Научная статья на тему '«Хизб ут-Тахрир» на Западе: идеология и специфика деятельности'

«Хизб ут-Тахрир» на Западе: идеология и специфика деятельности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2697
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Исламоведение
ВАК
Ключевые слова
«ХИЗБ УТ-ТАХРИР» / ИСЛАМ / ЭКСТРЕМИЗМ / РАДИКАЛИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / HIZB UT-TAHRIR / ISLAM / EXTREMISM / RADICALISM / TERRORISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Егоров Евгений Наильевич

Статья посвящена проблеме оценки деятельности международной исламистской партии «Хизб ут-Тахрир» в западных странах. В ней проводится анализ идеологии «Хизб ут-Тахрир», специфики деятельности этой организации в Великобритании и ФРГ. «Хизб ут-Тахрир», запрещенная во многих странах мира, довольно успешно действует в Великобритании, несмотря на подозрения в экстремизме, и активно продолжает свою работу в условиях запрета на деятельность в ФРГ. Не признавая и осуждая демократию, партия, тем не менее, охотно пользуется правами и свободами, благодаря которым британские власти не могут ее запретить. Адаптируя свою идеологию к существующим реалиям, «Хизб ут-Тахрир» культивирует образ мирной организации, борющейся за права мусульман, угнетаемых в западных странах. Партия стремится занять место официального духовенства, не справляющегося, по ее мнению, со своими обязанностями в деле воспитания молодого поколения европейских мусульман. Постоянно поднимая в информационном пространстве проблему положения мусульман в мире и агитируя за создание единого халифата, «Хизб ут-Тахрир» пробуждает в европей-ских мусульманах излишний интерес к политике и религии. Выработка адекватного ответа на угрозу от «Хизб ут-Тахрир» требует изучения методов ее деятельности в условиях Великобритании и ФРГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of evaluation of the activities of a transnational islamist party “Hizb ut-Tahrir” in western countries, particularly in Britain and Germany. The author provides an analysis of “Hizb ut-Tahrir”s ideology and a study of the party’s activities in Britain and Germany. According to the author, being banned in many countries of the world, “Hizb ut-Tahrir” quite successfully operates in Britain despite accusations of extremism. Not accepting and denouncing democracy, “Hizb ut-Tahrir” nevertheless willingly uses rights and freedoms, which prevent it from being banned by the authorities. Adapting its ideology to existing realities, the party cultivates the image of a peaceful organization, fighting for the rights of oppressed Muslims in western countries. “Hizb ut-Tahrir” aims at replacing the official clergy, not coping with its duties in educating the young generation of European Muslims. Constantly raising the issue of Muslims’ position in the world and campaigning for a caliphate, “Hizb ut-Tahrir” arouses European Muslims’ excessive interest in politics and religion. Although its activities are banned in Germany, the party keeps actively working there. In order to find an adequate response to the threat from “Hizb ut-Tahrir”, it is necessary to comprehend the move-ment’s modus operandi in Britain and Germany.

Текст научной работы на тему ««Хизб ут-Тахрир» на Западе: идеология и специфика деятельности»

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Ответственный за рубрику:

Асатрян Г.С.

©Исламоведение, 2017. Том 8, № 2 (32)

Онлайн-доступ к журналу:

http ://islam. dgu. ru

ISLAM IN THE CONTEMPORARY WORLD

Person in charge of the section: G.S. Asatryan

© Islamic Studies (Islamovedenie), 2017. Vol. 8, № 2 (32)

Online access to the journal: http://islam.dgu.ru

УДК 323.2

Содержание статьи

Информация о статье

DОI: 10.21779/20778155-2017-8-2-28-36

Е.Н. Егоров*

Введение

Деятельность «Хизб ут-Тахрир» в Великобритании

Деятельность «Хизб ут-Тахрир» в ФРГ

Заключение

Поступила в редакцию: 08.12.2016. Передана на рецензию: 09.12.2016. Получена рецензия: 27.12.2016. Принята в номер: 24.03.2017.

«Хизбут-Тахрир» на Западе: идеология и специфика деятельности

Независимый исследователь;eugen.mfa@mail.т

Статья посвящена проблеме оценки деятельности международной исламистской партии «Хизбут-Тахрир» в западных странах. В ней проводится анализ идеологии «Хизбут-Тахрир», специфики деятельности этой организации в Великобритании и ФРГ.

«Хизбут-Тахрир», запрещенная во многих странах мира, довольно успешно действует в Великобритании, несмотря на подозрения в экстремизме, и активно продолжает свою работу в условиях запрета на деятельность в ФРГ. Не признавая и осуждая демократию, партия, тем не менее, охотно пользуется правами и свободами, благодаря которым британские власти не могут ее запретить. Адаптируя свою идеологию к существующим реалиям, «Хизбут-Тахрир» культивирует образ мирной организации, борющейся за права мусульман, угнетаемых в западных странах. Партия стремится занять место официального духовенства, не справляющегося, по ее мнению, со своими обязанностями в деле воспитания молодого поколения европейских мусульман. Постоянно поднимая в информационном пространстве проблему положения мусульман в мире и агитируя за создание единого халифата, «Хизбут-Тахрир» пробуждает в европейских мусульманах излишний интерес к политике и религии. Выработка адекватного ответа на угрозу от «Хизбут-Тахрир» требует изучения методов ее деятельности в условиях Великобритании и ФРГ.

Ключевые слова: «Хизбут-Тахрир», ислам, экстремизм, радикализм, терроризм.

UDC 323.2

The content of the article

Information about the article

DOI: 10.21779/20778155-2017-8-2-28-36

E.N. Egorov1

Introduction.

Received: 08.12.2016.

The activities of "HizbUt-Tahrir" in Submitted for review: 09.12.2016.

the UK.

Rewiew received: 27.12.2016.

The activities of "Hizbut-Tahrir" in Accepted for publication:

Germany. Conclusion.

24.03.2017.

«Hizbut-Tahrir» in the West: Ideology and Activities

*Евгений Наильевич Егоров - кандидат политических наук, ассистент кафедры политологии факультета социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена.

1EvgenyNailyevichEgorov- Cand. of Sc. (Politics), assistant professor at the Department of Political Science at the Faculty of Social Sciences, Herzen State Pedagogical University. 28 ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2017. № 2

Independent researcher; eugen.mfa@mail.ru

The article is devoted to the problem of evaluation of the activities of a transnational islamist party "Hizbut-Tahrir" in western countries, particularly in Britain and Germany. The author provides an analysis of "Hizbut-Tahrir"s ideology and a study of the party's activities in Britain and Germany. According to the author, being banned in many countries of the world, "Hizbut-Tahrir" quite successfully operates in Britain despite accusations of extremism. Not accepting and denouncing democracy, "Hizbut-Tahrir" nevertheless willingly uses rights and freedoms, which prevent it from being banned by the authorities. Adapting its ideology to existing realities, the party cultivates the image of a peaceful organization, fighting for the rights of oppressed Muslims in western countries. "Hizbut-Tahrir" aims at replacing the official clergy, not coping with its duties in educating the young generation of European Muslims. Constantly raising the issue of Muslims' position in the world and campaigning for a caliphate, "Hizbut-Tahrir" arouses European Muslims' excessive interest in politics and religion. Although its activities are banned in Germany, the party keeps actively working there. In order to find an adequate response to the threat from "Hizbut-Tahrir", it is necessary to comprehend the movement's modus operandi in Britain and Germany.

Keywords: Hizbut-Tahrir, Islam, extremism, radicalism, terrorism.

Введение

В медийном пространстве «Хизбут-Тахрир» позиционирует себя как политическая партия, основной деятельностью которой является «распространение ислама посредством замены мыслей, чувств и законов общества для того, чтобы сделать эти мысли общепринятыми и побудить людей жить в соответствии с ними, будучи довольными тем, чем доволен Аллах» [1, с. 104]. В качестве главной политической задачи «Хизбут-Тахрир» выдвигает восстановление халифата, с назначаемым халифом и использованием норм шариата в судопроизводстве. В сфере внешней политики партия стремится к главенствующей роли ислама в «борьбе с неверными».

Говоря о тактике «Хизбут-Тахрир», многие исследователи утверждают, что партия отказывается от политического насилия как такового. Однако «Хизбут-Тахрир» примером для подражания считает поведение пророка Мохаммеда, не применявшего силовые методы в первые годы своей жизни в Мекке. Пророк лишь выражал протест против незаконных действий властителей и постепенно собирал сторонников. В связи с этим «Хизбут-Тахрир» не ставит цели захвата власти в государстве и принуждения населения к принятию ислама. Партия придерживается тактики использования «мягкой силы», чтобы с помощью убеждения людей прийти к власти и сменить правительство. Для устранения сопротивляющихся «Хизбут-Тахрир» предлагает собственные специфические методы. Ещё основатель партии, Такауддин ан-Набхани, говорил: «Если в стране правят кяфиры и не применяются исламские законы, то устранить правителя следует методом «нусра» [2, с. 18]. Метод «нусра» (термин «Хизбут-Тахрир») - это организация несилового, «бескровного переворота» при полной поддержке на низовом уровне со стороны населения и военизированных групп.

Утверждая, что «Хизбут-Тахрир» против политического насилия, многие умалчивают, что партия также против такого традиционного в исламе понятия, как «умеренность». «Хизбут-Тахрир» придерживается мнения, что такие термины, как «толерантность» и «умеренность», специально внедрены в ислам западными государствами для того, чтобы сделать его как можно более светским и покладистым.

В западных странах важнейшей целью деятельности «Хизбут-Тахрир» является создание политического объединения мусульман для содействия мировой исламской

революции и исламизации государств пребывания. В этом партия следует исламским канонам, разделяющим современные государства на «дар аль-куфр» (земля неверующих) и «дар аль-харб» (земля войны), в которых отсутствует специальная форма исламского правления. Для достижения цели - создания «дар аль-ислам», то есть «земли ислама», «Хизбут-Тахрир» культивирует образ сторонника «чистого ислама», старательно ретушируя при этом свои истинные радикальные представления [2, с. 18]. Методологическим инструментарием распространения ислама в мире идеологам организации видится наступательный джихад, который после захвата власти во всех мусульманских странах и создания мировой исламской уммы должен привести к созданию халифата. Затем халифат должен поставить целью исламизацию немусульманских стран и установить в них свою власть.

До тех пор, пока не будет создан халифат, мусульманам разрешается принимать участие в джихаде там, где большинство населения составляют мусульмане, либо эти территории когда-то находились под управлением мусульман. Джихад становится обязательным для мусульман, если неверующие нападают на мусульманскую страну, в защите такой страны должны участвовать все мусульмане мира. Государство Израиль, по мнению идеологов «Хизбут-Тахрир», оккупировало земли ислама, а значит, мусульмане имеют право на убийство евреев [3, с. 145]. Примечательно и то, что некоторые западные государства эта партия называет воинственными например, США, Великобритания, Франция и Россия, что будет препятствовать поддержанию дипломатических отношений между ними и будущим халифатом.

Деятельность «Хизбут-Тахрир» в Великобритании

В Великобритании пик активности «Хизбут-Тахрир» пришелся на период, когда ею руководил Омар Бакри Мухаммад, известный исламистский деятельности, сбежавший в 2005 году в Ливан. В начале 2000-х годов Бакри был снят с должности руководителя английского филиала «Хизбут-Тахрир» из-за излишней резкости своих высказываний, что могло нанести вред репутации партии. По некоторым сведениям, последней каплей стало его требование о принятии ислама английской королевой [4, с. 15].

Интересно, что правительство неоднократно планировало запретить «Хизбут-Тахрир» за экстремизм. Например, в 2010 году избирательная программа консервативной партии включала пункт о запрете «Хизбут-Тахрир», но благодаря юридическим проволочка этого до сих пор не произошло. Дело в том, что запрету подлежат лишь организации, пропагандирующие ненависть и призывающие к насильственной смене всей политической системы, а «Хизбут-Тахрир» стремится к сдержанности ради достижения своих целей. К тому же специальные службы придерживаются мнения, что контролировать организацию, работающую открыто, легче, чем ушедшую в подполье.

Говоря о способах достижения своих целей в условиях демократической страны, идеологи «Хизбут-Тахрир» выделяют несколько стратегических уровней деятельности организации: ознакомление людей со своими задачами, обучение их методам работы по формированию группы, способной пропагандировать идеи «Хизбут-Тахрир»;взаимодействие с обществом на интеллектуальном уровне и побуждение к принятию версии ислама, пропагандируемой ими; работа по созданию исламского государства; формирование исламского правительства и экспансия в целях объединения в одном халифате всех государств с мусульманским большинством населения. В настоящий момент, согласно собственным оценкам «Хизбут-Тахрир» находится на втором уровне, то есть ведет интеллектуальную политическую борьбу [2, с. 18]. «Хизбут-Тахрир» говорит о неделимости исламской уммы и не признает различий среди мусульман, но в то же время центральное

руководство разрешает изменять стратегию деятельности в зависимости от местных особенностей. В условиях британской демократии организация действует достаточно свободно.

В отношении мусульман и представителей других религий «Хизбут-Тахрир» применяет отдельные способы достижения целей. Так, основные положения идеологической работы в среде британских мусульман включают в себя: завоевание доверия и воспитание мусульман в исламских традициях, содействие в осознании ими себя как части мировой исламской уммы; тесное взаимодействие с исламскими улемами на местах как потенциальными проповедниками идей халифата; обеспечение того, что студенты, бизнесмены и туристы из мусульманских стран донесут идеи ислама до западных стран и вернутся на родину для работы на ее благо; работа с политическими партиями и известными политиками для освещения идей «Хизбут-Тахрир»; порицание людей, сотрудничающих с Западом как предателей ислама.

Идеологическая обработка представителей других религий основана на следующих основных принципах: демонстрация того, что ислам - истинная религия, способная подарить утешение в жизни и после нее; воспитание новообращенных в ислам и поддержание в них сильной веры; демонстрация неспособности капитализма и демократии обеспечить истинные нужды народа, инициирование дебатов относительно неравенства людей в условиях демократии; доведение до людей примеров дискриминации мусульман на Западе и равенства людей в мусульманских странах; мониторинг публикаций западных исследовательских центров об исламе и работа с людьми во властных структурах [3, с. 145].

На данный момент в Великобритании около 11 000 последователей «Хизбут-Тахрир» [5, с. 4]. Если в 1980-е годы большинство ее членов составляли турки и сомалийцы, то в 1990-е годы партия обратила внимание на выходцев из Юго-Восточной Азии (Пакистан, Индия, Бангладеш). Сегодня большинство членов «Хизбут-Тахрир» в Великобритании представляют именно эти страны. Если на раннем этапе деятельности «Хизбут-Тахрир» набирала в свои ряды людей обездоленных, потерявших надежду вырваться из плена обстоятельств, то в настоящее время организация вербует людей образованных, чаще с высшим образованием. Набор простых людей не остановлен, но их доля составляет меньшую часть членов партии. Основные пути вербовки - через кружки изучения ислама в учебных заведениях и с помощью рекламы идей в сети Интернет, где «Хизбут-Тахрир» поддерживает официальные сайты. В Лондоне партия имеет собственное издательство «Al-Khilafah Publications», которое публикует в сети журнал «Khilafah». Активизация работы организации в интернете вызвана тем, что молодежь стала проводить больше времени в сетевом общении.

«Хизбут-Тахрир» активно пользуется ситуацией, сложившейся вокруг имамов официальных мечетей. Большинство имамов в Великобритании - это мигранты из Пакистана или других стран Азии с низким уровнем образования и культуры. Естественно, у образованных и рафинированных молодых людей они не вызывают большого уважения. Поэтому «Хизбут-Тахрир», вербуя образованную молодежь, пытается дать таким недовольным мусульманам достойного учителя и интересного собеседника, способного общаться с ними на равных. Мусульмане в Великобритании зачастую не владеют арабским языком и вынуждены читать исламскую литературу, написанную западными учеными и адаптированную под требования демократии, но ничего общего не имеющую с истинными нормами чистого ислама. И здесь «Хизбут-Тахрир» приходит им на помощь, поставляя в собственных изданиях альтернативную точку зрения, выдаваемую за истинно исламскую.

«Хизбут-Тахрир» активно пользуется тем, что западные мусульмане не владеют арабским языком и готовы принять на веру то, что сказано в издаваемой ею литературе. Большинство не понимает, что выдержки из Корана и Сунны, приведенные в листовках партии, специально искажены таким образом, чтобы подтвердить радикальные взгляды организации. К примеру, последователи «Хизбут-Тахрир» утверждают, что партия была создана на основании слов Аллаха: «Пусть среди вас будет группа тех, кто будет призывать к хорошему, устанавливать (предписывать) то, что правильно, и запрещать зло, и это те, кто достигнет успеха». Этот же фрагмент в академическом издании Корана в переводе И.Ю. Крачковского звучит иначе: «И пусть будет среди вас община, которая призывает к добру, приказывает одобренное и удерживает от неодобряемого. Эти - счастливы» (Коран 3:104). В варианте «Хизбут-Тахрир» данный аят представлен так, чтобы можно было сделать вывод, что«Хизбут-Тахрир» как об община, упомянутая в Коране.

В британском обществе широко распространены антиисламские настроения, которые использует в своих интересах «Хизбут-Тахрир». Например, по данным полиции Лондона, в период с 2013 по 2015 г. количество преступлений антиисламской направленности выросло на 58 %, согласно опросам, мусульман, 20 % мужчин и 10 % женщин считают, что в Великобритании опасно быть мусульманином. Коренные британцы при одинаковых условиях имеют на 29 % больше шансов получить искомое рабочее место, чем их конкуренты-мусульмане [6].

В целом из 2 млн 700 тыс. мусульман в Великобритании 1 млн 830 тыс. имеют азиатское происхождение. 26 % из них, согласно переписи 2011 года, не имеют никакого образования и профессии, хотя только 6 % не говорят на английском языке. Постоянную работу (в режиме полной занятости) имеют лишь 20 % мусульман. 46 % мусульманского населения проживает в тех 10 % муниципальных образований страны, где отмечается наибольшая социальная напряженность и безработица [7]. «Хизбут-Тахрир» представляет эту ситуацию так, что только они приходят на помощь мусульманам, указывая им на виновных и объясняя возможность решения всех их проблем путем создания халифата, утверждающего всеобщую справедливость.

Стоит отметить, что мусульманам в последние годы удается получить представительство в политике. В 2015 году в Палату общин было избрано 13 мусульман, в то время как в 2010 году их было 8. Не стоит забывать и о том, что мэром Лондона в настоящий момент является мусульманин Садик Хан. Но мусульмане считают, что их представительство в парламенте недостаточно, учитывая количество мусульман в стране.

По причине формирующегося негативного отношения к мусульманам в британском обществе, многие из них, в особенности молодежь, ощущают себя обделенными, не видят перспектив своего будущего и накапливают обиды на коренных британцев. Официальные исламские учреждения не способны объединить мусульман и дать им верное направление действий в рамках закона, в связи с этим молодежь, возмущенная своим положением второсортных граждан страны, собирается в группы и зачастую попадает под влияние идеологов «Хизбут-Тахрир».

Деятельность «Хизбут-Тахрир» в ФРГ

В ФРГ численность членов «Хизбут-Тахрир» составляет примерно 320 человек. Ведомство по защите конституции ФРГ отмечает особо активную деятельность организации именно в школах и университетах, что говорит о направленности усилий организации на молодежь и образованных людей [8, с. 198]. В последние годы «Хизбут-Тахрир» уделяет повышенное внимание также мигрантам-мусульманам, прибывающим из проблемных регионов мира.

Власти неоднократно пытались найти повод для запрета партии, но помогла им в этом деле конференция, созванная «Хизбут-Тахрир» по поводу вторжения войск США в Афганистан. В Техническом университете Берлина 27 октября 2002 года пресс-секретарь немецкого отделения «Хизбут-Тахрир» выступил перед 300 собравшихся, среди которых были руководители члены Национал-демократической партии Германии. Обычно осторожные в высказываниях идеологи «Хизбут-Тахрир» допустили оплошность, распространив на мероприятии журнал партии с призывами к джихаду против сионистской агрессии в Палестине. Израиль в материалах журнала был назван «ядовитым кинжалом в сердце исламской нации», вытащить который можно, лишь создав армию халифата. Авторы журнала заявляли, что «получив большинство в стране, мы совершим переворот». Чуть позже в январе 2003 года деятельность «Хизбут-Тахрир» в ФРГ была запрещена [9].

Однако организация продолжает свою деятельность на нелегальной основе, выступая с критикой как внутренней, так и внешней политики государства. «Хизбут-Тахрир» осуждает внутреннюю политику ФРГ по следующим причинам:

• многочисленные решения судов по обращениям мусульман говорят о том, что под интеграцией мусульман в немецкое общество подразумевается не изучение языка и получение образования, а подавление исламской идентичности и принуждение к отказу от исламских ценностей. Цель немцев - не интеграция, а ассимиляция мусульман. Судьи, как считают последователи «Хизбут-Тахрир», не понимают, что только сами мусульмане имеют право определять, что им разрешено, а что запрещено;

• немецкая миграционная политика - средство отвлечения внимания от внутренних экономических проблем и создания образа врага в лице мусульман;

• насаждаемые немецким обществом национализм, патриотизм и идеи социализма направлены на разделение исламской уммы и предотвращение ее объединения в единый халифат. Светская капиталистическая идеология не способна принять альтернативные общественные модели и пытается их подавить.

«Хизбут-Тахрир» критикует внешнюю политику ФРГ по следующим направлениям:

• за сотрудничество с Израилем - агрессором, завоевавшим себе место под солнцем за счет христиан и мусульман;

• за участие в военных действиях в Афганистане, который сам должен определять свою судьбу, а не жить по навязанным извне правилам. Политика западного мира, по мнению организации, направлена не на демократизацию Афганистана, а на получение доступа к важнейшим сырьевым ресурсам и создание сильных позиций в одном из важнейших регионов мира;

• за вмешательство немцев в дела исламского мира под диктовку США. «Хизбут-Тахрир» утверждает, что ВПК Германии получает значительную выгоду от участия армии в вооруженных конфликтах в исламских странах и от заказов на оружие от таких режимов, как саудовский;

• за продолжение политики эпохи колониализма. После окончания противостояния Восток-Запад и развала социалистической системы западные демократии выбрали ислам новым врагом. Мусульманским странам навязываются светский образ жизни и западные ценности для того, чтобы было легче подавить их независимость [10, с. 63-80].

«Хизбут-Тахрир» действует в ФРГ не столь активно и открыто, как в Великобритании, но прекращать деятельность, несмотря на запрет, не собирается. Не забывая об идеологической работе с молодежью Германии, основное внимание партия в данный момент уделяет мигрантам, в большом количестве прибывающим в страну из ближневосточного региона. Свою миссию «Хизбут-Тахрир» видит в

противостоянии попыткам немецкого правительства ассимилировать массы мусульман и интегрировать их в демократическое общество. Официальную позицию партии по отношению к политике интеграции мусульман выражает портал «Khilafah», называющий ее стремлением скрыть идеологические изъяны демократии.

17 июля 2015 года впервые в истории ФРГ в прямом эфире на немецком телевидении транслировалась молитва в день Ураза-байрам из мечети недалеко от Мюнхена. За две недели до этого канцлер Ангела Меркель посетила ифтар (разговение) во время рамадана и назвала «ислам частью Германии». Однако «Хизбут-Тахрир» осталась недовольной и критикует подобные действия, называя их попытками ассимиляции мусульман и принуждением к отказу от исламской идентичности. Партия порицает конформистов-имамов, которые, по мнению «Хизбут-Тахрир», согласились принять светские либеральные идеи за обещание предоставить им гражданство. При этом портал «Khilafah» намекает, что подобные конформисты действуют под контролем Ведомства по защите Конституции ФРГ. Партия призывает немецких мусульман не поддаваться соблазнам и отказаться от реформистского ислама, предлагаемого властями.

Таким образом, мы видим, что «Хизбут-Тахрир» в ФРГ, формально отказываясь от политики насилия, в действительности препятствует интеграции мусульман в немецкое общество, хотя сама же постоянно поднимает тему «приниженного» положения мусульман в стране. Очевидно, партия опасается потери социальной базы в лице обиженных мусульман для пополнения своих рядов в случае их успешной интеграции в общество.

Заключение

«Хизбут-Тахрир» открыто не призывает к применению насилия и умело приспосабливается к условиям деятельности в различных странах. Однако призывы организации к пробуждению исламского самосознания и сопротивлению западным ценностям, отказ от интеграции мусульман в западное общество, противопоставление мира ислама и западного мира, стремление к созданию единого исламского халифата с экспансионистскими планами - все это не может не тревожить. Пример деятельности «Хизбут-Тахрир» в Великобритании говорит о том, что организация эффективно пользуется теми преимуществами и свободами, которые дает демократия, но в то же время отрицает ее как возможную систему устройства исламского общества.

Литература

1. Якупов М.Т. Проблема корреляции исламизма и псевдоисламского экстремизма // Международный научно-исследовательский журнал. - 2014. - № 3-1. - С. 103-104 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.m/article/n/proWema-korrelyatsii-islamizma-i-psevDOI:slamskogo-ekstremizma.

2. Houriya A., Stuart H. Hizb ut-Tahrir Ideology and Strategy // Centre for Social Cohesion (London), 2009. - 67 p. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://henryjacksonsociety.org/wp-content/uploads/2013/01/HIZB.pdf.

3. Houriya A., Stuart H. Profile: Hizbut-Tahrir in the UK. Current trends in Islamist Ideology. - 2010. - Vol. 10. - P. 143-173. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.hudson.org/content/researchattachments/attachment/1307/current_trends_vol_ 10.pdf.

4. Enthoven L.Hizbut-Tahrir. A global islamist movement in different national contexts. - Amsterdam: University of Amsterdam, 2014. - 64 с. [Электронныйресурс] Режимдоступа: http://dare.uva.nl/document/546666.

5. Hizbut-Tahrir Report // Counter Extremism Project, 2016. - 40 p. [Электронныйресурс] Режимдоступа: http://www.counterextremism.com/sites/default/files/threat_pdf/Hizb%20ut-Tahrir-04112016.pdf.

6. Muslims in employment: prejudice and discrimination in wider society examined. Commons select committee, UK Parliament, 12.04.2016. [Электронныйресурс] Режимдоступа: http://www.parliament.uk/business/committees/committees-a-z/commons-select/women-and-equalities-committee/news-parliament-2015/employment-opportunities-for-muslim s-evidence-15-16/.

7. British Muslims in numbers. The Muslim Council of Britain, 2015. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mcb.org.uk/wp-content/uploads/2015/02/MCB-Muslims-in-Numbers-infographic-final.jpg

8. Verfassungsschutzbericht 2015 // VorwortdesBundesministersdesInnernDr. ThomasdeMaizrnre. - MdB, 2015. - 317 p. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.bmi.bund.de/SharedDocs/Downloads/DE/Broschueren/Multimedia/vs b-2015.-

pdf;jsessionid=0543472AB2FB12B3714E7120BC0F0105.2_cid295?_blob=publicationFi

le.

9. Ulrich A. Dolch im Herzen // Der Spiegel. - 2002. - № 47. 18.11.2002. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.spiegel.de/spiegel/print/d-25718128.html.

10. Hedayat A. Politischer Islamismus und die internationale Politik. Die mobilisierende Rhetorik von Hizb ut-Tahrir // Journal for Deradicalization. - 2015. - № 2. - Р. 49-85 [Электронныйресурс] Режимдоступа:http://journals.sfu.ca/jd/index.php/jd/article/view/11/11.

References

1. Yakupov M.T. ProblemakorellyaciiislamizmaipsevDOI:slamskogoehkstremizma. [Problems of Correlation between Islamism and Pseudo-Islamic Extremism] Mezhdunarodnyjnauchno-issledovatel'skijzhurnal, 2014, № 3-1, Р. 103-104. (In Russian) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-korrelyatsii-islamizma-i-psevDOI:slamskogo-ekstremizma.

2. Houriya A., Stuart H. Hizbut-Tahrir Ideology and Strategy // Centre for Social Cohesion (London), 2009. - 167 p. URL: http://henryjacksonsociety.org/wp-content/uploads/2013/01/HIZB.pdf.

3. Houriya A., Stuart H. Profile: Hizbut-Tahrir in the UK. Current trends in Islamist Ideology, 2010, vol.10, Р. 143-173. URL: http://www.hudson.org/content/-researchattachments/attachment/1307/current trends vol 10.pdf.

4. Enthoven L. Hizbut-Tahrir. A global islamist movement in different national contexts. - Amsterdam: University of Amsterdam, 2014. - 64 p. URL: http://dare.uva.nl/document/546666.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Hizbut-Tahrir Report // Counter Extremism Project. 2016.-40 p.URL:http://www.counterextremism.com/sites/default/files/threat_pdf/Hizb%20ut-Tahrir-04112016.pdf.

6. Muslims in employment: prejudice and discrimination in wider society examined. Commons select committee, UK Parliament, 12.04.2016. URL: http://www.parliament.uk/business/committees/committees-a-z/commons-select/women-and-equalities-committee/news-parliament-2015/employment-opportunities-for-muslims-evidence-15-16/.

7. British Muslims in numbers. The Muslim Council of Britain, 2015. URL: http://www.mcb.org.uk/wp-content/uploads/2015/02/MCB-Muslims-in-Numbers-infographic-final.j pg.

8. Verfassungsschutzbericht 2015 // Vorwort des Bundesministers des Innern Dr. Thomas de Maiziure, MdB, 2015.-317 p. URL: https://www.bmi.bund.de/-SharedDocs/Downloads/DE/Broschueren/Multimedia/vsb-2015.pdf;jsessionid=0543472-AB2FB 12B3714E7120BC0F0105.2_cid295?_blob=publicationFile.

9. Ulrich A. DolchimHerzen // Der Spiegel. 2002. № 47. 18.11.2002, 2002.№47.18.11.2002. URL: http://www.spiegel.de/spiegel/print/d-25718128.html.

10. Hedayat A. Politischerlslamismus und die internationalePolitik. Die mobilisierendeRhetorik von Hizbut-Tahrir // Journal for Deradicalization, 2015, № 2. P. 49-85. URL: http://journals.sfu.ca/jd/index.php/jd/article/view/11/11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.