ОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ЧЕЛОВЕКА
УДК 793:37.035 В. Е. Митин
Московский государственный институт культуры
В данной статье хореографическое искусство рассматривается как способ развития общечеловеческих ценностей участников творческих проектов. В статье автор проанализировал различные подходы к определению понятия «общечеловеческие ценности» как российских, так и зарубежных учёных. Акцентировано внимание на том, что общечеловеческие ценности имеют динамический характер развития. Также автор охарактеризовал комплекс причин, которые определяют изменения общечеловеческих ценностей. Указано, что в современной России эти изменения происходят вследствие проявления нескольких социально-культурных кризисов одновременно. По мнению автора, сегодня именно танец служит формой знакомства людей с общечеловеческими ценностями. Проведённый автором теоретический анализ основных танцевальных направлений показывает, что современная педагогика танца ориентируется на ценности, идеалы, идеи, выработанные обществом за длительный период.
Ключевые слова: общечеловеческие ценности, культура, нравственность, творческий потенциал, учебный процесс, изменение ценностей, хореографический коллектив.
V. E. Mitin
Moscow State Institute (University) of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
CHOREOGRAPHY AS THE WAY OF PRESERVING AND DEVELOPING HUMAN VALUES IN THE MORAL EDUCATION OF HUMAN
In this article choreographic art is considered as the way to develop universal values of participants of creative projects. The author analyzed different approaches to the definition of "human values" of both Russian and foreign scientists. The attention is paid to the fact that human values have a dynamic character of development. The author also described the complex reasons that determine changes of human values. It is indicated that the changes happen due to several culture crises in modern Russia. According to the author, today dancing can be described as form of teaching people about moral values and respect for their body. The author's theoretical analysis of the main trends of dance shows that modern dance pedagogy focuses on the values, ideals and ideas generated by society for a long period. Keywords: human values, culture, morality, creativity, learning process, changing of values, choreographic collective.
Проблема актуализации общечеловеческих ценностей в социально-культурной деятельности - одна из сложнейших, в первую очередь по причине динамичного характера развития. Понимание основ-
ных человеческих ценностей имеет принципиальное значение для каждого человека в мире и крайне необходимо для того, чтобы принять ответственные решения и правильно выбрать жизненные цели.
МИТИН ВИТАЛИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ — аспирант кафедры культурно-досуговой деятельности факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры
MITIN VITALII EVGENYEVICH - doctoral student of Department of cultural and leisure activities, Faculty of social and cultural activities, Moscow State Institute (University) of Culture
e-mail: [email protected] © Митин В. Е., 2016
Категория «общечеловеческие ценности», включая как само содержание данного понятия, так и его структуру, всегда являлась предметом острых дискуссий в научных сообществах.
Например, Т. А. Андреева определяла общечеловеческие ценности как нормы, которые способствуют формированию толерантного, равнозначного отношения к инаковости, которая не противоречит гуманизму [1].
М. А. Баркова в статье «Общечеловеческие ценности народной педагогики в произведениях В. М. Шукшина» [3] упоминала о непреходящем значении общечеловеческих ценностей, среди которых называла нравственность, образ жизни, достойный гуманной сущности человека, духовную красоту и другие.
Американский учёный-социолог Рональд Инглхарт, по результатам исследовательского проекта «Всемирный обзор ценностей», пришёл к выводу, что число ценностей бесконечно и эволюционирует в одном направлении. Также он классифицировал общечеловеческие ценности на две категории: традиционные, или секу-лярно-рациональные, и ценности выживания или самовыражения [16].
Шалом Х. Шварц в рамках своей теории основных ценностей человека анализирует универсальные ценности, признанные во всех основных культурах. Теория Шварца определяет четыре основные подгруппы, которые содержат десять базовых ценностей. При этом Ш. Шварц называет их универсальными, поскольку они отражают три главных вида потребностей человека: биологические, социальные и потребности эффективного функционирования.
В книге «Природа человеческих ценностей» (1973) американский психолог М. Рокич рассматривает два класса ценностей: терминальные и инструментальные.
К первой группе он отнёс ценности, которые служат внутренними ориентирами для формирования отношения и мнения, а ко второй - ценности (например, политическая принадлежность и религиозные убеждения), которые представляют собой предпочтительный образ действий или свойство характера, вследствие чего становится возможным «предсказать» поведение человека.
Мы же согласимся с определением профессора А. Д. Жаркова: общечеловеческие ценности - совокупность ценностей, система ценностных установок и отношений к значимым сферам окружающей жизни, определяющих сознание личности, выступающих побудителем поведения в соответствии с имеющейся в обществе системой ценностей [6].
К общечеловеческим ценностям мы отнесём следующие категории: жизнь, счастье, любовь как общие индивидуальные значения, универсальные понятия, ядро всей деятельности; мир, свободу, безопасность - обладающие социальной значимостью; интеллект, уважение, равенство, справедливость, нравственность, здоровье, как физическое так и психическое, духовную красоту, творчество.
Общечеловеческие ценности могут меняться с течением времени под воздействием внешних факторов, к которым можно отнести экономические, политические, военные и другие.
Так, процесс глобализации, подобно приливной волне, разрушает культурную идентичность народов и, как следствие, общечеловеческие ценности. По мнению многих учёных, именно глобализация служит причиной различных культурных, религиозных и психологических кризисов, включая культурный империализм и плюрализм, изменения традиционной социальной структуры, поощрение секуляризации, снижение социальной солидарно-
сти и создание сложности в социальных отношениях.
Вследствие глобализации в современной России одновременно наблюдаются несколько социально-культурных кризисов. Например, первый кризис включает в себя достаточно поверхностную и неравномерную европеизацию России, в результате которой городские жители «принадлежат к европейской цивилизации» уже два столетия, но большая часть остального населения продолжает соответствовать «византийской культурной» матрице. Второй кризис берёт начало в первом и включает в себя конфликт между «европейским пониманием закона и прав» и «византийским» или «азиатским» отношением. В результате заимствования европейских и западных культурных образцов и ценностей наблюдается обесценивание самобытной русской культуры.
Кроме того, в XX веке в России поменялось несколько политических режимов, а вместе с ними и отношение к собственности, что определяет экономическую неустроенность в стране. Низкий уровень коммуникативной культуры личности сегодня стал острейшей социальной проблемой и проявляется в равнодушии и безразличии, неуважении и нежелании взаимопонимания, повышении уровня агрессивности и тревожности [11].
Более того, одной из важнейших проблем современного общества в России становится отсутствие иерархии на макро-и микроуровнях духовных потребностей, которые, согласно определению А. Д. Жаркова, являются регулятивным механизмом формирования и развития личности, побуждают её к активной деятельности по усвоению уже существующих и созданию новых ценностных ориентаций [5].
Отметим также, что в результате внедрения новых технологий и современных способов коммуникации человек нахо-
дится в промежутке между органической и синтетической жизнью, между реальным и виртуальным мирами, между локальными и глобальными потоками информации, товаров, капиталов, трудовых ресурсов, между элитарном и массовой культурой и т.п. [14].
Всё вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что в современной России наглядно происходит изменение ценностей общества. Многие учёные отмечают, что в стране наблюдается формирование новой морально-нравственной атмосферы, переосмысление ценностных ориентаций людей, поиск новых путей преобразования в экономической и социальной сферах. В связи с этим становится особо актуальной тема нравственного воспитания человека, а также возрастает роль культурных и творческих центров и социально-культурной деятельности, в частности хореографии.
В статье «Духовно-нравственные традиции балетного образования» исследователь хореографического образования А. В. Фомкин утверждает, что после 1991 года гуманистическая парадигма сменила предшествующую авторитарную, вследствие чего изменился и подход к самому процессу преподавания. Согласно новому течению, целью образования стало удовлетворение потребностей индивида [10]. И сейчас растущая популярность танцевального искусства зачастую обусловлена не желанием духовного развития, а тем, что большинство населения разных возрастных групп при посещении танцевальных занятий пытается удовлетворить разные потребности, например, снизить вес, «привести себя в форму» или расслабиться вследствие смены обстановки. Однако хореографическое искусство, как один из видов творческой деятельности, основанный на личностно-ориентирован-ном подходе, продолжает содействовать
не только физическому развитию индивида, но и развитию творческого потенциала, а также расширению возможностей человека в выборе методов и форм проведения качественного и разнообразного досуга [4].
Проанализируем четыре основных танцевальных направления (классический, социальный, современный и народный танец) для того, чтобы определить влияние хореографической деятельности на развитие общечеловеческих ценностей.
Целью занятий классическим танцем является разностороннее развитие обучающихся, которое включает в себя развитие чувствительности, владение визуальным искусством танца, умение творчески мыслить, доносить мысль до зрителя посредством движения, анализировать танец в своих культурных проявлениях, при этом выходя за пределы знания культуры, а также способность воспринимать, изучать и оценивать различные точки зрения. Учителя передают свои знания танца ученикам, показывая им, как правильно тренировать своё тело, во избежание травм, а также формируют позитивное самовосприятие.
Приобщение к классическому наследию позволяет понять театральное искусство, музыку, живопись, которые, в свою очередь, способствуют духовному обогащению. Бесспорно, классический танец тесно связан с музыкой, театром, живописью, а балетные постановки раскрывают проблемы общечеловеческих ценностей и ведут диалог со зрителем, посредством танца раскрывая понятия доброты, красоты, любви. Отметим, что в России на протяжении многих поколений духовно-нравственное воспитание танцоров складывалось под воздействием требований профессии, идеологии самодержавия и православной церкви [10]. Во многих хореографических училищах классического
танца преподаются основы христианства, а также рассматриваются общечеловеческие ценности в различных дисциплинах.
Анализируя построение урока классического танца, невозможно не упомянуть уникальную статью танцевального критика Л. Д. Блок «Урок Вагановой». Л. Д. Блок создала искусствоведческий портрет классного урока классического танца. Автор обратила особое внимание на то, что сама А. Я. Ваганова «никаких твёрдых схем и твёрдых норм для построения уроков» не давала, но уделяла особое внимание музыкальной составляющей и рисунку. Хореограф требовала соблюдения музыкального такта, а также зарисовки поз и движений. Музыка рождала в учениках умение слышать, чувствовать, сопереживать, а рисунок учил видеть, анализировать окружающий мир, прививал чувство красоты и вкуса, элегантности и точности в движениях.
Рассмотрим другой пример. Известный педагог М. Ф. Романова отличалась стилем и манерой ведения урока от А. Я. Вагановой, однако на первое место в воспитании танцоров ставила мягкость, интеллигентность и чувство собственного достоинства [12]. С самого первого занятия ученики были окружены атмосферой нравственности и уважения ценностей.
Таким образом, занятия классическим танцем способствуют формированию таких личностных качеств, как дисциплинированность, воля, ответственность, вырабатывают музыкальность, эстетический вкус, правильную осанку и грациозность движений [10]. Нравственное воспитание и формирование общечеловеческих ценностей становятся основной целью хореографа, поэтому практические задачи руководителя коллектива определяются не только передачей опыта и навыков участнику хореографической группы, но и развитием способностей каждого инди-
вида, внушением сознания собственной уникальности.
Народный танец, безусловно, играет одну из самых важных ролей в сохранении и воспитании человеческих ценностей. Во-первых, данное направление танца воспитывало культуру общественного поведения многие века. Во-вторых, народные танцы, хороводы, пляски прививали любовь к трудолюбию, уважение к традициям, легендам и сказаниям. Другие танцы были связаны с определённым событием в жизни человека, а следовательно, танцоры осознавали значимость того или иного события в жизни человека, воспитывали в себе понимание общечеловеческих ценностей, среди которых особое место занимали любовь к семье, родине, уважение к людям, добро и преданность. В связи с этим А. Б. Афанасьева отмечает многофункциональность народной хореографии. Так, народному танцу присущи социоорганизующая, регулятивная, воспитательная, этнопедагогическая и этическая функции [2].
Разумеется, говоря о народном танце, невозможно не упомянуть новое направление хореографии - народно-сценический танец. Данное понятие ввёл талантливый хореограф И. А. Моисеев в процессе творческой обработки образцов фольклора. Хореограф выработал собственную уникальную методику, которая включала в себя разностороннюю подготовку танцоров, при этом особый акцент делался на теоретические знания в области музыки, живописи, театрального искусства, на воспитание чувства патриотизма и тонкого и глубокого понимания национального характера.
Таким образом, народный танец воспитывает в индивиде чувство собственного достоинства, которое служит основой самоуважения, вырабатывает ответственность перед общественностью, гражда-
нами и в целом государством, формирует толерантное отношение к окружающим.
Также важно отметить, что занятия хореографией, например изучение народного танца, происходят зачастую в нескольких смежных плоскостях и обусловлены синтезом нескольких культур -родной и культуры других стран. В результате в процессе танца в участниках воспитывается дух интернационализма, то есть формируется уважение, солидарность и толерантность к другим нациям. Отметим, что вследствие усиления чувства интернационализма в участниках параллельно воспитывается патриотизм и уважение к родной культуре и своему народу.
Современный танец, в отличие от предыдущих направлений, выводит на первый план мироощущение самого танцора, а главной движущей силой становится сила гравитации. Современный танец имеет характерные отличия, в частности, танцор осознанно отказывается от рационального понимания мира и каноничных форм, не имеет фиксированной точки зрения, уравнивает и смешивает в своём понимании общечеловеческие ценности и категории.
В современном танце человек способен отразить свой внутренний мир, свои желания и стремления. Так появляется возможность накапливать собственный духовный потенциал, поскольку его сущность заключается в том, что он является духовно-практическим способом освоения действительности [7].
Хореограф Рудольф фон Лабан считает, что жизненной темой индивида становятся четыре категории движения, которые познаются в процессе танца, - вес, время, течение и пространство. Например, пространство означает, насколько значимую роль играет человек в этой жизни, как он ощущает своё пространство и вторгается в пространство других людей. Познание
пространства позволяет осознать свою значимую роль в жизни, ощутить границы своего пространства и осознать результаты вторжения в пространства других людей. Для того чтобы сформировать собственное ценностно-смысловое пространство, человек во время танца должен представить себя внутри общечеловеческих ценностей. Учащийся, проживая внутри себя ценности хореографического искусства, способен развивать свои возможности так, чтобы состоялось «рождение» собственного пути [8].
Помимо этого, стоит отметить, что зачастую современный танец интеркультурен и носит импровизационный характер. Например, в хореографии Иржи Килиана импровизация представляется сиюминутной реакцией организма на внешний раздражитель или включает внутренний импульс к действию. Таким образом, импровизация является ярким способом самопознания и познания индивида [13].
Наконец, социальный танец - это категория танцев танцевальных стилей разных народов мира, которые имеют социальную функцию. Социальный танец в первую очередь обозначает сообщество, кооперативное, а не конкурентное.
По мнению Питера Ринзланда, «социальный танец означает уважение к тем, с кем мы танцуем, будь то партнёры или другие лица, с которыми мы разделяем танцпол; обозначает заботу о том, что каждый индивид получает удовольствие, отсутствует эгоизм и эгоцентризм» [15]. Поэтому в хореографическом коллективе «царит» атмосфера любви и искренности, привязанности, чуткости, а также заботливости всех участников друг о друге. Коллектив зачастую представляет собой семью, в которой участники полагаются друг на друга, оказывают помощь, а также проводят значительное время вместе. Такая моральная поддержка как со сто-
роны хореографов, так и самих танцоров учит взаимоуважению и ответственности.
Социальный танец способствует не только закреплению танцевальных навыков, но и коммуникативному взаимодействию людей друг с другом, а также формированию общественных отношений между ними и объединению людей, принадлежащих к разным культурам, их коммуникативному взаимодействию и взаимопониманию [9]. Кроме того, многие современные социальные танцы являются импровизационными, что позволяет в наибольшей степени реализовать творческий потенциал.
Все направления хореографической деятельности связаны друг с другом и взаимозависимы, а совершенствование личности и характера каждого участника положительно отражается на творческом процессе. Целенаправленное воспитание личности участника хореографического коллектива и формирование у него общечеловеческих ценностей происходят в двух направлениях: с одной стороны, процесс представляет собой духовное и нравственное развитие, а с другой - раскрываются творческие способности участника и формируются интересы, наблюдается интегрирование индивида в общество.
Таким образом, проанализировав задачи основных танцевальных направлений, можно сделать вывод о том, что хореография выполняет определённые социально-культурные функции, среди которых регулятивная, которая регулирует нормы поведения, образовательно-воспитательная, связанная с этической направленностью и приобщением индивида к культурному наследию, гуманистическая, которая заключается в развитии творческого потенциала индивида, а коммуникативная способствует взаимодействию людей и формированию общественных отношений между ними.
= Социально-культурная деятельность ВНТг |
Сохранение и развитие общекультурных ценностей во время занятий хореографией требует особого подхода к моделированию учебного процесса. Во-первых, при построении урока хореограф использует всю совокупность методов: словесный, наглядно-слуховой, стимулирующий, метод анализа, сравнения, обобщения и художественного открытия. Во-вторых, в процессе занятия ученик должен всегда находиться в творческом напряжении за счёт использования всех видов творческой активности: познавательной, преобразующей и мотивационной. В-третьих, задача хореографа заключается в пробуждении чувств, вызывании переживания
Примечания
1. Андреева Т. А. Общечеловеческие ценности и универсальный язык коммуникаций [Электронный ресурс] // Miresperanto.com : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://miresperanto.com/o_vseobscem_jazyke/ obscechel_cennosti.htm
2. Афанасьева А. Б. «Диалог культур» в музыкально-хореографическом фольклоре: история и современность, социокультурные и педагогические аспекты // Вестник Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. 2016. № 42. С. 88-96.
3. Баркова М. А. Общечеловеческие ценности народной педагогики в произведениях В. М. Шукшина // Педагогическое образование в России. 2011. Вып. 3. С. 237-242.
4. Герасимова И. А. Досуговые предпочтения современной молод ежи: социально-культурный анализ // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 3 (59). С. 128-133.
5. Жарков А. Д. Государственная культурная политика - важнейшее условие функционирования социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 2 (58). С. 146-152.
6. Жарков А. Д. Социально-культурная деятельность как способ сохранения и развития общечеловеческих ценностей // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 3 (53). С. 98-104.
7. Никитин В. Ю. Хореографическое образование и обучение: тенденции и перспективы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 2 (58). С. 282-287.
8. Нилов В. Н. Педагогические условия формирования и развития творческих способностей учащихся средствами хореографического искусства // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 1 (57). С. 194-201.
9. Ткачук М. А. Социальный танец в системе межкультурной коммуникации // Ойкумена. Регионовед-ческие исследования. 2012. Выпуск 2 (21). С. 29-35.
10. Фомкин А. В. Духовно-нравственные традиции балетного образования [Электронный ресурс]. URL: www.vaganova.ru/files/Duhovno-nravstv_fomkin.doc (дата обращения: 06.08.2016).
11. Христидис Т. В. Культура педагогического общения - социальное явление // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 2 (58). С. 270-274.
12. Черкашина Т. В. Педагогические приёмы развития мотивации в обучении классическому танцу // Вестник Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. 2015. № 3 (38). С. 197-201.
13. Шабалина Е. Н. Внутренний ресурс в пластическом диалоге с социумом [Электронный ресурс] // Scientific researches and their practical application. modern state and ways of development '2015. URL: http:// www.sworld.com.ua/konfer40/145.pdf (дата обращения: 06.08.2016).
в танцоре. Сущность создания такой эмоциональной ситуации состоит в том, что участник становится способным ощутить вызванные каким-то событием переживания другого индивида и отвечает на них собственными эмоциями.
Таким образом, хореографическая деятельность должна в первую очередь рассматриваться как способ развития общечеловеческих ценностей участников проектов. В частности, задача хореографического коллектива должна заключаться не только в сохранении моральных устоев и духовности участников, но и в убеждении в необходимости данных качеств для индивида.
14. Юданова М. В. Социокультурный кризис современности и его отражение в массовой культуре // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 1 (57). С. 86-92.
15. Renzland P. Traditional Social Dancing. Traditional Social Dance Salon, 2010. Available at: http://dancing.org/ traditional.html (accessed: 06.08.2016].
16. The WVS Cultural Map of the World by Ronald Inglehart; Chris Welzel. Archived from the original on October 19, 2013. Retrieved 6 October 2014.
References
1. Andreeva T. A. Obshchechelovecheskie tsennosti i universal'nyi iazyk kommunikatsii [Universal values and universal language of communications]. Available at: http://miresperanto.com/o_vseobscem_jazyke/obscechel_cen-nosti.htm
2. Afanasyeva A. B. "Dialogue of Cultures" in the musical-choreographic folklore: history and modernity, socio-cultural and educational aspects. Bulletin of the Vaganova Ballet Academy. 2016, No 42, pp. 88-96. (In Russian)
3. Barkova M. A. Human values of folk pedagogy in the works by V. M. Shukshin. Pedagogical Education in Russia.
2011, Issue 3, pp. 237-242.
4. Gerasimova I. A. Dosugovye predpochteniia sovremennoi molod ezhi: sotsial'no-kul'turnyi analiz [Leisure preferences of modern it is young hedgehogs: welfare analysis]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 3 (59), pp. 128-133.
5. Zharkov A. D. State cultural policy - a critical condition for the functioning of socio-cultural activity. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 2 (58), pp. 146-152. (In Russian)
6. Zharkov A. D. Sotsial'no-kul'turnaia deiatel'nost' kak sposob sokhraneniia i razvitiia obshchechelovecheskikh tsennostei [Social and cultural activity as way of preservation and development of universal values]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2013, No. 3 (53), pp. 98-104.
7. Nikitin V. Yu. Choreographic education and training: trends and prospects. Vestnik Moskovskogo gosudarstven-nogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 2 (58), pp. 282-287.
8. Nilov V. N. Pedagogical conditions of formation and development of creative abilities of pupils by means of choreography. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 1 (57), pp. 194-201.
9. Tkachuk M. A. Social dance in the system of intercultural communication. Ojkumena. Regional Researches.
2012. Issue 2 (21), pp. 29-35.
10. Fomkin A. V. Dukhovno-nravstvennye traditsii baletnogo obrazovaniia [Spiritual and moral traditions of ballet education]. Available at: www.vaganova.ru/files/Duhovno-nravstv_fomkin.doc (accessed: 06.08.2016).
11. Khristidis T. V. Culture of pedagogical communication - a social phenomenon. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 2 (58), pp. 270-274. (In Russian)
12. Cherkashina T. V. Pedagogical techniques for developing motivation in learning classical dance. Bulletin of the Vaganova Ballet Academy. 2015, No 3 (38), pp. 197-201. (In Russian)
13. Shabalina E. N. Internal resours in a plastic dialogue with society. Scientific researches and their practical application. modern state and ways of development '2015. Available at: http://www.sworld.com.ua/konfer40/145.pdf (accessed: 06.08.2016).
14. Yudanova M. V. Sociocultural crisis of modernity and its reflection in popular culture. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 1 (57), pp. 86-92. (In Russian)
15. Renzland P. Traditional Social Dancing. Traditional Social Dance Salon, 2010. Available at: http://dancing.org/ traditional.html (accessed: 06.08.2016].
16. The WVS Cultural Map of the World by Ronald Inglehart; Chris Welzel. Archived from the original on October 19, 2013. Retrieved 6 October 2014.