Научная статья на тему 'ХРОНОЛОГИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА'

ХРОНОЛОГИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
28
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЛЬ БАШКИРСКОГО НАРОДА / ПОСЕЛЕНИЕ УФА-ШИГИРИ / БУДУЩЕЕ / ПОЛНОЦЕННЫЙ ЭКОНОМИЧНЫЙ УКЛАД ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кротов М.И.

Рассматривается хронология становления сельского социума на примере поселения Уфа-Шигири. Отмечается, что одним из эффективных социальных проектов является проект «Образовательнопроизводственный и социокультурный комплекс Уфа-Шигири», положения которого обсуждены на международных конференциях и представлены на Иннопром-2010, 2011. Делается вывод, что только такие социальные проекты спасут Россию от развала, смогут реализовать колоссальный потенциал страны.The history of formation of a rural society on the example of the settlement Ufa-Shigiri discusses. It is noted that one of the most effective social project is the “Educational-industrial and socio-cultural complex of Ufa-Shigiri”, provisions of which were discussed at international conferences and presented at the Innoprom-2010, 2011. The conclusion is that only such social projects will save Russia from the evil La, will be able to realize the enormous potential of the country.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХРОНОЛОГИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА»

УДК 316. 334. 55

ХРОНОЛОГИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА Chronology of the formation of the rural social

М. И. Кротов, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации предприятий Уральского государственного аграрного университета

(г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 42)

Рецензент: Р. Т. Исмагилов, кандидат экономических наук, доцент

Аннотация

Рассматривается хронология становления сельского социума на примере поселения Уфа-Шигири. Отмечается, что одним из эффективных социальных проектов является проект «Образовательно-производственный и социокультурный комплекс Уфа-Шигири», положения которого обсуждены на международных конференциях и представлены на Иннопром-2010, 2011. Делается вывод, что только такие социальные проекты спасут Россию от развала, смогут реализовать колоссальный потенциал страны.

Ключевые слова: роль башкирского народа, поселение Уфа-Шигири, будущее, полноценный экономичный уклад жизни.

Summary

The history of formation of a rural society on the example of the settlement Ufa-Shigiri discusses. It is noted that one of the most effective social project is the "Educational-industrial and socio-cultural complex of Ufa-Shigiri", provisions of which were discussed at international conferences and presented at the Innoprom-2010, 2011. The conclusion is that only such social projects will save Russia from the evil La, will be able to realize the enormous potential of the country.

Keywords: role of the Bashkir people, settlement Ufa-Shigiri, future, full of valuable economical way of life.

Разработаны проекты «Урал. Человек. Истоки», «Культура ислама», «Основы мировых религиозных культур». На базе этих материалов определено становление социума.

Уфа-Шигири - прошлое

1. Материалы по истории Уфа-Шигири в рамках проекта «Урал. Человек. Истоки» отражают ход исторического процесса - эволюцию расселения народов на Урале.

По результатам исследований Зигата Султанова раскрыто новое пространство для научной мысли о духовно-культурной истории башкир в тесной связи ее с историей мировых культур.

Шигер баганасы (Шигирский идол) - этому артефакту 9500 лет, он старше египетских пирамид в два раза. Смысл знаков на артефакте говорит о мужском и женском началах жизни, в основе которой философия всевышнего Имира. Такого рода багана (столбы) есть на территории Урал-Кадак-Алтай.

Эта уникальная, всемирного значения находка (Большой шигирский идол) выставлена теперь в краеведческом музее г. Екатеринбурга и подробно (на уровне современной официальной науки) описана специалистами. На сегодня это самая древняя деревянная скульптура, известная человечеству. Это и есть древнейший образец протобашкирской материальной

и духовной культуры. У башкир есть выражение «дети 40 отцов» (о человечестве), которое тоже тесно связано с мифическим Имиром: из 40 суставов его тела родились 40 этносов (этнонимы их тоже названы на башкирском языке и соответствуют названиям частей тела Ими-ра). Это говорит о правомерности применения термина «башкирский эпицентр» распространения древних культур. Именно эпицентр, потому что культурный импульс, толчок развития человечества задан нашими предками-уральцами в эпоху позднего неолита.

Из локтя праотца Имира (от слова этерсэк-терсэк - «локоть») возникло племя этрусков; оттого, что их местом обитания был север Башкортостана, башкиры до сих пор называют север Башкортостана этерс-терс; до сих пор на этой земле (берега реки Чусовая, современная территория Свердловской области) проживает башкирское племя этерсэк-терсэк, течет река Этерсэк-Терсэк, и в административном делении при царях также присутствовало название Терсяцкая волость. Часть этих этерсэков в очень древние времена обосновалась на юге современной Турции и, построив знаменитый город Ьарт (Сарт), основала государство Лот ойо - Дом Лота (Лидия) - наверное, потому, что в начале их шэжэрэ стоит сам пророк Лот. Как писал Геродот, измученные от голода, продолжавшегося восемнадцать лет, этерсэки-сарты покинули свою родную страну и переселились на Аппенинский полуостров и создали там великую культуру, ставшую фундаментом для цивилизации Римской империи и современных итальянцев.

Мировые религии, как большая полноводная река, формируются из маленьких ручейков и рек, из мифологий разных племен и народов. Не секрет, что корни этой культуры исходят из мифов, одинаковых с мифами оставшегося на Урале родственного племени - башкир [2].

Названия частей тела Всевышнего Имира носят Акбаш, Аккул, Терсяк. Слово Шигер означает печень. На Урале башкиры были всегда, не менее 10000 лет, никого не вытесняли, в том числе угро-финнов.

2. В пятом веке нашей эры происходит взаимодействие наших предков из верховий Камы со Средней Азией и распространение Ислама вниз по течению Камы и Волги до официального принятия Волжской Булгарией Ислама. Эти факты подтверждают исторические документы одного из музеев Москвы.

3. В 1100 г. Уфа-Шигири посетил миссионер Мингажи.

4. 1100-1395 гг. - период влияния Золотой Орды, которая распалась из-за бюрократического управления государством, болезни всех цивилизаций и государств, когда-либо существовавших на Земле. Последняя битва состоялась на берегу реки Миасс между Туктамышом и Аксак Тимуром. После этого Золотая Орда прекратила существование. Воины Золотой Орды рассеялись во все четыре стороны света, основали другие цивилизации. Разве распалась бы Российской империя, СССР, если бы была правильно осмыслена история? Никто не знает, что произойдет с молодым государством Россия. Кто определил разницу понятий «татарское иго», «СССР империя зла». Для всех нас это неосмысленная тема, насаждающаяся со школьной скамьи. Возможно, это был процесс глобализации. Не произойдет ли то же самое с империей, основанной Петром I, что случилось с империей Чингиз хана? Нужно определить ценности, приоритеты, которых они придерживались, определить исторические параллели и сделать правильные выводы. Возможно, необходимо тщательно изучить историю башкирского народа во всех деталях.

5. 1395-1500 гг. - интеграция с Московским княжеством.

6. 1500-1712 гг. - интеграция с Российским государством. Подписание договора в 1500 г. с Иваном III предками из Уфа-Шигири. Предки уфа-шигиринцев были у истоков зарождения нового Российского государства.

7. 1712-1917 гг. - период индустриализации в царской России. Наши предки активно участвовали в индустриализации России в начальный период. Инициатива по прогрессивным формам организации производства в горнорудной промышленности не получила поддержки (Исмагил Тасимов). В России предпочли использовать труд крепостных крестьян, т. е. рабов. Предложения нашего предка Туктамыша Ижбулатова в уложенную комиссию не получили развития (финансово-экономическая, национальная политика, свобода совести). В 1712 г. Петр I издал Указ о прекращении льгот служилым татарам, этот год можно считать концом «татарского ига». В 1734 г. указ Анны Иоанновны о запретах башкирскому народу сыграл одну из самых негативных ролей. Появились понятия «воры» и «подлые крестьяне». «Верные башкиры» (Козяш Рахмангулов и др.) разбазарили вотчинные земли (договор продажи земель Строгановым). Башкиры не вписались в хозяйственную систему Российской империи. Сегодня идеология запретов Анны Иоанновны сохраняется не только для башкир, но и для всех россиян. Правовая база и мародерство капитана Лукьяна Житкова против башкир привели к недовольству в последующие десятилетия и столетия [1].

Приведем цитату из письма оренбургскому военному губернатору: «Рапортъ - ныне управляющии 2 Башкирскимъ кантономъ довелъ до моего свъденшя о поступившей к нему жалобъ изъ числа означенныхъ Башкирцев отъ жителей деревни Уфа-Шигирей, на дълаемыя имъ стьснешя крестьянами Михайловского завода и Артинскою Запводскою Конторою, изъ коихъ первые въезжаютъ в пренадлежащ1я Башкирцамъ леса, захватываютъ бортовые деревья и (?) присмотра за скотом, вытравляют им хлеб и луга, когда же Башкирцы загоняютъ его къ събъ, то относятъ это к краже, а Контора въ нарушеше записи 1756 года Января 8-го дня припустила в заводсюе дачи постороннихъ крестьянъ, которые, посредствомъ кражъ и разных самовольствъ, довели Башкирцев до совершенного разорешя» (Управление Оренбургского военного губернатора и командира отдельного Оренбургского корпуса Канцелярия Часть Гражданская, стол 2, г. Оренбург, 17 марта 1843 г. № 2704).

На это письмо исправник Сергинских заводов ответил: «... башкирцы, опаснъйш1е сосъди для крестьянъ, ведя жизнь лънивую и не имъя иногда куска хлеба, побуждаемые голодомъ, ръшаются на всяюя кражи» (Министерство финансов, Уральское горное правление, Депор-таментъ, Отделение стол 2, 20 июля 1843 г. № 4186).

Уфа-Шигири сегодня

В России попытки реформ всегда заканчивались контрреформами. Реформы, начиная с Петра I, завершались восстановлением крепостничества в огромных масштабах. Чем радикальнее идеи реформ, тем сильнее противодействие им. Модернизация, проводимая правящей элитой, проявившаяся при Петре I, привела к усилению древних ценностей, когда все элементы модернизации превратились в сознании населения в воплощение зла. Новые ценности не повели за собой большинство народа, а стали импульсом для активизации противоположных ценностей. Сложился заколдованный круг. Возникла ситуация, когда позитивные ценности власти рассматривались населением как негативные. Раскол между народом и властью приобрел логически завершенную форму. Негативный опыт истории не обсуждается и подтверждает ограниченность тех пластов знаний, которые задействованы в социальных проектах (реформах).

Наше общество в значительной степени живет формами доэкономического натурального хозяйства, которые распространялись на новые отрасли, начиная с внедрения мануфактур и до современной промышленности. Подобная система могла возникнуть и утвердиться при условии массовой распространенности в обществе традиционных типов нравственности. Без понимания механизма массового предпочтения архаичных форм труда, избиения тех, кто противостоит этому процессу, хотя бы в трудовой деятельности, социальные проекты обречены на провал. Все это говорит о слабости реального субъекта реформы. В нынешних условиях должна быть проведена социологическая, психологическая и культурологическая экспертиза любого социального проекта. В наших проектах мы выявили следующие недостатки перестройки (реформ) 1991 г. Они те же самые, что пережил башкирский народ во время индустриализации России. Кризис вызван следующими причинами:

1) неравенство в получении информации и правовой базы. Высокая доля трансакционных издержек в кредитно-финансовой сфере, государственного, местного управления;

2) недобросовестность чиновников (государственной бюрократии);

3) несовместимость во времени принятия тех или иных решений. Мероприятия, оптимальные сегодня, оказываются неоптимальными в будущем времени;

4) население страны, вступив на иной этап развития, будет использовать стимулы только старого общества, люди не мобилизованы на созидание новой жизни и возвратятся к системе старых ценностей;

5) практика стимулирования людей неадекватным богатством - как в далекие времена, так и в настоящее время. Стойкое заблуждение, что людей к труду побуждают лишь естественные, физиологические потребности;

6) конфронтация обыденного и теоретического мышления. Чувства и эмоции, на которых некоторые идеологи начинают спекулировать, становятся господствующими по отношению к теоретическому, научному мышлению [3].

Уфа-Шигири - будущее

Западные ценности разрушили СССР, они могут разрушить и молодое государство Россию. Ценности эпоса башкирского народа Урал-батыр спасут Россию.

Законодательная база должна работать на процветание населения. Если не так, значит, она некачественная. Земля, вода, лесные ресурсы разделены, хотя для сельского жителя это единое целое. Все, что можно превратить в деньги, отчуждается от сельчан: земля, красота ландшафта, лес, водные ресурсы. Без них не может быть устойчивого развития сельских территорий.

Вступление в ВТО без укрепления экономики деревень означает феодализацию экономики в России. Происходящее сегодня в Уфа-Шигири типично для сельской местности России, такое положение грозит образовательной, экономической, продовольственной безопасности и политической устойчивости страны. Сегодня изменилась философия войны, борьба государств идет за будущее своего народа. В условиях нынешнего кризиса, при таком стечении обстоятельств будущего Уфа-Шигири нет.

Будущее Уфа-Шигири возможно только при полноценном экономичном укладе жизни. Она должна быть отражена в Генеральном плане Уфа-Шигири. Администрация Нижнесер-гинского МР все обозначенные идеи для Уфа-Шигири воплотила в Михайловске и Нижние Серги. Ситуация гораздо хуже, чем во времена политики неперспективных деревень, происходит планомерное уничтожение деревень морально, экономически. У сельского населения возникает чувство безысходности.

При социальном проектировании важно обозначить основные «шаги» алгоритма человеческой деятельности: «идея - концепция - программа - механизм реализации - деятельность». Эффективность деятельности определяется эффективностью первых четырех шагов и должна исходить из четырех основных общечеловеческих инвариантных принципов: гуманизм, демократия, патриотизм, научность. Эти принципы должны функционировать в качестве критериев оценки действий лидеров, движений, партий, программ, постановлений. Деятельность по модернизации экономики без концепции, механизма реализации никакого положительного (продуктивного) результата не даст. Судьба России зависит от эффективности социальных проектов при максимальной активности народа как конечного субъекта истории.

Примером эффективного социального проекта является «Образовательно-производственный и социокультурный комплекс Уфа-Шигири», где все вышеназванные моменты рассмотрены и обсуждены на международных конференциях и представлены на Ин-нопром-2010, 2011. Только такие социальные проекты спасут Россию от развала, смогут реализовать ее колоссальный потенциал.

Библиографический список

1. Корепанов Н. С. Горная власть и башкиры в XVIII в. : сб. док. Уфа : Китап, 2005.

2. Урал-батыр. Башкирский народный эпос. Уфа : Башкнижиздат, 1977.

3. Торопов Д. И., Рассказов А. Н., Славнов Б. С., Лавровская Г. Н. и др. Состояние социально-трудовой сферы села и предложения по ее регулированию : ежегодный доклад по результатам мониторинга, 2008 г. / отв. за подготовку доклада: Д. И. Торопов, И. Г. Ушачев, Л. В. Бондаренко. М. : 2009. Вып. 10.

4. Ханнанова Т. Р., Воронин Б. А. Государственная аграрная политика: проблемы объективации // Право и политика. 2013. № 4. С. 489-498.

5. Семин А. Н., Селиванова Г. П., Шарапова В. М. Организационно-экономический механизм поддержки сельского хозяйства региона. М., 2004.

6. Пустуев А. Л. Стратегия преодоления кризиса в сельском хозяйстве проблемных регионов. М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.