Научная статья на тему 'УНИВЕРСАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ КАК СИМВОЛ РАЗВИТИЯ БУДУЩЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА'

УНИВЕРСАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ КАК СИМВОЛ РАЗВИТИЯ БУДУЩЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / ХРЕМАТИСТИКА / ДЕЛАНИЕ ДЕНЕГ (НАЖИВА И РОСТОВЩИЧЕСТВО) / АЛГОРИТМ / ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ПРЕОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА НОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КУЛЬТУРА / ФИЛОСОФИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ / СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ УФА-ШИГИРИ / ПРИКЛАДНАЯ АКСИОЛОГИЯ / ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ / УРАЛЬСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ / ЭПОС БАШКИРСКОГО НАРОДА "УРАЛ-БАТЫР" / ОБВАЛЬНАЯ ДЕГРАДАЦИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СЕТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА / ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмагилов Р.Т., Юмагулов А.М.

Статья развивает идеи Декларации от 1 мая 2010 г. «Оставьте нам будущее» как вектора и символа развития человечества на основе новых ценностей. Это обращение к лицам, влияющим на принятие государственных и планетарных решений, способных предотвратить экологические катастрофы, войны и перевороты путем изменения системы ценностей в каждой голове и в целом мире. Необходимость перехода к другой системе хозяйствования на основе философии, культуры и образования коренных народов осознает все больше людей, обладающих правами на землю предков, родной язык, свободу и самоуправление. Это понимают и юные школьники уральского села Уфа-Шигири, и умудренные представители коренных народов Урала, озабоченные будущим своих сел и народов. Чем быстрее наши планы воплотятся в жизнь, тем спокойней станет на нашей планете. Древнегреческий ученый Аристотель четко различал экономику axios как продуктивное хозяйствование (всеобщее благо). Английское понятие value относится к хрематистике и не отражает всю глубину философского понятия «ценность», которое изучается в рамках аксиологии как отрасли философии. В рамках существующих аксиологических традиций наука оказалась не в состоянии выработать рекомендации и алгоритмы, которые можно было бы применить для экспертизы различных проектов развития, для управления природосоциумом, для воспитания и образования детей в условиях обозначившихся глобальных проблем. Прикладная аксиология, как основа новой культуры, которая базировалась бы на главной ценности - природе и далее росла фрактально, синергетично и гармонично, расширяя сознание и ответственность личности от локального до глобального. Это ценности уральской цивилизации, основывающиеся на эпосе башкирского народа «Урал-батыр»: я - семья - народ - человечество. Приводятся 33 уровня - ступеньки развития, которые следует учитывать управленцу при оценке этапов развития социальных систем и отдельных личностей. Эта иерархия отводит деньгам, являющимся высшей целью и ценностью в современной системе хозяйствования, последний, 33-й уровень, а на первом месте стоят биосфера и человек с его здоровьем, интеллектом и душой. Возврат человечества к алгоритмам органичного развития должен происходить без потрясений, войн и переворотов, через создание интеллектуальной сети человечества. Ибо в ХХI в. земная цивилизация подошла к тому рубежу развития, за которым ей угрожает обвальная деградация. Чтобы избежать этого, необходимо, чтобы человечество осознало себя как единое целое, чтобы каждый человек осознавал себя как часть этого целого, чувствовал себя ответственным за весь мир. Этот зарождающийся процесс трансформации ценностей в научную и повседневную жизнь землян означает начало строительства новой цивилизации на планете Земля.This article is a continuation of the ideas of the Declaration of the 1 st of May, 2010 in Redstone (USA), «Leave us the future» as a vector of human development and a symbol of human civilization development based on the new values. This is an address to the people who have influence on state and planetary decisions to that can prevent environmental disasters, wars and revolutions through the change of the value system in every head and in the whole world. More and more people understand the necessity to move to another management system based on the philosophy, culture and education of indigenous peoples, who determine the right to the ancestral land, native language, freedom and administration. The young schoolchildren of the Ural settlement Ufa-Shigiri and wise representatives of the Ural indigenous peoples understand this; they think about the future of their settlements and people. As soon as our plans materialize, it will be calmer on our planet. The ancient Greek scientist Aristotle clearly distinguished Axios economy as an efficient management (the common advantage). The English concept of «value» refers to chrematistics and does not reflect the full depth of the philosophical concept of «value», which is studied within the framework of axiology as a branch of philosophy. Within the existing axiological traditions the science has failed to make recommendations and algorithms that could be applied for the examination of various development projects, for management of nature-oriented community, for upbringing and education under the conditions of the global problems. Applied axiology, as the basis of a new culture, which would be based on the main value - the nature and further would increase fractal, synergistically and harmoniously, expanding consciousness and responsibility of the individual from the local to the global. These are values of the Ural civilization based on the epic of the Bashkir people «Ural-Batyr»: I - family - nation - humanity. Below there are 33 stages of the development which any administrative workers should take into consideration during estimating different stages of the social system and particular people. This hierarchy gives the last, the 33th stage to money, which is the greatest value in the current system of management, and the first stage is given to the biosphere and an individual with his health, mental power and soul. Resetting of humanity to the algorithms of natural development should be done without wars and revolutions, through the creation of an intellectual network of humanity. During the XXI century the Earth civilization has come to such a limit of development, after which there will be total degradation. To avoid this, it is necessary for the humanity to treat itself as a single unity, for each person to treat himself as a part of this unity and be responsible for the whole world. This originating process of values transformation into science and everyday life of the Earth dwellers means the beginning of the construction of a new civilization on the planet Earth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УНИВЕРСАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ КАК СИМВОЛ РАЗВИТИЯ БУДУЩЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

УДК 330.868

УНИВЕРСАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ КАК СИМВОЛ РАЗВИТИЯ БУДУЩЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА The universal system of values as a symbol of development of a future civilization of the humanity

Р. Т. Исмагилов, кандидат экономических наук, доцент Уральского государственного аграрного университета,

(Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42)

А. М. Юмагулов, журналист, Уфа Рецензент: М. И. Кротов, кандидат экономических наук, доцент

Аннотация

Статья развивает идеи Декларации от 1 мая 2010 г. «Оставьте нам будущее» как вектора и символа развития человечества на основе новых ценностей. Это обращение к лицам, влияющим на принятие государственных и планетарных решений, способных предотвратить экологические катастрофы, войны и перевороты путем изменения системы ценностей в каждой голове и в целом мире. Необходимость перехода к другой системе хозяйствования на основе философии, культуры и образования коренных народов осознает все больше людей, обладающих правами на землю предков, родной язык, свободу и самоуправление. Это понимают и юные школьники уральского села Уфа-Шигири, и умудренные представители коренных народов Урала, озабоченные будущим своих сел и народов. Чем быстрее наши планы воплотятся в жизнь, тем спокойней станет на нашей планете.

Древнегреческий ученый Аристотель четко различал экономику axios как продуктивное хозяйствование (всеобщее благо). Английское понятие value относится к хрематистике и не отражает всю глубину философского понятия «ценность», которое изучается в рамках аксиологии как отрасли философии. В рамках существующих аксиологических традиций наука оказалась не в состоянии выработать рекомендации и алгоритмы, которые можно было бы применить для экспертизы различных проектов развития, для управления природосоциумом, для воспитания и образования детей в условиях обозначившихся глобальных проблем.

Прикладная аксиология, как основа новой культуры, которая базировалась бы на главной ценности - природе и далее росла фрактально, синергетично и гармонично, расширяя сознание и ответственность личности от локального до глобального. Это ценности уральской цивилизации, основывающиеся на эпосе башкирского народа «Урал-батыр»: я - семья - народ - человечество.

Приводятся 33 уровня - ступеньки развития, которые следует учитывать управленцу при оценке этапов развития социальных систем и отдельных личностей. Эта иерархия отводит деньгам, являющимся высшей целью и ценностью в современной системе хозяйствования, последний, 33-й уровень, а на первом месте стоят биосфера и человек с его здоровьем, интеллектом и душой. Возврат человечества к алгоритмам органичного развития должен происходить без потрясений, войн и переворотов, через создание интеллектуальной сети человечества. Ибо в XXI в. земная цивилизация подошла к тому рубежу развития, за которым ей угрожает обвальная деградация. Чтобы избежать этого, необходимо, чтобы человечество осознало себя как единое целое, чтобы каждый человек осознавал себя как часть этого целого, чувствовал себя ответственным за весь мир.

Этот зарождающийся процесс трансформации ценностей в научную и повседневную жизнь землян означает начало строительства новой цивилизации на планете Земля.

Ключевые слова: система ценностей, система хозяйствования, axios, продуктивное хозяйствование (всеобщее благо), хрематистика, делание денег (нажива и ростовщичество), алгоритм, проект развития, управление природосоциумом, воспитание и образование, глобальные проблемы, преобразование, система нового образования, культура, философия коренных народов, экологическое воспитание детей,

сельское поселение Уфа-Шигири, прикладная аксиология, иерархия ценностей, уральская цивилизация, эпос башкирского народа «Урал-батыр», обвальная деградация, интеллектуальная сеть человечества, трансформация ценностей, формирование новой цивилизации.

Summary

This article is a continuation of the ideas of the Declaration of the 1st of May, 2010 in Redstone (USA), «Leave us the future» as a vector of human development and a symbol of human civilization development based on the new values. This is an address to the people who have influence on state and planetary decisions to that can prevent environmental disasters, wars and revolutions through the change of the value system in every head and in the whole world. More and more people understand the necessity to move to another management system based on the philosophy, culture and education of indigenous peoples, who determine the right to the ancestral land, native language, freedom and administration. The young schoolchildren of the Ural settlement Ufa-Shigiri and wise representatives of the Ural indigenous peoples understand this; they think about the future of their settlements and people. As soon as our plans materialize, it will be calmer on our planet.

The ancient Greek scientist Aristotle clearly distinguished Axios economy as an efficient management (the common advantage). The English concept of «value» refers to chrematistics and does not reflect the full depth of the philosophical concept of «value», which is studied within the framework of axiology as a branch of philosophy. Within the existing axiological traditions the science has failed to make recommendations and algorithms that could be applied for the examination of various development projects, for management of nature-oriented community, for upbringing and education under the conditions of the global problems.

Applied axiology, as the basis of a new culture, which would be based on the main value - the nature and further would increase fractal, synergistically and harmoniously, expanding consciousness and responsibility of the individual from the local to the global. These are values of the Ural civilization based on the epic of the Bashkir people «Ural-Batyr»: I - family - nation - humanity.

Below there are 33 stages of the development which any administrative workers should take into consideration during estimating different stages of the social system and particular people. This hierarchy gives the last, the 33th stage to money, which is the greatest value in the current system of management, and the first stage is given to the biosphere and an individual with his health, mental power and soul.

Resetting of humanity to the algorithms of natural development should be done without wars and revolutions, through the creation of an intellectual network of humanity. During the XXI century the Earth civilization has come to such a limit of development, after which there will be total degradation. To avoid this, it is necessary for the humanity to treat itself as a single unity, for each person to treat himself as a part of this unity and be responsible for the whole world.

This originating process of values transformation into science and everyday life of the Earth dwellers means the beginning of the construction of a new civilization on the planet Earth.

Keywords: system of values, system of management, axios, efficient management (universal benefit), chrematistics, making money (profiteering and feneration), algorithm, development project, management of nature-oriented community, upbringing and education, global problems, transformation, new education system, culture, philosophy of indigenous peoples, environmental education of children, rural settlement Ufa-Shigiri, applied axiology, hierarchy of values, Ural civilization, epic of bashkir people «Ural-Batyr», total degradation, intellectual network of humanity, transformation of values, formation of a new civilization.

Декларация от 1 мая 2010 г. «Оставьте нам будущее», принятая в Редстоуне (США), определяет идеологию нового вектора развития человечества. Это обращение к лицам, влияющим на принятие государственных и планетарных решений, способных предотвратить экологические катастрофы, войны и перевороты путем изменения системы ценностей в каждой голове и в целом мире. Необходимость перехода к другой системе хозяйствования на основе философии, культуры и образования коренных народов осознает все больше людей, обладающих правами на землю предков, родной язык, свободу и самоуправление. Коренные народы России эту актуальную тему обсуждают в священном месте башкир Тора-тау (см. рис. 1, 2, 3).

Рис. 1. Профессор Университета Северного Техаса Джонатан Байрон Хук у подножия священной горы башкир Тора-тау 14 августа 2010 г. оглашает на английском языке текст Декларации от 1 мая 2010 г. «Оставьте нам будущее»

Рис. 2. Доцент Уральской государственной сельскохозяйственной академии Исмагилов Рафхат у подножия священной горы башкир Тора-тау 14 августа 2010 г. оглашает на русском языке текст Декларации от 1 мая 2010 г. «Оставьте нам будущее»

Рис. 3. После оглашения Декларации от 1 мая 2010 г. «Оставьте нам будущее» профессор Университета Северного Техаса Джонатан Байрон Хук (третий слева) и представители коренных народов России на вершине священной горы башкир Тора-тау 14 августа 2010 г.

Эти проблемы надо решать через внедрение новой системы ценностей (аксиологии) во всем мире. Далее будем говорить об универсальной системе ценностей для землян и Земли. При этом берется греческое слово axios в том экономическом значении, которое ему придавал Аристотель. Древнегреческий ученый различал экономику как продуктивное хозяйствование (всеобщее благо) и хрематистику, как делание денег (наживу и ростовщичество). Английское понятие value относится к хрематистике и не отражает всю глубину философского понятия «ценность», которое изучается в рамках аксиологии как отрасли философии.

Следует признать, что в рамках существующих аксиологических традиций наука оказалась не в состоянии выработать рекомендации и алгоритмы, которые можно было бы применить для экспертизы различных проектов развития, для управления природосоциумом, для воспитания и образования детей в условиях обозначившихся глобальных проблем. Преобразование - это создание системы нового образования, которое наиболее удачно выражается понятием прикладной аксиологии.

Постулаты этой науки:

1. Неустойчивость развития есть свойство, органически присущее любой цивилизации. Полумерами (какими являются, например, распространение безотходных технологий, производство каких бы то ни было материальных ценностей или воспитание доброты в людях) здесь не обойтись.

2. Нужна новая технология жизни и управления развитием всего человечества как такового; целью хозяйствования на Земле должно стать всеобщее благо, а не нажива.

3. Существует список параметров, воздействуя на которые другим набором (операторы) -иерархическим списком средств, можно научиться решать любые задачи, не ухудшая

свойств исходных сложноорганизованных сущностей - природы и человека, человек является составной частью природы.

Эти наборы (операторы), образующие универсальную систему ценностей, предложены в селе Уфа-Шигири как базис новой культуры, опирающейся на главную ценность - природу и далее растущей синергетично и гармонично, расширяя сознание и ответственность личности от локального до глобального. Это ценности уральской цивилизации, основывающиеся на эпосе башкирского народа «Урал-батыр»: я - семья - народ - человечество.

Ниже приводится 33 уровня - ступеньки, операторы развития, которые следует учитывать управленцу при оценке этапов развития социальных систем и отдельных личностей, предложенные новосибирским ученым В. Н. Мамонтовым.

Универсальная система ценностей для органичного развития Земли и землян:

1) высшая ценность - качество природы на Земле, уникальная неповторимая сложная развивающаяся система, когда-то оказавшаяся способной породить человека, а затем на долгое время ставшей для человека не более чем безгласным условием для удовлетворения его потребностей;

2) качество организма человека (генотипа, здоровья);

3) качество условий развития сознания ребенка: виды деятельности (потребление и добыча пищи для желудка, для души, для ума, игры, стрессы, созерцания) не могут быть не дифференцированы по различной способности развивать сознание;

4) качество души (рефлексия, моральные и нравственные свойства человека; собственность, определяемая здесь как такое отношение души к условиям существования, которое обусловлено возможностью перераспределения этих условий между всеми субъектами растительной и живой природы);

5) качество интеллекта - качество отражения внутреннего и внешнего миров (отражение «истины» и «красоты»);

6) качество микросоциума (из двух «я») как качество отношений сосуществования двух «я» (от любви и дружбы до нетерпимости);

7) качество миллисоциума - семьи;

8) качество накопления рациональных знаний для изменения семейного быта;

9) качество семейной производительной деятельности;

10) качество продукта, произведенного в семье;

11) качество распределения семейного продукта;

12) качество разделения труда по полу и поколениям;

13) качество социума - нации (нормы нации, преступность);

14) качество разделения деятельности внутри нации (государство);

15) качество национальной аристократии («души нации»);

16) качество национального общественного сознания, качество национализма;

17) качество патриотизма - качество отношений сосуществования многих «я», объединенных одной национальной культурой (любовью или безразличием к своей культуре, степенью привязанности к месту обитания);

18) качество национальной «семьи» как качество социального организма, способного к самовоспроизводимости (к размножению или вымиранию);

19) качество национальной школы;

20) качество национальной производительной деятельности;

21) качество национального продукта (в том числе интеллектуального, в том числе границы государства, их качества и качества армии);

22) качество распределения национального продукта (государственного, рыночного; степень социальной справедливости, коррупции);

23) качество обмена и средств связи между нациями;

24) качество мегасоциума - союза наций;

25) качество разделения труда между нациями;

26) качество коалиции национальных аристократий (в пределе - качество мирового правительства);

27) качество интернационализма - интернационального общественного сознания;

28) качество отношений существования многих разноязычников;

29) качество «семьи» народов;

30) качество интернациональной школы;

31) качество международной производительной деятельности;

32) качество интернационального продукта;

33) качество распределения продукта между нациями (валюты, кредитно-финансовая система, всемирная торговая организация).

Операторы универсальной системы ценностей отводят деньгам, являющимся высшей целью и ценностью в современной системе хозяйствования, последний, 33-й уровень, а на первом месте стоят биосфера и человек с его здоровьем, интеллектом и душой. То есть перед человечеством стоит задача глобальной трансформации системы ценностей, поворот вектора развития цивилизации на 180 градусов. Возврат человечества к алгоритмам органичного развития должен происходить без потрясений, войн и переворотов, через создание интеллектуальной сети человечества. Ибо в XXI в. земная цивилизация подошла к тому рубежу развития, за которым ей угрожает обвальная деградация. Чтобы избежать этого, необходимо, чтобы человечество осознало себя как единое целое, чтобы каждый человек осознавал себя как часть этого целого, чувствовал себя ответственным за весь мир. Этот зарождающийся процесс трансформации ценностей в научную и повседневную жизнь землян означает начало строительства новой цивилизации на планете Земля.

Социальную ответственность личности надо воспитывать уже с первого класса школы, исходя из новой универсальной системы ценностей, на принципах развивающего образования: «Я теперь за все в ответе! Я дежурный по планете!» Это понимают и юные школьники уральского села Уфа-Шигири, и умудренные представители коренных народов Урала, озабоченные будущим своих сел и народов. Чем быстрее наши планы воплотятся в жизнь, тем спокойней станет на нашей планете. Первым шагом в этом направлении должно стать создание «Центра культуры коренных народов и экологического воспитания детей», «Школы народной дипломатии» в сельском поселении Уфа-Шигири. Необходимо объединить усилия в рамках ЮНЕСКО, чтобы организовать научную международную школу беспрецедентного в истории науки направления. Теперь уже не семья и клан, не народ и нация, а все человечество, не земля в моем огороде, не улица в городе, а планета становится целым. Каждый человек, оснащенный современными средствами связи, учится жить не сам по себе, а вырабатывает ощущение причастности к целому через знание и применение универсальной системы ценностей.

Основные принципы этой культуры, основанные на универсальной системе ценностей:

1. Отказ от псевдодемократии как лицемерия, которое не только бесплодно хоронило лучших людей человечества, но и лишает перспектив существования целые народы, страны

и континенты. Истинное народовластие и всеобщее благо возможно лишь при продуктивной экономике и принятии решений с учетом операторов новой универсальной системы ценностей.

2. Постоянный и жесткий контроль со стороны общества за результатами управленческих решений с помощью алгоритмов и операторов универсальной системы ценностей как результата качества национальной аристократии («души нации»).

3. Идеи универсальной системы ценностей служат не только выживанию, но и подлинному развитию (с понижением энтропии) всей планеты и каждого народа и человека. По этой же причине внедрение универсальной системы ценностей должно стать самой актуальной и объединяющей все человечество задачей.

Библиографический список

1. Декларация от 1 мая 2010 г. «Оставьте нам будущее», принятая в Редстоуне.

2. Мамонтов В. Н. Размышленья муравья о законах бытия. Новосибирск, 2000.

3. Мамонтов В. Н. ЕИС-следование. Новосибирск, 2000.

4. Юмагулов М. А. Трансформация общечеловеческой системы ценностей и символ развития цивилизации для всего человечества // Сельский социум на Урале: прошлое, настоящее и будущее (село Уфа-Шигири, 4 августа 2007 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.