Научная статья на тему 'ХРАНЕНИЕ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ РАЗРУШЕНИЯ МУЗЕЙНЫХ ЭКСПОНАТОВ'

ХРАНЕНИЕ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ РАЗРУШЕНИЯ МУЗЕЙНЫХ ЭКСПОНАТОВ Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

435
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / БАКТЕРИИ / УСЛОВИЯ / КЛИМАТ / ПРЕДМЕТ / ПОВРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Приходько Татьяна Андреевна

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в статье собрана и обобщена вся информация по хранению и предотвращению разрушения музейных экспонатов. В статье можно увидеть проблемы и вопросы, которые решает музей: начиная с расстановки экспонатов заканчивая температурно-влажностным режимом в здании. Описывается опыт музеев России и иностранных в разработке и использовании методов дезинфекции музейных экспонатов. Рассказывается о причинах появления и видах борьбы с грибком, плесенью, гниением и насекомыми, чтобы избежать повреждения и как можно дольше сохранять экспонаты для новых посетителей. Способы, которые использовали раньше, минусы и плюсы, и современная альтернатива, тем что уже не годятся. Рекомендации по содержанию и профилактики экспонатов в музее от Министерства культуры и российских ученых в результате опытов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по промышленным биотехнологиям , автор научной работы — Приходько Татьяна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESERVATION AND PREVENTION OF DESTRUCTION OF MUSEUM EXHIBITS

The relevance of the chosen topic is due to the fact that the article collects and summarizes all the information on the storage and prevention of destruction of museum exhibits. In the article you can see the problems and issues that the museum solves: starting with the placement of exhibits and ending with the temperature and humidity regime in the building. The experience of Russian and foreign museums in the development and use of disinfection methods for museum exhibits is described. It tells about the reasons for the appearance and types of fighting against fungus, mold, rot and insects in order to avoid damage and preserve the exhibits for new visitors as long as possible. The methods that were used before, the cons and pros, and the modern alternative, those that are no longer suitable. Recommendations on the maintenance and prevention of exhibits in the museum from the Ministry of Culture and Russian scientists as a result of experiments.

Текст научной работы на тему «ХРАНЕНИЕ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ РАЗРУШЕНИЯ МУЗЕЙНЫХ ЭКСПОНАТОВ»

Музееведение Museology

Научная статья

DOI: 10.17748/2686-8814-2022-4-1-58-67 УДК 069.01

ХРАНЕНИЕ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ РАЗРУШЕНИЯ МУЗЕЙНЫХ ЭКСПОНАТОВ

Татьяна Андреевна Приходько

Краснодарский государственный институт культуры г. Краснодар, Россия e-mail: [email protected]

Аннотация. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в статье собрана и обобщена вся информация по хранению и предотвращению разрушения музейных экспонатов. В статье можно увидеть проблемы и вопросы, которые решает музей: начиная с расстановки экспонатов заканчивая температурно-влажностным режимом в здании. Описывается опыт музеев России и иностранных в разработке и использовании методов дезинфекции музейных экспонатов. Рассказывается о причинах появления и видах борьбы с грибком, плесенью, гниением и насекомыми, чтобы избежать повреждения и как можно дольше сохранять экспонаты для новых посетителей. Способы, которые использовали раньше, минусы и плюсы, и современная альтернатива, тем что уже не годятся. Рекомендации по содержанию и профилактики экспонатов в музее от Министерства культуры и российских ученых в результате опытов.

Ключевые слова: музей, бактерии, условия, климат, предмет, повреждения.

Для цитирования: Приходько Т.А. Хранение и предотвращение разрушения

музейных экспонатов // Культурный ландшафт регионов.

2022. Том 4. № 1. С. 58-67.

DOI: 10.17748/2686-8814-2022-4-1-58-67

Original article

PRESERVATION AND PREVENTION OF DESTRUCTION OF MUSEUM EXHIBITS

Tatyana A. Prihodko

Krasnodar State Institute of Culture. Krasnodar, Russia e-mail: [email protected]

Abstract. The relevance of the chosen topic is due to the fact that the article collects and summarizes all the information on the storage and prevention of destruction of museum exhibits. In the article you can see the problems and issues that the museum solves: starting with the placement of exhibits and ending with the temperature and humidity regime in the building. The experience of Russian and foreign museums in the development and use of disinfection methods for museum exhibits is described. It tells about the reasons for the appearance and types of fighting against fungus, mold, rot and insects in order to avoid damage and preserve the exhibits for new visitors as long as possible. The methods that were used before, the cons and pros, and the modern alternative, those that are no longer suitable. Recommendations on the maintenance and prevention of exhibits in the museum from the Ministry of Culture and Russian scientists as a result of experiments.

Keywords: museum, bacteria, conditions, climate, subject, damage.

For citation: Prihodko T.A. Preservation and prevention of destruction of museum exhibits. Cultural landscape of the regions. 2022. Vol. 4. № 1. P. 58-67. (In Russ.). DOI: 10.17748/2686-8814-2022-4-1-58-67

В музеях чрезвычайный вред вещам наносят прежде всего бактерии. Бактерии развиваются везде, где есть влажность и недостаток света, для них это самая лучшая среда. Для прекращения процесса гниения необходимо создать условия сухости или если бактерии есть, предпринимать меры по уничтожению. Создать такие условия сухости, чтобы бактерии не могли совершенно существовать, вообще чрезвычайно трудно, а в музее почти невозможно. Конечно, можно создать для особо ценных вещей вакуум с абсолютно сухим режимом, и такого рода хранение в музее уже применяется, но в обстановке небольшого или среднего музея такой способ мало доступен. Поэтому следует всячески поддерживать нормальные условия режима. Конечно, в музеях мирового уровня возможно создание полного вакуума с сухим режимом для ценных вещей, но для маленьких музеев такое неосуществимо. Но для того, чтобы бактерий не было

стоит соблюдать условия режима, которые есть в положении Приказа Министерства культуры РФ от 23.07.2020 N 827 "Об утверждении Единых правил организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций" следует создавать и поддерживать определенный уровень температурно-влажностного (влажность в диапазоне 40-60%, и стабильная температура в диапазоне 16 - 25 С для большинства материалов), светового и санитарно-гигиенического режима в зданиях и помещениях музея с учетом рекомендуемой классификацией предметов искусства в зависимости от их чувствительности к относительной влажности воздуха (RH) [9]. Это поможет приостановить развитие бактериального мира или избавить от них насовсем. Но в этом также помогают новые технологии. Такие как Климатические кассеты Арт -Сорб. Только при условии, что конструкция витрины достаточно герметична (в ней нет щелей и имеется хороший уплотнитель), можно поддерживать климат внутри витрины. В качестве высокоэффективного влажностного буфера используется вещество Арт-Сорб, составленная из смеси силикагеля и хлорида литий (SiO2), который был разработан специально для поддержания климата при экспонировании и хранении объектов культуры. Использование гранул (величина зерна 1,5-4 мм величина зерна 1,5-4 мм) предполагает наличие внутри витрины углубления или же может помещаться в выдвижном ящике. В зависимости от той влажности, которая должна быть внутри витрины (для экспонирования книг это 50-55%), на 1 м3 пространства витрины требуется от 700 грамм до нескольких килограмм гранулята. В витрине необходимо предусмотреть наличие маленького гигрометра. 1 кг гранулята Арт-Сорба по объему равен 2 литрам. Кассеты в применении удобнее, чем гранулят. Их просто менять и конденсировать по весу. Из-за медленного разложения материал значения кондиционирования кассеты при том числе ее весу постепенно поднимается вверх (примерно 1% относительной влажности в год). После нескольких лет использования нужно проверить кассету при помощи точного гигрометра. Кассета выглядит, как картонная коробка, в верхней части которой находится прямоугольное отверстие, которое закрыто нетканым материалом. Как правило, они бывают двух размеров, выбор размера зависит в основном от объема витрины. Она имеет высокий уровень ЕМС, который позволяет удерживать влагу. Величина EMC обозначает массу воды, содержащей в себе 100 гр. сухого вещества, если давление пара находится в равновесии с заданной относительной влажностью. То есть, чем выше ЕМС, тем больше способность гасить колебания влажности. Обладает уникальной способностью к поглощению и выделению влаги во всех диапазонах относительной влажности воздуха.

Это не единственное нововведение. Про-Сорб новый вид силикагеля, не содержащий, в отличии от Арт-Сорба, Хлорида лития (который провоцирует коррозию металла). Вещество Про-Сорб состоит из оксида алюминия (3%) и диоксида кремния (97%) и обладает высокой гигроскопичностью, даже по сравнению с Арт-Сорбом, к тому же оно более компактно упаковано (стандартная кассета содержит больше гранул вещества). Заявленная влажность держится не-

сколько лет. Вещество поставляется подготовленным с уровнем влажности 35%, 40%, 45%, 50%, 55% или 60%.

Следующее, что надо учитывать, что важную роль в профилактике биоповреждений играет грамотное содержание здания музея [1]. Это предполагает меры против нарушения гидроизоляционных работ и создания зон повышенной влажности в помещениях. При образовании таких зон, происходит развитие колоний микроскопических грибов и их размножение влаголюбивых насекомых для того чтобы избежать биопоражения, необходимо правильно организовать помещение для хранения коллекций. В хранилище должно быть выделено несколько функциональных зон: собственно, хранилище; рабочее место хранителя; место для работы посетителей и изолятор. Окна, двери и вентиляционные отверстия в помещении хранилища должны быть защищены сетками, чтобы предотвратить проникновение внутрь насекомых. При выборе оборудования для фондохранилища следует учитывать особенности коллекции, а его конструкция должна обеспечивать возможность регулярного проведения профилактических осмотров предметов. Для поддержания в помещении хранилища санитарного режима уборка должна проводится с обеззараживающими средствами.

Надо будет также приготовить те средства, которые бы сделали объект непригодным к питанию и уничтожению бактерии или убивали бы ее» Поэтому необходимо при любых работах по закреплению вещей вводить дезинфицирующий раствор, который делает среду неблагоприятной для размножения бактерий: раствор тимола или же раствор фенола. Если бактерии покрывают большую площадь, для обеззараживания используется формалин. В одну комнату можно поместить все вещи, которые имеют подозрительный вид в плане заражения их бактериями и произвести общую дезинфицировку. На каждый квадратный метр помещения нужно взять по 25 кубиков раствора формальдегида в концентрации в 409/%. Затем поместив вещи по возможности так, чтобы они были на расстоянии от друг друга и могли бы быть использованы для действия бактерицида, испаряют формалиновою смесь. Запечатав окна и двери комнаты, пропускают через замочную скважину стеклянную трубку, соединенную с сосудом, в котором раствор формалина. Нагревают эту колбу и пары формалина проникают в помещение. По истечении 2—3 дней после того как помещение было закрыто на замок и опечатано, его открывают и проветривают вещи Истребление бактерий будет произведено. Сейчас же такой метод не актуален и имеет существенные минусы, но с проблемой справляются санитарно-медицинские учреждения дезинфекционной бригадой. С плесенью проблем меньше, так как для борьбы с ней для начала стоит установить нормальную влажность. Чем меньше влажность, тем меньше оснований для развития плесени.

В замкнутых пространствах, таких, например, как экспозиционный зал, хранение, а также витрина, изменения температуры (Т), относительной влажности воздуха (RH) и их взаимозависимости. Повышение температуры приведет к снижению относительной влажности и наоборот. Температура и относительная влажность не должны выходить за диапазон значений, при которых могут произойти физические или химические повреждения предметов коллекции.

Особенность плесени в том, что она может жить в течении долгого времени в состоянии анабиоза и начать развиваться при создании благоприятных условиях, поэтому плесень необходимо тщательно уничтожать. Таким убивающим средством является тот же формалин. Сильным средством является сулема. Сулема употребляется в очень слабом растворе 1 на 1000 или 2 на 1000 долей; этим раствором протирают вещи, зараженные плесенью, а затем высушивают. Для музейных целей от сулемы отказались почти везде.

Большой вред музейным вещам наносят насекомые самых различных родов, начиная микроскопической книжной вши. Это маленькое белое насекомое, которое съедает все крахмальные вещества из бумаги и может так обглодать любую акварель, любой документ, так что они начинают сыпаться. Не меньший вред наносят жуки-точильщики и т. д [3]. Борьба с этими насекомыми очень трудна. Они не любят сухого режима, но отлично переживают 30—350% влажности, а в климате очень сухом вырабатываются особые «засухоустойчивые» сорта этих вредителей. Бороться с этими вредителями понижением или повышением влажности нельзя. С ними нужно бороться химическими, механическими, физическими или биологическими средствами.

Отравляющие химические средства могут, как растворять жиры или белковые вещества в теле насекомого, так и убить при питании и дыхании. Выгоднее, конечно, вещества пара или газообразные, так как они везде проникают; жидкости и твердые тела удобные только тогда, когда они сильно летучи. Фумигация - один из самых распространенных методов. Для фумигации применяется эффективно уничтожающий насекомых и их личинки газ - этот метод позволяет уничтожить насекомых во всех фазах развития т.е. ядами, из которых чаще всего применяются хлорпикрин и синильная кислота. Но большим недостатком является токсичность для людей. Кроме того, недостаточно изучено повреждающее воздействие фумигантов на музейные предметы, включающие самые разнообразные материалы и вещества

ТЛ « " _

В настоящее время американские и английские музей очень рекомендуют твердые сильно летучие дезинсекторы, как, например, «циклон» соединение

" « ТЛ

кальция с цианистой кислотой. В числе растворяющих средств надо указать на те типичные растворители, о которых уже говорилось раньше: бензин, дихлорэтан, тетрахлоруглерод и т. п. Некоторые заграничные музеи, как, например, Национальный музей в Вашингтоне (США), считают, что одна вещь не должна попасть в музей, не пройдя через обработку в парах бензина. Поэтому вещи, поступающие извне в музей, прежде всего подвергаются обработке бензином, для чего устроен металлический бак, в который наливается бензин, затем на него накладывается сетка, на эту сетку кладутся. вещи, все это герметически закупоривается и в течение нескольких часов или дней вещи находятся в парах бензина. Бензин растворяет жировые вещества насекомых, и последние погибают. Но пары бензина, смешанные с воздухом, чрезвычайно взрывчатые, поэтому в музее трудно найти настолько изолированное и безопасное место. Лучше в качестве дезинфектора брать дихлорэтами и тетрахлоруглерод, которые действуют не только растворяющее, но и отравляют дыхание насекомых и не взрывчатые.

Можно закупорить дыхательные пути насекомых жировыми веществами. Для этого обработка маслом вполне допустима. Если имеются деревянные вещи, в которых находятся какие-то вредители, берут жировое вещество, как парафин, делают его жидким, растворив в ксилоле или толуоле и пропитывают объект. Парафин сам по себе насекомых не отравляет и не убивает, но закупоривает их дыхательные пути и насекомое умирает. Кроме того, и те питательные вещества, на которых живут насекомые, и плесени делаются несъедобными, будучи пропитаны парафином. Затем могут быть применены способы физического порядка, как повышение температуры. Надеяться на то, чтобы заморозить насекомых нельзя, потому что, например, клоп спокойно выдерживает 20° мороза. Это объясняется отчасти и тем, что насекомые не живут открыто, а прячутся в различные щели и трещины. Поэтому уничтожить насекомых понижением температуры почти невозможно, наоборот довольно легко их убивает повышение температуры. Тая при повышении температуры путем пропускания струи пара, или путем нагревания, или просто проглаживанием горячим утюгом. Конечно, следует разбираться, какие вещи могут быть подвергнуты той или иной обработке. Если одновременно с нагреванием применить какой-нибудь химический отравитель, получится усиленное действие. Тем не менее, этот метод является достаточно востребован, так как вымораживание намного экологичнее и выгодно отличается от фумигации отсутствием химикатов, сорбируемых материалом. Для обработки экспонатов низкими температурами их помещают в морозильную камеру. Опыт использования морозильных установок в музеях России и Европы значительно отличаются. Например, в двух крупнейших музеях России - Эрмитаже и Кунсткамере - экспонаты загружают в морозильную камеру при температуре -3° С Далее в течение нескольких часов в камере достигается температура обработки, которая составляет 18-22°С ниже нуля. Спустя 7 суток предметы вынимаются из морозильной установки (при этой же температуре) [6]. Другая методика вымораживания зараженных насекомыми музейных предметов используется в этнографическом музее в г. Штутгарт (Германия). Там рабочая температура в камере создается до загрузки в нее предметов, экспонаты помещаются в камеру, когда температура в ней 35°С ниже нуля, время выдержки предметов в камере составляет 2-3 суток. Затем в течение нескольких часов температура в камере повышается до комнатной, после чего экспонаты вынимают из камеры. Сразу же после обработки проводится повторный цикл. Вымораживание не имеет пролонгирующего действия. Остается открытым вопрос о том, сколько раз можно подвергать обработке низкими температурами различные материалы без ущерба их физической сохранности. Известно, что резкие колебания температуры и относительной влажности пагубно влияют на состояние сохранности музейных предметов, а при обработке в морозильной камере материалы, из которых сделаны экспонаты, подвергаются температурному шоку [11].

Следует помнить, что весьма действительный против бактерий и плесеней формалин, против насекомых бессилен, поэтому надо обращаться к более сильным отравителям. Хлорпикрин известное отравляющее средство, употреблявшее в первую империалистическую войну. Он очень долго сохраняется в мягких ве-

щах, так что, если подвергалась обработке хлорпикрином какая-нибудь мягкая мебель, она очень долго будет удерживать этот яд; поэтому поможет только тщательное проветривание. Действие хлорпикрина еще не проверено на всех предметах. Что касается синильной или цианистой кислоты, то ее можно применять только в специальных дезинфекционных камерах. В работу с синильной кислотой можно проводить только при условии постоянного наличия весьма опытного специалиста, изучавшего подобную дезинфекцию. Отравляющие вещества стали применять главным образом после империалистической войны, когда остаюсь очень много различных отравляющих веществ, неиспользованных в военном деле; до этого был в ходу сероуглерод, который следует, безусловно, исключать из музейной практики, как крайне опасный по легкой воспламеняемости. В сельском хозяйстве, сначала в Германии, потом в Англии и в Америке, стали пробовать действие тех или иных отравляющих веществ на различных вредителей сельского хозяйства и складов. Ведущую роль в этих работах играет теперь Сельскохозяйственный отдел в Вашингтоне (Америка). Значительные опыты в этом направлении были проведены и у нас Институтом защиты растений сельскохозяйственной академии им. В. И. Ленина. В результате всех опытов, оказалось, что лучшим средством является азокись этилена особенно в смеси с окись углерода (СО). Но не всегда есть возможность его использовать тогда остается хюрпикрин. Если же позволяет материал вещей, хорошим средством можно считать пропитку парафином, растворенном на каком-нибудь жидком растворителе, как дихлорэтан, ксилол и т. п.

Необходимо помнить, что пропитанные вещи долгое время задерживают растворитель в глубоких слоях, поэтому от них идет сильный запах и требуется продолжительное выдерживание их в проветриваемом помещении. Во избежание пожарной опасности, горючие ксилол или толуол заменить негорючим 4 -хлористым углеродом (или дихлорэтаном). Чрезвычайно назойливым вредителем, очень часто встречающимся в музеях, является моль. В отношении моли применимы все те средства, о которых выше уже говорилось. Наилучшим профилактическим и убивающим средством в борьбе с молью является парадихлор-бензол. Это кристаллическое вещество, легко растворимое в алкоголе; его можно или пульверизировать, или просто повесить в марлевых мешочках в витрину, или положить в сундуки, в закрытые шкафы, и никакая моль против его действия не устоит. Для человека он безвреден и не имеет запаха.

Еще одной из частых проблем, встречающихся биопоражений экспонатов - поражение микроскопическими грибами. С 2002 г. В Российском этнографическом музее совместно с сотрудниками Научно-исследовательского технологического института антибиотиков и ферментов медицинского назначения (НИ-ТИАФ) проводятся исследования по подбору оптимальных средств обеззараживания экспонатов от грибковой микрофлоры. Ранее для обеззараживания зараженных предметов использовали препарат лизоформин: жидкий концентрат с действующими веществами дидецилдиметиламмоний хлорид (9,8 %) и производное гуанидина (2,9 %). Обработку проводили водно-спиртовым раствором лизоформина в 4 %-ной концентрации. Спустя 3-5 месяцев после 3 -

кратной обработки лизоформином пробы на наличие грибковой микрофлоры показали наличие грибов на всех обработанных предметах, хотя после обработки рост их замедлился. Таким образом, метод оказался не эффективным и трудоемким [7,8].

Из изложенного с несомненной ясностью становится понятно одно, что стоит соблюдать основные правила режима. Поэтому строгое соблюдение этих правил является тем кодексом, последовательное выполнение которого охраняет коллекции от разрушения, а музейного работника от большой и часто очень трудной работы по дезинфекции, дезинсекции и реставрации музейных сокровищ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арнольд-Алябьев В. И. Краткое руководство по наблюдению за физическим состоянием воздуха в музеях и библиотеках. Материалы по методологии археологической технологии. Вып. XIII. Ленинград. 1931.

2. Балаева С. Н., Малеин Н. И., Тихонов Н. П., Тропчинсий С. В., Фармаков-ский М. В. Хранение музейных ценностей. Под ред. Тихонова Н. П. Ленинград. 1940.

3. Безбородова Л. Ф., Полякова Ж. В. Защита материалов, используемых в реставрации произведений искусства, книг и архивных документов от биоповреждений. Насекомые и грызуны-разрушители материалов и технических устройств. - М., 1983.

4. Богомолова Е. В., Зароченцева И. А., Кобякова В. И., Панина Л. К., Первак В. Э., Погребникова И. Л. Роль сезонных колебаний влажности в музейных помещениях старинных зданий Санкт-Петербурга в возникновении грибных повреждений экспонатов. Успехи медицинской микологии // Материалы четвертого всероссийского конгресса по медицинской микологии. - М., 2006. - Т.УП.

5. Кроллау Е. К., Нацкий К. В. Проблемы защиты музейных ценностей от биологических повреждений (практические задачи). Насекомые и грызуны -разрушители материалов и технических устройств. - М., 1983.

6. Лопатина Т. Ф. Опыт борьбы с биоповреждениями в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) // Сохранность культурного наследия: Наука и практика. Будущее прошлого, расширение доступа и сохранность коллекций. - СПб. - 2000. - Вып. № 3.

7. Отчеты ОАО Научно-исследовательского технологического Института антибиотиков и ферментов медицинского назначения и ОАО «Аптека-сервис» по теме: «Разработка метода обеззараживания экспонатов музея от грибковой микрофлоры». 2002-2007 гг. [Руководитель темы, ответственный исполнитель к.б.н. Е. Н. Большакова].

8. Заключения микологических обследований экспонатов Российского этнографического музея кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии Санкт-Петербургского Государственного медицинского университета им. академика И. П. Павлова. 2002-2004 гг. [Ответственный исполнитель врач-исследователь И.Р. Мошкевич, зав. кафедрой профессор В. В. Тец.]

9. Ритшель Г., Гребер Г. Руководство по отоплению и вентиляции. Москва— Ленинград. 1932.

10. Приказ Министерства культуры РФ от 23 июля 2020 г. N 827 Система ГАРАНТ: https://base.garant.ru/74868877/#ixzz7C1znvGvS // Гарант URL: http://base.garant.ru/74868877/#block_1000 (дата обращения: 07.11.2021).

11. Rathgen Fr D-r. Die Konservierung von Alterturas Funden. I-III. Berlin. 1924.

REFERENCES

1. Arnold-Alyabiev V. I. A brief guide to the observation of the physical condition of the air in museums and libraries. Materials on the methodology of archaeological technology. Vol. XIII. Leningrad. 1931.

1. Balaeva S.N., Malein N.I., Tikhonov N.P., Tropshinsii S.V., Farmakovsky M.V. Storage of Museum Values. Ed. by N. P. Tikhonov. 1940.

2. Bezborodova L.F., Polyakova Z. Protection of Materials Used in Restoration of Works of Art, Books and Archival Documents from Bio-Damage. Insects and Rodents-Destroyers of Materials and Technical Devices. М., 1983.

3. E. Bogomolova. V., Zarochentseva I. A., Kobyakova V. I., Panina L. K., Pervak V. E., Pogrebnikova I. L. The role of seasonal variations in humidity in the museum rooms of old buildings of St. Petersburg in the occurrence of fungal damage to exhibits. Advances in medical mycology. Proceedings of the Fourth All-Russian Congress on Medical Mycology. М., 2006. VOL. VII.

4. Krollau E. K., Natsky K. V. Problems of Protection of Museum Values from Biological Damage (Practical Problems). Insects and rodents-destroyers of materials and technical devices. М., 1983.

5. Lopatina T.F. Experience in Combating Biological Damage at the Museum of Anthropology and Ethnography. Peter the Great (Kunstkamera). Preservation of cultural heritage: Science and Practice. The Future of the Past, Expansion of Access and Co-preservation of Collections. SPb. 2000. № 3.

6. Reports of Scientific Research Technological Institute of Anthibiotics and Medical Enzymes OJSC and Apteka-Service OJSC on "The Development of a Method of Decontamination of Museum Exhibits from Fungal Microflora". 2002-2007. [Project leader, responsible executor c.b.s. E.N. Bolshakova].

7. Conclusions of mycological examinations of the exhibits of the Russian Ethnographic Museum, Department of Microbiology, Virology and Immunology, St. Petersburg State Medical University named after I.P. Pavlov. 2002-2004. [Responsible executor doctor-researcher I.R. Moshkevich, head of department professor V.V. Tetz.]

8. Ritschel G., Greber G. Handbook of heating and ventilation. Moscow-Leningrad. 1932.

9. Order of the Ministry of Culture of the Russian Federation of July 23, 2020 N 827 System GA-RANT: https://base.garant.ru/74868877/#ixzz7C1znvGvS // Garant URL: http://base.garant.ru/74868877/#block_1000 (date of reference: 07.11.2021).

10. Rathgen Fr D-r. Die Konservierung von Alterturas Funden. I-III. Berlin. 1924.

Информация об авторе: Татьяна Андреевна Приходько, бакалавр, 4 курс факультета дизайна, изобразительных искусств и гуманитарного образования, Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар. ул. им. 40 -летия Победы, 33), e-mail: [email protected]

Научный руководитель: Берлизов Николай Евгеньевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, культурологии и музееведения ( г. Краснодар. ул. им. 40-летия Победы, 33), e-mail: [email protected]

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

Information about the author: Prihodko Tatyana Andreevna, 4th year bachelor of the Faculty of Design, Fine Arts and Humanities Education, Krasnodar State Institute of Culture (Krasnodar, street named after 40th anniversary of Victory, 33), e-mail: [email protected]

Scientific adviser: Berlizov Nikolay Evgenievich, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History, Culturology and Museology. (Krasnodar, street named after 40 years of Victory, 33), e-mail: [email protected]

The author has read and approved the final manuscript

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 10.01.2022 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 20.02.2022

Принята к публикации / Accepted for publication: 25.02.2022

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflicts of interests.

© Приходько Т.А. 2022 © «Культурный ландшафт регионов». 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.