Научная статья на тему 'ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА АКРОБАТОК НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА АКРОБАТОК НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКРОБАТИКА / ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ГРУППЫ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ACROBATICS / CHOREOGRAPHIC TRAINING / MOTOR SKILLS / SPORT EXCELLENCE GROUPS / TRAINING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беженцева Л.М.

Цель исследования - разработать методику комплексной хореографической подготовки акробаток на этапе спортивного совершенствования и оценить ее эффективность. Методика и организация исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе МАУ ДО СДЮСШОР № 3 г. Томска. В исследовании приняло участие 20 акробаток, занимающихся в группах спортивного совершенствования: 10 - экспериментальная группа (ЭГ) и 10 - контрольная (КГ). Тренировочный процесс гимнасток КГ осуществлялся в соответствии с действующей программой и методикой, а ЭГ - по разработанной методике комплексной хореографической подготовки. Результаты исследования и выводы. Разработанная методика комплексной хореографической подготовки для акробаток рассчитана на учебный год (около 74 занятий) и проводилась систематически два раза в неделю в подготовительной и в начале основной частей учебно-тренировочного занятия. Особенность методики хореографической подготовки акробаток состояла в том, что в процессе ее проведения учитывалась моторная асимметрия. Каждое двигательное действие в уроках хореографии выполнялось в равной степени в каждую сторону с обеих ног и рук. Также применялся комплекс упражнений с резиновой лентой, который состоял из упражнений направленных на развитие статической силы, специальной выносливости, гибкости и координации акробаток. В процессе хореографической подготовки использовался метод музыкально-танцевального упражнения (экзерсис), так как обучение элементам классического и народного танца является основой хореографической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беженцева Л.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHOREOGRAPHIC TRAINING OF FEMALE ACROBATS AT SPORT EXCELLENCE STAGE

Objective of the study was to develop a method of complex choreographic training of female acrobats at the stage of sport excellence and evaluate its effectiveness. Methods and structure of the study. The experiment was conducted at the premises of the Municipal Autonomous Institution of Supplementary Education of Specialized Children and Youth Sports School of the Olympic Reserve No. 3, Tomsk. Sampled for the experiment were 20 female acrobats of sport excellence groups, who were divided into 2 groups: Experimental (EG) and Control (CG), 10 people each. The CG female gymnasts were trained in accordance with the current program and methodology, while the EG ones - according to the developed methodology of complex choreographic training. Results and conclusions. The developed methodology of complex choreographic training of female acrobats was designed for an academic year (about 74 classes) and was conducted regularly twice a week in the preparatory part and at the beginning of the main part of the training session. The peculiarity of choreographic training of female acrobats was that it was based on motor asymmetry. Each motor action in the choreographic classes was performed equally in each direction with both legs and arms. A series of exercises with a rubber band was also used, which consisted of exercises to develop in female acrobats static strength, special endurance, flexibility, and coordination skills. In the process of choreographic training, the musical and dance exercise method was used, since teaching the elements of classical and folk dance is the basis of choreographic training. Therefore, complex choreographic training was found to have a positive impact on the motor fitness of female acrobats of sport excellence groups.

Текст научной работы на тему «ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА АКРОБАТОК НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

спортивная подготовка

ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА АКРОБАТОК НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

УДК/UDC 796.015

Поступила в редакцию 10.05.2020 г.

Кандидат педагогических наук, доцент Л.М. Беженцева1

1 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

CHOREOGRAPHIC TRAiNiNG OF FEMALE ACROBATS AT SPORT EXCELLENCE STAGE

PhD, Associate Professor L.M. Bezhentseva1

1 Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "National Research Tomsk State University", Tomsk

Информация для связи с автором: delja3@yandex.ru

Аннотация

Цель исследования - разработать методику комплексной хореографической подготовки акробаток на этапе спортивного совершенствования и оценить ее эффективность.

Методика и организация исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе МАУ ДО СДЮСШОР № 3 г. Томска. В исследовании приняло участие 20 акробаток, занимающихся в группах спортивного совершенствования: 10 - экспериментальная группа (ЭГ) и 10 - контрольная (КГ). Тренировочный процесс гимнасток КГ осуществлялся в соответствии с действующей программой и методикой, а ЭГ - по разработанной методике комплексной хореографической подготовки.

Результаты исследования и выводы. Разработанная методика комплексной хореографической подготовки для акробаток рассчитана на учебный год (около 74 занятий) и проводилась систематически два раза в неделю в подготовительной и в начале основной частей учебно-тренировочного занятия. Особенность методики хореографической подготовки акробаток состояла в том, что в процессе ее проведения учитывалась моторная асимметрия. Каждое двигательное действие в уроках хореографии выполнялось в равной степени в каждую сторону с обеих ног и рук. Также применялся комплекс упражнений с резиновой лентой, который состоял из упражнений направленных на развитие статической силы, специальной выносливости, гибкости и координации акробаток. В процессе хореографической подготовки использовался метод музыкально-танцевального упражнения (экзерсис), так как обучение элементам классического и народного танца является основой хореографической подготовки.

Ключевые слова: акробатика, хореографическая подготовка, двигательные способности, группы спортивного совершенствования, учебно-тренировочный процесс.

Annotation

Objective of the study was to develop a method of complex choreographic training of female acrobats at the stage of sport excellence and evaluate its effectiveness.

Methods and structure of the study. The experiment was conducted at the premises of the Municipal Autonomous Institution of Supplementary Education of Specialized Children and Youth Sports School of the Olympic Reserve No. 3, Tomsk. Sampled for the experiment were 20 female acrobats of sport excellence groups, who were divided into 2 groups: Experimental (EG) and Control (CG), 10 people each. The CG female gymnasts were trained in accordance with the current program and methodology, while the EG ones - according to the developed methodology of complex choreographic training. Results and conclusions. The developed methodology of complex choreographic training of female acrobats was designed for an academic year (about 74 classes) and was conducted regularly twice a week in the preparatory part and at the beginning of the main part of the training session. The peculiarity of choreographic training of female acrobats was that it was based on motor asymmetry. Each motor action in the choreographic classes was performed equally in each direction with both legs and arms. A series of exercises with a rubber band was also used, which consisted of exercises to develop in female acrobats static strength, special endurance, flexibility, and coordination skills. In the process of choreographic training, the musical and dance exercise method was used, since teaching the elements of classical and folk dance is the basis of choreographic training.

Therefore, complex choreographic training was found to have a positive impact on the motor fitness of female acrobats of sport excellence groups.

Keywords: acrobatics, choreographic training, motor skills, sport excellence groups, training process.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. Основной задачей уроков хореографии является развитие выразительности и накопление арсенала разнообразных двигательных действий, позволяющих эффектно разнообразить соревновательные упражнения. Решается эта задача с помощью хореографической подготовки, которая, как замечено многими специалистами, способствует развитию двигательной памяти, координационных способностей, а в частности согласованности движений, прыгучести, гибкости, подвижности суставов, эластичности и силы мышц, выразительности и артистичности [1-5].

Цель исследования - разработать методику комплексной хореографической подготовки акробаток на этапе спортивного совершенствования и оценить ее эффективность.

Методика и организация исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе МАУ ДО СДЮСШОР № 3 г Томска в период 2018/2019 учебного года. В исследовании приняло участие 20 акробаток, занимающихся в группах спортивного совершенствования: 10 человек - экспериментальная группа (ЭГ) и 10 человек - контрольная (КГ). Для составления ЭГ и КГ было проведено предварительное тестирование с целью определения однородности групп по уровню общей и специальной физической подготовленности.

Тренировочный процесс гимнасток КГ осуществлялся в соответствии действующей программой и методикой, а ЭГ - по разработанной методике комплексной хореографической подготовки.

24

http://www.teoriya.ru

№ 10 • 2020 Октябрь | October

спортивная подготовка

Таблица 1. Результаты тестирования общей двигательной подготовленности акробаток Теория и практика физической культуры Theory and Practice of Physical Culture

Тесты Значение показателей до проведения педагогического эксперимента Значение показателей после проведения педагогического эксперимента

КГ X ±а ЭГ X ±а КГ X ±а ЭГ X ±а

Бег на 20 м, с 4,1±0,5 4,4±0,7 4,3±0,4 4,8±0,7

Прыжок в длину с места, см 4,2±0,4 4,5±0,3 4,4±0,3 5,0±0,2

Подъем туловища из положения лежа на спине за 30 с, кол-во раз 4,1±0,5 4,6±0,4 3,8±0,7 5,0±0,5*

Подтягивания на перекладине, кол-во раз 3,0±0,5 3,3±0,5 3,4±0,8 3,9±0,4

Стойка на руках, с 4,2±0,7 4,5±0,3 3,7±0,4 5,0±0,0*

Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз 4,0±0,8 4,5±0,5 4,1±0,9 4,9±0,3*

* - значение статистически значимого различия между показателями по сравнению с контрольной группой, р<0,05. Таблица 2. Результаты тестирования специальной двигательной подготовленности акробаток

Тесты Значение показателей до проведения педагогического эксперимента Значение показателей после проведения педагогического эксперимента

КГ— ±а ЭГХ ±а КГ— ±а ЭГХ ±а

Равновесие, стоя на правой ноге вперед, баллы 3,2±0,4 3,2±0,4 3,3±0,5 4,3±0,5*

Равновесие, стоя на правой ноге в сторону, баллы 3,2±0,4 3,3±0,5 3,6±0,7 4,5±0,5*

Равновесие, стоя на правой ноге назад, баллы 4,0±0,7 4,0±0,5 4,1±0,6 5,0±0,4*

Равновесие, стоя на левой ноге вперед, баллы 3,2±0,4 3,5±0,5 3,6±0,5 4,1±0,3*

Равновесие, стоя на левой ноге в сторону, баллы 3,6±0,5 3,7±0,4 3,7±0,4 4,3±0,5*

Равновесие, стоя на левой ноге назад, баллы 4,0±0,7 4,2±0,4 4,1±0,6 4,6±0,5*

Прыжок в продольный шпагат, баллы 4,5±0,5 4,6±0,5 4,8±0,5 5,0±0,02

Прыжок вверх с поворотом на 360 градусов, баллы 4,6±0,5 4,6±0,5 4,7±0,5 5,0±0,1

* - значение статистически значимого различия между показателями по сравнению с контрольной группой, р<0,05. Результаты исследования и их обсуждение. На кон- Анализируя результаты тестирования физической под-статирующем этапе педагогического эксперимента было готовленности юных гимнасток ЭГ и КГ, представленные определено, что КГ акробаток статистически не отличается в табл. 1, можно констатировать, что достоверные меж-(p>0,05) от ЭГ акробаток по всем измеряемым показателям групповые различия за период эксперимента наблюдаются общей и специальной двигательной подготовленности. в показателях, оценивающих силовую выносливость мышц На основе результатов предварительных исследований брюшного пресса и плечевого пояса, а также координацион-нами были разработаны и внедрены в учебный процесс ные способности. содержание и методика комплексной хореографической Анализируя результаты тестирования специальной физи-подготовки для акробаток с использованием упражнений ческой подготовленности акробаток ЭГ и КГ, представленные классического танца, упражнений художественной гимна- в табл. 2, можно констатировать, что достоверные межгруп-стики и акробатики, танцевальных соединений, упражне- повые различия за период эксперимента наблюдаются в по-ний свободной пластики, разновидностей ходьбы и бега, казателях, оценивающих устойчивость равновесия. а также комплексов упражнений с эластичной резиной. Вывод. Полученные результаты позволяют утверждать Разработанная методика комплексной хореографической об эффективности использования комплексной хореогра-подготовки для акробаток рассчитана на учебный год (около фической подготовки для повышения общей и специальной 74 занятий) и проводилась систематически два раза в неде- двигательной подготовленности акробаток на этапе спор-лю в подготовительной и в начале основной частей учебно- тивного совершенствования. тренировочного занятия. Такая форма организации занятия Битература позволила эффективно использовать время основной части 1. Барышникова Т.К. Азбука хореографии / Т.К. Барышникова. -тренировки акробатов. Продолжительность одного занятия СПб: Респекс, 1996. - С. 27-31, 43. хореографической подготовкой - 60 мин. 2. Морель Ф.З. Хореография в спорте / Ф.З. Морель. - М.: Физкуль- Особенность методики хореографической подготовки „ !ура и сп?Рт' I971. - 110 с. 3. Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художе-акробаток состояла в том, что в процессе ее проведения ственная гимнастика: учеб. пособие / Т.Т. Ротерс. - М.: «Просве-учитывалась моторная асимметрия. Каждое двигательное щение», 1989. - 175 с. действие в уроках хореографии выполнялось в равной сте- References пени в каждую сторону с обеих ног и рук. А также шир°к°е 1. Baryshnikova T.K. Azbuka khoreografii [The ABC of Choreography]. применение комплексов упражнений с резиновой лентой. St. Petersburg: Respeks publ., 1996. pp. 27-31, 43. Данный комплекс состоял из упражнений, направленных 2. Morel FZ Kh°re°grafiya v sporte Pwœgraptiy in sp°rt]. M°sc°w: на развитие статической силы, специальной выносливости, 3. RioZteUrSUraтi.£ipUZtykU|bno-1ri^m1c;h1e1s0tPe vospitanie i khudozhestvennaya гибкости и координации акробаток. gimnastika [Musical andrhythmic education andrhythmic gymnastics]. В процессе хореографической подготовки исполь- Study guide. Moscow: Prosveshchenie publ., 1989. 175 p. зовали метод музыкально-танцевального упражнения 4 ES; Inozemtseva, E..G-Khatskaleva. Elite female gymnasts specia motor qualities required for group exercise performance success in (экзерсис), так как обучение элементам классического rhythmic gymnastics. TaPPC. 2016. no. 10. P. 88-90. и народного танца является основой хореографической 5. Zagrevskij O.I., Beznosikova E.V.. Junior rhythmic gymnasts jumping подготовки Г3] ability progress tests. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury. 2017. No. 4. pp. 86-88.

№ 10 • 2020 Октябрь | October http://www.teoriya.ru 25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.