Научная статья на тему 'Хореография в контексте проблем эстетического развития личности в любительской художественной деятельности'

Хореография в контексте проблем эстетического развития личности в любительской художественной деятельности Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
417
69
Поделиться
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ХОРЕОГРАФИИ / ГАРМОНИЧНО РАЗВИТАЯ ЛИЧНОСТЬ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩАЯСЯ ЛИЧНОСТЬ / ЛЮБИТЕЛЬСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВИДЫ ИСКУССТВ / СИНТЕЗ ИСКУССТВ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Катаман Игорь Олегович

В статье анализируются различные аспекты методики преподавания хореографии как средства эстетического развития личности благодаря ее самоакутализации и синтезу искусств. Опираясь на исследования ученых, занимающихся данной проблемой, а также собственные исследовательские материалы, автором выделены ведущие виды искусств в любительской художественной деятельности в процессе перехода от одного этапа эстетического развития к следующему, благодаря которым формируется гармонично развитая личность. В результате ответ на поставленный выше вопрос отрицательный.

Ghoreography in context aesthetic development in amateur artistic activity

In the article various aspects of a technique of teaching of choreography as means of esthetic development of the personality thanks to her selfactualization and synthesis of arts are analyzed. The author emphasizes leading art forms in amateur artistic activity which help to create a harmoniously developed individual through transition from one stage of aesthetic development to another. As the result, the answer to the question which is posed at the beginning is negative.

Текст научной работы на тему «Хореография в контексте проблем эстетического развития личности в любительской художественной деятельности»

необходимо иметь представление о следующих явлениях: понятие, суждение, умозаключение и их виды, объем понятия, отношения между объемами понятий, логические операции, логические отношения между суждениями, логический квадрат.

Библиографический список

1. Кондаков, Н. И. Логический словарь-справочник / Н. И. Кондаков. — 2-е изд., исправ. и доп. — М., 1975. — 720 с.

2. Цупикова, Е. В. Актуальные вопросы семасиологии в вузе: организация самостоятельной и аудиторной учебно-

познавательной деятельности студентов : учеб. пособие / Е. В. Цупикова. - Омск : СибАДИ, 2010. - 319 с.

ЦУПИКОВА Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии; доцент по кафедре лингводидакти-ки и исторического языкознания Омского государственного педагогического университета. Адрес для переписки: сЫ8е143@уап<Зех.га

Статья поступила в редакцию 07.11.2013 г. © Е. В. Цупикова

УДК 379837013 И. О. КАТАМАН

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ХОРЕОГРАФИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье анализируются различные аспекты методики преподавания хореографии как средства эстетического развития личности благодаря ее самоакута-лизации и синтезу искусств. Опираясь на исследования ученых, занимающихся данной проблемой, а также собственные исследовательские материалы, автором выделены ведущие виды искусств в любительской художественной деятельности в процессе перехода от одного этапа эстетического развития к следующему, благодаря которым формируется гармонично развитая личность. В результате ответ на поставленный выше вопрос — отрицательный. Ключевые слова: методика преподавания хореографии, гармонично развитая личность, эстетическое развитие личности, самоактуализирующаяся личность, любительская художественная деятельность, виды искусств, синтез искусств.

Проблемы эстетического развития личности в любительской художественной деятельности настолько актуальны сегодня, что их изучение выходит далеко за рамки сферы культурно-досуговой деятельности, приобретая тем самым междисциплинарный характер. Они также обозначены в трудах зарубежных и отечественных мастеров педагогики, психологии, философии. Мы полностью разделяем мнение советского философа В. П. Тугаринова, что личность — это человек, обладающий исторически обусловленной степенью разумности и ответственности перед обществом, пользующийся (или способный пользоваться) в соответствии со своими внутренними качествами определенными правами и свободами [1]. С этой точки зрения, личностью является далеко не каждый человек, а лишь тот, кто достиг определенного уровня сознательности и ответственности.

Подняться до такого уровня без педагогической помощи вряд ли представляется возможным. Из целостного педагогического процесса выделим процесс воспитания. И. П. Подласый дает современную трактовку процессу воспитания. Это — специально организованное, управляемое и контролируе-

мое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу [2].

Американский психолог Э. Эриксон выделил восемь стадий развития личности — от раннего младенчества до поздней взрослости. Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него в течение всей жизни. Сами личностные новообразования возникают не на пустом месте — их появление на определенной стадии подготовлено всем процессом предшествующего развития личности [3]. Такое новообразование, как творчество, Эриксон вводит на предпоследней стадии развития личности — средней взрослости (от 40-45 до 60 лет).

Развитые творческие способности являются одной из психологических характеристик самоактуализирующейся личности. Американский психолог Абрахам Маслоу объяснял потребность

в самоактуализации желанием людей реализовать себя, а именно к склонности проявить в себе то, что в них заложено потенциально. Эта склонность может быть определена как желание в большей степени проявить присущие человеку отличительные черты, чтобы достичь всего, на что он способен [4]. Потребность в самоактуализации занимает высшее место в иерархии потребностей, представленной Маслоу.

При нормальной линии развития личности по Эриксону зрелая, полноценная и разнообразная жизнь проявляется через творчество, в том числе и художественное. В широком смысле художественное творчество понимается как творчество «по законам красоты», присущее в той или иной степени всем видам продуктивной человеческой деятельности [5]. Развивать способности жить и творить «по законам красоты» является прерогативой эстетического воспитания личности. Эстетический воспитательный процесс, как и любой другой, отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. Об этом очень хорошо написал К. Гельвеций: «Я продолжаю еще учиться; мое воспитание еще не закончено. Когда же оно закончится? Когда я не буду более способен к нему: после моей смерти. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание» [6, с. 10]. Объяснить слова К. Гельвеция помогает окружающий нас мир. Он не стоит на месте, а постоянно находится в состоянии развития. Новые достижения в важных отраслях, которые охватывают жизнь человека, заставляют его развиваться не только профессионально, психологически, но и эстетически. Эстетическое развитие личности — это постоянный процесс ее совершенствования длиною в жизнь.

Мы позволим себе не согласиться с теориями тех отечественных психологов, которые считают, что развитие личности, в том числе и эстетическое, заканчивается на стадии юности. Такие представления, возможно, и объясняют сложившуюся ситуацию в отечественной науке, когда исследования по эстетическому развитию зрелой личности почти не проводятся. Вопросы эстетического воспитания поднимают многие исследователи, но в основном они касаются ранних стадий развития личности, на которых личность может испытывать желание в удовлетворении эстетических потребностей как базовых. Реализация этого желания может происходить через художественную деятельность. Это деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведение искусства... В искусстве осуществляется художественное познание и художественная оценка мира, создается новая художественная реальность [7]. Художественная деятельность может быть профессиональной или любительской. Деление как профессиональной, так и любительской художественной деятельности, соответствует видам и жанрам профессионального искусства: музыкальная, танцевальная (хореографическая), театральная, изобразительная, декоративно-прикладная; фотолюбительство, кинолюбительство и др. Различные виды искусств обладают своей спецификой, поэтому имеют особый характер влияния на личность.

В учебном пособии Н. Ф. Хилько «Любительское художественное творчество» автор отмечает, что широта и многообразие художественных интересов, однако, вовсе не предполагает равномерного внимания любителей ко всем искусствам и всем разновидностям художественной деятельности.

На протяжении подросткового и юношеского возраста необходимо периодически делать акцент на некоторых, более приемлемых для них. Поэтому комплексное воздействие искусств на любителя, представляющее собой главное звено системы художественного воспитания, должно строиться не на равномерном приобщении любителей ко всем видам искусств, а на углубленных занятиях каким-то одним, опорным, наиболее развивающимся в данном возрасте, и постепенным приобщением к остальным [8]. Учеными-психологами Л. С. Выготским, Б. Г. Ананьевым, а позднее Б. П. Юсовым были сделаны выводы о неравнозначности интереса субъекта художественной деятельности к различным видам искусств в разный возрастной период. Возможно, этим объясняется дифференцированный подход в научных исследованиях к проблемам эстетического развития личности.

Обзор авторефератов по интересующим нас вопросам показал, что почти во всех научных трудах в предмете исследования обозначен не только вид любительской художественной деятельности, которым занимается личность, но и этап ее эстетического развития, имеющий определенные возрастные рамки.

Опираясь на научные исследования ученых, занимающихся данной проблемой, постараемся выделить ведущие виды искусств в любительской художественной деятельности в процессе перехода от одного этапа эстетического развития к следующему, благодаря которым формируется гармонично развитая личность. Так, в дошкольном возрасте активное приобщение к фольклору с учетом комплексного подхода выглядит особенно плодотворным. Комплекс словесных, музыкальных, игровых, драматических и хореографических видов позволяют приобщиться к народному творчеству уже на ранних стадиях эстетического развития личности. Среди ученых-фольклористов отметим А. В. Ба-кушинского, Б. М. Василенко, Г. С. Виноградова, В. С. Воронова, В. Е. Гусева, Е. В. Гиппиус, О. И. Капицу, Ю. Г. Круглова, Е. Э. Линеву, М. А. Некрасову, М. Ю. Новицкую, Т. Я. Шпикалову. Среди диссертационных исследований последних лет хочется выделить работу Т. В. Антоновой «Фольклор в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников (на примере музыкально-ритмической деятельности)», в которой автор приходит к выводу, что поэтический, музыкальный и танцевальный фольклор во взаимосвязи является одним из эффективных средств формирования выразительности музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста [9].

В младшем школьном возрасте приоритет отдается музыке. Именно в этот возрастной период закладывается крепкий фундамент эстетического музыкального вкуса. Особое внимание заслуживают труды музыковедов Б. В. Асафьева, М. С. Кагана, Л. А. Мазеля, В. В. Медушевского, М. К. Михайлова, А. Н. Сохор, В. Н. Холоповой. Из последних диссертационных исследований наиболее интересна работа Т. С. Ковалевой «Музыкальное развитие школьников в региональной системе полихудожественного образования», где диссертант отмечает, что музыкальное развитие школьника выступает особым показателем полихудожественного образования, интегрирующим в себе: музыкальность, креативность, художественно-образное мышление, творческое воображение, ценностные ориентиры, способность к глубокому переживанию эстетических

чувств, наличие вкуса, мотивацию, проявляющуюся в широком интересе к музыкальной и творческой деятельности [10].

В среднем школьном возрасте на передний план ° выходит литература и театр. Занятия литературой § имеют огромную познавательную значимость. Появ-й> ляется желание заняться собственным творчеством. * Лучшие литературные произведения благотворно о влияют на культурный кругозор, заслуживают вни->| мание для театральных постановок. Приобщение | к театральной деятельности способствует созданию х эмоционального контакта между сценой и публи-^ кой. Появляется стремление к такому творческому 2 диалогу со зрителем, который способен оказывать взаимное всестороннее эстетическое воздействие, вызывать интеллектуальное и душевное сопереживание. На театральное искусство, как эффективное средство воспитания эстетического вкуса, обращали внимание в своих трудах Л. С. Выготский, В. Г. Грязева, В. А. Петровский. Современную модель воспитания эстетического вкуса подростков средствами театрального искусства разработала Т. П. Лясковская в диссертационной работе с одноименным названием [11]. Эта модель включает в себя следующие позиции:

— четыре блока: целевой, содержательный, организационно-деятельный, оценочно-результативный;

— три направления воспитательной деятельности: эстетическое воспитание, художественная деятельность, эстетическое самовоспитание;

— критерии и показатели воспитанности эстетического вкуса подростков: мотивационно-цен-ностная ориентация на эстетическую деятельность, система художественно-эстетических знаний, эмоциональность, практические умения, рефлексивно-творческая позиция.

Старшеклассники и молодежная аудитория наиболее подготовлены к таким видам искусств, как кино- и фототворчество. Кинообраз способен как в процессе своего создания, так и в процессе восприятия выражать эстетические потребности человека, проявляемые различными сторонами его чувственного мира. Воспитательную силу в киноискусстве видели Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, А. В. Луначарский, Ю. И. Менжинская. Проблемы синтеза кино и литературы, кино и театра поднимались в диссертационных работах Ю. М. Рабиновича, С. Я. Кура. Роль киноискусства в эстетическом развитии личности старших школьников отражены в трудах Г. С. Лабковской и З. С. Мало-бицкой. Исследованием проблемы самодеятельного кинотворчества занимался Ю. И. Божков. Он рассматривал самодеятельное кинотворчество одновременно в двух аспектах: в аспекте формирования практических и технических навыков киносъемки, и в аспекте формирования культуры эстетического восприятия и связанных с нею моментов мотива-ционной структуры личности (эстетическая потребность, вкус, взгляды и т.д.) [12].

Смежным искусством по отношению к кино яв-| ляется фототворчество. В исследованиях Ю. И. Бож-| кова, Е. А. Бондаренко, Ю. Н. Усова рассматривается ся, что фотография вместе с другими средствами Ц эстетического развития в составе аудиовизуальной | педагогики является основой художественной куль-о туры подростков и юношества. В диссертационной 2 работе Н. Ф. Хилько «Развитие способностей к фо-К^щ тотворчеству подростков и юношества в процессе художественной любительской деятельности» автор

считает, что продуктивность творческого процесса фотолюбителей во многом зависит от его последовательного осуществления в три этапа: в процессе перцептивной деятельности как формы эстетического освоения мира; овладения языком фотоискусства как средством визуальной коммуникации; в ходе поиска изобразительных решений, выработки своего стиля и способов использования различных художественных средств в авторской деятельности [13] .

Еще раз хочется подчеркнуть, что ведущие виды искусств не являются единственными на определенных стадиях эстетического развития личности. Личность, обладающая свободой выбора, сама определяет для себя, каким видом искусств ей заниматься. Практически в любом возрасте проявляется интерес к изобразительному искусству и хореографии. С самого раннего детства через занятия изобразительным искусством достигается развитие глубины чувств и мышления, формируется зрительская культура, развивается эстетическая гармония. Преимущества эстетического развития личности средствами изобразительного искусства отмечали Р. Арнхейм, Я. А. Башилов, А. Будза, Н. А. Вет-лугина, Н. Н. Волков, Р. Л. Грегори, С. С. Зорин, Т. С. Комарова, В. А. Левин, С. Д. Левин, Б. М. Не-менский, Ю. А. Пилипенко, Е. А. Рожкова, Н. П. Са-кулина, Л. А. Саратова, Б. Эдвардс. Изобразительное искусство является самым распространенным видом искусств, который интересует современных исследователей. Среди них С. А. Аманжолов, И. Н. Гуторова, О. В. Зозуля, Л. В. Коротовская, О. С. Михайлова, Ю. Ю. Наумов, С. В. Павлова, В. А. Пантиков, З. А. Степанчук, Н. А. Терещенко, Н. С. Ульянова. Особенно хочется отметить диссертационную работу Л. В. Кузьмичевой «Формирование креативности учащихся на занятиях изобразительным искусством в общеобразовательной школе», в которой автор дает содержательное определение изобразительной деятельности, выступающей в качестве средства формирования креативности [14]. Изобразительная деятельность — есть процесс объективизации человеком с помощью разнообразных средств выразительности когнитивных и аффективных элементов сложившегося в его сознании субъективного образа окружающего мира, результатом чего становится сотворение пространственной модели этого внутреннего образа.

Хореографическое искусство, пожалуй, самый востребованный вид любительской художественной деятельности на всех стадиях эстетического развития личности. Уже дошколятам важно донести информацию, что хореографические движения являются ритмически организованными и поэтически осмысленными. Начиная с младшего школьного возраста к хореографии следует относиться, как к профессиональному искусству. Для профессиональной хореографии очень важен комплекс музыки и танца, который в большинстве случаев и составляет ее основу. Чаще всего хореографические движения имеют поэтически-образный смысл, служат выявлению внутреннего состояния и душевного мира человека. В некоторых случаях через хореографические движения идет подражание некоторым реальным жизненным процессам, что позволяет говорить об их изобразительном характере. Элементы действия в хореографии сближают ее с театрально-зрелищными искусствами.

Таким образом, мы наблюдаем синтез искусств, благодаря которому художественная деятельность,

по мнению Б. М. Неменского, обладает органичной целостностью и не раскладывается на составляющие компоненты [15]. Большую роль в эстетическое развитие личности средствами хореографического искусства внесли Н. П. Базарова, Л. Д. Блок, А. А. Борзов, А. Я Ваганова, М. Васильева-Рождественская, Р. В. Захаров, К. Зацепина, А. А. Климов, М. П. Мурашко, З. Резникова, И. В. Смирнов, Т. С. Ткаченко, Л. С. Школьников. Популярность этого вида искусств среди лиц различных возрастных категорий настолько велика, что заставляет обращать на себя внимание и современных научных исследователей. Среди них М. С. Гавдис, С. Е. Марченко, И. Н. Мордовина, В. Н Нилов, О. В. Опарина, О. А Рындина, С. В. Шанкина.

Вернемся к рассмотрению этапов эстетического развития личности. Как уже отмечалось выше, большинство отечественных ученых считают, что развитие личности, в том числе и эстетическое, заканчивается на стадии юности. Да, действительно, на пути к стадии зрелой личности, человек несет солидный багаж жизненного опыта, в том числе и эстетического. Но, останавливаясь и распаковывая его, видит, что он что-то забыл. И вот это «что-то» становится ведущим видом искусства на данной стадии развития личности. Выходит, что нужно сделать остановку и удовлетворить эту эстетическую потребность.

На стадии поздней взрослости нами был выявлен интересный момент. В результате опроса людей старше 60 лет выяснилось, что свои эстетические потребности большинство респондентов удовлетворяют через фольклор. Фольклор в переводе с английского означает «народная мудрость». В международной научной, в том числе и эстетической терминологии фольклор обозначает название народного творчества. При нормальной линии развития на стадии поздней взрослости для личности свойственны постоянные раздумья о прошлом, его спокойная и взвешенная оценка, ощущение полноты и полезности прожитой жизни, передача опыта новому поколению. Прослеживается тесная связь первой и последней стадий эстетического развития личности. Взрослое поколение старается принимать самое активное участие в процессе приобщения своих внуков и правнуков к народному творчеству, с помощью которого происходит приобщение к добру, любви, правде, истине, красоте, уважение к святыням большой и малой родины, с чего, собственно, начинается и заканчивается духовное развитие личности.

Итак, эстетическое развитие личности в любительской художественной деятельности — это процесс, который протекает на протяжении всей жизни. Он подразделяется на отдельные возрастные этапы, в каждом из которых акцент делается на определенном виде художественного творчества. Кроме того, в процессе перехода от одной стадии эстетического развития к другой, личность сама испытывает потребность в том или ином виде искусств. В результате, приобщаясь прямо или косвенно ко всем видам искусств, личность, получая комплексное восприятие эстетической картины мира, становится гармонично развитой. Необхо-

димо отметить, что в Омском регионе созданы все условия для организации занятий любительским художественным творчеством для всех возрастных категорий. Тем не менее проблема в эстетическом развитии зрелой личности все же существует и требует пристального внимания, в первую очередь со стороны руководителей и преподавателей коммерческих организаций, занимающихся любительской художественной деятельностью.

Библиографический список

1. Тугаринов, В. П. Избранные философские труды [Текст] / В. П. Тугаринов. - Л. : ЛГУ, 1988. - 344 с.

2. Подласый, И. П. Педагогика. Процесс воспитания [Текст] / И. П. Подласый. - М. : ВЛАДОС, 2006. - 256 с.

3. Немов, Р. С. Психология : в 2 кн. [Текст] / Р. С. Немов. -М. : ВЛАДОС, 2006. - Кн. 1. - 264 с.

4. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. -СПб. : Питер, 2006. - 352 с.

5. Эстетика. Словарь [Текст] / Под ред. А. А. Беляева. -М. : Политиздат, 1989. - 447 с.

6. Гельвеций, К. А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании [Текст] / К. А. Гельвеций. - М. : Соцэкгиз, 1938. - 482 с.

7. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. - М. : Политиздат, 1991. - 560 с.

8. Хилько, Н. Ф. Любительское художественное творчество [Текст] / Н. Ф. Хилько. - Омск, 2005. - 62 с.

9. Антонова, Т. В. Фольклор в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников (на примере музыкально-ритмической деятельности) [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. В. Антонова. - М., 2000. - 24 с.

10. Ковалева, Т. С. Музыкальное развитие школьников в региональной системе полихудожественного образования [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. С. Ковалева. -Краснодар, 2004. - 22 с.

11. Лясковская, Т. П. Воспитание эстетического вкуса подростков средствами театрального искусства : автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Т. П. Лясковская. - Челябинск, 2004. - 22 с.

12. Божков, Ю. И. Самодеятельное кинотворчество как педагогическая проблема : автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Ю. И. Божков. - М., 1984. - 26 с.

13. Хилько, Н. Ф. Развитие способностей к фототворчеству подростков и юношества в процессе художественной любительской деятельности [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. Ф. Хилько. - М., 1999. - 21 с.

14. Кузьмичева, Л. В. Формирование креативности учащихся на занятиях изобразительным искусством в общеобразовательной школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. В. Кузьмичева. - Кострома, 2006. - 26 с.

15. Неменский, Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания / Б. М. Неменский. - М. : Просвещение, 1987. - 186 с.

>

КАТАМАН Игорь Олегович, аспирант кафедры социально-культурной деятельности. Адрес для переписки: ki_o@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.06.2014 г. © И. О. Катаман