Научная статья на тему 'Храмы и монастыри Ардатовской епархии Русской православной церкви в XVII–XVIII вв.'

Храмы и монастыри Ардатовской епархии Русской православной церкви в XVII–XVIII вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
92
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мордва-эрзя / новокрещены / христианство / церковь / монастыри / епархия / Алатырский уезд / Ардатовский уезд / деревня / крестьяне / Mordva-Erzya / novokreshcheny / сhristianity / church / monasteries / diocese / Alatyrsky district / Ardatovsky district / village / peasants

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Марискин Олег Иванович, Кириллов Эдуард Павлович

Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти сегодня является стратегическим национальным приоритетом многонациональной и многоконфессиональной России. Результаты и обсуждение. В 1555 г. была образована Казанская епархия, которая развернула активную работу по христианизации народов Поволжья. В 1672 г. территория Алатырского уезда вошла в состав вновь образовавшейся Нижегородской и Алатырской епархии. Это событие было тесно связано с усилением старообрядчества в Поволжье и задачей крещения нерусского населения региона. Центрами распространения христианства в мордовском крае стали православные монастыри. Наряду с церковно-государственной христианизацией мордовского народа, существовала и ее народно-бытовая форма, которая реализовывалась на почве добровольного хозяйственного и культурного общения с русским населением. Значительную роль в православной жизни края в XVII–XVIII вв. играли Спасо-Преображенская Старцеугловская пустынь и Казанская Ключевская пустынь. Заключение. В целом крещение мордвы, основание монастырей и пустыней, открытие церквей стали важным шагом в укреплении православия в крае, сыграли положительную роль в духовном и нравственном воспитании народа, оставили заметный след в развитии просвещения и культуры. Произошли изменения в повседневной жизни, традициях и обрядах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Temples and Monasteries of the Ardatov Diocese of the Russian Orthodox Church in the 17th – 18th centuries

Introduction. The preservation of traditional Russian spiritual and moral values, culture and historical memory today is a strategic national priority of multinational and multi-confessional Russia. Results and Discussion. In 1555, the Kazan diocese was formed, which launched an active work on the Christianization of the peoples of the Volga region. In 1672, the territory of the Alatyrsky district became part of the newly formed Nizhny Novgorod and Alatyrsky diocese. This event was closely connected with the strengthening of the Old Believers in the Volga region and the task of baptizing the non-Russian population of the Volga region. Orthodox monasteries became centers for the spread of Christianity in the Mordovian region. Along with the church-state Christianization of the Mordovian people, there was also its folk form, realized on the basis of voluntary economic and cultural communication with the Russian population. A significant role in the Orthodox life of the region in the 17th – 18 th centuries. Spaso-Preobrazhenskaya Startseuglovskaya Hermitage and Kazanskaya Klyuchevskaya Hermitage played. Conclusion. In general, the baptism of the Mordovians, the foundation of monasteries and the desert, the opening of churches became an important step in strengthening Orthodoxy in the region, played a positive role in the spiritual and moral education of the people, and left a noticeable mark on the development of education and culture. There have been changes in daily life, traditions and rituals.

Текст научной работы на тему «Храмы и монастыри Ардатовской епархии Русской православной церкви в XVII–XVIII вв.»

История

History

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.063.023.202303.257-267

УДК 94(470.345)

О. И. Марискин1, Э. П. Кириллов2

1 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: mariskinoi@mail.ru 2 Ардатовская епархия Мордовской митрополии (Ардатов, Россия),

e-mail: konfmodern@yandex.ru

Храмы и монастыри Ардатовской епархии Русской православной церкви в XVII-XVIH вв.

Аннотация

Введение. Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти сегодня является стратегическим национальным приоритетом многонациональной и многоконфессиональной России.

Результаты и обсуждение. В 1555 г. была образована Казанская епархия, которая развернула активную работу по христианизации народов Поволжья. В 1672 г территория Алатырского уезда вошла в состав вновь образовавшейся Нижегородской и Алатырской епархии. Это событие было тесно связано с усилением старообрядчества в Поволжье и задачей крещения нерусского населения региона. Центрами распространения христианства в мордовском крае стали православные монастыри. Наряду с церковно-государственной христианизацией мордовского народа, существовала и ее народно-бытовая форма, которая реализовывалась на почве добровольного хозяйственного и культурного общения с русским населением. Значительную роль в православной жизни края в XVII-XVIII вв. играли Спасо-Преображенская Старцеугловская пустынь и Казанская Ключевская пустынь. Заключение. В целом крещение мордвы, основание монастырей и пустыней, открытие церквей стали важным шагом в укреплении православия в крае, сыграли положительную роль в духовном и нравственном воспитании народа, оставили заметный след в развитии просвещения и культуры. Произошли изменения в повседневной жизни, традициях и обрядах.

Ключевые слова: мордва-эрзя, новокрещены, христианство, церковь, монастыри, епархия, Ала-тырский уезд, Ардатовский уезд, деревня, крестьяне.

Для цитирования: Марискин О. И., Кириллов Э. П. Храмы и монастыри Ардатовской епархии Русской православной церкви в XVII-XVIII вв. // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2023. Т. 23, № 3. С. 257-267. DOI: 10.15507/20789823.063.023.202304.257-267.

© Марискин О. И., Кириллов Э. П., 2023

история

Oleg I. Mariskin1, Eduard P Kirillov2

1 National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia),

е-mail: mariskinoi@mail.ru 2 Ardatov Diocese of the Mordovian Metropolia (Ardatov, Russia),

е-mail: konfmodern@yandex.ru

Temples and Monasteries of the Ardatov Diocese of the Russian Orthodox Church in the 17th - 18th centuries

Abstract

Introduction. The preservation of traditional Russian spiritual and moral values, culture and historical memory today is a strategic national priority of multinational and multi-confessional Russia.

Results and Discussion. In 1555, the Kazan diocese was formed, which launched an active work on the Christianization of the peoples of the Volga region. In 1672, the territory of the Alatyrsky district became part of the newly formed Nizhny Novgorod and Alatyrsky diocese. This event was closely connected with the strengthening of the Old Believers in the Volga region and the task of baptizing the non-Russian population of the Volga region. Orthodox monasteries became centers for the spread of Christianity in the Mordovian region. Along with the church-state Christianization of the Mordovian people, there was also its folk form, realized on the basis of voluntary economic and cultural communication with the Russian population. A significant role in the Orthodox life of the region in the 17th - 18 th centuries. Spaso-Preobrazhenskaya Startseuglovskaya Hermitage and Kazanskaya Klyuchevskaya Hermitage played.

Conclusion. In general, the baptism of the Mordovians, the foundation of monasteries and the desert, the opening of churches became an important step in strengthening Orthodoxy in the region, played a positive role in the spiritual and moral education of the people, and left a noticeable mark on the development of education and culture. There have been changes in daily life, traditions and rituals.

Keywords: Mordva-Erzya, novokreshcheny, Christianity, church, monasteries, diocese, Alatyrsky district, Ardatovsky district, village, peasants.

For citation: Mariskin O. I., Kirillov E. P. Temples and Monasteries of the Ardatov Diocese of the Russian Orthodox Church in the 17th - 18th centuries // Gumanitarian: aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2023; 23(3): 257-267. (In Russ.). DOI: 10.15507/20789823.063.023.202303.257-267.

Введение

Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти сегодня является стратегическим национальным приоритетом многонациональной и многоконфессиональной России. Православные монастыри и храмы были и будут наиболее представительными и значимыми организациями, выступающими хранителями духовных традиций и распространителями их среди народов России. Изучение региональной истории этих духовных и социокультурных организаций является важной

и актуальной научно-практической задачей.

Материалы и методы

Изучение региональной истории православных храмов и монастырей имеет определенную историографическую традицию [2-4; 6]. Менее изученными пока остаются процессы христианизации мордвы-эрзи и строительства православных храмов и монастырей на территории современной Ардатовской епархии [1; 9]. В ХУП-ХУШ вв. Ардатовская епархия в значительной части административно входила в состав Алатырского уезда, а с

ICQ гуманитарии : актуальные проблемы ^ „„ „„„„

Z.JO - х 1ом 23, № 3, 2023

гуманитарной науки и образования ' '

1780 г. - и в состав Ардатовского уезда Симбирской губернии.

Результаты и обсуждение

Вторая половина XVI в. стала судьбоносной не только для Поволжья, но и для всего населения единого многонационального Российского государства. Церковный историк А. Ф. Можаровский так описывал ход миссионерского дела после покорения в 1552 г. Казани: «Казань взята внешним оружием: осталось покорителям взять ее оружием духовным. И Иоанн тотчас... начал дело это с водружения животворящего креста в покоренной иноверческой земле. Иоанн понимал, что водружение здесь креста, особенно же привитие православия к покоренным, не может совершиться вдруг... И вот мы видим возведение в покоренном краю городов или крепостей, основание монастырей, учреждение епархий и переселение сюда русских из внутренних областей государства» [10, с. 5-6].

В 1555 г. была образована Казанская епархия, которая развернула активную работу по христианизации народов Поволжья. При учреждении на Руси патриаршества в 1589 г. была учреждена Патриаршая область, которая находилась в церковном отношении в непосредственном ведении патриарха Московского и всея Руси. Уже в начале патриаршества территория области была достаточно обширна. В 1593 г. к ней было присоединено Понизовье, в том числе междуречье Суры и Мокши - территория современной Ардатовской епархии.

Центрами распространения христианства в мордовском крае стали православные монастыри. В Алатыре были основаны Свято-Троицкий мужской монастырь (1584 г.), Николаевский (Старо-Николаевский) женский монастырь (упразднен в 1765 г.) и, позднее, Новодевичий Киево-Николаев-ский женский монастырь (1639 г.). Киево-Николаевский монастырь был основан игуменьей Ладинского Прилуцкого монастыря

Елисаветой (Летинской) вместе с монахинями, часть которых пришли из Киева, спасаясь от гонений на православную веру со стороны католической шляхты.

При патриархе Никоне, пользовавшемся большим могуществом и сильным влиянием на дела церковные и государственные, Патриаршая область достигла высшей степени развития. На этот период во входивших в нее г. Алатыре и уезде насчитывалось 65 церквей и 2 придела.

В 1672 г. территория Алатырского уезда вошла в состав вновь образовавшейся Нижегородской и Алатырской епархии. Это событие было тесно связано с усилением старообрядчества в Поволжье и задачей крещения нерусского населения Поволжья, в том числе мордвы.

С 1681 по 1688 г. подписан ряд указов об устройстве церкви в д. Ардатова на р. Алатырь (ныне г. Ардатов Ардатовского района Республики Мордовия) и поселении в ней новокрещеной мордвы («Кирюшки Степанова с товарищи»): для ограждения православной мордвы от притеснений и создания положительного примера в деле принятия христианской веры. На новом месте в д. Ардатова, ставшей с. Новотроицким под руководством стольника и воеводы Степана Кузьмина-Караваева, новокрещены Кирюшка Степанов «с товарищи» к осени 1686 г. отстроили деревянную Троицкую церковь, обустроили свои дома; сюда же пришли русские крестьяне. В период массовой христианизации в 1740-1750-е гг. храмы были возведены в 30 мордовских поселениях Алатырского уезда [1, с. 361].

Наряду с церковно-государственной христианизацией мордовского народа, существовала и ее народно-бытовая форма, которая реализовывалась на почве добровольного хозяйственного и культурного общения с русским населением. Мордовские селения располагались по соседству с русскими, нередко имели смешанный состав.

Все это благоприятным образом сказывалось на восприятии мордвой христианства.

Так, краевед В. С. Ястребов опубликовал в 1928 г. статью «Из прошлого села Чеберчино», где сообщал, что в Чеберчине три резко отличающиеся между собой общины: первая - Заев конец - обрусевшая мордва, выселившаяся из с. Сайнина Ста-ро-Гулюшевской волости; вторая - середина села - бывшие крепостные крестьяне графа Румянцева-Задунайского и третья группа (одна улица), по преданию, - племя буртасы [5, с. 33-34].

В с. Чеберчино Алатырского уезда одной из первых в сельской местности на территории современной Ардатовской епархии была обустроена деревянная церковь. В 1616 г. с. Чеберчино и д. Голодяевка из дворцового фонда «за службы» были пожалованы стольнику, чашнику Ивану Афанасьевичу Плещееву. По вотчинной грамоте земельное пожалование составляло 460 четвертей в одном поле. Из примерной земли 20 четвертей в поле отделили причту чеберчинской церкви Николая Чудотворца [6, с. 287].

В 1702-1704 гг. поместья и вотчины Федора Плещеева - Чеберчино, Голодяев-ка и «новпоселенная» Явлейка - перешли во владения царского денщика Александра Васильевича Кикина. Но вскоре он оказался в оппозиции к режиму Петра I, сблизился с царевичем Алексеем, которому помог бежать за границу. Большую роль в возвращении царевича Алексея Петровича сыграл другой денщик - Александр Иванович Румянцев. В 1718 г. А. И. Румянцев был пожалован двумя чинами: гвардии майора и генерал-адъютанта, а также поместьями и вотчинами А. В. Кикина.

При Анне Иоанновне Александр Иванович отказался занять должность президента Камер-коллегии и «сгоряча наговорил императрице много неприятного». В мае 1731 г. он был приговорен к смертной казни, которая затем была заменена ссылкой

260

в «алаторскую вотчину» с лишением всех орденов и чинов. 24 мая 1731 г. А. И. Румянцев с беременной женой, сыном Петром и дочерью Екатериной выехал из Москвы в Чеберчино, где проживал до 1735 г. под надзором.

По свидетельству современников, Александр Иванович, будучи человеком искренне верующим, строго выстаивал службы в чеберчинской церкви, того же требуя от крестьян. Супруги Румянцевы оказывали материальную помощь священнослужителям, давали им деньги на покупку церковных книг и утвари. Особо теплые отношения у семьи сложились со старым вдовым священником Ермолаем Семеновым, который был «по премногу добрый человек, к тому же духовной отец государем нашим», «понеже он человек древной, а паче всему дому отец духовной и всем надобен» [6, с. 294]. В 1733 г. Румянцевы помогли Семенову при получении епитрахильной грамоты в Нижегородской и Алатырской епархии, а в 1734 г., когда священник был приговорен к высылке на «вечное житье» в Макарьев-ский монастырь, использовали все свои связи, чтобы оставить его в Чеберчине.

В начале 1732 г. Румянцевы стали подыскивать иконописцев, чтобы подновить уже стареющую церковь Николая Чудотворца, известную по документам с 1619 г. Мастеров поначалу искали в Арзамасе, славящемся иконописцами, чтобы написать четырех евангелистов по «образцам». Посланному в Арзамас человеку наказывалось: «А хоша дать и по рублю (за образ. - О. М., Э. К.), только смотреть того, чтоб было мастерство хорошее». Затем с заказами стали обращаться в Лысково к иконописцу Ивану Иванову сыну Журавлеву. Последний не только писал иконы, но и изготавливал древки с хоругвями. Когда в 1735 г. рядом с холодной начали строить теплую церковь Александра Свирского, мастеров искали уже в Кинешме.

Гуманитарий : актуальные проблемы _„ „

- 1ом 23, № 3, 2023

гуманитарной науки и образования ' '

После кончины А. И. Румянцева в 1749 г. Чеберчино вместе с другими имениями досталось по наследству Петру Александровичу Румянцеву - выдающемуся русскому полководцу, которому после заключения в 1774 г. выгодного для России Кючук-Кай-нарджийского мирного договора был присвоен титул «Задунайский».

Петр Александрович для управления че-берчинской вотчиной в 1750-х гг. составил наставления, остававшиеся на протяжении более полувека обязательной инструкцией для крестьян. Наставления предусматривали меры наказания за несоблюдение церковных обрядов и «непорядочность поведения» в храме. Так, за неявку «без законной нужды» на молитву в церковь в праздничные дни налагался штраф в 10 коп.; за «грубые поступки и оскорбления» - тоже; а «если кто учинит какой крик или шум, или поведет разговор» во время богослужения, - «с таковых брать штраф по две копейки»; не имеющих денег полагалось «сажать в цепь на сутки» [5, с. 30].

В конце XVIII в. генерал-фельдмаршал П. А. Румянцев-Задунайский заказал для имения в с. Чеберчино проект каменной церкви в стиле раннехристианских храмов, но реализовать его не успел. Его сын Николай Петрович Румянцев, став с 1796 г. владельцем Чеберчина, в 1798 г. взамен сгоревшей деревянной церкви возвел каменную во имя Казанской иконы Божией Матери. Правый придел храма был освящен в честь поклонения честным веригам святого апостола Петра, левый - во имя Святителя и Чудотворца Николая. Согласно клировой ведомости за 1838 г., церковь «построена тщанием его сиятельства покойного графа Петра Александровича Румянцева Задунайского»1.

Любопытна история старейшего каменного храма, возведенного на территории со-

временной Ардатовской епархии. В конце XVII в. в с. Троицкое (ныне Атяшевский район Республики Мордовия) прибыла братия для устройства монастыря, собственными силами оборудовавшая пещерную церковь и подземные ходы к ней. В 1695 г. местный помещик стольник Степан Григорьевич Чирков на высоком холме к северо-востоку от села на свои средства построил каменную церковь во имя Живоначальной Троицы. Однако из-за его смерти в 1706 г. дальнейшие работы по обустройству монастыря были прекращены.

В середине XIX в. полковником А. И. Ли-пинским было записано предание об основании Троицкого и попытке обустройства монастыря (опубликовано в 1868 г. в «Материалах для географии и статистики России»): «Наиболее оригинальным мы считаем образование помещичьего имения в селе Троиц-ком-Дубровки (Ардатовского уезда). Население этого села, по преданию, составилось из свободных людей (вероятно, беглых), собравшихся для устройства монастыря. Распорядителем постройки был стольник Чирков (Степан Григорьевич). Так как средств для содержания собравшейся братии не было, то Чирков убедил соседние селения и мордву уступить для постройки монастыря часть принадлежавших им земель и предложил братии заниматься хлебопашеством, пока не будет средств устроить дом Божий. Братия принялась за земледелие, а между тем в 1706 г. С. Г. Чирков умер, не окончивши дела. Впрочем, он выстроил церковь. Монастырь, таким образом, не устроился, а поселившаяся братия была записана крестьянами на имя наследников С. Г. Чиркова» [Цит. по: 8, с. 208]. Согласно клировой ведомости за 1838 г., на средства помещика Федора Ивановича Чиркова и его жены Анны Ивановны в 1795 г. в Троицком «церковь как внутри так и снаружи во всем исправлена»2.

ГАУО (Государственный архив Ульяновской области). Ф. 134. Оп. 2. Д. 599. Л. 229. Там же. Л. 547.

Значительную роль в православной жизни края в ХУ11-ХУШ вв. играла Спасо-Преображенская Старцеугловская пустынь, располагавшаяся на берегу речки Вячки над оврагом, на границе современного Больше-игнатовского района Республики Мордовия и Сеченовского района Нижегородской области.

Первым опубликовал очерк об истории пустыни в 1909 г. симбирский церковный историк А. И. Соловьев в труде «Упраздненные монастыри и пустыни Симбирской епархии». Однако, как отмечал сам автор, эта работа была сделана главным образом на основании документов, собранных в подлинниках и в копиях «неутомимейшим тружеником науки, покойным археологом Капитоном Ивановичем Невоструевым, и частию обработанных им» [11, VIII].

Согласно преданию, во время похода 1552 г. на Казань Иоанну Грозному на этом месте явился святитель Спиридон Трими-фунтский, предсказавший окончательную победу и указавший устроить тут обитель. С начала XVII в. на этом месте стали селиться монахи-старцы, от них и пошло название - Старцев Угол.

Официально Старцеугловская пустынь была основана между 1641 и 1645 гг. Обитель стала строиться по инициативе и на средства алатырского казака и помещика Бажена Игнатьевича Топорнина (в 1613 г. он был выбран алатырским казачьим головой). О начале пустыни монашествующие в своем челобитье, поданном царям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу около 1685 г., писали: «В прошлых, государи, годех по указу блаженныя памяти деда вашего, государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всей Русии, и по благословению святейшего Иосифа, патриарха Московского и всея Русии, построен по обещанию алаторца Бажена Игнатьева сына Топорнина монастырь Всемилостивого Спаса боголепного Преображения в Ала-

262

торском уезде, в Старцевом Углу, в черном лесу, на верхах речки Вачки, и тот Бажен Топорнин в том монастыре собрал многую братию, монахов с сорок» [Цит. по: 11, с. 67-68].

Много раз пустынь горела, в огне теряя храмы, иконы, религиозные книги и документы, неоднократно была разграблена разбойниками. Как бедная и малобратственная Старцеугловская пустынь в 1727 г. была временно закрыта, и монахи из нее переведены в Алатырскую Печерскую пустынь, но вскоре вернулись.

В XVIII в. в пустыни обыкновенно жили 6-10 монахов. В 1736 г., после смерти строителя, иеромонаха Аврамия, в ней некоторое время не было ни иеромонаха, ни белого священника, и служба в церквах не отправлялась. «В 1738 году братия, в силу указа Нижегородского архиепископа Пити-рима, избрала себе в начальники иеромонаха Иваньковской пустыни Иоасафа, но он почему-то не был утвержден в этой должности, так что пустынь оставалась без настоятеля до 1743 года, когда строителем ее назначен был иеромонах Макарий, по прошению братии. В течение десятилетнего управления его пустынь продолжала оставаться бедною и малобратственною. Некоторый доход, хотя и незначительный, монастырь получал от однодневной ярмарки, которая ежегодно устраивалась при нем в храмовый праздник Преображения Господня. На ярмарку в праздник Преображения Господня приезжали из разных мест торговцы со всяким мелким товаром; для них монастырем построено было несколько лавок, с которых собиралось до 5 руб. оброчных денег. От ярмарки получала доход и казна».

В 1764 г. Спасо-Преображенская Старцеугловская пустынь была упразднена, а иеромонах Феофилакт с четырьмя монахами через некоторое время были переведены в Алатырский Троицкий и другие штатные монастыри.

Гуманитарий : актуальные проблемы _„ „

- 1ом 23, № 3, 2023

гуманитарной науки и образования ' '

По описанию церковного историка А. И. Соловьева, здание монастырского храма Преображения Господня было с одной главой, покрытой деревянной чешуей, «длины 6 саж. 2 арш., ширины 3 саж.

1 арш. Церковь не была богата утварью и украшениями; в ней находились: евангелие в лист, обложенное трипом, с медными евангелистами; крест медный; антиминс на полотне, освященный архиепископом Питиримом; два оловянных сосуда со всем прибором: царские двери и иконостас в три яруса были гладкие, обложенные фля-мом и позолоченные; из образов более замечателен храмовой образ Преображения Господня с 9-ю серебряными вызолоченными венцами и с таким же окладом по полям; лампады и подсвечники были частию медные и жестяные, частию деревянные» [11, с. 75-76].

Монастырская церковь во имя преподобного Спиридона Тримифунтского также была одноглавой, обита деревянной чешуей, «длиною 5 саж. 1 арш., шириною 2 саж.

2 1/2 арш.; в этой церкви иконостас был двухъярусный гладкий, без позолоты; в нем Казанский образ Божией Матери с окладом по полям и венцом серебряными вызолоченными; против местных образов висели две медные лампады и одна жестяная. Ризница была немногочисленная и бедная, но богослужебных книг достаточно, между ними более древними были устав, печатанный в 1641 году, и триоди постная и цветная, печ. 1636 года» [11, с. 76].

При холодной церкви на трапезе находилась деревянная колокольня с четырьмя колоколами массой 6,5 пуда. Деревянных келий было пять: одна настоятельская (4 х 4 саж.) и четыре братских (2 х 2 саж). Пустынь окружала деревянная четырехугольная ограда длиной в 40 и шириной в 37 саж.

3 ГАУО. Ф. 134. Оп. 2. Д. 601. Л. 551.

4 Там же. Д. 251. Л. 379.

Преображенский храм в 1838 г. был разобран и перевезен в д. Чедаевку (Чаада-евку) Ардатовского уезда, ставшую селом, где был восстановлен на каменном фундаменте. Другая пустынская церковь, во имя преподобного Спиридона Тримифунтского, была оставлена на прежнем месте как кладбищенская и приписана к Преображенской церкви Чедаевки. Согласно клировой ведомости за 1855 г., церковь кладбищенская Спиридона Тримифунтского построена в 1794 г. тщанием прихожан, «здание деревянное, без колокольни, ветхое. Престолов один - холодный во имя Святого Спиридона Тримифунтского Чудотворца. Утварь и все церковное имущество перенесено в Че-даевскую Спасопреображенскую церковь. Находится в уничтоженном в 1836 году 20 января Старцевом Углу. Служба совершается в оной на день Святого Спиридона Тримифунтского Чудотворца»3. В 1877 г. здание церкви было перестроено. Согласно клировой ведомости за 1915 г., «приписная церковь во имя Святого Спиридония на закрытом кладбище, в урочище Старцев угол, в 2 верстах от приходского храма, деревянная, крытая железом, выстроена в 1877 году, утварью достаточна, при ней караулка»4.

Подчеркивая роль пустыни в распространении православия и в социокультурном развитии края, современные исследователи отмечают: «Совершенно особая страница православной истории края -монашеская. На прежней территории Ар-датовского уезда в XVII веке возникла Старцеугловская Спасо-Преображенская пустынь, иноки которой внесли серьезный вклад в христианизацию мордвы и в цивилизацию края» [1, с. 34].

В XVIII в. важной святыней современной Ардатовской епархии стала Казанская Ключевская мужская пустынь около с.

Четвертаково (ныне пос. Тургенево Арда-товского района Республики Мордовия). Согласно преданию, в одном из родников, бивших среди полей вблизи села, была явлена Казанская икона Божией Матери: «Чудо, положившее начало будущему монастырю, произошло в 1707 г.: на источнике явилась Казанская икона Божией Матери. Начались исцеления. При святом ключе возвели церковь. Через некоторое время образовалась мужская монашеская община, названная Казанской Ключевской».

В 1708 г. по указу Троице-Сергиевой лавры здесь была построена деревянная церковь. 29 августа 1708 г. она была освящена во имя Казанской иконы Божией Матери приходским священником с. Четвертаково отцом Иоанном с причтом (село составляло вотчинное владение в числе других Алатыр-ского Троицкого монастыря). Из благословенной грамоты, данной в 1767 г. епископом Нижегородским и Алатырским Феофаном архимандриту Алатырского Троицкого монастыря Геннадию, становится известно, что «в 1767 г. первая деревянная церковь, построенная над родником, пришла в ветхость и была сломана, а вместо нее была построена новая деревянная, по счету вторая, церковь в то же наименование» [12, с. 73].

В 1764 г. при утверждении монастырских штатов Казанская Ключевская пустынь (храмовые строения и 10 дес. земли) была приписана к Алатырскому Троицкому монастырю. До этого же года пустынь находилась только в заведовании и управлении монастыря. Для приезжающих поклониться чудотворной иконе было устроено специальное помещение, в немногих кельях жили монашествующие. Позже здесь сформировались архив и большая библиотека с редкими изданиями, в том числе старыми рукописными книгами.

Казанская Ключевская пустынь всегда служила местом паломничества верующих, являлась одним из центров христианизации

264

мордовского народа, культурного просвещения и духовного развития региона. Как отметил историк-краевед В. Э. Красовский, «мордва, населявшие окрестности, пребывали в то время в язычестве, и только через чудотворения, бывшие от вновь явившейся иконы Богоматери, они уверовали в истинного Бога и приняли св. крещение» [7, с. 14].

Согласно описанию В. Э. Красовского, чудотворная Казанская икона Божией Матери была написана на липовой доске, длиной в 6 1/2, а шириной в 5 1/2 вершка. В конце XVIII в. она была перенесена в Ала-тырский Троицкий монастырь. В 1803 г. на чудотворную икону сделали серебряную позолоченную ризу, украшенную драгоценными камнями - «поля в три ряда из страз с аметистами. Венец с сиянием весь из червленого золота, в нем корона, венчик на Спасителе с тремя репьями и пять звезд, украшены или сделаны бриллиантами, алмазами, яхонтами, изумрудами и другими дорогими камнями». Пожертвования на украшение иконы сделали Марья Федоровна Кикина, Иван Васильевич Чирков и другие помещики Алатырского и Ардатовского уездов.

В Алатырском мужском монастыре в честь чудотворной иконы были установлены два ежегодных крестных хода: перед праздником Святых апостолов Петра и Павла, когда эта икона провожалась в Ключевскую пустынь, и когда она возвращалась в Алатырь. Церковный историк XIX в. К. И. Невоструев оставил описание этого события: «По древнему обычаю ежегодно выносится из монастыря чудотворная икона Казанской Божией Матери в воскресенье пред Петровым днем (если же он случится в воскресенье или понедельник, то в предшествующее за неделю) и до сего (Петрова) дня стоит в Ключевской церкви, а теперь после литургии торжественно переносится в город Ардатов (в 5 верстах от Ключа), а

ГумАнитАРий : актуальные проблемы _„ „

- 1ом 23, № 3, 2023

гуманитарной науки и образования

чрез 6 дней возвращается на Ключ 6 июля (по ст. стилю. - О. М., Э. К.) к всенощной. Отсюда после ранней литургии [июля] 9 числа приносится в город Алатырь к поздней соборной литургии, после которой сопровождавший икону многочисленный народ учреждается в обители хлебом, квасом и поспевшими овощами.

В оба пути святая икона встречается и провожается духовенством как из сельских на пути стоящих (в каждом селе на рубеже), так из градских алатырских всех церквей (при подгородной каменной часовне). Стечение народа бывает 8-10 тыс. и на Ключе 28 и 29 июня, а особенно 7 и 8 июля производится ярмонка, для коей от монастыря построено около 80 деревянных лавок с рядами для красного товара, кожевенным, холщевым, косным и др.» [Цит. по: 12, с. 29-30].

Кроме описанных крестных ходов в честь чудотворной иконы Казанской Божи-ей Матери, в Алатыре ежегодно 9 августа совершался еще один крестный ход по случаю избавления города от холеры.

В 1805-1807 гг. тщанием архимандрита Алатырского Троицкого монастыря Авраамия и при финансовом обеспечении преимущественно помещицы Марьи Федоровны Кикиной в Ключевской пустыни была построена каменная церковь «в то же именование во имя Казанския Божия Матери» [12, с. 29]. В ведомости о постройках при архимандрите Авраа-мии указано: «Выстроена [в] 1805-1807 гг. на Ключе вновь каменная церковь во имя Казанския Богородицы, и на ней купол покрыт тесом и покрашен, и она вся церковным благолепием и иконостасом столярной работы убрана, и иконостас по гульфарбе вызолочен и по местам покрыт разными красками» [Цит. по: 1, с. 47]. Каменный храм был построен уже не на источнике, а выше, на холме. Освящение летней части храма состоялось в

1807 г. по благословению епископа Казанского Павла (Зернова). В начале 1840-х гг. четверик храма был дополнен трапезной, увеличившей его площадь почти вдвое. При храме вначале была деревянная звонница с 8-пудовым колоколом, а во второй половине XIX в. была построена колокольня.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Невдалеке от храма над колодцем, где прежде стояла построенная в 1767 г. деревянная церковь во имя Казанской Божией Матери, была устроена деревянная часовня. Для временного пребывания монашествующих из Алатырского Троицкого монастыря имелся большой деревянный флигель. В этом флигеле располагалась комната, где могли найти приют приезжающие на поклонение чудотворной иконе и на проходящие при пустыни ярмарки.

Заключение

В 1780 г. при учреждении Симбирского наместничества с. Ардатово (Новотроицкое) было переведено в разряд уездных городов и ему был пожалован герб. По ведомости Симбирского наместничества 1780 г., в Ардатовском уезде насчитывалось 147 населенных пунктов, в 62 из них имелись православные храмы с приходами. Всего на территории уезда находилось более 70 храмов (в некоторых селах имелось по две церкви). Третья ревизия (1762-1764 гг.) зарегистрировала в Ардатовском уезде 24 803 жителя мужского пола, все они были православного исповедания.

В целом крещение мордвы, основание монастырей и пустыней, открытие церквей стали важным шагом в укреплении православия в крае, сыграли положительную роль в духовном и нравственном воспитании народа, оставили заметный след в развитии просвещения и культуры. Произошли изменения в повседневной жизни, традициях и обрядах (икона стала принадлежностью жилья и целого ряда обрядов, на кладбищах вместо срубов стали ставиться кресты и т. п.).

Список источников

1. Ардатовская епархия: от прошлого к настоящему / О. И. Марискин, С. В. Першин, В. Б. Махаев [и др.]. Саранск, 2021. 408 с.

2. Бахмустов С. Б. Монастыри Мордовии. Саранск, 2000. 973 с.

3. Бахмустов С. Б. Православие в мордовском крае: историко-культурный аспект. Саранск, 2006. 384 с.

4. Бахмустов С. Б. Храмы Мордовии. Саранск, 2015. 320 с.

5. Клеянкин А. В. Земля отчая. Историко-этнографический очерк [с. Чеберчино]. Саранск, 1969. 135 с.

6. Кочетков В. Д. Город-крепость на Суре. Очерки истории города Алатыря и уезда в XVIII в. Чебоксары, 2015. 412 с.

7. Красовский В. Э. Алатырский Свято-Троицкий мужской монастырь Симбирской епархии. Симбирск, 1899. 30 с.

8. Марискин О. И. Достопримечательности Атяшевской земли. Саранск, 2018. 240 с.

9. Марискин О. И. Строительство церквей в мордовских селениях Алатырского уезда во второй половине XVII - XIX в. // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2021. Т. 21, № 4. С. 356-366.

10. Можаровский А. Изложение хода миссионерского дела по просвещению казанских инородцев с 1552 по 1867 г М., 1880. 256 с.

11. Соловьев А. И. Упраздненные монастыри и пустыни Симбирской епархии. Симбирск, 1909. XVI. 194 с.

12. Трудом и молитвой. Алатырский Троицкий мужской монастырь: очерки и документы. Чебоксары, 2019. 198 с.

References

1. Ardatov Diocese: from the past to the present / O. I. Mariskin, S. V Pershin, V B. Makhaev, etc. Saransk, 2021, 408 p. (In Russ.)

2. Bakhmustov S. B. Monasteries of Mordovia. Saransk, 2000, 973 p. (In Russ.)

3. Bakhmustov S. B. Orthodoxy in the Mordovian Territory: Historical and Cultural Aspect. Saransk, 2006, 384 p. (In Russ.)

4. Bakhmustov S. B. Temples of Mordovia. Saransk, 2015, 320 p. (In Russ.)

5. Kleyankin A. V. The land of despair. Historical and ethnographic essay [p. Cheberchino]. Saransk, 1969, 135 p. (In Russ.)

6. Krasovskij V. E. Alatyr Holy Trinity Monastery of the Simbirsk diocese. Simbirsk, 1899, 30 p. (In Russ.)

7. Kochetkov V. D. The fortress city on the Sura. Essays on the history of the city of Alatyr and the county in the XVIIII centuries. Cheboksary, 2015, 412 p. (In Russ.)

8. Mariskin O. I. Sightseeings of the Atyashevskaya land. Saransk, 2018, 240 p. (In Russ.).

9. Mariskin O. I. Construction of Churches in the Mordovian Villages of the Alatyrsky District in the Second Half of the XVII - XIX Century. Gumanitarian: aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2021; 21(4): 356-366. (In Russ.)

10. Mozharovskij A. Presentation of the course of missionary work on the enlightenment of Kazan foreigners from 1552 to 1867. Moscow, 1880, 256 p. (In Russ.)

11. Solov'ev A. I. Abolished monasteries and deserts of the Simbirsk diocese. Simbirsk, 1909, XVI, 194 p. (In Russ.)

12. Work and prayer. Alatyr Trinity Monastery: Essays and Documents. Cheboksary, 2019, 198 p. (In Russ.)

Поступила 10.05.2023.

')/'/' гуманитарии : актуальные проблемы ^ „„ „„„„

ZOO ~ R том 23, № 3, 2023

****** гуманитарной науки и образования ' '

Сведения об авторах

Марискин Олег Иванович - доктор исторических наук, профессор, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия). Сфера научных интересов - проблемы экономической истории России, Среднего Поволжья и финно-угорских народов в XIX - первой трети ХХ в. Автор более 200 научных и учебно-методических работ. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1962-9725.

E-mail: mariskinoi@mail.ru

Кириллов Эдуард Павлович (Преосвященнейший Вениамин, епископ Ардатовский и Атяшевский) - кандидат культурологии (Ардатов, Россия). Сфера научных интересов: история церкви, философия культуры. Автор 15 научных публикаций. ORCID: https://orcid. org/0000-0001-5215-9521.

Е-mail: konfmodern@yandex.ru

Submitted 10.05.2023.

About the authors

Oleg I. Mariskin - Doctor of History, Professor, Department of Economic History and Informational Technologies, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia). Research interests: problems of economic history of Russia, the Middle Volga region and Finno-Ugric nationalities in 19th - first half of 20th century. The author of more than 200 scientific publications. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1962-9725.

E-mail: mariskinoi@mail.ru

Eduard P. Kirillov (Most Reverend Veniamin - Bishop of Ardatovsky and Atyashevsky) -Candidate of Culturology (Ardatov, Russia). Research interests: the history of the church, philosophy of culture. The author has 17 scientific publications. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5215-9521.

E-mail: konfmodern@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.