Научная статья на тему 'Повышение эффективности отечественных предприятий хлебопекарной промышленности и влияние ВТО'

Повышение эффективности отечественных предприятий хлебопекарной промышленности и влияние ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1287
710
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХЛЕБОПЕКАРНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОТРАСЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Квасова Светлана Алексеевна

Особую значимость проблемы эффективности отечественных предприятий имеют для социально-значимых отраслей, ориентированных непосредственно на обеспечение потребностей населения. На основании анализа предприятий хлебопекарной промышленности, автором предложены возможные направления развития хлебопекарной промышленности и повышения конкурентоспособности хлебопекарных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности отечественных предприятий хлебопекарной промышленности и влияние ВТО»

Повышение эффективности отечественных предприятий хлебопекарной промышленности и влияние ВТО Increase of efficiency of the domestic enterprises of the baking industry and WTO influence

Квасова Светлана Алексеевна ассистент кафедры теоретической экономики Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина

e-mail: s.kvasova@rsu.edu.ru Kvasova Svetlana Alekseevna assistant to chair of theoretical economy Ryazan state university of a name of S. A. Yesenin

e-mail: s.kvasova@rsu.edu.ru

Аннотация: Особую значимость проблемы эффективности

отечественных предприятий имеют для социально-значимых отраслей, ориентированных непосредственно на обеспечение потребностей населения. На основании анализа предприятий хлебопекарной промышленности, автором предложены возможные направления развития хлебопекарной промышленности и повышения конкурентоспособности хлебопекарных предприятий.

Ключевые слова: хлебопекарная промышленность, эффективность производства, рентабельность предприятия, модернизация отрасли.

Annotation: The special importance of a problem of efficiency of the domestic enterprises have for the socially significant branches focused directly on ensuring requirements of the population. On the basis of the analysis of the enterprises of the baking industry, the author offered the possible directions of development of the baking industry and increase of competitiveness of the baking enterprises.

Key words: baking industry, production efficiency, profitability of the enterprise, branch modernization.

Хлеб является одним из основных видов продуктов питания в рационе большинства россиян. В связи, с чем на продовольственном рынке страны постоянно растет количество компаний занимающихся выпуском хлебобулочных изделий, и как следствие растет конкуренция в данном секторе пищевой индустрии.

На современном этапе в России действует более 10 000 пекарен и хлебозаводов. Однако в связи удорожанием сырья, постоянным ростом тарифов на энергоносители (18-25% в год), износом оборудования и использованием низкотехнологических систем производства, растут индивидуальные издержки предприятий. Этим во многом объясняется частичное снижение производительности труда, недостаточно эффективное использование сырьевых, человеческих, временных, финансовых, энергетических и других ресурсов.

Согласно заявлениям полномочных представителей комитета Г осударственной Думы по аграрным вопросам, в настоящее время эффективность производства остается на уровне не позволяющем вести расширенное воспроизводство, а рентабельность производства хлеба многих предприятий является отрицательной и имеет тенденцию к снижению. Так, среднегодовая рентабельность хлебопекарной промышленности в 2012 году составила 3%. На начало 2013 рентабельность большинства хлебопекарных предприятий составила менее 5%, это недостаточно для конкурентоспособного хозяйствования и ставит под угрозу дальнейшее развитие отрасли. Невысокий уровень основных финансовых показателей влияет на комплексную модернизацию, на установку на предприятиях современного энергоэффективного оборудования и других сложных средств механизации. В свою очередь, работа на изношенном оборудовании негативно влияет на эффективность использования энергоресурсов.

В настоящее время в Госдуму поступают многочисленные обращения от отраслевых союзов и предприятий хлебопекарной промышленности, обеспокоенных снижением конкурентоспособности в хлебопекарной отрасли

РФ. Сложившаяся тенденция затрагивает экономические интересы производителей в других смежных отраслях. Основной причиной чего, является постоянный рост диспаретета цен на основное сырье - муку (рост 80-90% на муку за 6 месяцев), занимающей в структуре себестоимости хлеба от 28% до 40% и основные средства производства. В частности, имеет место резкий рост цен на муку, которое с начала 2012 г. по 1-й квартал 2013 г. составил около 100%. Фактически цены на муку в России в 2013 г. превысили среднеевропейский уровень (350-400 евро за тонну), что существенно ухудшило финансовое состояние хлебопекарных предприятий. К дополнительному сырью относится - сахар и сахаристые продукты, жиры животного или растительного происхождения, молочные продукты, яйца и яйцепродукты, солод, а также различные пищевые продукты для начинок, пищевые ингредиенты, смеси, закваски, хлебопекарные улучшители и другие. Основные виды сырья, за исключением некоторых видов дрожжей, производятся отечественными производителями, которые обладают необходимыми мощностями для удовлетворения спроса хлебопекарной промышленности. Динамика цен на основные виды сырья характеризуется нестабильностью. В настоящее время крупные и средние предприятия имеют достаточные производственные мощности для удовлетворения потребностей населения в необходимом объеме и ассортименте хлебобулочных изделий с учетом сложившегося уровня потребления. Коэффициент использования мощностей находится на уровне 39%-41%. Вместе с тем, четко прослеживается тенденция снижения мощностей в промышленном хлебопечении. В период с 2007 г. по 2011 г. они уменьшились с 13,8 до 11,4 млн. тн. в сутки. Снижение производственных мощностей происходит как в связи с их выводом при падении спроса, так и при ликвидации или перепрофилировании предприятий. [3]

Также на эффективность производства хлеба оказывает ежегодное увеличение цен на услуги естественных монополий: газ, вода,

электроэнергия; искусственное сдерживание цен на социально значимые

сорта хлеба. Не лучшее влияние оказывают, зачастую необоснованные фактическим спросом, заказы торговых сетей на поставку хлеба и хлебобулочных изделий, которые впоследствии возвращаются на хлебопекарные заводы и ложатся колоссальными убытками на производителя хлеба. Среднегодовая рентабельность хлебопекарной промышленности за 2012 год составила 3%, что ниже уровня инфляции. На данный момент рентабельность большинства хлебопекарных предприятий, составляет минус 5%, что ставит под угрозу дальнейшее развитие отрасли. По итогам 2012 года в целом по России уже обанкротилось около 30 хлебопекарных предприятия, что привело к сокращению рабочих мест и уменьшению доли налоговых поступлений в бюджеты различных уровней.

Хлебопекарная промышленность представлена большим числом предприятий, разнородных по своему потенциалу, объемам и ассортименту выпускаемой продукции, финансовым ресурсам и др. Мониторинг хозяйственной деятельности пяти хлебопекарных предприятий приведен в табл. 1.

Одним из важнейших факторов, влияющих на низкий уровень использования производственных мощностей (17,2 - 66 %) по исследуемым предприятиям и, как следствие, на рост удельных издержек, является высокий уровень конкуренции на рынке хлеба и хлебобулочной продукции.

Кроме того, высокая степень физического износа значительной части основных производственных фондов (на некоторых предприятиях до 70%) приводит к увеличению затрат на ремонтное обслуживание оборудования и, соответственно, к повышению себестоимости единицы продукции. Поскольку техническое оснащение многих хлебозаводов признано критическим, одним из приоритетных направлений развития предприятий является модернизация основного и вспомогательного производств, включая механизацию, автоматизацию и компьютеризацию процессов, внедрение ресурсосберегающего оборудования, способствующего повышению

производительности труда, снижению материалоемкости и энергоемкости продукции.

Таблица 1

Сравнительная оценка показателей деятельности предприятий-

представителей хлебопекарной промышленности за 2012 г.

№№ п/п Наименование показателей МП «Хлебозавод №1» ООО «Жито хлеб» ОАО «Новомичуринский хлебозавод» МП «Хлебозавод №3» ОАО «Рязань хлеб №4»

1 Интегральный показатель использования. производственной мощности, % 54,2 49,0 66,0 64,8 17,2

2 Затратоемкость товарной продукции, руб./руб. 0,93 0,82 0,9 0,71 0,96

3 Фондовооруженность труда, тыс.руб./чел. 47,5 171,8 78,4 154,1 32,6

4 Фондоотдача, руб./руб. 7,2 2,9 4,9 5,0 1,4

5 Производительность труда, тыс. руб./чел. 338,9 525,1 384,2 774,7 339,9

6 Прибыль, млн.руб. 6,9 66,3 7,8 70,3 4,1

7 Рентабельность продукции, % 7,8 21,9 9,6 41,4 4,2

8 Инновационная активность (+/-высокая/низкая) + +

Для преодоления негативных тенденций и выхода на траекторию устойчивого развития предприятиям хлебопекарной промышленности необходимо правильно выбрать состав приоритетных инновационных технологий, способствующих повышению эффективности использования ресурсов и конкурентоспособности продукции.

Изменения рациона питания и запросов потребителей вносят свои коррективы в структуру ассортимента и качество хлеба и хлебобулочных

изделий. Несмотря на то, что продукция отечественных хлебопекарных предприятий представлена широким ассортиментом (свыше 700 наименований), новинки в среднем по отрасли не превышают 5% от общего выпуска. В этой связи одной из перспективных задач развития предприятий является расширение ассортимента хлеба и хлебобулочной продукции путем освоения новых технологий и рецептур, в том числе для лечебнопрофилактических целей и детского питания, учитывающих полезную и питательную ценность. Для совершенствования ассортимента хлебобулочной продукции необходимо ориентироваться на изменения потребностей населения с целью их более полного удовлетворения. Это может быть достигнуто путем освоения технологий, позволяющих выпускать следующие группы изделий: мучной кондитерской продукции (торты, пирожные, пряники, печенье, куличи, кексы, вафли и пр.); так называемой, "домашней выпечки" (пироги, кулебяки, булки и пр., отличающиеся по форме, весовому формату и включающие различные добавки); полуфабрикатов высокой степени готовности и др. Привлекательность освоения производства указанной продукции обусловлена растущим потребительским спросом и более высокой прибыльностью.

Улучшение качества продукции зависит от мер, предпринимаемых для: повышения сохранности, усиления контроля технологических

процессов, внедрения новых и совершенствования традиционных технологий, обеспечения герметизации упаковки, использования современных экологически безопасных упаковочных материалов и т.д.

Мониторинг деятельности хлебопекарных предприятий показал устойчивую тенденцию роста доли производственных затрат в стоимости продукции. Высокая материалоемкость производства, эскалация цен на рынках сырья указывают на необходимость повышения эффективности использования материальных ресурсов. Для этого требуется совершенствование технологических схем и режимов, обеспечивающих более качественную предварительную подготовку сырья, глубокую и

комплексную его переработку, а также использование новых видов сырья и компонентов (мука из зерна проросшего, закваски с культивированными микроорганизмами и т.д.).

Проблема хлебопекарных предприятий состоит еще и в том, что многие крупные сетевики возвращают непроданную продукцию. Доля возвращаемой торговыми сетями хлеба с истекшим сроком реализации составляет в среднем 8-10 процентов, а по некоторым позициям до 20 процентов и всегда превышает возможности предприятий по его переработке. В такой ситуации пекарные предприятия фактически принимают на себя риски торговли по сделанным ими заказам, несут убытки от реализации, утилизации и транспортным расходам по доставке этой продукции. Возможность заключения договоров с условием возврата непроданных товаров предусматривается ФЗ от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Многие сельхозпроизводители, в том числе и хлебопекарные предприятия, идут на это, в борьбе за крупных сетевиков, тем самым фактически принимают на себя риски торговли по сделанным ими заказам, несут убытки от реализации, а также убытки от утилизации и транспортным расходам по доставке этой продукции. Конечно, переработать можно и весь возвращенный объем, но это уже будет с потерей качества, чего допускать нельзя. Производители должны выпускать столько, сколько необходимо, а торговые сети - четко представлять объем продукции, которую они смогут реализовать без возврата. Для крупных хлебопекарных предприятий эта проблема стоит не столь остро, скорее это проблема средних и мелких производителей. По данным компании «АМИКО», 49 процентов покупок хлеба совершается в продуктовых магазинах, 25 процентов - в супермаркетах. И 21 процент - в хлебных киосках. [2]

Уровень среднедушевого потребления хлеба в России составляет 120125 кг. в год (325-345 г. в сутки), в том числе для городского населения 98100 кг. в год (245-278 г. в сутки), для сельского 195 205 кг. (490-540 г. в

сутки). Эти нормы зависят от возраста, пола, степени физической и умственной степени нагрузки, климатических особенностей мест проживания. В последнее время в России снижается потребление хлеба, но постоянно растет выпуск кондитерских изделий. Так по данным института питания РАМН, в 60-е годы потреблялось 170 кг, в 70-80 - 100 кг., в 90-е -115, в 2000-е - 100 кг. 20 лет назад в стране пекли 18 миллионов тонн хлеба, сейчас - всего 7 миллионов тонн, при этом сладостей выпускают более двух миллионов тонн в год.

Повышение в составе себестоимости доли затрат, связанных со сбытом продукции явилось основанием для включения как активизация маркетинговой деятельности, которая должна способствовать укреплению рыночных позиций и улучшению сбытовой политики предприятия.

Также, нельзя не упомянуть о влиянии вступления России во Всемирную торговую организацию. На хлебопекарной отрасли это существенно не отразится, т.к. доля импорта хлебобулочных изделий незначительна (в 2013 году не превышает 0,13% от всего объема продукции). Хлеб должен производиться и продаваться в шаговой доступности. Скорее всего, после присоединения к ВТО не будут меняться и цены на хлеб - здесь стабильная зависимость цен от естественных монополий. [1, с. 61] Есть и плюсы, так например, ведущие производители хлебопекарного и кондитерского оборудования находятся за рубежом. Оборудование дорогое и многим нашим хлебозаводам недоступно. Можно ожидать, что при вступлении в ВТО оно станет более доступным. Модернизация отрасли сможет повысить производительность труда, а после вступления России в ВТО ее просто необходимо проводить, потому что все-таки есть вероятность поставок более дешевого хлеба из других стран.

Социальное значение хлебопекарной промышленности требует стабильного функционирования отечественных предприятий. Стабилизация среднедушевого потребления хлеба и хлебобулочной продукции в Российской Федерации свидетельствует о насыщении рынка, что исключает

перспективу экстенсивного развития отрасли. При этом устойчивому интенсивному развитию хлебопекарных предприятий препятствуют физический и моральный износ значительной части основных фондов, низкий уровень использования производственных мощностей, высокая доля затрат в стоимости продукции, инновационная инертность и пр. Несмотря на сложную ситуацию перед товаропроизводителями хлебопекарной продукции стоят задачи улучшения качества изделий, совершенствования ассортимента, роста финансовой независимости и повышения конкурентоспособности предприятий. Решение этих вопросов во многом связано с освоением инноваций.

Минпромторгом разрабатывается проект стратегии развития машиностроения для пищевой перерабатывающей промышленности до 2020 года, утверждение которого планируется на первый квартал 2014 года. В рамках госпрограммы по развитию промышленности и повышению ее конкурентоспособности на период до 2020 года есть подпрограмма по сельхозмашиностроению, пищевой перерабатывающей промышленности, в рамках которой предусмотрена существенная поддержка инновационного развития этих предприятий. С 2014 по 2016 год планируется направить в отрасль ежегодные ассигнования в размере 600, 630, 662 млн рублей соответственно. Таким образом, планируется обеспечить импортозамещение.

В целях дальнейшего развития хлебопекарной промышленности и повышения ее конкурентоспособности можно порекомендовать внести изменения в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», чтобы ограничить возврат из торговли хлебобулочных изделий с истекшим сроком реализации; внести изменения в Госпрограмму развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., предусмотрев для предприятий хлебопекарной промышленности субсидирование кредитов на приобретение муки.

Необходимо также ориентировать научный, производственный и кадровый потенциал Российского хлебопечения на решение актуальных проблем по следующим направлениям:

- внедрение ресурсосберегающих технологий;

- внедрение технологий хлебобулочных изделий с удлиненными сроками хранения;

- внедрение ассортимента хлебобулочных изделий с учетом профессионального, демографического состава населения и экологических особенностей регионов;

- увеличение объемов производства хлебобулочных изделий детского, школьного, лечебного и профилактического назначения до уровня полного удовлетворения спроса населения;

- совершенствовать систему ценообразования хлебобулочных изделий для сохранения устойчивого уровня оптово-отпускных цен и рентабельности хлебопекарного производства не менее 15%;

- анализировать работу передовых предприятий России для использования их опыта в новых хозяйственных условиях;

- создание нового механизма финансирования и привлечения инвестиций;

- обратиться в государственные органы власти с просьбой о создании в областях, краях и республиках региональных фондов зерна для нужд хлебопечения, гарантирующих производство хлебопекарной муки в количествах, необходимых для устойчивого обеспечения населения хлебом.

Библиографический список

1. Абдимолдавева Н.Н. Поддержка сельского хозяйства в странах-членах ВТО и интеграция аграрных рынков стран Таможенного союза в мировую экономическую систему. / Н.К. Абдимолдаева // Евразийская экономическая интеграция. 2010. №2(7). С. 61-72

2. Миронов В. Торговлю заставят съесть весь хлеб. / В. Миронов, Т. Фомченков // Российская газета. 2013. Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/01/torgovlya.html

3. Семенова Н. Россия и ВТО: аграрно-продовольственный вопрос. / Н. Семенова // Международный экономический форум. 2012. Режим доступа: http://www.be5.biz/ekonomika1/r2012/1268.htm

Bibliography

1. Abdimoldaveva N. N. Support of agriculture in member countries of the WTO and integration of the agrarian markets of the countries of the Customs union into world economic system. / N. K. Abdimoldayeva//Euroasian economic integration. 2010 . No. 2(7). Page 61-72

2. Mironov V. Trade will force to eat all bread. / V. Mironov, T.

Fomchenkov//Russian newspaper. 2013 . Access mode:

http://www.rg.ru/2013/11/01/torgovlya.html

3. 3 . Semenova of N. Rossiya and WTO: agrarian and food question. / N.

Semenova//International economic forum. 2012 . Access mode:

http://www.be5.biz/ekonomika1/r2012/1268.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.