Научная статья на тему 'Художественная литература, как средство формирования у подрастающего поколения патриотизма и культуры межнациональных отношений'

Художественная литература, как средство формирования у подрастающего поколения патриотизма и культуры межнациональных отношений Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1062
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ НАЦИИ / ВОЗРОЖДЕНИЕ ПАТРИОТИЗМА / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ С РАЗВИТЫМ ПАТРИОТИЧЕСКИМ ЧУВСТВОМ / ОБРАЩЕНИЕ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМУ НАСЛЕДИЮ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рубаева Зарина Борисовна

Статья позволяет оценить положительное влияние художественной литературы на формирование у подрастающего поколения патриотизма и культуры межнациональных отношений. Нацеливает читателя на то, что именно через изучение народных традиций и обычаев у юношей и девушек воспитывается одно из самых важных качеств человека патриотизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественная литература, как средство формирования у подрастающего поколения патриотизма и культуры межнациональных отношений»

9. Ожегов С.И., ШведоваН.Ю. Толковый сло- 11. Практическая психология. Учебник для

варь русского языка. - М.: Азъ Ltd, 1992. - 960 с. вузов / Под ред. М.К. Тутушкиной. - СПб.: «Ди-

10. Пономарёв Я.А. Психология творчества дактика плюс», 1998. - 335 с. и педагогика. - М.: Педагогика, 1976. - 280 с.

УДК 37.035.6

З.Б.Рубаева

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА,

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ПАТРИОТИЗМА И КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Статья позволяет оценить положительное влияние художественной литературы на формирование у подрастающего поколения патриотизма и культуры межнациональных отношений. Нацеливает читателя на то, что именно через изучение народных традиций и обычаев у юношей и девушек воспитывается одно из самых важных качеств человека — патриотизм.

Ключевые слова: патриотическая проблематика, культурно-исторический опыт нации, возрождение патриотизма, формирование личности с развитым патриотическим чувством, обращение к художественному и публицистическому наследию.

Общество в настоящее время как никогда заинтересовано в достижении воспитания патриотизма отдельной личности как необходимого условия прогресса целой нации. «Патриотизм» - (с греческого -«patriots - земляк», «patris - родина, отечество») любовь к родине, к отечеству, одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями [1, с. 482].

Патриотическая проблематика привлекала внимание мыслителей, философов, ученых, политических деятелей, писателей, поэтов на протяжении всей истории человечества. В последние годы вновь возникла острая потребность в поднятии патриотических настроений россиян, в частности, молодежи. Под патриотическим воспитанием мы понимаем воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает в себя беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу и его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.

Общеизвестно, что нравственные идеалы и патриотические чувства начинают формироваться в семье. Национальные черты ребенка форми-

руются по мере усвоения им культурно-исторического опыта нации, семьи, ближайшего окружения, а затем через непосредственное обучение и активное общение в своей родной национальной среде.

Скептическое отношение к национальной культуре обусловило увлечение западным образом жизни. Разрушение отлаженной системы воспитания стало одной из причин популярности воззрений националистического и даже фашистского толка, искаженного толкования понятий «Отечество», «гражданственность», «патриотизм». В столь опасной ситуации необходимо постепенное формирование нового, российского патриотизма, в котором должны гармонично сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития социума. Характеризуя создавшееся в стране положение, признанный лидер нашей страны В.В. Путин говорит о том, что «само слово «патриотизм» подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее... Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения» [4, с. 3].

382

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

© З.Б. Рубаева, 2009

Активно разрушается фундамент, на котором десятки лет строилось патриотическое воспитание, разрушаются ориентиры, на которые нацеливались дети и молодежь. Новое поколение вырастает на американских боевиках и азиатских наркотиках. В детские умы через СМИ и произведения искусства часто транслируются далеко не лучшие образцы массовой культуры. Вследствие этого у подрастающего поколения стали проявляться равнодушие к своей родине, бездуховность, агрессивность по отношению к согражданам, проживающих в других регионах нашей страны. Слово «патриот» стало, чуть ли не ругательным, а слово «нравственность» произносится с иронией.

Возрождение патриотизма - шаг к возрождению России, т.к. именно он является духовнонравственной основой общественного сознания, достоянием личности. Фундаментом патриотического воспитания является национально-культурная идентификация личности, осознание своей принадлежности к определенной культуре и внедрение ее ценностей. Общеизвестно, что важнейшим механизмом, обеспечивающим культурную идентификацию, является язык. На его неоспоримую роль в патриотическом воспитании указывал К.Д. Ушинский: «Язык народа -лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей ее духовной жизни... В языке одухотворяется весь народ и вся родина. в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается. вся история духовной жизни народа. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое и живое целое. Итак, язык педагог рассматривает как живой организм, в котором отражаются судьбы, думы и стремления народа. Формирование духовно богатой личности с развитым патриотическим чувством невозможно вне контекста национальной духовной традиции. Усвоение языка означает приобщение к ней, погружение в сокровищницу национальной культуры [6, с. 47-53].

Историю нельзя переделать, но можно вдумчиво прочитать ее летопись и извлечь не только политические, но и нравственные уроки. Громадную роль в воспитании патриотизма у подрастающего поколения республики играют судьбы гор-цев-патриотов, в которых воплощены лучшие качества. Речь идет о выборе таких исторических фигур, которые могут послужить образцом по-

лиязыковой и поликультурной личности. При этом важно, чтобы знакомство с их судьбой сопровождалось обращением к их художественному и публицистическому наследию. Факты биографии будут оказывать влияние на выбор учащимися поведенческих моделей, творчество, воздействуя на эмоциональную сферу личности, позволит почувствовать себя частью мира, созданного писателями, прожить жизнь героев и сделает объективные ценности личностными, обеспечив осмысленный самостоятельный выбор патриотических ориентиров, ощущение гордости за свой народ и Россию в целом.

Хорошим примером тому служит литература периода Великой Отечественной войны. Произведения горских поэтов были как бы ответом защитников Родины на чувства и переживания народа, охваченного высоким патриотическим духом. Отсюда и обостренное чувство ответственности у героев за свое конкретное бытие в годы войны, за свои поступки, готовность совершить героический подвиг, а надо будет - и жизнь отдать. Литература не абсолютизирует единичные героические акты, не идеализирует личность героя, а, напротив, подчеркивает массовый характер подвига, готовность к самопожертвованию у женщин, детей, стариков и т.д. В каждом конкретном случае литература воспевает не героизм отдельного порыва, а массовость; готовность каждого отдать самое дорогое, что у него есть - жизнь [2, с. 5-18].

Великая Отечественная война сыграла существенную роль в формировании интернационалистского сознания, гражданских качеств, как ее участников, так и представителей последующих поколений. Поэтому и не угасает интерес к теме войны в осетинской литературе. Писатели и поэты горного края вновь и вновь возвращаются к ней. И чем дальше во времени остается война, тем острее и напряженнее память о ней.

Смелость и отвага, готовность к самопожертвованию во имя жизни других, высокие моральные принципы, вот что характеризовало героев произведений во время войны. В образах своих героев авторы стремились художественно запечатлеть черты человека, воспитанного на героических традициях своего народа. Поэтому ответственность перед разными поколениями, жившими и живущими на земле предков, перед своей совестью заставляет героев произведений совершать подвиги, рискуя жизнью. Иначе он поступить не может, так как был взращен в духе высо-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

383

кой морали, в атмосфере героизма и самоотверженности. «Рассказы о героях учат детей видеть мир глазами патриотов. Героическое не только расширяет горизонт, но и помогает почувствовать, что в жизни всех советских граждан - и тех, кто ушел из жизни, и тех, кто живет ныне, есть что-то общее, великое, священное, самое дорогое и ни с чем не сравнимое - Родина», - пишет в своей книге «Как воспитать настоящего человека» великий педагог В.А. Сухомлинский [5, с. 38].

Произведения с дидактико-нравоучительным содержанием должны были повлиять на формирование национального сознания молодежи того времени, учили ее уметь преодолевать трудности, встречавшиеся на пути, и принимать твердое решение самостоятельно в ответственный момент. И уж, конечно, она, молодежь, должна быть верна традициям старших, отвечать их идеалам. Вот о чем беспокоились осетинские писатели периода Великой Отечественной войны. В публицистике военных лет много исповедального. Размышления писателя, критический анализ своих мыслей, чувств, поступков могут служить основой для развития подобных качеств у молодежи. В деле воспитания патриотизма, нравственности личности большое значение имеют произведения, в которых главный герой проявляет эти качества в естественных условиях. И это закономерно, ведь, правда изображения жизни, восхищение героическим, благородным поступком всегда будет волновать людей. Несгибаемый, всепобеждающий дух патриотизма воинов, их убежденность в правоте и справедливости освободительной войны отражены во многих художественных произведениях того периода. Подрастающее поколение ориентировалось и подражало положительному герою военной лирики. По-разному в различных жизненных случаях проявлялись черты и лучшие задатки нравственного облика воина-освободителя. Его национальный характер складывался в конкретных обстоятельствах, в битвах с фашизмом. Умудренный нелегким военным опытом, лирический герой итожил свою фронтовую жизнь и пытался извлечь из нее четкие

нравственно-философские выводы, чтобы передать другому поколению сгусток своего опыта, традиции воинствующего гуманизма. Во фронтовой лирике были сконцентрированы патриотические, нравственные, идейно-эстетические и этические проблемы советской литературы. Авторы писали о том, что вдохновляло воинов на боевой подвиг, на героизм, во имя чего они сражались и умирали. Бесспорно, зрелость патриотического сознания советских солдат измерялась степенью проявленного ими героизма во имя защиты свободы своего народа. Это был осознанный нравственный выбор, оплаченный самой «дорогой ценой».

В заключении хотелось бы отметить, что воспитание на примерах героического прошлого народа, его лучших традициях занимает особое место в деятельности образовательных учреждений. Используемые в воспитании историей многие старые испытанные средства, формы и методы и вырабатываемые новые, при обучении и воспитании подрастающего поколения способствовали формированию патриотического сознания. Возрождение патриотизма - шаг к возрождению России, т.к. именно он является духовно-нравственной основой общественного сознания, достоянием личности.

Библиографический список

1. Большой словарь иностранных слов в русском языке. - М.: ЮНВЕС, 2001. - 784 с.

2. Гутиева М.Т. Тема Великой Отечественной войны в поэзии Гриса Плиева: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Северо-Осетинский гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова. - Владикавказ, 2005. - 23 с.

3. Лесняк В.И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения // Педагогика. -2006. - №>2.

4. Путин В.В. Россия на рубеже веков // Независимая газета. - 1999. - 30 декабря.

5. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М.: Педагогика, 1990. - 288 с.

6. Юнусова К.А. Патриотическое воспитание молодежи средствами этноязыковой идентификации // Педагогика. - 2007. - №10. - С. 47-53.

384

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.