КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА (СУРДОПЕДАГОГИКА И ТИФЛОПЕДАГОГИКА, ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА И ЛОГОПЕДИЯ)
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА Златова В. Е.
Златова Валентина Евгеньевна / Zlatova Valentina Evgen'evna - социальный педагог, отделение социальной реабилитации, Областное специализированное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, г. Белгород
Аннотация: статья посвящена опыту областного социально-реабилитационного центра по патриотическому воспитанию младших школьников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В условиях социально-реабилитационного центра работа по воспитанию патриотизма у подрастающего поколения, его готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей является очень важной, т.к. она способствует решению главного запроса общества - призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества.
Ключевые слова: младший школьный возраст, социально-реабилитационный центр, патриотическое воспитание, любовь к Родине, формирование у несовершеннолетних основ патриотизма.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
В. И. Даль в своем словаре дает следующее определение: «Патриот - любитель Отечества, ревнитель о благе его, отечественник, отчизнолюб» [1, с. 24].
В Философском словаре «патриотизм» определяется как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины [2].
Патриотическое воспитание существовало во все времена, независимо от того, обучались дети в школе или нет. Оно осуществлялось из поколения в поколение самим народом.
Вопросы патриотического воспитания исследовались в трудах известных педагогов и общественных деятелей прошлого: М. В. Ломоносова, В. Г. Белинского, К. Д. Ушинского и др. Все они отмечали, как важно воспитать в ребенке любовь к народу, родному языку, национально культуре. Немалое значение в решение проблемы патриотического воспитания имеют научные воззрения К. Д. Ушинского. Педагог утверждал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». По мнению К. Д. Ушинского, под воздействием неодинаковых условий жизни формируется характер людей, который дает такую почву, где «коренится народность». Через все его труды прошла мысль о патриотическом воспитании и национального самосознания.
К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством. Ученый писал о том, что следует воспитывать у молодежи национальную гордость и толерантное отношение к другим народам. «Любовь к Родине, - отмечал он, - это наиболее сильное чувство человека, которое гибнет в дурном человеке» [3].
Патриотическое воспитание является одним из важнейших направлений в работе социального педагога, работающего с воспитанниками младшего школьного возраста. В младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения.
Работая в областном социально-реабилитационном центре с несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей, постоянно сталкиваешься с трудными детскими судьбами, искаженными представлениями детей о патриотизме, его роли и ценности в жизни любого человека.
Анализ воспитательной работы показывает, что патриотическое воспитание в условиях социального реабилитационного центра для детей предполагает приобщение детей к культуре своего народа, выработку умения противостоять негативному влиянию лжегероев, которыми очарованы дети, получающие неверные представления о героизме из современных фильмов, телепередач, компьютерных игр и, к сожалению, своих семей.
Целью подпрограммы «И помнит мир спасенный...» является формирование у несовершеннолетних основ патриотизма, качеств человека, которые составляют его гражданскую и социальную активность, а так же развитие творческих и интеллектуальных способностей, коммуникативных навыков, воспитание гордости за свою страну и её историю.
В процессе реализации подпрограммы «И помнит мир спасенный...» решались задачи по воспитанию у несовершеннолетних сознательной любви к Родине, уважению к её историческому прошлому на примере подвигов русского народа, его традиций, раскрытию общечеловеческих нравственных качеств: благородство, верность Родине, самоотверженность, мужество, героизм; развитию познавательной активности; содействию формирования сознательного патриотизма; коррекции тех жизненных ориентиров, которые не соответствуют нравственным ценностям общества.
Эффективными формами работы являлись игротерапия (краеведческие и военно -патриотические игры), музыкотерапия, изотерапия, кинотерапия, постановочные этюды исторических событий, занятия-погружения, соревнования, экскурсии, трудовые дела, тренинги.
Формированию качеств защитника и патриота своей Родины, воспитанию уважения к ветеранам, героям Великой Отечественной войны, привитию несовершеннолетним патриотизма и любви к Родине способствовали мероприятия, посвященные важным историческим датам, такие как: занятия «Блокада Ленинграда» в Великой Отечественной войне», «Сталинградской битве посвящается», «70-летие Великой Отечественной войны», «Город воинской славы. Белгород», «Защитники Брестской крепости»; занятие-репортаж «Прохоровское поле - ратное поле России»; занятие - экскурсия «Огненная дуга»; интеллектуальная игра «70 лет Победы в Великой Отечественной войне»; кинотерапия в День памяти и скорби и начала Великой Отечественной войны, просмотр художественного фильма «Брестская крепость»; акция «Поздравь ветерана»; возложение цветов к памятному знаку майора Ф. С. Дзгоева и бюсту генерала Н. Ф. Ватутина.
Эти мероприятия приобщают воспитанников к культуре и традициям народа, дают возможность узнать историю страны через связь поколений, поэзию, музыку, танцы, песни.
Показателями успешности воспитательной деятельности педагога является активность воспитанников, самодисциплина, стремление к самосовершенствованию,
32
развитие чувства собственного достоинства, наличие совокупности моральных качеств, осознание и объективная самооценка ребёнком своего «Я», как гражданина, патриота, Человека.
Пройдут годы - наши несовершеннолетние воспитанники станут взрослыми -полноправными членами нашего общества. Кем они станут? - зависит от нас, педагогов, которые заменили им на время родителей, подарили своё тепло и ласку, посеяли и взрастили в детской душе семена любви к родной природе, к истории и культуре страны, созданной трудами тех, кого зовут соотечественниками, рассказали о том, что такое Родина.
Литература
1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 томах. М.: РИПОЛ классик, 2006. Т. 3. 544 с.
2. Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя. М.: Политиздат, 1975. 496 с.
3. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. М.: Учпедгиз, 1950. Т. 10. 668 с.
АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ СХЕМЫ И ОБРАЗА ТЕЛА У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Лигай Д. А.
Лигай Денис Александрович /Ligaj Denis Aleksandrovich - педагог-психолог, магистрант, кафедра психолого-педагогических основ специального образования, Московский городской педагогический университет, г. Москва
Аннотация: в статье обосновывается актуальность исследований в области схемы и образа тела у детей с расстройством аутистического спектра, описывается место схемы и образа тела в структуре самосознания, определяется ряд ключевых понятий и принципиальное различие между «схемой и образом тела», проводится теоретический обзор исследований по проблеме телесности, в том числе на примере детей с расстройством аутистического спектра, описываются результаты опроса родителей об уровне осведомленности в сфере развития телесности ребенка. Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, схема тела, образ тела, самосознание, телесность.
В отечественной педагогике и психологии актуальной остается проблема поиска эффективных методов и, способов обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра. Не менее проблематичным является определение причин затруднений в обучении этой категории детей.
Представление о собственном теле является базовой составляющей единицей ^-концепции человека, на основе которой строится его представление о себе как о личности, его самосознание, а также способность к ориентировке в пространстве, что является столь необходимыми в обучении и развитии. Многие исследователи проблемы телесности пишут, что именно с формирования чувства собственного тела начинается развитие всего самосознания [7, с. 22; 16 с. 35; 12 с. 87].
В современной психиатрии и коррекционной педагогике и психологии понятие раннего детского аутизма неспроста заменило понятие расстройства аутистического спектра. Причина замены понятий достаточно ясна. Аутизм, это не детская болезнь и не всегда она обнаруживается в раннем детстве. Сложность этого заболевания состоит в том, что до сих пор не выработаны объективные критерии его диагностики. И не