Научная статья на тему 'Хронотоп рода в контексте трансформации ментального пространства'

Хронотоп рода в контексте трансформации ментального пространства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
126
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРОНОТОП РОДА / МЕНТАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭТИМОЛОГИЯ ИМЕНИ / ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ УКЛАД / ДОМИНАНТА / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / GENUS'S CHRONOTOPE / MENTAL SPACE / ETYMOLOGY OF THE NAME / PATRIARCHAL WAY OF LIFE / DOMIN ANT / EDUCATION / INTELLECTUAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Скибинская Ольга Николаевна

Вводится определение понятия хронотоп рода как центральное в исследовании родов российской провинции. В рамках данного концепта рассматривается трансформация основных доминант ментального пространства рода в XVIII - начале XX в.: религиозно-философских, патриархального семейного уклада, образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Скибинская Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genuss chronotope in context of transformation mental space

The definition of the concept of chronotope as a sort of central in the study of genus of the Russian province. Under this concept consider the transformation of the main dominants of the mental space of genus in the XVIII early XX century: religio-philosophical, patriarchal way of life, education.

Текст научной работы на тему «Хронотоп рода в контексте трансформации ментального пространства»

9. Кириченко Е. И. Запечатленная история России. Т. 2. М., 2001. С. 119.

10. Вятские губернские ведомости. 1896. № 70. С. 7.

11. Журнал Вятской Городской Думы. Вятка, 1903.

12. Кириченко Е. И. Запечатленная история России. С. 115-116.

13. Энциклопедия земли Вятской. Т. 5. Киров, 1996. С. 161.

14. Кириченко Е. И. «Симфония священства и царства» ... С. 222.

УДК 008

О. Н. Скибинская

ХРОНОТОП РОДА В КОНТЕКСТЕ ТРАНСФОРМАЦИИ МЕНТАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Вводится определение понятия хронотоп рода как центральное в исследовании родов российской провинции. В рамках данного концепта рассматривается трансформация основных доминант ментального пространства рода в XVIII - начале XX в.: религиозно-философских, патриархального семейного уклада, образования.

The definition of the concept of chronotope as a sort of central in the study of genus of the Russian province. Under this concept consider the transformation of the main dominants of the mental space of genus in the XVIII - early XX century: religio-philosophical, patriarchal way of life, education.

Ключевые слова: хронотоп рода, ментальное пространство, этимология имени, патриархальный уклад, доминанта, образование, интеллектуальная деятельность.

Keywords: genus's chronotope, mental space, etymology of the name, patriarchal way of life, domin ant, education, intellectual activity.

В качестве ключевого концепта для исследования родов податных сословий российской провинции мы вводим понятие хронотоп рода, рассматриваемое нами как взаимосвязь временных и пространственных отношений, являющихся стержневыми для взаимодействия рода с окружающей, в том числе сформировавшей его средой (по горизонтали) и для функционирования и смены кровно-родственных поколений (по вертикали). Этот концепт помогает выявить особенности формирования, функционирования и трансформации доминант конкретного рода.

Хронос рода рассматривается через такие «временные» характеристики, как длительность, прерывность, развитие и стационарность, импульс, направленность. Кроме того, мы предлагаем дифференцировать макро- и микрохронос рода. Мак-

© Скибинская О. Н., 2011

рохронос определяет временные границы существования поколений рода, отдельных линий и рода в целом. Последнее является решающим в установлении временных рамок наших исследований. К микрохроносу рода мы относим даты и временные промежутки, связанные с жизнью отдельного персонажа, какого-либо значимого события из жизни семьи или поколения. «Ценность события в том, что оно стягивает в узел разрозненные значения» (П. Рикёр). Восстановление микрохроно-са позволяет заполнить «бездны глубочайшего запустения... от праотцев» (Вальтер Беньямин), т. е. вписать результаты наших исследований в конкретную социокультурную и историко-эконо-мическую среду. Таким образом не только ликвидируются лакуны в конкретной родословной, но и вводится в научный оборот информация, по значимости выходящая за «родовые» рамки.

Топос рода мы рассматриваем как пространство: географическое, экономическое и ментальное. Под последним мы понимаем «среду концептуализации и мышления» (Дж. Лакофф). «Ментальное пространство человека является таким системным конструктом, который опосредствует взаимосвязь между образом жизни и образом мира человека, являясь при этом таким образованием, через которое система (человек) оказывается открытой как в объективный (вещный) мир, так и в культуру» [1]. Ментальное пространство податных сословий российской провинции определяется следующими доминантами: религиозно-философскими, патриархальным семейным укладом как определяющим образ жизни, отношением к образованию.

В ходе наших исследований была восстановлена родословная (тринадцать поколений) Жи-ловых, купцов и мещан г. Рыбинска Ярославской губернии (начало XVIII - первая треть XX в.). Родоначальником, «человеком, ставшим в его челе» [2], является Стафей. Его сын, Ларион Стафеевской (? - не позже 1674), упоминается в «Писцовой книге дворцовой ловецкой Рыбной слободы» за 1675-1676 гг. [3] Как менялись на протяжении более чем двух с половиной столетий доминанты ментального пространства этого рода?

Рассматривая хронотоп рода как «качество реального и мыслимого бытия» [4] Жиловых, мы выявили характерный момент: существование значительной части представителей родов податного населения не сводилось к «вынужденному движению в пространстве» и времени. Многие представители данного рода не «претерпевали игру судьбы» (Бахтин), а довольно активно созидали доминанты ментального пространства.

О начале формировании ментального топоса можно говорить, на наш взгляд, с возникновения и последующего закрепления имени рода - фа-

О. Н. Скибинская. Хронотоп рода в контексте трансформации ментального пространства

милии. С закрепления фамилии появляется осознание себя, своих предков и потомков, не просто как смежных поколений - членов одной семьи, но именно как части единого целого - рода. Так, уже в третьем поколении, у внуков Лариона Стафеевского, на рубеже ХУП-ХУШ вв., мы впервые встречаем документально зафиксированное - Жиловы. Правда, пока еще это не родовое имя, не фамилия, а лишь прозванье, не слишком устойчивое, уже в четвертом поколении, к 1744 г., изменившее свою форму на Жилые. Только в 1874 г. их потомки вернутся к первоначальному варианту, который и станет фамилией. При этом этимология родового имени Жилые-Жиловы, на наш взгляд, восходит именно к их активной экономической деятельности, т. е. изначально - к деловым качествам и хватке. В старину слово «жилой» имело несколько значений, в том числе опытный. Жиловыми прозвали тех внуков Лариона Стафеевского, которые занимались уже не тяжелым рыбацким трудом, а стали, говоря современным языком, предпринимателями или главами местного самоуправления. Однако мало кто из них мог выдержать искушение властью и доступом к общественным деньгам. Взятки, воровство, подлоги, мошенничество - даже с учетом документальных потерь за минувшие века, примеров тому в архивных материалах нами обнаружено немало. Не потому ли в четвертом поколении прозвище Жилов меняется на Жилой. Меняется вместе с оттенком: из опытного представитель рода отныне превращается в жулика; отсюда, по Фасмеру, и жилить - присваивать что-либо незаконно [5]. «Ярославский областной словарь» дополняет нюансы истолкования: «Жила, м. и ж. Упрямец, спорщик». «Жилить. Неодобр. Спорить, отстаивать свои интересы, не будучи правым; сердиться» [6].

Одна из доминант ментального пространства патриархального рода - семья. Холостой или одинокий образ жизни - отступление от нормы, статус неженатого расценивается невысоко. Мужчина - глава патриархальной семьи, ее экономическая опора и социальная защита. Более того, исследование хронотопа рода позволяет однозначно утверждать: в Российской империи патриархальная семья брала на себя функции материальной и моральной поддержки, оказываемой дееспособными членами рода малолетним и престарелым, что в условиях отсутствия развитой государственной системы социального обеспечения являлось основой социально-экономической стабильности общества.

Внук Лариона Стафеевского, Алексей Иванов, умер рано. Его осиротевших сыновей, Ивана Жилого (1712-1733) и Филимона Жилого (17201778), разобрали по семьям двое братьев усопшего. Дяди добросовестно отнеслись к наследству сирот и сохранили его в целости. Филимон

Жилой стал уважаемым в городе человеком: в 1754 г. его выбрали одновременно и в «словесный суд», и в «окладчики», а впоследствии он стал старостой и благоустроителем каменного храма Казанской иконы Божией матери, о чем до начала XXI в. сохранилась надпись в клейме правого столпа четверика.

Аналогичные примеры мы находим в каждом поколении рода [7]. Так, представитель седьмого поколения потомков Лариона Стафеевского, торговец «мучного и хлебного товара» В. И. Жилов (1824-1883), проживал на Череможской набережной в своем доме с семейством и обслугой в 24 человека: женой, 10 детьми, овдовевшей мачехой, тещей, обслугой (нянька, кухарка, горничная), служащими. Овдовев, в 1880 г. он женился второй раз, и через год у купца родился еще один сын. После смерти главы семьи в 1883-м заботу о младших братьях и немощных домочадцах взял на себя не старший сын, обремененный к тому времени шестью собственными детьми, а второй сын, 26-летний купец 2-й гильдии Н. В. Жилов.

Но уже полвека спустя примат патриархальных семейных ценностей оказывается под угрозой: внук В. И. Жилова, Василий Александрович, вступает во владение домом на углу Мыш-кинской (ныне Герцена) и Гоголя, ломает все старые постройки и в 1915 г. начинает строить на этом месте новый дом; старожилы судачили, что особняк сей он решил возвести для своей любовницы - актрисы местного театра (завершению строительства помешала революция). Примерно в это же время начались его конфликт с матерью, проблемы в семейном бизнесе. Дело об утаивании Василием Александровичем паев «Торгово-промышленного товарищества наследников А. В. Жилова» дошло до полиции [8].

Другая доминанта ментального пространства рода - постоянный интерес к образованию, понимание того, что даже неплохой материальный достаток не есть гарантия стабильной жизни детей. Исследование хронопота рода показывает, что осознанное стремление дать детям хорошее по своему времени образование поначалу зародилось на вполне прагматичной основе: как без счета и письма торг вести? Уже в начале XVIII в. практически все Жилые были грамотными - по тем временам в провинции это большая редкость. Сохранился указ, запрещающий стрелять птиц по дворам, за провинность следовал огромный штраф - 1000 руб. Подтверждая ознакомление, под указом расписались все Жиловы. При этом в Рыбной слободе не было школы. Как овладевали грамотой? Учились частным образом у грамотных церковнослужителей и писцов, служивших в ратуше и таможне... Полтора столетия спустя, во второй половине XIX в., все Жиловы отдают своих детей в местные гимназии.

В ходе исследования мы установили: в XVIII-XIX вв. представители патриархального рода проходят путь от полустихийного освоения грамоты к получению качественного образования и последующей активизации интеллектуальной деятельности «как условию ментальной самореализации» (Т. С. Злотникова). Наиболее выразительным подтверждением последнего стала восстановленная нами на основании материалов С.-Петербургского филиала Архива РАН и Государственного архива Ярославской области (ГАЯО) судьба М. В. Жиловой (1870-1934). По окончании Рыбинской женской гимназии она уехала в С.-Петербург и в 1890 г. поступила на физико-математическое отделение Бестужевских курсов, где преподавали лучшие профессора и педагоги высшей школы. Примечательно, что в конце XIX в. эти курсы посещали по большей части дочери чиновников, военных, дворян (при этом в основном они слушали лекции историко-филологического отделения). И лишь позже, в 1913-1918 гг., стала отмечаться «тяга к знаниям у дочерей купцов, потомственных почетных и личных граждан, священнослужителей, мещан, ремесленников, нижних военных чинов и крестьян» [9]. А потому девушка из уездного Рыбинска М. И. Жило-ва стала своего рода исключением: она «пополнила список "первых" женщин» России - стала «первой женщиной-сотрудницей Пулковской обсерватории» [10], где проработала с 1894 по 1934 гг., сотрудничая с известными российскими учеными: О. А. Баклундом, А. А. Кондратьевым, С. К. Костинским, А. А. Белопольским, Б. Б. Голицыным, А. А. Ивановым, Г. Н. Неуй-миным, К. Д. Покровским и др. [11]. Разделяла философские взгляды И. В. Мушкетова, близкие к учению о биосфере и ноосфере В. И. Вернадского. Круг ее собственных научных интересов был связан с изучением пятен на Солнце и с теорией движения и определения орбит малых планет. Именем М. В. Жиловой назван один из астероидов, открытый в 1932 г., - 1255 Schilowa [12].

На примере судьбы этой представительницы рода Жиловых можно проиллюстрировать и кризис патриархальных семейных отношений в начале XX в. Мария Васильевна никогда не была замужем, однако продолжала опекать многочисленных сестер и племянников. Примечательно духовное завещание, составленное ею 28 августа 1916 г. После распоряжения о том, чтобы на проценты от банковских бумаг напечатали ее научные работы, она упоминает: «...1) платить за одного, двух или трех моих родственников за учение в низшем, среднем или высшем учебном заведении в России. Если никто из моих родных не нуждается в этой помощи, то платить:

а) за слушательницу Высших Петроградских Бестужевских курсов; б) за одну гимназистку в Рыбинской Мариинской женской гимназии; в) за одного ребенка из слушателей Пулковской обсерватории в низшую школу; г) за одного или нескольких деревенских ребятишек в Пулковскую школу. <...> 3) Остающиеся деньги из ежегодных процентов с этих 10 тысяч выдавать ежегодно или через несколько лет как премию на высших женских Бестужевских курсах за лучшие произведения по астрономии, написанные на русском языке слушательницею этих курсов.». Определенные суммы М. В. Жилова выделила своим племянникам-крестникам, а также бывшей гувернантке А. Д. Царевской и «прислуге Ма-роп» [13].

На наш взгляд, в XVIII - начале XX в. именно доминанты ментального пространства рода являются основой не только успешного функционирования самого рода, но и социально-культурной и экономической стабильности общества.

Примечания

1. Краснорядцеба О. М., Ходжабагиянц Т. Г. Особенности динамических характеристик ментального пространства иммигрантов // Сибирский психологический журнал. 2007. Вып. № 25. C. 163-171.

2. Солобьеб С. М. Чтения и рассказы по истории России. М.: «Правда», 1989. С. 496.

3. Писцовая книга дворцовой ловецкой Рыбной слободы. 1674, 1675 и 1676 гг. Ярославль, 1917. С. 16.

4. Аётина Н. Н. Российский хронотоп в культурном опыте рубежей (XVIII-XX вв.): монография. Ярославль: Изд-во ГОУ ВПО «ЯГПУ им. К. Д. Ушин-ского», 2009. С. 9.

5. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. 2-е изд., стер. М.: Прогресс, 1986-1987.

6. Ярославский областной словарь: учеб. пособие: в 10 т. Ярославль, 1981-1991.

7. Подробнее см.: Скибинская О. Н. Родная кровь: Семейные хроники XVII - начала XXI века: культурно-исторический очерк. Ярославль: Издатель Александр Рутман, 2010. С. 269-403; Скибинская О. Н. Род рыбинских купцов Жиловых на рубеже XIX-XX вв. // XIII Золотаревские чтения: материалы науч. конф. 26 октября 2010 г.: в 2 т. Рыбинск: Рыбинский гос. ист.-арх. музей-заповедник. 2010. Т. 2. С. 111-117.

8. ГАЯО. Филиал в г. Рыбинске. Ф. 106 «Товарищество Жиловых», Оп. 1. Д. 1.

9. Вахромееба О. Б. Первые русские студентки // Санкт-Петербургский университет. 2008. № 13. URL: http://www.spbumag.nw.ru/2008/13/8.shtml

10. Там же.

11. Санкт-Петербургский филиал Архива РАН. Ф. 155 «Комитет учета научных работников и изучения научных сил СССР (КУИНС)». Оп. 2. Д. 259; Оп. 4. Д. 1572.

12. Имена малых планет, связанные с Пулковской обсерваторией. URL: http://astro.websib.ru/istor/14/ Pulkovo_astero.htm

13. Санкт-Петербургский филиал Архива РАН. Ф. 711 «М. В. Жилова», Оп. 1. Д. 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.