Научная статья на тему 'Постсоветский сибиряк: трансформация ценностей'

Постсоветский сибиряк: трансформация ценностей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
465
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРСКАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ / ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / САМОСОЗНАНИЕ СИБИРЯКОВ / SIBERIAN MENTALITY / PERSONAL IDENTITY / ETHNO-CULTURAL TOLERANCE / SIBERIAN SELF-CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Винокурова У. А.

Статья посвящена самосознанию современных жителей Сибири, их отношению к России в целом. Рассматриваются факторы сибирской идентичности и тенденции ее развития в контексте геополитики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Postsoviet Siberian man: transformation of values

The article deals with self-consciousness of the modern residents of Siberia, their attitudes to whole Russia. The factors of the Siberian identity and tendencies of their development are discussed in the context of geopolicy.

Текст научной работы на тему «Постсоветский сибиряк: трансформация ценностей»

У. А. Винокурова

ПОСТСОВЕТСКИЙ СИБИРЯК: ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ*

В ХХ! веке наступает историческое время Сибири, выступающей субъектом истории в мировом переделе ресурсов и в судьбе современного Российского государства. Известно, что цивилизации постоянно конкурируют за два базовых ресурса — людей и территорию, и этносы стремятся заполнить ранее обжитые территории. Законы распространения человечества таковы, что активные цивилизации поглощают стадиально отстающие. Сибирь — это огромная, богатая природными ресурсами, малонаселенная территория, находящаяся на лимитрофе цивилизаций. А. В. Головнёв утверждает, что «сдвоенная магистральность русской культуры, вобравшей в себя традиции нор-дизма и ордизма, а также славянскую локальную адаптивность, стала двигателем эпохальной экспансии, приведшей к образованию евразийской России» [1], присоединив Сибирь. Так характеризует В. Распутин психологический возраст сибиряка в историческом контексте: «Была юность Сибири, искренняя, чувственная, полная приключений и событий, живущая в нетерпеливом ожидании какого-то совсем уже чудесного преображения судьбы до 1905 г. Полвека спустя, в пору великих строек, это настроение как будто бы вновь всколыхнулось, но уже с одышкой от надсады в революциях и войнах, с перебоями сердца, с креном на один, вычерпывающий бок. И как быстро пришла старость, миновав зрелый возраст и мудрое, по-домашнему рачительное хозяйствование!» [2]. Действительно, сибирские субъекты федерации относятся к регионами с самой низкой продолжительностью жизни: Чукотская АО — 59,7 лет, Тыва — 60,5, Амурская область — 63,5, Республика Бурятия — 64,4 лет и т. д. [3].

В XVIII веке говорили, что Сибирь — наши Перу и Мексика, в XIX веке — наши Соединенные Штаты, в XX веке Сибирь — источник колоссальной энергии, край необъятных возможностей [4]. Меняется техническое вооружение в процессе освоения Сибири, соответственно, меняется и характеристика роли Сибири. В XXI веке наступила очередь цивилизационного самоопределения Сибири. И как трансформируется система ценностей сибиряка на пороге предстоящих перемен?

Большая Сибирь, включающая в себя и Дальний Восток, является сложной структурой идентичностей более 30 коренных народов, укоренившихся татар, украинцев, белорусов, немцев, литовцев, эстонцев, поляков и др., тяготеющих к культурной автономии, а также многочисленных локальных групп русских, имеющих свои территориальные идентичности в главных центрах Сибири и сибирских субъектах федерации (забайкальцы, дальневосточники, новосибирцы, красноярцы, омичи, томичи, иркутяне, якутяне, магаданцы, хабаровчане и т. д.) В последние десятилетия Сибирь, теряя население за счет мигрирующих в европейскую часть России, активно пополняется мигрантами из сопредельных азиатских стран. Вместе с тем, Сибирь была и остается целостным геокультурным образом азиатской России, обладающей обобщенной идентичностью ее жителей, что особенно четко проявилось в постсоветское время, благодаря активной политической роли сибиряков в перестройке СССР и приоритету

* Статья специально подготовлена для данного издания. © У А. Винокурова, 2011

политики постсоветского государства к интеграции с Европой. Всероссийская перепись 2010 года свидетельствует о появлении идентичности региональной общности «сибиряк», что является впервые официально оформленным проявлением самоопределения сибиряков. Какие ценности стали ведущими, чтобы официально заявить о своей принадлежности к «сибирству»? На наш взгляд, личность сибирского типа постсоветского периода может быть смоделирована в виде четырехмерной системы координат культуры: действительности; образа; ценности; творчества.

Действительность

Продолжается процесс ценностной перестройки в России, которую можно назвать Перестройкой-2, направленной на изменение ценностей сибирской идентичности, начавшейся с экологической защиты природы Сибири и происходящей на фоне глобальных изменений климата, наступления информационного общества и превентивного страха за целостность России. Социологическое исследование настроений жителей Дальнего Востока обнаруживает, что риск распада России сохраняется, но уже не в силу сильных сепаратистских настроений, как это было в 1990-е гг. [5]. Он скорее приобрел экономический и народонаселенческий характер. Доля уроженцев, непрерывно проживающих в месте рождения, в Уральском ФО равна 71,7%, в Сибирском ФО — 83,3% и ДФО — 71%, что ниже, чем по России (90,6%) [6]. Прогнозы в ближайшие 20-30 лет на территории российского Дальнего Востока и Сибири предполагают миграцию около 260 млн китайцев, то есть через 10-15 лет выходцев из Китая будет больше, чем местного населения [7]. Ресурсы Сибири стали направляться в сторону АТР, что делает вектор развития более проазиатским, чем в советское время. Социологические исследования особенностей восприятия русских и китайцев в г. Чита, За-байкальск, Манчжурия и Xарбин обнаружили, что опрошенные китайцы более дружественны, чем русские. Синофобия есть продолжение наших проблем в коллективном бессознательном [8].

Постсоветская Сибирь становится также более провосточной, так как усилились транспортные и ресурсные потоки в сторону сопредельных азиатских стран и компаний, что развернуло Сибирь от экономических и геокультурных связей с европейской частью России. Расширение и закрепление экономических контактов с Китаем, Монголией, Японией, Индией естественным образом накладываются на исходные цивилизационные матрицы. Ныне сибиряки предпочитают отдыхать семьями на курортах азиатских стран, что выгоднее, полезнее и эффективнее, чем в европейских. Вырастают поколения сибиряков, не побывавших в Москве и не стремящихся туда. Трудовая и учебная миграция осуществляется в пределах Сибири. Качество жизни сибиряков остается низким и осознается как результат федеральной политики по отношению к Сибири. Фактически все население Якутии, за исключением работников промышленных предприятий, находится на грани выживания [9].

Сибирь как одновременно локальная территория исконной среды обитания коренных народов и глобальный ресурс энергообеспечения и экологического благополучия человечества представляет собой модель взаимосвязей между глобальным, национальным и локальным. Сибирь подвергается транснациональной дестабилизации, увеличивая зазор между пространствами, богатыми ресурсами, субъектностью коренных народов и гражданским самоопределением «сибиряков». Ныне все ментальные

границы Сибири дрейфуют в широком цивилизационном контексте и открыты для различных внутренних и внешних воздействий. Кризис идентичности, случившийся при крушении СССР и КПСС, сопровождался политическим возвращением России к поискам русскости, активизировавшим региональные версии идентичности в образе сибиряков [10].

Образ сибиряка

Образ Сибири представляет собой причудливое сочетание привлекательных черт с воспоминаниями о месте ссылки и тяжелой участи. «За 400 лет, прошедших после покорения Сибири русскими, она, похоже, так и осталась великаном, которого и приучили, и привели местами в божеский вид, но так и не разбудили окончательно. И это пробуждение, это духовное осознание ею самой себя, хочется надеяться, ещё впереди» [11]. По описанию В. Распутина, тип сибиряка русского происхождения имеет отличия в психическом складе и в физическом облике с азиатскими чертами. Развиваясь в сибирских просторах и народной вольнице, сибиряк, получившийся от слияния славянской порывистости и стихийности с азиатской природностью и самоуглубленностью, приобрел такие черты, как острая наблюдательность, возбужденное чувство собственного достоинства, упорство, упрямство и укоренность на этой земле. В Сибири никогда не было крепостного права, благодаря чему, по мнению В. Распутина, в сибиряке сохранились лучшие качества русских. Образ сибиряка сформировался в соответствии с природой Сибири: порывистость и оцепенелость, откровенность и затаенность, яркость и сдержанность, щедрость и сокрытость — это есть Сибирь, ее «огнеупорный» дух. «Радеть о счастливо доставшейся земле — задача сибиряка нового», — считает В. Распутин. Сибирская ментальность решительно противостоит всем тенденциям, связывающим инициативу и самостоятельность человека [12].

Вместе с тем, во время моей поездки в Иркутскую область, длившейся десять дней, я имела непосредственное общение с представителями различных социальных групп и вынесла представление, что в современных иркутянах в заметной мере сохраняются проявления каторжанского прошлого. Оно проявляется в любимых застольных песнях, музыкальном сопровождении досуга молодёжи, в сленговых словах, в межнациональных отношениях, в самопрезентации иркутян.

Восстановление исторической памяти сибиряков активизирует символические места концентрации памяти — музеи, памятники, священные природно-культовые

Римско-католическая церковь Успения Богородицы, единственное в городе здание, построенное в готическом стиле. Его спроектировал поляк, архитектор Тамулевич. Возводился костел на средства, собранные польскими ссыльными

места коренных народов, места боевого подвига Сибирской дивизии и т. д. Живая история различных ссылок, гражданской войны, диктатуры пролетариата обильно представлена в туристическом имидже Иркутской области, в названиях улиц и местностей. Иркутяне активно поддерживают историческую память о польских ссыльных.

Иркутскую область и Польшу разделяет расстояние свыше 7000 км, при этом существует объективная общность истории поляков и жителей Иркутской области. Одна из центральных улиц города имеет название Польских Повстанцев. В Иркутске действуют Иркутская приходская римско-католическая церковь Успения Богородицы, более известная как «польский костел» — католический храм, построенный в 1880-е годы, и новый католический кафедральный собор.

В Якутии также актуальна благодарная память о польских ссыльных, оставивших богатое интеллектуальное наследие по культуре саха. В постсоветское время установлен памятник польским ссыльным и в Якутске.

Памятник польским ссыльным — исследователям Якутской земли, г. Якутск

Образ Сибири сохраняется и в ментальности поляков как место ссылки свободы Польши. В Варшаве установлен впечатляющий памятник мученикам свободы, где на шпалах впечатаны названия многих сибирских мест — мест ссылки поляков.

Локализация идентификации самосознания сибиряка происходит на фоне трансформации экологического движения середины 80-х годов XX века в усиление привязанности к «месту рождения — Сибирь», интереса к ее священным и историческим местам. Ведутся исследования и выпускаются сборники, реестры священных мест Алтая, Ямало-Ненецкого автономного округа, Республик Бурятия, Саха (Якутия), создаются музеи под открытым небом в местах кочевья и этногенеза народов Сибири. Особо следует отметить роль и значение Байкала для формирования сибирской идентичности. Остров Ольхон выступает как фрагмент центрально-азиатской цивилизации, сосредотачивающий общие этногенетические корни сибирских народов.

Минусинская долина, в особенности Салбыкский курган, хранящая истоки древних цивилизаций в Сибири, становится символом общности судеб сибирских народов. Места ссылки, такие как Александрийская магистраль, стали местным брендом для развития туризма и предпринимательства.

Ментальное конструирование пространства постсоветской Сибири как части Российской Федерации зависит от множества факторов прошлого, настоящего и обозримого будущего. Xарактерные черты Сибири — огромные расстояния — могут потерять целостность; свобода жизнедеятельности как миф сибирства теряет экономическую, политическую и демографическую основы; толерантность между жителями Сибири проходит экзамен на прочность в связи с изменением этнодемографического состава. Даже климат Сибири проявляет неустойчивость. В условиях тотальной неустойчивости изменяются и ведущие ценности сибиряка.

Сегодня производство локальности переживает чрезвычайно сложный период, что влечет за собой проблемы в культурном воспроизводстве: новые мифографии трансформируют мощь хабитуса в более убыстренном ритме. Категория «сибиряки» имеет четко выраженные локальные социокультурные особенности регионализации ментальной воображаемой общности в виде разнообразия мира сибирства — «сибиряки», «забайкальцы», «северяне», «дальневосточники» — во-первых, как территориальных общностей, во-вторых, как этнонационального самоопределения коренных народов данных территорий.

По утверждению Д. А. Крылова, «общность переживаний способствовала формированию представления у местного населения о себе как о забайкальцах. Официальное определение “сибиряки” для жителей Читинской области оказалось неприемлемым и отвергается ими» [13]. Он отмечает две тенденции: с одной стороны, различные типы идентификации у добровольно и принудительно поселившихся в Сибири, с другой, «взрывной» характер роста этнической идентичности коренных народов. Добровольно поселившиеся группы старообрядцев-семейских и потомков казаков отличаются высоким уровнем притязаний, самосознания, патриархальной идентификацией и сформированной аграрной хозяйственной деятельностью, что сближает их с коренными народами.

Сходство историко-культурных процессов и общность этнических взаимосвязей, происходивших в прошлом и отражающихся в менталитете современных жителей за Уралом, позволяют объединить их в общую надэтническую общность «сибиряки», обладающую позитивной идентичностью, объединяющей региональные и этнические группы жителей Сибири, стремящихся найти компромисс, сходство, психологическую основу общности «мы». Позитивность сибирской идентичности выражается в ее генерализующем характере, объединяющем различные локальные и этнические идентичности универсальной идеологии сибирства.

Позитивное отношение к восприятию идентичности «сибиряк» выгодно отличает ее от других региональных и территориальных идентичностей на территории России, с ней не может сравниться вновь внедряемая идентичность «россияне», имеющая отчетливый этнический компонент русскости. Привлекательность идентичности «сибиряк» нарастает, усиливая укорененность в аборигенный компонент коренных народов Сибири. Подобный интерес к престижности наличия аборигенного происхождения был отмечен нами в штатах США — Нью-Мексика, Аляска, Оклахома, Флорида, где белые американцы с гордостью заявляли о своих аборигенных предках и тем самым считали себя коренными американцами по самоопределению. Разница состоит в том, что индейцами периода колонизации был создан миф геройского сопротивления, а аборигены Сибири остались в мифах о покорении Сибири дикими первобытными племенами, недостойными духовного унаследования. Вместе с разрушением мифа о советском освоении недровых богатств Сибири обнажилось и реальное этнодемографическое происхождение укоренившихся сибиряков.

Образ Сибири в массовом сознании россиян и европейцев обладал устойчивыми стереотипами: «Сибирь — колония»; «сырьевой придаток»; «место каторги и ссылки»; «залог могущества Российского» и т. д. Потомки переселенцев и коренных народов Сибири за века приспособления к геокультурным особенностям Сибири сформировали свой образ родины и ее жителей с позитивными чертами свободных, предприимчивых, трудолюбивых, жизнестойких, выносливых, сплоченных людей. В послевоенное время создан интеллектуальный ландшафт трудами Сибирского и Дальневосточного научных центров и ведущих вузовских центров Томска, Омска, Красноярска. Действуют также центры искусства и культуры, где воспроизводятся и создаются классические и национальные духовные ценности. Дилемма «центр—провинция» по отношению к Сибири не вызывает центростремительных ориентаций. В Сибири созданы престижные и привлекательные центры для воспроизводства интеллектуального капитала. Кроме того, Сибирь воспринимается лидером России в части выражения экологических интересов, отстаивания прав коренных малочисленных народов, политической озабоченности судьбой России как целостного социального правового и демократического государства. В Сибири в большей степени, чем в европейской России, сохраняются культурное разнообразие народов, достоинство их самосознания и сила художественного патриотического слова (В. Шукшин, В. Распутин и др.)

Начиная с 1990-х годов в спектре идентификации активно наращивается регионально-территориальная идентичность «сибиряк», смысл которой приобретает качество этнонима русских, обосновавшихся в Сибири. Вместе с тем, она содержит и общесибирские региональные черты сибирской «особости». Сибиряки — это не только территориальная историко-культурная общность людей, проживающая в особых природно-климатических условиях, но и их особая личностно-психологическая и этно-

культурная характеристика. В социологических опросах с 1999 года была выявлена категория русских, определяющих свою этническую принадлежность как сибиряки. Наряду с этим процессом наблюдается процесс интеграции коренных народов Сибири в виде объединений различного вида культурных автономий, например, Культурный Центр коренных народов Саяно-Алтайского нагорья «Чылтыс» (г. Абакан), Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока с региональными отделениями (г. Москва) и т. д. Аборигенный компонент образа Сибири проявляется в повышении престижа этнической принадлежности к коренному малочисленному народу и интереса к культуре и языку своего народа [14]. Создаются и общесибирские экономические и общественные объединения. Подписываются соглашения о сотрудничестве между сибирскими субъектами федерации.

Началось признание самосознания сибиряка на научных форумах по инициативе бурятских ученых, позиционирующих себя как носителей возрождения через «сибир-ство» [15]. По мнению М. А. Жигуновой, существует пять подходов к определению дефиниции «сибиряк»:

1) топонимический, сибиряки — это все люди, проживающие на территории Сибири;

2) историко-хронологический, сибиряки — это люди, родившиеся и долго жившие в Сибири. Это коренные, местные жители (аборигены) и русское старожильческое население;

3) природно-географический, сибиряки — это люди, живущие в суровых климатических условиях Севера;

4) психологический, сибиряки — это особый тип людей, обладающих сибирским характером (сдержанный, сильный, выносливый, гостеприимный, добрый, трудолюбивый, демократичный, толерантный, с хорошими адаптационными способностями, любящий мороз, зиму и т. д.)

5) антропологический, сибиряки — это и «винегрет народов», или смешанный этнос, сложившийся на основе русского, с вкраплениями различных этнических черт [16]. Сибиряки представляют собой этническую группу русских, издавно обособившихся в локальную целостную этническую общность на сибирской территории. В Якутии их называют русскими-старожилами.

Ценности

Трансформация ценностей постсоветского сибиряка происходила прежде всего в сторону усиления этнотолерантности. По исследованиям М. А. Жигуновой, сибиряки в постсоветское время стали обращать внимание на свое полиэтническое происхождение и на наличие близких родственников других национальностей. При этом самоопределение «сибиряки» стало осознаваться как этническая принадлежность. На вопрос «Считаете ли вы себя сибиряками» 80% респондентов ответили утвердительно, мотивируя это тем, что они родились или живут в Сибири и любят ее [17].

Самосознание «сибиряк» в определенной степени соотносится с региональным самосознанием «северянина» и «дальневосточника». Якутяне в большей степени идентифицируют себя с самосознанием «северяне», хотя относятся по административному делению к Дальневосточному федеральному округу. По исследованиям Н. Ц. Xантур-гаевой, идентификация себя как сибиряков занимает третье место в иерархии иден-

тификаций жителей Бурятии после гражданской и этнической идентичности [18]. В. С. Донгак выявила в 2001 году, что только 21% тувинцев считают себя сибиряками, 8% — нет, 71% — не определились [19]. Газетой «Якутск вечерний» в 2010 году был проведен интернет-опрос «Считаете ли вы себя сибиряком?», и ответы откликнувшихся 2500 человек распределились следующим образом: «Мы все граждане России — россияне» — 23%, «Нет, я якутянин» — 60%, «Да, конечно, все, кто живет за Уралом — сибиряки» — 12%, «Нет, я дальневосточник» — 6% [20]. Якутскую региональную идентичность можно признать состоявшимся фактом, активно культивируемым региональной национальной политикой.

Новосибирские социологи под руководством Ю. В. Попкова ведут сравнительные исследования трансформации ценностных ориентаций молодежи — якутов, малочисленных народов Севера, русских, монголов, казахов и русских Якутии и Алтайского края. Исходя из полученных результатов, ими сформулирован обоснованный вывод о том, что в современных условиях глобализации и интенсификации цивилизационных взаимодействий, глубоких социальных трансформаций, осуществляемых на базе ценностей западной цивилизации, у народов Внутренней Евразии сохраняется сложившееся в результате многовековых связей и совместной жизнедеятельности сходство базисных ценностей, составляющих основу данной цивилизационной общности. Народы Сибири в значительной степени разделяют единые ценности, не будучи интегрированными в европейские общности, и их ценности могут быть базовыми для российской цивилизации [21].

Творчество

Регионализация сознания сибиряка опирается на этнокультурные особенности мировоззрения коренных народов, что особенно четко проявляется в творчестве сибирских художественных ценностей. Так, культуролог Т. А. Кубанова отмечает, что в конце XX века в Сибири сформировался новый тип художника, впитавшего и творчески переработавшего традиции народов Сибири, совмещая модернизм и шаманизм, идеи христианства и язычества, основываясь на памяти предков [22].

Xудожественный образ Сибири наиболее ярко и конструктивно проявился в феномене «сибирского романа», сформировавшегося в 50-х годах XX века. «Сибирский роман» — один из уникальных феноменов российской и советской культуры, является одной из основ сибирской идентичности, организации и общего настроя населения, сибирского патриотизма, для утверждения которых отдали много сил сибирские областники [23].

После разрушения единой программы художественно-эстетического воспитания молодежи СССР, художественное творчество в Сибири углубилось в исконные истоки культурных традиций, что было отчетливо заметно на выставках творчества сибирских художников в картинных галереях Абакана, Владивостока и Москвы, где наиболее выдающиеся работы отличались обращенностью к экософским ценностям народов Сибири.

Исследователи отмечают поиск культурной и ментальной идентификации, способной заменить советскую идентичность сибирской [24]. Одним из свидетельств этого поиска может быть ежегодный интернет-конкурс на признание выдающегося сибиряка года, появившийся в постсоветское время. Ими внедряется понятие «Боль-

шая Сибирь», чтобы интегрировать всех жителей от Урала до Тихого океана. Интернет-проект «Сибиряки Года» действует с 2003 года и назван «летописью Сибири с человеческим лицом». Девиз конкурса — «На благо Сибири, во славу Сибири!» На сегодня через конкурс прошло несколько сот кандидатов на это почетное звание.

Начиная с 2005 года ежегодно присуждается звание «Сибирский Xарактер» тем, кто вопреки обстоятельствам наиболее ярко проявил свои лучшие качества — характер, силу воли, мужество. Первым его обладателем стал параолимпийский чемпион по плаванию Игорь Плотников. Игорь — пловец, но пловец без рук, человек уникальной «упертости». Удивительно сложная судьба и удивительно стойкое ей сопротивление. Он занимается тхэквондо, ездит на лошадях, на машине, мотоцикле, играет в футбол и работает за компьютером. Игорь научился жить совершенно самостоятельно, полностью обеспечивая себя. Это и есть — сибиряк по жизни [25].

Одним из главных противоречий сибирской идентичности является отношение к природе: с одной стороны, усиливается экософское мировоззрение ценностного отношения коренных народов к природе, с другой, разрушение природы в целях добычи ее ресурсов является источником существования многих сибиряков.

Таким образом, обнажение, опора и развитие памяти об исторической судьбе предков, имеющих кровно-родственные связи с коренными народами Сибири, усиление территориальной идентичности и формирование художественной картины мира в соответствии с геокультурным сибирским ландшафтом становятся основой трансформации ценностей постсоветского сибиряка.

Литература

1. Головнев А. В. Дрейф этничности // Уральский исторический вестник. 2009. № 4 (25). С. 51.

2. Распутин В. Земля у Байкала. Иркутск, 2008. С. 144.

3. Римашевская Н. М. Причины низкой продолжительности жизни в регионах России // Народонаселение. 2010. № 4. С. 24.

4. Распутин В. Земля у Байкала. Иркутск, 2008. С. 328.

5. Федоров В. Популярный вариант идентичности. URL: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/smgle/10402.html?no_cache=1&cHash=1f18f295a8

6. Ходенко С. В. Местные уроженцы в структуре населения России // Народонаселение. 2009. № 3. С. 126.

7. Садыкова Э. Л. Цивилизационное измерение демографических проблем (на опыте Китая) // Народонаселение. 2010. № 3. С. 106.

8. Янков А. Г. Синофобия — русофобия: реальность и иллюзии // Социс. 2010. № 3. С. 65-71.

9. Башалханов И. А. и др. Социальные проблемы жизнедеятельности населения Восточной Сибири (на примере Бурятии и Саха (Якутия) // Социс. 2011. № 2. С. 34-35.

10. Головнёв А. В. Дрейф этничности // Уральский исторический вестник. 2009. № 4 (25). С. 52.

11. Распутин В. Земля у Байкала. Иркутск, 2008. С. 330.

12. Серов А. П. Менталитет сибиряков и будущее России // Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона. СПб: Астерион, 2007. С. 299.

13. Крылов Д. А. Идентичность и менталитет: российское и забайкальское измерения // Забайкалье в геополитике России. Улан-Удэ: изд-во БНЦ СО РАН, 2003. С. 23.

14. Современное положение и перспективы развития малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Независимый экспертный доклад / под ред. В. А. Тишкова. М.: ИАЭ, 2004. С. 179181.

15. Бороноев А. О. «Сибирство» как форма территориальной идентичности // Сибирь. Проблемы сибирской идентичности. СПб., 2003; Сверкунова Н. В. Региональная сибирская идентичность: опыт

социологического исследования. СПб., 2002; Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона. СПб: Астерион, 2007. 322 с.

16. Жигунова М. А. Идентичность и этнокультурные предпочтения современных русских Сибири (на материалах эмпирического исследования) // Гуманитарные науки в Сибири. 2009. № 3. С. 75.

17. Жигунова М. А. Идентичность и этнокультурные предпочтения современных русских Сибири (на материалах эмпирического исследования) // Гуманитарные науки в Сибири. 2009. № 3. С. 74.

18. Хантургаева Н. Ц. Самоидентификация жителей Бурятии // Тезисы Международной научно-практической конференции «Проблемы самоидентификации коренных народов». 17-19 февраля 2006 г. Улан-Удэ, 2006. С. 29.

19. таЬ http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2008/02/19/0000321159/014_Seminar_Sibir_190-193.pdf

20. Что с нами стало за 8 лет? // Якутск вечерний. 2011. 8 апр. С. 69.

21. Попков Ю. В. Базисные ценности народов Евразийской цивилизации в условиях глобализации // Новые исследования Тувы. 2009. № 1-2. ЦЖ: http://www.tuva.asia/journal/issue_1-2/122-eurasian-values.html

22. Кубанова Т. А. Некоторые аспекты изобразительной культуры Сибири конца XX — начала XXI вв. В рамках реализации проекта Русского музея «Прирастая Сибирью» // Научная конференция «Вторые Потаповские чтения. 2008. Якутск: Национальный художественный музей, 2009. С. 104-109.

23. URL: http://www.ibci.ru/konferencia/page/statya_k17.htm

24. Хантургаева Н. Ц. Самоидентификация жителей Бурятии // Тезисы Международной научно-практической конференции «Проблемы самоидентификации коренных народов». 17-19 февраля 2006 г. Улан-Удэ, 2006. С. 26-30.

25. таЬ http://ria-sibir.ru/viewnews/18830.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.