Научная статья на тему 'Жизненные ценности представителей этнической группы хань, проживающей в СУАР КНР'

Жизненные ценности представителей этнической группы хань, проживающей в СУАР КНР Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
129
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / СИНЬЦЗЯН / ХАНЬ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Москвитина Р.С.

Состояние вопроса: Константы культуры любого этноса определяются системой духовных ценностей, особенностями мироощущения, убеждениями, привычками. Однако в настоящее время существует проблема сохранения культурных традиций и ценностей этноса, проживающего в условиях полиэтничной среды. Синьцзян место проживания многих национальностей. Искусство, культура, нравы и обычаи разных национальностей образуют здесь насыщенную и многообразную среду. Синьцзян обладает уникальным и богатым культурным многообразием. Исторически Синьцзян всегда был коридором миграции различных этнических групп, узловым регионом Шелкового пути. Здесь пересекаются цивилизации Востока и Запада, образуя уникальное и насыщенное культурное многообразие. Материалы и методы: Автором работы внедрена специальная методика социологического опроса по выявлению жизненных ценностей и приоритетов этнической группы Хань, проживающей в Синьцзяне. Результаты: Автором выявлена актуальность данного вопроса для региона СУАР КНР. Проведен краткий анализ жизненных ценностей исследуемой социальной группы Хань. Выводы: Сделано предположение, что применяемая автором методика может быть масштабирована на другие социологические исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жизненные ценности представителей этнической группы хань, проживающей в СУАР КНР»

I. Образование и культура

Для цитирования: Москвитина Р.С. Жизненные ценности представителей этнической группы хань, проживающей в СУАР КНР // [Электронный ресурс] URL: http://rectors.altstu.ru/ru/periodical/archiv/2019/2/articles/1_1.pdf

DOI: 10.25712/ASTU.2410-485X.2019.02.001

УДК 304.2; 316.752

Жизненные ценности

представителей этнической группы хань, проживающей в СУАР КНР

Р.С. Москвитина1

1 ФГБОУВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»,

Барнаул, Россия E-mail: moskvitina16@yandex.ru

Рассуждая о проблеме ценностей в современном мире, возникает ряд вопросов теоретико-методологического характера. Что мы понимаем под понятием «ценности»? Какими признаками должно обладать явление или процесс, чтобы мы могли отнести его к категории ценностей? Все процессы, происходящие в мире, в той или иной степени можно соотнести с понятием «ценности». Распределение власти, природных или экономических ресурсов, вопросы национальной политики - все эти, на первый взгляд, чисто политические процессы, в определенной мере связаны с понятием «ценность». Вообще сама проблема ценностей тесно связана с проблемой человеческого бытия, его мировоззрения, отношения к жизни и самому себе.

Проблема ценностей уходит корнями в далекое прошлое. Еще в античной философии формируются подходы к определению этого понятия, поднимается вопрос об абсолютном и относительном характере ценностей. Если, по мнению Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зрения софийской школы, все ценности индивидуальны. Это вытекало из их основного тезиса: «Человек есть мера всех вещей».

В целом, вся история философской мысли непосредственно имеет дело с оценочными отношениями, со стремлением выявить наиболее значимое для человека. В античной, а затем и средневековой философии, ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Ценности, таким образом, не отделялись от бытия, а рассматривались как находящиеся в самом бытии [1].

Так, постепенно, различные исторические эпохи накладывают свой отпечаток на понимание ценностей. Также необходимо сказать о том, что и

«Grand Altai Research & Education»

каждая культура обладает своей системой ценностей, что является результатом ее истории и развития. Ценности в значительной степени определяют особенности мировоззрения, образа жизни как отдельного индивида, так и этноса, общества или государства в целом.

На основе ценностей, принятых в том или ином обществе, люди выстраивают систему взаимоотношений, ведут хозяйство, быт, определяют и прогнозируют цели и результаты своей деятельности. Так формируются культурные ценности, общие для культуры отдельно взятого этноса или нации.

Так, в культурологии, под понятием культурных ценностей, принято понимать некоторое выражение социального опыта общества, в рамках которого собраны принципы осуществления жизнедеятельности: нравы, обычаи, стереотипы поведения и сознания, оценки, образы, мнения, интерпретации, то есть принципиальные нормы поведения и суждения, которые ведут к повышению социальной интеграции сообщества, к росту взаимопонимания между людьми, их комплиментарности, солидарности и взаимопомощи [2].

В настоящее время объектом пристального внимания многих культурологических, социологических, и ряда других научных дисциплин является изучение ценностей. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что под ценностями понимаются некоторые общие и устойчивые нормы, правила поведения, которые объединяют большую группу людей и существуют в сознании людей долгий период времени.

Сейчас исследования, посвященные изучению социо-культурных ценностей различных народов и этносов пользуются большой популярностью. Это связано со многими факторами. Нарастающими тенденциями глобализации с одной стороны, и стремлением сохранить традиционный уклад жизни и культуру малочисленных народов и этносов, с другой. Общество приходит к осознанию того, что изучение культуры, жизненных основ, ценностей народа открывает путь к постижению глубинной сути культуры этого народа, ее духовной составляющей.

Понимая ментальность народа, его нравы и устои, можно говорить о культурном диалоге, трансляции культуры во внешнюю среду. В последующем, с помощью культурного диалога можно выстраивать эффективную социальную и демографическую политику, говорить об укреплении связей между различными этносами и народами, проживающими на одной территории и имеющими общее историческое прошлое, единое культурное наследие.

Изучение жизненных основ и ценностей отдельного народа или этноса обретает особую актуальность в условиях полиэтничной среды, в системе сложных этнокультурных связей и взаимодействий. Здесь особое звучание приобретает проблема сохранения собственных культурных ценностей, обычаев и традиций своего этноса. Возникает проблема ассимиляции культур, взаимовлияния одной и другой культурных традиций. Поэтому вопрос изучения жизненных основ и ценностей отдельно взятого этноса, проживающего в

Наука и образование Большого Алтая»

условиях полиэтничной среды, представляется весьма актуальным. Необходимо проследить, как окружающее многообразие культурных традиций влияет на жизненные основы этноса, что из числа общепринятых жизненных ценностей поддается взаимовлиянию со стороны соседних культур, а что остается неизменным.

Подобные исследования особенно актуальны для региона Евразия, так как это один из самых многочисленных по этнической принадлежности народов, населяющих его, регион в мире. Этническая карта Евразии более чем разнообразна и представляет собой богатую почву для проведения различного рода этнических, социальных, культурологических и ряда других исследований. Так, одной из работ по изучению ценностей, констант культуры и способа самоорганизации народов, проживающих на территории Евразии, явилась работа, проведенная под руководством Института философии и права Сибирского отделения Российской академии наук в Монголии, Восточном Казахстане, Республике Хакасия, Республике Алтай, Республике Тыва и Алтайском крае. Цель данной работы состояла в выявлении ряда сущностных, «евразийских» ценностей, присущих народам, населяющим данное географическое пространство, а также их дальнейшее сопоставление между собой и анализ. В ходе данного исследования был накоплен богатый эмпирический материал, на основе которого авторами исследования были построены определенные выводы, характеризующие аксиологическую ориентацию народов, проживающих на территории Южной Сибири.

Для проведения этой работы сотрудниками сектора этносоциальных исследований Института философии и права СО РАН была разработана специальная авторская методика, по которой проводился социологический опрос. В анкете были представлены вопросы, отражающие наиболее важные аспекты жизни общества. В целом, содержание опроса было поделено на прозападные и провосточные ценности и приоритеты [3]. Так, к числу восточных ценностей, как правило, относят традиционализм, приоритет духовного над материальным, коллективизм, приверженность к сельскому образу жизни, ценность общественного порядка, уважение к традициям и обычаям. К западным ценностям принято относить либерализм, рыночную экономику, индивидуализм, частную собственность, модернизацию.

В социологической анкете вопросы были сформулированы таким образом, что респондентам предлагалось выбрать те положения, которые, на их взгляд, отражают наиболее успешные условия развития своего этноса. В выборке были представлены разные половозрастные и социально-профессиональные группы, а также городское и сельское население.

Ориентации респондентов оценивались по трем возможным вариантам ответа: «очень важно», «не очень важно», «не важно». Это позволило выявить приоритеты жизненных интересов респондентов.

Проведенные исследования по изучению ценностных ориентаций народов Южной Сибири показали необходимость дальнейшего, более глубокого анализа

«Grand Altai Research & Education»

4

социологических и демографических процессов на территории Евразии. На основе полученного богатейшего, с точки зрения социологии, результата была выпущена в свет коллективная монография под редакцией доктора философских наук, профессора Юрия Владимировича Попкова [4].

Подобного рода социологические, полевые исследования подводят нас к мысли о том, что вопрос сохранения традиционных ценностей в условиях полиэтничной среды, в которой проживает этнос, является особенно важным.

Данная проблематика, на наш взгляд, особенно актуальна для такого региона как Синьцзян, поскольку его этнический состав, культурное пространство представляют большой интерес для проведения этнологических и культурологических исследований. Определение жизненных основ и ценностей народов, населяющих этот регион Евразии, позволит дать рекомендации для местных и государственных органов власти, представителей бизнеса, туристических компаний о том, как можно с учетом культурных приоритетов вести совместные дела и выстраивать сотрудничество с коллегами в Китае. Методика социологического исследования, описанная выше, может послужить основой и использоваться в изучении ценностных ориентаций и национального вопроса в СУАР. Что, в свою очередь, может быть полезным при оценке настоящей демографической и социологической ситуации в данном регионе Евразии. Скажем о Синьцзяне несколько слов. «Синьцзян» — или «новые границы» — так назвали китайцы завоеванную в 1759 году территорию [5]. Синьцзян слывет «краем песен и танцев», «краем фруктов» и «краем драгоценных камней». Синьцзян — это одно из привлекательнейших мест для путешественников и туристов, с удивительными явлениями природы, старинными памятниками Шелкового пути и красочными национальными обычаями [6]. Этот многонациональный регион Евразии населяет 47 национальностей. Преобладающей нацией являются ханьцы. Ханьцы - это этническая группа сино-тибетской языковой семьи. Занимает первое место в мире по численности среди народов, а также является крупнейшей народностью в Китае (92% от общего населения). Необходимо отметить, что за пределами Китая, за рубежом, проживает около 35 миллионов ханьцев, из них почти 30 миллионов в Юго-Восточной Азии. Ханьцы также составляют большинство населения Тайваня (98%). Не считая Тайвань, в Сингапуре находится крупнейшая ханьская община за рубежом — 3,4 млн человек, что составляет 77% населения страны. Крупные ханьские общины есть также в Таиланде, Индонезии, Малайзии, Вьетнаме.

На территории СУАР ханьцы составляют численное преимущество от общего населения провинции. Их численность составляет примерно 43% от всего населения провинции. Затем следуют уйгуры, и оставшиеся проценты делят между собой представители других национальностей. Синьцзян исторически населяют также казахи, хуэй, монголы, киргизы, сибо, таджики, узбеки, маньчжуры, дауры, татары и русские — 12 наиболее многочисленных национальностей Синьцзяна [7]. Также на территории провинции проживают

Наука и образование Большого Алтая»

5

такие национальности как дунсяни, салары, тибетцы, мяо, ий, буи, корейцы. Таким образом, имеют место объективные этноконфессиональные и культурные различия между народами Синьцзяна [8]. Только оказавшись в Синьцзяне можно почувствовать самобытный колорит этого удивительного региона. Надо отметить, что отдельные лица и сообщества продолжают идентифицировать свою этническую принадлежность и часто носят одежду, головные уборы таким образом, чтобы они выделялись как члены той или иной группы [9].

Исторически сложилось так, что самобытная культура Синьцзяна отличается от культуры внутренних регионов Китая, центральной части страны. Еще с древности здесь соединились китайская, монгольская, тюркская и другие культурные традиции. Разнообразие культур - поистине уникальная черта этого края. Изумительный национальный колорит Синьцзяна выражается в предметах материальной и духовной культуры, живописи, народно-прикладном искусстве, музыке и театре. Таким образом, этот регион представляет огромный интерес для проведения различных этносоциологических и культурологических исследований.

Что касается освещенности данного вопроса в научной среде, необходимо отметить, что среди работ, посвященных в целом проблеме изучения Синьцзяна в разные исторические периоды, можно выделить работы таких исследователей как Г.Е. Грумм-Гржимайло, Г.Н.Потанина, В.И.Роборовского, М.В.Певцова и др. В настоящее время интерес к данному региону проявляют современные ученые и исследователи, среди них М.Ю. Шишин, Ю.В. Попков, А.В. Иванов. Про Синьцзян пишут и китайские историки и исследователи, среди них Ли Шэн, Дин Сяокунь и другие [10].

Таким образом, мы видим, что проблема изучения Синьцзяна представляет интерес ряду исследователей, как ушедшей исторической эпохи, так и современности.

В рамках данной статьи, мы остановимся на представителях этнической группы хань, проживающей на территории СУАР КНР. Занимаясь вопросом изучения этносоциальных процессов, протекающих в данном регионе, нас заинтересовала тема жизненных ценностей хань, проживающих в условиях полиэтничной среды.

Для проведения анализа по выявлению жизненных ценностей и приоритетов, преобладающих у современных ханьцев, проживающих в Синьцзяне, мы основывались в своей работе на результатах эмпирических данных, полученных в ходе проведения социологического опроса представителей данной этнической группы. Взяв за образец опросник, разработанный Ю.В. Попковым1, нами был осуществлен перевод материалов на китайский язык и адаптирован под исследуемую социальную группу.

1 д.филос.н., профессор Института философии и права СО РАН.

«Grand Altai Research & Education»

6

Социологическая анкета построена таким образом, что респондентам предлагается по шкале значимости ответить на каждое из предложенных высказываний. Далее результаты обобщаются и делается общий анализ. В данной работе представлены разные половозрастные и социальные группы населения.

Представим основные результаты опроса. Анализируя отношение ханьцев к таким жизненным ценностям, как семья, брак, мы получили следующие результаты: 90% респондентов считают, что иметь семью, детей очень важно. Можно сделать вывод о том, что институт семьи и брака является сильным и разделяется всем населением, как абсолютная, неоспоримая ценность. И, несмотря на имеющееся в Китае явление гражданских браков, повсеместно существующих на Западе, институт брака остается в Китае по-прежнему сильным и относится к важнейшим жизненным ценностям и приоритетам. Затрагивая вопрос демографической и социальной политики в Китае на современном этапе, необходимо обозначить несколько тенденций. В настоящее время в Китае можно наблюдать такие демографические явления как «старение населения» и численное преобладание мужского населения над женским. И связано это с проводимой в недалеком прошлом политикой государства под названием «одна семья - один ребенок». За несколько десятилетий курс, взятый на сокращение численности населения, принес не только положительные результаты. Сейчас государство всерьез столкнулось с проблемой пенсионного возраста. СМИ КНР активно пропагандируют рождаемость, уровень жизни населения значительно вырос по сравнению с предыдущими десятилетиями. Однако необходимо еще много времени, чтобы полностью стабилизировать ситуацию в демографической и социальной сферах. Ценность родственных отношений, традиций и обычаев считают важным в своей жизни 58% опрошенных ханьцев. Это можно объяснить тем, что основная часть ханьцев, населяющих СУАР, проживает в деревнях и привержены традиционному укладу жизни. Здесь можно в целом сделать вывод, что в обществе остаются сильными китайские традиционные культурные ценности гармонии, семьи, праведности, вежливости, мудрости [11].

Затрагивая же вопрос расселения ханьцев на территории СУАР, важно упомянуть еще один момент. С 1950-х годов началось активное переселение в СУАР этнических китайцев ханьцев, это было связано с внедрением так называемой политики «Бинтуан». Бинтуан - это военно-политическая организация по обеспечению безопасности и стабильности в СУАР, а также экономического развития региона. Бинтуан раскидывало ханьцев по всему СУАР, чтобы держать регион в стабильности. Но эта информация не освещается в СМИ, любые вопросы национальной политики в Синьцзяне не афишируются, это связано со спецификой данного региона.

Переходя к вопросу о ценности материального благополучия в жизни хань, необходимо сказать о том, что преобладающее число ханьцев, проживающих в СУАР, являются переселенцами из других, соседних Синьцзяну, провинций.

Наука и образование Большого Алтая»

Это такие провинции как Ганьсу, Джезян, Фудзян и другие. Только около 30% от общего числа ханьцев, проживающих в Синьцзяне, являются коренными жителями провинции. Местные ханьцы СУАР, как правило, не занимаются бизнесом, так как ориентированы на государственную службу или работу в государственных корпорациях. А вот приезжая часть населения хань ориентирована на зарабатывание денег, создание своего небольшого бизнеса. В том числе, большая часть респондентов высказались за то, что занятия бизнесом положительно влияют на социальную обстановку в регионе, что ведение бизнеса сплачивает людей, а не разъединяет их. Также большинство опрошенных 63% выступают за свободный рынок и рыночную экономику и только 37% респондентов считают, что для их страны более приемлема плановая модель экономики. Однако необходимо сказать о том, что, несмотря на то, что население считает, что живет в условиях рыночной экономики, на самом деле в стране очень сильны механизмы регулируемой модели экономики со стороны центра. СУАР считается сельскохозяйственным регионом, однако соотношение поступлений в бюджет от предприятий сельского хозяйства и промышленности составляет 40/60%. Налоги от нефти, газа, угля идут напрямую в государственный бюджет.

Высокой является ориентация респондентов на достижения в профессиональной деятельности, личностный и карьерный рост. Так, иметь доступ к СМИ, находиться в курсе политических событий в своей стране и за рубежом считают важным более половины опрошенных. Однако у 30% населения нет возможности получить хорошее образование. Непосредственно заняние политикой 80% населения не интересует, 30% высказываются «за» и рассматривают такую возможность (превышение 100% объясняется мягким рейтингом ответов).

На вопрос о месте жительства, о возможности переезда в другую страну в целях работы или учебы однозначного мнения нет. Часть опрошенных считает, что хотели бы проживать в своей стране, но рассматривают возможность переезда в другую страну своих детей. В то же время Китаю отдается более половины голосов опрошенных. Можно сделать вывод о том, что в стране, и отдельно взятой провинции СУАР сильным остается дух патриотизма, любви к Родине.

Тем не менее, из списка предложенных на выбор стран, многие респонденты отдают предпочтение России, и рассматривают ее как страну, в которой можно временно жить и работать, или получать образование. И связано это, в первую очередь, с хорошими, дружескими взаимоотношениями наших государств, давней дружбой народов. У большинства населения, особенно у представителей пожилого возраста, сохраняется сильная ностальгия по СССР. В Синьцзяне, и в целом в Китае, очень хорошо относятся к русским, нашу страну любят и уважают, это выражается во многих аспектах, это ощущается, когда находишься здесь в качестве иностранца. Одно только слово «товарищ»,

«Grand Altai Research & Education»

8

применяемое порой здесь к гражданам из России, говорит о любви и симпатии к нашему общему историческому прошлому.

Примечательно также, что большинство опрошенных на вопрос, «какова главная цель сотрудничества народов Большого Алтая» (куда мы относим и Синьцзян), считают, что главной целью сотрудничества должно быть обеспечение здоровой среды обитания и культурного развития народов региона перед развитием экономики. Эти результаты радуют и подталкивают к тому, чтобы мы совместными усилиями охраняли и защищали то природное и культурное наследство, которым обладаем.

В последние годы Синьцзян сосредоточил усилия на повышении уровня социального обеспечения, стабильном росте численности занятых в городах, ускорении строительства центральной зоны Экономического пояса Шелкового пути, улучшении деловой среды, повышении уровня взаимосвязанности и функциональной совместимости, а также достижении стабильного социально-экономического развития [12].

Таким образом, проведя анализ полученных данных, можно сделать вывод о том, что, несмотря на присутствие определенного духа индивидуализма в обществе, постепенного поворачивания Китая в сторону Запада и либеральных реформ, коллективистские ориентации в обществе остаются достаточно сильными. Учитывая специфику социально-политической системы общества и региональной политики государства, говорить о полном внедрении западной модели развития неуместно. Оставаясь современным и развитым с экономической точки зрения государством, Китай в полной мере сохраняет провосточные, патерналистские ценности.

Подобные социологические исследования весьма востребованы сейчас, в условиях непростой международной обстановки, когда под вопрос ставятся не только политические и экономические интересы общества, но и затрагивается вопрос сохранения ценностей и духовных ориентаций отдельных этнических групп и народов в целом. Поэтому в таком научном вопросе, как изучение жизненных ценностей и приоритетов этнических групп и народов, совместно проживающих на одной территории, остается еще много вопросов, на которые предстоит найти ответ.

Список литературы

1. Митрошенкова О.А. Философия. Учебник / О.А.Митрошенкова. Москва: Гардарики, 2002.

2. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологи / А.Я.Флиер. Москва: Академический Проект, 2000. 496с.

3. Баркалов В.Я. Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения: материалы Пятой Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) / В.Я.Баркалов, А.В.Иванов. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2010. 431с.

4. Попков Ю.В. Евразийский мир: ценности, константы, самоорганизация / Ю.В.Попков. Новосибирск: Нонпарель, 2010. 449с.

655с.

Наука и образование Большого Алтая»

5. Уйгурия — главный перекресток Азии. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://uighur.narod.ru/articles/polevanov_uighuriya.html.

6. Синьцзян: краткие сведения. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.abirus.ru/content/564/623/624/709.html.

7. Шэн Ли. Синьцзян, Китайская земля: прошлое и настоящее / Ли Шэн. Синьцзянское народное издательство, 2006. 416с.

8. Новичков В. (2017) Основные направления национальной политик в СУАР КНР после 2000г., Вестник Томского государственного университета, №424, с.116.

9. Dillon M. Xinjiang — China's muslim far northwest. Routledge Curson. London; New York: Taylor&Francs Group, 2004. p.25

10. Сяокунь Дин. Познаем Синьцзян / Дин Сяокунь. г.Урумчи: Синьцзянское издательство «Художественная фотография», 2006. 221с.

11. China's Traditional Cultural Values and National Identity. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://carnegietsinghua.org/2013/11/21/china-s-traditional-cultural-values-and-nati onal -identity-pub-53 613.

12. Фрагмент современного китайского Синьцзяна. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.kt.kz/rus/authors_column/fragment_sovremennogo_kitayskogo_sintszyana_137788 7982.html.

References

1. Mitroshenkova O.A. Filosofiya. Uchebnik / O.A.Mitroshenkova. Moskva: Gardariki, 2002. 655s.

2. Flier A.YA. Kul'turologiya dlya kul'turologov: uchebnoe posobie dlya magistrantov i aspirantov, doktorantov i soiskatelej, a takzhe prepodavatelej kul'turologi / A.YA.Flier. Moskva: Akademicheskij Proekt, 2000. 496s.

3. Barkalov V.YA. Evrazijstvo: teoreticheskij potencial i prakticheskie prilozheniya: materialy Pyatoj Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (s mezhdunarodnym uchastiem) / V.YA.Barkalov, A.V.Ivanov. Barnaul: Izd-vo AGAU, 2010. 431s.

4. Popkov YU.V. Evrazijskij mir: cennosti, konstanty, samoorganizaciya / YU.V.Popkov. Novosibirsk: Nonparel', 2010. 449s.

5. Ujguriya — glavnyj perekrestok Azii. [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://uighur.narod.ru/articles/polevanov_uighuriya.html.

6. Sin'czyan: kratkie svedeniya. [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://www.abirus.ru/content/564/623/624/709.html.

7. SHen Li. Sin'czyan, Kitajskaya zemlya: proshloe i nastoyashchee / Li SHen. Sin'czyanskoe narodnoe izdatel'stvo, 2006. 416s.

8. Novichkov V. (2017) Osnovnye napravleniya nacional'noj politik v SUAR KNR posle 2000g., Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, №424, s.116.

9. Dillon M. Xinjiang — China's muslim far northwest. Routledge Curson. London; New York: Taylor&Francs Group, 2004. p.25

10. Syaokun' Din. Poznaem Sin'czyan / Din Syaokun'. g.Urumchi: Sin'czyanskoe izdatel'stvo «Hudozhestvennaya fotografiya», 2006. 221s.

11. China's Traditional Cultural Values and National Identity. [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://carnegietsinghua.org/2013/11/21/china-s-traditional-cultural-values-and-national-identity-pub-53613.

12. Fragment sovremennogo kitajskogo Sin'czyana. [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://www.kt.kz/rus/authors_column/fragment_sovremennogo_kitayskogo_sintszyana_137788

79B2.html.

«Grand Altai Research & Education»

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.