Научная статья на тему 'Влияниехудожественного образования на развитие художественной культуры Алтая'

Влияниехудожественного образования на развитие художественной культуры Алтая Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
168
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ / СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ARTISTIC CULTURE / ARTISTIC EDUCATION / A REGIONAL ASPECT / THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бочковская В. И.

Рассмотрено влияние художественного образования на развитие художественной культуры, обосновано, что оно является одной из ключевых проблем в современной культурологии. Автор восполняет информационный пробел в оценке влияния художественного образования на культуру региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Бочковская В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF ARTISTIC EDUCATION ON THE DEVELOPMENT OF ALTAI ARTISTIC CULTURE

The author of the article gives his account of the role of Novoaltaisk state artistic college in the broadening of artistic intelligentsia of the Altai Region and its importance in the creation and forming of uninterrupted system of the regional artistic education.

Текст научной работы на тему «Влияниехудожественного образования на развитие художественной культуры Алтая»

имеет целью вывести сознание в мир духовный, показать «тайные и сверхъестественные зрелища» [10, с. 100101]. Цвет в иконописи выступает как проявление Божественной энергии и формирует видимый образ.

Другой аспект в понимании феномена цвета мы можем найти в трактовке П. А. Флоренским космоса как абсолюта. Он рассуждает о всеединстве Софии и космоса. «Мифологема Софии рассматривается у П.А. Флоренского не только как философская, но и как иконографическая сущность. Говоря об изобразительных символах, П.А. Флоренский определяет их как эмблемы и одновременно как «некоторые мистические реальности: они ведь - не голые значки иного мира, не алгебраические формулы мира духовного, но также - деяния и картина мира реальности» [11, с. 42]. П А. Флоренский не был одинок в своей интерпретации цвета в иконописи. Рассматривая ценность цвета с позиции средневекового мировосприятия как «узрение истинного прообраза вещи», созидание иной реальности, он выделяет две точки рассмотрения истории культуры: созерцательно-творческую и хищни-чески-механическую, как замечает В. В. Бычков. Первый тип - «укоренен в духовных, глубинных основаниях бытия, проявляет себя в иррациональном опыте; второй -более обращен к материальному миру, к земной жизни людей; он опирается на разумное мышление, рациональные схемы и построения» [12, с. 313].

Требованиями унифицирования единства, стремлениями гармонизировать жизнь красотой проникнуты религиозно-философские осмысления феномена цвета у русских мыслителей. Таким образом, в трудах русских религиозных философов Е. Н. Трубецкого, Н.О. Лосско-го и П. А. Флоренского рубежа XIX - XX вв. цвет выполняет ряд функций в формировании идеала красоты. Это функции носителя Божественного, функции пути к

«мирочувствию». Различные методы, трактовки, подходы к осмыслению феномена цвета через работы русских философов выступали как основания для разработки концепции будущего русского авангарда, для новых цветовых исканий в теоретических трудах таких художников К.С. Малевич, В.А. Фаворский, В.В. Кандинский, П.Н. Филонов и других теоретиков авангарда.

С позиции софийного подхода утверждается непознаваемость до конца феномена цвета. В период античности формируется общий структурный подход к осмыслению духовной сущности цвета как части абсолюта. Возможные границы приближения к абсолютному знанию о цвете как проявлению Божественного определяются степенью просветленности, продвижением по пути приближения к непознаваемому.

В Средневековье цвет становится проводником сверхчувственной идеи в материальных образах, способом умопостижения Бога. Разрабатываются два направления: анагогический подход (сошествие благодати через созерцание света и цвета); божественной иллюминации от земного к небесному. Свет и цвет понимаются как медиаторы между двумя уровнями бытия, промежуточные субстанции.

В начале XX века софийное осмысление феномена цвета переходит в новый этап возрождения духовности через идеи неоплатоническо-христианской эстетики. Характерны темы в изучении и осмыслении феномена цвета как сверхсубстанции, пути просветления, прозрения, познания сверхчувственного, интуитивного, мировой энергии, категории времени и пространства, динамики, первоэлемента. Софийный подход находит отражение не только в теориях философов, но и в зарождении новых направлений в искусстве.

Библиографический список

1. «Алтай-Космос - Микрокосмос» «Сознание человека и биосфера на пороге 21 века» // Тезисы докладов 4-й научной конференции. - Алтай, 1998.

2. Лосев, А.Ф. Историческое значение Ареопагитик / А.Ф. Лосев // Вопросы философии, 2000. - № 3.

3. Жильсон, Э. Разум и откровение в средние века / Э. Жильсон // Богословие в культуре средневековья: сб. ст. / под ред. Л. Лут-ковский. - Киев: Христианское братство «Путь к истине», 1992.

4. Коплстон, Ф.Ч. История средневековой философии / Ф.Ч. Коплстон пер. с англ. И. Борисовой. - М.: Энигма, 1997.

5. Баскин, М.П. Об эстетических теориях европейского средневековья / М.П. Баскин // Из истории эстетической мысли древности и средневековья: сб. ст. / Академия СССР. - М., 1961.

6. Эко, У. Искусство и красота в средневековой эстетике / У. Эко. - СПб.: Алетейя, 2003.

7. Диденко, В.Д. Искусство. Духовная культура. Философия / В.Д. Диденко. - Ама-Ата: Наука, 1990.

8. Соловьев, В.С. Философия искусства и литературная критика / В.С. Соловьев. - М.: Искусство, 1991.

9. Лосский, Н.О. Мир как осуществление красоты. - М.: Прогресс-Традиция, 1998.

Флоренский, П. Избранные труды по искусству / П. Флоренский; сост. игумен Андроним (А.С. Трубачев), М.С. Трубачева. - М.: Изд-во Изобразительное искусство. Центр изучения охраны и реставрации наследия священника П. Флоренского, 1996.

11. Боброва, С.Л. / С.Л. Боброва // Художественные модели мироздания. Книга 2. ХХ век. Взаимодействие искусства в поисках нового образа мира: кол. монография / Под ред. В.П. Толстого. - М.: Наука, 1999.

Бычков, В.В. 2000 лет христианской культуры: в 2 т. Т. 2: Славянский мир. Древняя Русь. Россия / В.В. Бычков. - СПб.: Наука, 1999. Статья поступила в редакцию 23.11.08

10

12

УДК 008: 37 (571. 150)

В.И. Бочковская, канд. историч. наук, доц. АлтГАКИ, г. Барнаул

ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ АЛТАЯ

Рассмотрено влияние художественного образования на развитие художественной культуры, обосновано, что оно является одной из ключевых проблем в современной культурологии. Автор восполняет информационный пробел в оценке влияния художественного образования на культуру региона.

Ключевые слова: художественная культура, художественное образование, региональный аспект, система непрерывного образования.

В данной статье мы попытаемся определить роль Новоалтайского государственного художественного училища в расширении круга художественной интеллигенции Алтайского края, выявить его значение в создании и формировании непрерывной системы художественного образования региона.

Новоалтайское государственное художественное училище было открыто в 1971 году, хотя потребность в подобном учебном заведении в крае существовала уже давно, так как до 50-х годов в Союз художников входили в основном самодеятельные мастера, выпускники изостудий, а люди, стремящиеся получить высшее и среднее профессиональное художественное образование, вынуждены были уезжать из Алтайского края. Возвращались, естественно, далеко не все. К тому же в 1971 году свой первый выпуск сделала Барнаульская детская художественная школа, являющаяся начальным звеном в системе художественного образования, и открывшееся училище решало проблему дальнейшего образования наиболее талантливых ее выпускников.

В приказе министра культуры РСФСР Н. Кузнецова «Об открытии в г. Новоалтайске Алтайского края художественного училища» от 14 июня 1971 года говорилось: «В целях расширения и подготовки специалистов-художни-ков средней квалификации, дальнейшего развития и пропаганды изобразительного искусства в Алтайском крае, приказываю: Управлению культуры Алтайского крайисполкома (т. Акишеву И.И.) открыть с 1 сентября 1971 года Новоалтайское художественное училище, обеспечив его финансирование до 1 января 1972 г. за счет местных средств в соответствии с пунктом №4 решения Алтайского крайисполкома от 28 мая 1971 г.» [1, с. 216].

Открытие Новоалтайского государственного художественного училища (далее - НГХУ) в 1971 году было, несомненно, одним из наиболее значимых явлений в культурной жизни края этого периода, но не менее важным событием стал первый выпуск училища, состоявшийся в 1975 году. Выпускники, среди которых такие известные в настоящее время мастера, как Владимир Каминский, Владимир Скулов, Валерий Октябрь, Александр Емельянов, Николай Острицов, Николай Мингалеев, Юрий Иванов, Александр Курдюмов, практически сразу включились в художественную жизнь города и края. Это незамедлительно сказалось и на уровне выставок, проходивших в то время. Работы, выполненные вчерашними студентами художественного училища, свидетельствовали о высокой профессиональной культуре.

В течение последующих лет происходила постоянная подпитка Краевого союза художников Алтая (далее -КСХА) и других творческих и художественно-производственных учреждений, а также художественных школ и иных учебных заведений города и края выпускниками НГХУ, специалистами в области дизайна, а также педагогами по направлению «Живопись».

Так, с 1971 года было выдано 789 дипломов, свидетельствующих об окончании художественного училища, из них 24 выпускника получили дипломы с отличием. Почти все выпускники работают по специальности. Основательная подготовка в стенах училища помогает им быстро определить свое место в художественной жизни. Например, из 127 членов КСХА, включая искусствоведов, скульпторов, монументалистов и графиков, 34 учились и закончили НГХУ. О качестве образования в художественном училище красноречиво говорит тот факт, что большинство выпускников становится впоследствии студентами художественных вузов страны. Многие остаются в них преподавателями, заканчивают аспирантуру. В настоящее время в Московском государственном академическом художественном институте имени В.И. Сурикова с 80-х годов ведет спец-предметы А. Кузнецов, который раньше прошел курс

подготовки в НГХУ у Н.М. Смирнова. В Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина преподает В. Губин, учившийся в НГХУ у Б.Г. Босько; М. Сухороков, ученик В.А. Каминского, преподает в Московском университете печати (бывший Полиграфический институт); А. Казанцев после окончания Красноярского государственного художественного института некоторое время преподавал там же спецпред-меты; отделения «Дизайн» Алтайского государственного университета и Алтайской государственной академии культуры и искусств в Барнауле пополнились новыми кадрами, которые начинали преподавательскую деятельность в училище. Это члены Союза художников России И. Науменко, Р. Ильиных, члены Союза дизайнеров

О. Попова и А. Шадурин, а Ю. Яуров является доцентом, заведующим кафедрой дизайна Алтайской государственной академии культуры и искусств. В свое время он учился в НГХУ, у разных педагогов, а затем окончил Ленинградское (Санкт-Петербургское) художественно-промышленное училище имени В. Мухиной.

По словам бывшего директора НГХУ Бориса Георгиевича Босько, выпускников училища можно встретить и в самых отдаленных уголках, и в крупных городах России, Москве и Санкт-Петербурге, за границей: в Европе, Америке и Японии. Так, А. Камозин живет и успешно работает в Германии; один из первых выпускников НГХУ, впоследствии закончивший Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, Е. Кравцов, сейчас во Франции. Также работают за рубежом С. Плисовских и П. Поясков. В Нью-Йорке работают В. Швайко и Е. Добровольская.

Первыми выпускниками, вернувшимися в училище в качестве преподавателей в начале 80-х годов, были С. Павлов и И. Леденева. Свой вклад в преподавательскую деятельность внесли Т. Алекимова, П. Бурнашев, Е. Кравцов, А. Миронов, а также члены КСХА И. Науменко, Ю. Никитюк, Е. Олейников, Н. Острицов, Д. Петренко, С. Семенюк, Ю. Чанов и другие. В настоящее время из 16 преподавателей, ведущих специальные дисциплины, семь выпускников НГХУ, получивших позже высшее образование в вузах страны: Л.Долгова, А. Казанцев, Г. Котова, С. Пашков, Ю. Прокудин, Л. Селезнева и член КСХА И. Леденева. Большая часть молодых преподавателей являются выпускниками Дальневосточного института искусств.

В целях повышения качества образования 3 сентября 2003 года, в соответствии с нормативно-правовыми актами, была разработана должностная инструкция, в которой оговаривалось то, что на должность преподавателя может быть принято лицо, имеющее высшее профессиональное образование, а на должность преподавателя специальных дисциплин - очное высшее художественное образование по академической программе [2, с. 1].

Значительный вклад в становление эффективной системы образования внесли преподаватели училища, члены Союза художников России, талантливые живописцы А.П. Ботев и С.К. Двойнос, а также бывший директор училища Б.Г. Босько. Большую работу по подготовке специалистов в настоящий момент ведут члены КСХА, заслуженные художники РФ В.А. Раменский, И.С. Хайрулинов, заслуженный работник культуры Б.Н. Лупачев, ведущий алтайский скульптор-практик, педагог Л.В. Рублева.

Эти и другие профессиональные художники, посвятившие художественному училищу большую часть своего жизненного пути, стали фундаментом, на котором строится система обучения на живописно-педагогическом и дизайнерском направлениях. Так как с первых дней методика преподавания специальных дисциплин в НГХУ развивает традиции русской реалистической школы, главной целью обучения является овладение художественным мастерством. При этом наибольшее внимание

уделяется углубленному изучению академического рисунка, живописи, основных законов композиции.

С момента основания художественного училища преподавание велось на основе типовых программ, разработанных на базе Московского художественного училища Памяти 1905 года, являющегося опорой для всей сети художественных училищ страны. Позже собственные программы и методические разработки появились у преподавателей НГХУ. Автором одной из первых программ был В.А. Раменский. Во всех статьях, посвященных художественному училищу, его преподаватели подчеркивают, что работы их воспитанников выполняются на «строго реалистической основе».

Следуя традициям, заложенным в 70 - 80-х гг., продолжаются поиски в теоретическом и методическом направлениях. Это находит свое проявление в разработках открытых уроков, докладах, подготовленных к совещаниям и конференциям. Так, В.А. Раменский является автором программы «Графическо-информационный дизайн» и «Основы шрифтовой графики»; Б.Н. Лупачев разработал программу курса декоративного оформления для живописно-педагогической специальности; И.С. Хайрулинов выполнил различные методические разработки, в том числе и по технологии живописи и живописных материалов. Все преподаватели участвуют в художественных выставках, организуют персональные экспозиции, что увлекает молодых педагогов и учащихся в мир творчества.

Борис Георгиевич Босько также является автором учебника «Методики ведения наброска от пятна как связующего звена между рисунком и живописью», по которому обучалось не одно поколение художников, выпускников художественного училища и который, на наш взгляд, является одной из наиболее значимых теоретических и методологических разработок преподавателей НГХУ.

Начав педагогическую деятельность в начале 70-х, Б.Г. Босько не раз подчеркивал, что в основу своей работы поставил педагогическую систему П.П. Чистякова. Поэтому, отдавая приоритет сознательному началу в обучении, он требовал от учеников аналитического подхода к каждому впечатлению и его передаче.

Как пишут искусствоведы Н.М. Молева и Э.М. Бе-лютин в монографии «Русская художественная школа 2 пол. XIX - начала XX вков»: «Чистяков был первым в истории русского , да и не только русского искусства художником, который сознательно сделал целью своей школы воспитание и подготовку современного в очень широком смысле этого понятия живописца» [3, с. 113]. П.П. Чистяков мыслил воспитание и образование художника как единый процесс, цель которого - развитие в ученике способности к художественному освоению действительности, то есть создание не только профессионала по ремеслу, но и по способу мышления - по тому, как человек видит мир и как он на него реагирует.

Любая сложная форма, по убеждению П.П. Чистякова, должна быть понята молодым художником как некая простейшая форма. Аналогичную задачу - выработать

цельность видения, то есть восприятие натуры целиком, без разделения на этапы - решает Б.Г. Босько в «Методике ведения наброска от пятна».

Практика показывает, что существует некоторый разрыв в методике обучения рисунку и живописи, отсутствуют общие точки соприкосновения в методах ведения рисунка и живописи от начала до окончания работы над заданием. При большом многообразии методик преподавания существуют общие, отработанные опытом многих педагогов, правила. В живописи: ведение этюда от больших отношений к малым (к деталям) подчинено одному из принципов диалектики «от общего к частному и от частного к общему». В рисунке же часто происходит другое: работа ведется от частного. Сам принцип ведения учебного рисунка не поддерживает принцип ведения живописи. Зрительное восприятие включает в себя восприятие натуры как единого целого: с тоном, пропорциями, линией и т.д. В длительном учебном рисунке наблюдается другое - все делится на этапы: сначала пропорции, потом конструкция, потом тональные отношения, затем детали и обобщения.

Ведение набросков по методике, разработанной Б.Г. Босько, помогает молодому живописцу найти точки соприкосновения общих правил ведения живописного этюда и рисунка с натуры. Выработать цельное видение, способность зрительно воспринимать предмет или явление, выделяя при этом главное, существенное из малозначащего, отличать типическое от характерного, определяя при этом внутреннюю связь между отдельными частями, является основной задачей профессиональной подготовки. По данной методике обучалось не одно поколение художников, и ее эффективность была подтверждена временем.

С целью создания непрерывной системы художественного образования, охватывающей начальное и среднее звено, в 2002 году при Новоалтайском государственном художественном училище была открыта художественная школа.

Вплоть до середины 1990-х годов профессиональное художественное образование можно было получить только в Новоалтайском государственном художественном училище. Ныне оно по-прежнему сохраняет значение единственного в крае среднего специального учебного заведения художественного направления. Созданное в Алтайском государственном техническом университете отделение «Дизайн» во многом опиралось на методическую базу училища. Кафедра дизайна в Алтайской государственной академии культуры и искусств открыта и функционирует благодаря энтузиазму и профессионализму выпускников НГХУ И.В. Науменко, Ю.Г. Чанова, Ю.А. Яурова. В Бийске в 1992 году при педагогическом институте было открыто художественно-графическое отделение.

Таким образом, мы можем утверждать, что к началу XXI века художественное образование в Алтайском крае сформировалось в целостную систему: школа - училище - вуз.

Библиографический список

1. Должностная инструкция преподавателей НГХУ // Новосибирское государственное художественное училище: Текущий архив .

2. Культурное строительство на Алтае 1941-1977: Документы и материалы. - Барнаул: Алт. кн. Изд-во, 1990.

3. Молева, Н.М. Русская художественная школа 2 пол. XIX - начала XX века / Н.М. Молева, Э.М. Белютин. - М.: Искусство, 1967. Статья поступила в редакцию 21.11.08

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.