Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАЗНОСТЬ УКРАШЕНИЙ В АСПЕКТЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТ УРАЛЬСКИХ ЮВЕЛИРОВ XX ВЕКА)'

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАЗНОСТЬ УКРАШЕНИЙ В АСПЕКТЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТ УРАЛЬСКИХ ЮВЕЛИРОВ XX ВЕКА) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
231
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАШЕНИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / КОНЦЕПЦИЯ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ / ОБРАЗ И МАТЕРИАЛ В УКРАШЕНИЯХ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Береговая Ольга Владимировна

Статья посвящена поискам художественного образа украшений, восприятию художником окружающего мира, переосмыслению своеобразия и самобытности практик уральских художников при создании ювелирных изделий. Кроме того, в статье раскрывается основная концепция художественного образа украшения, основанная на гармоническом единстве утилитарного и эстетического, образа человека и внешней формы украшения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC IMAGERY OF JEWELRY IN THE ASPECT OF AESTHETIC PERCEPTION (ON THE EXAMPLE OF THE XX CENTURY URAL JEWELERS’ WORKS)

The article is dedicated to the search for an artistic image of jewelry, the artist's perception of the surrounding world, and the reinterpretation of the originality of the practices of Ural jewelers. In addition, the article reveals the basic concept of the artistic image of jewelry, based on the harmonious unity of the utilitarian and aesthetic, the image of a person and the external form of jewelry.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАЗНОСТЬ УКРАШЕНИЙ В АСПЕКТЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТ УРАЛЬСКИХ ЮВЕЛИРОВ XX ВЕКА)»

УДК 739.2

О. В. Береговая

Уральский государственный архитектурно-художественный университет Екатеринбург, Россия

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАЗНОСТЬ УКРАШЕНИЙ В АСПЕКТЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

(НА ПРИМЕРЕ РАБОТ УРАЛЬСКИХ ЮВЕЛИРОВ XX ВЕКА)

Статья посвящена поискам художественного образа украшений, восприятию художником окружающего мира, переосмыслению своеобразия и самобытности практик уральских художников при создании ювелирных изделий. Кроме того, в статье раскрывается основная концепция художественного образа украгиения, основанная на гармоническом единстве утилитарного и эстетического, образа человека и внешней формы украшения.

Ключевые слова: украшения; художественный образ; концепция ювелирных изделий; образ и материал в украшениях; художественная культура.

П. Ф. Устьянцев. Зимний зверек. Брошь. 1993. Серебро, халцедон. 5,3x7,3x2,3. Госкаталог: 10977089 Музей истории камнерезного и ювелирного искусства (Екатеринбург)

Украшения являются одним из важнейших элементов художественной культуры, которые участвуют в презентации индивидуальности человека. В украшении все подчинено органичному сочетанию линий и пропорций, а также созданию единого художественного образа.

В эстетике художественный образ понимается как способ и форма освоения действительности, иными словами, собственное видение мира и умение рассказать о нем, своих чувствах, переживаниях. Это мир, преображенный в сознании художника.

И. Я. Лойфман в лекциях говорит «о статусе художественного образа как первоэлемента искусства, где художественный образ есть универсальная форма и продукт художественного отражения действительности. В соответствии с этим, художественный образ должен быть рассмотрен в трех перспективах: предметной, оперативной и оценочной, что позволяет выявить его гносеологическую специфику» [5, с. 73]. Художественный образ появляется на основе реальной действительности и проявлений индивидуальности художника-ювелира. «Интервал между полюсами сходства и различия (интервал

подобия) дает почувствовать путь и смысл этого преображения, аккумулирует в себе энергию значений художественного произведения» [7, с. 76].

В эстетике классицизма художественный образ рассматривался как индивидуальный образ вещи. «Если искусство подражает природе, - писал Ш. Баттё, - то оно должно подражать ей разумным, просвещенным образом, не рабски копировать, а выбирать нужные предметы и черты и изображать их в наиболее совершенном виде. Одним словом, необходимо такое подражание, где видна природа, какой она должна быть и какой ее может представить разум» [1, с. 381].

Художественный образ марксистской эстетики представлен как единство формы с ее внутренним преображением: «Полное слияние большой идейной глубины, осознанного исторического содержания ...с шекспировской живостью и богатством действия» [6, с. 492].

Системный подход к художественному образу как к явлению для всех видов искусства представлен в работе «Эстетика» Ю.Б. Борева: художественный образ им рассматривается с позиции взаимодействия гносеологической и онтологической трактовок. «Художественный образ конкретен и обладает чертами представления, но особого рода: представления, обогащенного мыслительной деятельностью. Художественный образ - единство объективного и субъективного. В образ входит материал действительности, переработанный творческой фантазией художника, его отношение к изображенному, а также все богатство личности творца» [3, с. 357].

Для рассмотрения украшения в качестве художественного образа не случайно выбрана авторская бижутерия уральских самобытных художников-ювелиров 1950-90-х годов, которая сформировала целый кластер декоративного искусства. Гарнитуры, броши, пряжки и иные украшения выполнены из нейзильбера, серебра с крупными декоративными вставками из поделочного уральского камня [2].

На примере работы известного мастера В.М. Храмцова «Сумерки» (гривна, браслет) можно увидеть, как художник-ювелир выбрал открытый чистый цвет, чтобы раскрыть образ, наделенный характеристикой определенного времени суток. Простые гео-метричные формы объектов подчеркивают состояние момента. В браслете через материал продемонстрирована затуманенность вечера - оргстекло в сочетании с глянцевой поверхностью металла и плотным синим контрастом горячих эмалей во вставке изделия.

Ю.Б. Борев объясняет, что «представления - переходная ступень между восприятием и понятием, обобщение широчайших слоев общественной практики. Представление содержит в себе как значение, так и смысл осваиваемого явления. Для того чтобы художественные представления стали достоянием аудитории, их надо объективировать» [8, с. 280].

Например, брошь-кулон «Оттепель» еще одного известного уральского мастера Л.Ф.

В. Н. Устюжанин. Аккорд. Гарнитур (брошь, серьги). 1989. Металл, перламутр, дерево черное. Брошь 7,4x4,8x1,0, серьги 4,5x2,5x0,7

Екатеринбургский музей изобразительных искусств (Екатеринбург)

В. М. Храмцов. Сумерки. Гарнитур (гривна, браслет). 1982. Металл, оргстекло, эмаль. 2Ы14хО,5

Екатеринбургский музей изобразительных искусств (Екатеринбург)

. - 'SI

Устьянцева ярко раскрывает образ ранней весны, где камень представлен как фрагмент треснувшего льда. Автор передает свои ощущения, эмоцию через блеск хрустального кабошона с искрящимися трещинками внутри, оправленного в полированный металл.

Художественный образ объективно передает эстетические представления человека-творца. Основная концепция художественного образа украшения состоит из совокупности идей, связанных с передачей материальной реальности, и сочетает в себе человеческое восприятие, ощущения, стремление найти адекватную и выразительную внешнюю форму Тогда «искусство воссоздает жизнь в ее целостности и тем самым расширяет, углубляет реальный жизненный опыт человека. Человек становится неотделимо связан с вещью, которую изготовил. Вещь несет в себе отпечаток авторской индивидуальности. Вещь становилась вещью уже в процессе изготовления, она

несла отпечаток личности, навыки, вкусы и рабочее время создателя. Вещь начинает наделяться в том числе духовно-нравственным смыслом» [3, с. 84].

Художник мыслит ассоциативно. «Ассоциации (от лат. association участвующий, соединенный, объединение, союз) - мысль или образ, возникающие при виде предмета или при восприятии высказывания; возникающие путем установления похожести или путем отталкивания, благодаря воспоминанию или нахождению аналогий с помощью подсознания; возникающие по смежности, сходству и контрасту переклички между впечатлениями бытия, непредсказуемые логикой прыжки воображения, сопоставляющие эти впечатления, и неожиданные сопряжения далеко стоящих друг от друга явлений» [8, с. Збб].

Так, в ювелирном гарнитуре «Хорошее настроение» В.Н. Устюжанин раскрывает эмоциональное состояние через цвет малахита, который успокаивает, насыщает позитивной эмоцией, удовлетворяет. В центре композиции маленькое солнце раскинуло лучи, символизируя тепло и свет. Ассоциация ювелира выражена через форму, цвет, а материалы лишь сопутствуют раскрытию художественного образа.

По большому счету все ювелирное искусство основывается на ассоциативном мышлении. Художественное творчество осуществляется посредством бессознательного синтеза тривиальной ассоциации с ассоциацией оригинальной, принадлежащей другому семантическому полю. Примером является гарнитур «Аккорд» В.Н. Устюжанина. Аккорд - сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты, воспринимаемых как звуковое единство, чаще всего это трезвучия. Визуально серьги и брошь выполнены в виде трех полос, идущих параллельно и перегоняющих одна другую. Серебро оправляет перламутровые вставки, все это переливается разными оттенками, создавая единую форму изделия.

Изначально все искусство (и в частности ювелирное искусство как один из его видов) по большому счету было прикладным

в том смысле, что человек его посредством вписывал себя в окружающий мир, создавал предметную среду, отвечающую разным нуждам. При этом он реализовывал себя как индивид, способный создать особый мир, наделенный свободой. Украшения, являясь одним из самых ранних и творческих проявлений художественного человеческого начала, способствовали появлению искусства. «"Искусство" - это отстоявшаяся, откристаллизовавшаяся и закрепленная форма освоения мира по законам красоты. Оно эстетически содержательно и несет в себе художественную концепцию мира и личности. Между собственно художественной и практической эстетической деятельностью существует граница. Она подвижна и преодолима. На этой границе со стороны искусства - архитектура, прикладное и декоративное искусство, а со стороны индустриального освоения мира - дизайн. Многообразие форм освоения мира не сводится к искусству. Предмет эстетики и ее проблемное поле шире искусства» [8, с. 403].

И в этом смысле нынешнее применение украшений не связано с утилитарной функцией, но формирует облик, отображает стиль эпохи, определяет поведение человека и дифференциацию повседневного и праздничного. Вступая в контакт с потребителем, украшения начинают взаимодействовать с ним. У каждого реципиента создается свой образ украшения и своя концепция. Каждый потребитель, ориентируясь, конечно, на модные тенденции или авторские украшения известного художника-ювелира, приобретает украшения для себя и пользуется ими, желая соотнести себя с ситуацией или статусом. Носитель украшения находит тот смысл, который может не всегда совпадать с идеей, изначально вложенной автором, но, главное, благодаря украшению облик становится индивидуальным, эстетически осмысленным. Человек в поисках этого облика начинает обращаться к ассоциациям, внутренним порывам, находит созвучье, которое может получиться только благодаря взаимодействию формы предмета и художе-

ственного образа. «Реципиенты варьируют художественную информацию, заключенную в образе» [8, с. 278].

Если представить броши известных ювелиров В. Храмцова, Л. Устьянцева, В. Ветрова на молодой девушке XXI века, то, возможно, украшение поменяет место ношения: перекочует с левого предплечья на центральную часть воротника или, в соответствии с модной тенденцией носить по несколько брошей, на сумку, по периметру рукава, у пояса на юбке. Однако смысл образа, вложенного автором в изделие, не поменяется, а будет способствовать раскрытию индивидуальности потребителя.

Примером может служить брошь Л.Ф. Устьянцева «Зимний зверек». Брошь можно поместить в качестве центрального элемента на кожаный ремень, на клатч, скомбинировать с несколькими маленькими брошками, дополнив основной образ изделия. Материал, применяемый в изделии (халцедон), - демократичный, позволяет носить украшение каждый день, а само украшение,

В. 11. Устюжанин.

Хорошее

настроение.

Колье. 1987.

Металл, малахит,

цитрин.

25x15x0,7

Екатеринбургский музей изобразительных искусств (Екатеринбург)

благодаря масштабности, поведет весь костюмный ансамбль.

В этой ситуации особый смысл приобретает фраза: «"Бесполезное" занятие ювелира имеет глубокий смысл и основание: созданные им ценности воспринимаются как прекрасные» [3, с. 88].

Литература

1. Баттё, Ш. Изящные искусства, сведенные к единому принципу // История эстетики: В 5 т. Т. 2. Эстетические учения ХУП-ХУШ веков. - Москва, 1964. - С. 378-390.

2. Береговая, О.В. Ювелирная школа второй половины XX века на Урале: своеобразие идей и материалов // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. - Красноярск, 2020. - № 2. - С. 104-111.

3. Борев, Ю. Б. Эстетика. - Ростов-на-Дону, 2004. - 704 с.

4. Быстрова, Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль...: Введение в философию дизайна. - Москва : Екатеринбург, 2001. - 286 с.

5. Лойфман, И.Я. Основы гносеологии / И.Я. Лой-фман, М.Н. Руткевич. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2003. - 175 с.

6. Маркс, К., Энгельс, Ф. Немецкая идеология // Собрание сочинений. - 2-е изд. - Москва, 1955. -Т. 3. - 689 с.

7. Некрасова М.А. Проблема ансамбля в декоративном искусстве // Искусство ансамбля: Худ. предмет. Интерьер. Архитектура. Среда : [Сб. ст.] / НИИ теории и истории изобразит, искусств Акад. художеств СССР ; сост., науч. ред. [и авт. предисл.] М. А. Некрасова. - Москва : Изобразит, искусство,

1988. - С. 13-42. 8. Художник, вещь, мода : сб. ст. / сост. М. Л.

Бодрова, А. Н. Лаврентьев. - Москва, 1988. - 366 с.

- (Галерея искусств).

Об авторе

Береговая Ольга Владимировна - доцент кафедры декоративно-прикладного искусства Института изобразительных искусств Уральского государственного архитектурно-художественного университета

E-mail: obregua610@gmail.com

ARTISTIC IMAGERY OF JEWELRY IN THE ASPECT OF AESTHETIC PERCEPTION (ON THE EXAMPLE OF THE XX CENTURY URAL JEWELERS' WORKS)

Beregovaya Olga Vladimirovna

Associate Professor at the Department of Decorative and Applied Arts in the Institute of Fine Arts, Ural State University of Architecture and Art

Abstract: The article is dedicated to the search for an artistic image of jewelry, the artist's perception of the surrounding world, and the reinterpretation of the originality of the practices of Ural jewelers. In addition, the article reveals the basic concept of the artistic image of jewelry, based on the harmonious unity of the utilitarian and aesthetic, the image of a person and the external form of jewelry.

Keywords: decorations; artistic image; jewelry concept; image and material in jewelry; artistic culture.

11. Ф. Устьяицев.

Оттепель. Брошь.

1981. Мельхиор,

горный хрусталь.

2,0x5,5x5,0.

Госкаталог:

26477439

Музеи истории камнерезном и ювелирного искусства (Екатеринбург).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.