Колунин Е. Т., Прокопьев Н. Я., Губин Д. Г., Дуров А. М., Шевцов А. В.
ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России, г. Тюмень
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург
ХРОНОБИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА (УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ) МАЛЬЧИКОВ 8 ЛЕТ Г. ТЮМЕНЬ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ЗАНЯТИЙ СКОРОСТНЫМИ И СКОРОСТНО-СИЛОВЫМИ ВИДАМИ СПОРТА
У 97 мальчиковв лет на начальном этапе занятий скоростными и скоростно-силовыми видами спорта (хоккей с шайбой, футбол, легкоатлетическое многоборье) за период с сентября 2017 года по май 2018 года проведено определение адаптационного потенциала (уровня здоровья) по методике Р. М. Баевского. Показано, что продолжительные по времени летние каникулы и отсутствие регулярных дозированных физических нагрузок при начале тренировочного процесса в сентябре 2017 года вызывает функциональное напряжение адаптационных механизмов сердечно-сосудистой системы у всех мальчиков, независимо от спортивной специализации. Установлено, что в течение года по мере увеличения продолжительности занятий спортом показатели адаптационного потенциала нормализуются.
Ключевые слова: мальчики 8 лет, адаптационный потенциал, спорт.
Актуальность. В последние годы особую тревогу вызывает состояние здоровья и заболеваемость детей общеобразовательных школ, т.к. отмечается стабильно низкое число практически здоровых детей, а также все возрастающий поток детей, страдающих хронической патологией и детей-инвалидов. Так, в частности, у детей 10-11 лет врачи диагностируют 3 заболевания, в 16-17 лет - 3-4 заболевания, а 20% старшеклассников имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний. Поэтому ежегодно 30% юношей признаются негодными к военной службе [2, 3].
Следует приветствовать предложение профессора А. А. Баранова [4] о том, что«Наша цель - добиться, чтобы каждый ребенок в России рос здоровым и счастливым». В этой связи актуальными являются исследования по изучению состояния здоровья детей [7], в том числе впервые переступивших порог ДЮСШ для занятий избранным видом спорта. Изучение уровня адаптационного потенциала по Р. М. Ба-евскому привлекает своей простотой и доступностью у лиц различного возраста и пола [5, 6, 8].
Цель: у мальчиков 8 лет г. Тюмень на начальном этапе занятий скоростными и скоростно-силовыми видами спорта изучить хронобиологические показатели адаптационного потенциала (уровня здоровья) по методике Р. М. Баевского.
Материал и методы. Обследовано 97 мальчиков в возрасте 8 лет (основная группа - ОГ), приступивших в сентябре 2017 года в ряде ДЮСШ г. Тюмень к занятиям хоккеем с шайбой (п = 32), футболом (п = 34) и легкоатлетическим многоборьем (п = 31). В качестве контроля (контрольная группа -КГ) нами проведено изучение физической работоспособности и МПК у 30 мальчиков 8 летнего возраста г. Тюмень, не болевших в течение двух недель до обследования, не занимающихся спортом, двигательная активность
которых ограничивалась занятиями физкультурой в школе.
В практике спорта широкое распространение получил расчёт адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы по методике Р. М. Баевского [1], предложившего простую в использовании формулу:
АП = 0,0011 (ЧП) + 0,014 (САД) + 0,008 (ДАД) + 0,009 (МТ) - 0,009 (Р) + 0,014 (В) - 0,27; где: АП - адаптационный потенциал системы кровообращения (в баллах), ЧП - частота пульса (уд/мин); САД и ДАД - систолическое и диастолическое артериальное давление (мм рт. ст.); МТ - масса тела (кг); Р - рост (см); В - возраст (лет).
По значениям адаптационного потенциала определяется функциональное состояние человека. Оценка: 2,10 - удовлетворительная адаптация (характеризует достаточные функциональные возможности системы кровообращения); 2,11-3,20 - функциональное напряжение адаптационных механизмов; 3,21-4,30 - неудовлетворительная адаптация характеризует снижение функциональных возможностей системы кровообращения с недостаточной приспособляемой реакцией к физическим нагрузкам; более 4,30 - характеризует резкое снижение функциональных возможностей системы кровообращения с явлением срыва адаптационных механизмов целостного организма.
Полученная по каждому мальчику информация вводилась в разработанную нами электронную базу данных (AutoDoctor - Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2013617870) и обрабатывалась с использованием программы для статистической обработки данных Microsoft Office Excel 7.0 и «SPSS 17.0». Уровень значимости различий сравниваемых средних определялся с помощью t - критерия Стьюдента для параметрических пара-
метров. Достоверными считали различия при уровне значимости p < 0.05, принятых в медико-биологических исследованиях.
Исследования соответствовали этическим стандартам комитетов по биомедицинской этике, разработанной в соответствии с Хельсинской декларацией, принятой ВМА, а также «Правилам клинической практики в РФ», утвержденные Приказом МЗ РФ № 226 от 19.06.2003. Все мальчики в соответствии с частью 2 статьи 54 Федерального закона, а также их родители, дали согласие на проведение хронобиоло-гического обследования. Соблюдены принципы добровольности, прав и свобод личности, гарантированных статьями 21.2 и 22.1 Конституции РФ.
Результаты и обсуждение. Оценивая уровень адаптационного потенциала мальчиков, занимающихся скоростными и скоростно-силовыми видами спорта, мы стремились к тому, чтобы каждый из них владел как информацией о показателях своего физического развития, включающих в себя длину и массу тела, так и сведениями о состоянии сердечно-сосудистой системы, т.е. о частоте сердечных сокращений и величине систолического и диастолического артериального давления. На момент обследования в сентябре 2017 года базовые показатели физического развития у мальчиков 8 лет выглядели следующим образом:
- длина тела занимающихся хоккеем с шайбой составила 127,4 ± 1,5 см (сигма 5,4), масса тела 27,6 ± 1,1 кг (сигма 4,8);
- специализирующихся в футболе эти показатели соответственно были равны 126,8 ± 1,3 см (сигма 5,2) и 28,0 ± 1,2 кг (сигма 4,6);
- у тренирующихся в секции легкоатлетического многоборья -длина тела составила 127,0 ± 1,5 см (сигма 5,3), а масса тела 28,3 ± 1,4 кг (сигма 4,5). Анализируя значения адаптационного потенциала, полученные у мальчиков 8 лет в сентябре 2017 года, т.е. на начальном этапе занятий спортом, отметим, что из 32 занимающихся хоккеем с шайбой у 24 (75%) выявлено функциональное напряжение адаптационных механизмов и только у 8 (25%) имела место удовлетворительная адаптация. У 21 (67,7%) из 31 мальчика занимающихся легкоатлетическим многоборьем отмечено функциональное напряжение адаптационных механизмов и только у 10 (32,3%) имела место удовлетворительная адаптация. Что касается футболистов, то у 27 (79,4%) из 34 мы также диагностировали напряжение адаптационных механизмов, тогда как у 10 (32,3%) выявлена удовлетворительная адаптация.
Регулярно проводимые тренировочные занятия способствовали улучшению значений адаптационного потенциала. В декабре 2017 года из 32 мальчиков функциональное напряжение адаптационных механизмов адаптации отмечено у 5 (15,6%), из 34 футболистов - у 4 (11,7%), из 31 у занимающихся легкоатлетическим многоборьем у 4 (12,9%). В мае 2018 года у всех 97 мальчиков выявлена удовлетворительная адаптация, что является свидетельством достаточных
функциональных возможностей системы кровообращения.
Таблица 1
Динамика значений уровня адаптационного потенциала у мальчиков в зависимости от их спортивной специализации ^ ± m)
Оценка адаптации Хоккей с шайбой (n = 32) Футбол (n = 34) Легкоатлетическое многоборье (n = 31)
Сентябрь 2017 года
2,11-3,20 -функциональное напряжение адаптационных механизмов 2,31 ± 0,14 (n = 24-75%) 2,37 ± 0,15 (n = 2779,4%) 2,24 ± 0,12 (n = 2167,7%)
<2,10 -удовлетворительная 2,06 ± 0,10 (n = 8-25%) 2,09 ± 0,12 (n = 7-20,6%) 2,03 ± 0,10 (n = 1032,3%)
Декабрь 2017 года
2,11-3,20 -функциональное напряжение адаптационных механизмов 2,18 ± 0,13 (n = 5-15,6%) 2,19 ± 0,13 (n = 4-11,7%) 2,16 ± 0,12 (n = 4-12,9%)
< 2,10 -удовлетворительная 1,88 ± 0,10 (n = 2784,4%) 2,02 ± 0,10 (n = 3088,3%) 1,81 ± 0,09 (n = 2787,1%)
Май 2018 года
< 2,10 - удовлетворительная 1,79 ± 0,08 (n = 32) 1,82 ± 0,07 (n = 34) 1,65 ± 0,09 (n = 31)
Выводы:
1. Преподаватели физической культуры общеобразовательных школ и тренеры ДЮСШ должны помнить о том, что приступая в начале учебного года к урокам физкультуры в школе или тренировкам в спортивных секциях, дети младшего школьного возраста в связи с малой двигательной активностью на протяжении длительного времени летних каникул, могут иметь функциональное напряжение адаптационных механизмов сердечно-сосудистой системы. Напряжение в деятельности сердечно-сосудистой системы может быть устранено постепенным приспособлением детей к регулярным дозированным физическим нагрузкам, которые не должны иметь форсированного характера.
2. Значения адаптационного потенциала будут тем меньше, чем лучше организм мальчиков приспосабливается к физической нагрузке. В механизмах адаптации мальчиков 8 лет к дозированным физическим нагрузкам на начальном этапе занятий скоростными и скоростно-силовыми видами спорта ведущее значение придаётся двум совокупным факторам - индивидуальному функциональному состоянию организма и продолжительности занятий спортом.
3. На начальном этапе занятий скоростными и ско-ростно-силовыми видами спорта спортивная специализация существенной роли не играет.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Прозрачность исследования. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы несут полную ответственность за предоставление окончательной версии рукописи в печать.
Декларация о финансовых и других взаимоотношениях. Авторы принимали участие в разработке темы, дизайна исследования и написании рукописи. Окончательная версия рукописи была согласована и одобрена всеми авторами. Авторы не получали гонорар за исследование. Литература
1. Баевский Р. М. Донозологическая диагностика в оценке состояний здоровья / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева // Валеология, диагностика, средства и профилактика обеспечения здоровья.- СПб: Наука, 1993.- С. 33-47.
2. Баранов А. А. Актуальные проблемы сохранения и укрепления здоровья детей в Российской Федерации / А. А. Баранов, А. Г. Ильин // Российский педиатрический журнал - 2011.- № 4.- С. 7-12.
3. Баранов А. А. Итоги профилактических осмотров детского населения Российской Федерации в 2014 г. / А. А. Баранов, Л. С. Намазова-Баранова, Р. Н. Терлец-кая, Е. В. Антонова // Педиатръ. 2017.-8 (1).- С. 33-39. БОЕ 10.17816/РЕБ8133-39
4. Баранов АА. Наша цель - добиться, чтобы каждый ребенок в России рос здоровым и счастливым / А. А. Баранов // Вестник Росздравнадзора. 2016.-№ 3.- С. 5-8.
5. Динамика показателя уровня здоровья (адаптационного потенциала системы кровообращения) у мальчиков 8 лет г. Тюмени, занимающихся каратэ киокусинкай / С. Ю. Глухов, Е. Т. Колунин, А. П. Комаров, Н. Я. Проко-пьев // Молодой ученый. 2015.- № 9 (89).- С. 393-396.
6. Оценка уровня адаптационного потенциала у спортсменов, занимающихся единоборствами, проживающих за полярным кругом / Н. Я. Прокопьев, Ю. В. За-
вадский, Д. Г. Губин, А. М. Дуров // Медицинская наука и образование Урала. 2016.- Т. 17.-№ 1 (85).- С. 108111.
7. Состояние здоровья и приверженность здоровому образу жизни современных школьников / Р. Ф. Шавалиев, Р. А. Файзуллина, И. Х. Вильданов, С. В. Мальцев // Вопросы детской диетологии. 2018.- Т. 17.-№ 1.- С. 18-25.
8. Уровень адаптационного потенциала по Р. М. Баев-скому, центральная гемодинамика и индивидуальная минута у мальчиков 8-12 лет в годичном цикле занятий единоборствами / Е. Т. Колунин, Н. Я. Прокопьев, В. Н. Ананьев, А. В. Шевцов // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в системе высшего образования: сборник материалов международной научно-практической конференции. Омск, 25 января 2018 г.- Омск, 2018.- С. 63-68.
Сведения об авторах
Колунин Евгений Тимофеевич, к. б. н, доцент, зав. кафедрой спортивных дисциплин Института физической культуры ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень.
Прокопьев Николай Яковлевич, д. м. н., профессор кафедры управления физической культурой и спортом Института физической культуры ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень. Губин Денис Геннадьевич, д. м. н., профессор кафедры биологии ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России, г. Тюмень.
Дуров Алексей Михайлович, д. м. н., профессор кафедры управления физической культурой и спортом Института физической культуры ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень.
Шевцов Анатолий Владимирович, д. б. н., профессор, зав. кафедрой физической реабилитации Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург.
Kolunin E. T., Prokopiev N. Ya., Gubin D. G., Durov A. M., Shevtsov A. V.
SEASONAL FEATURES OF ADAPTIVE CAPACITY IN 8-YEAR OLD BOYS AT THE INITIAL STAGE OF TRAINING SPEED AND SPEED-POWER SPORTS
In 97 boys 8-year old boys at the initial stage of training in high-speed and high-speed power sports (ice hockey, football, athletics) for the period from September 2017 to May 2018, the adaptive potential was determined by the R. M. Bayevskys method. It is shown that the long summer vacation and the lack of regular dosed physical activity at the beginning of the training process in September 2017 causes functional stress of the adaptation mechanisms of the cardiovascular system in all boys, regardless of sports specialization. It is established, that later during the year, adaptive capacity is normalized with increased duration and intensity of exercise.
Keywords: children, boys, adaptive capacity, health, sports, seasons.