Научная статья на тему 'Хозяйственное партнерство - новый субъект в Российской системе юридических лиц'

Хозяйственное партнерство - новый субъект в Российской системе юридических лиц Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
433
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / ДОГОВОРНАЯ МОДЕЛЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА / ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВО / ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ТОВАРИЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фардеева Юлия Рашидовна

В данной статье автор выявляет особенности правового регулирования и преимущества хозяйственных партнёрств в Российской Федерации путем сопоставления новой организационно-правовой формы с другими видами юридических лиц. Рассматривается проблема пассивного применения хозяйственных партнёрств в российском бизнесе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хозяйственное партнерство - новый субъект в Российской системе юридических лиц»

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №12/2016 ISSN 2411-7161

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Фардеева Юлия Рашидовна

магистрант 2 курса ОИ (филиал) ФГБОУ ВО "МГЮУ им. О.Е.Кутафина (МГЮА)" г.Оренбург, РФ E-mail:fardeeva-93@mail.ru

ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО - НОВЫЙ СУБЪЕКТ В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ

ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Аннотация

В данной статье автор выявляет особенности правового регулирования и преимущества хозяйственных партнёрств в Российской Федерации путем сопоставления новой организационно-правовой формы с другими видами юридических лиц. Рассматривается проблема пассивного применения хозяйственных партнёрств в российском бизнесе.

Ключевые слова

хозяйственное партнерство, договорная модель юридического лица, хозяйственное общество,

хозяйственное товарищество.

Введение нового юридического лица в российскую систему юридических лиц связывают во многом с выбранным курсом развития Российской Федерации. Президент Российской Федерации Путин В.В. не раз в своих посланиях к Правительству Российской Федерации указывал на то, что развитие инновационного сектора экономики является одной из приоритетных задач для России.

Основной предпосылкой принятия Федерального закона от 03.12.2011 N 380-Ф3 "О хозяйственных партнерствах" (далее Закон о хозяйственных партнерствах) можно выделить необходимость создания правового механизма привлекательного для инвесторов, в том числе и зарубежных. Поэтому при разработке закона учитывался опыт успешных в данной сфере стран, таких как США, Великобритания, Германия.

В пояснительных записках к проекту федерального закона указано, что «в российском законодательстве отсутствуют соответствующие специфическим требованиям участников инновационной, в том числе венчурной, деятельности организационно-правовые формы юридического лица, в достаточной мере учитывающие особенности реализации венчурных - особо рисковых бизнес-проектов, а также сложившиеся международные стандарты их осуществления»[1, с. 1]. Первоначально предполагалось, что хозяйственные партнерства будут использоваться в венчурной сфере, в частности в инновационном секторе экономики, однако Закон о хозяйственных партнерствах наделил хозяйственные партнерства общей правосубъектностью.

Таким образом, хозяйственное партнерство является одной из новелл гражданского законодательства, поэтому представляется необходимым выявить особенности данного вида юридического лица, определить место новой организационно правовой формы в российской системе юридических лиц.

В соответствии с Законом о хозяйственных партнерствах «хозяйственным партнерством признается созданная двумя или более лицами (но не более пятидесяти) коммерческая организация, в управлении деятельностью которой в соответствии с законом принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством»[2].

Исходя из анализа действующего законодательства, можно выделить особенности данного вида юридического лица.

Во-первых, хозяйственное партнёрство не может быть образовано одним учредителем в отличие от хозяйственных обществ, а также установлен лимит на количество участников, как и в обществах с ограниченной ответственностью их количество не должно быть более 50.

Во-вторых, в отличие от хозяйственных обществ в хозяйственном партнерстве помимо участников выделяют также иных лиц. Наделение иных лиц правами и обязанностями возможно с помощью включения

соответствующих положений в соглашение об управлении хозяйственным партнерством.

В-третьих, хозяйственное партнёрство предоставляет его участникам свободу в выборе системы управления партнерством, а также возможность самостоятельного установления объема и пределов прав и обязанностей участников партнерства и иных лиц, посредством заключения соглашения об управлении хозяйственным партнерством. Хозяйственные общества не обладают такой свободой при решении данных вопросов, поскольку в акционерных обществах и в обществах с ограниченной ответственностью императивно установлены обязательные органы управления и объем прав и обязанностей участников привязан к доле в уставном капитале общества.

В-четвертых, в хозяйственном партнерстве отсутствует минимальный размер уставного капитала, в то время как в ООО и в АО императивно установлен размер, ниже которого уставный капитал общества быть не может.

В-пятых, хозяйственное партнерство имеет ряд ограничений, которые не свойственны хозяйственным обществам:

-запрет на осуществление эмиссии облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

-запрет на создание партнерства путем реорганизации существующего юридического лица;

- запрет на размещение рекламы своей деятельности;

- запрет на участие в других юридических лицах, за исключением союзов и ассоциаций.

В-шестых, соглашение об управлении партнерством позволяет согласовать волю всех участников

партнерства и иных лиц, а также самостоятельно урегулировать внутрикорпоративные отношения.

Таким образом, можно сделать вывод, что законодательство о хозяйственных обществах в отличие от хозяйственных партнерств содержит большое количество императивных норм. В то время как хозяйственное партнерство благодаря соглашению об управлении партнёрством обладает гибким механизмом правового регулирования, что позволяет отнести данную организационно-правовую форму к договорным моделям юридических лиц.

Такое правовое регулирование сближает хозяйственные партнерства с хозяйственными товариществами. Ряд ученых считают, что «договорная модель юридических лиц наиболее полно реализована в правовой конструкции хозяйственных товариществ, поскольку истоки зарождения данного вида юридических лиц связывают именно с договором как основным регулятором взаимодействия между субъектами внутрикорпоративных правоотношений (в широком смысле)»[3, с. 22]. Однако полные товарищи, в отличие от хозяйственного партнерства, солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества, кроме того ответственность по обязательствам товарищества, возникшим до момента выбытия полного товарища, сохраняется в течение двух лет, что на сегодняшний день является малопривлекательной правовой конструкцией для российских предпринимателей.

Следовательно, хозяйственное партнерство сочетает в себе признаки присущие как хозяйственным обществам, так и хозяйственным товариществам, поэтому, на наш взгляд, условно занимает промежуточное положение между указанными видами юридических лиц.

При этом хозяйственное партнерство по сравнению с «традиционными» видами юридических лиц обладает следующими преимуществами:

- привлекательная и понятная правовая конструкция для иностранных инвесторов.

- гибкая договорная модель взаимоотношений участников партнерства, которая предоставляет возможность решить широкий круг вопросов с учетом волеизъявления всех участников партнерства, а также с учетом особенностей каждого случая создать свою индивидуальную систему управления партнерством;

- возможность поэтапного формирования складочного капитала;

-ограниченное раскрытие информации о деятельности партнерства, что позволяет сохранить конфиденциальность в части использования результатов интеллектуального труда, не обладающего достаточной правовой защитой.

Согласно статистическим сведениям ФНС России, открытым для общего доступа, по состоянию на 1 июня 2016 г. в ЕГРЮЛ содержались сведения о 42 хозяйственных партнерствах, расположенных в разных

частях Российской Федерации. Данные статистики показывают, что, несмотря на очевидные преимущества новой организационно-правовой формы, за четыре года распространение хозяйственных партнерств не приняло широкого масштаба.

На наш взгляд, распространение хозяйственных партнерств осложняется тем, что отсутствует надлежащее правовое регулирование самой инвестиционной деятельности, предполагающей повышенный инвестиционный риск. На данном этапе развития российского законодательства отсутствует единое понимание всей системы венчурной инвестиционной деятельности, поэтому внедрение хозяйственного партнерства как одного из возможных механизмов ее осуществления представляется нецелесообразным. Такой подход может в дальнейшем способствовать образованию коллизий правовых норм, проблем правоприменения и противоречивой судебной практики.

Кроме того, хозяйственные партнерства значительно отличаются от «традиционных» организационно -правовых форм, к которым привык российский бизнес. Возможно именно из-за отсутствия готовности общества к реализации договорной свободы, которую предоставляет данная организационно-правовая форма, хозяйственное партнерство не получило на сегодняшний день широкого распространения. Список использованной литературы:

1. Донцова Ю. Новая разновидность юридического лица // ЭЖ-Юрист. - 2011. - № 29. - С. 1- 6.

2. О хозяйственных партнерствах. Федеральный закон от 03.12.2011 г. № 380-Ф3 // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 49 (ч. 5). - Ст. 7058.

3. Серова О.А. Проблемы адаптации хозяйственного партнерства к системе юридических лиц Российской Федерации / О.А. Серова // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». - 2013. - № 3. - С. 17 - 22.

© Фардеева Ю.Р., 2016

Шлюндт Надежда Юрьевна

канд. юрид. наук, доцент СКФУ, г. Ставрополь, РФ E-mail: nshlundt@mail.ru Тимофеев Александр Андреевич студент юридического института СКФУ г. Ставрополь, РФ E-mail: Timofeev.LDPR@inbox.ru

ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ ДОГОВОРОВ НА СТРАНЫ,

УЧАСТВУЮЩИЕ В НИХ

Аннотация

Целью данного исследования является анализ международных договоров заключенных для противодействия коррупции в странах, участвующих в них. Используя метод сравнения, проанализировав особенности противодействия коррупции в ряде стран, была выявлена эффективность участия государств в международных договорах для противодействия коррупции. На основе проведённых авторами исследований, полагается считать, что на данный момент международное право не может достаточно регулировать данную сферу отношений между государствами, и сотрудничество государств в антикоррупционной политике является малоэффективным.

Ключевые слова

Антикоррупционная деятельность, Transparency International, международные договоры, против коррупции,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.