ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ
йО!: 10.17805^ри.2021.3.9
Хоровая культура как культурологический концепт
И. А. Албанов Школа-интернат для одаренных детей им. В. Г. Захарченко, Краснодарский государственный институт культуры, В. И. Лях
Краснодарский государственный институт культуры
В статье представлена сложная разноуровневая структура хоровой культуры в динамике ее развития: от традиций к современности. Хоровая культура рассмотрена как культурологический концепт, который является основой понимания и формирования различных картин мира, ценностных приоритетов. Культурологическая трактовка позволила выявить ключевые параметры концепта «хоровая культура»: изменения внутренней, духовной жизни личности, ее специфические особенности. Методологическую основу исследования составил системный подход в сочетании с другими подходами: лингвокультурным, когнитивным, философским, культурологическим.
Автором рассмотрены исторические тенденции развития хоровой культуры в России от хоровых музыкальных традиций прошлого до современного неоклассицизма. Определены структурные компоненты концепта «хоровая культура»: исполнение духовных произведений; хоровые фольклорные формы, самодеятельное творчество, русский хоровой неоклассицизм. Отмечен региональный уровень научных знаний о хоровой культуре, который реализуется в обучении и профессиональной подготовке. Большое внимание уделено системе нравственных и морально-этических составляющих концепта «хоровая культура».
Ключевые слова: концепт; культурологический концепт; системный подход; хоровая культура; языковая единица; система культуры
ВВЕДЕНИЕ
Повышенный интерес к современной музыкальной культуре актуализировал внимание к проблемам хорового искусства. Появились новые имена композиторов, сочиняющих хоровые произведения, активизировалась исполнительская практика хоровых коллективов, в репертуар все чаще включаются сочинения прошлых веков.
Культура как исторический и социальный опыт людей передается из поколения в поколение в виде ценностей и идеалов, воплощаемых в специфических нормах, законах и чертах их деятельности. Ярким примером сохранения и развития исторического и социального опыта людей является народная хоровая культура.
В статье исследованы хоровая культура как культурологический концепт, его структура, динамика его развития и обновления.
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЦЕПТА
Термин, получивший название «концепт», как предмет исследования гуманитарных наук изучается и анализируется в разных научных школах, которые разработали свои научные подходы к формированию его методологической и теоретической основы, концептуального и комплексного анализа содержания данного феномена.
С позиции культурологии концепт — это концентрат культуры в сознании человека, позволяющий ему влиять на ее развитие.
В культурологии его изучение опирается на исследование человека и факторов, влияющих на него, определяется тесными связями человека и культуры, отражая их в индивидуальном и коллективном сознании. При этом акцент делается либо на информационный след, который культура оставляет в сознании человека, либо на ее оболочечную среду — социум и этнос, либо на «медиаторность» самого концепта и его способность хранить и передавать это во времени и пространстве (Степанов, Кирияк, 2009).
В отечественной культурологии концепт «культура» связан с духовными и просветительскими практиками, традициями, проблемами духовного развития личности. Согласно А. Я. Флиеру, культурология изучает не столько всю культуру, сколько социальную опосредованность в ней, ее предопределенность коллективным характерам жизнедеятельности людей и способам обеспечения их коллективного существования (Флиер, 2015: 19).
Методологическую основу изучения этого феномена в культурологии составляет системный, лингвокультурный, когнитивный, философский и другие методы исследования.
Так, использование системного подхода осложняется тем, что исследование направлено на объективные проявления культуры, которые, в свою очередь, должны способствовать выявлению специфики субъективных культурных форм, их структурированию и классификации. Исследование объективных форм связано с наблюдением, субъективных — с выводами и заключениями. Широкое распространение при исследовании культурологических концептов получил лингвокультурный подход, где он рассматривается как комплексная ментальная единица. В дальнейшем она, включаясь в контекст культуры, воплощается в вербальных единицах, которые обеспечивают коммуникативные потребности членов социума (Синявина, Махович, 2018).
Когнитивный подход в исследовании концепта в культурологии направлен на исследование когнитивных механизмов, воплощающихся в различных культурных схемах, моделях, сценариях, формирующихся на базе человеческого опыта и определяющих этот опыт. Как основа понимания формирования различных картин мира, стиля мышления, ценностных приоритетов, он позволяет раскрыть реальность, находящуюся за языковыми структурами, описать непосредственный индивидуальный опыт, переосмыслить и интерпретировать коллективные достижения культуры (Филатова, 2007).
Согласно Д. А. Татарской, базовыми характеристиками культурного концепта являются комплекс проявлений в сознании и культуре, ценностный характер, условность и изменчивость, уровневое воплощение, включающее объективный и субъективный уровни (Татарская, 2014).
Культурологические концепты — это понятия разноуровневые, сочетающие в себе логику и интуицию, индивидуальное и социальное, материальное и идеальное, причем эти основания представляют собой единое целое, имеющее внутренние взаимосвязи. Концепт как фундаментальная категория мышления позволяет сфокусировать личный социокультурный опыт, выстроить ассоциативный ряд, описать мировоззрение.
Развитие социокультурного пространства приводит к усложнению и специализации культурных концептов, что определяет возможности противопоставлять концепты и метаконцепты. Образование метаконцептов идет за счет осмысления продуктов предыдущей концептуализации (язык, текст, жанр, стиль и др.). В них реализуется рефлексия по поводу знаковой деятельности культурного объекта и/или субъекта (Слышкин, 2004).
Ценностные элементы культурного концепта можно выделить эмпирически, рассматривая верифицируемые аспекты рациональной оценки и актуальность. Оце-ночность как философская категория, используемая в культурологии, позволяет анализировать языковые единицы, которые являются средством обращения к данному концепту (Уметалиева-Баялиева, 2016).
Разработка модели функционирования «концепта» представляет собой процесс его непрерывного соотношения с исходной культурой, появление новых и потерю старых ассоциативных связей. Концепты зарождаются во внутренней, не имеющей еще межкультурных связей, интразоне. Т. Ю. Тамерьян предлагает описать динамику развития концепта при помощи следующей их классификации:
— сформированные концепты, завершающие формирование внутрикультурных составляющих, но продолжает функционировать межкультурная зона;
— формирующиеся концепты, не имеющие еще межкультурных составляющих, но уже сформировавшие развитую интразону;
— предельные концепты, внутрикультурные составляющие которых постоянно расширяются, а межкультурные — отсутствуют, так как обладают высокой степенью абстрактности концептуализируемых понятий;
— рудиментарные концепты, практически полностью утратившие интразону, но сохранившиеся в составе отдельных единиц своей экстразоны;
— пропорциональные концепты, обогащающие внутреннюю и внешнюю зоны (Тамерьян, 2011: 71-73).
На основе вышеперечисленных составляющих культурологический концепт можно считать микромоделью системы «культура», описывающей ее константы в целом. В то же время концепт имеет подвижную, диссипативную структуру, способен к интеграции различных компонентов культуры. Использование в исследовании культурологического концепта определяется сложностью и противоречивостью ситуации в художественной культуре, требует поиска новых методов исследования особенностей ее развития (Сиднева, 2013).
Исследовать сложную динамику современного культурного пространства позволяет метод «историка культуры», разработанный Ю. С. Степановым. Целью этого метода стало изучение как коллективных представлений и реальности общества, так и гипотез, которые создаются наиболее известными членами общества об этой реальности. Ю. С. Степанов предложил научно обоснованные требования, необходимые для описания культурного концепта:
— строгая историческая последовательность при описании «слоев» концепта, т. е. генетическая последовательность;
— доказательство выдвигаемых гипотез с помощью многообразных этнографических, исторических, социальных фактов, т. е. верификация (Степанов, 1997).
Наряду с новыми методами исследования, возникает необходимость искать новые методологические решения, основанные на включении в реальный культурный контекст взаимодействия людей (Наумова, 2011). Особенно важно такое ценностное включение при обучении хоровой культуре.
СТРУКТУРА КОНЦЕПТА «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
Обращение к культурологической трактовке понятия «концепт» позволяет выявить ключевые параметры концепта «хоровая культура».
При исследовании исторических тенденций развития хоровой культуры в России важно отметить то, что носителем и распространителем хоровых музыкальных традиций вплоть до 1917 г. выступало православие, а хоровая музыка являлась основным музыкальным жанром. Более тысячи лет церковное пение было важной частью русской национальной певческой культуры. Оно объединяло многонациональное население и способствовало приобщению к музыкальной культуре и знакомству с европейским многоголосием (Никулин, 1999).
Поэтому значимым структурным компонентом концепта «хоровая культура» является исполнение хоровыми коллективами духовных сочинений в храмах.
В дальнейшем в структуре этого концепта появились хоровые фольклорные формы (Шарипова, 2010). Современный хоровой неоклассицизм связан с переосмыслением хоровых форм. Это — новые ритмы, звучание, новый образ музыкального мышления, новые технические возможности (^саикина, 2013).
Научные знания о хоровой культуре формируются и на региональном уровне. Так, Л. А. Тарасова в изучение музыкальной культуры включает осмысление совокупности всех явлений музыкальной жизни определенной территории и обосновывает необходимость введения научной дисциплины «музыкальное краеведение» в учебный процесс образовательных учреждений, изучающих музыкальную культуру, в том числе и хоровое искусство (области, региона и др.) от истоков до современности (Тарасова, 1997).
При анализе содержания и структуры хоровой культуры регионов Е. А. Рома-нюк акцентирует внимание на обучении и профессиональной подготовке, включающих такие компоненты, как музыкальные ценности; виды деятельности; субъекты деятельности; организации и социальные институты (Романюк, 2004).
Сущность концепта «хоровая культура» заключается в опоре на изучение явлений народной и профессиональной хоровой культуры в широком аспекте. Его структурные компоненты включают не только материалы о хоровом искусстве отдельных районов, городов и других населенных пунктов конкретного региона, но и историю хоровой культуры России разных эпох, а также зарубежных стран (Ал-банов, 2020). Культура Кубани в современной реальности привносит большой вклад в актуальную сегодня проблему по сохранению культуры не только края, но и всей страны в целом. Яркая самобытность кубанской культуры связана с песенным творчеством, в частности, мировую известность приобрел Кубанский казачий хор (Лях, 2006, 2009).
Концепт «Хоровая культура» в культурологии отражает сложную систему нравственных и морально-этических изменений внутренней, духовной жизни человека. Поскольку этот концепт формируется в процессе познания мира и отражает информацию о нем, то неизменно возникают смысловые приращения — объективные,
развивающие его значение, и субъективные, ассоциативно связанные с его объективными приращениями в различных контекстах. К примеру, изучение хоровой культуры можно осуществлять в трех основных контекстах: в структуре общего музыкального образования (школа); как хоровое любительство; как профессиональное хоровое исполнительство и дирижерско-хоровое образование (Васильев, 2011).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, интерес к концептуальным исследованиям, который наблюдается в современных гуманитарных науках, обусловлен рядом причин, которые связаны с объективными изменениями в культурной ситуации в мире, доминирующими в психологических и педагогических аспектах общества. Под концептом понимается единица коллективного сознания, которая включает исторический, региональный и ценностный компоненты и хранится в национальной памяти народа.
Изучение хоровой культуры как культурологического концепта включает исследование ее специфических особенностей.
Во-первых, хоровая культура как вид культурной деятельности несет идеи гуманизма, влияет на сохранение национальной культуры для будущих поколений.
Во-вторых, современная хоровая культура раскрывает новые возможности для изучения церковного хорового наследия, которое было искусственно изъято из исполнительского опыта в советский период.
В-третьих, сегодня русский хоровой неоклассицизм переосмысливает хоровые формы и становится одним из аспектов нравственного развития общества.
Проведенное исследование позволяет нам характеризовать хоровую культуру как культурологический концепт, как специфическую область научного познания, образующую систему понятий, теорий, гипотез, законов, имеющих свои методы изучения и практической деятельности, свои методы обучения, направленные на овладение знаниями о восприятии и исполнении произведений хоровой народной и профессиональной музыки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Албанов, И. А. (2020) Особенности хоровой культуры Кубани [Электронный ресурс] // Культура и время перемен. №3 (30). URL: http://timekguki.esrae.ru/46-590 (дата обращения: 26.01.2021)
Васильев, В. А. (2011) Эволюция русской хоровой культуры и проблемы совершенствования дирижерско-хорового образования // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры. №4. С. 76-81.
Касаткина, З. А. (2013) Развитие хорового искусства в художественной культуре России : автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01. СПб. 175 с.
Лях, В. И. (2006) Музыкальное искусство Кубани. Краснодар : КГУКИ. 236 с.
Лях, В. И. (2009) Культура Кубани: генезис и структурообразующие элементы. Краснодар : КГУКИ. 420 с.
Наумова, О. В. (2011) Культурологический аспект как основа формирования иноязычной культуры в процессе обучения английскому языку // Лингвистика и методика преподавания иностранных языков / под ред. А. В. Дыбо. М. : Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт языкознания Российской академии наук». 419 с.
Никулин, В. Г. (1999) Хоровая культура Якутии : автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.16. Магнитогорск. 23 с.
Романюк, Е. А. (2004) Хоровая культура родного края как средство формирования музыкально-эстетической потребности у будущих учителей музыки : автореф. дис. . канд. пед.
наук: 13.00.02. Тверь : Московский государственный открытый педагогический институт им. М. А. Шолохова. 22 с.
Сиднева, Т. Б. (2013) Концепт «Искусство» как предмет современных культурологических рефлексий // Вестник ВятГУ. №1. С. 142-145.
Синявина, Н. В., Махович, Е. В. (2018) Концепт как культурфилософская категория [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. №4. С. 150-156. URL: http://www.art-education.ru/ sites/ default/ files/journal_pdf/ sinyavina_mahovich_150-156.pdf (дата обращения: 06.04.2021).
Слышкин, Г. Г. (2004) Лингвокультурные концепты и метаконцепты : дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.19. Волгоград : Волгоградский государственный педагогический университет. 39 с.
Сорокина, А. В. (2011) Концепт в системе культуры: философский, культурологический, лингвокогнитивный подходы // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. №1 (21). С. 142-146.
Степанов, В. Н., Кирияк, О. А. (2009) Об энтропии понятия «концепт» в современной лингвистике // Иностранные языки в высшей школе. №3 (10). С. 34-42.
Степанов, Ю. С. (1997) Слово // Русская словесность: От теории словесности к структуре текста : антология / под общ. ред. В. П. Нерознака. М. : Academia. 320 с. С. 288-305.
Тамерьян, Т. Ю. (2011) Типология и структурация концепта: множественность подходов // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. №13. С. 69-74.
Тарасова, Л. А. (1997) Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. М. : Московский педагогический университет. 52 с.
Татарская, Д. А. (2014) Понятие «концепт» в системе наук о культуре // Вестник МГИМО. №4 (37). С. 287-293.
Уметалиева-Баялиева, Ч. (2016) О культурологическом методе исследования // Проблемы науки. №7 (49). С. 202-206.
Филатова, А. А. (2007) Концепт как конституирующий элемент культуры: когнитивный подход : автореф. дис. ... канд. филос. наук: 24. 00. 01. Ростов н/Д. 179 с.
Флиер, А. Я. (2015) Культурология для культурологов : учеб. пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. М. : Согласие. 850 с.
Шарипова, А. Р. (2010) Сущность русского хорового пения как феномена культуры // Вестник ВятГУ. №4. С. 112-115.
Дата поступления: 25.05.2021 г.
choral culture AS A cultural concept I. A. Albanov
Boarding School for Gifted Children named after V. G. Sakharchenko, Krasnodar State Institute of Culture,
V. I. Lyakh Krasnodar State Institute of Culture
The article presents a complex multi-level structure of choral culture in the dynamics of its development: from traditions to modernity. Choral culture is considered as a culturological concept, which is the basis for understanding and forming various pictures of the world, value priorities. The culturological interpretation made it possible to identify the key parameters of the concept of "choral culture": changes in the internal, spiritual life of the individual, its specific features. The methodological basis of the study was a systematic approach in combination with other approaches: linguo-cultural, cognitive, philosophical, culturological.
The author considers the historical trends in the development of choral culture in Russia from the choral musical traditions of the past to modern neoclassicism. The structural components of the
concept of choral culture are determined: the performance of spiritual works; choral folklore forms, amateur creativity, Russian choral neoclassicism. The regional level of scientific knowledge about choral culture, which is implemented in education and professional training, is noted. Much attention is paid to the system of moral and ethical components of the concept of choral culture.
Keywords: concept; culturalogical concept; systematic approach; choral culture; language unit; culture system
REFERENCES
Albanov, I. A. (2020) Osobennosti khorovoi kul'tury Kubani. Kul'tura i vremia peremen, no. 3(30) [online] Available at: http://timekguki.esrae.ru/46-590 (accessed: 26.01.2021). (In Russ.).
Vasiliev, V. A. (2011) Evoliutsiia russkoi khorovoi kul'tury i problemy sovershenstvovaniia dirizhersko-khorovogo obrazovaniia. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universite-ta kul'tury, no. 4. pp. 76-81. (In Russ.).
Kasatkina, Z. A. (2013) Razvitie khorovogo iskusstva v khudozhestvennoi kul'ture Rossii. Abstract of dis. ... Cand. of Culturology. St. Petersburg. 175 p. (In Russ.).
Lyakh, V. I. (2006) Muzykal'noe iskusstvo Kubani. Krasnodar, Krasnodar State University of Culture and Arts. 236 p. (In Russ.).
Lyakh, V. I. (2009) Kul'tura Kubani: genezis i strukturoobrazuiushchie elementy. Krasnodar, Krasnodar State University of Culture and Arts. 420 p. (In Russ.).
Naumova, O. V. (2011) Kul'turologicheskii aspekt kak osnova formirovaniia inoiazychnoi kul'tury v protsesse obucheniia angliiskomu iazyku. In: Lingvistika i metodika prepodavaniia inos-trannykh iazykov / ed. by A. V. Dybo. Moscow, RAS Institute of Linguistics. 419 p. (In Russ.).
Nikulin, V. G. (1999) Khorovaia kul'tura Iakutii. Abstract of dis. ... Cand. of Art History. Magnitogorsk. 23 p. (In Russ.).
Romanyuk, E. A. (2004) Khorovaia kul'tura rodnogo kraia kak sredstvo formirovaniia muzykal'no-esteticheskoi potrebnosti u budushchikh uchitelei muzyki. Abstract of dis. ... Cand. of Pedagogics. Tver, Moscow State Open Pedagogical Institute named after M. A. Sholokhov. 22 p. (In Russ.).
Sidneva, T. B. (2013) Kontsept «Iskusstvo» kak predmet sovremennykh kul'turologicheskikh refleksii. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 1, pp. 142-145. (In Russ.).
Sinyavina, N. V. and Makhovich, E. V. (2018) Kontsept kak kul'turfilosofskaia kategoriia. Pedagogika iskusstva, no. 4. pp. 150-156. Available at: http://www.art-education. ru/ sites/default/files/journal_pdf/sinyavina_mahovich_150-156.pdf (accessed: 06.04.2021). (In Russ.).
Slyshkin, G. G. (2004) Lingvokul'turnye kontsepty i metakontsepty. Dis. ... Dr. of Philology. Volgograd, Volgograd State Pedagogical University. 39 p. (In Russ.).
Sorokina, A. V. (2011) Kontsept v sisteme kul'tury: filosofskii, kul'turologicheskii, lingvokogni-tivnyi podkhody. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Seriya: Social'nye nauki, no. 1 (21), pp. 142-146. (In Russ.).
Stepanov, V. N. and Kiriyak, O. A. (2009) Ob entropii poniatiia "kontsept" v sovremennoi lingvis-tike. Inostrannye yazyki v vysshej shkole, no. 3 (10), pp. 34-42. (In Russ.).
Stepanov, YU. S. (1997) Slovo. In: Russkaya slovesnost': Ot teorii slovesnosti k strukture teksta : antologiya / ed. by V. P. Neroznak. Moscow, Academia. 320 p. Pp. 288-305. (In Russ.).
Tamer'yan, T. YU. (2011) Tipologiya i strukturaciya koncepta: mnozhestvennost' podhodov. Aktual'nye problemy filologii i pedagogicheskoj lingvistiki, no. 13, pp. 69-74. (In Russ.).
Tarasova, L. A. (1997) Teoriya i praktika muzykal'nogo kraevedeniya v sisteme sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Abstract of dis. ... Dr. of Pedagogics. Moscow, Moscow Pedagogical University. 52 p. (In Russ.).
Tatarskaya, D. A. (2014) Ponyatie «koncept» v sisteme nauk o kul'ture. Vestnik MGIMO, no. 4 (37), pp. 287-293. (In Russ.).
Umetalieva-Bayalieva, CH. (2016) O kul'turologicheskom metode issledovaniya. Problemy nauki, no. 7 (49), pp. 202-206. (In Russ.).
Filatova, A. A. (2007) Koncept kak konstituiruyushchij element kul'tury: kognitivnyjpodhod. Abstract of dis. ... Cand. of Philosophy. Rostov-on-Don. 179 p. (In Russ.).
Flier, A. YA. (2015) Kul'turologiya dlya kul'turologov : ucheb. posobie dlya magistrantov i aspirantov, doktorantov i soiskatelej, a takzhe prepodavatelej kul'turologii. Moscow, Soglasie. 850 p. (In Russ.).
Sharipova, A. R. (2010) Sushchnost' russkogo horovogo peniya kak fenomena kul'tury. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta, no 4, pp. 112-115. (In Russ.).
Submission date: 25.05.2021.
Албанов Иван Алексеевич — заслуженный деятель искусств Кубани; директор Государственного бюджетного образовательного учреждения Краснодарского края «Средняя общеобразовательная школа-интернат народного искусства для одаренных детей им. В. Г. Захар-ченко», аспирант Краснодарского государственного института культуры. Адрес: 350038, Рос-сия, г. Краснодар, ул. Володарского, 5. Тел.: +7 (861) 203-37-39. Эл. адрес: iaalbanof@ gmail.com
Лях Валентина Ивановна — заслуженный деятель науки Кубани, доктор философских наук, профессор Краснодарского государственного института культуры. Адрес: 350047, Россия, г. Краснодар. ул. 40 лет Победы, д. 33. Тел.: 8 (909) 457-56-21. Эл. адрес: valentinalaich@ mal.ru
Albanov Ivan Alekseyevich, Honored Artist of Kuban; Director, State Budgetary Educational Institution of the Krasnodar Territory "Secondary Boarding School of Folk Art for Gifted Children Named after V. G. Zakharchenko"; Postgraduate Student, Krasnodar State Institute of Culture. Postal address: 5, Volodarskogo St., Krasnodar, Russian Federation, 350038. Tel.: +7 (861) 203-37-39. E-mail: iaalbanof@gmail.com
Lyakh Valentina Ivanovna, Honored Scientist of Kuban; Doctor of Philosophy; Professor, Krasnodar State Institute of Culture. Postal address: 33, 40 Let Pobedy St., Krasnodar, Russian Federation, 350047. Tel.: 8 (909) 457-56-21. E-mail: valentinalaich @ mal.ru