Научная статья на тему 'Хронотоп фермы в романе Дж. Смайли "Тысяча акров"'

Хронотоп фермы в романе Дж. Смайли "Тысяча акров" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
193
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРОНОТОП / ФЕРМА / ШЕКСПИР / "КОРОЛЬ ЛИР" / СЮЖЕТ / CHRONOTOPE / FARM / SHAKESPEARE / "KING LEAR"

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бочегова Наталья Николаевна, Портнягин Дмитрий Валерьевич

В целом, статья Н.Н. Бочеговой и Д.В. Портнягина посвящена проблеме хронотопа одной из центральных и наиболее интересных в современном литературоведении. В статье на конкретных примерах показывается,что хронотоп неотъемлемый компонент построения индивидуально-авторской картины мира писателя. На материале романа Дж. Смайли «Тысяча акров» авторы демонстрируют,что хронотоп несет в себе жанрообразующую и сюжетообразующую функции. В работе указывается, что в основе романа Смайли лежит модифицированный сюжет «Короля Лира». Исследуемый в статье хронотоп хронотоп фермы. Категория художественного времени-пространства осмысляется как знаковая система, включающая в себя несколько семантических кодов: исторический, культурологический, философско-эстетический, религиозно-мифологический, географический.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHRONOTOPE OF FARM IN "A THOUSAND ACRES" BY JANE SMILEY

In general terms, N.N. Bochegova and D.V. Portnyagin’s article is devoted to a problem of chrono-tope one of the central and most interesting in modern literary criticism. In the article the chronotope is presented as the integral component of the author’s individual style. «A Thousand Acres» by Jane Smiley demonstrates that chro-notope is a fundamental tool for a broader genre and plot analysis. It is specified that at the heart of Smiley’s novel lies the modified plot of “King Lear". The chronotope under investigation is the chronotope of farm. The category of artistic time and space is comprehended as the sign system bearing some semantic codes historical, culturological, philosophical and aesthetic, religious and mythological, geographical.

Текст научной работы на тему «Хронотоп фермы в романе Дж. Смайли "Тысяча акров"»

Н.Н. Бочегова, Д.В. Портнягин Курганский государственный университет

УДК 81'42

ХРОНОТОП ФЕРМЫ В РОМАНЕ ДЖ. СМАЙЛИ «ТЫСЯЧА АКРОВ»

Аннотация

В целом, статья Н.Н. Бочеговой и Д.В. Портнягина посвящена проблеме хронотопа - одной из центральных и наиболее интересных в современном литературоведении. В статье на конкретных примерах показывается,что хронотоп - неотъемлемый компонент построения индивидуально-авторской картины мира писателя. На материале романа Дж. Смайли «Тысяча акров» авторы демонстрируют,что хронотоп несет в себе жанрообразую-щую и сюжетообразующую функции. В работе указывается, что в основе романа Смайли лежит модифицированный сюжет «Короля Лира». Исследуемый в статье хронотоп — хронотоп фермы. Категория художественного времени-пространства осмысляется как знаковая система, включающая в себя несколько семантических кодов: исторический, культурологический, философско-эстетический, религиозно-мифологический, географический.

Ключевые слова: хронотоп, ферма, Шекспир, «Король Лир», сюжет.

N.N. Bochegova, D.V. Portnyagin Kurgan State University

THE CHRONOTOPE OF FARM IN «A THOUSAND ACRES» BY JANE SMILEY

Annotation

In general terms, N.N. Bochegova and D.V. Portnyagin's article is devoted to a problem of chrono-tope - one of the central and most interesting in modern literary criticism. In the article the chronotope is presented as the integral component of the author's individual style. «A Thousand Acres» by Jane Smiley demonstrates that chro-notope is a fundamental tool for a broader genre and plot analysis. It is specified that at the heart of Smiley's novel lies the modified plot of "King Lear". The chronotope under investigation is the chronotope of farm. The category of artistic time and space is comprehended as the sign system bearing some semantic codes - historical, culturological,

philosophical and aesthetic, religious and mythological, geographical.

Key words: chronotope, farm, Shakespeare, "King Lear".

Появлением понятия хронотоп в литературоведческих исследованиях мы обязаны русскому философу и литературоведу М.М. Бахтину. Именно он впервые выявил жанрообразующую природу хронотопа, проследив его функционирование от античного романа до европейского. Под хронотопом М.М. Бахтин понимает «существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе», поясняя далее, что этот термин был перенесён им в литературоведение из математического естествознания «почти как метафора», поскольку ему было важна выраженная в нём неразрывность пространства и времени.

Понятие фермы занимает особое место в американской ментальности и лингвокультуре. Семейная ферма - это основа сельского хозяйства США. За исключением нескольких густо заселенных районов, американские фермы обычно были значительно разбросаны и отдалены друг от друга, а не группировались в деревне. Это способствовало росту индивидуализма и чувства самостоятельности американского фермера. В немалой степени ценности, присущие сельской Америке, были восприняты и усвоены обществом в целом. Сельскохозяйственно-предпринимательская специфика развития американского общества повлияла на формирование американского национального характера. По мнению академика Т.С. Мальцева, бытовая культура и духовный склад народа порождены тысячелетиями земледельческой цивилизации. «Все нравственные каноны, моральные представления, даже художественные вкусы целых эпох обусловлены отношением человека к матери-сырой земле» [1].

«Письма американского фермера» Г. Де Кревкёра открывают целую серию произведений американской литературы, анализирующей феномен фермы как первоосновы американского пути развития. «Богачи остаются в Европе, а эмигрируют лишь люди среднего достатка да бедняки. В Америке, в этом огромном приюте для бедных, разными путями и в силу разных причин собрались обездоленные со всей Европы» [2]. Для Кревкёра основой Америки, её фундаментом, является самостоятельный американский фермер, живущий в достатке, независимый в суждениях, читающий газеты и активно обсуждающий дела своей страны. Правда, он признаёт, что на фронтире скопляются все обездоленные и нуждающиеся с их грубыми нравами и ненавистью к власть имущим, живущие вне всяких законов - юридических и нравственных. Но его успокаивает мысль, что эти отчаянные люди скоро уйдут дальше на запад, а на их место придут «более трудолюбивые и благонамеренные» граждане, которые преобразуют «дикую местность в цветущий, плодородный, благоустроенный край» [3].

Американский художественный и публицистический дискурсы предоставляют нам богатый материал для анализа аксиологического аспекта концепта farm в американском языковом сознании. Используя концепцию хронотопа М.М. Бахтина, в американских романах можно выделить хронотоп фермы или ранчо - своеобразный макрообраз, в рамках которого развиваются все сюжетные линии, функционируют образы персонажей и выстраивается концепт всего текста.

Анализируемое в данной статье произведение -

роман Дж. Смайли «Тысяча акров» - является своеобразным ремейком трагедии Шекспира «Король Лир». В книге Смайли действие переносится на американский Средний Запад. Роман завоевал Пулитцеровскую премию в 1992 году. Тематика и проблематика романа достаточно злободневны. Затронутые в «Тысяче акров» проблемы насилия в семье, проблемы экологии и, более того, степень откровенности, с которой обсуждаются эти проблемы в тексте романа, - факторы, недвусмысленно отсылающие к 90-м годам ХХ столетия. Вместе с тем, во всём, что касается модификации Шекспировского сюжета, книга Смайли является продолжателем достаточно богатой традиции, представленной, например, «Лиром» (1972) Эдварда Бонда, пьесой Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (1966), версией «Лира» Нейхема Тейта. Собственно, и сам Шекспир использовал для написания своей трагедии более ранние источники. В случае с романом Смайли специфика ситуации заключается ещё и в том, что сюжет переносится из пьесы, написанной мужчиной, в роман, написанный женщиной. Данное обстоятельство в определённой мере повлияло на манеру повествования. К примеру, в своём выборе Джинни (фигура Гонерильи) в качестве нарратора, Смайли выступает как сторонница феминистских прочтений «Короля Лира», откровенно пытаясь реабилитировать в сознании читательской аудитории давно заклеймённых позором сестёр из Шекспировской пьесы.

Образ фермы - это стержень, на котором строится весь роман. Сильная позиция - первый абзац данного произведения - содержит лексему «farm», которая является и ключевым словом и главным макрообразом данного произведения:

At sixty miles per hour, you could pass our farm in a minute, on Country road 686, which ran due north into T intersection at Cabot Street Road [6, 3].

Морально-этический код представителя американского среднего класса предан с помощью концепта farm в следующем внутреннем монологе героини романа, который она называет катехизисом:

We might as well have had a catechism:

«What is a farmer?

A farmer is a man who feeds the world.

What is a farmer's first duty?

To grow more food.

What is a farmer's second duty?

To buy more land.

What are the signs of a good farm?

Clean fields, neatly painted buildings, breakfast at six, no debts, no standing water.

How will you know a good farmer when you meet

him?

He will not ask you any favors» [6,45].

Для американского народа характерны трудолюбие и практицизм, ориентированность на действие, высокая моральная оценка денег и богатства, уважение к плодам своего труда, ответственность, что находит выражение в содержании «воспитательного дискурса» в данном произведении:

Every story, when we were children, revealed a lesson - «work hard» (the pioneers had no machines to dig their drainage lines or plant their crops), or «respect your elders» (an old man had no heirs, and left the farm to the neighbor kid who had cheerfully and obediently worked for him), or «don't tell your neighbors your business», or «luck is something you make for yourself» [6, 132].

С данным этическим кодом связана и такая черта американской ментальности, как привычка измерять

все конкретной мерой, например, количеством земли или качеством техники, т.е. «любое достижение может быть выражено в числах» [4]:

That was the year my father bought his car, a Buick sedan with prickly gray velvet seats, so rounded and slick that it was easy to slide off the backseat into the footwell when we went over a stiff bump or around a sharp corner. ... The car was the exact measure of six hundred acres compared to three hundred or Ave hundred [6, 5].

Отношения между людьми также выражаются через материальный код, а именно, через отношение к земле:

We've always known the families in Zebulon County that lived together for years without speaking, for whom a historic dispute over land or money burns so hot that it engulfs every other subject, every other point of relationship or affection [6, 8].

Тесная связь между личностью человека и результатами его трудовой деятельности показана через описание фермера и его фермы:

A good farmer (a savvy manager, someone with talent for animals and machines, a man willing to work all the time who's raised his children to work the same way) will have a good farm. A poor-looking farm diagrams the farmer's personality [6, 199].

Работа на ферме накладывает отпечаток на своего владельца, внешность которого выступает в качестве знака его социального статуса:

A farmer looks like himself, when goes to the café, but he also looks like his farm [6, 199].

Такие признаки, как индивидуализм, соперничество, дисциплинированность, также входят в содержательный объём образа farm:

Their farm represented neither history nor discipline, and while they were engaged in training dogs and making ice cream, we were engaged in toiling steadily up a slight incline toward a larger goal [6, 46].

В составе макрообраза фермы можно также выделить и микрообразы, которые представляют различные информационные слои одноимённого образа:

а) пространство, на котором происходит действие романа:

At sixty miles per hour, you could pass our farm in a minute, on County Road 686, which ran due north into the T junction at Cabot Street Road [6, 3].

Ферма не только определяет локальные рамки романа, но и удерживает персонажей на этой территории. Герои покидают пространство фермы только в каких-либо чрезвычайных случаях: поиски отца, консультации юриста по поводу будущего фермы;

б) родной дом, место, где протекает жизнь, воспитываются дети:

Caroline would have said, if she dared, that she didn't want to live on the farm.;

I always thought - I always thought kids on farms should be made to face facts early on [6, 45];

в) место трудовой деятельности:

The tile system on my father's farm drained fields that there were nearly as level as a table [6, 56].

When we started looking at brochures from confinement systems manufacturers in the week after Daddy signed over the farm, it rapidly became clear that four thousand finished hogs per year was somehow a more optimal number [6, 147].

Кроме того, образ фермы, являясь одним из ведущих в романе, является символом стабильности, тяжелого труда. На уровне концепта целого текста можно проследить интертекстуальные связи романа «Тысяча

СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 8

39

акров» с трагедией В. Шекспира «Король Лир». Те проблемы, которые находят отражение в трагедии Шекспира, а именно - семейные взаимоотношения, вопрос «отцов и детей», тендерный вопрос, отношение к собственности - находят отражение также и в концепте farm.

Ферма в данном случае выступает в роли королевства, которое предстоит разделить. Есть в романе также и три дочери-наследницы: уже упоминавшаяся выше Джинни, Роуз и Кэролайн. Глава семейства, который вначале полностью управляет фермой, постепенно отходит от дел, отдаляется от семьи, сходит с ума. Объединяет оба произведения также и трагический конец. В трагедии В. Шекспира английское королевство остается без наследников, а в романе Смайли главная героиня после ряда трагических происшествий покидает ферму и переезжает в город, в совершенно чужую для себя обстановку. Роман и трагедию объединяют не только единство сюжета, но и та глубина, с которой показан распад семьи.

Список литературы

1. Мальцев Т. Хлеб - всему голова// Максимов С. Куль хлеба и его похождения: Предисловие. - М., 1996. - C.3.

2. Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли. Американская литература со времени её возникновения до 1920 г: В 3 т. - М., 1962 - 1963. - Т.2. - C. 202.

3. Там же, С.203.

4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 1972. - C. 78.

5. Julius Laffal. A Concept Dictionary of English. Gallery Hress and Halsted Press. New York, 1973. - (CDE)

6. Smiley J.A Thousand Acres. Fawcett Columbine, New York, 1991. - (J.S.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.