Научная статья на тему 'Хлебопекарное оборудование: чем живет отрасль'

Хлебопекарное оборудование: чем живет отрасль Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
477
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Койнова А.Н.

В последние годы отечественная отрасль машиностроения, производящая хлебопекарное оборудование, равно как и действующая с ним в одной связке хлебопекарная промышленность, попали в условия жесткой конкуренции. Важную роль сыграли и экономические санкции. В этом материале эксперты-производители хлебопекарного оборудования обрисуют ситуацию, сложившуюся в отрасли, поделятся своими успехами, раскроют, с какими проблемами они сталкиваются и каковы пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хлебопекарное оборудование: чем живет отрасль»

Койнова А.Н., кандидат технических наук, шеф-редактор

Институт развития сельского хозяйства

В последние годы отечественная отрасль машиностроения, производящая хлебопекарное оборудование, равно как и действующая с ним в одной связке хлебопекарная промышленность, попали в условия жесткой конкуренции. Важную роль сыграли и экономические санкции. В этом материале эксперты-производители хлебопекарного оборудования обрисуют ситуацию, сложившуюся в отрасли, поделятся своими успехами, раскроют, с какими проблемами они сталкиваются и каковы пути их решения.

ЧРШО ЧЕМ ЖИВЕТ ОТРАСЛЬ

Как отмечает Росстат, производство хлебобулочных изделий в России снижается: если в 2016 г. оно составляло 6115 тыс.т, то в 2018 г. - уже 5786 тыс.т. Структура спроса на хлебобулочные изделия меняется в пользу функциональных сортов, что во многом связано со стремлением людей вести здоровый образ жизни; кроме того, выпекать традиционные сорта хлеба нерентабельно для предприятий, и они вынуждены снижать объемы производства. С кондитерскими изделиями, например, печеньем, вафлями, пряниками и пр., дело обстоит иначе: их производство выросло с 1522 тыс.т в 2016 г. до 1641 тыс.т в 2018 г. Потребитель требует постоянного расширения ассортимента кондитерских изделий, естественно, на этот вызов откликаются как кондитерские фабрики, так и производители хлебопекарного и кондитерского оборудования.

Хлебопекарная и кондитерская отрасли являются одним из ключевых кластеров промышленности, однако, как отмечают многие специалисты, состояние основных производственных фондов оставляет желать лучшего: велик уровень износа оборудования, с каждым годом оно технически и морально устаревает.

Отрасль сегодня встречается с новыми парадоксальными вызовами: с одной стороны, есть ограничение импорта на некоторую продукцию, а с другой - рынок страны абсолютно открыт для иностранных компаний. С одной стороны, активно развивается малый бизнес, и в геометрической прогрессии растет количество мини-пекарен, а с другой - спрос на новое оборудование не меняется. Предприятия по выпуску хлебобулочных и кондитерских изделий стремятся к экономии, но,

в то же время, без модернизации производства и расширения его технических возможностей сложно остаться на плаву. Усугубляют ситуацию мировые лидеры отрасли, в том числе Китай, наращивающие темпы производства хлебопекарного оборудования: российский рынок для них очень привлекателен.

- Если рассматривать спрос на оборудование для хлебопекарного производства, - анализирует Вячеслав Поздняков, директор по маркетингу АО «Шебекинский машиностроительный завод», -то он находится в прямой зависимости от цен на основное сырье. Предприятия в периоды роста цен, в частности, на муку, вынуждены покрывать текущие затраты, и прибыль падает, а расходы на модернизацию производства и расширение ассортимента продукции минимизируются. Поэтому в такие моменты рынок хлебопекарного оборудования стагнирует, а затем вновь активируется за счет того, что предприятия стараются повысить прибыль, расширяя ассортимент продукции и приобретая для этого новое оборудование. В последние годы наблюдается тенденция поглощения малых предприятий крупными конгломератами, происходит укрупнение и специализация предприятий, ставится задача по снижению издержек за счет выпуска продукта стабильного качества и экономии ресурсов. Добиться последнего можно путем установки автоматизированных линий дозирования, упаковки, разделки теста и т.д. с минимальным участием персонала.

По словам Вячеслава Позднякова, рынок хлебопекарного оборудования пока не организован. Перспективы открываются обшир-

ные, но и требования к оборудованию предъявляются очень жесткие, и работа осложняется: заказчик «избалован» хорошей техникой. Он понимает, что лучше сегодня вложить в несколько раз больше и получить качественное и стабильно работающее оборудование, оснащенное сложной автоматикой, в результате еще и экономить на обслуживающем персонале. Однако есть и обратная сторона приобретения такого оборудования - сложности в осуществлении ремонта в случае форс-мажорных ситуаций и заказ деталей из-за границы. Руководители стараются найти золотую середину в соотношении «цена-качество».

Как отмечает Евгений Ковалев, начальник отдела продаж ГК «ЮгПродМаш», спросом пользуется оборудование во всех ценовых категориях. В основном предприятия, особенно только начинающие свой путь, заинтересованы в приобретении техники в недорогом сегменте: для них важны не только небольшие первоначальные затраты при покупке оборудования, но и незначительные текущие расходы при эксплуатации и техническом обслуживании. Существует и прослойка покупателей, ориентированная исключительно на дорогую технику иностранного производства, но их не так много. Также есть предприятия, имеющие возможность оснащать производственные мощности относительно дорогим отечественным оборудованием или бывшим в употреблении импортным.

УСПЕХИ

Несмотря на финансовые сложности, российские предприятия успешно развиваются, внедряют в производство новые мировые

|0 10

№4 сентябрь 2019

Пищевая Индустрия

технологии и разрабатывают собственные инновационные решения.

- Продукция, изготавливаемая нашим заводом, - говорит Владимир Жуковец, руководитель отдела продаж и маркетинга ООО «ТЕХЛЕН», - пользуется стабильным спросом на предприятиях хлебопекарной и кондитерской отраслей России и ближнего зарубежья, что обусловлено широким применением в хлебопечении печных тележек, разнообразных противней и форм для выпечки. На рынке хлебобулочных и кондитерских изделий наблюдается постоянный рост ассортимента, что требует оснащения производства новым, оригинальным инвентарем. Мы постоянно развиваемся и расширяем модельный ряд своей продукции, стараясь оперативно реагировать на требования рынка, для чего разрабатываем и изготавливаем штампы и другие виды специальной оснастки. В последние годы со стороны рынка наблюдается увеличение потребности в противнях и формах с антипригарным покрытием, применение которых значительно

снижает расход смазочных материалов и улучшает качество выпекаемого продукта, исключая пригорание выпечки. В 2014 г. мы успешно ввели в эксплуатацию цех полного цикла по нанесению и восстановлению антипригарных покрытий инвентаря. Наши производственные возможности также позволяют наносить антипригарное покрытие на воронки делителей, ножи хлеборезательных машин и прочего оборудования. В последнее время в России наблюдается рост числа небольших пекарен, хотя, по своему опыту, могу сказать, что эта тенденция рынка не оказывает серьезного влияния на общий спрос производимой нами продукции. Среди основныхтрендов отмечу расширение ассортимента многих предприятий хлебопекарной отрасли за счет появления в линейке гамбургеров, хот-догов, маффинов, чиабатты и других видов оригинальной продукции. Отвечая на запросы рынка, ООО «ТЕХЛЕН» значительно расширило производство инвентаря для подобной выпечки. Сейчас в линейке компании 5 типоразмеров ячеек для гамбургеров диаметром 70, 80, 96,

115 и 125 мм, 5 типоразмеров ячеек для хот-догов 160x60, 200x60, 220x60, 230x50 и 260x60 мм, 3 типоразмера ячеек для маффинов диаметром 62, 80 и 85 мм, ячейка размером 130x80 мм для выпечки круассанов в форме полумесяца, а также для выпечки чиабатты с ячейками 100x100 и 160x80 мм. Для выпечки батонов и багетов завод готов предложить более 60 размеров ширины и высоты желоба. Очень важно работать в тесном контакте с xлебопеками: это помогает нам лучше понимать и удовлетворять иx потребности в высококачественном инвентаре.

«Мы в своей работе в данный момент больше ориентированы на среднюю категорию клиентов, xотя, выбрав для себя направление автоматизации xлебобулоч-нь^ производств, xотели бы работать с крупными предприятиями. Помимо xлебопекарного оборудования, производимого нами в течение многиx лет, в нашем арсенале имеется высококлассная теxника, не имеющая российскиx аналогов, для приготовления в автоматическом режиме кисломолочные заквасок и жидкиx опар», - делится Евгений Ковалев.

НАШ ОТВЕТ ИМПОРТУ

- Хочу отметить, что отечественное оборудование не хуже, а во многих случаях, даже лучше импортного, - отмечает Вячеслав Поздняков. - На рынке есть потребность как в отдельных автономных модулях, так и в технологических цельных линиях. Это очень интересный вызов для нас. Так, недавно наш завод установил новейший, полностью автоматизированный комплекс на одном из самарских хлебозаводов. С каждым подобным проектом мы будем продолжать оттачивать наши технологии. Специфика хлебопекарного оборудования такова, что идти в ногу с иностранными конкурентами для нас означает отставать, поэтому нужно работать на опережение, прогнозировать ситуацию и грамотно выстраивать свою политику.

- Опять же, если сравнивать ее стоимость со стоимостью импортных аналогов, мы в явном выигрыше, - продолжает Евгений Ковалев. - Если рассматривать любое другое оборудование отечественного и зарубежного производства в одинаковых категориях, с равным функционалом и производительностью, то разница в качестве практически отсутствует. Отличается в основном внешний вид и качество сборки: в России она ручная, за рубежом - поточная автоматизированная, что увеличивает стоимость в 2-2,5 раза, по сравнению с российским оборудованием. Однако, по своему опыту мы можем судить, что покупатели не готовы платить большие деньги за отечественное оборудование, каким бы высококачественным оно ни было: сказывается стереотип, что наше хуже импортного и должно стоить дешевле, и переубедить людей вряд ли получится.

Все российские производители отмечают, что отечественное - не значит некачественное: многие их клиенты больше 20 лет работают на российском оборудовании; за границей же производят печи с заложенным сроком эксплуатации всего 6-7 лет. Импортное оборудование не всегда способно удовлетворить требования производства, несмотря на автоматику и сложность систем. Еще один плюс нашего оборудования - минимальные затраты на профилактическое обслуживание. Кроме того, работа над модернизаци-

ей конструкции печей и другого хлебопекарного оборудования ведется постоянно, многим изобретениям российских инженеров нет аналогов в мире. Помимо внутреннего рынка, наша техника востребована и за рубежом, в основном в странах СНГ.

ПОДДЕРЖКА

ИЛИ ЕЕ ОТСУТСТВИЕ

По словам Евгения Ковалева,

в настоящее время, несмотря на экономические трудности, не прекращается модернизация хлебопекарных предприятий. Это связано как с моральным устареванием имеющейся техники, так и с расширением ассортимента и требованием увеличения производительности труда. Однако этот процесс происходит медленно, поддержка со стороны государства слабая, по сравнению, например, с Турцией. В рамках жесткой конкуренции на рынке хлебопекарного оборудования очень сложно развиваться. На наш рынок беспрепятственно проникают иностранные производители

- в этом состоит большая проблема. В связи с этим перспективы развития не столь радужные, как того хотелось бы. Хлебопекарная отрасль переживает сложные времена, большинство производителей за неимением возможности модернизировать свое оборудование стараются до последнего эксплуатировать свою технику, по необходимости производить ее ремонт и покупать подержанные варианты. О необходимости импортозамещения говорится постоянно, но реальных шагов для этого в нашей отрасли не производится: нет программы льготного приобретения станков, используемых в изготовлении печей и прочего хлебопекарного оборудования, не хватает поддержки малого бизнеса - мини-пекарен и кофеен

- в плане приобретения и модернизации производственных мощностей. Такие программы есть, но не во всех регионах и спектр их охвата весьма ограничен. Иными словами, должны действовать государственные меры, позволяющие нам не только выживать на рынке, но и развиваться и составлять реальную конкуренцию иностранным компаниям. Российское машиностроение вполне может обеспечить хлебопекарную и кондитерскую отрасли качественным и доступным оборудованием.

- Мы считаем, что в реалиях постоянно меняющихся условий рынка, несмотря на все сложности, нужно всегда работать, в первую очередь, над качеством и разнообразием своей продукции: современное хлебобулочное и кондитерское производство оченьдинамично, и снижение темпов для нас равносильно потере своих позиций на рынке и доверия клиентов, - говорит Владимир Жуковец.

- Если сравнивать сегодняшний рынок с рынком 15-летней давности, то он, несомненно, уменьшился: сократилось количество заводов, но, в то же время, он стал весомее в части требований к степени автоматизации оборудования, его надежности и точности, - рассказывает Вячеслав Поздняков. - Мы активно ведем разработку нового оборудования. Перспективы отечественных производителей богаты: нам есть к чему стремиться, мы в состоянии полностью заместить импорт. Единственный аспект: без помощи государства это будет очень длительный и болезненный путь. Нас выручает программа НИОКР, направленная на разработку инновационных проектов: такие программы должны быть в обязательном порядке. Важна и программа Минпромторга по предоставлению субсидий производителям пищевого оборудования для предоставления скидки покупателям в размере 15% при приобретении техники. Если поддержка отрасли будет продолжаться, через 5-10 лет мы сможем достичь импортозамещения. Наша промышленность уже вполне конкурентоспособна и даже намного опережает Запад, в частности, в области хлебопекарных печей, пока же полностью перекрыть номенклатуру иностранного оборудования российские заводы не готовы. На нашей стороне меньшая стоимость при достойном качестве, и руководство хлебозаводов это понимает.

Сложность приобретения станков и другого оборудования, необходимых для реализации инженерной мысли, состоит в отсутствии государственной программы по поддержке машиностроительных заводов в целях модернизации производственных мощностей, поэтому предприятиям приходится обходиться своими силами, брать кредит или вступать в лизинговую программу. Потенциал нашего машиностроения огромен, нужно лишь поддерживать и защищать интересы собственного производства, в частности, за счет увеличения размера пошлин на ввоз оборудования из-за рубежа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.