Научная статья на тему 'ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СУАР И ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ УЧЕНЫМИ'

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СУАР И ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ УЧЕНЫМИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
136
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / СИНЬЦЗЯН / ИССЛЕДОВАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОС

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Моквитина Р.С.

Состояние вопроса : Художественная культура этноса является отражением его нравственных ценностей, уровня и состояния развития общества. Сохранение культурных ценностей этноса в условиях полиэтничной среды - актуальный вопрос для регионов, исторически являющихся местом проживания и соседства представителей разных национальностей и конфессий. К таким регионам относится Синьцзян. Искусство, культура, традиции проживающих на его территории национальностей образуют здесь насыщенную и самобытную среду. Исторически Синьцзян (Восточный Туркестан) привлекал внимание российских и зарубежных исследователей. На протяжении 19-20 вв. российскими учеными был предпринят ряд экспедиций в Центральную Азию, результатом которых стали сведения об этнографии и географии региона. Однако исследований, касающихся художественной культуры Синьцзяна, практически не проводилось. Материалы и методы : открытые источники информации в области исследований Синьцзяна - книги, научные и публицистические статьи, электронные ресурсы. Результаты : выявлена актуальность изучения художественной культуры Синьцзяна. Выводы : культура этноса, проживающего в условиях полиэтничной среды, подвергается изменению и влиянию со стороны других культур, существующих в этой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART CULTURE OF XINJIANG AND ITS STUDIES BY RUSSIAN SCIENTISTS

Background: The art culture of an ethnos is a reflection of its values, the level and state of development of society. The preservation of the cultural values of an ethnic group in a multi-ethnic environment is an urgent issue for the regions that historically are the place of residence and neighborhood of representatives of different nationalities and confessions. Xinjiang is such a region. Art, culture, traditions of the nationalities living on its territory form a rich and original environment here. Historically, Xinjiang (East Turkestan) has attracted the attention of Russian and foreign researchers. During the 19th and 20th centuries Russian scientists undertook a number of expeditions to Central Asia, which resulted in information about the region in the field of geography and ethnography. However, practically no research has been done on the artistic culture of Xinjiang. Materials and methods: The author analyzed the available sources of information in the field of Xinjiang research: books, scientific and journalistic articles, electronic resources. Results: The author detected the relevance of studying the art culture of Xinjiang. Conclusions: It is concluded that the culture of an ethnic group living in a multi-ethnic environment is subject to change and influence from other cultures existing in this environment.

Текст научной работы на тему «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СУАР И ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ УЧЕНЫМИ»

v. Культура и социальные процессы в регионах Большого Алтая

Для цитирования: Моквитина Р.С. Художественная культура СУАР и ее исследования отечественными учеными // [Электронный ресурс]

URL: http://rectors.altstu.rU/ru/periodical/archiv/2021/1/articles/5_1.pdf DOI: 10.25712/ASTU.2410-485X.2021.01.035

УДК 7.06

Художественная культура СУАР

и ее исследования отечественными учеными

Р.С. Москвитина1

1 ФГБОУВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»,

г. Барнаул, Россия E-mail: moskvitina16@yandex.ru

Введение

Синьцзян-Уйгурский автономный район (далее — Синьцзян или СУАР) находится в северо-западной части Китая. Он является самой большой по площади территориально-административной единицей КНР. На западе СУАР граничит с Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном, на севере — с Россией, на северо-востоке — с Монголией, а на востоке — с провинциями Цинхай и Ганьсу. На юге Синьцзян соседствует с Тибетским автономным районом, а на юго-западе с Индией. Из всех провинций Китая Синьцзян имеет самую протяженную границу с наибольшим число стран — с восемью государствами.

В последние годы заметно увеличивается интерес ученых, политиков к изучению этого региона. Это связано, в первую очередь, со значительным повышением роли СУАР во внутрикитайских и международных процессах в Центральной Азии. Сегодняшние перемены, происходящие в СУАР, сопровождаются пересмотром роли культурной политики, ее значения для народов, населяющих этот район Китая. И в современных социально-политических условиях культура региона продолжает играть важную роль в его становлении и развитии.

Синьцзян имеет очень древнюю и самобытную историю. Здесь можно увидеть древние городища, буддийские пещеры, разные по стилю мечети, ламаистские монастыри и храмы; можно ознакомиться с насыщенной колоритом национальной культурой, национальным песенно-танцевальным искусством [1]. В древности по территории Синьцзяна проходил Великий шёлковый путь, и это во многом предопределило дальнейшее развитие региона. Издревле он был многонациональным регионом. Как важный узел в экономическом и культурном обмене между Востоком и Западом, Синьцзян исторически являлся районом сосуществования многих культур и религий. До

проникновения ислама в Синьцзян вдоль Шелкового пути уже распространялись многие религии — зороастризм, буддизм, даосизм [2].

Сегодня Синьцзян населяют 47 национальностей, наиболее многочисленные из которых — уйгуры, китайцы (хань), казахи, дунгане (хуэй), ойрат-монголы, киргизы, сибо, таджики, узбеки, маньчжуры, дауры, татары и русские. Кроме того, здесь также проживают дунсяни, салары, тибетцы, мяо, буи и другие. Регион отличается многоконфессиональностью, причем наиболее распространен ислам, исповедуемый большей частью населения (уйгурами, хуэй, казахами, киргизами, таджиками и т.д.) [3].

Исторически культура Синьцзяна отличается от культур других регионов Китая, центральной части страны. С древности здесь соединились китайская, монгольская, тюркская и другие культурные традиции. Разнообразие культур — поистине уникальная черта этого края. Изумительный национальный колорит Синьцзяна выражается в предметах материальной и духовной культуры, живописи, народно-прикладном искусстве, музыке и театре.

Синьцзян также играет важную роль в истории художественной культуры многих народов Азии. Художественная культура Синьцзяна явилась результатом творчества большого числа народов и племен, населяющих этот замечательный и удивительный регион. Синьцзян не зря называют «краем песен и танцев». Музыка и танцы уйгуров, казахов, киргизов, таджиков, монголов, татар и других национальностей весьма разнообразны. Культура и обычаи каждого народа проявляются в народном искусстве песни и танца. Это своеобразный язык художественной культуры, который передается от поколения к поколению.

Современная художественная культура Синьцзяна, национальные песни и танцы отличаются характерными национальными особенностями, с одной стороны, а с другой, — выражают черты всей многонациональной культуры Синьцзяна. Поэтому изучение элементов художественной культуры региона становится важным в процессе понимания социально-психологических особенностей разных национальных культур и обычаев.

Что представляет собой художественная культура и почему ее изучение тесно связано с изучением национальных особенностей этноса в целом?

Художественная культура — это совокупность всех видов художественной деятельности. К ней относят элитарную и народную культуру, или, по-другому, искусство и фольклор. Где искусство — это сфера профессионального творчества, а фольклор — народного [4].

Иными словами, ядро художественной культуры составляют профессиональное и бытовое искусство. Сюда относятся живопись, графика, скульптура, литература, музыка, танец, архитектура, театр, кино, декоративно-прикладное искусство, художественная фотография. В рамках этих видов искусства создаются художественные произведения — картины, скульптуры, книги, фильмы, спектакли и т.д.

Благодаря художественной культуре человек способен образно отражать и моделировать мир. Выполняя ценностную функцию, культура отражает качественное состояние общества, его этическое и нравственное содержание. Художественная культура складывается исторически по мере развития общества и расширения сферы художественной деятельности и вбирает в себя новые формы и виды творчества.

Обсуждение

Изучение художественной культуры отдельного народа или этнической группы обретает особую актуальность в условиях полиэтничной среды, в которой проживает данная этническая группа. Здесь естественным образом возникает проблема сохранения ее культурных ценностей, обычаев и традиций. Встает вопрос ассимиляции культуры и взаимовлияния с другими культурными традициями. Любой сформировавшийся этнос постоянно усваивает те элементы культуры, которые представляются ему нейтральными, и активно сопротивляется заимствованию черт, рассматриваемых им как этнически значимые [5]. Это означает, что этническое самосознание оказывает воздействие на сам механизм заимствования культурных достижений соседей. Поэтому вопрос изучения культуры титульного этноса, проживающего в условиях полиэтничной среды, является весьма актуальным. Необходимо понять, как окружающее многообразие культурных традиций влияет на культуру этноса, поддается ли она влиянию со стороны соседних культур, что изменяется, а что остается неизменным. Все народности Синьцзяна поддерживают и развивают свои национальные культуры, но в то же время вносят самобытный вклад в развитие китайской (ханской) культуры. Художественная культура этого региона самобытна и не похожа на культуру других китайских областей. Отчасти в силу того, что исторически Синьцзян располагался на Шелковом пути, а его культура обогащалась яркими региональными и национальными особенностями [6]. С древности здесь соединялись китайская, греко-римская, исламская и другие культуры.

Ханьская культура в Синьцзяне внесла новые веяния в народные обычаи и культуру Синьцзяна, одновременно впитав в себя элементы других культурных традиций. Так, несмотря на специфические особенности региона можно заметить общие черты, характерные для китайско-буддийского изобразительного искусства. Например, изменяется трактовка внешнего вида персонажа в пользу утончения фигур и черт лица, элегантности и плавности силуэтных линий. Меняется этнографический тип изображения; на фресках стали отражаться не только местные этнические черты, но и бытовые реалии.

Монументальная живопись храмов вобрала в себя лучшие каноны изображения буддийского искусства. Вместе с тем местные мастера выработали самобытные методы, технологию и живописные материалы, присущие китайскому и уйгурскому искусству. Синьцзяньские ханьцы дали стране много

талантливых писателей и поэтов, чьи произведения пользуются известностью не только в Синьцзяне, но и за его пределами.

Архитектура в Синцзяне также имеет ярко выраженные национальные особенности. Основной стиль народного строительства здесь — исламский, несмотря на многоконфессиональность региона. Синьцзянский исламский архитектурный стиль в разные периоды истории и на различном культурном фоне проявлял неодинаковые национальные особенности в отношении культуры, искусства, архитектуры, живописи, ваяния и т.д. Взаимопроникающие исламская культура строительства и традиционное китайское зодчество путем длительного развития и преобразования сохранили старый архитектурный стиль, проявили явные особенности китайской культуры, стали составной частью китайской народной культуры строительства [7].

Теперь обратимся к истории Синьцзяна, современная территория которого прежде называлась Кашгар, или Восточный Туркестан. Джунгария и Кашгар были завоеваны маньчжурами в 1758-1759 гг. Здесь периодически вспыхивали восстания. Так, в мае 1857 г. часть Кашгара восстала против маньчжурского владычества. Однако после подавления мятежные настроения продолжались. Тогда сюда по инициативе П.П. Семенова был отправлен его ученик — поручик Ч.Ч. Валиханов, который под видом кокандского купца должен был собрать информацию об этом районе [8]. Он описал маршрут своего путешествия, на котором отметил средневековые пещерные буддийские храмы. Полгода он прожил в Кашгаре под видом мусульманского купца, собрал ценный исторический материал. Это было очень опасное путешествие, тем не менее, поездка Валиханова завершилась сбором этнографической и статистической информации об этой территории, что заложило основу для дальнейших исследований Синьцзяна.

Однако Синьцзяна продолжал оставаться малоизученным вплоть до последней четверти XIX в. С 80-х гг. XIX в. Русское географическое общество и Русский комитет для изучения Средней и Восточной Азии предприняли ряд экспедиций в Центральную Азию, во время которых были получены географические, археологические, этнографические и другие результаты исследования. Внимание науки и общественности России XIX в. к Восточному Туркестану привлек российский генконсул в Кашгаре Н.Ф. Петровский [9]. Сфера его интересов — география, история, экономика и политика. Именно ему принадлежит честь первооткрывателя прошлого Кашгарии, заложившего основы дальнейшего изучения археологии и духовной жизни аборигенного населения.

Другим значимым российским исследователем Синьцзяна стал Г.Е. Грумм-Гржимайло. Малоизвестно, что он одним из первых провел глубокий анализ состояния природных комплексов, степных, горных массивов Синьцзяна, а также описал способы хозяйствования местных народов. Он

впервые комплексно изучил Западный Китай, Памир, Тянь-Шань в период с 1884-1890 гг., Западную Монголию. В 1889 году Географическое общество России сформировало три научные экспедиции в Центральную Азию. Одну из них возглавил Грумм-Гржимайло.

Путешественники побывали в Восточном Тянь-Шане, в пустынных горах Бэйшаня, изучали систему гор Наньшаня, посетили также высокогорное озеро Кукунор. Григорий Грумм-Гржимайло открыл глубокую Турфанскую котловину с редкой пустынной растительностью и соленым озером Броджанте, лежащим на 130 метров ниже уровня моря. В степях Джунгарии ему удалось первым из европейцев подстрелить лошадь Пржевальского. Путешественники достигли долины реки Хуанхэ. Это была конечная цель экспедиции. Всего ученые произвели маршрутную съемку 7250 километров пути, определили географические координаты в 30 местах, в 140 пунктах определили абсолютные высоты. Собрали огромные зоологические и минералогические коллекции. Именно в этой экспедиции российский исследователь проявил свои способности выдающегося ученого-географа и собрал разнообразный материал, позволивший ему в течении последующих лет разрабатывать историю формирования народов, населяющих эту страну, и издать трехтомную работу «Описание путешествия в Западный Китай».

Его вклад в развитие российской географической науки, экологии, энтомологии имел уникальное значение, а проведенные им исследования не потеряли своей актуальности и в настоящее время.

Необходимо также сказать об исследованиях другого выдающегося российского ученого и путешественника Г.Н. Потанина. Российский географ, этнограф, фольклорист, ботаник, публицист, общественный деятель. Он положил начало научному изучению Монгольского Алтая. На юге Гоби открыл Мэчин-Ула и Карлыктаг — самые восточные отроги Тянь-Шаня. Установил независимость горных систем Алтая и Тянь-Шаня. Описал и нанес на карту многие горные хребты и озера Монголии и Северного Китая [10].

Потанин совершил пять крупных монголо-китайских экспедиций, посвятив исследованиям многие годы; им были организованы две Китайско-Тибетские экспедиции. Первая Китайско-Тибетская (Ганьсуйская) экспедиция (1884-1886 гг.), охватившая две северные провинции Китая и Ордос, дошла до Ганьсу, затем двинулась в восточные окраины Тибета; обратный путь проходил через хребет Наньшань и всю центральную Монголию.

В 1892-1893 гг. состоялась Вторая Китайско-Тибетская экспедиция для изучения восточной окраины Тибета. В результате этих экспедиций были получены ценные сведения по географии до этого малоизвестных и неизученных областей Центральной Азии. Были собраны ценные материалы по культуре, быту и народному творчеству, истории эпоса народов, населяющих Центральную Азию, Китай.

Российские ученые продолжают исследовать территорию Центральной Азии. Необходимо отметить в их числе П.К. Козлова — русского

путешественника, военного географа, этнографа, исследователя Монголии, Тибета и Синьцзяна. Ученик, единомышленник и продолжатель трудов Н.М. Пржевальского, он завершил ликвидацию «белого пятна» на карте Центральной Азии [11]. Исследования и открытия П.К. Козлова в области природы и археологии снискали ему широкую известность далеко за пределами нашей страны.

П.К. Козлов предпринял шесть длительных экспедиций в Наньшань, Сычуань, Восточный Туркестан, Монголию и Тибет, три из которых возглавлял лично. Целью первого путешествия (1883-1885 гг.) было изучение Северного Тибета и Восточного Туркестана. Несмотря на все трудности, исследование Центральной Азии стало в дальнейшей жизни и работе путешественника.

Одной из самых удачных стала монголо-тибетская экспедиция в период с 1899-1901 гг. На левом берегу реки Янцзы П.К. Козловым были открыты и нанесены на карту ранее неизвестные местности. Помимо географических были совершены и этнографические открытия, изучены восточно-тибетские племена. За эти открытия Петр Кузьмич получил золотую медаль от Русского географического общества.

В 1907-1909 гг. Козлов провел Монголо-Сычуаньскую и Амдоскую экспедицию — были исследованы средняя и южная часть Монголии, Гоби и область Амдо, лежащая на юг от Кукунора, Синина и Ланьчжоу. Экспедиция оказалась очень плодотворной по своим результатам. Особенно она прославилась открытием и раскопками мертвого города Хара-хото. Как позже оказалось, Хара-хото некогда был одним из крупных городов тангутского государства, обладавшего высокой культурой. Богатейшие коллекции, привезенные из Хара-хото, стали объектом изучения многих археологов и историков. Раскопки в Хара-Хото дали также богатый набор статуэток и всевозможных фигурок культового значения, буддийских икон, писанных на дереве, шелке, полотне и бумаге, многие из которых имеют большую художественную ценность. При раскопках Хара-Хото была обнаружена древняя библиотека в 2000 книг, которая состояла в основном из книг на «забытом» языке, который впоследствии оказался тангутским языком. Открытие Хара-хото имело большое историко-культурное значение и прославило ученого.

Исследования П.К. Козлова внесли огромный вклад в изучение природы, экономики, быта и археологии Центральной Азии.

Значительный вклад в изучение Центральной Азии внесла семья Рерихов — выдающийся русский художник, учёный, педагог, философ и общественный деятель Николай Константинович Рерих и его сын, востоковед и лингвист, автор трудов по тибетологии и монголоведению Юрий Николаевич Рерих. Первая экспедиция Рерихов в Центральную Азию состоялась в 1924-1928 гг. Маршрут путешествия пролегал из Индии в Сибирь (через Сикким, Кашмир, Гималаи, Каракорум, Таримскую впадину, Джунгарию к озеру Зайсан, далее через Алтай к Омску) и из Монголии в Индию (через Цайдам, Тибет и Гималаи).

Одной из главных задач экспедиции являлось проведение археологических разведок для определения перспектив дальнейшего исследования Центральной Азии [12].

Центрально-Азиатская экспедиция Н.К. Рериха занимает особое место среди экспедиций XIX-ХХ вв. Районы, по которым прошла экспедиция, давно привлекали внимание Н.К. Рериха не только как художника, но и как учёного, его интересовал ряд проблем, связанных с путями развития цивилизации, в том числе с мировыми миграциями древних народов и поиском общего источника славянской и индийской культур [13]. В экспедиции принимали участие Николай Константинович, его жена Елена Ивановна и старший сын Юрий Николаевич Рерихи. Был собран уникальный научный материал. Результаты экспедиции впечатляют: было пройдено свыше 25 тысяч километров, пересечены две пустыни, преодолены 35 высокогорных перевалов, многие из которых путешественники впервые нанесли на карту.

За время экспедиции Н.К. и Ю.Н. Рерихами были осмотрены и описаны различные археологические объекты, проведена предварительная датировка и установлена их культурная принадлежность. Работы эти во многом имели новаторский характер; экспедицией были собраны обширные научные коллекции, уникальные документы и рукописи. Уникальность экспедиции состояла еще и в том, что никто до и после нее не ставил перед собой художественные задачи: Н.К. Рериху удалось в тяжелых походных условиях создать бесценные полотна, отразившие географическую картину Центральной Азии и культуру населяющих ее народов. По материалам, полученным исследователями в ходе экспедиции, в 1928 году был создан Гималайский институт научных исследований «Урусвати».

Ю.Н. Рерих посвятил Трансгималайской экспедиции (1925-1928 гг., завершающий этап Центрально-Азиатской экспедиции) книгу «По тропам Срединной Азии». Материал книги изложен в форме путевого дневника экспедиции, который вел Юрий Николаевич, и представляет собой увлекательное повествование обо всех перипетиях путешествия по странам Азии. Книга содержит в себе бесценный, необыкновенно интересный материал о странах Востока и Азии: культуре, истории, этнографии, религии, философии, искусстве.

Выводы

Во второй половине XIX - начале XX вв. памятники древних и средневековых культур на территории Синьцзяна становятся объектами изучения со стороны не только российских, но и европейских и китайских ученых. Интерес к историческому прошлому этого района был обусловлен не только его малоизученностью, важной ролью в транзитных связях между странами Восточной и Средней Азии, обилием ценных археологических находок и предметов искусства, но и стратегическим положением Синьцзяна.

В течение 1909-1910 и 1914-1915 гг. на территории Синьцзяна (Восточного Туркестана) работала экспедиция, возглавляемая одним из ведущих российских ученых-востоковедов того времени С.Ф. Ольденбургом. В течение первого путешествия члены отряда прошли маршрут от Чугучака на Урумчи и далее на Карашар, обследовали развалины буддийского монастыря Шикшин, памятники Турфанского оазиса и окрестностей Кучи.

В 60-х гг. XX в. на территории Джунгарии и Монгольского Алтая начались полевые исследования памятников чемурчекской культуры — археологических объектов раннего бронзового века. Первые ее памятники были открыты китайскими археологами в 1961 г.

Чемурчекская культура была отдельно выделена и изучена как феномен петербургским археологом А.А. Ковалёвым, проводившим раскопки ее памятников более десяти лет в конце ХХ века и начале нынешнего [14]. Известна эта культура по своим погребальным сооружениям и стелам второй половины III - начала II тыс. до н.э., распространенным в Северном Синьцзяне (Джунгарии), Монгольском Алтае, а также на территории Китая, Монголии, Казахстана.

Погребальные сооружения чемурчекской культуры обнаруживают сходство с мегалитическими сооружениями (расписанные внутри огромные каменные гробницы для коллективных погребений) Западной Европы, что позволяет выдвинуть гипотезу о миграции европейского населения в Джунгарию не позднее начала III тысячелетия до н.э.

Ковалёв увидел ближайшие аналогии каменных гробниц Чемурчека — с многослойными каменными насыпями по периметру склепа — в Западной Франции. В Испании и Южной Франции нашлись точные соответствия росписям чемурчекских гробниц. Было обнаружено также множество антропоморфных статуй, имеющих аналоги в Южной Франции.

На основе полученных материалов в 2012 году вышла книга А.А. Ковалёва «Древнейшие статуи Чемурчека и прилегающих территорий», в 2015 — сборник отчетов о раскопанных в Монголии и Казахстане чемурчекских курганах.

Это, пожалуй, основные исследования территории Синьцзяна российскими исследователями на протяжении 19-20 вв. Мы видим, что территория Центральной Азии и Восточного Туркестана всегда представляла большой интерес для российских исследователей и путешественников, однако и сегодня недостаточно информации о современной художественной культуре Синьцзяна. Все российские исследования этого региона, как правило, носили географический, этнографический характер. Практически не встречаются исследования элитарной и народной культуры Синьцзяна, культурных констант и форм. Поэтому вопрос изучения Синьцзяна в части художественного и народного творчества этносов, населяющих этот многонациональный регион Центральной Азии, остается весьма актуальным.

Список литературы

1. Шэн Ли. Синьцзян, Китайская земля: прошлое и настоящее / Ли Шэн. — Синьцзянское народное издательство, 2006. 416 с.

2. Белая книга: «История и развитие Синьцзяна» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.chinaconsulate.khb.ru/rus/xwdt/2003s/t117575.htm.

3. Новичков В. (2017) Основные направления национальной политик в СУАР КНР после 2000 г., Вестник Томского государственного университета, №424, С. 116.

4. Кравченко А. И. Культурология. Учебное пособие для вузов. 4-е изд / А. И. Кравченко. М: Академический проект, Трикста, 2003. 496 с.

5. Баринова Е.Б. Этнокультурные контакты Китая с народами Центральной Азии в древности и средневековье. М.: ИЭА РАН, 2013. 419 с.

6. Развитие и прогресс Синьцзяна [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://russian.china.org.cn/government/archive/baipishu/txt/2009-12/14/сотеП_19062512_5.Мт.

7. Дин Сяолунь. Познаем Синьцзян / Дин Сяолунь. — Урумчи: Синьцзянское издательство «Художественная фотография», 2006. 223 с.

8. Россия и Восточный Туркестан (Синьцзян) в XIX веке [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://regnum.ru/news/polit/2391442.html.

9. Зотов О.В. (2009) Восточный Туркестан (Синьцзян): на весах истории и геополитики, Восток. Афро-азиатские общества: история и современность, №2, С. 125.

10. Человек дня. Григорий Потанин [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://polit.ru/news/2019/10/04/potanin/.

11. Они открывали Землю! [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://i.geo-site.ru/node/93.

12. Об историко-археологических исследованиях Н.К. и Ю.Н. Рерихов в Центральной Азии [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://forum.roerich.info/showthread.php?t=15632.

13. Центрально-Азиатская экспедиция [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://peacemaking.ru/roerich/expedition/.

14. Ковалев А.А. Чемурчекский культурный феномен: его происхождение и роль в формировании культур эпохи ранней бронзы Алтая и Центральной Азии / А.А. Ковалев. — БЭИП «Суюн»; Том 3, декабрь 2016, №12 [1,2]. 944 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.