Научная статья на тему 'Ход выполнения гособоронзаказа в 2016 году предприятиями ОПК с учетом норм Федерального закона "о государственном оборонном заказе". Предложения по совершенствованию законодательства о гособоронзаказе". Вступительное слово'

Ход выполнения гособоронзаказа в 2016 году предприятиями ОПК с учетом норм Федерального закона "о государственном оборонном заказе". Предложения по совершенствованию законодательства о гособоронзаказе". Вступительное слово Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рогозин Дмитрий Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ход выполнения гособоронзаказа в 2016 году предприятиями ОПК с учетом норм Федерального закона "о государственном оборонном заказе". Предложения по совершенствованию законодательства о гособоронзаказе". Вступительное слово»

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

на Военно-промышленной конференции по теме "ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСОБОРОНЗАКАЗА В 2016 ГОДУ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ОПК С УЧЕТОМ НОРМ ФЗ "О ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБОРОННОМ ЗАКАЗЕ". ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСОБОРОНЗАКАЗЕ"

28 сентября 2016 г., Санкт-Петербург, СЗРЦКонцерна ВКО «Алмаз-Антей»

Рогозин Дмитрий Олегович

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, доктор философских наук, доктор технических наук

Уважаемый коллеги!

Тема этой Военно-промышленной конференции была предложена коллегией ВПК еще в начале этого года. В ходе конференции планируем решить две основные задачи: проанализировать практику применения норм Федерального закона «О государственном оборонном заказе» и сформулировать предложения, направленные на повышение эффективности работы всех структур по выполнению гособоронзаказа.

Собравшиеся здесь специалисты-

практики представляют все заинтересованные стороны, включая госзаказчиков и представителей предприятий и интегрированных структур ОПК.

Два слова об общем контексте.

За минувшие несколько лет ОПК доказал свою способность обеспечить масштабное перевооружение армии и флота на фоне сохранения высоких позиций по экспорту продукции военного назначения. Нам удалось мобилизовать имеющийся потенциал и восстановить утраченный. Несмотря на введенные США и ЕС санкции, нас остановить не удалось.

Сейчас перед компаниями и отраслями ОПК стоит задача уже более высокого уровня. Нужно пройти путь от мобилизации к устойчивому развитию, обеспечить свою эффективность на длинной дистанции, способность гибко отвечать на внешние и внутренние вызовы и освоить рынок высокотехнологичной гражданской продукции. Эта задача сегодня решается на трех основных направлениях:

• формирование новых механизмов и выработка системного подхода в сфере научно-технической политики,

• диверсификация рынков сбыта, включая как ВТС, так и гражданский сектор,

• повышение качества корпоративной среды, включая и финансовое оздоровление компаний, и кадровую политику, и многое другое.

Коротко остановлюсь на каждом из трех направлений, чтобы обозначить тот контекст, в котором обсуждается наша сегодняшняя тема.

1. Новая ГПВ 2018-2025, проект которой сейчас нами дорабатывается, должна быть инновационной, ориентированной на создание качественно новых платформ ВВСТ и высокоточного интеллектуального оружия. Соответственно, ее реализация потребует тесной интеграции между наукой и производством. В постсоветский период эта связка была нарушена в силу целого ряда причин. Это и недофинансирование, и история приватизации активов, когда институты отраслевой науки, КБ оказались оторваны от производственных мощностей, и дефицит межведомственной координации, приводящий к тому, что даже при росте финансирования научно-техническая политика остается несфокусированной, а фундаментальная наука работает «на вал» и руководствуется количественным критерием публикаций.

Собственно, этот дефицит мы уже начинали восполнять. Сформирован институт генеральных конструкторов по

сложным интегрированным системам вооружений, где мы соединили в единое целое само оружие и его носитель. Также формируется институт «генеральных технологов», руководителей приоритетных технологических направлений ОПК - своего рода системных интеграторов нашей технологической политики. Во главе профильных научных организаций и профильных научно-технических советов они будут отвечать за те технологические приоритеты, которые мы выделили совместно с заказчиками и которые являются ключевыми с точки зрения разработки новых поколений и образцов ВВСТ. Мы дали им в руки серьезные рычаги влияния на формирование НИР, ОКР и военных стандартов.

Эти механизмы позволят нам обеспечить сопряженную работу структур самого разного ведомственного подчинения в рамках целостного стратегического замысла.

2. Приоритетные технологические направления, которые были отобраны коллегией ВПК, открывают возможности как для военного, так и для гражданского применения. Это еще один аргумент в пользу максимально возможной синергии военной и гражданской промышленности, к которой мы сегодня стремимся.

Задача диверсификации, освоения рынков наукоемкой продукции гражданского назначения компаниям ОПК поставлена на самом высоком уровне. Государство, со своей стороны, готово создавать условия для выполнения этой задачи. Важным решением, которое недавно было заявлено, является создание консолидированного «гражданского заказа» для предприятий ОПК со стороны государственных заказчиков разного уровня. Это актуально для гражданского авиастроения, судостроения, производства микроэлектроники, медицинской техники, энергетического машинострое-

ния, станкостроения, рынка ГС и многих других сфер. Только на приобретение импортной техники для здравоохранения Россия ежегодно тратит от 300 до 350 млрд. рублей. Мы сделаем все необходимое для того, чтобы внутренний спрос, связанный с госзакупками, закупками крупных компаний с госучастием в максимальной мере работал на отечественную промышленность, в том числе оборонную. Если для этого потребуется жесткий административный ресурс, мы не будем стесняться его применять.

3. Но важно помнить: чтобы производить конкурентоспособную гражданскую продукцию, конкурентоспособными должны быть сами компании - по качеству управления, производительности труда, финансовой устойчивости.

Здесь я перехожу к третьей группе приоритетов, связанной с качеством корпоративной среды в ОПК. Вы не понаслышке знаете проблемы в этой сфере: низкий уровень производительности труда, высокая долговая нагрузка предприятий, дефицит оборотных средств, переразмеренность активов, недостаточные компетенции в области маркетинга и сервисной сети, узкая база поставщиков, приводящая к монополизации даже в нижних звеньях кооперации и росту издержек, и накладных расходов. Стабильный госо-боронзаказ некоторых расслабил.

Конечно, решение этих проблем зависит от качества управленческих кадров компаний ОПК. Но не только от них. Необходима тонкая настройка правил игры в системе «заказчик — исполнитель». Вы помните, как в свое время вопросы ценообразования при заключении контракта участники процесса решали, фактически не слыша друг друга. Что и приводило к известным событиям, когда урегулирование ситуации шло в ручном режиме и доходило до уровня первых лиц государства.

Основой для выстраивания более плодотворных отношений стал принятый в 2012 году Федеральный закон «О государственном оборонном заказе». Он сделал систему контрактации более гибкой, допускающей разные модели ценообразования; более комплексной, ориентированной на весь цикл закупок, включая планирование, размещение, выполнение контракта. Благодаря этому выросла дисциплина исполнения ГОЗ, выросла, что представляется очень важным, доля долгосрочных контрактов.

С 1 сентября 2015 года вступил в силу пакет поправок к закону о ГОЗ, призванный повысить финансовую дисциплину исполнителей ГОЗ. Он существенно изменил механизмы финансирования контрактов и в этом отношении, прямо скажем, многих застал врасплох. Кратко о первых итогах работы нового закона. Мы во второй раз посвящаем заседание Военно-промышленной конференции этой теме, чтобы обобщить опыт применения новых норм закона, обсудить возникающие в этой связи трудности и пути их устранения. Совершенствование законодательства в этой сфере сегодня без преувеличения является ключевой задачей как с точки зрения качества текущего исполнения ГОЗ, так и с точки зрения тех магистральных задач развития ОПК, о которых я говорил выше.

В прошлом году на конференции в Нижнем Тагиле мы договорились, что проведем мониторинг применения закона и по результатам подготовим предложения по совершенствованию системы межведомственного контроля за использованием бюджетных средств при размещении и выполнении гособоронзаказа.

С 1 сентября 2015 года вступили в силу новые правила финансирования гособо-ронзаказа. Более года мы работаем в новых условиях. Накоплен определенный опыт. Получены конкретные результаты.

Настало время подвести итоги работы государственных заказчиков, контрольных органов и, главное, головных исполнителей, и исполнителей по выполнению заданий гособоронзаказа в новых условиях. Необходимость выполнения новых требований закона по финансированию госконтрактов и контрактов в сфере ГОЗ повлекла существенные изменения в организации текущей производственно-хозяйственной и финансовой деятельности организаций ОПК.

Не будем забывать, что главной целью Закона № 275-ФЗ было обеспечение надежности и прозрачности взаиморасчетов при выполнении ГОЗ, и она в целом достигнута. Результатом стала беспрецедентная информированность госзаказчика и контрольных органов о движении денежных средств по всей цепочке ГОЗ. Заработала единая информационная система ГОЗ, которая обеспечивает постоянный контроль за целевым использованием средств (об этом сегодня доложат Минобороны и Рос-финмониторинг). Межведомственная система контроля, предусматривающая банковское сопровождение контрактов ГОЗ, стала не только эффективным инструментом проверки использования средств, но и обеспечила предупреждение нарушений в этой сфере.

В то же время выявлен и ряд проблемных вопросов, которые частично решены в первом пакете поправок в Закон № 275-ФЗ, которые действуют с 15 июля 2016 г. (изменения приняты Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 317-Ф3). Проблемные вопросы правоприменения Закона № 275-ФЗ в течение года постоянно находились на контроле в коллегии ВПК. Поэтому мы хорошо знаем о том "шквале" негативных мнений, которые поступали весь год. Некоторыми паникерами "предсказывалось", что реализация новых норм Закона № 275-ФЗ: приведет к срыву

заданий ГОЗ; потребует от каждого предприятия открытия сотен отдельных счетов и огромных дополнительных затрат; кооперационные связи будут разорваны, так как предприятия массово будут отказываться от заключения контрактов на условиях банковского сопровождения.

Практика показала, что эти "пессимистичные ожидания" не сбылись. Этому во многом способствовала, организованная Минпромторгом России на площадке подведомственного института ФГУП "ЦНИИ "Центр", методическая работа по разъяснению норм нового закона для предприятий ОПК. За прошедший год и в прессе, и в многочисленных обращениях на всех уровнях высказывались предложения по внесению изменений в Закон. Не всегда такие предложения были аргументированы и подкреплены реальными фактами и расчетами. А в отдельных случаях предлагалось внести изменения в те статьи, которые уже изменены с принятием Закона № 317-ФЗ. И сегодня у нас есть возможность объективно и профессионально проанализировать, какие нормы закона работают, а какие требуют дальнейших изменений.

В 2016 году контрольные (надзорные) органы активно проводят проверку движения денежных средств по отдельным счетам. Уже выдан ряд представлений (предписаний) о нарушении запретов и ограничений, установленных в Законе. Однако отдельные нормы закона правоохранители толкуют по-разному. Есть примеры, когда прокуроры возбуждают административные дела, а контрольный орган в сфере ГОЗ - ФАС России - прекращает дело в связи с отсутствием состава правонарушения. Думаю, что в рамках обсуждения на конференции с представителями ФАС и Генпрокуратуры будут расставлены правильные акценты и выработаны единые подходы. Есть весьма существенные различия в

подходах уполномоченных банков при открытии отдельных счетов, проведении отдельных операций, установлении тарифов на расчетно-кассовое обслуживание. Здесь свое мнение, и принципиальную позицию должен высказать Центральный банк Российской Федерации.

С 1 января 2017 года положения Закона о банковском сопровождении (финансировании с использованием отдельных счетов, открытых в уполномоченных банках) начинают применяться в отношении госконтрактов всех госзаказчиков.

В целях своевременного размещения и выполнения ГОЗ 2017 года, реализации прав и обязанностей, установленных Законом № 275-ФЗ, госзаказчикам следует провести серьезную работу, в том числе подготовить: изменения в типовые формы государственных контрактов и дополнительные соглашения к действующим госконтрактам; соглашения о взаимодействии с федеральным органом в области обороны по доступу к единой информационной системе ГОЗ; порядок составления, утверждения и представления в уполномоченный банк перечня иностранных исполнителей. Кроме того, для обеспечения плановой работы госзаказчикам надо решить с Минфином вопрос о процедуре переходного этапа с казначейского на банковское сопровождение с 1 января 2017 года по текущим государственным контрактам ГОЗ. Кроме того, необходимо провести анализ готовности к работе в новых условиях всех госзаказчиков гособоронзаказа (их более 30). Сегодня об этом доложат три госзаказчика: МВД, МЧС и ФСИН.

Об эффективности работы ОПК и взаимодействии с уполномоченными банками. Считаю необходимым воспользоваться мощным интеллектуальным потенциалом собравшихся на конференции профессионалов для решения еще одной "архиважной", как говорил классик, за-

дачи. Проблема, которая сегодня активно обсуждается в Правительстве и ВПК РФ под руководством Президента В.В. Путина, - это объем финансирования новой ГПВ 2018-2025. Проблема сложная. Она требует комплексных согласованных решений Минобороны и Минфина. Со стороны Минобороны - уточнение приоритетов в перевооружении армии с учетом оценки вероятности реальных сценариев военных угроз, оптимизация структуры системы вооружения, снижение неэффективных затрат и другие необходимые меры. Со стороны Минфина -изыскание дополнительных резервов финансирования. Это важные и классические для бюджетного процесса подходы.

Однако хочу особо отметить, что, помимо Минобороны и Минфина, активными субъектами, непосредственно влияющими на определение параметров новой ГПВ, являются предприятия ОПК и организации банковского сектора экономики. Причем роль последних особенно возросла при реализации норм Федерального закона "О государственном оборонном заказе", обсудить правоприменение которого мы планируем в ходе конференции. Образно говоря, сближение позиций по параметрам новой ГПВ должно осуществляться с четырех сторон, то есть со стороны каждого субъекта этого процесса. И мы находимся на финише этой работы.

За последние годы в развитие предприятий ОПК были вложены значительные государственные средства и в рамках гособоронзаказа, и в рамках тех-перевооружения и модернизации предприятий с их оснащением современным высокопроизводительным оборудованием. Логично задать вопросы: Насколько возросла производительность труда? Как это повлияло на снижение себестоимости продукции военного назначения?

Еще раз хочу подчеркнуть, что динамика улучшения этих показателей должна стать

основным критерием оценки эффективности деятельности руководителей ОПК всех уровней, начиная от подразделений предприятий и интегрированных структур и кончая чиновниками Минпромторга и Аппарата Правительства. Ответственными координаторами и идеологами снижения себестоимости продукции должны являться генеральные конструкторы и назначаемые ВПК РФ руководители приоритетных технологических направлений.

Возвращаясь к проблеме параметров ГПВ 2018-2025, хочу подчеркнуть необходимость того, чтобы одним из результатов конференции стали конкретные предложения по снижению себестоимости продукции военного назначения. Должны быть предложены такие меры, "оцифрованные" результаты которых можно будет учесть при расчетах показателей новой программы вооружения. Если необходимо, то должны быть подготовлены предложения по корректировке действующей нормативной базы, вводящей прямые стимулы для тех толковых руководителей ОПК, кто готов пройти этот сложный путь.

Теперь еще об одном резерве при определении объема финансирования ГПВ 2018-2025. Действующий порядок, определяемый обсуждаемым сегодня Федеральным законом, предусматривает аккумулирование средств, выделяемых на финансирование работ по гособоронзаказу, на индивидуальных счетах госзаказчиков по госконтрактам ГОЗ, открытых в нескольких уполномоченных банках. Цель этого ФЗ благая и понятная - жесткий контроль за использованием бюджетных средств при выполнении гособоронзаказа.

Однако, как всегда, есть нюансы. Предприятия не могут воспользоваться всем объемом средств, выделяемых поэтапно на выполнение государственного контракта, даже после завершения работ по эта-

пам. Окончательный расчет с головным предприятием откладывается до завершения работы в целом. А это несколько лет! Все это время средства на индивидуальных счетах приносят устойчивый доход уполномоченным банкам. Распределение этой прибыли сегодня - внутреннее дело банков, включая выплату дивидендов их акционерам, в том числе иностранным.

При этом предприятия вынуждены кредитоваться в тех же банках под коммерческий процент для выполнения работ по гособоронзаказу. Авансирование этих работ госзаказчиком, как правило, не покрывает текущих затрат предприятия на комплектацию, фонд оплаты труда и другие статьи расходов. При этом выплаченные банку проценты по кредиту не учитываются в структуре цены госконтракта. Другими словами, происходит перераспределение финансовых средств из производственной сферы ОПК в банковский сектор экономики с не всегда понятными "выгодоприобретателями".

В сегодняшних условиях острого дефицита средств для финансирования новой ГПВ 2018-2025 считаю такую ситуацию неприемлемой.

Хотим услышать предложения, направленные на снижение себестоимости продукции военного назначения и обеспечение "прозрачного" ритмичного финансирования предприятий ОПК. Видимо следует распространить на сферу ОПК и опыт Фонда поддержки промышленности, развив практику поддержки предприятий на возвратной основе.

Заинтересованы в предложениях, которые могли бы лечь в основу нормативных актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

Рассчитываю на конструктивную и эффективную работу нашей Конференции. Желаю успеха. Спасибо за внимание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.