Научная статья на тему 'Хор. Есть ли жизнь завтра?'

Хор. Есть ли жизнь завтра? Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
88
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хор. Есть ли жизнь завтра?»

УДК 792.5

ХОР. ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ ЗАВТРА?

А.Синявина, М.П.Файзулаева

Хор, что это?

Существует множество определений этого понятия. Вот лишь некоторые высказывания: « Собрание поющих» (П. Чесноков), «Организованный коллектив поющих людей» (Вл. Соколов), «Коллективная личность» и «Многоголосный и многоликий солист» ( С. Казачков).

О хоровом искусстве можно говорить много и долго, ведь многогранность этого искусства потрясает своим изобилием ярких красок, новыми приемами исполнения, средствами выразительности, и не иссекаемым источником идей интерпретации музыкальных шедевров. Хоровое искусство не оставит безразличным ни одного человека, оно добирается до глубин души и играет на её струнах.

Ведь хоровой коллектив - это как цветовая палитра в руках художника. Погружаясь в хоровое звучание, мы обнаруживаем необыкновенный мир, наполненный чувств ко всему что близко человеческой душе: любовь, боль, красота природы, радость жизни... И этот мир потрясает, сокрушает, трогает душу, изменяет, восхищает.

Но многие могут не согласиться и возразить, и привести в противовес другие области музыкальных искусств, например инструментальная музыка, но я могу сказать, что там так, же есть обилие тембров как в хоре, но нет слова, что так близко и понятно слушателю. Но ведь и в вокальной музыке тоже есть слова и чувства, но там нет той богатой палитры тембров, красок, того обилия, что может дать хор в отличии от солиста. Выше было приведено одно из определений С. Казачкова, что хор - это многоголосный и многоликий солист. И, отталкиваясь от этого определения, вокалист уступает хоровому коллективу во многом. Но правильнее не сравнивать все эти области музыки, ведь они, как и люди, индивидуальны и по-своему грандиозны.

Побывав хоть раз на хоровом концерте, за столь короткое время как 2 часа, слушатель перенесётся в различные эпохи (от барокко до современности), услышит музыку различных народов (татарскую, русскую, негритянскую, грузинскую песню), прозвучит музыка разных стилей (народная песня, спиричуэл, месса).

Возникает вопрос: Почему же при таких качествах, хор на сегодняшний день не востребован ?

Давай те вернёмся назад на 80 лет в революционные времена и 20-30 гг., а потом и в 40-50 гг. И мы увидим, что в эти годы композиторами было создано очень много хоровой - массовой песни. Это конечно связано с событиями, которое проходили в то время, революции и война, что требовало сплочения масс.

Но что касается послевоенного времени, по всей России существовало множество хоровых коллективов, как профессиональных, так и самодеятельных. Собирались тысячные хоры на различные мероприятия. Люди толпами шли в хор, в те годы создавались хоры на предприятиях, на заводах, и как не странно это были многочисленные коллективы. А если сегодня кто-нибудь решит собрать коллектив на каком-нибудь машиностроительном заводе, вряд ли кто придёт, а если и придёт, то это максимум соберётся ансамбль.

Так в чём же проблема?

Хоровое искусство складывалось много столетий, начиная с крещения Руси (X в.). И может оно на сегодняшний день изжило себя или сегодня современный человек перенасыщен многообразием музыки и её доступностью. Хор в представлении современного слушателя, скучная и неинтересная форма музыки. Хоровая музыка немного не вписывается в энергичный ритм жизни. Сегодня другие требования, другие предпочтения и музыкальный рынок может удовлетворить любые потребности и желания. Тем самым хоровое искусство остаётся только за сценой и заслоняется множеством направлений современной музыки.

Но я должна сказать, что всё это многообразие не может заслонить, то истинное, что есть в хоровом искусстве.

Хотелось бы остановить своё внимание на одном из молодых, но успешном коллективе

Казани - это Государственный Камерный хор Республики Татарстан под руководством Миляуши Амировны Таминдаровой. Почему я остановилась на этом коллективе? По моему мнению, он отвечает всем требованиям современного слушателя. Мне повезло быть участницей этого коллектива, и я могу сказать наверняка, что мышление руководителя экстравагантно и находиться в постоянном поиске.

13 мая состоялся концерт, посвящённый юбилею Миляуши Амировны. Этот концерт полностью перевернул моё представление о классическом восприятии хора. В этом концерте очень грамотно была подобрана программа, которая соответствовала всем возрастам слушателя. Были исполнены бардовские песни, цыганский романс, старинные романсы в исполнении самой юбилярши, грузинская песня «Сулико», любимые татарские народные песни «Ышанам», «Энгер-менгер», но есть одна особенность, все они были сделаны в современной аранжировке, которые приносили свежесть звучания и возбуждали интерес. Были ещё оригинальные тандема хора с джаз-бендом, DJ Art (с этим ди-джеем,хор выступал в ночном клубе «Luxor»), духовым военным оркестром. Всё это произвело грандиозный фурор. Этот концерт был интересен не только культурной интеллигенции, но и простому дилетанту. Это событие потрясло, вдохновило и дало надежду на будущее этого искусства.

Это выступление показало, что есть жизнь у хора, но в некой иной интерпретации. Это должно быть синтетическое искусство, например: хор и хореография, хор и компьютерная техника, хор и различные инструменты. И таких вариантов большое множество.

Современное искусство нуждается в деформации. Оно должно двигаться в ногу со временем, должно соответствовать запросам слушателя. И это очень важно.

Лишь соответствуя запросам времени, хоровое искусство никогда не перестанет быть интересно человечеству! И эта идея даёт большую надежду на долгожительство этого многогранного и необъятного искусства!!!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.