Научная статья на тему 'Художественная культура Восточной Сибири в контексте взаимодействия власти и общества'

Художественная культура Восточной Сибири в контексте взаимодействия власти и общества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
197
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ / СОВЕТСКАЯ МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / СОВЕТСКИЙ ЧЕЛОВЕК / СИБИРЯКИ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПОЛИЭТНИЧНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ВЛАСТЬ / ОБЩЕСТВО / ARTISTIC CULTURE / EASTERN SIBERIA / SOVIET MASS CULTURE / SOVIET CITIZEN / THE SIBERIANS / SOCIAL AND CULTURAL ADAPTATION / MULTIETHNIC / TOLERANCE / POWER / SOCIETY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Литвин Мария Ивановна

Статья посвящена анализу советской массовой культуры и особенностей ее развития в Сибири в целом и художественной культуры в частности в контексте региональной специфики Восточной Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Artistic Culture of Eastern Siberia with in the Context of Interaction between Authorities and Society

The article analyses Soviet mass culture and characteristics of its development as well as the development of artistic culture in Siberia within the context of specific character of Eastern Siberia.

Текст научной работы на тему «Художественная культура Восточной Сибири в контексте взаимодействия власти и общества»

Серия «История»

2012. № 2 (3), ч. 1. С. 173-179 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

Иркутского

государственного

университета

И З В Е С Т И Я

УДК 37(С18)

Художественная культура Восточной Сибири в контексте взаимодействия власти и общества

М. И. Литвин

Иркутский государственный лингвистический университет, г. Иркутск

Статья посвящена анализу советской массовой культуры и особенностей ее развития в Сибири в целом и художественной культуры в частности в контексте региональной специфики Восточной Сибири.

Ключевые слова: художественная культура, Восточная Сибирь, советская массовая культура, советский человек, сибиряки, социокультурная адаптация, полиэтничность, толерантность, власть, общество.

Восточная Сибирь, исторически являясь территорией кросс-культурной коммуникации, стала пространством качественными характеристиками которого были национальная, религиозная и культурная толерантность. Поэтому инновации культурной политики советского государства, в основе которых были заложены идеи интернационализма, социальной справедливости, ориентация на создание единого культурного пространства, были органичны для Восточной Сибири и имели естественные исторические предпосылки.

Тоталитарное устройство советского государства представляет нам интересный пример того, как трансформируется культура и общество под жестким диктатом государственной идеологии, сохраняя, с одной стороны, традиционные ценностные ориентиры, а с другой, видоизменяясь под воздействием новых условий существования.

Советское общество, являясь одним из ярких проявлений феномена массовой культуры, представляло из себя такую социальную общность, которая была образована совместно потребляемой продукцией - информацией, развлечениями, стереотипами, что привело к формированию единой картины мира и системы ценностей. Система ценностей является достаточно инертным образованием, слабо подверженным каким-либо модификациям, однажды усвоенные ценности редко поддаются трансформациям, однако, для реализации своих целей советское государство изменило механизм трансляции культурных ценностей, создав необходимые условия для формирования и внедрения в общественное сознание новых ценностных приоритетов. Советская художественная культура превращает воспитание каждого индивида в художественное, эстетическое воспитание в наиболее полном и глубоком смысле этого слова, т. к. главным художественным произведением, созида-

нию которого служит советское искусство, являлся сам человек, взятый в системе его отношений к другим людям, интерпретируемый как уникальный социокультурный феномен - «советский человек». Именно определенные черты характера человека интересуют художника прежде всего. Это - волевые, активные качества, характеризующие преобразующую и организующую роль человека, его творческий контакт с окружающим миром.

Выявляя главные определяющие черты героя, художник подчеркивает связь его с коллективом, делает его участником великого общего дела. Часто человек показан в едином целеустремленном порыве, ощущается в большом героическом ритме жизни советского общества.

Массовое общество продвинулось в созидании единой культуры далее, чем общество любого другого типа. Региональные культурные различия уменьшились, стерлись классовые, профессиональные и даже возрастные различия. Более широкое единообразие было диалектически связано с появлением большей индивидуальности. С десакрализацией власти центр тяжести переместился на индивида. Конечно, во многих случаях положение личности здесь не лучше, чем это было в обществах с иерархической и традиционной структурой. В действительности глубоко социальной сплошь и рядом оказывается как раз личность, психологически обособленная, неудовлетворенная теми суррогатами социальности, которые предлагает ей современное общество. В этом смысле фундаментальной личностной установкой является не приспособление к господствующим нормам нынешнего миропорядка, а постоянный поиск подлинной социальности, предполагающей проверку, корректировку и пересмотр однажды усвоенных общественных стандартов, осознание жизненных интересов и социальных устремлений. Конформное поведение может быть лишь стадией, преходящей иллюзией индивида, в действительности стремящегося к каким-то совершенно иным формам общности с другими людьми.

Доступность и распространенность советской массовой культуры стала позитивной стороной этого явления, которая ярко проявилась в развитии художественной культуры Восточной Сибири, т. к. приобщение самых широких слоев населения к элитарной культуре являлось важнейшим основанием создания нового социокультурного пространства - советской массовой культуры. Тиражирование классического наследия и попытки его интерпретации в контексте советской идеологии привело к появлению массовой культуры, обладающей уникальными характеристиками. Несмотря на то, что советская культура представляла собой достаточно монолитную, хорошо организованную унифицированную систему, в ней имелась определенная региональная специфика.

Качественные характеристики художественной культуры Восточной Сибири советского периода определили социокультурные факторы, повлиявшие на процесс ее формирования и развития. Одним из факторов, определивших процесс формирования массовой культуры, стал поиск ответа на вопрос о самоидентичности. В данном случае, под самоидентификацией следу-

ет понимать осознание существования определенных общих оснований, объединяющих группу людей в единое целое (в нашем случае, сибиряков). Самоидентификация является важнейшим способом социализации личности. В целом, для русской культуры вопрос о самоидентификации является одним из ключевых, его даже можно отнести к разряду вечных, «проклятых» вопросов, окончательный ответ на который нельзя дать, но, тем не менее, каждому поколению необходимо отвечать, т. к. именно это вопрошание и попытки найти ответ делают русских русскими. Особую актуальность эти вопросы о самих себе приобретают на территории Сибири в силу специфики ее исторического прошлого. Многочисленные миграционные волны привели к формированию сложного полиэтнического общества, актуализировав потребность, как в личной, так и в групповой самоидентификации. Человеку, оказавшемуся в Сибири, было необходимо, с одной стороны, не потерять себя, свою «самость», не раствориться среди местного населения, а с другой, поскольку любой человек является социальным существом, ему необходимо было ощутить свою принадлежность к тому социуму, частью которого ему предстояло стать. Осознание себя в качестве единой группы - сибиряков, должно базироваться на определенных общих основаниях, но то, что традиционно позволяет ощутить единство определенной группе людей (этническая принадлежность, язык общения, общность религиозных воззрений, политических, социальных и т. д.) на территории Сибири использовано быть не может, т. к. сформировавшееся здесь общество настолько многокомпонентно, что выделить хотя бы одно какое-нибудь общее для всех основание, не представляется возможным. Тем не менее, со временем на территории Сибири складывается определение «сибиряка». Это осознание происходит как на рациональном уровне, так и на интуитивном чувствовании себя «сибиряком». Что же позволяет человеку соотнести себя с группой под названием «сибиряки»? Факторов много, но, прежде всего, это принадлежность именно к этой территории и общность образа жизни или точнее судьбы. Внешним проявлением этой групповой идентичности является художественная культура, носителем и создателем которой становится человек, идентифицировавший себя с этой группой. Этот вопрос не утрачивает своей актуальности и в советский период истории Сибири, когда идентичность осуществлялась в понятии «советский человек», в котором не растворилось, и, более того, сохранилось и приобрело особый смысл понятие «сибиряк», определившее содержание региональной художественной культуры.

Еще одной отличительной чертой сибирской культуры, сложившейся в процессе ее освоения, стал высокий уровень адаптивности, способности находить место новому, не отказываясь полностью от старого. Результатом подобного рода развития культуры стала высокая степень толерантности носителей этой культуры, вынужденных постоянно изменять стереотипы сознания, поведения, образа жизни, в процессе соприкосновения с новыми нормами и ценностями. Выполняя ценностную функцию, художественная культура формирует у человека определенные установки и ценностные ори-

ентации, которые позволяют ему действовать в той или иной ситуации в контексте принятых им ценностей.

Аккультурация является неотъемлемой частью формирования общества, для которого миграционные процессы являются определяющими. Сибирское общество не стало исключением. Социокультурная адаптация мигрантов из различных российских регионов приводила к необходимости их приспособления к новой культурной ситуации (Сибирь - не Россия), при этом в силу ее неустойчивости этот процесс отличался перманентным характером. Значительную роль в этом процессе сыграла художественная культура.

Полиэтничность сибирского общества также служила важным фактором формирования его специфики. Многонациональность сибирского общества являлась результатом не только естественных причин (существования многочисленного автохтонного населения Сибири), но и искусственных - восприятие и использование Сибири в качестве места ссылки и каторги, что привело с одной стороны, к формированию обостренного чувства национального, а с другой, толерантному, уважительному отношению к людям другой национальности. Эта специфика нашла свое отражение и в художественной культуре Восточной Сибири. Например, если обратиться к сибирской иконе, то в ней наряду с сохранением иконописного канона, можно увидеть отражение монголоидных черт автохтонного населения в образе Богоматери, святых, иконы, посвященные крещению местного населения и т. д.

Развитие художественной культуры Восточной Сибири не отличалось равномерностью. Напротив, ее отличительной чертой стала частая смена темпов развития, что было вызвано доминированием не объективных процессов, являвшихся логическим следствием определенных исторических событий, имевших место на территории Сибири, а процессов происходящих за пределами социокультурного пространства Сибири, например, таких как раскол русской православной церкви, восстание декабристов, восстания в Польше и т. д. В советский период истории государство продолжало воспринимать Сибирь в качестве территории, с одной стороны, являющейся местом ссылки, а с другой, местом целенаправленного освоения (строительства новых городов, ГЭС, освоения месторождений полезных ископаемых и т. д.). В результате событий подобного рода естественные темпы развития сибирской культуры менялись, т. к. они испытывали на себе существенное воздействие внешних факторов.

В любом обществе есть люди, которых не устраивает сложившаяся социальная реальность. Российское общество - не стало исключением. Часть людей, подобного рода, отправилась в Сибирь в поисках лучшего, а другие, предприняв неудачные попытки, изменить существующее положение вещей, оказались в Сибири вынужденно, либо в качестве опальных государственных служащих, либо ссыльных. Эти деятельные, харизматичные и образованные люди, приняли активное участие и в жизни местного общества, что неизбежно привело к интенсификации культурного развития Сибири. Однако за периодами бурного развития следовали периоды стагнации, т. к. люди, попав-

шие в Сибирь принудительно, нередко покидали ее, возвращаясь домой (в качестве примера можно привести деятельность декабристов, М. М. Сперанского). Поскольку часто эти контакты носили кратковременный характер, глубокого осмысления результатов культурной деятельности этих людей и их полноценного усвоения обществом не происходило, поэтому непрерывность процесса развития художественной культуры Восточной Сибири постоянно нарушалась и проявлялась еще одна ее отличительная черта, сформировавшаяся благодаря специфике исторического развития, выразившаяся в дискретном и фрагментарном характере развития сибирской культуры в целом и художественной культуры в частности.

Перманентное становление не позволило художественной культуре Восточной Сибири сформироваться как целостному явлению, что привело к отсутствию единой стилевой традиции, направлений и школ. Отчасти, это может быть объяснено отсутствием стабильно существующей интеллектуальной среды, являющейся необходимым условием для воспроизводства определенных художественных традиций. Другой причиной, стало то, что зачастую многие художественные традиции были привнесены извне, являлись инородными, и поэтому не всегда интегрировались в сложившийся в обществе стереотип восприятия. Еще одной причиной, стал дефицит ярких индивидуальностей, способных возглавить художественное движение, т. к. существовал высокий уровень миграции творческих людей, обусловленный их желанием уехать в художественные центры, расположенные за пределами Сибири.

Следующим фактором, оказавшим влияние на развитие художественной культуры Восточной Сибири, является ценностный конфликт, имманентно присущий всей истории культуры Сибири. Различные ценностные ориентиры населения Сибири, постепенно превращавшегося в единую социокультурную общность «сибиряки», стали причиной многообразия путей развития художественной культуры Сибири.

В сибирском обществе жесткие социальные условности, регламентирующие жизнь в столице, не имели определяющего значения. Прежде всего, человек ценился за свои качества, что, конечно, в определенной степени объяснялось немногочисленностью круга образованных людей. Демократизм как стиль взаимоотношений определял стремление к неформальности общения, что приводило к распространению непрофессиональных видов художественной деятельности (любительские театральные постановки, выставки, концерты, устраиваемые различного рода любительскими музыкальными ансамблями и т. д.).

Таким образом, художественная культура Восточной Сибири сформировалась как открытая система, стремящаяся к самоорганизации, ориентированная на диалогичность, адаптогенность, толерантность, адвентив-ность и динамичность развития, что в полной мере отражает особенности мировосприятия сибиряков, сформировавшихся в уникальном историческом контексте.

Массовая культура в Советском Союзе выступала в качестве социальной технологии управления массами, основной задачей которой было формирование особого типа социального сознания, в основе которого лежала идея создания новой общности людей - советского народа. Эта культура, обращенная к массам и представленная в массовых формах, создавала идеальный образ человека и общества будущего в доступной и привлекательной форме, убеждая в правоте этих идеалов и примиряя с действительностью, функционируя как механизм социализации и адаптации, как компенсаторный механизм, уменьшающий социальный и эмоциональный дискомфорт, путем формирования особого мироощущения неотъемлемой частью которого был социальный оптимизм.

Стремление советского государства создать совершенно новый тип культуры привело к неожиданным результатам. Во-первых, художественная культура Восточной Сибири в советский период развивалась в рамках старых классических европейских традиций. Во-вторых, активное культурное строительство (принципиальное количественное увеличение и создание особых условий работы творческих коллективов, повышение уровня образованности общества, систематическая пропаганда лучших образцов художественной культуры и т. д.) стимулировало развитие устойчивого интереса у широких слоев населения к художественному наследию, причем не только и не столько к советскому, но, прежде всего, к классическому.

В различных современных обществах кризисное состояние культуры, выразившееся в принятии иррациональности как основного принципа познания мира и человека, кризисе идентификации и утрате возможности субъектом восприятия себя как самотождественной личности, кризисе гуманизма, а также изменении функциональности культуры, для которой главным становится сохранение стабильности существующего социума, путем продуцирования человека в качестве функции системы, имело свои специфические особенности. Одним из способов решения кризиса в XX веке стало появление массовой культуры, т. к. утрата четких ценностных ориентиров поставила перед каждым индивидом вопрос о нахождении новых смыслообразующих ценностей, но найти ответ на этот вопрос самостоятельно современный человек оказался не в состоянии. Советская массовая культура, предложив ценности, которые были органично восприняты обществом, смогла реализовать потребность человека в смыслообразующих константах бытия лишь на некоторое время, т. к. динамизм присущий современной культуре, требовал постоянного обновления, на что она оказалась не способной, не находя альтернативы феноменам западной массовой культуры, и оказавшись без поддержки государства, она прекратила существование.

Artistic Culture of Eastern Siberia within the Context of Interaction between Authorities and Society

M. I. Litvin

Irkutsk State Linguistic University, Irkutsk

The article analyses Soviet mass culture and characteristics of its development as well as the development of artistic culture in Siberia within the context of specific character of Eastern Siberia.

Key words: artistic culture, Eastern Siberia, Soviet mass culture, Soviet citizen, the Siberians, social and cultural adaptation, multiethnic, tolerance, power, society.

Литвин Мария Ивановна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, философии и социальных наук Иркутского государственного лингвистического университета, 664025, г. Иркутск, ул. Ленина, 8, тел. 89643502395, e-mail: litvin.m.i@gmail.com

Litvin Maria Ivanovna - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History, Philosophy and Social Sciences, the Irkutsk State Linguistic University, 664025, Irkutsk, Lenin St.,, 8, phone 89643502395, e-mail: litvin.m.i@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.