Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИМ ФАКУЛЬТЕТ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Художественное образование в России имеет многовековую историю. Профессиональная подготовка художников развивалась во многом под влиянием западноевропейских школ, но имеет свои неповторимые традиции и культурные особенности. Сложившаяся к 70-80-м годам прошлого века трехуровневая система художественного образования (детская художественная школа - художественное училище - вуз) была ориентирована на обучение классической академической изобразительной грамоте. Русская академическая школа, сохраняя традиции европейских академий, давала студентам знания и навыки с учетом национальных особенностей и культурных традиций, столетнего художественного опыта. Однако в начале XIX века с введением рисования в гимназиях и реальных училищах возникает потребность в учителях рисования. В 1825 году было основано Строгановское училище, одно из отделений которого готовило учителей рисования. Выпускники Академии художеств имели возможность окончить годичные курсы для получения права работать в гимназиях.

Высшее художественно-педагогическое образование сформировалось в нашей стране относительно недавно, когда встал вопрос о необходимости подготовки кадров для системы общего школьного образования. Первый художественно-графический факультет был образован в 1942 году при Московском государственном педагогическом институте, долго оставаясь единственным в стране. Во второй половине ХХ века в СССР было открыто несколько художественно-графических факультетов, которые успешно работали над проблемами подготовки учителей изобразительного искусства. На этих факультетах появилась возможность готовить не только учителей, но и художников, а впоследствии и дизайнеров. Гибко строить процесс обучения, изучать современные направления и стили изобразительного искусства позволил этот массовый, доступный и демократичный вид художественного образования, дающий студентам академическую подготовку и развивающий их творческий потенциал.

В Республике Башкортостан в области художественного, художественно-педагогического и дизайн-образования важнейшую роль играет Художественно-графический факультет БГПУ им. М. Акмуллы. Художественно-графический факультет Башкирского государственного педагогического института был образован в 1974 году. На факультете создана уникальная система подготовки творческих кадров: учителей изобразительного искусства, преподавателей художественных дисциплин, художников, дизайнеров.

Одним из основателей факультета был кандидат педагогических наук, доцент, ныне академик Александр Семенович Рындин. Инициативный, энергичный, целеустремленный и требовательный организатор, он за короткий

пеппгогичесний ЖЫРНПЛ СЛШПОРТОСТПНП M 2(81). SOI 9

срок сумел собрать дружный, творческий коллектив преподавателей, имеющих за плечами немалый опыт творческой педагогической и научной деятельности, в том числе: график, доцент Р.М. Фаткуллин; искусствовед Э.П. Фенина, член Союза художников РФ, доцент, заслуженный деятель искусств БАССР; Н.А. Калинушкин, скульптор, заслуженный художник РФ; кандидат педагогических наук, доцент А.И. Масленников; кандидат педагогических наук, доцент, Л.И. Рындина; заслуженный художник РБ, скульптор Х.М. Хабибрахманов; график, мастер рисунка, А.Г. Габбасов; член Союза художников России С.К. Дергун; заслуженный художник России Р.З. Харисов; Н.И. Куприянов, кандидат педагогических наук, доцент; художники-прикладники А.И. Ковешников и Е.Н. Ковешникова, ныне -доктора педагогических наук, профессора.

Большое внимание было уделено преподаванию новых для художественно-графического факультета видов декоративно-прикладного искусства, научным и педагогическим связям со школами и вузами России. Среди выпускников - школьные учителя, преподаватели вузов и колледжей, ведущие живописцы, графики, скульпторы, мастера декоративно-прикладного искусства, искусствоведы, руководители признанных в стране дизайн-студий; специалисты, работающие в различных видах дизайна (графическом, средовом, дизайне костюма и т.д.), а также работники культуры и искусства.

В основе профессиональной деятельности факультета всегда был принцип подготовки мотивированного, разносторонне подкованного специалиста в области художественной деятельности. Еще в те годы, когда факультет выпускал учителей изобразительного искусства, черчения и труда, процесс обучения включал фундаментальную теоретическую и практическую подготовку в области изобразительной грамоты, художественного творчества и педагогики. Выпускники факультета обладают широким спектром знаний, умений и навыков практической деятельности в самых разнообразных областях изобразительного искусства: рисунка, живописи, графики, монументального и декоративно-прикладного искусства, искусствоведения, что подтверждается творческими и профессиональными достижениями выпускников.

Среди известных выпускников можно отметить заслуженных художников России - графика Айрата Терегулова и живописца Хатипа Фазылова; заслуженных художников республики Башкортостан - живописцев Рафаэля Кадырова, Расиха Ахметвалеева и Вагиза Шайхетдинова; скульпторов Фирданта Нуриахметова и Владимира Лобанова; скульптора-керамиста Виталия Николаева, графиков Рината Миннебаева и Талгата Масалимова; акварелиста Рамиля Абдуллина; членов Союза художников - РФ Ольгу Мартьянову, активно работающую в технике художественной росписи ткани; керамиста и художника по текстилю Леру Безрукову; живописцев Григория Загвоздкина и Ильдара Гильманова; доктора искусствознания, члена Союза художников РФ, профессора Т.А. Масленникову; членов Союза дизайнеров России Ильшата Байбурина и кандидата искусствознания, профессора Марса Ахмадуллина.

Почти тридцать выпускников удостоены почетных званий, являются лауреатами государственных и молодежных премий, победителями и призерами международных и всероссийских конкурсов; число членов творческих союзов

педагогический журнал епшнортостянп м 2(81), во 19 мвазай

превысило семьдесят человек. Это стало возможным благодаря тому, что процесс профессионально-художественной подготовки строится на единстве обучения и творчества, на развитии художественно-творческих способностей студентов.

В начале 2000-х годов, когда изменились требования к специалистам в области художественной деятельности и обучающие технологии, стали изменяться содержание и методы подготовки, на факультете появились новые направления. Сегодня на ХГФ реализуются следующие основные образовательные программы бакалавриата:

- педагогическое образование - подготовка учителей изобразительного искусства, технологии;

- профессиональное обучение - подготовка преподавателей дизайна и декоративно-прикладного искусства для системы среднего профессионального образования; основные образовательные программы по подготовке дизайнеров среды, графических дизайнеров.

На факультете реализуются также программы магистратуры по направлению педагогического образования с профилем «Изобразительное искусство, дизайн и технология»; профессионального обучения с профилем «Пластические искусства и дизайн», направленные на развитие способностей к научно-исследовательской работе в области художественного, технологического и дизайн-образования. В процессе обучения магистранты осваивают новые подходы к художественно-творческой деятельности и принципы педагогического руководства художественным и техническим творчеством детей и подростков; принципы современного дизайн-проектирования; овладевают новыми знаниями в области современного искусства и дизайна.

Программы, реализуемые на факультете, предполагают овладение студентами основами художественного творчества и работы в различных видах изобразительного искусства (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, скульптура); основами дизайн-проектирования, а также знаниями в области художественной педагогики, теории и методики обучения изобразительному искусству и технологии.

Каждое направление имеет свои особенности, но общим является то, что обучение строится на сочетании педагогических, методических знаний и художественно-технологических навыков. Новые идеи в обучении студентов связаны с открытием направления «Дизайн», профессиональной подготовкой дизайнеров среды, графических дизайнеров. Дизайн - направление, которое пользуется особой популярностью у современных абитуриентов, а само содержание подготовки студентов постоянно обновляется.

В основе организации обучения студентов ХГФ лежит потребность в решении следующих задач:

1. Развитие и совершенствование содержания и форм художественного, технологического и дизайн-образования, внедрение в образовательный процесс активных методов обучения, таких как метод проектов, проблемная лекция, коллективное творчество, деловые игры и другие.

пеппгогичесний ЖЫРНПЛ СЛШПОРТОСТПНП N 2(81). 2019 еаоомп

2. Привлечение к работе со студентами работодателей, художников, дизайнеров-практиков; развитие и поддержка сотворчества студентов и признанных специалистов в процессе работы над творческими проектами.

3. Создание современной системы непрерывного образования; подготовки и переподготовки профессиональных кадров в области дизайна, искусства и художественной педагогики (ДХШ - колледж - вуз - послевузовское образование).

4. Внедрение идей этнодизайна в практику художественного образования, включение в содержание обучения национальных, этнических элементов для воспитания толерантности, уважения к культурным традициям различных народов.

Факультет динамично развивается, оборудуются новые мастерские -керамики, скульптуры, кабинеты компьютерной графики, печатной графики, рисунка и живописи. При факультете создан Центр художественного войлока, Многофункциональный центр с выставочным залом и мультимедийным оборудованием, Центр художественно-педагогических компетенций. Ежегодно на факультете защищаются дипломные работы по живописи, графике, скульптуре, дизайну, декоративно-прикладному искусству, истории изобразительного искусства, теории и методике преподавания изобразительного искусства. В последнее десятилетие происходит заметное усиление интереса к декоративной живописи, художественной графике - уникальной и печатной, наблюдается стремление к разнообразию художественных материалов и техник, к новым видам художественного творчества - компьютерной графике, анимации - согласно тенденциям современного искусства.

1. Мельников, В.А. Основные тенденции развития художественного образования в России/ В.А.Мельников // Вестник Башкирского государственного университета. - 2009. - Том 14. - С. 313-316.

2. Мельников, В.А. Современное художественное образование: содержание и соотношение компонентов // Педагогика : семья-школа-общество: монография / О.Ю. Афанасьева, А.К. Байменова, Е.А. Бородич и др.; под общей ред. проф. О.И. Кирикова. - Книга 14. - Воронеж : ВГПУ, 2008. - С. 250262.

3. Пурик, Э.Э. Художественное образование / Башкирская энциклопедия. - Т. 17. - С.387.

4. Художники Республики Башкортостан : Альбом-каталог / Авт. ст. В.М. Сорокина. - Уфа : Автор-проект, 2009.

Пурик Эльза Эдуардовна, д-р педагогических наук, проф. БГПУ им. М. Акмуллы (г. Уфа);

Хананова Альбина Фагимовна,

старший преподаватель кафедры ИЗО БГПУ им. М. Акмуллы, (г. Уфа).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.