Научная статья на тему 'Хроника реставрационных работ МНРХУ с мая 2023 по май 2024 года'

Хроника реставрационных работ МНРХУ с мая 2023 по май 2024 года Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Калашников Владимир Борисович, Скобцова Дарья Александровна, Тычинская Полина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хроника реставрационных работ МНРХУ с мая 2023 по май 2024 года»

ХРОНИКА РЕСТАВРАЦИИ

В. Б. Калашников, Д.А. Скобцова, П. А. Тычинская

Хроника реставрационных работ МНРХУ с мая 2023 по май 2024 года

«Хроника реставрации» посвящена реставрационной деятельности МНРХУ с мая 2023 по май 2024 г. В этот период реставраторами организации велись работы как на ряде объектов, на протяжении нескольких сезонов находящихся в ведении МНРХУ, так и на новых памятниках.

В текущем сезоне завершаются работы на объектах Новодевичьего монастыря. В основном объеме Смоленского собора подходит к концу этап нанесения тонировок, демонтируются леса, объект приводится к экспозиционному виду. В южном приделе (галерее) собора завершилась реставрация, в ходе которой был сохранен и раскрыт портал XVI в. с подлинными полуколонками и тягами. В ходе работ реставраторы МНРХУ (бригада Ю.А.Кузнецова) удалили загрязнения, цементные набрызги и поздние шпаклевки; укрепили авторский грунт, восполнили утраты грунта и выполнили реставрационное тонирование[ил- 11. Весь остальной объем придела также был отреставрирован (там сохранились остатки храмовой декорации XIX в.), и в результате древний портал представлен в более позднем интерьере как его жемчужина.

В этом сезоне также продолжались работы на других объектах, ход работ на которых освещался в предыдущих разделах «Хроники реставрации». С июня 2023 по февраль 2024 г. сотрудники МНРХУ (бригада под руководством Е.И. Серёгиной) проводили консервационно-реставрационные мероприятия на стенописи середины XII в., сохранившейся в интерьере Спасо-Преображенского храма полоцкого Евфросиниева монастыря (Белоруссия). Одна из основных рабочих зон включала скуфью купола, барабан и паруса церкви, где необходимо было завершить повторную реставрацию фресковой живописи. За зиму и весну 2023 г. в куполе и на стенах барабана вновь появились биоповреждения, однако степень поражения оказалась менее значительной, чем годом ранее. После биоцидной обработки было продолжено начатое в прошлом рабочем сезоне раскрытие древней росписи от поздних шпаклевок, штукатурных затирок, остатков масляных и клеевых записей. Параллельно осуществлялось укрепление небольших по площади участков известково-цемяночного грунта, отставших от кладки.

ил. 1 Портал южной галереи Смоленского собора Новодевичьего монастыря. XVI в. После реставрационных работ. Фото АО «МНРХУ»

fig. 1 Portalofthe southern gallery ofthe Smolensky Cathedralof the Novodevichy Convent. 16th century. View after restoration Photo by Interregional Agency for Scientific Restoration of Works of Art ил. 2 Медальон с орнаментом. Фреска барабана Спасского храма в Полоцке. Около 1161 Фото Д. А. Скобцовой, 2023

fig. 2 Medallionfilledwithornaments Fresco ofthe dome drum of Our Saviour Church in Polotsk. Ca. 1161. Photo by D. Skobtsova, 2023

Утратившая прочность поздняя кирпичная закладка, находившаяся в нижней части юго-восточного окна барабана, была переложена. При этом штукатурка XII в. с остатками орнаментального декора оставлена открытой, насколько это было возможно. В зоне примыкания брускового кирпича к фреске нанесена профилактическая заклейка. В западном окне аналогичным образом выполнено дополнение кладки (кирпичная стенка доходит до уже установленного столярного заполнения проема).

После удаления чужеродных наслоений с поверхности древней росписи было решено проводить штукатурные работы в минимальном объеме, оставляя открытыми участки деструктированного, но не выкрашивающегося грун-та[ил. 2]_ Художниками-реставраторами выполнены экспозиционные бортовые обмазки и шпаклевки, а в скуфье, на откосах окон барабана и по сторонам от них, в зоне подбарабанного кольца — дополнения штукатурки в местах больших утрат. Крупные штукатурные вставки не заглублены относительно уровня росписи. Поверхность шпаклевок и бортовых обмазок на участках деструктированного фрескового грунта соответствует фактуре последнего. Все поздние кирпичные закладки, находящиеся в нижних частях оконных проемов барабана, обмазаны известково-песчаным раствором.

1

ил. 3 Купол и барабан Спасского храма в Полоцке. Около 1161 Вид после реставрации. Фото Д. А. Скобцовой, 2023

fig. 3 The dome and dome drum of Our Saviour Church in Polotsk. Ca. 1161. View after restoration Photo by D. Skobtsova, 2023 ил. 4 Архидьякон Стефан. Деталь. Фреска алтарной апсиды Спасского храма в Полоцке. Около 1161. Виддо реставрации Фото Д.А. Скобцовой, 2023

fig. 4 Archdeacon Stephen. Detail. Fresco ofthe altar apse of Our Savior Church in Polotsk. Ca. 1161. View before restoration. Photo by D. Skobtsova, 2023 ил. 5 Архидьякон Стефан. Деталь. Фреска алтарной апсиды Спасского храма в Полоцке. Около 1161. Вид в процессе реставрации (пробное удаление биоповреждений). Фото Д.А. Скобцовой, 2023

fig. 5 Archdeacon Stephen. Detail. Fresco ofthe altar apse of Our Savior Church in Polotsk. Ca. 1161. View in the process of restoration (trial removal of micromycetes) Photo by D. Skobtsova, 2023 ил. 6 Богоматерь Оранта. Фреска алтарной апсиды Спасского храма в Полоцке. Около 1161. Вид после реставрации Фото Д.А. Скобцовой, 2023

fig. 6 The Mother of God. Fresco ofthe altar apse of Our Savior Church in Polotsk. Ca. 1161. View after restoration. Photo by D. Skobtsova, 2023 6

В большинстве случаев тонирование реставрационных штукатурных дополнений (кроме самых крупных вставок) выполнялось в цвет и тон авторского грунта[ил. 3]. Такой подход обусловлен степенью сохранности монументальной живописи, имеющей многочисленные мелкие утраты и большие участки деструктированной штукатурки.

Кроме того, в прошлом реставрационном сезоне с поверхности ранее раскрытой древней стенописи основного объема Спасского храма (в верхней зоне алтаря и наоса) были успешно удалены колонии микромицетов, появившиеся не ранее 2015 г.[ил. 4 5]. Там же на отдельных участках стенописи проведены консервационные мероприятия и тонированиеутрат живописи [ил. 6].

С 2022 г. реставрационные работы по монументальной живописи также ведутся в кафедральном соборе города Троицка Челябинской области. Свято-Троицкий (Уйский) собор — кафедральный храм Троицкой и Южноуральской епархии РПЦ, объект культурного наследия федерального значения. Это первое каменное сооружение в Троицкой крепости. Второе название собор получил от реки Уй, на берегу которой он стоит. Собор был заложен в 1754 г. и завершен в 1762 г. В 1842 г. после пожара здание было восстановлено и значительно перестроено. В советское время собор постепенно ветшал.

Монументальная живопись, сохранившаяся в Троицком соборе, относится к концу XVIII — XIX в. О ее существовании почти ничего не было известно, казалось, что от старинной храмовой декорации остались лишь небольшие фрагменты. В 1990-х — начале 2000-х гг. собор был расписан заново, без учета исторических данных. Однако при обследовании храма художники-реставраторы МНРХУ выявили значительные участки древних росписей, которые нуждаются в реставрации.

Нынешний этап работ по сохранению монументальной живописи в Троицком соборе, начавшийся в 2022 г., будет завершен в 2025 г. В ходе наших работ будут отреставрированы все участки старинных росписей. При раскрытии первоначальной живописи реставраторам приходится снимать от 6 до 12 слоев поздних покрасок и штукатурных слоев. Почти все участки росписей нуждаются в укреплении и дезинфекции. После основных консервационных процессов художники-реставраторы восполняют утраты грунта и выполняют тонирование стенописи. В местах, где живописи не сохранилось, композиции воссоздаются с учетом стилистического и иконографического контекста.

В апреле-мае 2024 г. на участках стен притвора были обнаружены фрагменты сюжетных композиций авторской живописи. В настоящее время продолжаются работы по раскрытию авторского слоя, однако уже можно с уверенностью сказать, что речь идет о сюжетах христологического цикла: предположительно, «Лепта вдовицы» [ил. 7 8] и «Притча о мытаре и фарисее»^- 9' 10]. Художественно-стилистические особенности соответствуют композициям в четверике собора — академическая манера конца XIX в. Низкая степень сохранности композиции (многочисленные утраты красочного слоя, отставания штукатурного основания) объясняет необходимость проведения соответствующего комплекса консервационно-реставрационных работ.

ил. 7 «Лепта вдовицы». Верхняя часть композиции. Притвор Троицкого собора г. Троицка (Челябинская обл.). Живопись конца XIX в.

fig. 7 "Lesson of the widow's mite". The upper part of the composition. Narthex of Trinity Cathedral, Troitsk (Chelyabinsk region). Painting of the late 19th century ил. 8 «Лепта вдовицы». Нижняя часть композиции. Притвор Троицкого собора г. Троицка (Челябинская обл.). Живопись конца XIX в.

fig. 8 "Lesson of the widow's mite". The lower part of the composition. Narthex of Trinity Cathedral, Troitsk (Chelyabinsk region). Painting of the late 19th century

ил. 9 «Притча о мытаре и фарисее». Верхняя часть композиции. Притвор Троицкого собора г. Троицка (Челябинская обл.). Живопись конца XIX в.

fig. 9 "The parable ofthe Pharisee and the Publican". The upper part ofthe composition Narthex of Trinity Cathedral, Troitsk (Chelyabinsk region). Painting ofthe late 19th century ил. 10 «Притча о мытаре и фарисее». Нижняя часть композиции. Притвор Троицкого собора г. Троицка (Челябинская обл.). Живопись конца XIX в.

fig. 10 "The parable of the Pharisee and the Publican". The lower part ofthe composition Narthex of Trinity Cathedral, Troitsk (Chelyabinsk region). Painting ofthe late 19th century

ил. 11 ЗданиеСтанично-Луганского краеведческого музея (Музей казачества) Вид после реставрационных работ Фото АО «МНРХУ»

fig. 11 BuildingoftheLugansk Stanytsia Museum of Local Lore (Museum of the Cossacks) View after restoration. Photo by Interregional Agency for Scientific Restoration of Works of Art

В результате работ собор предстанет перед посетителями во всем своем величии и красоте и займет достойное место среди памятников монументальной живописи конца XVIII — XIX в.

Кроме того, в нынешнем сезоне велись работы и на новых для организации объектах. С июня по октябрь 2023 г. в Станично-Луганском краеведческом музее (Музее казачества), находящемся на территории ЛНР, Межобластным научно-реставрационным художественным управлением были проведены ремонтные работы. Заказчиком работ выступил Государственный исторический музей. Работы включали в себя текущий ремонт фасадов, лестничной клетки, заполнение проемов, поврежденных во время военных действий, а также ремонт плит перекрытия, кровли здания, крыльца и козырьков. Станично-Луганский краеведческий музей (Музей казачества) был основан в 1988 г. В 2014 г. в результате обстрелов здание музея было частично разрушено.

Ремонтные работы 2023 г. в станице Луганской были сопряжены с целым рядом трудностей: отсутствие электричества и интернета, отсутствие бытовых условий и воды (вся вода привозная). Затруднена логистика, материалы доставлялись из Москвы. Однако, несмотря на все сложности, работы были выполнены в срок и в полном объеме[ил. 111.

В настоящее время здание полностью отремонтировано, и в нем открыта обновленная экспозиция. Кроме экспонатов, связанных с тематикой музея, в нем представлены подлинные памятники археологии, происходящие из этих мест. Наиболее древние артефакты относятся к бронзовому веку, когда на территории станицы Луганской появились первые поселения. Последующие эпохи также представлены — античность, скифы и сарматы, Хазарский каганат. Кроме собственно экспонатов Музея в экспозицию включены качественные копии экспонатов ГИМ и мультимедийные элементы, помогающие более широко и наглядно представить историю региона.

23 апреля 2024 г. МНРХУ отметило свой 50-летний юбилей. В этот день в 1974 г. вышел приказ Министерства культуры РСФСР, согласно которому в составе треста «Росреставрация» было создано подразделение — «специ-

ализированный реставрационно-производственный участок по консервации, реставрации и воссозданию произведений живописи, скульптуры и прикладного искусства, связанных с памятниками истории и культуры». Вскоре это подразделение было преобразовано в отдельную организацию — Межобластное научно-реставрационное художественное управление, которое специализировалось на реставрации живописи. Первым директором мастерской стала Лидия Михайловна Колтунова, энергичный и профессиональный человек, прилагавший все усилия для спасения памятников древности. Она пригласила в штат новой организации ведущих специалистов-реставраторов того времени — И.П.Ярославцева, Г.С. Батхеля, Д.Е. Брягина. На протяжении 50 лет в мастерской создавалась и развивалась своя реставрационная школа. Сегодня традиции реставрации живописи продолжают более 200 художников-реставраторов, работающих в МНРХУ. В последние десятилетия к ним присоединились архитекторы-реставраторы и инженеры, а также рабочие реставрационных специальностей, и теперь организация может выполнять полный цикл реставрационных работ на объектах культурного наследия.

Сведения об авторах

Калашников Владимир Борисович — искусствовед, Межобластноенаучно-реставрационное художественное управление, Кадашевская набережная, д.24, стр. 1, Москва, Российская Федерация, 115035. vbkalashnikov@edu.hse.ru Скобцова Дарья Александровна — художник-реставратор, Межобластное научно-реставрационное художественное управление, Кадашевская наб., д.24, стр. 1, Москва, Российская Федерация, 115035. d-a-r-y-a@yandex.ru

Тычинская Полина Александровна — кандидат искусствоведения, Межобластное научно-реставрационное художественное управление, Кадашевская набережная,д.24, стр. 1, Москва, Российская Федерация, 115035. polina_tych@mail.ru

Authors

Kalashnikov, Vladimir Borisovich — art historian, Interregional Agency for Scientific Restoration of Works of Art, Kadashevskaya naberezhnaya, 24/1,115035 Moscow, Russian Federation, vbkalashnikov@edu.hse.ru

Skobtsova, Daria Aleksandrovna — restorer, Interregional Agency for Scientific Restoration of Works of Art, Kadashevskaya naberezhnaya, 24/1,115035 Moscow, Russian Federation. d-a-r-y-a@yandex.ru

Tychinskaya, Polina Aleksandrovna — Ph D., art historian, Interregional Agency for Scientific Restoration of Works of Art, Kadashevskaya naberezhnaya, 24/1,115035 Moscow, Russian Federation, polina_tych@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.