Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ СЕЛЬСКОЙ ЭКОНОМИКИ / ЗАНЯТОСТЬ И ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ / ИНЖЕНЕРНАЯ И ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПОЛНОЦЕННЫЙ И ЭКОНОМИЧНЫЙ УКЛАД ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исмагилов Р.Т., Самойлов В.Н.

В соответствии с Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. определяются ключевые проблемы развития Уфа-Шигири. Выявляются факторы, тормозящие устойчивое развитие территории, представлены основные направления устойчивого развития.In accordance with the concept of sustainable development of rural territories of the Russian Federation for the period up to 2020 identifies key development challenges of Ufa-Shigiri. The factors that hinder the sustainable development of the territory, the main directions of sustainable development identify.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ»

УДК 338.431

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ Formation of an infrastructure for rural areas development

Р. Т. Исмагилов, кандидат экономических наук, доцент, В. Н. Самойлов, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Уральского государственного аграрного университета

(г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42) Рецензент: М. И. Кротов, кандидат экономических наук, доцент

Аннотация

В соответствии с Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. определяются ключевые проблемы развития Уфа-Шигири. Выявляются факторы, тормозящие устойчивое развитие территории, представлены основные направления устойчивого развития.

Ключевые слова: устойчивое развитие сельских территорий, трансформация экономики, качество жизни, демографическая политика, диверсификация сельской экономики, занятость и доходы населения, социальная, инженерная и транспортная инфраструктура, образование, здоровый образ жизни, полноценный и экономичный уклад жизни.

Summary

In accordance with the concept of sustainable development of rural territories of the Russian Federation for the period up to 2020 identifies key development challenges of Ufa-Shigiri. The factors that hinder the sustainable development of the territory, the main directions of sustainable development identify.

Keywords: sustainable development of rural areas, transformation of economy, life quality, demographic policy, diversification of rural economy, employment and incomes of the rural population, social, engineering and transport infrastructure, education, healthy way of life, adequate and economic way of life.

В соответствии с Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. должны определяться ключевые проблемы развития Уфа-Шигири [6]:

а) социально-экономическое развитие: повышение занятости, уровня и качества жизни населения, приближение к городским жизненным стандартам; замедление процесса депопуляции, стабилизация численности населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни; сохранение и приумножение культурного потенциала;

б) изменения правового и административно-управленческого характера;

в) выход на качественно новый уровень развития.

Факторы, тормозящие устойчивое развитие Уфа-Шигири. Кризис вызван трансформацией экономики - расширением «ножниц» между городом и деревней, ухудшением качества жизни и человеческого ресурса [2].

1. Развитие тормозится отсутствием системы научно обоснованных предложений, учитывающих особенности расселения и образа жизни сельского населения. Нет и стандартов, которые бы отражали целевые установки развития сельских территорий, поэтапное достижение которых по мере экономического роста должно поддерживаться государством, бизнесом и гражданским обществом.

2. Слабо развиты институты гражданского общества, прежде всего сельское самоуправление. Низкая бюджетная обеспеченность лишает возможности реализовать проекты развития.

3. Остается невостребованным опыт зарубежных стран в области управления программами сельского развития. В соответствии с требованиями ВТО сельское хозяйство рассматривается как многофункциональное, т. е. способное не только производить продовольствие, но и создавать другие осязаемые и неосязаемые ценности (общественные блага).

4. Низкий уровень качества жизни населения, несправедливая оценка сельскохозяйственного труда препятствует росту аграрного сектора и переходу его на инновационный путь развития.

Бедность, разрушающая трудовой и генетический потенциал, остается массовым явлением. Вызывает большую озабоченность алкоголизация сельского населения, являющаяся во многом следствием безработицы, бедности и состояния безысходности. При этом наибольший рост расходов на алкоголь отмечается в наименее обеспеченных семьях.

Программа развития Уфа-Шигири фокусируется на следующих направлениях [3]:

- диверсификация экономики и расширение сфер занятости, повышение доходов сельского населения за счет роста эффективности предприятий АПК, личных подсобных хозяйств населения;

- содействие развитию рыночной инфраструктуры;

- повышение доступа сельского населения к благоустроенному жилью и полному спектру социальных услуг;

- оказание правовой поддержки и защита прав населения на доступ к земельным, водным и другим базовым ресурсам развития;

- расширение доступа населения к рынкам кредитно-финансовых ресурсов;

- укрепление и развитие сельского самоуправления;

- создание условий для урбанизации, поощрение индивидуального жилищного строительства, поддержка инфраструктурных проектов;

- развитие экологически ориентированного сельского хозяйства, повышающего устойчивость экосистем и обеспечивающего жизнедеятельность населения;

- подготовка Генплана Уфа-Шигири для проектирования застройки и инженерного обустройства, реализация проекта комплексной застройки в рамках пилотного проекта «Образовательно-производственный и социокультурный комплекс Уфа-Шигири» [4] .

Основные направления устойчивого развития Уфа-Шигири

1. Демографическая политика. Повышение эффективности реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351, требует принятия дополнительных мер, учитывающих масштабы депопуляционных процессов. Новые решения требуются также в вопросах перечня возмещаемых затрат, особенно в части профессионального обучения по востребованным на рынке труда профессиям. Необходимо создание материальных условий для улучшения демографической ситуации, повышение престижа приложения труда и капитала на селе, привлечение и закрепление молодежи.

2. Диверсификация сельской экономики, повышение занятости и доходов населения. Должны быть разработаны меры по переходу от монофункциональной модели экономики к полифункциональной и диверсифицированной. Это предполагает создание максимально разнообразных видов деятельности, удовлетворяющих потребности населения в сфере занятости. Достижение поставленной задачи предусматривает:

- увеличение оплаты труда, что будет способствовать развитию внутрихозяйственных хозрасчетных отношений, способствующих укреплению связи оплаты с конечными результатами труда, оптимизацию внутрихозяйственного распределения средств на потребление и накопление, развитие системы регулирования оплаты труда на основе договоров и тарифных соглашений в рамках социального партнерства;

- создание условий для доступа к материально-техническим ресурсам, в том числе за счет льготного кредитования;

- развитие потребительской кооперации (оффшорных зон);

- укрепление и развитие лесного хозяйства, сохранение квот сельскохозяйственных товаропроизводителей на пользование лесными ресурсами;

- создание льготных условий для размещения предприятий деревообработки, местной промышленности, по производству строительных материалов из местных ресурсов.

3. Развитие социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры Уфа-Шигири [5]. Жилищная политика предусматривает удовлетворение потребностей в благоустроенном жилье, отвечающем особенностям сельского образа жизни, на основе:

- развития рыночных механизмов и кредитно-финансовой поддержки государства в реализации конституционного права на жилище;

- преференций в обеспечении благоустроенным жильем молодых специалистов, молодых семей с учетом активизации их репродуктивного поведения;

- улучшения проектирования сельского жилища, развития и модернизации жилищностроительной индустрии, снижения стоимости сельского жилищного строительства, широкого применения автономных систем инженерного оборудования сельского жилища;

- упрощения процедуры предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, в том числе отмены требования о проведении торгов (конкурсов, аукционов), для граждан, проживающих в сельской местности и нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также установления механизма бесплатного однократного предоставления земельных участков.

В жилой застройке целесообразно абсолютное преобладание одно- и двухквартирных домов усадебного типа при плотности размещения, позволяющей рационально организовать личное подсобное хозяйство, внедрение в производство энергоэкономичных домов, позволяющих сократить затраты на отопление до 10 раз.

При решении жилищной проблемы необходимо, чтобы сельский дом не уступал городской квартире по инженерному оборудованию и превосходил ее по полезной площади в расчете на одного жителя. Пространственное превосходство сельского жилища будет одним из компенсирующих факторов при решении задачи создания качественно равных условий жизни в городе и деревне, продиктовано оно и дополнительной потребностью в жилой площади, обусловленной особенностями труда и жизни на селе.

В области инженерной и транспортной инфраструктуры предстоит: улучшить электроснабжение производственных предприятий и населения на основе обеспечения надежности электросетевого комплекса, снижения затрат на передачу и распределение электроэнергии за счет внедрения передовых технологий эксплуатационного обслуживания и ремонта электросетевого оборудования, перевода на более высокий класс напряжения распределительных сетей.

Также необходимо преодолеть информационную изоляцию сельского населения путем кардинального улучшение почтовой связи, телефонизации и проведением интернета.

4. Образование. В целях обеспечения общедоступности и повышения качества образования на селе, конкурентоспособности выпускников сельских школ при поступлении в учреждения высшего и среднего специального образования предусмотреть [10]:

- кардинальное улучшение технической оснащенности школы Уфа-Шигири, в том числе спортивным инвентарем и оборудованием, завершение компьютеризации;

- развитие в школе функции профессиональной ориентации и трудовой подготовки для работы в сельском хозяйстве и других значимых на селе сферах деятельности;

- открытие образовательных учреждений нового типа (лицеев и др.) для углубленного преподавания профильных учебных дисциплин;

- доведение пришкольной спортивной площадки Уфа-Шигири до надлежащего состояния;

- совершенствование содержания и технологий системы непрерывного профессионального образования на основе внедрения информационных технологий, формирования и развития инновационных образовательно-научно-производственных структур, обеспечивающих повышение практической значимости и качества подготовки кадров;

- стимулирование закрепления молодых специалистов, выделение средств для оказания единовременной материальной помощи молодым специалистам, обустройство и хозяйственное обзаведение, предоставление субсидированных кредитов на строительство жилья.

5. Здоровый образ жизни в Уфа-Шигири. Для улучшения культурного обслуживания населения, сохранения и развития культурного наследия и повышения творческого потенциала жителей предусмотреть формирование многофункционального учреждения, оказывающего культурно-образовательные, физкультурно-спортивные, социально-бытовые услуги [9].

В целях улучшения торгового и бытового обслуживания населения предусмотреть предприятия общественного питания, учитывающие национальные особенности, обеспечивающие организацию семейного, молодежного досуга, осуществление развлекательных и образовательных программ. В целях формирования позитивного отношения к сельскому образу жизни активизировать действия в области популяризации здорового образа жизни, патриотического воспитания и повышения нравственности сельской молодежи, повышения информированности населения о позитивных переменах в соответствии с направлением «УрГАУ -вуз инновационного развития» [1] .

Механизмы реализации устойчивого развития Уфа-Шигири

1. Правовое обеспечение. Для правового обеспечения эффективного государственного регулирования развития и повышения доступа населения к ресурсам развития необходимо внести изменения в законодательные акты Российской Федерации в части регулирования устойчивого развития:

- определить систему критериев и показателей оценки деятельности органов власти;

- разработать механизмы бюджетной поддержки программ, направленных на устойчивое развитие;

- определить основы мониторинга и государственного статистического наблюдения;

- принять меры по обеспечению и стимулированию частно-государственного партнерства при осуществлении программ развития;

- сформировать нормативно-правовую базу регулирования развития сферы социальных услуг;

- содействовать деятельности третейского суда.

Обеспечение доступа к природным ресурсам потребует совершенствования норм Земельного, Лесного, Водного кодексов РФ, закона «О недрах», федеральных законов «О животном мире», «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Развитие инфраструктуры потребует изменения действующего законодательства, обеспечивающего деятельность организаций связи, транспорта, энергоснабжения, иных субъектов естественных монополий [7].

Проблемы территориального планирования должны быть решены, в том числе, путем внесения изменений в Градостроительный кодекс РФ.

2. Финансовое обеспечение. Неотъемлемой частью финансового обеспечения развития Уфа-Шигири является укрепление финансовых основ сельского самоуправления.

В целях диверсификации экономики необходимо расширить доступ физических и юридических лиц к субсидированным кредитам в сфере альтернативной занятости, ввести для них льготный налоговый режим. Важно также усилить финансовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов, субъектов малого бизнеса, особенно молодых сельских предпринимателей [8, 15].

Расширению доступа к кредитно-финансовым ресурсам будут способствовать:

- преференции при формировании федерального и региональных бюджетов, концентрация финансовых и материальных ресурсов для решения задач устойчивого развития и контроль за их использованием, привлечение внебюджетных источников;

- увеличение доли федерального центра в финансовой поддержке развития;

- развитие банковской сети, организация предоставления банковских услуг через почтовое отделение связи.

В соответствии с Концепцией ввести изменения в Генплан Уфа-Шигири для полноценного и экономичного уклада жизни необходимо следующее.

1. Предусмотреть геронтологический центр в здании клуба. Клуб перевести на другую площадку.

2. Учреждение культуры клубного типа, библиотеку общедоступную, предприятие общественного питания, администрацию, отделение связи, предприятие бытовых услуг, фельдшерско-акушерский пункт перевести на одну площадку напротив школы с севера.

3. К востоку от школы определить целевым назначением земельные участки для учителей, клубных работников, работников здравоохранения.

4. Участок 26 га выделить для жилищного строительства и производства (деревообработка).

5. Плоскостные спортивные сооружения и зону акваторий на берегу р. Уфа убрать.

6. К востоку от школы ввести участок № 1 целевым назначением площадью 36 га для жилищного строительства, общественных зданий, 5 га для лекарственных трав.

7. По старой дороге в Шараму ввести участок № 2 целевым назначением площадью 51 га для жилищного строительства и общественных зданий, 10 га для сельскохозяйственной учебно-производственной деятельности.

8. С учетом того, что Уфа-Шигири расположена выше уровня р. Уфа, определить водоохранную зону 20-50 м от берега.

9. Определить место Сабантуя.

10. Определить место кладбища и утилизации твердых бытовых отходов.

Заказчику и подрядчику доработать Генплан Уфа-Шигири в соответствии с указанными дополнениями и уточнениями.

Библиографический список

1. Донник И. М, Воронин Б. А., Лоретц О. Г. УрГАУ - вуз инновационного развития // Аграрное образование и наука. № 2013. № 1.

2. Исмагилов Р. Т. Проблемы подготовки кадров и развития экономики села на современном этапе // АПК: регионы России. 2012. № 5. С. 39-41.

3. Исмагилов Р. Т. Перспективы развития д. Уфа-Шигири в условиях ВТО // Агропромышленная политика России. 2013. № 6. С. 68-71.

4. Исмагилов Р. Т. К вопросу о развитии сельского поселения в условиях многоукладной экономики // Агропродовольственная политика России. 2014. № 7. С. 15-18.

5. Комплексная программа социально-экономического развития территорий сельских населенных пунктов в Свердловской области на период 2008-2015 годов («Уральская деревня») : постановление Правительства Свердловской области от 28.11.2007 г. № 1176-ПП.

6. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года. М., 2007.

7. Некрасов С. Н. Личность и права человека как центральная проблематика российских перестроек: формирование ноосферного дискурса модернизации // Аграрное образование и наука. 2014. № 2.

8. Пустуев А. Л. Субъективная оценка реформаторских преобразований в аграрном секторе и краткий отчет о 40-летней деятельности // Механизмы повышения устойчивости агро-экономических и агропромышленных систем. Екатеринбург : УрГСХА, 2011. С. 3-10.

9. Самойлов В. Н., Малькова Ю. В. Проблемы развития интегрированного образования // Стратегические задачи аграрного образования и науки : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2015. С. 372-375.

10. Юсупов М. Л. Стратегия развития факультета ТТМС на ближайшую перспективу // Аграрное образование и наука. 2015. № 1.

11. Воронин Б. А. Управление и государственный контроль в аграрной сфере Российской Федерации : научное и нормативно-правовое пособие. Екатеринбург, 2000.

12. Михайлюк О. Н. Три формы - три важнейших элемента системы государственной поддержки сельского хозяйства // Аграрный вестник Урала. 2009. № 6. С. 14-18.

13. Ханнанова Т. Р., Воронин Б. А. Государственная аграрная политика: проблемы объективации // Право и политика. 2013. № 4. С. 489-498.

13. Семин А. Н., Селиванова Г. П., Шарапова В. М. Организационно-экономический механизм поддержки сельского хозяйства региона. М., 2004.

14. Сёмин А. Н., Квашнин В. А. Экономическая оценка технического потенциала сельского хозяйства региона // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. № 1. С. 20-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Пустуев А. Л. Стратегия преодоления кризиса в сельском хозяйстве проблемных регионов. М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.