80
МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ «ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОТИВООПУХОЛЕВЫЕ ПРЕПАРАТЫ»
холевые клетки вводили инсулиновым шприцем с иглой 30G. Делали прокол почки по большой кривизне таким образом, чтобы игла оказалось в субкапсулярной области на противоположной от места прокола стороне. Для исследования зависимости развития опухоли от количества введенных опухолевых клеток было сформировано 3 группы, в которых мышам вводили соответственно по 2 х 103 (1-я группа; n = 16), 2 х 104 (2-я группа; n = 16) и 1 х 105 (3-я группа; n = 10) клеток Renca в 15 мкл фосфатно-соле-вого буферного раствора.
Результаты. Эвтаназию с патоморфологической и гистологической оценкой проводили на 21-й и 28-й дни эксперимента. Также рассчитывали индекс опухолевого процесса (ИОП), учитывающий размер опухоли, уровень метастазирования и выживаемость. По массе инвазирован-ной почки были получены следующие результаты: на 21-й день - 0,26 ± 0,02; 0,87 ± 0,13 и 1,82 ± 0,35 г в 1-й, 2-й и 3-й группах соответственно; на 28-й день — 0,63 ± 0,09 г в 1-й группе и 3,33 ± 0,43 г во 2-й. В 3-й группе все мыши умерли к 27-му дню опухолевого процесса. ИОП на 21/28-й дни был равен 0,5/0,9; 2,0/4,3; 3,4/13,8 в 1-й, 2-й и 3-й группах соответственно.
Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о дозозависимом развитии опухолевого процесса в модели почечной карциномы Renca. Необходимо отметить 100 % прививаемость опухолевых клеток и статистически достоверную разницу результатов, полученных в ходе исследования. Показана возможность экспериментального моделирования опухолевого процесса различной продолжительности, что позволит испытывать противоопухолевые лекарственные средства с различным механизмом действия, в том числе предполагающим их длительное введение.
С. В. Одинцова, ЕА. Маслюкова, В.А. Одинцов,
Р.М. Жабина, А.А. Поликарпов
РОЛЬ РЕГИОНАРНОЙ ХИМИОТЕРАПИИ
В КОМБИНИРОВАННОМ ЛЕЧЕНИИ
ВОСПАЛИТЕЛЬНОЙ ФОРМЫ
РАКА МОЛОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ
ГБОУ ВПО «Первый СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова»
Минздрава России, Санкт-Петербург;
ФГБУРНЦРХТМинздрава России, Санкт-Петербург
Введение. Воспалительная форма составляет приблизительно 5 % всех случаев рака молочной железы (РМЖ). В последние 10 лет способы лечения пациентов с воспалительным РМЖ (ВРМЖ) включают химиотерапию, операцию и облучение. Однако стандартов лечения ВРМЖ не установлено.
Цель исследования — повышение эффективности комбинированного химиолучевого лечения больных ВРМЖ с применением химиоэмболизации (ХЭ) и/или химиоин-фузии (ХИ) внутренней и наружной грудных артерий с последующей радикальной лучевой терапией (ЛТ) и химиотерапией.
Материалы и методы. С 2000 по 2014 г. проведено лечение 179 пациенток с ВРМЖ. В исследуемой группе селективная внутриартериальная полихимиотерапия в неоадъ-ювантном режиме с последующей радикальной ЛТ была проведена у 67 (37,4 %) больных с первично-неооперабель-
ным (Т4Ь) ВРМЖ. Контрольную группу составили 112 (62,6 %) пациенток с ВРМЖ. В исследуемой группе проводили масляную ХЭ (п = 43) или ХИ (п = 24) внутренней и/или наружной грудных артерий с использованием 50 мг метотрексата, 1000 мг 5-фторурацила, смешанных с 2—5 мл липиодола (п = 36), в другой группе — 80—100 мг таксотера и 4 мл липиодола (п = 31). Через 1 сут после ХЭ или ХИ начинали ЛТ Облучение проводили в режиме среднего фракционирования (3 Гр) до суммарной дозы на основание молочной железы 45—48 Гр, на регионарные лимфатические узлы — 36—39 Гр. Через 2—3 нед после окончания ЛТ проводили системную химиотерапию по схеме СМБ или АТ (также 5 циклов). В контрольной группе проводили неоадъювантную полихимиотерапию с последующей операцией, если больные переходили в операбельное состояние. В контрольной группе самостоятельная ЛТ проводилась у 46 пациенток, послеоперационная ЛТ — у 49.
Результаты. Все больные исследуемой группы завершили терапию в установленные сроки. В исследуемой группе радикальная мастэктомия была выполнена у 25 пациенток, в контрольной — у 66. По данным операционного материала полный ответ на неоадъювантную терапию в исследовательской группе достигнут у 16 (64 %), частичный — у 9 (36 %) больных. В контрольной группе полный ответ достигнут у 24 (36 %), частичный — у 42 (64 %) пациенток (р < 0,05). Пятилетняя выживаемость в группе с ангиографией не зависела от выполнения мастэктомии. По нашему мнению, это связано с тем, что часть пациенток, у которых был достигнут полный ответ на проведенное лечение (ангиография + ЛТ), отказались от операции. В контрольной группе отмечалась такая же тенденция. Не было выявлено различий между группами «химиотерапия + операция» и «химиотерапия + ЛТ». Годичная выживаемость в исследуемой группе составила 99 %, 2-летняя — 92,3 %, 3-летняя — 80,7 %, 5-летняя — 66,8 %. Годичная выживаемость в контрольной группе составила 95,3 %, 2-летняя - 83,7 %, 3-летняя - 65,9 %, 5-летняя - 38,8 %. Выживаемость больных в исследуемой группе была достоверно выше, чем в контрольной (р < 0,05).
Заключение. Комбинированное химиолучевое воздействие с использованием ХЭ/ХИ - безопасный и высокоэффективный метод лечения больных ВРМЖ. При ВРМЖ ЛТ в сочетании с ХЭ приводит к высокой выживаемости на протяжении 5 лет среди пациенток, успешно завершивших курс запланированного лечения.
Н.Д. Олтаржевская1, М.А. Коровина1, Е.А. Маслюкова2, Л. И. Корытова2, С. И. Ткачёв3, О. П. Трофимова3 ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ЛУЧЕВЫХ РЕАКЦИЙ ГЕЛЕМ «КОЛЕГЕЛЬ»
ООО «КОЛЕТЕКС», Москва;
ФГБУ РНЦРХТ Минздрава России, Санкт-Петербург; ФГБУ«РОНЦ им. Н.Н. Блохина» Минздрава России, Москва
Введение. Исследования проводились в РНЦРХТ на 20 больных раком молочной железы (РМЖ) и в радиологическом отделении РОНЦ им. Н.Н. Блохина на 26 больных раком анального канала. Исследовалась возможность использования материала «Колегель» для профилактики и лечения лучевых реакций.
МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ «ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОТИВООПУХОЛЕВЫЕ ПРЕПАРАТЫ»
81
Материалы и методы. В исследование были включены 20 пациенток с РМЖ, которым проводилась лучевая терапия (ЛТ) с вовлечением надключичных и подключичных лимфатических узлов. Больные были разделены на 2 группы по 10 пациенток. Все больные получали многокомпонентный гель на основе альгината натрия с актовегином, гидрокортизоном, димексидом и мексидолом. В 1-й группе в целях профилактики использовали «Колегель» — салфетку гидрогелевую «Колетекс-Д», в которую предварительно дополнительно вводили гидрокортизон (0,4 % (масс.)), мексидол (0,9 % (масс.)) и актовегин (2,5 % (масс.)) (далее — гель). Больные получали гель с 1-го дня ЛТ весь курс и 7 дней после окончания ЛТ Во 2-й группе пациентки получали гель после появления болевого синдрома при глотании, прием геля продолжался до окончания ЛТ и 7 дней после ЛТ При плоскоклеточном раке анального канала с целью профилактики возникновения, а затем и лечения ранних лучевых повреждений слизистой оболочки прямой кишки всем больным было рекомендовано введение вышеуказанного геля в прямую кишку и во влагалище. Обработка слизистых оболочек проводилась с середины курса лечения в течение 2,5—3 мес (окончание через 1,5—2 мес после завершения курса ЛТ).
Результаты. При лечении РМЖ в 1-й группе болевой синдром возник в среднем на дозе 24 Гр (8-й сеанс) у 5 пациенток, интенсивность боли не превышала 2—3 балла. Во 2-й группе болевой синдром в виде болей в горле появлялся на дозе 18 Гр (после 6-го сеанса), интенсивность боли в среднем составляла 6—8 баллов. Во 2-й группе после начала приема многокомпонентного геля через 2 сут боль уменьшалась до 4—5 баллов, а к 5-м суткам у 6 пациенток снизилась до 2 баллов и у 4 больных — до 0. При лечении рака анального канала отмечено достоверное снижение выраженности постлучевых повреждений у 92 % больных, полное отсутствие ранних лучевых повреждений слизистых оболочек прямой кишки и влагалища — у 70 % пациентов.
Заключение. Салфетка гидрогелевая «Колетекс-Д», в которую предварительно дополнительно вводились гидрокортизон (0,4 % (масс.)), мексидол (0,9 % (масс.)) и актовегин (2,5 % (масс.)), может использоваться для профилактики и лечения постлучевых реакций, индуцированных ЛТ
О.А. Омельчук1,2, А. С. Тихомиров12,
Л. Г. Деженкова1, А.Е. Щекотихин1' 2
ВЛИЯНИЕ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ В ПЕРИ-ПОЛОЖЕНИЯХ
НА АНТИПРОЛИФЕРАТИВНЫЕ СВОЙСТВА
АНТРАФУРАНКАРБОКСАМИДОВ
ФГБНУ«НИИНА им. Г.Ф. Гаузе», Москва;
2ФГБОУВО «РХТУ им. Д. И. Менделеева», Москва
Введение. Производные 4,11-дигидроксиантра[2,3-6]-фуран-5,10-дион-3-карбоксамида проявляют высокую противоопухолевую активность и способны преодолевать множественную лекарственную устойчивость в опухолевых клетках, а соединение-лидер этого ряда — антрафуран ЛХТА-2034 (Щекотихин А.Е. и др. Патент РФ № 2554939, 2015) - рекомендовано для клинических испытаний.
Цель исследования — изучение роли гидроксигрупп в пери-положениях антрафурандиона ЛХТА-2034 на анти-пролиферативную активность соединений этого химотипа.
Материалы и методы. Новые 4- и 11-хлорзамещенные аналоги 2-метилантра[2,3-6]фуран-5,10-дион-3-карбокса-мида ЛХТА-2034, а также 4,11-дихлорпроизводное получены хлорированием этилового эфира 4,11-дигидрокси-5,10-диоксо-2-метилантра[2,3-6]фуран-3-карбоновой кислоты (Щекотихин и др. Патент РФ № 2554937, 2015), а также последующими реакциями кислотного гидролиза и конденсацией соответствующей кислоты с 3-аминопир-ролидином. Цитотоксичность хлорзамещенных антрафу-рандион-3-карбоксамидов определяли на линиях клеток карциномы шейки матки человека НеЬа, Т-лимфоцитах человека СЕМ, лейкемии мыши Ь1210 путем окрашивания клеток трипановым синим и подсчетом их количества в счетчике Коултера, а также МТТ-тестом на линиях клеток миелоидного лейкоза человека К562 и карциномы кишечника НСТ-116.
Результаты. Замена одной гидроксильной группы на атом хлора в положении 4 или 11 антрафурандион-3-карбокса-мида ЛХТА-2034 вызывает снижение антипролифератив-ной активности соединений в 2—5 раз в отношении линий клеток НеЬа и СЕМ. Последующая модификация второй гидроксигруппы в пери-положении приводит к значительному (в 3—30 раз) снижению способности 4,11-дихлорана-логов препарата ЛХТА-2034 блокировать рост всех тестируемых линий опухолевых клеток.
Заключение. Последовательная замена гидроксигрупп в пери-положениях антрафуранкарбоксамида ЛХТА-2034 на атомы хлора приводит к пропорциональному снижению антипролиферативной активности производных, что говорит о критической роли заместителей в этих позициях.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 16-33-00908мол_а
B.Н. Осипов1,2, А. В. Колотаев1, А.Н. Балаев2,
К.А. Охманович2, Л. И. Смирнова3, М.А. Барышникова3,
C.Ю. Фролова1, Е.А. Ручко2, Д. С. Хачатрян1
СИНТЕЗ И ИССЛЕДОВАНИЕ ЦИТОТОКСИЧЕСКОЙ
АКТИВНОСТИ НОВЫХ ПЕПТИДНЫХ АНАЛОГОВ
СОМАТОСТАТИНА
1ФГУП ИРЕА, Москва;
2ЗАО «Фарм-Синтез», Москва;
3ФГБУ«РОНЦ им. Н.Н. Блохина» Минздрава России, Москва
Цель исследования — синтез и определение цитотокси-ческой активности новых линейных пептидов, аналогов соматостатина.
Материалы и методы. Короткий период полужизни соматостатина в организме ставит задачу разработки аналогов, имеющих более высокую устойчивость к ферментативному расщеплению. Одним из перспективных направлений является поиск активных соединений в области коротких линейных пептидов с различными функциональными заместителями. Объектами наших исследований являются модифицированные линейные пентапептиды, аналоги соматостатина.
Результаты. Синтезированы и очищены с помощью высокоэффективной жидкостной хроматографии (содержание основного вещества более 98 %) различные модифицированные пентапептиды с объемными амидными заместителями на С-конце. В частности, получены такие