УДК 7.75.03
Чжи Лун
Хуаняо («цветы и птицы») Специфика развития жанра
Статья посвящена рассмотрению важных этапов становления и развития жанра хуаняо в живописи гохуа от периодов Тан и Сун до XX в. Также исследуется творчество ключевых фигур, повлиявших на особый язык жанра (художники Сюй Си и Хуан Цюань). Особое внимание уделяется формированию двух стилей письма (сеи и гунби) и их влиянию на развитие жанра хуаняо.
Ключевые слова: искусство Китая; живопись гохуа; жанр хуаняо («цветы и птицы»); стиль гунби; стиль сеи; Хуан Цюань (900-965); Сюй Си (умер до 975 г.); Хуэй Цзун (1082-1135); Юй Фэй'ань (1890-1959).
Zhi Long
Genre of Huaniao ("Flowers and Birds") Specifics of Development of the Genre
The article is devoted to the unique kind of the Chinese painting Guohua. The author examine the key role painters of genre huanyao ("flowers and birds") -Huang Quon (900-965) and Xu Xi (died before 975) in the period of the Tang and Song dinasty. The article in detail discusses the history of huaniao, the stages in its development and genre evolution, defines the place of huaniao genre among other traditional genres of Chinese painting. The author places particular emphasis on the analysis of artistic expressive language of huaniao paintings. The special role is given to formation of two styles of the painting - Gongbi and Xieyi. Key words: Arts of China; painting Guohua; genre huanyao ("flowers and birds"); Gongbi; Xieyi; Huang Quon (900-965); Xu Xi (died before 975); Emperor Huizong of Song (1082-1135); FeiChang (1890-1959).
Вопросы, связанные с эволюцией жанров в живописи Китая, остаются сложными для осмысления. Для их решения просто анализ этапов развития недостаточен, в первую очередь необходимо определить специфические качества, которые присущи определенному жанру. В рамках настоящей статьи мы постараемся вкратце проследить историю развития жанра хуаняо вплоть до XX в. и определить его основные художественные качества, которые не могли не меняться на протяжении веков.
Очень подробно аспекты китайской живописи рассматриваются в труде Дж. Роули «Принципы китайской живописи» [6, с. 39]. Особая роль в культуре Китая, как считает исследователь, принадлежит живописной традиции, выработавшей очень устойчивые, узнаваемые, жизнеспособные правила живописного изображения. Традиция, следование ее канонам является обязательным и для жанра хуаняо («цветы и птицы»). Этот жанр является одним из трех основных стилевых направлений китайской традиционной живописи, вместе с пейзажем (шань-шуй) и портретом (жэнь у хуа). Он охватывает довольно большой диапазон мотивов природы, включая изображения птиц, цветов и других растений, насекомых, рыб, различных животных.
Основной смысл жанра заключался в попытке раскрыть миросозерцание человека, состояние его «духа» и его «сердца», и делалось это посредством природы, но не точного ее изображения, а символического. Рисуя некое идеальное пространство, художник хотел выразить свои мысли и чувства, не выходя за рамки традиционной китайской живописи. Стремление к декоративности соседствовало с точностью в передаче деталей объектов живой природы и их колорита.
История сложения жанра хуаняо кроется в глубокой древности. Возможно, его формирование началось еще в эпоху неолита и энеолита (ГУ-Ш тыс. до н. э.). Сначала изображения цветов и птиц обнаружили на наскальных росписях, затем - на керамике, бронзовых сосудах, бронзовых треножниках в эпоху троецарствия (220-228) [8, с. 128]. Один из первых образов птицы Феникс, выполненный на шелке, относят еще к периоду Сражающихся царств
(УГГ-ГУ вв. до н. э.). Все эти изображения были достаточно просты, схематичны и орнаментальны. Затем обобщенность растительных орнаментов ушла в прошлое и начался процесс детализации, который привел к постепенному формированию хуаняо, одного из особых жанров китайской живописи. В рамках этого жанра работало немало живописцев, относящихся к разным историческим эпохам, соответственно им менялись стиль и манера изображения.
В период правления династии Тан (618-907), точнее, к концу этого периода, завершился длительный процесс становления жанра, а затем и выделения его в самостоятельный. изначально изображение фрагментов природы служило фоном для человеческих фигур. Это было своеобразным символом, метафорическим «ключом» к пониманию эмоционального смысла изображенного. Необходимо заметить, что после формирования жанра «цветы и птицы» его символический контекст не утратил своей важности. А значит, следующим основным качеством жанра является его приверженность символике [8, с. 40-132]. Постепенно сложились группы из отдельных видов цветов и птиц, которые соответствовали определенному времени года.
Разнообразие предметов и явлений, которое мы наблюдаем в природной среде, в китайской живописи выразилось в особой форме. Художник выделял какой-то элемент из природного контекста и фокусировал внимание зрителя на нем. Особенно наглядно мы можем это проследить на свитках жанра хуаняо, где отразилась символическая «запись» окружающей природы. Таким образом художник пытался раскрыть макрокосм через микрокосм, показать все многообразие жизни, сконцентрированное в одной ее частице. Возможно, поэтому процессы модернизации традиционной китайской живописи совершались крайне медленно, хотя и начались рано.
наиболее яркими представителями жанра хуаняо стали Хуан Цюань (900-965), один из выдающихся живописцев царства Шу (891-965), и Сюй Си, один из крупнейших живописцев эпохи Пяти династий (У-дай, 906-960). Сведения о жизни Сюй Си крайне скудны, известно только, что он был уроженцем Южного Китая
и подданным царства Южная Тан (Нань Тан, 937-975). Следует заметить, что период Пяти династий был наиболее хаотичным в китайской истории [3, с. 56]. Из Десяти царств, существовавших в этот период, китайский историк искусства Чжан Аньчжи особо отмечает именно царства Шу и Южная Тан как наиболее развитые экономически и представляющие собой центры искусств, в том числе живописи. изображение цветов и птиц приобретает в этот период особое значение, «возможно, из-за того, что они играли важную роль в украшении дворцов, изображения цветов и птиц были в большей цене, нежели другие сюжеты. Соответственно в этом жанре был и больший прогресс» [5, с. 81]. Поэтому не удивительно, что два значимых для жанра хуаняо художника были связаны с этими культурными центрами. «В свое время оба царства даже учредили Академии живописи, чтобы привлечь таланты» [5, с. 80].
Сведения о Сюй Си мы также можем почерпнуть из знаменитого трактата Го Жо-сюя (XI в.) «Тухуа цзянь вэнь чжи» («Записки о живописи: что видел и слышал»), он переведен на русский язык К. Ф. Самосюк [1]. Трактат состоит из предисловия и шести глав-цзюаней. В главах приводятся сведения о жизни и творчестве 838 художников, а в заключительной главе рассказывается о современных автору живописцах [4, с. 551]. В ней упоминается, что Сюй Си обладал стремлениями независимыми и возвышенными и чаще всего писал дикий бамбук, рыб, водоплавающих птиц.
В современном китайском искусствоведении общепринята точка зрения, что Сюй Си является основоположником отдельного стилистического направления, принципиально отличающегося от манеры другого зачинателя этого жанра - Хуан Цюаня, за которой закрепилось название «стиль Хуана». Эта манера отличается особой тщательностью кисти и, вместе с тем, декоративностью композиционного строя, наверное, поэтому ее еще называют фугуй («стиль богатства и знатности»).
Творчество Хуан цюаня в жанре академической живописи «цветы и птицы» расширило границы живописи [12, р. 89, 91, 105, 122, 185, 203]. Этот художник продолжил традиции танской
живописи, его произведения стали квинтэссенцией духа императорской фамилии. Особое внимание он уделял идеальному воплощению природы, строгости образов, тщательной работе кистью, а также точному подбору цветовой гаммы. В качестве сюжетов для своих произведений художник выбирал диковинных птиц, знаменитые цветы и необычные камни, располагавшиеся в императорских садах. При работе над своими картинами Хуан Цюань использовал традиционный метод «гоулэ шэсэ» (предварительное нанесение контура), сначала он тонкими линиями наносил контуры будущего произведения, затем заполнял их выбранными цветами. Хуан цюань также был искусен в жанре «сешэн» (изображение живой природы), метко и точно подмечая малейшие детали, в результате чего изображение на картине становилось удивительно живым [10].
Живопись же Сюй Си отличалась эскизностью, приглушенностью тона, размывы туши дополняли контурные линии. Вместо графической выверенности линии он применял размытые тушевые пятна. Этот способ стали называть позднее ло-мо («капля туши»), при помощи ее размывов художник передавал форму изображаемого. Возможно, именно этот прием привел к возникновению нового метода в жанре хуаняо - бескостного письма мэйгу-хуа. излюбленными сюжетами художника были лотосы, пионы, цветущие ветви дикой сливы, магнолии, а также птицы, цикады, бабочки. Впоследствии его манера получила название е-и («устремления/помыслы [в] дикой пустоши»). Отличаясь внешней простотой и безыскус-ностью, она не сразу обрела популярность среди современников и последователей. Эту манеру живописи Сюй Си смогли оценить только представители творческого объединения вэньжэньхуа (живопись ученых), например, Су Ши (1036-1101), (Су Дун-по, «Су с Восточной дамбы») [11].
Стиль Сюй Си оказал наиболее сильное влияние на художников, стремящихся противопоставить свое творчество мастерам академической школы. Его влияние можно проследить и в творчестве художников чаньской живописи (ХП-ХШ вв.), таких ее представителей, как Сюй Вэй (1521-1593), Чжу Да (1625-1705),
и художников школы «Восемь чудаков из Янчжоу» (XVIII в.), а также на живописцев гохуа ХК-ХХ вв.
итак, считается, что живопись Хуан цюаня и Сюй Си положила начало двум приемам письма тушью. Первый - «широкая и сдержанная передача сути», второй - бесконтурный метод изображения (мо гу фа). В дальнейшем стилистика хуаняо привела к появлению двух главных художественных линий жанра. Это стили письма гун-би («тщательная, прилежная, старательная кисть») и се-и («писание идей, мыслей»).
Стили Хуан цюаня и Сюй Си получили дальнейшее развитие во времена Северной Сун и были объединены в единый стиль Цуй Баем (Ш^). Это еще одна важная фигура в становлении и развитии жанра.
Его последователем был Чжао Цзи или Хуэй Цзун
(1082-1135). Известно, что он был восьмым императором династии Сун, но прославился как художник, каллиграф и музыкант [5]. Также он вошел в историю живописи как создатель стиля «тонкое золото». Стили «гунби шэсэ» (письмо цветной тушью в стиле гун-би) и «гунби шуймо» (письмо монохромной тушью в стиле гунби), которые мы можем увидеть в произведениях Чжао цзи, представляют собой следующую ступень в развитии стиля. Академическая живопись в жанре «цветы и птицы» Чжао цзи оказала глубокое влияние на грядущие поколения художников. Его стиль «тонкого золота» стал эталоном для каллиграфов.
Одной из наиболее ярких картин Чжао Цзи (Хуэй Цзуна) является «Гибискус и золотистый фазан» (ил. 1). В изображении золотистого фазана с блестящим пышным опереньем отчетливо прослеживается подтекст богатства и знатности. В слове «фазан» присутствует иероглиф «цзинь», который входит в состав выражения «блестящее будущее». Цветы гибискуса ассоциируются с богатством и стойкостью, поскольку он цветет поздней осенью, когда уже выпадает иней. кроме того, омонимом иероглифа «фу» является иероглиф «богатство». На картине изображен прекрасный фазан, покачивающийся на ветке гибискуса. Повернув голову, он пристально наблюдает за парой порхающих бабочек, весь вид
птицы пронизан нетерпением. Прекрасные крылья, великолепный длинный хвост являются отличительным признаком образа чудесной птицы. Слегка прогнувшаяся под весом птицы ветка гибискуса добавляет ощущение красоты и нежности цветов и веток. Повернутая назад голова фазана, ветка, птица, цветок и бабочки находятся в тесной связи друг с другом, что вкупе дает поразительный трогательный эффект. Два цветка хризантемы, как бы выпрямившиеся в нижнем левом углу картины, оттеняют общую композицию. Цветы хризантемы усиливают атмосферу осени и вместе с тем являются связующим звеном в построении пространства, как бы заключающим в скобки фазана и склонившуюся под его тяжестью ветку. небольшие, но не боящиеся заморозков и инея, непокорные и стремящиеся выпрямиться, простые и безыскусные осенние хризантемы подчеркивают подтекст богатства и знатности, которые автор стремится показать в своем произведении. Кроме того, ценность этой картины заключается в гармоничном единстве стихов, каллиграфии и живописи. В правом верхнем углу мы видим стихи автора картины: «Противостоя осени, пышно цветет гибискус, прекрасная птица в высоком уборе из перьев (высокий головной убор - признак высокого чина. - Ч. Л.). Уже постиг все пять добродетелей, живет в спокойствии и праздности, победив затаившихся серых уток» (перевод наш. - Ч. Л.). Смысл стихотворения совпадает со смыслом картины. Первые две строки передают дух образов, запечатленных на свитке, две последние строки иносказательно передают мысли художника. Расположение стихов в верхней части картины указывает на более важный смысл этого фрагмента композиции. иероглифы здесь - важная компонента языка картины, такой прием ранее не встречался в картинах жанра «цветы и птицы».
Чжао цзи использует особую манеру письма - «гунби», в противоположность «сеи» - более свободной манеры. Автора интересует тонкость и некоторая реалистичность деталей в изображении птицы и цветов. Мы можем проследить все движения его кисти, где он надавливал сильнее или слабее, где он отрывал кисть от шелка. Все это очень сходно по техническим
тонкостям с каллиграфическим письмом в стиле «кайшу» (уставное, нормативное письмо). другими словами, можно прийти к выводу, что Чжао Цзи, инкорпорируя стиль кайшу, сформировал свой собственный сильный и мощный «стиль тонкого золота». В каллиграфии этот стиль отличается размашистостью, тонкостью и свободой линии.
Таким образом, данный стиль был включен в жанр «цветы и птицы» и еще более усилил ощущение гармонии и богатства. Резюмируя вышесказанное о картине «Гибискус и золотистый фазан»: художнику посредством выбора сюжета, оригинальному художественному замыслу композиции, совершенной, отточенной технике удалось языком искусства выразить часто встречающийся в академической живописи жанра «цветы и птицы» подтекст богатства и знатности и к тому же создать новый изысканный стиль.
Эти достижения в области живописи не канули в лету; так, современный китайский художник Юй Фэй'ань рабо-
тающий в стиле «гунби», использует в своем творчестве приемы Чжао Цзи (ил. 2).
Дальнейшее развитие жанра продолжалось в эпохи Сун, Юань, Мин и Цин [2]. В определенные моменты времени происходило соединение с придворной живописью (юанти-хуа) и с живописью литераторов (вэньжэньхуа). Но наиболее важным для его окончательного формирования, расцвета и стандартизации считается период правления Танской династии. Именно в этот период произошло слияние живописи и каллиграфии в рамках жанра. Хотя его истоки кроются в декоративном искусстве глубокой древности, в нем никогда не было стремления к натурализму и излишней точности изображения явлений действительности и ее форм. Сюжеты и тематика не ограничиваются только «цветами» и «птицами», образно-смысловое наполнение жанра гораздо шире и многограннее. Это времена года, изображения различных уголков природы, дикие растения, перья, водоросли, насекомые и т. д. Небольшой размер диктовал простоту сюжета, но, несмотря на малый формат, в них видна филигранность и точность техники художника, внимание к деталям, образы полны жизни и природного очарования.
Преемственность традиции в живописи гохуа в современной художественной жизни Китая является темой дальнейшего исследования автора. Это довольно сложный вопрос, поскольку способ восприятия мира современными китайскими художниками изменился, не коснулись изменения, пожалуй, только сущности живописной техники.
библиография
1. ГоЖо-сюй. Записки о живописи: что видел и слышал I Пер. с кит. и коммент. К. Ф. Самосюк; отв. ред. Л. З. Эйдлин. М. : Наука, 1978. 240 с.
2. ЕШанцин. История живописи в жанре «хуа-няо». Чжэцзян : Жэнь-миньмэйшу, 2015. 300 с. (на кит. яз).
3. История Китая с древнейших времен до начала XXI века : в 10 т. I Гл. ред. C. Л. Тихвинский. Т. III: Троецарствие, Цзинь, Южные и Северные династии, Суй, Тан (220-907) I отв. ред. И. Ф. Попова, M. Е. Кравцова; перев. M. : Наука - Восточная литература, 2014. 991 с. : ил.
4. Кравцова М. Е. Mировая художественная культура. История искусства Китая : Уч. пособие. СПб. : Лань ; TPИADA, 2004. 960 с.
5. Ли Вэйхун. Творчество Сун Хуэйцзуна и эстетические стандарты живописи жанра «хуа-няо». Сибэй : Искусство, 2006. (на кит. яз).
6. Роули Дж. Принципы китайской живописи. M. : Наука, 1989. 160 с.
7. Сюй Пэйчэнь, Ван Ханьвэй. Жизненная сила и высокие устремления. Пекин : Commercial Press, 2015. 236 с. (на кит. яз).
8. Цзян Цзинь. История развития живописи жанра «хуа-няо». Гуньси : Искусство, 2001. 228 с. (на кит. яз).
9. Чжан Аньчжи. История китайской живописи. Ростов н!Д. : Феникс ; Краснодар : Неоглори, 2008. 350 с.
10. RuiXue. Huang Quan, A Flower-and-Bird Painter II Chinese Literature magazine. 1981. June. P. 124-126.
11. Siren O. Chinese Painting. Leading Masters and Principles. Vol. 1-3. L., 1958.
12. YangXin, Richard M. Barnhart, Nie Chongzheng, James Cahill, Lang Shaojun, Wu Hung. Trois mille ans de peinture chinoise I Trad. N. Perront. Arles : Éd. Philippe Picquier, 1997. 402 p.
2. Юй Фэй'ань (Ш0^959)
Мальва и две птицы