"Культурная жизнь Юга России"
№ 1 (35), 2010
Трибуна молодого ученого
И. В. УШЕНКО
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА: СООТНОШЕНИЕ ДЕФИНИЦИЙ
в статье с позиции культурологического знания сопоставляются понятия «художественная жизнь» и «художественная культура».
Ключевые слова: художественная культура, художественная жизнь, потребление продуктов художественного производства.
Исследователи, изучая художественные процессы в обществе, часто обращаются к понятиям «художественная культура» и «художественная жизнь». В рамках статьи предпринята попытка выделить и соотнести различные подходы к определению этих категорий.
Под художественной культурой принято понимать исторически сложившуюся систему видов искусства как результата творческой деятельности, открытого для восприятия публики. Она, наряду с нравственной культурой, наукой, просвещением, образованием, составляет особенности эпохи и выступает как часть духовного достояния общества. Художественная культура представляет собой самостоятельную систему, имеющую такие взаимосвязанные компоненты, как автор -творец, художественное произведение - продукт творчества (артефакт) и, наконец, потребитель (читатель, слушатель, зритель), для которого восприятие произведения является актом сотворчества. Такое толкование преобладает в современной культурологии [1].
Кроме вышеперечисленных компонентов Ю. А. Лукин включает в состав художественной культуры и системы художественного и эстетического образования и воспитания, литературно-художественную критику, творческие союзы, органы руководства художественной культурой, меры поощрения, стимулирования художников (премии, конкурсы и др.) [2].
Понятие художественная жизнь общества относится к числу дискуссионных. Ю. В. Перов трактует его как область общественной жизни, основу которой составляет деятельность по воспроизводству, распространению и усвоению художественного сознания вместе с соответствующими отношениями и институтами. Данную дефиницию исследователь рассматривает в ряду однотипных понятий, характеризующих жизнь общества («материальная», «политическая», «духовная» жизнь), и считает, что термин «художественная жизнь» в отличие от понятия «художественная культура» воплощает специфику социологического исследования [3].
Высказывались мнения о том, что художественная жизнь общества есть процесс функциони-
рования художественной культуры в конкретных социально-исторических условиях (А. Н. Сохор) [4], «актуальное бытие художественной культуры» (Б. М. Бернштейн) [5]. В трактовке Г. Г. Дадамяна -это результат сложного взаимодействия в каждый данный момент «отношений инструментальности» между системой художественной культуры, ее элементами и обществом в целом (следствие взаимоналожения общих и локальных целевых матриц). Изменение, «перевертывание» этих связей создает «поле напряжения» между личностью, обществом и культурой, обусловливает относительную неповторимость содержания художественной жизни общества.
Различие категорий художественная культура и художественная жизнь позволяет сделать вывод о неправомерности распространения социальных функций на систему художественной культуры в целом (и тем более их абсолютизации). Эта система всегда располагает неким «резервным фондом», актуализация которого зависит от конкретных социальных, политических, культурных и прочих потребностей общества [6].
По Л. М. Мосоловой, понятие художественная культура включает в себя художественную жизнь как свое функционально-организационное измерение. Оно выражается во взаимодействии институтов: художественного производства (создание произведений искусства - носителей художественных ценностей), художественного «потребления» (организация их восприятия), художественной критики, обеспечивающей самоуправление художественной культурой, т. е. процесс художественного общения людей в соответствии с требованиями, предъявляемыми к искусству каждым типом общества и культуры [7].
Художественная жизнь - это динамичный процесс, характеризующийся периодами активности и спада, отражающий особенности общественно-исторической ситуации. По мнению Т. Д. Рысаевой, слово «жизнь» придает термину особый динамизм, что с философской точки зрения может пониматься как форма движения материи. Тем самым подчеркивается необходимость рассматривать данную дефиницию, с одной стороны, как изменяющуюся открытую систему, наделенную внутренними при-
№ 1 (35), 2010
"Культурная жизнь Юга России" ^
чинами развития, с другой - как внешне обусловленное явление. От социальных потребностей в значительной мере зависит масштаб тех или иных форм художественной жизни, которые, в свою очередь, влияют на развитие общества [8].
Ввиду рассогласованности в трактовке терминологии М. Б. Глотов предлагает ввести дефиницию художественный мир, интегрирующую понятия «художественная культура» и «художественная жизнь». Художественный мир общества может быть представлен тремя системными компонентами: социальными функциями искусства, художественной культурой и художественной жизнью общества (первые выступают в качестве системообразующего фактора, вторая выражает художественный мир в статике, а третья - в динамике) [9]. По Глотову, главное структурное различие обусловлено тем, что в качестве элементов художественной культуры выступают социальные институты, а элементов художественной жизни - социальные процессы.
В историко-искусствоведческих работах художественная жизнь общества чаще всего раскрывается через взаимодействие одновременно существующих направлений, школ, тенденций. Сюда же включается событийный ряд функционирования искусства: хроника спектаклей, выставок и публикаций, создание учреждений и ассоциаций. Как правило, учитывается не только временной, но и региональный аспект; культурные связи в стране, отдельном регионе, области рассматриваются на примере какого-либо вида искусства, с акцентом не столько на интерпретации произведений, сколько на социальных сторонах: культурной политике, системе организации институтов художественной жизни [10].
Художественная жизнь общества включает в себя художественное производство и потребление артефактов.
Художественное производство - конкретно-историческая форма создания, организации и распространения ценностей. Будучи частью жизни социума, оно обслуживает его идеологическую структуру (религиозную, политическую, морально-правовую области и др.), а также нормативно-традиционные отношения (культовые, обрядовые, ритуальные, празднично-карнавальные и т. п.). Как элемент систем социальной регуляции оно выступает в качестве формального и неформального типа отражения неких постоянных или временных полномочий и функций. Центральный момент художественного производства - личность творца и исполнителя, без которой не существует художественных ценностей вообще. Субъект художественной деятельности реализует себя в отношении к действительности (отображаемом и преобразуемом в продуктах его деятельности, его воздействии на публику и т. д.) [11].
Потребление артефактов (художественное потребление) - конкретно-историческая форма доступа и приобщения к ценностям художественной жизни. Первичное их потребление реали-
зуется в концертах, музеях, театрах, кино и т. д. Вторичное - посредством книг, нот, репродукций, пластинок, кассет. Все это может осуществляться в индивидуальной или публичной форме, характер которой зависит от способов функционирования самого искусства, способов организации досуга (заполнения свободного времени) и др. Центральным моментом художественного потребления выступает восприятие, отличающееся тем, что оно не связано с переходом ценности в собственность и не уничтожает предмет [12].
Художники и публика - непосредственные участники художественной деятельности, которая не только реализует собственную предметность (художественное производство и потребление продуктов искусства), но и воспроизводит многоуровневые взаимоотношения, объективно складывающуюся взаимозависимость. Это самое важное для определения художественной жизни общества, хотя она неразрывно соединена с политическими, экономическими процессами, и данную взаимосвязь необходимо учитывать [13]. Идейно-эмоциональные и психологические взаимодействия, сознательные ориентации названных субъектов и протекающие между ними информационные процессы зависят от степени подготовленности масс к полноценному восприятию произведений искусства - активной способности потребителей к сотворчеству с создателями художественных произведений.
Итак, под понятием художественная культура общества обычно понимается история образования и функционирования учреждений искусства, совокупность созданных обществом художественных ценностей, а также сам процесс их создания. В основе понятия художественная жизнь общества лежит взаимосвязь художника и публики, опосредованная многообразными зависимостями и институтами.
Литература
1. Федоров А. А. Введение в теорию и историю культуры: словарь. М., 2005. С. 412.
2. Лукин Ю. А. Структура культуры и место в ней художественной культуры // Культурология: новые подходы: альманах. Вып. 1. М., 1995. С. 90.
3. Перов Ю. Ф. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства. Л., 1980. С. 60.
4. Сохор А. Н. Социология и музыкальная культура. М., 1975. С. 12.
5. Бернштейн Б. М. О месте художественной критики в системе художественной культуры // Советское искусствознание. Вып. 76. М., 1976. С. 270.
6. Дадамян Г. Г., Дондурей Д. Б. Социальное функционирование искусства: в ожидании новых концепций // Социальные функции искусства и его видов. М., 1980. С. 50-51.
7. Основы теории художественной культуры / под ред. Л. М. Мосоловой. СПб., 2001. С. 37.
8. Рысаева Т. Д. Художественная жизнь Кузбасса во второй половине ХХ в.: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Барнаул, 2006. С. 7.
"Культурная жизнь Юга России" № 1 (35), 2010
96 —
9. Глотов М. Б. Границы предмета «социология искусства» // Социс. 1999. № 1. С. 127.
10. Еремеева А. Н. Художественная жизнь Юга России в условиях противостояния. 1917-1920 гг.: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Краснодар, 1999.
11. Перов Ю. Ф. Художественная жизнь общества ... С. 146.
12. Куклин А. Я. Введение в социологию искусства (проблема искусства как общезначимой ценности). Л., 1978. С. 17-19.
13. Ветохин Е. А. Развитие художественной жизни Сибири в контексте влияния сибирского областничества: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Барнаул, 2008. С. 13.
I. V. USHENKO. ARTISTIC LIFE AND ARTISTIC CULTURE: CORRELATION OF DEFINITIONS
This article is dedicated to the comparison of the concepts «artistic life» and «artistic culture» in their discourse of cultural studies.
Key words: artistic culture, artistic life, consumption of products of artistic production.
и. с. ПЕТРОВА
ОСНОВНЫЕ ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1945-1953)
Автор анализирует основные источники пополнения театральных трупп и меры закрепления творческих кадров в театральных коллективах астраханской, Саратовской и Сталинградской областей в послевоенные годы.
Ключевые слова: Нижнее Поволжье, астраханская, волгоградская, Саратовская области, культура, искусство, театр.
Первостепенное значение проблемы формирования театральных коллективов определялось прежде всего тем, что в годы Великой Отечественной войны численность работников искусств в РСФСР снизилась на 94 тысячи человек (64,3%) по сравнению с 1941 годом [1]. Сложности с художественно-руководящим, творческим и техническим персоналом имелись и в Нижневолжском регионе. Не все работники театров возвратились с фронта. Так, из Сталинградского театра музыкальной комедии ушли 22 человека, а вернулись единицы.
Известно, что в истории российской культуры театр всегда занимал особое место. В разные годы актеры и режиссеры рассказывали с театральных подмостков о проблемах прошлого, настоящего и будущего. Послевоенный период стал переломным в развитии общества в целом и в работе театров в частности. В сложных условиях послевоенного восстановления страны, идеологического прессинга, усилившегося в последние годы жизни Сталина, театральная жизнь продолжалась, сочетая в себе элементы социалистического реализма и лучшие традиции русского театра.
Одним из первых шагов по укреплению театральных трупп Нижнего Поволжья стало приглашение творческих работников из других регионов. Одни приезжали по направлениям отделов искусств, другие надеялись на признание творческого таланта в новом городе, третьих привлекали обещанные местной властью материальные блага (квартиры, более высокая зарплата, звания).
В 1945-1948 годах театры Саратова получили значительное пополнение: в драматический театр имени К. Маркса прибыл заслуженный артист РСФСР А. Колобаев, в театр оперы и балета имени Н. Чернышевского - народный артист УзССР Н. Варламов и другие, а в ТЮЗ, находившийся в стадии становления, поступили 14 специалистов [2]. Следует отметить, что во время Великой Отечественной войны Саратовский ТЮЗ был эвакуирован в Актюбинск. В начале 1943 года для организации работы детского театра на базе бывшего Саратовского и Калининского ТЮЗов Комитет по делам искусств СССР перевел в Саратов 29-летнего режиссера и художественного руководителя Ю. Киселева - выпускника театральной студии Московского камерного театра А. Таирова. Он приехал со своими коллегами по Калининскому театру - режиссерами В. Давыдовым и П. Васильевым. Таким образом, в саратовские театры республиканского значения направлялись работники, имевшие профессиональное образование, творческий опыт и высокие звания.
Театры Астрахани в большей степени испытывали нужду в творческих кадрах, но здесь ситуация складывалась иначе. Астраханский отдел по делам искусств поставил вопрос о пополнении театров кадрами перед Комитетом по делам искусств РСФСР. В результате в местный ТЮЗ был направлен режиссер К. Ведерников, в драмтеатр - заслуженный деятель искусств РСФСР Л. Самборская, заслуженный деятель искусств БССР Н. Лойтер и др. [3]. В основном поток творческих работников