Научная статья на тему 'Художественно-эстетические опыты и описание в области жанра тетралогии'

Художественно-эстетические опыты и описание в области жанра тетралогии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
63
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Ключевые слова
РОМАН-ТРИЛОГИЯ / ВЕЛИКОЕ ЦАРСТВОВАНИЕ / ХРОНОТОПИЧЕСКОЙ ТЕТРАЛОГИИ / РОМАН-ДИАЛОГ / ЭПИЧЕСКИЙ МАСШТАБ / РОМАН-ТЕТРАЛОГИЯ / РОМАН

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Яхшиева Зебо, Даминов Акмалбек

В любом жанрово-композиционном поиске будут экспериментные опыты. Эти исследования помогают определить полноценную природу поэтического вторжения. В частности, в таких жанрах, как роман, роман-диалог, роман-трилогия, роман-тетралогия, в которых представлен широкий эпический масштаб, отражающий невероятно грандиозный пейзаж жизни, это явление в определенном смысле демонстрирует свое отражение. Поиски о романском жанре в начале прошлого века особенно актуальны. Произведения А. Кадыри «Прошлые дни» и Чулпана «Ночь и день» в некотором смысле оказали свое влияние на последующие творения. До середины века нашей эры трилогия С. Ахмада «Горизонты» заложила основу для дальнейшего расширения романа. В настоящее время является одним из талантливых писателей, который занимает свое место на сцене художественной литературы. М. Али (тетралогия «Великое царствование») подразумевает художественно-эстетические эксперименты (на этом месте стиль, метод, выражение!), уместно отметить, что он полностью продемонстрировал свою конкретную форму. На самом деле, этот жанр, то есть тетралогия, как отметил сам автор, является логическим продолжением творческого замысла и опыта, рожденного после создания романа «Сарбадоры» в 90-х годах. Как известно, при написании исторического произведения писатель видит его главную цель осветить время и его проблемы. Потому что именно на фоне исторической реальности проявляется ее основное предназначение. Философия известного писателя Мухаммеда Али тетралогия ««Великое царствование» заслуживает уважения в этих аспектах. Искусство развивается уникальным образом в хронотопической тетралогии, когда читатель, прочитавший её, понимает ряд вопросов, связанных с жизнью того периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественно-эстетические опыты и описание в области жанра тетралогии»

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ И ОПИСАНИЕ

В ОБЛАСТИ ЖАНРА ТЕТРАЛОГИИ 1 2 Яхшиева З. , Даминов А.

1Яхшиева Зебо - независимый исследователь;

2Даминов Акмалбек - независимый исследователь, Ташкентский университет информационных технологий, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в любом жанрово-композиционном поиске будут экспериментные опыты. Эти исследования помогают определить полноценную природу поэтического вторжения. В частности, в таких жанрах, как роман, роман-диалог, роман-трилогия, роман-тетралогия, в которых представлен широкий эпический масштаб, отражающий невероятно грандиозный пейзаж жизни, это явление в определенном смысле демонстрирует свое отражение. Поиски о романском жанре в начале прошлого века особенно актуальны. Произведения А. Кадыри «Прошлые дни» и Чулпана «Ночь и день» в некотором смысле оказали свое влияние на последующие творения. До середины века нашей эры трилогия С. Ахмада «Горизонты» заложила основу для дальнейшего расширения романа. В настоящее время является одним из талантливых писателей, который занимает свое место на сцене художественной литературы. М. Али (тетралогия «Великое царствование») подразумевает художественно-эстетические эксперименты (на этом месте стиль, метод, выражение!), уместно отметить, что он полностью продемонстрировал свою конкретную форму. На самом деле, этот жанр, то есть тетралогия, как отметил сам автор, является логическим продолжением творческого замысла и опыта, рожденного после создания романа «Сарбадоры» в 90-х годах. Как известно, при написании исторического произведения писатель видит его главную цель - осветить время и его проблемы. Потому что именно на фоне исторической реальности проявляется ее основное предназначение. Философия известного писателя Мухаммеда Али - тетралогия ««Великое царствование» заслуживает уважения в этих аспектах. Искусство развивается уникальным образом в хронотопической тетралогии, когда читатель, прочитавший её, понимает ряд вопросов, связанных с жизнью того периода.

Ключевые слова: роман-трилогия, Великое царствование, хронотопической тетралогии, роман-диалог, эпический масштаб, роман-тетралогия, роман.

Уникальные писатели мировой художественной культуры Л.Толстого, М.Шолохова литературная общественность до сих пор признает, что их эпопеи создавали безграничную мощь художественного мышления, безконечную широту исследовательской манеры человека, многогранность смысловых выражений, отраженных в слове и его сущности.

Являясь творческим замыслом М.Али, он прославил личность и ценность Сахибкирана Амира Темура, как отца, исторической фигуры, благородного патриота, и знатный патриарх высокого человеческого достоинства, заложил прочные основы централизованного темурийского царства, его дальнейшую жизнь, всестроннее развитие социально-политических, культурно-просветительских реформ того времени и дипломатических отношений.

Символично и то, что первоначальный творческий план начался только с одного стихотворения, которое символизирует и превращение его в роман-эпопею. «Первый творческий план никогда не падает с неба. Его возникновение также является основой жизни народа. Этот план находится в сердце художника, который знает сердца, мысли, стремления, волю людей и посвятил себя борьбе за свое светлое будущее. Кстати, в каждом произведении художественный план, скрывающийся в основе

реальности жизни, открывается своим понятием, талантом, умением, трудом. Но то, что из них приходит к «действию», не успокаивает писателя, это опять же зависит от диффузии, «катализатора» [2. С. 125]. Если эту цитату напрямую сравнить с эпопеей Али «Великое царствование», то суть вопроса становится еще более очевидной..

Эта тетралогия, рассматриваемая как художественно-эстетический опыт, представляет особый интерес в том факте, что художественные ткани впитываются в клетки произведения, основываясь на исторических фактах. Он также измеряется надежностью человека и его внутреннего мира, силой святилища семьи и опорой на достоверные источники, отражающие внешний вид периода. То есть автор подчеркивает в эмоционально-бессознательном изложении текста, что он связывает всю действительность с личностью и значимостью Амира Темура, последовательным развитием типологических особенностей сюжетных событий.

Существует также логическая связь с тем, что каждое произведение имеет отдельное название, в соответствии с именем сыновей Амира Темура. В частности, о развитии событий свидетельствует интеллект Амира Темура - вдумчивый царь, занимающий престол.

Выражение поэтических аспектов романа-эпопеи с именами «Джахонгирмирзо», «Умаршайхмирзо», «Мироншохмирзо», «Шохрухмирзо» послужило писателю важным ключом к разгадке «первого творческого намерения» [3. С. 188]. Действительно, как художественно-эстетический опыт писателя, мы не будем преувеличивать, если сказать, что изначально эпос «Свет на куполе», произведение «Сарбадорлар» также сыграли важную роль в возрождении исторической истины. Несомненно, что любое художественное произведение обладает творческими намерениями и в результате продолжительных поисков-новыми открытиями. В этом смысле формально-методические аспекты романа-эпопеи доказывают, что мировоззрения писателя улучшается, а также в результате шага к полноценным целям.

Стоит отметить, что роман «Великое царствование» нельзя оценить по критериям последовательного, реалистичного стиля с точки зрения принципа изображения. Потому что в образе романа преобладает субъективная основа, а лиро-публицистические элементы многочисленны. Страсть героев, обладающих необыкновенной природой, полна энтузиазма. Сюжет, композиция, ведущий пафос, язык, образный стиль романа проявляются ярко. Таким образом, если в анализе «Великого царствования» мы не будем учитывать тип творчества, к которому она принадлежит, то и возможность увидеть прекрасные качества произведения будет очевидной. Поскольку принцип условности художественного творчества забыт, наше воображение о художественной истине творчества также становится объединным» [5. С. 265]. Действительно, в цитате цитируемой из намерение автора творчества, большая философия времени, стратегические реформы мира, всегда казалось бы, взволнованы ходатайством быть победителем. Именно в текстовом анализе романа-эпопеи эта вещь наглядно заметна.

В литературных полотнах, созданных эпохой, культурно-просветительская жизнь общества широко ориентирована на исследовательский центр. Отражение проблем мира и человека в эстетическом опыте автора актуально в применении принципов правильной интерпретации вопроса. Именно в этом отношении М. Али «ускорил» интенсивные этапы полноценного формирования характера, участвовавших в работе. Л. Толстой и М. Шолохов идут по пути преднамеренного растяжения текста при создании персонажа, тщательного описания реальности, М. Али описывает основные выражения в стиле образа, демонстрируя большую философию времени через краткость. Отрадно, что этот метод выражения привлек интерпретацию, соответствующую художественно-эстетическому опыту.

"Уложение" Амира Темура стал важным фактором в возникновении более убедительного, живого, сильного драматизма романа-эпопеи. Всем нам известно, что проводимые в нем общественно-политические реформы Темура, ответственность

59

перед семьей и родиной- повысили чувство большого удовлетворения в народе, справедливо и разумно относятся к воспитанию детей.

Для превращения исторического факта в художественную реальность также требуется от писателя большой творческий поиск. "В произведении Мухаммада Али, опираясь на источники, подчеркивалось, что в творчестве Сахибкирана, прославлении сизидания и добра, справедливости, веры человека, а также в исполнении этих благородных лозунгов сильно повлияло и благословенное письмо пири Мирзаида Барака, проживающего в Андхуе. В романе писатель пытался приблизить язык героев к средневековому тюркскому или староузбекскому языку" [6. с 34.].

С и со л ите ат ы

1. Якубов И. Концепция исторического процесса в творчестве Мухаммеда Али и интерпретация лиро-романса. Ташкент: Наука, 2007.

2. Мухаммед Али. Великое царствование. Тетралогия. Четвертая книга. Ташкент. Шарк, 2013.

3. Умуров X. Основы художественного творчества. Ташкент: "Узбекистан", 2001

4. Якубов Исламжон. Понятие исторического процесса и лиро-романтическое толкование в творчестве Мухаммада Али. Ташкент: Наука, 2007.

5. Тураев Д. Узбекская тетралогия. Тошкент: «АкайетшБЬ», 2017.

6. Умуров X. Основы художественного творчества. Ташкент: «Узбекистан», 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.