Научная статья на тему 'HLA-ГАПЛОТИПЫ У ДОНОРОВ ГЕМОПОЭТИЧЕСКИХ СТВОЛОВЫХ КЛЕТОК РЕГИСТРА ФГБУ "НМИЦ ГЕМАТОЛОГИИ" МИНЗДРАВА РОССИИ'

HLA-ГАПЛОТИПЫ У ДОНОРОВ ГЕМОПОЭТИЧЕСКИХ СТВОЛОВЫХ КЛЕТОК РЕГИСТРА ФГБУ "НМИЦ ГЕМАТОЛОГИИ" МИНЗДРАВА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гематология и трансфузиология
WOS
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Хамаганова Е.Г., Леонов Е.А., Абдрахимова А.Р., Хижинский С.П., Гапонова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «HLA-ГАПЛОТИПЫ У ДОНОРОВ ГЕМОПОЭТИЧЕСКИХ СТВОЛОВЫХ КЛЕТОК РЕГИСТРА ФГБУ "НМИЦ ГЕМАТОЛОГИИ" МИНЗДРАВА РОССИИ»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Цель работы. Определить частоту встречаемости ПК в периферической крови в дебюте ММ, а также проанализировать клинико-лабораторные параметры и результаты лечения больных ММ при циркуляции плазматических клеток в крови.

Материалы и методы. С января 2019 по сентябрь 2021 г. в ретроспективное исследование включено 80 пациентов (34 муж., 46 жен.) с впервые диагностированной ММ в возрасте от 27 до 83 лет (медиана — 58,5). Диагноз устанавливали в соответствии с критериями IMWG-2014. Выполнялись общий анализ крови с подсчетом лейкоцитарной формулы, биохимический анализ, иммунохимия крови и мочи, цитологическое, гистологическое, цитогенетическое исследования костного мозга, инструментальные методы исследования (низкодозная KT). Анализировали различные клинико-ла-бораторные параметры, результаты терапии больных ММ при выявлении ПКв гемограмме в дебюте заболевания (табл.).

Результаты и обсуждение. У 9 из 80 больных (11%) при диагностике ММ в гемограмме выявлены плазматические клетки. В одном случае ПК в крови определялись в количестве 22%, что позволило диагностировать плазмоклеточный лейкоз, в остальных наблюдениях разброс циркулирующих ПК составил от 1 до 16% (медиана ПК — 1%). У 78% больных (7/9) заболевание протекало с плазмоцитомами. Цитогенетические аномалии высокого риска отмечены у 5 больных, наиболее часто встречалась t(4;14). У всех больных диагностирована III стадия по D-S, у 4 пациентов — III стадия по R-ISS. Секреция парапротеина G наблюдалась у 5 больных, А — у 2 пациентов, в единичных случаях отмечалась секреция парапротеина D и белка Бенс-Джонса. У большинства больных (8/9) выявлена секреция k-свободной легкой цепи иммуноглобулина. Больным проведено от 1 до 3 линий индукционной терапии с включением ингибиторов протеасом и иммуномодули-рующих препаратов. Выполнить трансплантацию удалось только 2 больным, достигшим полной и частичной ремиссии после индукционного этапа. У остальных 7 больных наблюдалась прогрессия заболевания уже на фоне лечения. При этом даже высо-кодозная методика с выполнением трансплантации аутологичных

гемопоэтических стволовых клеток (ауто-ТГСК) не привнесла дополнительного противоопухолевого эффекта — ремиссия была непродолжительной (4 и 10 мес.). 5 пациентов погибли вследствие прогрессии в течение 1—23 мес. (медиана — 10 мес.) после диагностики ММ.

Заключение. Частота встречаемости ПК в периферической крови в дебюте ММ составляет 11%. У этой категории больных заболевание часто ассоциировано с 1:(4;14), плазмоцитомами, секрецией к-СЛЦ иммуноглобулина. Появление ПК в гемограмме является фактором неблагоприятного прогноза и предиктором отсутствия стойкого глубокого противоопухолевого ответа.

Таблица. Клинико-лабораторные параметры и результаты лечения

больных ММ с наличием ПК в крови п=9)

Клинико-лабораторные параметры Медиана и разброс значений

Возраст, годы 54 (40-63)

Гемоглобин, г/л 81 (57-126)

Процент ПК в миелограмме 36(12,2-60,8]

Процент ПК в гемограмме 1 (1-22)

Цитогенетические аномалии

Высокий риск, в т.ч. t (4; 14) del 17p Стандартный риск 5 4 2 4

Плазмоцитомы (п=7)

Костные Экстрамедуллярные 5 2

Результаты терапии

Количество линий индукционной терапии 1 3 4 3 2

Ауто-ТГСК 2

Ответ на индукцию Полная ремиссия Частичная ремиссия Прогрессия 1 1 7

Смерть вследствие прогрессии 5

Флоринский Д. Б.1 Пшонкин А. В.1, Федорова Д. В.1, Полетаев А. В.1, Серегина Е. А.12, Жарков П. А.1

ДЕФИЦИТ XII ФАКТОРА У ДЕТЕЙ. КОАГУЛОПАТИЯ ИЛИ ЛАБОРАТОРНАЯ НАХОДКА?

1ФГБУ «НМИЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева» Минздрава России, 2ФГБУН «Центр теоретических проблем физико-химической

фармакологии Российской академии наук», Москва

Введение. Дефицит XII фактора является негеморрагической коагулопатией, приводящей к удлинению времени свертываемости ¿я ^¡Лго. Известно, что данный дефицит не требует гемостати-ческой терапии. При этом в нашей стране наблюдаются случаи, когда пациенты с дефицитом XII фактора превентивно получают свежезамороженную плазму.

Цель работы. Анализ медицинских данных детей с дефицитом XII фактора, наблюдавшихся в нашем центре на базе консультативного отделения и стационара кратковременного лечения за 2016—2021 годы.

Материалы и методы. Были проанализированы геморрагический анамнез, количество и тяжесть операций, необходимость в гемостатической поддержке, оценка по детской шкале кровоточивости, тромботический анамнез у пациентов

с дефицитом XII фактора в период с января 2016 года по октябрь 2021 года.

Результаты и обсуждение. За 2016—2021 годы в центре ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России (Москва) в консультативном и отделении стационара кратковременного лечения наблюдались 92 пациента с дефицитом XII фактора. Из них 22 пациента перенесли различные оперативные вмешательства. Ниу одного из пациентов не было эпизодов пери-и постоперативной кровоточивости. Также ниу одного из пациентов не было эпизодов тромботических осложнений.

Заключение. Дефицит XII фактора, наиболее вероятно, является лабораторной находкой и не увеличивает частоту кровотечений или тромбозов и в связи с этим не требует рутинной медикаментозной терапии.

Хамаганова Е. Г., Леонов Е. А., Абдрахимова А. Р., Хижинский С. П., Гапонова Т. В., Паровичникова Е. Н.

НЬА-ГАПЛОТИПЫ У ДОНОРОВ ГЕМОПОЭТИЧЕСКИХ СТВОЛОВЫХ КЛЕТОК РЕГИСТРА ФГБУ «НМИЦ ГЕМАТОЛОГИИ» МИНЗДРАВА РОССИИ

ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России

Введение. Данные о частотах НЬА-гаплотипов используются при анализе результатов типирования с целью верификации возможных НЬА-гаплотипов при выборе оптимально совместимого донора при трансплантации аллогенных гемопоэтических стволовых клеток (алло-ТГСК).

Цель работы. Изучить частоты и распределение НЬА-гаплотипов у доноров регистра «НМИЦ гематологии», которые были НЬА-типированы методом секвенирования следующего

поколения (NGS — next-generation sequencing), а также неравновесное сцепление генов в гаплотипах.

Материалы и методы. Исследовано 1512 доноров регистра «НМИЦ гематологии», HLA-типированных с помощью AllType NGS Amplification Kits (О ne Lambda, США) и платформы MiSeq (Illumina, США). Анализ полученных последовательностей HLA-генов проводили при помощи программы TypeStream Visual Software (TSV) (One Lambda, США). Частоты гаплотипов рассчитывали

| ГЕМАТОЛОГИЯ И ТРАНСФУЗИОЛОГИЯ | RUSSIAN JOURNAL OF HEMATOLOGY AND TRANSFUSIOLOGY (GEMATOLOGIYA I TRANSFUSIOLOGIYA) | 2022; ТОМ 67; №2 |

с помощью компьютерной программы Arlequin 3.5, как и стандартизованное значение неравновесного сцепления генов (D').

Результаты и обсуждение. Определено 565 различных га-плотипов HLA-A-C, 765 гаплотипов HLA-A-B, 345 гаплотипов HLA-B-C, 744 гаплотипа HLA-B-DRB1, 99 гаплотипов HLA-DRB1-DOB1. Разнообразие HLA-гаплотипов связано со значительным числом гаплотипов с низкой частотой встречаемости, однако ^большая часть доноров являлась носителями относительно небольшого числа распространенных гаплотипов (см. рис.). Кумулятивная частота наиболее распространенных (с частотой >1%) гаплотипов HLA-A-B составила 36%; наиболее распространенных гаплотипов HLA-A-C — 45%; гаплотипов HLA-B-C — 62%; гаплотипов HLA-B-DRB1 - 35%; DRB1-DOB1 - 87%. Самый распространенный среди гаплотипов HLA-A-B — гапло-тип А®01:01:01:01-В®08:01:01:01(5,4%) с высоким неравновесным сцеплением генов (Dv=0,81); среди гаплотипов HLA-A-C — га-плотип А®01:01:01:01-С®07:01:01:01/16 с незначительным сцеплением генов (D^=0,43); среди гаплотипов HLA-B-C — гаплотип В®07:02:01:01-С®07:02:01:03 (D^=0,92); среди гаплотипов HLA-B-DRB1 - B®07:02:01:01-DRB1®15:01:01 (D"= 0,51); среди гаплотипов DRB1-DOB1 - DRB1®15:01:01-DQB1®06:02:01 (D^=0,98). Конкретные пары аллелей, составляющие HLA-гаплотипы, значительно различались между собой по силе сцепления. Сцепление генов было наиболее сильно выражено для гаплотипов, входящих в основные блоки HLA-гаплотипов — HLA-DRB1-DOB1 (гены блока дельта) и HLA-B-C (гены блока бета). Хотя гены в гапло-типе HLA-A-C находятся ближе друг к другу по расположению на хромосоме, чем в гаплотипе HLA-A-B, однако неравновесное сцепление в последней паре генов было более выражено.

Заключение. Распределение двухлокусных HLA-гаплотипов соответствует распределению с «длинным хвостом» (heavy-tail distribution), при котором за компактной группой распространенных гаплотипов, носителями которых является значительная часть доноров, тянется «длинный хвост» из редких гаплотипов. Присутствие редких гаплотипов в популяции создает проблему с подбором полностью HLA-совместимого донора для их носителей, если им показана алло-ТГСК от неродственного донора.

Хрульнова С. А., Клясова Г. А., Фёдорова А. В., Фролова И. Н., Ликольд Е. Б.

ГЕНОТИПИРОВАНИЕ PSEUDOMONAS AERUGINOSA С ПРОДУКЦИЕЙ МЕТАЛЛО- ß-Л АКТАМ A3, ВЫДЕЛЕННЫХ ИЗ ГЕМОКУЛЬТУРЫ БОЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ СИСТЕМЫ КРОВИ, МЕТОДОМ МУЛЬТИЛОКУСНОГО СЕКВЕНИРОВАНИЯ-ТИПИРОВАНИЯ

ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России

Введение. Р^еидотопал аегидспо^а — один из наиболее значимых внутрибольничных патогенов, вызывающих инфекции кровотока с высокой летальностью. В настоящее время наибольшее клиническое и эпидемиологическое значение имеет способность Р. аегидто^а продуцировать приобретенные металло-Р-лактама-зы (МБЛ). Также среди Р. аегид'ьпоёа выделяют клоны «высокого риска», такие как 8Т235, 8Т111, 8Т175, 8Т654 и другие. Штаммы, принадлежащие к клонам «высокого риска», чаще характеризуются фенотипом множественной и экстремальной устойчивости вследствие приобретения разнообразных генов антибиотикорези-стентности, в том числе генов МБЛ.

Цель работы. Изучить генетическое разнообразие МБЛ-продуцирующих Р. аегидтом, выделенных из крови больных заболеваниями системы крови.

Материалы и методы. Материалом исследования были изо-ляты Р. ае-гидтом, выделенные из гемокультуры больных, находившихся на стационарном лечении в 11 лечебных учреждениях России (2003—2020 гг.). Чувствительность изолятов Р. аегидтола к карбапенемам оценивали согласно критериям СБ81 (2021). Наличие генов МБЛ класса В (групп Ь1а1МР, Ь1аУ1М и Ыа^М) определяли методом ПЦР в режиме реального времени с использованием коммерческих наборов. Для характеристики клональ-ной структуры популяции был использован метод мультилокус-ного секвенирования-типирования (МЛСТ) (https://pubmlst.org/ organisms/pseudomonas-aeruginosa/).

Результаты и обсуждение. Всего было исследовано 394 изо-лята Р. аегидто^а, из которых 166 (42,1%) были нечувствительными к меропенему и/или имипенему. Гены приобретенных МБЛ были обнаружены у 41,6% (69 из 166) карбапенем-нечуствитель-ных изолятов. Гены группы Ь1аУ1М были доминирующими, их доля составила 98,6% (68 из 69). В геноме одного изолята были обнаружены гены группы Ь1а1МР (1,7%). Гены группы blaNDM не были выявлены. При генотипировании 69 карбапенемазопро-дуцирующих Р. аегидто^а было выявлено 9 сиквенс-типов (8Т).

Подавляющее большинство исследуемых штаммов (89,9%) принадлежало к трем сиквенс-типам — 8Т235 (п=44;63,8%), 8Т654 (п=10;14,5%) и 8Т234 (п=8; 11,6%) (рис.). В первый период исследования (2003—2011 гг.) было выделено 33 МБЛ-продуцирующих Р. аггид 'игоёа, во второй (2012—2020 гг.) — 36 штаммов. Р. аегидмом 8Т235 были доминирующими в течение обоих периодов исследования, и их доля осталась неизменной (63,6 и 63,9% соответственно), в то время как доля других сиквенс-типов претерпевала изменения. Так, Р. ае-гидтом 8Т234 не были выявлены в 2012—2020 гг. (р=0,0017), в то время как доля 8Т645 значительно увеличилась до 27,8% (10/36)(р=0,001).

Заключение. Почти половина (42,1%) всех Р. аегидмом, выделенных из гемокультуры, были карбапенем-нечувствительными, среди которых гены приобретенных МБЛ были выявленыу 41,6%. Большинство МБЛ-продуцирующих Р. а£гид'иго,ш. (63,8%) относились к международному клону «высокого риска» 8Т235. В ходе исследования клональный состав Р. аегид'ьпоёа с продукцией кар-бапенемаз претерпел изменения, но клон «высокого риска» 8Т235 был наиболее распространенным в течение всего периода исследования, и его можно рассматривать как эндемичный для гематологических отделений России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.