"Культурная жизнь Юга России" 14 -
Л- 3 (62), 2016
Referenees
1. Lukomskii G.K. Pamjatniki starinnoj arhitektury Rossii v tipah hudozhestvennogo stroitel'stva. Russkaja provincija [Russian monuments of ancient architecture in the types of artistic construction. Russian province]. Petrograd, 1916.
2. Gangur N.A., Zhdanova L.A. Kuban estate Pyatigorsk merchant Z.F. Shcherbak: historical and cultural excursion // Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii. 2015. № 4. Pp. 7-13.
3. The State archive of the Krasnodar's region (GAKK). F. 500, Inv. 1. D. 18.
4. Sbornik svedenii o Kavkaze. T. VIII: Spisok naselennykh mest Kubanskoi oblasti po svedeniyam 1882 goda [Collection of information about the Caucasus. T. VIII: List of localities Kuban region according to information 1882]. Tiflis, 1885.
5. Karta Kubanskoj oblasti i blizkih k nej Chernomorskoj gubernii i chasti Suhumskogo okruga [Map of the Kuban region and Black Sea province and part of the Sukhumi district, close to it]. Saint Petersburg, 1904.
6. Spisok zemlevladel'cev Kubanskoj oblasti i Chernomorskoj gubernii za 1909-1911 god [List of the Kuban area and the Black Sea province of landowners for 1909-1911 year]. Ekaterinodar, 1911.
7. GAKK. P - 13. Op. 1. D. 576.
8. Kirichenko N. Year of the German colonists. Description Eygenfeld colonies Caucasus district, the Kuban area // Kubanskii sbornik. Ekaterinodar, 1900. V. 6.
9. GAKK. F. F - 60. Op. 1. D. 1676.
10. GAKK. F. F - 60. Op. 1. D. 437.
11. GAKK. F. R - 60. Op. 1. D. 210.
12. GAKK. F. R - 60. Op. 1. D. 442.
13. Gangur N.A. Material'naja kul'tura kubanskogo kazachestva [Gangur N.A. Material culture of the Kuban Cossacks]. V. I. Krasnodar, 2009.
УДК 008
В.И. ЛЯХ, Н.И. МАНЖЕЛЕВСКАЯ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
Лях Валентина Ивановна, доктор философских наук, профессор кафедры теории и истории культуры Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, 40 лет Победы, 33), [email protected]
Манжелевская Наталья Ивановна, магистрант кафедры теории и истории культуры Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, 40 лет Победы, 33), [email protected]
Аннотация. В статье исследуется биографический метод как современный подход к исследованию культуры.
Ключевые слова: биографический метод, современный подход, культура, биография, человек. UDC 008
V.I. LYAKH, N.I. MANZHELEVSKAYA
BIOGRAPHICAL METHODS IN CULTURAL RESEARCH
Lyakh Valentina Ivanovna, Full PhD (philosophy), Full professor of department of the theory and cultural history of Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), [email protected]
Manzhelevskaya Natalya Ivanovna, undergraduate of department of the theory and cultural history of Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), [email protected]
№ 3 (62), 2016
"Теория и история культуры"
Abstract. This article examines the biographical method as a modern approach to the study of culture. Keywords, biographical method, a modern approach, culture, biography, people.
В справочной литературе под термином «биография» подразумевается последовательное отображение истории жизни отдельного человека. Это - один из способов существования человека в культуре. Основное специфическое качество биографии - наличие конкретного текста, идентифицирующего существование человека [1, с. 72].
Реконструкцию жизни личности в форме повествовательного текста Ю.М. Лотман назвал «археологией культуры». В нем по мозаичным осколкам биограф пишет рисунок ушедшей жизни, сохраняя ее для потомков.
Он соединяет разрозненные фрагменты, порой лишенные жизни и смысла, обретающие цельность, наполняющиеся мыслью и позволяющие услышать пульс тех, кого уже давно нет на земле. Рассеявшись в биосфере, они духовно влились каплей в поток культуры.
Биограф, исследуя исторические процессы, описывает чувства и судьбы людей и их мысли, которые являются не высшими и низшими звеньями изучения прошлого, а равными по значению, двумя плечами одного рычага, не могущими существовать друг без друга [2, с. 12, 13].
Итак, предметом рассматриваемого метода можно считать историю и жизненный путь человека. Следовательно, его источниками выступает сам человек и окружающая его среда.
Рассматриваемый метод основывается на использовании комплекса категорий, методических приемов и методологических принципов, при помощи которых получается информация. Он актуален в исследованиях по культурологии, в литературоведении, искусствоведении, социологии, психологии и др. науках.
В методологическом инструментарии этого метода для воссоздания развернутой во времени исторической перспективы событий, происшедших в жизни человека, находят место анализ и интуиция, воображение и сотворчество.
В основе рассматриваемого метода находится биография, которая отражает историю жизни отдельного человека, воссоздает его таким, каким он был в действительности. Процесс включения в познание биографии изучает «биографика» - отрасль гуманитарного знания, исследующая онтологию биографии, ее генезис, инструменты и процесс жизнеописания, особенности общения, поведения, реконструкции внутреннего мира. Она позволяет ввести в теоретико-методологический каркас исследования феноменологию (для раскрытия образа человека как феномена), герменевтику (для реконструкции событий и ситуаций), семиотику (для реконструкции знаков и символов, окружающих человека), теорию межкультурных коммуникаций (для определения и анализа «окружения» изучаемого человека), теорию и историю культуры (для воссоздания социокультурного пространства, в котором формировалась личность художника), культурную антропологию (для определения ценности индивидуального жизненного опыта) и др. [3, с. 33, 49, 50].
Все разделы «биографики» побуждают рассматривать биографическую традицию письма как особый тип знания, обладающий собственными критериями достоверности и аргументации, выдвигающий определенные притязания и претендующий на особое место в цикле гуманитарных дисциплин [4, с. 45-48, 51-62].
В исследовании исторических персоналий особая роль отводится интеллектуальным (профессиональным) биографиям. C одной стороны, исследование интеллектуального образа жизни конкретного творческого человека в культурологии находится на границе с жанром философского или литературного эссе, а с другой - оно близко к научной монографии.
В истории и теории культуры проблему формирования личности художника изучает «историко-культурная персоналия», в исследовательском поле которой происходит философское осмысление места личности в истории [5, с. 83].
Философское осмысление биографии позволяет формировать теорию личности, что создает инструментарии действия памяти, процессы воспроизведения и забывания прошлого,
"Культурная жизнь Юга России" 16 ;
№ 3 (62), 2016
а также помогает найти смысл жизни и творчества. Для исследования особый интерес представляют размышления об экзистенциальном состоянии личности, а именно, ее уверенности и сомнениях, одиночестве и общении, свободе и бунтарстве, радости и тоске.
Биографический метод в культурологии определяет место анализу социокультурного пространства, в котором раскрывается жизнь и творчество личности, складывается ее индивидуальность и происходит самореализация в творчестве. Это подтверждает, что именно талант человека дает возможность развивать культуру, менять характер ценностей общества, изменять отношение к людям и событиям, способствовать осуществлению позитивных или негативных процессов в обществе [6].
Биографическое описание акцентирует внимание на изучении жизни человека в социокультурном окружении, в котором культура выступает посредником в изучении особенностей его творчества, определяет его индивидуальность, а также степень влияния повседневной культуры на формирование его реальной жизни. Этому помогает культурная семантика событий, норм и ценностей в обществе. Она формирует процесс биографической интерпретации и реконструкции творчества личности путем отбора документов, а также фактов, определяющих ориентиры в оценке творческого успеха, и тем самым популяризируя биографию, считая ее образцом для подражания [7].
Вышеизложенное свидетельствует, что биография в культурологическом исследовании личности в ракурсе культурно-исторической ситуации, реконструкции ее жизни и деятельности в конкретных условиях, помогает раскрыть характер и особенности творческого пути.
Литература
1. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1. СПб., 1998.
2. Лотман Ю.М. Карамзин. СПб., 1997.
3. Валевский А.Л. Биографика как дисциплина гуманитарного цикла // Лица. Биографический альманах. М., СПб., 1995. № 6.
4. Валевский А.Л. Основания биографики. Киев, 1993.
5. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. М., 2005.
6. Лях В.И., Сигида Д.А. Биография как метод изучения «истории жизни» // Казанская наука: сб. науч. ст. № 1. Казань, 2011.
7. Сигида Д.А. Искусство в художественной жизни современного российского общества: культурфилософский дискурс: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Краснодар, 2012.
References
1. Kul'turologija. XX vek. Enciklopedija [Cultural studies of the XX century. Encyclopedia]. Vol. 1. Saint Petersburg, 1998.
2. Lotman Yu.M. Karamzin [Karamzin]. Saint Petersburg, 1997.
3. Walewski A.L. A biography of the discipline of Humanities // Litsa. Biograficheskij al'manah. Moscow, Saint Petersburg, 1995. No. 6.
4. Walewski A.L. Osnovanija biografiki [The base of the biography]. Kiev, 1993.
5. Ikonnikova S.N. Istorija kul'turologicheskih teorij [History of culturological theories]. Moscow, 2005.
6. Lyakh V.I., Sigida D.A. Biography as a method of studying the "life stories" // Kazanskaja nauka: Election of scientific articles. No. 1. Kazan, 2011.
7. Sigida D.A. Art in the artistic life of modern Russian society: the cultural and philosophical discourse: synopsis of the thesis ... PhD (philosophy). Krasnodar, 2012.