Научная статья на тему 'Хоровая культура в Китае в XX веке: основные вехи становления'

Хоровая культура в Китае в XX веке: основные вехи становления Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
628
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
хор / репертуар / дирижёр / пение / композитор / школьная песня / традиции / новации / choir / repertoire / conductor / singing / composer / school song / traditions / innovations

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Люй Ц.

Статья посвящена китайской хоровой культуре, получившей становление только в XX веке. Многовековой опыт национального музыкального искусства опирался на традиции монодического пения, создавшего в Китае свои неповторимые образцы. Изучение специфики хорового пения в рамках различных культурных традиций является одной из актуальных задач современного музыкознания. Искусство хорового пения в Китае становится предметом пристального изучения современной музыкальной науки. В русле этих тенденций находится данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Choral culture in China in the XX century: the main milestones of formation

The article is devoted to the Chinese choral culture, which took shape only in the XX century. The centuries-old experience of national musical art was based on the tradition of monodic singing, which created its own unique samples in China. The study of the specifics of choral singing within the framework of various cultural traditions is one of the urgent tasks of modern musicology. The art of choral singing in China is becoming the subject of close study of modern musical science. This article is in line with these trends.

Текст научной работы на тему «Хоровая культура в Китае в XX веке: основные вехи становления»

DOI: 10.24412/2226-0773-10-5-611-619

Хоровая культура в Китае в XX веке:

основные вехи становления

Ц. Люй

Институт музыки, театра и хореографии Российского Государственного Педагогического Университета имени А.И. Герцена

191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 48

Institute of Music, Theater and Choreography of the Herzen State Pedagogical University of Russia

Moika river embankment, St. Petersburg, 48 191186 Russia

e-mail: lyuitszyalin@yandex.ru

Ключевые слова: хор, репертуар, дирижёр, пение, композитор, школьная песня, традиции, новации.

Key words: choir, repertoire, conductor, singing, composer, school song, traditions, innovations.

Резюме: Статья посвящена китайской хоровой культуре, получившей становление только в XX веке. Многовековой опыт национального музыкального искусства опирался на традиции монодического пения, создавшего в Китае свои неповторимые образцы. Изучение специфики хорового пения в рамках различных культурных традиций является одной из актуальных задач современного музыкознания. Искусство хорового пения в Китае становится предметом пристального изучения современной музыкальной науки. В русле этих тенденций находится данная статья.

Abstract: The article is devoted to the Chinese choral culture, which took shape only in the XX century. The centuries-old experience of national musical art was based on the tradition of monodic singing, which created its own unique samples in China. The study of the specifics of choral singing within the framework of various cultural traditions is one of the urgent tasks of modern musicology. The art of choral singing in China is becoming the subject of close study of modern musical science. This article is in line with these trends.

[Lyu J. Choral culture in China in the XX century: the main milestones of formation]

Введение. Культура хорового пения в Китае отличается краткой историей. Государство по праву гордится своими многовековыми музыкальными традициями, однако в отношении хоровых жанров Китай является редким исключением. Только в XX веке хоровое пение обретает повсеместное распространение, но при этом уже к началу XXI века китайские музыканты достигли поразительных результатов, что позволяет говорить о китайском хоровом пении как о самостоятельном явлении в мире музыки.

Бесспорно, существует целый ряд причин, обуславливающих специфику развития хорового исполнительства в Китае. Во многом это связано с традициями, уходящими корнями в далекое прошлое. В Древнем Китае было распространено монодийное пение, что наложило свой отпечаток на развитие определенных музыкальных форм. Преобладание одноголосия оказалось исторически обусловленным художественным феноменом. На протяжении длительного времени устоявшиеся виды вокального исполнительства оставались без заметных изменений. Общеизвестно, что хоровое пение отражает коммуникационные и эстетические потребности общества и представляет собой наиболее популярный вид музицирования. Процессы становления коровой культуры в Китае представляют безусловный научный интерес для исследователя.

Цель статьи. Выявить исторические предпосылки возникновения хорового пения в XXвеке в Китае.

Краткий обзор литературы. Исследованию истоков китайского хорового искусства в современном музыкознании посвящено незначительное количество работ. Ведущие музыковеды страны, среди которых Сяо Пин, Сунь Чжифу, Хэ Ян прослеживают взаимосвязь между песенным фольклором Китая и вокальным творчеством китайских композиторов XX столетия. В числе опусов, посвященных раскрытию процесса становления хорового искусства в Китае, находятся труды Сун Минчжу, Ван Юйхэ, Вэй Тингэ. Не оставляют без внимания данную проблематику и российские ученые. В работах В. Малявина, М. Кравцовой, Г. Шнеерсона представлена панорама развития традиционных китайских вокальных форм.

Основная часть. В музыковедческой литературе отмечается, что хоровое пение начинает проникать в китайскую музыкальную культуру в первой половине XX в. (Ма Да, 2002, Не Эр., 1985). В этот период происходят значительные социально-политические изменения, коснувшиеся не только обыденной жизни, но отразившиеся и на культуре и искусстве. Зарождение и развитие экономики, открытость к европейскому опыту позволили китайскому государству шагнуть на новую ступень эволюции. Изменения отразились и на музыкальном поприще, постоянные контакты с христианской культурой привнесли в Китай новые жанры и формы музицирования.

В начале XX века всеобщий подъем, захвативший государство, отразился и на системе образования, вступившего в фазу реформирования. Распространение прогрессивных идей, основанных на продвижении патриотического настроя, привело к тому, что в образовании начали уделять большее внимание музыкальным предметам. Начали работать школы нового типа, в которых проходили регулярные занятия музыкой. Постепенно педагоги пришли к введению хорового пения на начальных этапах общеобразовательной программы.

Роль музыки как важного элемента жизни социума значительно возросла. Пению отводилось все большая роль, возникновение нового рода мероприятий с участием массового пения привело к повсеместному звучанию хора. Исполнение военных песен «Новой армии» привело к распространению новых форм музицирования. Хоровое пение постепенно становится частью культурной жизни страны. Внедрение христианских общин также способствовало распространению хоровых жанров. Постоянное звучание на службах хоровых гимнов значительно расширило музыкальный звуковой строй.

Таким образом, новые формы коллективного пения постепенно стали неотъемлимой частью китайской жизни. Следует отметить, что хоровое исполнение продолжало быть монодийным по своей природе, то есть звучание напева в унисон оставалось неизменным. Однако, сам по себе факт появления коллективного пения служил предпосылкой для развития многоголосия. Ранним видом специфического национального хорового жанра, возникшим на почве эволюции образования, является школьная песня. Это особая форма в китайской вокальной культуре, которая появилась на базе школ нового типа.

В начале ХХ века в Китае стали внедряться общеобразовательные школы, именуемые «Сюетан» (в переводе с китайского Школа), по образцу европейских образовательных учреждений. Учебные планы «Сюетан» составлялись с учетом музыкальных дисциплин. Музыка преподавалась на уроке, который назывался «Музыка–песня». На таких занятиях пелись специально для этого предназначенные школьные песни. Постепенно учебный материал для уроков пения становился все более разнообразным. Выступления учеников не ограничивались школьными концертами, они участвовали и в различных общественных мероприятиях. Жанр школьных песен обрел популярность не только в Китае, но и за его пределами. Некоторые китайские студенты, уезжавшие продолжать образование в Европу, Америку и другие страны, знакомили своих сокурсников с музыкой своей страны. Иногда они наиболее понравившиеся мелодии местных народов переписывали, присочиняя им новые тексты на китайском языке. Песни, записанные на манер популярных народных и бытовых песен, привозились в Китай и часто звучали в рамках учебного цикла.

Таким образом, школьные песни стали новой формой музицирования в Китае начала XX века. Развитию жанра содействовали ведущие музыканты того времени. Среди наиболее крупных фигур, отдавших дань увлечениия школьной песней, такие имена, как Ли Шутун, Шэнь Синьгун, Цзэн Чжиминь. Среди них выделяется известный педагог Ли Шутун (1880–1942), который был не только выдающимся музыкантом, но и внес значительный вклад в развитие китайской драмы. Его усилиями в 1905 году был издан сборник «Коллекция национальных песен», в который вошли лучшие образцы китайского народного творчества. «Коллекция национальных песен» содержит тексты из поэм древнейшего времени, среди которых «Шицзин», «Чуцы». Ли Шутун сочетает литературные источники с напевами не только китайского эпоса, автор включил также две песни современной обработке из традиционной китайской оперы «Куньцюй». Кроме того, в сборник включены некоторые напевы других народов – японские, европейские.

Значение деятельности Ли Шутуна оказало большое влияние на развитие хорового музицирования. Он не только заложил основы китайских песенных жанров, но и расширил музыкально-выразительные возможности, заимствовав отдельные элементы из европейских песен. Мастер в некоторых случаях сохранял мелодии европейских напевов, снабжая их новыми текстами на китайском языке. Вместе с тем, Ли Шутун одним из первых использовал традиционные китайские напевы в школьных песнях. Его по праву считают основоположником жанра, его перу принадлежит более семидесяти ярких образцов школьных песен, среди которых выделяются песни «Прощание», «Воспоминания о детстве», «Сон», «Озеро Сиху» и другие.

Песня «Прощание» обрела особую популярность, ее использовали в качестве саундтрека к нескольким фильмам (Фильмы «Февраль ранней весны» и «Воспоминания о южной окраине»). Школьные песни Ли Шутуна примечательны тем, что в них композитор ввел полифонические приемы письма. Ансамблевое исполнительство благодаря новым задачам, поставленным автором, вышло на новый уровень, что потребовало от исполнителей определенного технического мастерства. Так, в трехголосном хоре «Весенняя прогулка» прослеживается четкое трехголосие. Это один из первых образцов многоголосия в китайском хоровом пении.

Произведение написано с использованием аккордовых вертикалей, что придает звучанию яркие гармонические краски. «Весенняя прогулка» по сей день активно включается в педагогический репертуар начальной и средней школы. Ли Шутун также сочинял более сложные хоровые композиции, среди которых особенно выделяются мужской четырехголосный хор «Утреннее солнце», трехголосный хор «Человек и природа», смешанный четырехголосный хор «Великий Китай». Также его перу принадлежат – двухголосный хор «Урожайный год», смешанный четырехголосный хор «Возвращающиеся ласточки», трехголосный хор «Озеро Сиху». Песни Ли Шутуна можно разделить на две основные подгруппы. Первая из них основана на использовании чужого материала в качестве платформы для своих песен. Чаще всего мастер заимствовал напевы из европейских источников, снабжая их новыми текстами на китайском языке. Композитор преследовал цель популяризировать музыкальную культуру другой страны и внедрить наиболее яркие образцы в китайский обиход.

Другую группу песен представляют образцы, в которых автор опирается на традиционную китайскую поэзию. Тексты выделяются яркими лирическими образами, богатством аллитераций, что вдохновляло композитора на создание красочных мелодий. Живописность стихов порождала приемы звукоизобразительности, которые в звучании хора обретают особую прелесть.

Жанр школьной песни повлиял на становление общего образования в Китае первой половины XX века. Он также неразрывно связан со становлением хоровой культуры. Впервые китайское ансамблевое музицирование обрело новые формы, и многоголосие начало постепенно проникать в приемы хорового пения. В 1919 году произошло еще одно важное историческое событие, повлиявшее на ход эволюции музыкального образования. Реформаторское движение Четвертого мая послужило «импульсом для дальнейшего развития хорового искусства в Китае. Ряд композиторов, в число которых входили Сяо Юмэй, Цю Вансян, Шэнь Бинлянь, создали в то время немало хоровых произведений, предназначенных для педагогического репертуара, прежде всего, для уроков “Музыки-песни” в начальных и средних школах» (Ся Цзюньвэй, 2018: 128).

Выводы. Исторически китайское пение отличалось монодичностью. Таким образом, многоголосие явилось новым витком в развитии музыкальных форм в Китае. Перед композиторами, как и перед исполнителями, стояли новые задачи, требующие разрешения. В хорах, написанных для школьного обучения, многие авторы оттачивали свое мастерство в области вокального многоголосия. Отличительной чертой хоров первой половины XX века, созданных для детей, является сочетание новых приемов хорового письма с использованием традиционного национального тематизма. Лучшие хоры этого периода отличаются простотой изложения и несложным многоголосием, в числе репрезентативных образцов произведений данного жанра следует выделить трехголосные хоры «Вечерняя песня», «Вращающаяся песня в кипарисовом лесу», двухголосный хор «Пляска навстречу зиме» Сяо Юмэя. Эти произведения продолжают линию, заложенную Ли Шутуном.

Новые веяние стали проникать в китайское хоровое пение с возникновения христианских общин. Пение гимнов и различных многоголосных духовных композиций привнесло в китайскую культуру новые черты. Изучение норм четырехголосия, приемов полифонического изложения расширили представления китайских композиторов о возможностях хоровых музыкальных форм. Появляются новые хоры, написанные с учетом опыта европейских предшественников. В хоре «Увы, 18 марта» Чжао Юаньжэня используется смешанное четырехголосное звучание женских и мужских голосов. В хоре, посвященном «Бойне 18 марта» также прослеживается влияние западных композиционных приемов. В песне «Лунная ночь» Сяо Юмэя обрисована картина повседневной жизни народа.

Одним из наиболее ярких произведений данного периода является хор «Мелодичный звук моря» Чжао Юаньжэня, отличающийся крупной формой и тщательностью проработки деталей. Композитор сочетает европейские приемы письма с китайскими национальными формами. Так, типичный четрехголосный смешанный хор трактуется Чжао Юаньжэнем традиционно, в стиле западного многоголосия. Фортепианный аккомпанемент и инструментальные интерлюдии наполнены дополняют высказывания хора, что также типично для западноевропейской традиции. Тематизм, использующийся композитором, остается в русле традиционной китайской музыкальной культуры. Сольные партии придают поэме контрастность, оттеняя хоровые фрагменты. Интонационная сфера сольных высказываний, принцип вокализации основывается на китайском национальном стиле. «Мелодичный звук моря» Чжао Юаньжэня и в наши дни остается знаковым хоровым сочинением первой половины XX столетия и часто исполняется на концертных площадках страны.

Подводя итоги, следует отметить, что конец 1920-х гг. знаменует собой завершение первого этапа становления хоровой культуры Китая. Отличительной чертой этого периода является соединение черт западной хоровой культуры с традиционными китайскими мелодиями. Был заложен фундамент для дальнейшего развития хорового пения, появились первые самобытные сочинения в жанре хоровой песни.

Обращение композиторов к национальным напевам во многом определили ход эволюции многоголосия в Китае. Поддержание традиционных элементов основывается на бережном отношении к первоисточникам. Многие композиторы прибегают к цитированию народных напевов или же стараются подражать мелодиям традиционных песнопений.

Другой отличительной чертой стало обращение к китайской поэзии. Типичные поэтические китайские образы находят воплощение в музыкальных формах. Слияние классических форм с традиционными для китайский культуры мелосом характерно для хоровой культуры Китая первой половины XX столетия. Одно из значительных достижений этого этапа – пропаганда хорового пения посредством внедрения его в программу школьного обучения. Таким образом, широкие слои населения начинают постепенно приобщаться к различным формам хорового музицирования. Первое двадцатилетие XX в. ознаменовалось появлением первых многоголосных хоров, принадлежащих перу китайских композиторов, которые заложили платформу для дальнейшего развития китайского хорового пения.

ЛИТЕРАТУРА

Ван Юйхэ. 1994. История новой и современной китайской музыки. Пекин: Изд-во народного искусства. 281 с.

Гун Шудо. 1988. Исследование китайской культуры новой эпохи. Пекин: Культура и искусство. С. 23-117.

Ли Дэлун. 2004. Введение в музыкальную педагогику в высших педагогических' учебных заведениях. Шанхай. 198 с.

Лю Пэй. 1998. Музыкальная образовательная литература в современной школе (1949-1995). Пекин.

Лю Цзинчжи. 1988. Сборник статей по истории китайской новой музыки. Гонконг: Центр азиат. исслед. при Гонконг. ун-те. 397 с.

Ма Да. 2002. Китайское массовое музыкальное воспитание в XX в. Шанхай. 353 с.

Не Эр. 1985. Краткое эссе по китайским танцам. Пекин: Культура и искусство. 60 с.

Справочник по хоровому искусству. Под ред. Сунь Цуниня. Шанхай: Шанх. музык. изд-во, 2000. 709 с.

Ся Цзюньвэй. 2018. Становление хоровой музыки в Китае в первой половине XX века. - Вестник Кем ГУКИ. 45.

Сянь Синхай. 1962. Некоторые вопросы китайской музыки на современном этапе. Пекин: Народное изд-во. С. 3-15.

Тянь Хайпин. 2000. Вопросы искусства с точки зрения философии. Наньцзин. 321с.

У Ген-Ир. 2011. История музыки Восточной Азии (Китай, Корея, Япония): учеб. пособие. СПб.: Лань, Планета музыки. 544 с.

Ген-Ир. 2012.Традиционная музыка Дальнего Востока (Китай, Корея, Япония): историко-теоретический анализ: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. СПб. 41 с.

Чжан Инцян. 1999. Культура высшего образования. Наньцзин. 234с.

Получена / Received: 14.05.2021

Принята / Accepted: 19.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.