Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДМЕТЕ МАТЕМАТИКА'

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДМЕТЕ МАТЕМАТИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАТЕМАТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова Татьяна Алексеевна, Колокольникова Зульфия Ульфатовна

Художественно-эстетическое воспитание подрастающего поколения осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-прикладного творчества). На сегодняшний день отмечается недостаточный уровень интереса к эстетической культуре, снижается уровень развития любознательности к изучению геометрического материала. Наблюдается недостаток в методическом оснащении организации учебного процесса по художественно-эстетическому воспитанию младших школьников при изучении геометрического материала. При этом необходимо учитывать, что проблема художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения относится к числу актуальных проблем, так как закреплено на уровне Федерального образовательного стандарта начального общего образования. Авторами говориться о необходимости включения геометрического материала, направленного на художественно-эстетическое воспитание на уроках математики в начальной школе. Данная необходимость связана с возрастными изменениями младшего школьного возраста. В статье представлено исследование, основной задачей которого являлось изучение геометрического материала направленного на художественно-эстетическое воспитание младших школьников на уроках математики и его реализации. Изучение педагогического опыта по проблеме исследования помогло в разработке представленных в статье заданий и методических рекомендаций для педагогов начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC AND AESTHETIC EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN THE STUDY OF GEOMETRIC MATERIAL IN EDUCATIONAL ACTIVITY ON THE SUBJECT OF MATHEMATICS

The artistic and aesthetic education of the younger generation is carried out under the influence of reality (nature, everyday life, work and social life) and art (music, literature, theater, works of art and crafts). To date, there is an insufficient level of interest in aesthetic culture, the level of development of curiosity in the study of geometric material is decreasing. There is a lack of methodological equipment for organizing the educational process for the artistic and aesthetic education of younger students in the study of geometric material. At the same time, it should be taken into account that the problem of artistic and aesthetic education of the younger generation is one of the urgent problems, since it is enshrined at the level of the Federal Educational Standard of Primary General Education. The authors talk about the need to include geometric material aimed at artistic and aesthetic education in mathematics lessons in elementary school. This need is associated with age-related changes in primary school age. The article presents a study, the main task of which was to study the geometric material aimed at the artistic and aesthetic education of younger students in mathematics lessons and its implementation. The study of pedagogical experience on the research problem helped in the development of the tasks presented in the article and methodological recommendations for elementary school teachers.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДМЕТЕ МАТЕМАТИКА»

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель Колесникова Татьяна Алексеевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); кандидат педагогических наук, доцент Колокольникова Зульфия Ульфатовна Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДМЕТЕ МАТЕМАТИКА

Аннотация. Художественно-эстетическое воспитание подрастающего поколения осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-прикладного творчества). На сегодняшний день отмечается недостаточный уровень интереса к эстетической культуре, снижается уровень развития любознательности к изучению геометрического материала. Наблюдается недостаток в методическом оснащении организации учебного процесса по художественно-эстетическому воспитанию младших школьников при изучении геометрического материала. При этом необходимо учитывать, что проблема художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения относится к числу актуальных проблем, так как закреплено на уровне Федерального образовательного стандарта начального общего образования. Авторами говориться о необходимости включения геометрического материала, направленного на художественно-эстетическое воспитание на уроках математики в начальной школе. Данная необходимость связана с возрастными изменениями младшего школьного возраста. В статье представлено исследование, основной задачей которого являлось изучение геометрического материала направленного на художественно-эстетическое воспитание младших школьников на уроках математики и его реализации. Изучение педагогического опыта по проблеме исследования помогло в разработке представленных в статье заданий и методических рекомендаций для педагогов начальной школы.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, художественно-эстетическое воспитание, геометрический материал, младший школьный возраст, учебная деятельность, математика, педагогический опыт.

Annоtation. The artistic and aesthetic education of the younger generation is carried out under the influence of reality (nature, everyday life, work and social life) and art (music, literature, theater, works of art and crafts). To date, there is an insufficient level of interest in aesthetic culture, the level of development of curiosity in the study of geometric material is decreasing. There is a lack of methodological equipment for organizing the educational process for the artistic and aesthetic education of younger students in the study of geometric material. At the same time, it should be taken into account that the problem of artistic and aesthetic education of the younger generation is one of the urgent problems, since it is enshrined at the level of the Federal Educational Standard of Primary General Education. The authors talk about the need to include geometric material aimed at artistic and aesthetic education in mathematics lessons in elementary school. This need is associated with age-related changes in primary school age. The article presents a study, the main task of which was to study the geometric material aimed at the artistic and aesthetic education of younger students in mathematics lessons and its implementation. The study of pedagogical experience on the research problem helped in the development of the tasks presented in the article and methodological recommendations for elementary school teachers.

Key words: federal state educational standard of primary general education, artistic and aesthetic education, geometric material, primary school age, educational activities, mathematics, pedagogical experience.

Введение. Главным фактором целенаправленного воздействия на личность в современном обществе является искусство. Одним из направлений такого воздействия является художественно-эстетическое воспитание. Основываясь на статье 13 «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» от 01.04.2020 года каждый ребенок и взрослый имеет право на художественно-эстетическое воспитание [81.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) художественно-эстетическое воспитание предполагает: «развитие умения воспринимать и понимать произведения искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; активизация сопереживания персонажам художественных произведений; исполнение самостоятельной творческой деятельности детей» [11].

Изложение основного материала статьи. Художественно-эстетическое воспитание на сегодняшний день является одним из актуальных компонентов в воспитании подрастающего поколения. Оно закладывает основу для знакомства детей с миром красоты и искусства, показывает прекрасное в окружающем мире. Предоставляет учащимся возможность выражать своё отношение к произведениям искусства, тем самым формируя идеал эстетического вкуса и восприятия. Оно требует развития способности различать форму, цвет, оценку композиции, тональность, и др.

Значительный вклад в изучении вопросов художественно-эстетического воспитания младших школьников при изучении геометрического материала внесли: О.В. Черник [12], Е.О. Гусев [1], Б. Мандельброт [6], Е.В. Ликсина [5], О.А. Кобалия [2], В.С. Леднев [4], А.А. Столяр [9].

Особый интерес к обучению через инициативу, активность и творчество требует на современном этапе курс изучения математики. Такое изучение данного предмета возможно при полном раскрытии художественно-эстетического потенциала геометрии, который включает развитие эстетического вкуса и чувств посредством логического мышления и пространственного воображения, формирование стремления к прекрасному при помощи геометрического материала, развитие творческих способностей.

Основной гипотезой нашего исследования стало следующее предположение: если подобрать и использовать на уроках математики геометрический материал художественно-эстетической направленности, то художественно-эстетическое воспитание младших школьников будет результативным. Следуя выдвинутой гипотезе, нами был разработан план мероприятий, направленный на ее подтверждение или опровержение.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1) сбор материала по теме исследования, изучение педагогического опыта (сентябрь - декабрь 2022);

2) проведение исследования в образовательной организации. Анализ результатов исследования, разработка заданий по теме исследования для формирующего исследования (январь - апрель 2022);

3) разработка методических рекомендаций для педагогов (май 2022).

Для сбора информации по теме исследования мы проанализировали учебно-методические комплексы (УМК) для начальной школы традиционной системы обучения («Школа России», «Школа 2100») и развивающей системы обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и пришли к следующим выводам:

- в каждом из представленных выше УМК для изучения представлен геометрический материал, помогает развивать у младших школьников пространственное воображение, мышление, осуществлять логические операции, простейшие умозаключения на основе наблюдений, синтеза, ведет к развитию интеллекта в целом;

- в представленном УМК присутствует также геометрический материал в котором есть основа художественно-эстетического воспитания: художественно-конструкторская деятельность, раскрытие творческих способностей, обогащение культурного и эстетического вкуса и восприятия, ценностное представление об искусстве в целом;

- в данных УМК геометрический материал представлен в разделе «Пространственные отношения».

Соответственно можно сделать заключение о том, что различные УМК показали наличие геометрического материала,

направленного на художественно-эстетическое воспитание, т.к. направлены на полноценное всестороннее развитие личности учащихся, а в частности развития пространственного воображения и логического мышления.

Следующим шагом нашего исследования стало изучение педагогического опыта по теме исследования. Изучение педагогического опыта в плане опытно-экспериментальной работы проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Подтесовская средняя общеобразовательная школа № 46 им. В.П. Астафьева». Данная образовательная организация выступила базой для опытно-экспериментальной работы.

Нами была разработана анкета для педагогов. Для этого, в рамках нашего исследования, мы обратились к платформе «Google» для создания онлайн-анкеты. Данная форма позволяет респондентам без затруднений принять участие в анкетировании.

Анализируя результаты ответов, наше внимание было обращено на то, что в анкетировании приняли участие 8 человек. Из них два педагога, работающих в первом классе (или 25%); два педагога, работающих во втором классе (или 25%); два педагога, работающих в третьем классе (или 25%); 2 педагога, работающих в четвертом классе (или 25%). Все педагоги начального образования считают, что изучение геометрического материала способствует художественно-эстетическому воспитанию младших школьников, потому что: формируется точность и аккуратность, эстетическое отношение к окружающим геометрическим объектам, развивается эстетический вкус; геометрический материал включает в себя построение, изменение элементов, а это входит и в художественно-эстетическое воспитание; геометрический материал и художественно-эстетическое воспитание имеют сходства: вычисления, изготовление, изменение, изучение пространственных отношений.

Некоторые педагоги отметили, что они используют геометрические фигуры, анализ произведений искусства, танграм и модели. Оценку художественно-эстетических объектов используют в своей практике 3 педагога, что составляет - 35,5% от общего коэффициента. Элементы раскрытия художественно-эстетического сознания (вкуса, идеалов, взглядов, ценностей) используют четыре педагога, что составляет -50 % от общего коэффициента.

Подводя итог изучения педагогического опыта по применению геометрического материала художественно-эстетической направленности можно сказать о том, что все учителя начальных классов согласны с тем, что изучение геометрического материала на предмете математики ведет к художественно-эстетическому воспитанию младших школьников, если он правильно подобран.

Опираясь на точку зрения педагогов нами была разработана система заданий с использование и изучением геометрического материала, направленная на художественно-эстетическое воспитание учашихся начальной школы.

Приведем некоторые примеры.

Задание 1.

Цель задания: уметь делить геометрическую фигуру на части и составлять из этих частей другие геометрические фигуры по образцу; уметь изготовлять объемные фигуры по предложенной развертке.

Содержание задания: вырежите квадрат сторона которого 6 см и разрежьте пополам, а одну из получившихся фигур по диагонали. Из получившихся частей сложите ромб, стрелку, флаг, бантик.

Дополнительно: изготовьте объемную модель куба (детям предлагается развертка куба).

Задание 2.

Цель задания: уметь по основным признакам и элементам находить геометрические фигуры и составлять общую фигуру в виде аппликации.

Содержание задания: рассмотрите репродукцию картины В.В. Кандинского «Качающееся» (1925 г.).

Какие геометрические фигуры спрятаны в данной картине?

Составьте из данных геометрических фигур свою аппликацию.

Задание 3.

Цель задания: уметь по признакам и элементам находить геометрические фигуры; различать цвета.

Содержание задания: Учащимся предлагается рассмотреть представленный им рисунок и выполнить задания:

- раскрасьте желтым цветом только овалы;

- раскрасьте оранжевым цветом только большие круги;

- раскрасьте коричневым цветом только треугольники;

- раскрасьте черным цветом только маленькие круги;

- раскрасьте серым цветом только прямоугольники;

- обведите черным цветом кривые линии.

Итог: Что у вас получилось?

Данные задания содержат в себе построение геометрических фигур, изучение пространственных представлений, моделирование и конструирование геометрических фигур, создание различных рисунков, а также эстетическое отношение к окружающим геометрическим объектам, эстетическую оценку объекта.

Опираясь на научные материалы по проблеме исследования, а также практический опыт учителей начальных классов, мы предлагаем методические рекомендации по изучению геометрического материала в художественно-эстетическом воспитании младших школьников для педагогов начального образования. Успешность достижения данной цели комплексно зависит не только от того, как усваивается содержание геометрического материала в художественно-эстетическом воспитании младших школьников, но и от того, как оно методически правильно построено.

Данные методические рекомендации содержат два основных шага, которые помогут педагогу начального образования качественно подготовиться к проведению урока по изучению геометрического материала в художественно-эстетическом воспитании младших школьников и повысить свой профессионализм.

Шаг 1. Подбор заданий по геометрическому материалу, способствующему художественно-эстетическому воспитанию младших школьников.

Главной и неотъемлемой частью деятельности педагога начального образования является процесс оптимально правильного подбора заданий по геометрическому материалу, способствующему художественно-эстетическому воспитанию младших школьников к урокам математики.

1) установление межпредметных связей (технологии, информатики, окружающего мира);

2) выполнение заданий должно быть рассчитано на 15-20 минут;

3) изучение геометрических фигур должно включать в себя моделирование, измерение;

4) задания конструкторского характера должны содержать в себе уточнение образов тех фигур, которые предстоит моделировать (ощупывание, обведение, рассматривание модели, наложение деталей на образец);

5) задания на первоначальную работу с геометрическими фигурами по образцу должны содержать четко определенные границы деталей в разных цветах;

6) задания на первоначальную деятельность с объемными фигурами должны содержать малое количество деталей (35);

7) система заданий должна выстраиваться в закономерности и быть практико-оринтированными (выполнение по алгоритму, или образцу);

8) задания должны включать в себя наличие различных фигур, так учащиеся быстрее смогут сравнивать их между собой;

9) для получения новых форм фигур следует составлять новые фигуры из других или разрезать фигуры на части ножницами, так учащиеся поймут, что в основе одной фигуры лежит множество других фигур;

10) задания должны содержать в себе такие виды работ, как изготовление геометрических фигур из разного материала.

Вторым шагом мы предлагаем рассмотреть алгоритм подготовки урока математики. В него входит три этапа.

Шаг 2. Алгоритм подготовки урока математики по геометрическому материалу, способствующему художественно-эстетическому воспитанию младших школьников.

1 этап - подготовительный. В данный этап входит подбор необходимых заданий и материала по геометрическому материалу, способствующему художественно-эстетическому воспитанию младших школьников в соответствии с УМК и темой.

2 этап - конструирующий. В результат деятельности входит самостоятельное / совместное с учителем выполнение учащимися подобранных заданий в ходе урока.

3 этап - рефлексивный. На данном этапе осуществляется анализ учителем правильности подбора заданий, эффективности выполнения данных заданий учащимися, уровня усвоения знаний учащихся.

Выводы. Таким образом, подводя итог нашего исследования, мы пришли к выводу о том, что:

- во-первых, в представленном УМК геометрический материал, содержит основы художественно-эстетического воспитания;

- во-вторых, педагоги не отрицают тот факт, что геометрический материал способен нести в себе художественно-эстетическое воспитание. Педагоги готовы применять его с этой целью;

- в-третьих, разработанная система занятий, а также предложенные нами методические рекомендации могут помощь педагогам организовать урок математики с использование геометрического материала, способствующего художественно-эстетическому воспитанию младших школьников.

Литература:

1. Гусев, Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие / Е.О. Гусев. - Москва: Мозаика - Синтез, 2013. - 94 с.

2. Кобалия, О.А. Эстетическое воспитание при обучении геометрии в средней школе: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Кобалия Отари Амбакович. - Москва, 1985. - 160 с.

3. Ковтунец, А.А. Эстетическое воспитание младших школьников на уроках математики / А.А. Ковтунец // Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки». - 2020. - №6 (45). - С. 1-6. - URL: http://surl.li/bkpmk (дата обращения: 10.05.2022).

4. Леднев, В.С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству / В.С. Леднев. - Москва: МГАУ, 2002. - 117 с.

5. Ликсина, Е.В. Подготовка учителя к реализации эстетического воспитания в процессе обучения математики: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Е.В. Ликсина. - Саранск, 2004. - С. 8-19.

6. Мандельброт, Б.Б. Фрактальная геометрия природы / Б.Б. Мандельброт. - Москва: Институт компьютерных исследований, 2002. - 656 с.

7. Маньковская, Д.А. Роль геометрического материала в развитии пространственного мышления младших школьников на уроках математики / Д.А. Маньковская, Л.Ф. Кравцова // Январские педагогические чтения. - 2018. - № 4 (16). -С. 46-50.

8. Российская Федерация. Законы. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: Федеральный закон № 3612-ФЗ [утвержден ВС РФ 09 окт. 1992. (ред. от 30.04.2021)]. - Москва, Дом Советов России, 1992.

9. Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений / А.А. Столяр. - Москва: Просвещение, 1988. - 303 с.

10. Тимченко, Г.В. Методика изучения геометрического материала / Г.В. Тимченко // Педагогическое сообщество. Урок. РФ [сайт], 2020. - URL: https://урок.рф/library/metodika_izucheniya_geometricheskogo_materiala_064132.html (дата обращения: 10.05.2022).

11. Российская Федерация. Законы. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Федеральный закон № 373 [утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 06 окт. 2009 (ред. от 11.12.2020)]. - Москва: Министерство образования и науки Российской Федерации, 2009.

12. Черник, О.В. Развитие эстетической воспитанности учащихся при обучении математике: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Черник Ольга Владимировна. - Киров, 2004. - 18 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.