МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ «ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОТИВООПУХОЛЕВЫЕ ПРЕПАРАТЫ»
63
Материалы и методы. В исследование включено 40 пациенток с раком молочной железы, у которых проводилась лучевая терапия (ЛТ) с вовлечением надключичных и подключичных лимфатических узлов. Больные были разделены на 4 группы по 10 пациенток. В 1-й группе с целью профилактики больные получали материал гидрогелевый на основе альгината натрия с деринатом; во 2-й — после появления болей материал гидрогелевый с деринатом и ли-докаином; в 3-й — многокомпонентный гель на основе альгината натрия с актовегином, гидрокортизоном, димек-сидом и мексидолом; 4-я группа — контрольная.
Результаты. В контрольной группе болевой синдром в виде болей в горле появлялся на дозе 18 Гр (после 6-го сеанса) и продолжался до 10 дней после окончания ЛТ интенсивность боли в среднем составила 6—8 баллов. Во 2-й группе после появления болей применялся гель с дерина-том и лидокаином, который уменьшал интенсивность болей в среднем с 6—8 до 2—3 баллов. В группе, где применялись гель с деринатом и многокомпонентный гель, боль возникла у 50 % пациентов на дозе в среднем 24 Гр, но интенсивность ее не превышала 2—3 баллов.
Заключение. Материал гидрогелевый на основе альги-ната натрия с деринатом и многокомпонентный гель с ак-товегином, димексидом, гидрокортизоном и мексидолом может использоваться для профилактики и лечения эзо-фагитов, индуцированных ЛТ.
Д.М. Матрасулова, Ж. А. Юлдашов ХРОНИЧЕСКИЙ ПАНКРЕАТИТ И РАК ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ: ВОЗМОЖНОСТИ РАННЕЙ ДИАГНОСТИКИ
Ургенчский филиал Ташкентской медицинской академии, Ургенч, Республика Узбекистан
Цель исследования — изучение возможностей простых и общедоступных методов дифференциальной диагностики хронического панкреатита (ХП) и рака поджелудочной железы (РПЖ).
Материалы и методы. Обследованы 23 пациента ХП: 13 — с псевдотуморозным панкреатитом (ПП), 10 — с хроническим кальцифицирующим панкреатитом (ХКП), 7 — с РПЖ. Средняя продолжительность заболевания ПП и ХКП была не менее 9 лет. Продолжительность заболевания при РПЖ не превышала 1 года. Во всех группах с одинаковой частотой у больных выявлялись механическая желтуха и сахарный диабет. Всем пациентам в сыворотке крови определяли маркер опухоли СА 19—9 радиоиммунологическим методом, активность липазы — турбидиметри-ческим методом, проводили ультразвуковое исследование (УЗИ) и компьютерную томографию (КТ) органов брюшной полости.
Результаты. Проведенные исследования показали, что у больных ПП, ХКП и РПЖ активность липазы была достоверно повышена по сравнению с контролем: 22,9 ± 3,2 мкмоль/ мин х л; 33,6 ± 8,7 мкмоль/минхл; 40,3 ± 11,4 мкмоль/мин х л и 14,7 ± 2,1 мкмоль/мин х л соответственно, р < 0,05. Уровень СА 19—9 у больных ХП был повышен по сравнению с контролем, но значительно большее повышение его имело место у пациентов с РПЖ: 30,7 ± 4,8 нг/мл; 45,2 ± 6,9 нг/мл; 331,0 ± 60,1 нг/мл; 11,7 ± 1,2 нг/мл соответственно, р < 0,05. По данным
УЗИ для ПП было характерно увеличение головки до 4,0 см и более, причем при наличии РПЖ отмечалось наличие гипоэхогенной зоны в увеличенной головке, в то время как при ХП выявлялось диффузно неоднородное повышение эхогенности ткани. Кроме того, главный панкреатический проток, имеющий тенденцию к расширению в обоих случаях, при ПП имел извитой характер, с неровными, утолщенными стенками, а для РПЖ был более характерен расширенный проток с ровными, тонкими стенками. При ХКП выявлялись множественные кальцификаты различных размеров: крупные — обычно в главном панкреатическом протоке, мелкие — в паренхиме железы. Данные, полученные при КТ, принципиально не отличались от данных УЗИ; но следует отметить целесообразность применения КТ в случаях затруднения диагностики при УЗИ.
Заключение. Таким образом, на первых этапах дифференциальной диагностики между ХП и РПЖ при стойком повышении активности липазы в крови показано проведение исследования крови на один из онкомаркеров, специфичных для РПЖ. В случае малой информативности УЗИ по каким-либо вышеописанным причинам следует проводить КТ брюшной полости.
Е.А. Матюнина1-2, А. В. Емельянов3, А. П. Козлов12 ЭВОЛЮЦИОННО НОВЫЕ ГЕНЫ ЭКСПРЕССИРУЮТСЯ В ОПУХОЛЯХ РЫБ, И ИХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОРТОЛОГИ ОПРЕДЕЛЯЮТ ПРОГРЕССИВНЫЕ ПРИЗНАКИ 1 Биомедицинский центр, Санкт-Петербург; 2ФГАОУ ВО СПбПУ, Санкт-Петербург; 3IRCAN, Ницца, Франция
Введение. Ранее мы сформулировали гипотезу о возможной роли неофункционализации опухолей в эволюции. Нетривиальное предсказание данной гипотезы — то, что эволюционно молодые или новые гены экспрессиру-ются в опухолях. Мы назвали такие гены TSEEN (эволю-ционно новые гены, экспрессирующиеся в опухолях).
Цель исследования — описать эволюционно новые гены, экспрессирующиеся преимущественно в опухолях трансгенных рыб после регрессии, а также их человеческие ор-тологи, которые определяют прогрессивные эволюционные признаки.
Материалы и методы. Мы анализировали выборку генов, которые активировались согласно данным глубокого секвенирования рибонуклеиновой кислоты в индуцибель-ной опухоли KrasV12 трансгенной рыбы данио рерио. Гены из данной выборки продолжали экспрессироваться после регрессии гепатоклеточной карциномы при инактивации Kras. Поиск ортологов данных генов проводили с использованием различных подходов, таких как blastx и psiblast, с критерием evalúe 10-3 и покрытием выравнивания более 50 %.
Результаты. Мы обнаружили, что значительное число генов с опухолеспецифическим паттерном экспрессии являются относительно эволюционно новыми, т. е. не имеют ортологов у миног. У человека имеют ортологи 226 таких «новых» генов. Для характеристики функции данных генов использовали ресурсы генной онтологии (gene orthology, GO). Согласно данным GO некоторые гены имеют функ-
№1 / том 15 / 2016
РОССИЙСКИЙ БИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ