Научная статья на тему 'Хроника XXIII ежегодная богословская конференция ПСТГУ'

Хроника XXIII ежегодная богословская конференция ПСТГУ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
102
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хроника XXIII ежегодная богословская конференция ПСТГУ»

Секция «Благотворительность и социальная политика государства в России XIX—XX веков»

23 января 2013 г. под руководством декана Исторического факультета, ки.н., доц. священника Андрея Постернака прошло заседание секции «Благотворительность и социальная политика государства в России XIX—XX веков» в рамках XXIII Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ. Заседание привлекло внимание многочисленных гостей конференции — историков из разных городов России, а также зарубежных гостей.

Традиционно данную секцию открывала ведущий научный сотрудник ИРИ РАН, д-р ист. наук Галина Николаевна Ульянова. В связи с празднованием 200-летия победы над Наполеоном она разработала тему «Благотворительная помощь инвалидам Отечественной войны 1812 года и семьям погибших». Сообщение было богато иллюстрировано тематической презентацией. По словам докладчика, Отечественная война 1812 г. принесла с собой небывалые для той поры разрушения и несчастья. Большое количество мужчин не вернулось, а из тех, кто выжил, было много калек. Города находились в развалинах и долгое время люди не могли обустроить свою жизнь. В связи с этим населению была необходима помощь и поддержка со стороны правительства. Однако на тот момент государственная социальная поддержка населения была слабо развита, поэтому часть забот взяли на себя частные организации.

Основная благотворительная деятельность была направлена на призрение инвалидов, вдов и сирот. Было создано две организации, которые отвечали за сбор и распределение денег, пожертвованных на улучшение жизни нуждающихся, — «Женское патриотическое общество» и «Комитет 18 августа 1814 года». Данные организации развернули широкую деятельность — открывались приюты для сирот, школы, больницы и богадельни. В Петербурге была открыта Чесменская богадельня, в Москве — Измайловская, в которой размещалось 200 офицеров и 400 нижних чинов. Помощь воинам разделялась на две категории: «лица с увечьями», лишенные трудоспособности, и солдаты, могущие восстановить трудоспособность. Первым полагалась пенсия и содержание, вторым находили посильную работу. Например, было придумано устроить «призрение при памятниках». Ветеранов назначали на караулы перед военными памятниками и за это платили жалованье. Благотворительным организациям удалось собрать значительную сумму, благодаря чему благотворительным учреждениям удалось наладить помощь людям, пострадавшим от войны. По мнению Г. Н. Ульяновой, именно война 1812 г. способствовала развитию частной русской благотворительности.

Далее следовал доклад Ж. А. Подольской (Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых) о деятельности общественных организаций и частных лиц по совершенствованию народного образования во Владимирской губернии второй половины XIX в. Это выступление также сопровождалось замечательной презентацией, на которой были представлены изображения многих учебных заведений тех лет, что помогло слушателям оценить вклад благотворительных учреждений в дело строительства учебных заведений, некоторые из них функционируют и по сей день. Во Владимирской губернии открывалось много школ, в которых преподавались не только общеобразовательные предметы, но и ремесленное дело. Дети выходили в жизнь с приобретенной профессией и могли сами зарабатывать себе на жизнь. В Вязниках существовала даже «мимическая» школа, предназначенная для обучения немых детей. Школы открывали на средства благотворителей и меценатов для содержания детей из малообеспеченных семей. Таким образом, образование становилось доступным для бедного населения, так как в подобных школах обучение было бесплатным.

Провинциальная благотворительность также была рассмотрена на примере Саратовской области канд. ист. наук С. А. Кочуковым (Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского). В докладе была освещена деятельность земств в период Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Земства проявляли в это время значительную инициативу, но из-за недоверия правительства не могли развернуться в полную силу. Военному министерству было даже запрещено использовать земские средства для обмундирования добровольцев. Со временем отношение было пересмотрено, и на земства уже налагались определенные обязательства: содержание запасных чинов (на одного человека полагалось по 1 фунту муки и соли), в послевоенное время земства помогали содержать вдов (им полагалось по 36 руб. в месяц). К сожалению, из-за бюрократической проволоки деньги не всегда доходили до адресата.

Канд. ист. наук А. Р. Психомахова (Медицинский колледж № 4 Департамента здравоохранения г. Москвы) рассказала о деятельности просветительских обществ в Северо-Кавказском регионе в конце XIX — начале XX в.

Несколько докладов было посвящено церковной благотворительности. О роли иноков и ихдуховныхчад в деле благотворительности рассказала ведущий научный сотрудник Музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» Т. В. Комарова (Тульская область). В докладе подробно была освещена деятельность Ша-мординской обители Калужской губернии.

Интересная точка зрения на благотворительность и милосердие была представлена в докладе канд. мед. наук О. А. Ермолаева (С в я т о - Ф и л а р е т о в с к и й православно-христианский институт) «Служение милосердия в христианском братстве на примере Христорождественского приходского братства свящ. А. В. Гумилевского». Автор рассказал, что в настоящее время милосердие воспринимается как некоторая медицинская или материальная помощь больным или неимущим, в то время как в XIX в. это было не совсем так. Тогда милосердие несло еще и духовную составляющую. Такие выводы докладчик сделал после изучения деятельности священника А. Гумилевского, которым были созданы два братства (приходское, не приходское) и написан устав для Крестовоздвижен-

ской общины сестер милосердия. К сожалению, власть не поддержала дело Гумилевского, и оно не стало общественным достоянием, но служит уникальным опытом христианской помощи ближним.

Созвучную деятельность осуществляла и великая княгиня Елизавета Федоровна. Об ее идеях создания благотворительных организаций на основе любви и сочувствия рассказывала канд. мед. наук О. Б. Мозгова (Свято-Филаретовский православно-христианский институт). В докладе сравнивались Марфо-Мари-инская обитель милосердия и Крестовоздвиженское братство Н. Н. Неплюева. О. Б. Мозгова обратила внимание на то, что подобные организации, построенные на промежуточном варианте между монастырем и общественной организацией, не имели признания в обществе, их находили лишними и непонятными.

О церковной благотворительности среди фабрично-заводских рабочих поведала в своем докладе аспирантка ПСТГУ М. Е. Грабко. Материалами для ее работы послужили фонды Центрального исторического архива города Москвы. Поскольку государство не считало нужным вмешиваться в отношения рабочих и фабричного начальства, задачу помощи рабочим взяло на себя духовенство. Были созданы приходские попечительства, которые существовали за счет проведения кружечно-тарел очных сборов в торговых лавках. Священники обходили дома рабочих, беседовали, совершали требы и проводили лекции. Священники пытались донести нужды рабочих до начальства, но это не всегда было возможно, так что в результате улучшения в их жизни не произошло, что не могло не сказаться на последующем росте рабочего движения.

Вопросу взаимодействия Русской Православной Церкви и государства в вопросах благотворительности в годы Первой мировой войны было посвящено выступление канд. ист. наук А. В. Ключаревой (Тульский государственный университет, Музей-усадьба JI. Н. Толстого «Ясная Поляна»). В докладе отмечалось, что Церковь в годы войны активно участвовала в деле помощи больным и раненым воинам. При монастырях создавались больницы, а монахини и иноки становились сестрами и братьями милосердия, трудясь в рядах Российского Общества Красного Креста.

Интересный доклад «Развитие сестринского дела в России и Советском Союзе (1917—1941 гг.)» был зачитан гостьей из Ирландии д-ром ист. наук Сьюзен Грант (University College Dublin and University of Toronto). В нем рассматривался вопрос о трудном положении русских сестер милосердия после революции и о помощи им со стороны американских квакеров.

С завершающим сообщением, анализирующим четырехлетнюю работу секции «Благотворительность и социальная политика государства в России XIX— XX веков», выступила к. и. н. Е. Н. Козловцева (ПСТГУ). Она отметила, что изучение истории церковной и светской благотворительности, а также социальной политики государства стало важным направлением в научной работе Исторического факультета ПСТГУ. В рамках данного направления преподавателями и выпускниками факультета было подготовлено несколько монографий, защищаются кандидатские и магистерские диссертации, пишутся дипломные работы. За три года работы секции было представлено 54 доклада. В заседаниях принимали участие ученые из различных городов России и даже заграничные коллеги.

Заключительное слово было произнесено руководителем секции свящ. Андреем Постернаком, который поблагодарил всех докладчиков. Подводя итоги, он отметил, что в современном обществе, к сожалению, опыт благотворительных учреждений дореволюционной России реализовать практически невозможно. За прошедший век произошло сильное изменение сознания людей. Без христианской основы общества невозможно развивать благотворительную деятельность. В настоящий момент тема благотворительности в России только начинает разрабатываться. Впереди еще много нерешенных вопросов и многие явления ждут своих исследователей. Кроме того, необходимо выработать общий взгляд на проблему и собрать в единое целое разрозненные материалы.

Секция «Церковные соборы в раннехристианский и византийский периоды»

21 января 2013 г. под руководством д. филол. н., проф. К. А. Максимовича и канд. ист. наук, доцента Г. Е. Захарова состоялось заседание секции «Церковные соборы в раннехристианский и византийский периоды» в рамках XXIII Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ.

Первая часть заседания была посвящена церковным соборам III—IV вв. и рецепции их наследия в последующие периоды. В докладе профессора Университета Лион II П. Маттеи «Африканские соборы в эпоху св. Киприана Карфагенского» рассматривалась хронология и процедура проведения африканских соборов, отмечалась определяющая роль личности св. Киприана Карфагенского в развитии этого института, а также его стремление опираться в своей церковной деятельности на соборный консенсус африканского епископата. В заключительной части доклада был отмечен факт некоторого логического напряжения между двумя принципами экклезиологии св. Киприана: идеей автономии епископа как главы местной церкви, являющей собой Кафолическую Церковь в ее полноте, и представлением о соборной ответственности епископата за судьбы Церкви.

Профессор Католического университета Святого Сердца М. Рицци представил доклад на тему «Свидетельства Евсевия Кесарийского о Константине и Никейском соборе: намерения и умолчания». В своем сообщении итальянский ученый аргументированно показал, что император Константин не придавал большого значения арианским спорам (как и богословским дискуссиям в принципе). Для него намного более значимыми были дисциплинарные проблемы, церковная практика и вопрос об обладании церковным имуществом, что проявилось в его участии в разрешении донатистского кризиса в Африке. М. Рицци считает вероятным, что Никейский собор 325 г. был собран в первую очередь не для рассмотрения учения Ария, а для регламентации и унификации практики празднования Пасхи. Именно такая интерпретация деятельности собора характерна для церковного историка и участника собора Евсевия Кесарийского, который, будучи известным богословом, в то же время принял взгляд императора на арианские споры.

В докладе Г. Е. Захарова (ПСТГУ) «Вселенский собор как собрание епископов Востока и Запада в патристическом наследии и церковной практике IV века» были рассмотрены попытки созыва в IV столетии для разрешения арианского

кризиса большого собора восточных и западных епископов (Сердикский собор 343 г., А р и м и н о - С ел е в к и й с к и й собор 359 г.), а также проекты организации такого собора, присутствующие в сочинениях христианских авторов второй половины IV в. (свт. Василия Великого, Палладия Ратиарского). По мнению докладчика, «вселенский собор восточного и западного епископата, являющий собой Кафолическую Церковь во всей ее полноте, остался недостижимым идеалом, мечтой, которая не будет реализована никогда в истории. И неудавшиеся попытки проведения такого рода собора в IV в. показывают проблематичность данного способа решения общецерковных вопросов».

А. В. Муравьев (ИВИ РАН) рассмотрел в своем сообщении проблему рецепции наследия Никейского собора 325 г. в монофизитской среде. По мнению докладчика, абсолютизация значения Никейского собора в сочинениях монофи-зитских авторов была во многом связана с неприятием решений Халкидонского собора 451 г. Древний Никейский собор, таким образом, рассматривается не как первый в ряду общецерковных соборов, а как уникальное историческое явление.

После перерыва прозвучали два доклада, посвященные испанским соборам VI-VII вв.

А. Р. Фокин (Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, ИФ РАН, ПСТГУ) в докладе «Богословско-литературная деятельность Исидора Севильского в контексте испанских церковных соборов конца VI — начала VII в.» рассказал об участии св. Исидора Севильского в многочисленных испанских соборах и его взаимоотношениях с вестготскими королями.

В докладе О. В. Аурова (РГГУ) «Статус королевской власти в постановлениях толедских соборов конца VI—VII вв.» было показано, что каноны испанских соборов являются главным источником политической идеологии Толедского королевства вестготов. В Вестготском королевстве не существовало четкого разделения церковной и светской властей. Король играл значимую роль в жизни Церкви, а соборы были не только церковным, но и государственным органом. В частности именно на соборах происходило избрание вестготских королей.

О. Н. Изотова (ПСТГУ) рассмотрела свидетельства византийского церковного писателя прп. Феофана Исповедника о вселенских соборах, содержащиеся в его «Хронографии». По мнению докладчицы, «именно Вселенский собор является для прп. Феофана прежде всего залогом церковного единства, средством его поддержания и восстановления. Задачей Вселенских соборов является сохранение древней веры и установленного в Церкви порядка».

В докладе С. В. Заплатникова (ПСТГУ) «Идея Вселенского собора в VIII веке» были рассмотрены представления о вселенском соборе, характерные для византийской церковной традиции иконоборческого периода. В интерпретации исследователя, VII Вселенский собор 787 г. имел в большей степени политическое, а не богословское значение. Его вероучительные постановления не раскрывают в полной мере православное богословие образа, запечатленное в трудах прп. Иоанна Дамаскина.

Заключительный доклад «Проблема соборного консенсуса в Древней Церкви и ее современные импликации» был сделан К. А. Максимовичем (ПСТГУ, ИРЯ РАН) и посвящен истории реализации принципа соборного согласия епископов

в различные периоды истории Церкви. Несмотря на то что древняя церковная история знает множество примеров отступления от этого принципа, докладчик рассматривает его как фундаментальную основу принятия общецерковных решений и указывает на не оправданность попыток представителей некоторых Поместных Православных Церквей в настоящее время заменить его в ходе подготовки к Всеправославному собору принятием решений большинством голосов.

В целом прозвучавшие на секции доклады показывают, что на протяжении столетий соборы представляли собой важнейший институт, призванный разрешать все вероучительные и дисциплинарные проблемы церковной жизни и тем самым сохранять кафолическое единство Церкви на разных уровнях ее бытия: локальном, региональном и, наконец, вселенском. Являя собой одну из форм общения между местными церквами, институт собора претерпевал в первом тысячелетии христианской истории различные метаморфозы, связанные как с эволюцией принципов его созыва и проведения, так и с изменением сферы компетенции и способов рецепции и реализации соборных решений. В этой связи представляется необходимым комплексное историко-богословское исследование истории церковных соборов раннехристианской и византийской эпох, а также их догматического и церковно-канонического наследия.

Круглый стол «Белая идея и православие»

22 января 2013 г. в рамках XXIII Ежегодной Богословской конференции на базе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета прошел круглый стол на тему «Белая идея и православие».

Заседание круглого стола открыл профессор кафедры истории России и архивоведения Исторического факультета ПСТГУ, д-р ист. наук В. Г. Хандорин. В своем вступительном слове он отметил, что мероприятие такого рода проводится впервые, и высказал мысль, что в сегодняшних условиях возврата страны к своим духовным корням после многих десятилетий воинствующего государственного атеизма тема заседания представляется весьма актуальной, поскольку в обстановке постигшей Россию в 1917 г. революционной катастрофы и распада государственности именно Белое движение являлось той силой, которая в поиске новых основ национального бытия опиралась на православные духовные корни.

После вступительного слова ведущий зачитал свой доклад на тему «Эволюция взглядов сибирских либералов по вопросам религии и национальной ментальности в период революции и Гражданской войны в русле идеологии Белого движения». Докладчик отметил чрезвычайно примечательный характер изменения взглядов кадетской партии (на примере Сибири), составившей в годы Гражданской войны основную политическую опору Белого движения, от традиционного для нее западничества и безрелигиозности к осмыслению роли самобытных национально-государственных основ, стержневой и определяющей из которых являлось православие. Именно в нем кадеты, в унисон лидерам Белого движения, увидели необходимый «мостик» от интеллигенции к народу. Произошедший поворот в их мировоззрении докладчик проиллюстрировал конкретными изменениями в программных документах и политической деятельности кадетов.

С докладом «К вопросу о военном духовенстве в белых войсках Восточного фронта Гражданской войны» выступил д-р ист. наук С. В. Волков (ПСТГУ). Он дал общую картину организации и деятельности военного духовенства в белых армиях Восточного фронта (прежде всего в период диктатуры А. В. Колчака), сопроводив ее цифрами и рядом характерных примеров. Докладчик проследил основные проблемы и тенденции эволюции в деятельности колчаковского военного духовенства.

Большой интерес вызвал доклад д-ра ист. наук В. Ж. Цветкова (МПГУ) на тему «Приходы и приходское самоуправление в программах Белого движения в России 1918—1922 гг.». На целом ряде ярких примеров докладчик проиллюстрировал основную мысль о том, что церковные приходы рассматривались идеологами и руководителями Белого движения в качестве одной из основных ячеек общественной самоорганизации и опор власти в борьбе за возрождение национальной России.

Независимый исследователь С. В. Чертков в докладе «Приход как общественная единица (Чаяния проповедника Добровольческой армии отца Валентина Свенцицкого)» развил тему, поднятую В. Ж. Цветковым в обзоре и анализе высказываний известного проповедника белой Добровольческой армии о. Валентина Свенцицкого. Докладчик провел интересные параллели с современностью и подчеркнул необычайную актуальность поставленного вопроса о подъёме общественной значимости православных приходов для сегодняшнего дня.

Независимый исследователь, руководитель проекта «Белые воины» А. Н. Але-каев выступил с докладом на тему «Проект «Белые воины»: От издания книг к практическим делам», в котором очертил историю возникновения названного проекта и деятельность его инициаторов за истекшее десятилетие, в числе достижений которых — установление памятника генералу С. Л. Маркову в Сальске, организация перезахоронения генерала В. О. Каппеля. На настоящем этапе одной из задумок авторов проекта является восстановление памятника генералу М. Д. Скобелеву в Москве, призванное символизировать связь времен и традиций Русской императорской армии с наследовавшей ей Белой армией. В своем эмоциональном выступлении докладчик особо подчеркнул помощь, оказывавшуюся проекту в практических делах представителями Русской Православной Церкви.

Тему продолжил координатор проекта «Белые воины» к. и. н. Р. Г. Гагкуев (ИРИ РАН) в докладе «Книги военно-исторической серии «Белые воины»: история создания и перспективы развития». Докладчик рассказал об основных изданиях, подготовленных трудами авторов проекта, в числе которых получившие широкую известность книги «Марков и марковцы», «Каппель и каппелевцы», «Дроз-довский и дроздовцы», и об издательских планах на ближайшие перспективы.

Последним выступил с докладом «Чины Белых армий на поприще пастырского служения» канд. ист. наук В. Г. Чичерюкин-Мейнгардт (РГГУ), который проследил непростую и трагическую судьбу ряда офицеров белых армий, посвятивших себя в эмиграции служению Церкви.

В заключительном слове организатор круглого стола В. Г. Хандорин поблагодарил всех участников и гостей и выразил надежду, что это мероприятие станет благим почином на будущее и получит свое дальнейшее развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.