистические идеалы своего народа.
Накануне 1970-х гг., после возвращения Ильдара Зарипова домой, в родную Казань, в его творчестве начинает проявляться желание выйти за пределы догматических регламентаций социалистического реализма, которые ограничивали диапазон творческих возможностей советских художников в предыдущую эпоху (19301950-е гг.) и продолжали сохраняться в региональном искусстве. Важные тенденции развития искусства «оттепели» (конец 1950-х - 1960-е гг.) сподвигли художника на поиск новых выразительных средств и методов в отображении своеобразия культуры татарского народа. В этот период его картины не раз оказывались в центре острых дискуссий: сказочно-фантастическая манера изображения, откровенные «ню», необычная фактурная техника живописи отнюдь не вписывались в привычные рамки социалистического реализма. При этом исследователи позднее отмечали, что «это искусство не порывало с официальным направлением "социалистического реализма", внешне даже не противоречило ему, оно формировалось в его недрах, сохраняя принцип имитации жизненного правдоподобия» [Червонная, 1999, с. 45].
Известен случай, когда Ильдар Зарипов был вызван секретарем обкома КПСС по идеологическим вопросам М. М. Мусиным, который безапелляционным образом указал художнику на необходимость пересмотра тем творчества [Галлямова, 2015, с. 380]. В художественной жизни Татарстана от мастеров еще ждали культивирования социалистических тем. Искусствовед С. М. Червонная, анализируя ряд произведений Ильдара Зарипова, такие как «В бане» (1969), «Дома» (1971), «Хлеб» (1982), «Ак ат» (1995) и др., которые выполнены в довольно привычной для современного круга исследователей и зрителей манере, относит их к «национальному романтизму» [Червонная, 1999, с. 60-64]. Для нас же представляют интерес ранние произведения Ильдара Зарипова, относящиеся к «послеоттепельному» периоду 1960-1980-х гг., которые содержат в себе неожиданные тематические и стилистические вариации и неизвестны широкому кругу зрителей.
Уже в ранних, конца 1960-х гг., произведениях художника ощущается поиск собственной манеры - это и некоторая условность художественного языка, и декоративная плоскостность, и яркость красок, подчеркивающая экспрессию рисунка. Строжайшую достоверность изображения можно наметить в картине «Землячки» (1969), на которой в полном умиротворении изображены две татарские женщины в повседневной татарской национальной одежде за прялками. Картина решается по своеобразным сценическим законам автора: скудный колорит и общая сдержанность картины лишь усиливают и обостряют ощущение материальности жизни. Художнику даже в повседневных сценах типичного деревенского быта необходимо
раскрыть глубинные первоначала народной жизни. Произведения художника этого периода, по мнению Д. К. Валеевой, «являют собой новый этап в развитии всей татарской живописи» [Валеева, 1999, с. 282].
В начале 1970-х гг. в творчестве Ильдара Зарипова наметились эксперименты с техническими средствами современной живописи и авангарда. В этот период были созданы произведения, которые остались за чертой внимания искусствоведов и председателей выставочных комитетов ТАССР. Вероятно, объяснялось это тем, что ряд живописных картин Ильдара Зарипова этого периода были далеки от народного понимания искусства и представляли остроноваторские черты для живописи своего времени.
Например, разноголосица стилевых пристрастий художника намечается в женском портрете «Блондинка» (1973; рис. 1). Оригинальные качества этого портрета содержатся в вызывающе смелой ломке натуры, которая лепит личность и характер изображаемой женщины великолепной пластической убедительностью. По характеру и художественному решению «Блондинка» отсылает к произведениям «бубнововалетовцев», как известно, им была близка стихия народного искусства - национального декоративного начала. Именно эти качества были свойственны и художественному мировосприятию Ильдара Зарипова. Поэтому представляется совершенно логичным, что интерес художника к искусству «старых авангардистов» лишь укоренило философию его творчества, связанную с народным и национальным началом.
Рис. 1. И. К. Зарипов «Блондинка» (1973. Холст, масло). Собрание галереи «Дом Арт», Казань
«Блондинка» сильно выбивается из ряда привычных произведений автора: утрированием физических черт модели, обилием «рассказывающих» деталей и комически серьезным позированием. Художник верен себе - выбирая яркие контрастные цвета, он достигает резкой остроты цветового воздействия. Светский портрет авангардистского типа здесь не обнаруживает и намека на национальность, раскрывая новые грани художника в поисках собственного стиля.
Женские образы стали сквозной темой, пронизывающей все зрелое творчество Ильдара Зарипова. «Я к женщине отношусь как к цветку...» [Маринина, 1993], любил говорить сам художник. Галерея женских портретов исчисляется калейдоскопическим разнообразием трактовок: от наполненных молодым озорством живописного эксперимента моделей до классически трактуемых крестьянок и любящих матерей («Землячки», 1967, «Девочка», 1974, «Воспоминание», 1977), метафорических девушек из народных сказок или великих правительниц («Сююмбике», 1989-1990; «Болгар кызы», 1990). Сочетание острейшей национальной характерности «деревенской прозы» с миром фольклорно-поэтических метафор - основная характеристика этих образов. Не прибегая к прямой цитате наследия классиков изобразительного искусства, Ильдар Зарипов осмысливает историю, традиции, быт татарских женщин и представляет их образы в новой современной редакции. Фигуры в картинах художника символичны, они олицетворяют различные начала жизни - мудрый опыт, творческую целеустремленность, хрупкую женственность. В этих произведениях особенно важен ритм - медленный и плавный, создающий масштабное повествование. Но если в данном строе ритм - это остов логической конструкции, то цвет работает как эмоциональный смысл, на передачу мироощущения татарского народа.
Наиболее последовательно цветовая эволюция наблюдается в произведениях конца 1970-х гг., неизвестных широкому кругу, редко выставляемых, которые открывают новые аспекты творчества Ильдара Зарипова: «Подруги» (1978), «В примерочной» (1978), «Август» (1978), «Прогулка» (1978), «У голубого озера» (1978), «Портрет девушки» (1978), «Сон» (1978), «Прощание» (1978), «Даль голубая» (1979; рис. 2) и др. Изображая женщин в повседневной рутине, он пишет их фигуры в удивительном покое, полной величавости и тишины, в дополнительном временном измерении. Эти работы не только продолжают путь исследования женской сущности и формы, но и демонстрируют колористические возможности и эксперименты художника. Намеренно выбирая яркие, противоборствующие друг другу краски - карминовый, небесно-синий, изумрудный, - художник отходит от реалистичной трактовки сюжета, создает драматические интонации. В них нет фабулы, которая угадывается лишь по названиям и потому не требует истолкования.
Подобные колористические эксперименты Ильдара Зарипова представляются эмоционально-сущностными. Своим творчеством он стремится в абсолют, сложный символизм и ищет возможность выражать внутренний мир посредством буйства колорита. В этом и в желании синтезировать современность с традицией,
он близок к французским набидам. Экспрессивная сила цвета, игра в контрасты становятся характернейшими качествами живописи этих лет художника.
Рис. 2. И. К. Зарипов «Даль голубая» (1978. ДВП, масло).
ГМИИ РТ
Рис. 3. И. К. Зарипов «Мужской портрет» (1977. Картон, масло). Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств
«Миф об изменчивости И. Зарипова имеет под собой серьезную почву» [Шагеева, 2019, с. 16]. Творческой неожиданностью становятся произведения Ильдара Зарипова конца 1970-х гг., написанные в период отпуска в Мацесте, где, по воспоминаниям художника С. Н. Виноградова (род. 1936), он плодотворно работал. Картины, полные детской наивности и примитива - «Мужской портрет» (1977; рис. 3) и «Этюд. Хоста» (1977; рис. 4) - написаны с намеренным отказом от академических канонов живописи. Если мужской портрет создан по всем «правилам» примитивистского творчества - плоскостность фигуры, жесткая живописная манера, черные контуры и добрая комичность, то вторая картина - это пестро-узорный букет эмоций, где каждая женщина - первозданный цветок, близка к абстракции. Эти картины грубоваты и угловаты, жестки и настойчивы в своей аскетической самоотверженности жизневосприятия и напоминают детские рисунки. И в этом также проявление стилевой эволюции автора: имея богатое классическое художественное образование за плечами, обратиться к первоисточнику, к примитиву как к ключу вдохновения.
Рис. 4. И. К. Зарипов «Этюд. Хоста» (1977. Фанера, масло).
Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств
Данные произведения сильно противоречат привычным, признанным уже классикой татарского искусства произведениям Ильдара Зарипова. Эти искания явились закономерным этапом при переходе к новому типу творчества, «ковровой» фактуре, подобной декоративному ковру с плотным красочным фоном...» [Нигматуллина, 2012, с. 85]. В этом ключе можно рассматривать многочисленные женские «ню» автора: «Сон» (1978), «Полевой цветок» (1982-1985), «Казанская Венера» (1989), «Кышкы балан» (1994), за которые он не раз подвергался критике [Галлямова, 2015, с. 380]. Самой известной в данном жанре считается картина
«Зульфия» (1980-1985), которая представляет собой изображение обнаженного женского тела, что долгое время считалось непристойным для татарского искусства. Загадочное лицо, жеманная поза и распущенные волосы, перебираемые женщиной, наполняют произведение эротической составляющей. Женщина, пышущая нежностью и негой, с долей справедливого самолюбования предстает перед зрителем, словно на сцене. Автор отдает предпочтение театрально-декоративному началу и плоскостности в картине. Расположенное рядом с героиней яблоко может трактоваться как первородный грех и символ искушения. Все это, в сочетании со стилизованным фоном, декоративной плоскостностью и яркостью красок, шероховато-рельефной фактурой, создает празднично-радостную энергетику, созвучную наивистам ХХ в. Ильдар Зарипов при формировании собственного национального стиля умело вплетал в жанр и эстетические представления традиций европейского искусства; выходит на особый уровень художественного обобщения, позволяющий оперировать общечеловеческими понятиями и ценностями.
Трактовка образов через театрализацию характерна и для мужских портретов кисти Ильдара Зарипова. Правда, их сложно обозначить как портреты в прямом смысле, скорее, это мужские образы в рамках жанровой картины: «Байрам» (1972), «Нефтяник Ахат абый» (1974), «Катюша» (1973-1985), «Батыр» (1985) и др. Художник своеобразно подходит к решению задач в картинах подобного типа: он фантазирует, додумывает облик изображаемых героев - простых татар, отказываясь от их индивидуализации, создает сложно-обобщенный образ. Они вступают в связь со зрителем, представляя условную хронологию действий и событий. Этот эффект применялся художником не единожды и достигался за счет практически идентичного фона и композиционного подобия полотен. И хотя у данных произведений множество отличий, их нельзя не рассматривать как некую цепочку событий, выстроенную в хронологической последовательности, словно все они представляют единый образный мир, дополняя друг друга. С каждым произведением мы знакомимся с событиями длинной и прекрасной легенды, имя которой - жизнь. Ильдар Зарипов обобщает в лице своих героев волевых и мужественных татарских тружеников, воспевая их красоту, силу и останавливая мгновения вечности.
Ильдар Зарипов - широко известный и признанный мастер не только Татарстана, но и России. По общему признанию, он глава школы, лидер направления, неофициальный академик живописи, имеющий своих последователей (Н. Латфуллин, Р. Харис). Именно с творчеством Ильдара Зарипова в истории татарской живописи связана целая эпоха интенсивного развития нового - декоративного - направления, которое появилось в конце 1960-х и окрепло в 1970-е гг. [Червонная, 1999, с. 120-124]. «Гонения на самобытность искусства» [Альбом Ильдар Зарипов, 2019, с. 16], которые встретил художник на пути своего становления, лишь закалили его; маневрируя, он сумел создать искусство как национальное явление, свободное от идеологических рамок.
Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что уже с конца 1960-х гг. в творчестве Ильдара Зарипова наметилось стремление отойти от идеологических
установок соцреалистической парадигмы. Невозможность открыто противостоять системе и личная национальная самоидентификация подтолкнули художника к поиску вдохновения в традициях татарского народа, нередко заставляя использовать при этом авангардистские приемы. Подобные формотворческие поиски были характерны для ряда мастеров изобразительного искусства 1970-1980-х гг., что может указывать на кардинальные сдвиги в самосознании татарского народа и перехода от единой советской общности к уникальной самобытной культуре. В связи с этим интерес Ильдара Зарипова к традициям авангарда на заре своего становления стал закономерным и важным этапом для формирования оригинального и узнаваемого впоследствии стиля в творчестве.
Библиография
Валеева, Д. К. Искусство Татарстана (ХХ век). - Казань : Туран, 1999. - 323 с.
Валеева, Д. К. Мастер // Ильдар Зарипов. - Казань : Заман, 2019. - С. 4-11.
Галлямова, А. Г. Татарская АССР в период постсталинизма (19451985 гг.). - Казань : Татар. кн. изд-во, 2015. - 455 с.
Егорова, М. Щедрый талант. Галерея-студия Ильдара Зарипова // Казань. -2002. - №11/12. - С. 160-163.
Ильдар Зарипов : альбом / сост. А. А. Гатина, Ф. М. Миннигулова, Д. Д. Хи-самова. - Казань : Заман, 2019. - 160 с.
Ильдар Зарипов : набор открыток (13) / авт. ст. Г. Никич. - Москва : Советский художник, 1980.
Ильясова, Р. И. Национальная тема в интерпретации молодых живописцев 1970-х (И. Зарипов, Р. Кильдибеков, К. Нафиков) // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия : материалы IX Меж-дунар. науч.-практ. конф. - Казань : Изд-во ун-та, 2020. - С. 310-315.
Каталог выставки произведений художников Татарии 20-30-х годов. - Казань, 1990. - 98 с.
Колина, С. Ильдар Зарипов неразгаданный // Казань. - 2013. - № 5-6. -С.110-111.
Маринина, О. Я к женщине отношусь как к цветку // Челнинские известия. - 1993. - 21 декабря.
Минлебаев, К. С. Ильдар Зарипов. Сынлы сэнгать. - Казань : Идель-Пресс,
2000.
Нигматуллина, Ю. Г. «Запоздалый» модернизм в татарской литературе и изобразительном искусстве. - Казань : Фэн, 2002. - 175 с.
Нигматуллина, Ю. Г. Татавангард и современный цивилизационный процесс. - Казань : Фэн, 2011. - С. 39-41.
Поркова, В. Жажда творчества // Учительская газета. - 1982. - 21 сентября.
Червонная, С. М. Все наши боги с нами и за нас. Этническая идентичность и этническая мобилизация в современном искусстве народов России. - Москва : Институт этнологии и антропологии, 1999. - 297 с.
Шагеева, Р. Г. Море живописи Ильдара Зарипова // Ильдар Зарипов : альбом. - Казань : Заман, 2019. - С. 16-17.
Сведения об авторе
Ильясова Разиля Ирековна, старший преподаватель, соискатель ученой степени кандидата искусствоведческих наук Казанского (Приволжского) федерального университета, старший научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан.
E-mail: [email protected]
R. I. Ilyasova
ILDAR ZARIPOV'S ART AND STYLE DEVELOPMENT (1939-2012)
Abstract: The article examines the stylistic evolution of the Tatar national artist Ildar Zaripov in the late Soviet period (1960-1980s). A characteristic is given to his work, where special attention is paid to the early stage. For the first time, an analysis is made of previously unknown paintings by the artist. His inclination to the traditions of the Russian avant-garde during the formation of Ildar Zaripov is revealed. It is concluded that stylistic collisions were a natural and necessary stage for the formation of the artist's individual style.
Key words: art of Tatarstan, national romanticism, avant-garde tendencies, Soviet art, Ildar Zaripov.
References
Valeeva, D. K. Iskusstvo Tatarstana (XX vek). - Kazan' : Turan, 1999. - 323 s.
Valeeva, D. K. Master // Il'dar Zaripov. - Kazan' : Zaman, 2019. - S. 4-11.
Gallyamova, A. G. Tatarskaya ASSR v period poststalinizma (1945-1985 gg.). -Kazan' : Tatar. kn. izd-vo, 2015. - 455 s.
Egorova, M. SHHedryj talant. Galereya-studiya Il'dara Zaripova // Kazan'. -2002. - №11/12. - S. 160-163.
Il'dar Zaripov : al'bom / sost. A. A. Gatina, F. M. Minnigulova, D. D. KHisamo-va. - Kazan' : Zaman, 2019. - 160 s.
Il'dar Zaripov : nabor otkrytok (13) / avt. st. G. Nikich. - Moskva : Sovetskij khudozhnik, 1980.
Il'yasova, R. I. Natsional'naya tema v interpretatsii molodykh zhivopistsev 1970-kh (I. Zaripov, R. Kil'dibekov, K. Nafikov) // Iskusstvo i khudozhestvennoe obrazovanie v kontekste mezhkul'turnogo vzaimodejstviya: materialy IX Mezhdu-narodnoj nauch.-prakt. konf. - Kazan' : izd-vo univer-ta, 2020. - S. 310-315.
Katalog vystavki proizvedenij khudozhnikov Tatarii 20-30-kh godov. - Kazan', 1990. - 98 s.
Kolina, S. Il'dar Zaripov nerazgadannyj // Kazan'. - 2013. - № 5-6. - S. 110-111.
Marinina, O. YA k zhenshhine otnoshus' kak k tsvetku // CHelninskie izvestiya. -1993. - 21 dekabrya.
Minlebaev, K. S. Il'dar Zaripov. Synly sehngat'. - Kazan' : Idel'-Press, 2000.
Nigmatullina, YU. G. "Zapozdalyj" modernizm v tatarskoj literature i izo-brazitel'nom iskusstve. - Kazan': Fehn, 2002. - 175 s.
Nigmatullina, YU. G. Tatavangard i sovremennyj tsivilizatsionnyj protsess. -Kazan' : Fehn, 2011. - S. 39-41.
Porkova, V. ZHazhda tvorchestva // Uchitel'skaya gazeta. - 1982. - 21 sen-tyabrya.
CHervonnaya, S. M. Vse nashi bogi s nami i za nas. EHtnicheskaya identichnost' i ehtnicheskaya mobilizatsiya v sovremennom iskusstve narodov Rossii. - Moskva : Institut ehtnologii i antropologii, 1999. - 297 s.
SHageeva, R. G. More zhivopisi Il'dara Zaripova // Il'dar Zaripov: al'bom. - Kazan' : Zaman, 2019. - S. 16-17.
About the author
Ilyasova Razilya Irekovna, Senior Lecturer, Candidate of Sciences degree seeking applicant at Kazan (Volga Region) Federal University, Senior Researcher of The State Museum of Fine Arts of the Republic of Tatarstan.
E-mail: [email protected]