Научная статья на тему 'Реставрационные работы Межобластного научнореставрационного художественного управления. Апрель — октябрь 2020 года'

Реставрационные работы Межобластного научнореставрационного художественного управления. Апрель — октябрь 2020 года Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
119
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Макарова Анна Львовна, Полушкина Оксана Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реставрационные работы Межобластного научнореставрационного художественного управления. Апрель — октябрь 2020 года»

ХРОНИКА РЕСТАВРАЦИИ

А.Л. Макарова, О.Е.Полушкина

Реставрационные работы Межобластного научно-реставрационного художественного управления. Апрель — октябрь 2020 года

Реставрацию памятников Музеев Московского Кремля мастерские МНРХУ осуществляют с самого начала своего основания, с 1974 г. Ведутся научно-исследовательские и консервационно-реставрационные работы, а также химико-лабораторные исследования. На основании накопленной научной базы и приобретенных практических знаний разрабатываются и внедряются новые методики реставрации.

Настоящая хроника реставрационных работ МНРХУ призвана отразить основные работы, выполненные за последние полгода.

В рамках работы по реставрации и воссозданию надвратных икон башен Московского Кремля, осуществляемой МНРХУ по заказу Правительства РФ при поддержке Фонда апостола Андрея Первозванного, были разработаны и согласованы проекты воссоздания икон Спасской, Никольской, Боровицкой и Троицкой башен и трех икон в киотах Кутафьей башни. Благодаря этому проекту еще в 2010 г. специалисты Управления открыли и отреставрировали считавшиеся ранее утраченными два главных надвратных иконных образа — Спаса Смоленского на Спасской башне и святого Николая — на Никольской. После чего проводились обследования киотов всех проездных башен Кремля. Но они показали, что следов живописи на участках, исторически занимаемых иконами над проездными воротами исследуемых башен, не сохранилось. Это дало основание для разработки проектов их реконструкции и воссоздания с целью возвращения Московскому Кремлю того облика, который этот исторический ансамбль имел до революционных событий начала XX в.

В 2019-2020 гг. была утверждена концепция, основанная на максимально бережном отношении к существующей материальной структуре исторически сформировавшегося облика Московского Кремля. Согласно ей, на четырех башнях (Спасской, Троицкой, Боровицкой и Кутафьей) планируется выполнить иконы на основе, монтируемой в существующие ниши. Благодаря продуманной системе креплений предусмотрена возможность при необходимости демонтажа

икон без вреда для памятника. Таким образом, иконы будут воссозданы в виде движимых станковых произведений, что соответствует принципам сохранения подлинности произведений искусства, принятым международными конвенциями по реставрации и реконструкции. Только на Никольской башне, где утраченная роспись простиралась на стены и была хорошо документирована фотографиями, проектом рекомендовано выполнить живопись по штукатурному основанию.

Созданию икон предшествовала разработка эскизов композиций, необходимых для определения цветового решения, что помогает сформировать представление об окончательном виде работ. Эскизы, разработанные в 2019 г., были утверждены на совместном заседании секций «Памятники архитектуры» и «Памятники монументальной живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства» Научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры Российской Федерации. Они были написаны в масштабе, на бумаге водными красками без использования золота. При разработке иконографического решения использовались сохранившиеся исторические фотографии конца XIX — начала XX в. Стилистика воссоздаваемых икон ориентирована на документальные источники и образы живописи XVI-XVII вв., что не противоречит характеру ансамбля Московского Кремля.

Начавшийся в 2013 г. новый этап комплексной реставрации стенописей Успенского собора Московского Кремля, продолжился в сезон 2019-2020 гг. Работы ведутся в северной части четверика бригадой им. В.Д. Сарабьянова под руководством художника-реставратора высшей категории Е.И. Серегиной и руководителя проекта художником-реставратора первой категории А.Б. Валуевой. Авторский надзор осуществляется художником-реставратором первой категории Л.Г. Пименовой. Все работы выполняются строго по одобренной методике и в соответствии с указаниями Научно-методического совета МК РФ.

Карантин, вызванный эпидемией COVID-19, заставил разделить реставрационный период, начатый в январе 2019 г., на два этапа. В марте 2020 г. из-за пандемии все работы были приостановлены, возобновить их стало возможно лишь в конце мая. Была завершена реставрация стенописи северного нефа [ил. 1-3], северо-западной главы и западной грани северного алтарного столба. Специалистами был выполнен полный комплекс реставрационных работ на основном объеме стенописи 1642-1643 гг. До этого, в сезоне 2018 г. в процессе раскрытия была выявлена достаточно хорошая сохранность авторского красочного слоя XVII в., что позволило выполнить в текущем сезоне полное раскрытие живописи на специально отведенном для этого экспозиционном участке на северо-восточном своде собора [ил. 4-8]. Живопись Успенского собора на протяжении нескольких веков неоднократно поновлялась, что привело к обилию разновременных вставок и утрат на них, а также к потертостям красочного слоя по авторскому грунту. В результате проведенного раскрытия был выявлен подлинный авторский колорит, который оказался гораздо светлее и ярче существовавших поздних плотных темных прописей. Особое внимание уделялось завершающему этапу реставрационного процесса — тонированию

ил. 1 Фрагмент композиции «Седьмой Вселенский Собор», северная стена, нижний регистр Успенского собора Московского Кремля. 1642-1643 До реставрационных работ Фото О.М. Кечиной (АО «МНРХУ»)

fig. 1 Fragment of the composition «The Seventh Ecumenical council», North wall, lower register of the Assumption Cathedral of the Moscow Kremlin. 1642-1643 Before restoration. Photo by O.M. Kechina (MNRHU) ил. 2 Фрагмент композиции «Седьмой Вселенский Собор», северная стена, нижний регистр Успенского собора Московского Кремля. 1642-1643 После раскрытия живописи из-под поверхностных загрязнений и поздних записей. Фото О.М. Кечиной (АО «МНРХУ»)

fig. 2 Fragment of the composition «The Seventh Ecumenical council», North wall, lower register of the Assumption Cathedral of the Moscow Kremlin. 1642-1643 After the removal of surface damage and later overpaintings. Photo by O.M. Kechina (JSC MNRHU) ил. 3 Фрагмент композиции «Седьмой Вселенский Собор», северная стена, нижний регистр Успенского собора Московского Кремля. 1642-1643 После выполнения тонировок Фото О.М. Кечиной (АО «МНРХУ»)

fig. 3 Fragment of the composition «The Seventh Ecumenical council», North wall, lower register of the Assumption Cathedral of the Moscow Kremlin. 1642-1643 After tonal and color reconstruction Photo by O.M. Kechina (JSC MNRHU)

1

2

3

утрат красочного слоя, влияющему на целостные восприятия художественного произведения. Тонировки выполнялись легче, чем в основном объеме, что позволило полноценно выявить сохранившийся авторский красочный слой. Все более поздние прописи и записи, мешающие цельному восприятию авторской живописи, были удалены. На выполненном в этом сезоне экспозиционном участке продемонстрирована хорошая сохранность аутентичной фреско-темперной живописи 40-х гг. XVII столетия, что, безусловно, важно для понимания художественного стиля росписей этого периода.

Особо следует выделить проведенные в этом сезоне реставрационные работы на северном алтарном столбе. При демонтаже икон из центрального иконостаса на его западной грани была раскрыта: вверху живопись 40-х гг. XVII в. — «Архангел Гавриил» и «Преп. Антоний Сийский»; ниже — части росписи конца XV — начала XVI в. «Явление Троицы Аврааму» и три композиции с растительным орнаментом. Вопрос датировки и авторства сохранившихся древних фресок пока следует считать открытым. Известно, что в 1481 г., по заказу ростовского владыки Вассиана Рыло, художники Дионисий, Ярец, Коня и священник Тимофей выполнили иконы деисусного, праздничного и пророческого рядов 1. Отметим, что достоверной информации о росписи этими мастерами алтарной части собора нет, но определяющим моментом для атрибуции может служить их стилистическая близость к росписям артели Дионисия в Богородице-Рождественском соборе Ферапонтова монастыря (1502 г.). Большинство исследователей относят появление росписей в алтарной зоне и на алтарной преграде к началу 1480-х гг.2 В то же время некоторые исследователи не исключают принадлежности живописи на алтарной преграде — как орнаментальной, так и фигур — работам 1513-1515 гг., когда по указу великого князя московского Василия III храм был расписан целиком [Качалова, 1984. С. 272; Орлова, 2004. С. 346]. Значение дошедших до нас первых росписей Успенского собора трудно переоценить — это уникальные сохранившиеся образцы высокохудожественной монументальной храмовой декорации, позволяющие лучше представить себе искусство того времени, систему утраченного ансамбля росписи, технические особенности и мастерство художников, облик не дошедшего до нас древнего центрального иконостаса собора.

Одним из центральных и самых сложных памятников для МНРХУ по-прежнему остается ансамбль Новодевичьего монастыря. Реставрация ведется одновременно почти на всех его объектах, что является делом, требующим высокой организации. Процесс реставрации росписи Смоленского собора, осуществляемой бригадой им. В.Д. Сарабьянова под руководством Е.И. Серегиной и Д.М. Черемисина, был прерван в связи с внезапным развитием эпидемии коронавирусной инфекции. Начало сезона работ пришлось

1 ПСРЛ. Т. ХХ: Львовская летопись. С. 347.

2 Подробно см.: [Зонова, 1971; Зонова, 1985. С. 69; Зонова, 1973. С. 64; Зонова, 1985. С. 69;

Попов, 1975. С. 88; Толстая, 1979. С. 15; Брюсова, 1985. С. 87; Лифшиц, Попов, 2006.

С. 52-57; Барков, 2017. С. 21].

ил. 4 Композиция «Сретение», северо-восточный свод Успенского собора Московского Кремля 1642-1643. До реставрационных работ. Фото О.М. Кечиной (АО «МНРХУ»)

fig. 4 Composition «Candlemas» on the north-eastern vault of the Assumption Cathedral of the Moscow Kremlin. 1642-1643. Before the restoration. Photo by O.M. Kechina (JSC MNRHU)

ил. 5 Композиция «Сретение», северо-восточный свод Успенского собора Московского Кремля 1642-1643. После выполнения тонировок. Фото О.М. Кечиной (АО «МНРХУ»)

fig. 5 Composition «Candlemas» on the north-eastern vault of the Assumption Cathedral

of the Moscow Kremlin. 1642-1643. After tonal and color reconstruction. Photo by O.M. Kechina

(JSC MNRHU)

ил. 6 Фигура Богоматери из композиции «Сретение», северо-восточный свод Успенского собора Московского Кремля. 1642-1643. До реставрационных работ Фото О.М. Кечиной (АО «МНРХУ»)

fig. 6 Fragment of the composition «Candlemas» on the north-eastern vault of the Assumption Cathedral of the Moscow Kremlin. 1642-1643. Before the restoration Photo by O.M. Kechina (JSC MNRHU) ил. 7 Фигура Богоматери из композиции «Сретение», северо-восточный свод Успенского собора Московского Кремля. 1642-1643. В процессе раскрытия живописи из-под поверхностных загрязнений и поздних записей Фото О.М. Кечиной (АО «МНРХУ»)

fig. 7 Fragment of the composition «Candlemas» on the north-eastern vault of the Assumption Cathedral of the Moscow Kremlin. 1642-1643. After the removal of surface damage and later overpaintings Photo by O.M. Kechina (JSC MNRHU) ил. 8 Фигура Богоматери из композиции «Сретение», северо-восточный свод Успенского собора Московского Кремля. 1642-1643. После выполнения тонировок Фото О.М. Кечиной (АО «МНРХУ»)

fig. 8 Fragment of the composition «Candlemas» on the north-eastern vault of the Assumption Cathedral of the Moscow Kremlin. 1642-1643. After tonal and color reconstruction. Photo by O.M. Kechina (JSC MNRHU)

ил. 9 Царица Мария, фигура на западной грани северо-западного столба Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве. 1598. Фрагмент. До реставрационных работ. Фото О.М. Кечиной (АО «МНРХУ»)

fig. 9 Queen Maria, a figure on the western face of the north-western pillar. Our Lady of Smolensk Cathedral at the Novodevichy Convent in Moscow. 1598. Fragment. Before restoration. Photo by O.M. Kechina (JSC MNRHU) ил. 10 Царица Мария, фигура на западной грани северо-западного столба Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве. 1598. Фрагмент. После раскрытия живописи из-под потемневшего покрытия и записей. Фото О.М. Кечиной (АО «МНРХУ»)

fig. 10 Queen Maria, a figure on the western face of the north-western pillar. Our Lady of Smolensk Cathedral at the Novodevichy Convent in Moscow. 1598. Fragment. After the removal of surface damage and later overpaintings. Photo by O.M. Kechina (JSC MNRHU)

ил. 11 Фрагмент фигуры царицы Марии на западной грани северо-западного столба Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве. 1598. До реставрационных работ. Фото О.М. Кечиной (АО «МНРХУ»)

fig. 11 Fragment of the figure of Queen Maria on the western face of the north-western pillar Our Lady of Smolensk Cathedral at the Novodevichy Convent in Moscow. 1598. Before restoration. Photo by O.M. Kechina (JSC MNRHU) ил. 12 Фрагмент фигуры царицы Марии на западной грани северо-западного столба Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве. 1598. После раскрытия живописи из-под поверхностных загрязнений и поздних записей. Фото О.М. Кечиной (АО «МНРХУ»)

fig. 12 Figure of Queen Maria on the western face of the north-western pillar. Our Lady of Smolensk Cathedral at the Novodevichy Convent in Moscow. 1598. Fragment. After the removal of surface damage and later overpaintings. Photo by O.M. Kechina (JSC MNRHU) ил. 13 Дмитрий Солунский на восточной грани северо-восточного столба Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве. 1598. Фрагмент. До реставрационных работ. Фото О.М. Кечиной (АО «МНРХУ»)

fig. 13 Dmitry Solunsky on the eastern face of the north-eastern pillar. Our Lady of Smolensk Cathedral at the Novodevichy Convent in Moscow. 1598. Fragment. Before restoration Photo by O.M. Kechina (JSC MNRHU) ил. 14 Дмитрий Солунский на восточной грани северо-восточного столба Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве. 1598. Фрагмент. После раскрытия живописи из-под поверхностных загрязнений и поздних записей. Фото О.М. Кечиной (АО «МНРХУ»)

fig. 14 Dmitry Solunsky on the eastern face of the north-eastern pillar. Our Lady of Smolensk Cathedral at the Novodevichy Convent in Moscow. 1598. Fragment. After the removal of surface damage and later overpaintings. Photo by O.M. Kechina (JSC MNRHU)

ил. 15 Композиция «Коронование Богоматери», люнет над порталом в северной галерее Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве. XVIII в. Вид после выполнения зондажей Фото Н.В. Прийменко-Эйсымонта (АО «МНРХУ»)

fig. 15 Composition «Coronation of the Virgin», lunette over the portal in the northern gallery of Our Lady of Smolensk Cathedral at the Novodevichy Convent in Moscow. 18th century After probing. Photo N.V. Priymenko-Eisymont (JSC MNRHU) ил. 16 Композиция «Коронование Богоматери», люнет над порталом в северной галерее Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве. XVIII в. Вид в процессе реставрационных работ. Фото О.М. Кечиной (АО «МНРХУ»)

fig. 16 Composition «Coronation of the Virgin», lunette over the portal in the northern gallery of Our Lady of Smolensk Cathedral at the Novodevichy Convent in Moscow. 18th century During the restoration works. Photo by O.M. Kechina (JSC MNRHU) ил. 17 Композиция «Коронование Богоматери», люнет над порталом в северной галерее Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве. XVIII в. После раскрытия живописи из-под поздних записей. Фото О.М. Кечиной (АО «МНРХУ»)

fig. 17 Composition «Coronation of the Virgin», lunette over the portal in the northern gallery of Our Lady of Smolensk Cathedral at the Novodevichy Convent in Moscow. 18th century After the removal of surface damage and later overpaintings. Photo byO.M. Kechina (MNRHU) ил. 18 Композиция «Коронование Богоматери», люнет над порталом в северной галерее Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве. XVIII в. Фрагмент. До реставрационных работ. Фото Н.В. Прийменко-Эйсымонта (АО «МНРХУ»)

fig. 18 Composition «Coronation of the Virgin», lunette over the portal in the northern gallery of Our Lady of Smolensk Cathedral at the Novodevichy Convent in Moscow. 18th century Fragment. Before restoration. Photo by N.V. Priymenko-Eisymont (JSC MNRHU) ил. 19 Композиция «Коронование Богоматери», люнет над порталом в северной галерее Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве. XVIII в. Фрагмент. Вид в процессе реставрационных работ. Фото О.М. Кечиной (АО «МНРХУ»)

fig. 19 Composition «Coronation of the Virgin», lunette over the portal in the northern gallery of Our Lady of Smolensk Cathedral at the Novodevichy Convent in Moscow. 18th century Fragment. During the restoration works. Photo by O.M. Kechina (JSC MNRHU) ил. 20 Композиция «Коронование Богоматери», люнет над порталом в северной галерее Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве. XVIII в. Фрагмент. После раскрытия живописи из-под поздних записей. Фото О.М. Кечиной (АО «МНРХУ»)

fig. 20 Composition «Coronation of the Virgin», lunette over the portal in the northern gallery of Our Lady of Smolensk Cathedral at the Novodevichy Convent in Moscow. 18th century Fragment. After the remova. Photo by O.M. Kechina (JSC MNRHU)

перенести на середину лета, тем не менее на сегодняшний день многое из запланированного можно считать выполненным. Укреплен и раскрыт центральный барабан, начаты работы по раскрытию живописи в алтарной зоне, проведены обширные штукатурные работы, ведется тонирование уже полностью раскрытых зон стенописи [ил- 9-14]. Внесены изменения в разрабатываемый проект будущей экспозиции памятника. Было принято решение оставить в его ансамбле несколько хорошо сохранившихся участков с живописью XVIII в., чудом уцелевших после работ по реконструкции древних росписей в конце XIX — начале XX в. артелью Софонова. Живопись является важным звеном в истории жизни памятника, дающим представление о виде интерьера до его изменений на рубеже веков. Хорошо сохранившаяся фигура пророка Соломона на юго-восточной подпружной арке была раскрыта и приведена в экспозиционный вид реставратором первой категории, бригадиром, Д.М. Черемисиным.

Важная роль в общем комплексе работ отводится изучению иконографической программы и стиля росписей Смоленского собора. Искусствоведами МНРХУ был поднят вопрос о передатировке сцен «Не рыдай мене Мати» и «Спас Недреманное Око» на восточных гранях юго-восточного и северовосточного столбов, ранее относимых к 1666 г. Исследования, будут отображены на ряде научных конференций, планируемых на осень 2020 г.

В текущем сезоне предполагается завершение работ в северной и западной галереях Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Живопись в них выполнена в масляной технике, предположительно артелью Н.М. Софонова в начале ХХ в. До этого момента галереи были не расписаны, за исключением порталов в основном объеме храма. Работы выполняются бригадой под руководством художника-реставратора высшей категории В.В. Морковина. Орнаментальные мотивы соединяют в себе рапорты из растительных элементов, стилизованные под древнерусскую живопись, с изображениями крылатых серафимов и херувимов. Такая эклектичность была характерна для неорусского направления в стиле модерн, популярного на рубеже XIX-XX вв. Основная сложность работы заключалась в том, что на протяжении всего ХХ столетия живопись трижды записывали, не очень заботясь о сохранности авторского слоя, что привело к значительным его утратам и невозможности полного раскрытия. Самые значительные иконографические изменения относятся к верхней записи 70-х гг. ХХ в. Тем не менее на северном портале в люнете под несколькими слоями записей была раскрыта композиция «Коронование Богоматери», относящаяся к XVIII в. [ил- 15-19].

В 2020 г. велись научно-исследовательские работы на иконостасе Преображенской церкви над Северными воротами Новодевичьего монастыря. Деревянный иконостас «флемской» резьбы был вырезан по проекту Карпа Золотарева и является одним из пяти практически полностью сохранившихся работ мастера. К сожалению, памятник мало изучен. Этой темы касалась лишь М.М. Шведова [Шведова, 1995. С. 256-271]. Карп Золотарев легко вводил инновации и дополнения в структуру иконостаса. Схема рядов перестает быть традиционной, иконы меняются местами, чины чередуются по-новому. Иконо-

стас Преображенской церкви дополнен циклом медальонов с названиями семи церковных таинств, что развивает его общую идейную концепцию, наделяя ее интонацией своеобразной назидательной проповеди.

Исследования на иконостасе проводились под руководством художника-реставратора первой категории С.М. Совы. В ходе работ была выявлена плохая сохранность позолоты, зафиксированы отслоения слоя позолоты и сколы, что связано с нарушением технологии поздних поновлений. При обследовании также было выявлено, что некоторые декоративные элементы находятся не на своих исторических местах, а часть элементов утрачена.

Зондажи на различных участках показали наличие семи слоев фоновой покраски и двух слоев левкаса, под поновлениями просматривается авторский слой. Были выполнены микологические и энтомологические исследования. Их результаты указали на необходимость удаления поздних слоев позолоты, а местами и воссоздания утраченных элементов декора, нового золочения с использованием авторской техники. Иконостас Преображенской церкви Новодевичьего монастыря — памятник мало изученный, но, безусловно, представляющий значительную историческую ценность, ведь большинство работ Карпа Золотарева не дошло до наших дней.

Август 2020 г. ознаменован окончанием работ по реставрации стенописи в интерьерах Мариинских палат Новодевичьего монастыря, проводимых бригадой художников-реставраторов под руководством В.В. Морковина. Ход работ неоднократно и довольно подробно освещался в предыдущих рубриках хроники реставрации Вестника Сектора древнерусского искусства. В декабре 2016 г. специалистами МНРХУ были обследованы стены интерьеров палат, сделаны зондажи, показавшие, что по периметру всех четырех комнат анфилады третьего этажа имеются орнаменты. Живопись раскрывалась из-под четырех слоев поздних наслоений. Орнамент восстанавливался лишь в границах утрат, на общих участках тонировки не наносились, было произведено подведение реставрационного грунта на участках утрат и укрепление.

Реставрационная концепция соответствует современным российским и европейским тенденциям, направленным на минимизацию вмешательств во внешний вид памятника. Результат проделанных работ впечатляет — те немногие участки авторской росписи, которые уцелели, хорошо читаются на нейтральном фоне, не искажены современными дополнениями, что позволяет составить ясное представление о том, как выглядел декор жилого помещения конца XVII в.

Несколько выбивающимся из контекста реставрации памятников Новодевичьего монастыря оказались работы с масляной росписью 1937 г., художника Романа Семашкевича. В 2019 г. бригаде им. В.Д. Сарабьянова было выдано реставрационное задание на отслоение (демонтаж) масляной росписи с поверхности древней штукатурки XVII в. в объеме церкви Иоанна Богослова на втором ярусе колокольни. Комплекс масляной росписи располагался в небольшой каморе — бывшем проходе — в южной части церкви. Условно живопись можно разделить на пять композиций, которые сюжетно представляют собой изображения пейзажа, двух обнаженных девушек, букета [ил- 20-2*], морского

22 23

ил. 21 Натюрморт, автор Р. Семашкевич. Комара в пространстве второго яруса колокольни Новодевичьего монастыря в Москве. 30-е гг. ХХ в., масляная роспись. До реставрационных работ Фото О.М. Кечиной (АО «МНРХУ»)

fig. 21 Still life, by R. Semashkevich. ^mpart^ie^ of the second tier of the bell tower at the Novodevichy monastery in Moscow. 1930s, oil painting. Before restoration Photo by O.M. Kechina (JSC MNRHU) ил. 22 Натюрморт, автор Р. Семашкевич. Комара в пространстве второго яруса колокольни Новодевичьего монастыря в Москве. 30-е гг. ХХ в., масляная роспись. Композиция под тканевой профилактической заклейкой. Фото О.М. Кечиной (АО «МНРХУ»)

fig. 22 Still life, by R. Semashkevich. ^mpart^ie^ of the second tier of the bell tower at the Novodevichy monastery in Moscow. 1930s, oil painting. After applying preventive tape Photo by O.M. Kechina (JSC MNRHU) ил. 23 Комара в пространстве второго яруса колокольни Новодевичьего монастыря в Москве. 30-е гг. ХХ в., масляная роспись, автор Р. Семашкевич. Процесс демонтажа живописи со стены Фото О.М. Кечиной (АО «МНРХУ»)

fig. 23 Department of the second tier of the bell tower of the Novodevichy monastery in Moscow 1930s, oil painting by R. Semashkevich. After applying preventive tape. Photo by O.M. Kechina (JSC MNRHU)

пейзажа, мужчины и женщины. О том, что эта роспись принадлежит кисти художника Романа Семашкевича, свидетельствует надпись — «автограф», оставленная им в пространстве каморы: «Здесь жил и работал над тайнами реальности художник Р. Семашкевич. 1937 г.»[ил- 20]. Предположительно, художник использовал помещение в качестве мастерской, так как известно, что в эти годы он помогал известному авангардисту Татлину, работавшему в пространстве колокольни в 30-е гг. XX в. над своими проектами летательных конструкций — «Летатлинов», где испытывал их. В 1937 г. Роман Семашкевич был по доносу обвинен и расстрелян.

По словам сотрудников ГИМа и архитекторов, ведущих реставрационные работы на памятнике, о росписи было известно, но ее реставрацией и сохранением никто никогда не занимался. Композиции находились в остро аварийном состоянии. На них обнаружены многочисленные отставания, осыпи и утраты красочного слоя. Сохранность живописи можно охарактеризовать как фрагментарную: общий объем утрат составляет около 40%. Тем не менее художественные особенности живописи Семашкевича выявляются. В целом роспись представляет большой интерес для изучения творчества художника, наследие которого в значительной степени утрачено, и атмосферы культурной жизни страны в 1930-х гг.

Ввиду того что пространство церкви Иоанна Богослова готовится под богослужебное использование монастырем, а светская тематика живописи не соответствует пространству храма, было принято решение об отслоении остатков композиций [ил- 23], переносе их на новое экспозиционное основание и в дальнейшем передаче в музей. Необходимо уточнить, что масляная роспись написана по древнему штукатурному грунту XVII в., чем также обусловлен выбор реставрационной методики в пользу отслоения росписи, при котором отделяется только тонкий живописный слой, тогда как при демонтаже красочный слой снимается вместе со штукатурным основанием.

Работы вели реставраторы, имеющие большой опыт отслоения масляных росписей: художники-реставраторы II категории А.Г. Германова, А.И. Попова, О.В. Колпакова под руководством художника-реставратора I категории В.В. Сергиени и реставратора высшей категории Е.И. Серегиной. Сложнейшая операция по снятию живописи со стены была поделена на два этапа. Первый этап заключался в отслоении живописи с использованием тканевой профилактической заклейки, нанесенный на коллагеновый клей. Непосредственно процесс отделения живописи от стены выполнялся при помощи прямых компрессов из смеси органических растворителей, приготовленных в виде гелевой массы. Экспозиция компрессов составляла два часа, в некоторых случаях ее приходилось увеличивать, после чего размягченный красочный слой подрезался при помощи специальных ножей с тонкими сменными лезвиями и с оборотной стороны закреплялся клеем. Таким образом было снято 11,6 м2 росписей. Непростая операция осложнилась нетрадиционной техникой живописи художника, которую можно охарактеризовать как смешанную: масляные краски положены поверх масляных шпаклевок и темперных покрасок серого цвета, использованных художником в качестве имприматуры. Работы продолжаются,

26

ил. 24 Живопись в своде Анастасиевской часовни в Пскове. Начало ХХ в. Фото Т.К. Федоренко (АО «МНРХУ»)

fig. 24 Painting in the arch of the Anastasia chapel in Pskov. Beginning оf the 20th century Photo by T.K. Fedorenko (JSC MNRHU) ил. 25 Фрагмент живописи в своде Анастасиевской часовни в Пскове. Начало ХХ в. Фото Т.К. Федоренко (АО «МНРХУ»)

fig. 25 Fragment of a painting in the arch of the Anastasievskaya chapel in Pskov Beginning оf the 20th century. Photo by T.K. Fedorenko (JSC MNRHU) ил. 26 Композиция «Спас Нерукотворный». Живопись Анастасиевской часовни в Пскове Начало ХХ в. Фото Т.К. Федоренко (АО «МНРХУ»)

fig. 26 The Composition «The Holy Face». Painting of the Anastasia chapel in Pskov Beginning оf the 20th century. Photo by T.K. Fedorenko (JSC MNRHU)

ожидается монтаж, камеральная обработка фрагментов и монтирование фрагментов сохранившейся росписи на новое экспозиционное основание.

Одним из интереснейших проектов сезона явились совместные работы МНРХУ и Государственной Третьяковской галереи по реставрации фрагмента фресковой росписи XVII в. с изображением «Неизвестного философа» из Спаса Преображенского собора Новоспасского монастыря.

Собрания фрагментов настенной живописи являются важной составляющей музейных коллекций России, в том числе и фонда древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи. Происходят они из самых разных мест: Киева, Москвы, Ярославля, Калязина и т.д.

Потеряли свое функциональное значение и стали музейными экспонатами они в результате исторических событий первой половины XX в., повлекших за собой необратимые последствия для многих уникальных памятников архитектуры и монументальной живописи средневековой Руси.

В 1938 г. нависла угроза сноса и московского Новоспасского монастыря. Росписи Спасо-Преображенского собора к этому времени уже являлись признанными значимым образцом монументальной живописи конца XVII в., поэтому незамедлительно было принято решение об их демонтаже. По стечению обстоятельств собор не был взорван, но часть росписей успели снять со стен, некоторые композиции поступили в фонды Государственной Третьяковской галереи (работы по снятию выполнялись художником-реставратором П.И. Юкиным). Методика демонтажа была следующая. Сначала проводилось укрепление красочного слоя «клеевым составом», и на поверхность живописи наносилась профилактическая заклейка — слои тонкой папиросной бумаги, марли и ткани, серпянки на пшеничном клее. Затем хирургической пилой вокруг фрагмента прорезались борозды, и слой штукатурки отделялся от стены с помощью «эластичных длинных ножей». Снятый фрагмент переносился на фанерный подбитый войлоком щит, укладывался тыльной стороной вверх, штукатурная основа выравнивалась, расчищалась. В процессе монтировки на новое экспозиционное основание на тыльную сторону фрагмента прикладывалась деревянная рама с поперечными рейками и все заливалось штукатурным раствором. Эта конструкция закрывалась тонкими фанерными листами и покрывалась для экспозиционного вида морилкой. С лицевой стороны, рама декорировалась деревянными накладными планками 3.

Фрагмент монументальной живописи «Неизвестный Философ» поступил на повторную реставрацию в МНРХУ в конце октября 2019 г. в остро аварийном состоянии, с многочисленными проломами, разрывами штукатурного основания, очагами шелушений красочного слоя. В центральной части наблюдались

3 Опыт работы Ю.А. Олсуфьева и П.И. Юкина, описан по их дневникам Е.А. Домбров-ской. См.: «Отчет о реставрации росписей Преображенского собора Новоспасского монастыря в г. Москве. Ч. I: Историческая справка. Составитель отчета А. Воробьев с. 12, 13. ВПНРК Министерства Культуры СССР, инв. № 445, место хранения — архив АО „МНРХУ"».

отставания штукатурки от основы в виде «вспучивания». Красочный слой (темпера) сильно потерт и утрачен, видны следы записи многочисленных тонировок и лессировок. Работы выполнялись художниками-реставраторами А.Б. Гребенщиковой и В.В. Сергиеней.

Философ изображен в рост на ярко-синем фоне, облачен в одежду с длинным подолом охристого цвета, подвязанную красным поясом, на плечах красная накидка, на голове белый тюрбан. Несколько продолговатое лицо подчеркнуто длинной бородой с проседью. Надпись с именем святого отсутствует. Реставрация осуществлялась по двум методикам: методике реставрации монументальных фрагментов древнерусской и азиатской живописи с использованием клея ПБМА 4, разработанной в 1959 г. сотрудниками Эрмитажа, и по авторской методике В.П. Бурого, разработанной и осуществленной в разные годы с участием преподавателей и студентов Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова. Из-за большого количества утрат было принято решение не раскрывать композицию из-под реставрационной прописи 30-40-х гг. XX в. полностью, а только разрядить (облегчить тон) прописи и оставить два раскрытых фрагмента в нижней части композиции. Далее фрагменту придавался экспозиционный вид: выполнялось тонирование утрат красочного слоя и нанесение слоев декоративного покрытия на поля планшета, на который был перенесен фрагмент. Перемонтаж фрагмента монументальной живописи — это сложный процесс, выполняя который должны учитываться все предыдущие, выполненные более полувека назад, реставрационные мероприятия. После окончания работ, фрагмент «Неизвестный Философ» передан обратно в фонд древнерусской живописи Третьяковской галереи.

Совместно с Фондом по сохранению и развитию Соловецкого архипелага в МНРХУ ведется разработка проекта воссоздания иконостасов двух храмов Соловецкого монастыря: Никольского и храма преподобного Германа (оба возведены в XIX в.).

Разработка концепции воссоздания икон обязательно сопровождается научно-изыскательскими работами, нацеленными на выявление наиболее подходящих в стилистическом и иконографическом отношении образцов для воссоздания утраченных образов. На данный момент сотрудниками МНРХУ ведется научно-исследовательская работа в архивах и фондах музеев Москвы, Санкт-Петербурга и Архангельской области по выявлению всех сохранившихся сведений о памятниках, а также по подбору наиболее подходящих в стилистическом и иконографическом отношении образцов для воссоздания утраченных икон. При подборе стилистических аналогов учитывались имеющиеся сведения о времени создания иконостаса, сохранность и формат икон-образцов.

Несмотря на непростую эпидемиологическую ситуацию в 2020 г. удалось приступить к работам в Псковском регионе. Особенно следует отметить начало

4 ПБМА — полибутилметакрилат — кристаллический полимер, который растворяется в сложных эфирах, ароматических углеводородах, уайт-спирите. Характеризуется высокой адгезией к различным материалам.

долгожданной реставрации Анастасиевской часовни в Пскове. Уникальный памятник связан с именами архитектора А.В. Щусева: (часовня построена по его проекту в 1911 г.) и художника Н.К. Рериха (по его эскизам расписан интерьер в 1913 г.) [ил- 24-26]. Часовня находится на берегу реки Великой у Ольгинского моста, последняя реставрация проводилась в 1974 г., далее памятник оставался без присмотра. В последний год Благотворительным фондом им. Н.К. Рериха была объявлена общенациональная программа по сбору средств на реставрацию часовни, позволившая уже в конце этого лета специалистам МНРХУ приступить к первому этапу реставрационных работ на объекте — исследовательским работам для подготовки проектной документации, включающих: подробные библиографические и архивные исследования; описание состояния сохранности росписи с подробной фотофиксацией; выполнение схем-картограмм с нанесением на них выявленных видов разрушений монументальной живописи; отбор проб для физико-химических исследований; пробное укрепление грунта стенописи и красочного слоя; пробное раскрытие живописи; разработку методики реставрации; составление ведомости объемов работ. На объекте работает Т.К. Федоренко — художник-реставратор первой категории из бригады им. В.Д. Сарабьянова.

Тяжелая ситуация сложилась в последний сезон в церкви Успения Богородицы в Мелётово (росписи 1465 г.), где специалисты МНРХУ осуществляют авторский надзор за архитектурными ремонтно-реставрационными работами, выполняемыми ООО «Анфилада». Реставрация монументальной живописи в этом году не проводилась.

На осень 2020 г. запланировано продолжение научно-исследовательских работ для составления проектной документации в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове (живопись 1130-1140-х гг.), совместно с Центральными научно-реставрационными проектными мастерскими (ЦНРПМ). Специалисты МНРХУ продолжают восстанавливать росписи архитектурных объектов и резные иконостасы, реставрировать и воссоздавать иконы для иконостасов храмов Новодевичьего монастыря в Москве. Большие надежды связаны с новым сезоном работ в Успенском соборе Московского Кремля, а также работами на подворье Новодевичьего монастыря в селе Шу-бино. Информация о них будет отражена в следующих публикациях.

Реставрационные процессы всегда тесно связаны с научными изысканиями и аналитической работой, а также требуют внимания и участия узкопрофильных специалистов. На сегодняшний день практически у всех художников-реставраторов, работающих в Управлении, имеются категории, у 12 специалистов — высшая, у 24 специалистов — первая (у многих категории имеются по нескольким направлениям). Евгения Ильинична Серегина — заместитель директора по науке, руководитель бригады им. В.Д. Сарабьянова — уникальный специалист, имеющий сразу две высшие категории по фреско-темперной монументальной и станковой темперной живописи.

Новым генеральным директором МНРХУ летом 2020 г. стал Алексей Николаевич Пахомов.

Литература

Барков А.Г. Успенский собор Московского Кремля. М.: Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», 2017. 87 с.

Брюсова В.Г. Композиция «Новозаветной Троицы» в стенописи Успенского собора (к вопросу о содержании наружных росписей) // Успенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования. М.: Наука, 1985. 264 с.

Зонова О.В. О ранних алтарных фресках Успенского собора // Успенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования. М.: Искусство, 1985. 69 с.

Зонова О.В. Об идейно-историческом содержании группы ранних фресок Успенского собора // ГММК. Материалы и исследования. Вып. 1. М.: Искусство, 1973. 208 с.

Зонова О.В. Первая роспись Успенского собора Московского Кремля. Л.: Аврора, 1971. 40 с.

Калязин. Фрески затопленного монастыря / Сост. З.В. Золотницкая, Ю.В. Ратомская, вступ. ст. Т.И. Гейдор. М.: Кучково поле; Музеон, 2020. 52 с.

Качалова И.Я. Алтарная преграда Успенского собора Московского Кремля. Итоги реставрации живописи в 1978-1979 гг. // Древнерусское искусство. XIV-XV вв. М.: Наука, 1984. 320 с.

ЛифшицЛ.И., Попов Г.В. Дионисий. М.: Северный паломник, 2006. 168 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Львовская летопись / Полное собрание русских летописей. Т. ХХ. СПб., 1910. 460 с.

Орлова М.А. Орнамент в монументальной живописи Древней Руси. Конец XIII — начало XVI в. В 2 ч. Ч. 2. М.: Северный паломник, 2004. 416 с.

Отчет о реставрации росписей Преображенского собора Новоспасского монастыря в г. Москве. Ч. I: Историческая справка. ВПНРК Министерства культуры СССР инв. № 445, архив АО «МНРХУ». 29 с.

Попов Г.В. Живопись и миниатюра Москвы второй пол. XV — нач. XVI в. М.: Искусство, 1975. 334 с.

Толстая Т.В. Успенский собор Московского Кремля. К 500-летию уникального памятника русской культуры. М.: Искусство, 1979. 183 с.

Шведова М.М. Иконостасы эпохи барокко в Новодевичьем монастыре //Забелинские научные чтения. Исторический музей — энциклопедия отечественной истории и культуры / Отв. ред. В.Л. Егоров. Вып. 87. М.: Гос. исторический музей, 1995. С. 256-271.

References

Barkov A.G. Uspenskii sobor Moskovskogo Kremlia (Assumption Cathedral of the Moscow Kremlin). Moscow, Gosudarstvennyi istoriko-kul'turnyi muzei-zapovednik «Moskovskii Kreml'» Publ., 2017. 21 p. (in Russian).

Bryusova V.G. Composition «New Testament Trinity» in the Painting of the Assumption Cathedral (On the Issue of the Content of the External Murals). Uspenskii sobor Moskovskogo Kremlia. Materialy i issledovaniia (Assumption Cathedral of the Moscow Kremlin. Materials and Research). Moscow, Nauka Publ., 1985. 264 p. (in Russian).

Kachalova I. Ya. The Templon of the Assumption Cathedral of the Moscow Kremlin. Results of Painting Restoration in 1978-1979. Drevnerusskoe iskusstvo XIV-XVvv. (Old Russian Art: 14h-15'h Centuries). Moscow, Nauka Publ., 1984. 320 p. (in Russian).

Lifshits L.I., Popov G.V. Dionisii (Dionysius). Moscow, Severnyi palomnik Publ., 2006. 168 p. (in Russian).

L'vovskaya letopis'. PSRL (Lviv Chronicle. The complete collection of Russian Chronicles). Vol. 12. Saint Petersburg, 1910, 416 p.

Orlova M.A. Ornament v monumental'noi zhivopisi Drevnei Rusi. Konets XIII — nachalo XVI v. (Ornament in the Monumental Painting of Ancient Rus. Late 13th — Early 16th Century). Vol. 2. Moscow, Severnyi palomnik Publ., 2004. 416 p. (in Russian).

Otchet o restavratsii rospisei Preobrazhenskogo sobora Novospasskogo monastyria

v g. Moskve. Istoricheskaia spravka (Report on the restoration of paintings of the Transfiguration Cathedral of the Novospassky monastery in Moscow. Historical information). All-Union production research and restoration plant of the Ministry of culture of the USSR inv. No. 445, archive of JSC "Interregional Agency for Scientific Restoration of Works of Art". 29 p.

Popov G.V. Zhivopis' i miniatiura Moskvy vtoroi pol. XV — nach. XVI v. (Painting and Miniature of Moscow, Second Half of the 15th — Early 16th Centuries). Moscow, Iskusstvo Publ., 1975. 334 p. (in Russian).

Shvedova M.M. Baroque Iconostasis in the Novodevichy Convent. Zabelinskie nauchnye chte-niia. Istoricheskii muzei — entsiklopediia otechestvennoi istorii i kul'tury (Zabelin's Scientific Readings. Historical Museum — Encyclopedia of National History and Culture), no. 87, 1995. Moscow, Gosudarstvennyi istoricheskii muzei Publ., 1995, pp. 256-271 (in Russian).

Tolstaya T.V. Uspenskii sobor Moskovskogo Kremlia. K 500-letiiu unikal'nogo pamiatnika russkoi kul'tury (Assumption Cathedral of the Moscow Kremlin. To the 500th Anniversary of the Unique Monument of Russian Culture). Moscow, Iskusstvo Publ., 1979. 183 p. (in Russian).

Zolotnitskaya Z.V., Ratomskaya Yu.V. (ed.) Kaliazin. Freski zatoplennogo monastyria (Kalya-zin. Frescoes of a Flooded Monastery). Moscow, Kuchkovo field Muzeon Publ., 2020. 52 p. (in Russian).

Zonova O.V. On the Early Altar Frescoes of the Assumption Cathedral. Uspenskii sobor Mos-kovskogo Kremlia. Materialy i issledovaniia (Assumption Cathedral of the Moscow Kremlin. Materials and Research). Moscow, Iskusstvo Publ., 1985. 69 p. (in Russian).

Zonova O.V. On the Ideological and Historical Content of the Group of Early Frescoes of the Assumption Cathedral. Gosudarstvennye Muzei Moskovskogo Kremlia. Materialy i issle-dovaniia (The Moscow Kremlin Museums. Materials and Research). Issue 1. Moscow, Iskusstvo, 1973. 208 p. (in Russian).

Zonova O.V. Pervaia rospis' Uspenskogo sobora Moskovskogo Kremlia (The First Mural Painting of the Assumption Cathedral of the Moscow Kremlin). Leningrad, Avrora Publ., 1971. 40 p. (in Russian).

Сведения об авторах

Макарова Анна Львовна — кандидат искусствоведения. Межобластное научно-реставрационное художественное управление, Москва. makarova@mnrhu.ru Полушкина Оксана Евгеньевна — магистр искусствоведения. Межобластное научно-реставрационное художественное управление, Москва. polushkina@mnrhu.ru

Authors

Makarova, Anna-Maria — Ph.D., art historian, Interregional Agency for Scientific Restoration of Works of Art. Moscow. makarova@mnrhu.ru

Polushkina, OksanaEvgenievna— M.A., art historian, Interregional Agency for Scientific Restoration of Works of Art. Moscow. polushkina@mnrhu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.