Научная статья на тему 'Хиндемит-художник: неизвестные страницы творческого наследия'

Хиндемит-художник: неизвестные страницы творческого наследия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творческое наследие Пауля Хиндемита / рисунки Хиндемита / Cadavres Exquis / музыкальная карикатура / рождественские и новогодние поздравительные открытки. / creative heritage of Paul Hindemith / Hindemith’s drawings / Cadavres Exquis / musical caricature / Christmas and New Year greeting cards.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Благодарская Елена Александровна

Данная статья посвящена малоизученной области деятельности Пауля Хиндемита. Автор представляет известного немецкого композитора XX в. как художника и знакомит с сохранившимся в его архиве собранием рисунков. В качестве исследовательской задачи предпринята попытка классификации рассматриваемых художественных работ с выявлением основных стилевых и жанровых приоритетов. В этой связи пристальное внимание уделяется материалам и технике исполнения рисунков, определяются виды графических изображений и их объёмно-пространственные формы, представляются наиболее типичные образы и сюжеты, анализируются способы выражения субъективных переживаний, фантазий и абстрактных идей автора. В дополнение к этому приводятся сведения о времени и обстоятельствах создания рисунков. Подобное исследование представляет научный интерес и способствует более глубокому постижению творческого наследия мастера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hindemith as a Graphic Artist: Unknown Pages of Creative Heritage

This article is devoted to a little-studied field of activity of Paul Hindemith. The author presents the famous German composer of the 20th century as a graphic artist and introduces the collection of drawings preserved in his archive. As a research task, an attempt was made to classify these works of art identifying the main style and genre priorities. In this regard, close attention is paid to the materials and technique of drawings; the types of graphic images and their volume-spatial forms are determined; the most typical images and plots are presented; the ways of expressing subjective experiences; fantasies and abstract ideas of the author are analyzed. In addition, information about the time and circumstances of the creation of the drawings is given. Such a study is of scientific interest and contributes to a deeper understanding of the creative heritage of the master.

Текст научной работы на тему «Хиндемит-художник: неизвестные страницы творческого наследия»

Благодарская Елена Александровна, кандидат искусствоведения, профессор кафедры камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки Оренбургского государственного института искусств им Л. М. Ростроповичей Blagodarskaya Elena Alexandrovna, PhD (Arts), Professor at the Department of Chamber Ensemble and Accompanist Training of the Leopold and Mstislav Rostropovich Orenburg State Institute of Arts

E-mail: blagodarskaya@osiart.ru

ХИНДЕМИТ-ХУДОЖНИК: НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ

Данная статья посвящена малоизученной области деятельности Пауля Хиндемита. Автор представляет известного немецкого композитора XX в. как художника и знакомит с сохранившимся в его архиве собранием рисунков. В качестве исследовательской задачи предпринята попытка классификации рассматриваемых художественных работ с выявлением основных стилевых и жанровых приоритетов. В этой связи пристальное внимание уделяется материалам и технике исполнения рисунков, определяются виды графических изображений и их объёмно-пространственные формы, представляются наиболее типичные образы и сюжеты, анализируются способы выражения субъективных переживаний, фантазий и абстрактных идей автора. В дополнение к этому приводятся сведения о времени и обстоятельствах создания рисунков. Подобное исследование представляет научный интерес и способствует более глубокому постижению творческого наследия мастера.

Ключевые слова: творческое наследие Пауля Хиндемита, рисунки Хиндемита, Cadavres Exquis, музыкальная карикатура, рождественские и новогодние поздравительные открытки.

HINDEMITH AS A GRAPHIC ARTIST: UNKNOWN PAGES OF CREATIVE HERITAGE

This article is devoted to a little-studied field of activity of Paul Hindemith. The author presents the famous German composer ofthe 20th century as a graphic artist and introduces the collection of drawings preserved in his archive. As a research task, an attempt was made to classify these works of art identifying the main style and genre priorities. In this regard, close attention is paid to the materials and technique of drawings; the types of graphic images and their volume-spatial forms are determined; the most typical images and plots are presented; the ways of expressing subjective experiences; fantasies and abstract ideas of the author are analyzed. In addition, information about the time and circumstances of the creation of the drawings is given. Such a study is of scientific interest and contributes to a deeper understanding of the creative heritage of the master.

Key words: creative heritage of Paul Hindemith, Hindemith's drawings, Cadavres Exquis, musical caricature, Christmas and New Year greeting cards.

Пауль Хиндемит (1895-1963) является одним из крупнейших композиторов XX в. Вместе с тем его творческое наследие, наряду с музыкальными произведениями, содержит обширное собрание рисунков, раскрывающих талант мастера в качестве художника. Эта область деятельности долгое время оставалась вне поля зрения отечественных исследователей. Изучение архивных материалов, документальных источников и последних публикаций [4-6; 8; 9] даёт возможность осветить неизвестные стороны творчества и жизни немецкого классика, значительно расширив тем самым представление о его личности. Подчеркнём, что данные сведения в отечественном музыкознании публикуются впервые.

Судя по дошедшим до нас материалам, Хиндемит рисовал постоянно и при любой возможности. В его архиве1 находится около 350 графических листов, самые ранние из которых датируются августом 1911 г. Юношеская двадцатистраничная записная книжка в виде альбома для вырезок содержит выполненные тушью наброски размером лишь немногим больше почтовых марок. Уже в них проявляется то удивительное чувство юмора, наполняющее все последующие работы мастера

не только в изобразительном искусстве, но и в области музыкального творчества.

В качестве материала для своих зарисовок Хиндемит часто использовал бумагу, находящуюся под рукой, будь то рукописные ноты, календарь, салфетка или скатерть. Так, эскиз корабля «Новая Эллада»2 выполнен на оборотной стороне ресторанного чека. Своему увлечению композитор не придавал особого значения [7]. Да и рисунки хранились относительно небрежно и чаще всего не имели ни дат, ни названий. С точки зрения их создателя они вряд ли могли претендовать на работы профессионального художника, исключая разве что иллюстрацию на титульном листе Сюиты 1922 для фортепиано ор. 26. Здесь в карикатурной форме изображён большой суетливый город с новомодными достижениями моторизованного транспорта, грохот и шум которого отчётливо считывается при визуальном восприятии.

Сохранившиеся в архиве Хиндемита рисунки условно можно разделить на отдельные группы. Одна из них состоит из изображений неких фантастических существ, составленных из частей тела человека, животного и технических деталей. Другую часть графических

1 Творческое наследие мастера собрано и хранится в Хиндемит-Институте во Франкфурте-на-Майне (Hindemith-Institun-Frankfurt, Bundesrepublik Deutschland).

2 На корабле с таким названием Хиндемит возвращается в Соединенные Штаты после своего первого послевоенного путешествия в Европу в 1947 г.

12

работ объединяет тема изоляции, отчуждённости и одиночества. Особенно оригинальны рождественские и новогодние поздравительные открытки, предназначавшиеся друзьям и знакомым.

К первой группе относятся карандашные рисунки довольно маленького формата, приобретённые Фондом Xиндемита у виолончелиста Амар-квартета Маурица Франказ. Они, скорее всего, появились вследствие увлечения салонной игрой, изобретённой в Париже представителями сюрреалистического направления в искусстве начала XX в. [7]. По установленным правилам каждый участник должен был написать часть предложения или нарисовать фрагмент картинки, тщательно сложить бумагу, скрывая содержимое, и передать следующему игроку. В итоге развёрнутый лист являл абсурдные фразы или комичные изображения, чрезвычайно веселившие всех. Название игра получила по началу первого составленного предложения: «Le cadaver exquis boira le vin nouveau», что в переводе с французского означает «Изысканный труп будет пить молодое вино».

Рисунки Xиндемита в манере Cadavres Exquis условно датируются серединой 1920-х гг., периодом, когда дадаизм и сюрреализм уже начали выступать против устоявшихся условностей в изобразительном искусстве. Эти течения явились своего рода художественным бунтом того времени, определяющим своей целью искать и находить совершенно новые средства выражения. Дадаизм, например, возвысил банальные повседневные предметы или технические детали до уровня произведения искусства, давая им воображаемые названия. Сюрреализм вызвал интерес к изучению доселе неизвестных зон подсознания, в результате чего распространилось искусство автоматизма с идеей неконтролируемого процесса создания художественных произведений.

По своему стилю работы Xиндемита весьма близки к дадаизму и сюрреализму, поскольку имеют присущие этим направлениям неотъемлемые противоречия. В них графически соединяются такие разнородные предметы, которые осознанно никогда бы не были собраны в единую композицию. Части тел животных смешиваются с совершенно чуждыми им фрагментами изображения. Абсолютно случайно они превращаются в маленьких монстров и жутких мифических существ со странными туловищами и конечностями. Примечательно использование нарисованных деталей машин, чтобы творения-монстры можно было приводить в движение. В каждом случае эти абсурдные фигуры вызывают неожиданную реакцию — восхищения и дискомфорта одновременно.

Не совсем понятно: явились ли эти рисунки непосредственно результатом игры или это некая имитация Cadavres Exquis? Первую версию отчасти подтверждают видимые следы от сгибания бумаги, как, например, на зарисовке «Господа» («Herren»). Отметим и наличие в собрании карикатурных изображений людей, имеющих портретное сходство с Паулем Xиндемитом, Ликко Амаром и Маурицем Франком. Судя по всему, участники

Амар-квартета приятно проводили время затаким занятием. С другой стороны, в отдельных работах хин-демитовской коллекции правила случайности явно нарушаются. В соединении элементов прослеживается определенная логика. Например, состоящая из изображения любопытного слона, нескольких машинных частей и луноподобного лица картинка словно бы выполнена одной рукой: контурная линия особенно в средней и нижней частях рисунка имеет одинаковую толщину и интенсивность; насыщенность штриха практически постоянна (ил. 1). Кроме этого, отсутствуют признаки складывания, а внешние края листа обрезаны ножницами.

Иллюстрация 1

с-ЩЗ') ■■

\

Л-

/ п ■ п. W" -

На самом деле точно определить подлинность Cadavres Exquis с участием Хиндемита и рисунков, при-

3 Frank, Maurits (1892-1959) — немецкий виолончелист нидерландского происхождения. С 1915 г. играл вместе с Хинде-митом в струнном квартете Адольфа Ребнера, с 1921 г. — в квартете Ликко Амара.

13

надлежащих исключительно композитору, не представляется возможным. Ясно одно: он их рисовал и в дальнейшем продолжил работать в похожем стиле. Об этом свидетельствует набросок коротконогого мужчины, на шее которого массивное кольцо, служащее необычным брелоком для карманных часов. Эта выполненная тушью на синей бумаге непропорциональная фигура как бы собрана из разных частей и снова напоминает нам о старой игре. На другом рисунке, занимающем целую страницу, обнаруживаются те же диспропорции и беспорядочные мотивы, характерные для Exquis Cadavres (ил. 2).

Иллюстрация 2

Такая «игра с игрой» доведена Хиндемитом до абсолютного совершенства в буклете, датированном 16 ноября 1947 г. — днём его пятидесяти двухлетия. Изображения с головой льва и мужчины в униформе разрезаны на три части, чтобы отдельные сегменты можно было сложить несколькими способами. В результате возникает весёлая и замысловатая головоломка. Голова льва, например, может вырастать из другого туловища и поддерживаться ногами в солдатских сапогах. Работа выполнена цветными карандашами с использованием однослойной и двухслойной штриховки линиями разного направления, что дополнительно повышает интенсивность тонов. Важно подчеркнуть, что эти маленькие рисунки, предназначавшиеся только для личного развлечения, являются образцовыми с точки зрения детализации, стремления к исчерпывающей полноте эскизов.

Увлечение Cadavres Exquis, несомненно, отразилось и в более поздних работах мастера. В архиве Эммы Люб-беке-Иоб4, с которой Хиндемит тесно общался в юности, сохранилась карикатура под названием «Штраус дирижирует». В ней Рихард Штраус изображён по аналогии со своей фамилией в виде длинноногого страуса, чьё туловище обретает черты лица композитора. Особо

подчёркивается и профессиональная деятельность известной персоны: одной ногой птица держит дирижёрскую палочку. Рисунок был сделан по всей видимости в 1921 г. на фестивале в Донауэшингене, где Штраус возглавлял организационный комитет.

Среди графических работ Хиндемита есть два небольших карандашных наброска, которые также можно интерпретировать как карикатуры. Один изображает худощавого скрипача со склонившейся над инструментом головой, полностью погружённого в музыку, а другой — пухлую певицу, опустившую взгляд в нотную партитуру Игоря Стравинского. Оба силуэта имеют идентичную позу, однако каждое изображение запечатлено разным способом: скрипач — тонким контуром с мягкой растушёвкой внутри, певица — более жирным штрихом с чётким тушеванием. Уверенность и чёткость линии характерны и для другого наброска, мало чем отличающегося от подготовительных этюдов с обрабатыванием вариантов и деталей одной темы. Художник как бы высмеивает индифферентного пианиста, рядом с которым темпераментный скорпион бьёт по клавишам. В образе этого паукообразного Хиндемит предлагает нам закодированный автопортрет, поскольку дата его рождения соответствует знаку зодиака с одноимённым названием.

К сожалению, до нас дошли лишь несколько зарисовок, выполненных в жанре музыкальной карикатуры. При этом в собрании хиндемитовских работ можно найти немало отсылок к самой музыке, например, в изображённой фигуре безрукого трубача, играющего ногами на своем инструменте, в «Трио» («Trio») и «Симфонической концертной программе» («Simphony Concert Program»), датируемых 1949 и 1950 гг. На рисунке с названием «Аллемандоядная змея» («Allemandenes-sende Schlange»), принадлежащим самому художнику, можно увидеть, как змея извивается между строчками, оплетая нотный стан (ил. 3). Характерные для этого животного изгибы как будто очаровывают Хиндемита, и он многократно повторяет их, рисуя музыкальные инструменты. В том же «Трио» конструкция тубы и саксофона значительно изменена за счёт дополнительных завёрнутых кругов.

Несмотря на разнообразие рисунков по тематике и технике, необходимо отметить повторение излюбленных мотивов, зачастую одного и того же сюжета. Во многих изображениях людей значительно увеличены головы, их лица имеют непропорционально большие носы, а тела выглядят чересчур изящными. В «Симфонической концертной программе» нарисованные человеческие фигуры вообще сведены только к головам. Забавным является нарисованный ручкой на цветной бумаге эскиз семиногого(!) существа с лицом Франсиса Пуленка. Неизвестно, чем впечатлил Хиндемита французский композитор. Возможно, кантатой «Лик человеческий», и нарисованный профиль автора становится своего рода имитацией названия произведения. Мотив

4 Lübbecke-Job, Emma (1888-1982) — немецкая пианистка, первая исполнительница фортепианных и многих камерных сочинений композитора. Много лет выступала с ним в составе ансамбля на концертах.

14

Иллюстрация 3

Allem andene.ssen.de -Jchlange.

соединения животных и человеческих тел, наблюдаемый в этом примере, типичен для многих набросков Хиндемита, что вполне могло исходить из его воспоминаний о Cadavres Exquis.

Отличительной чертой другой группы работ является необычное изображение живых существ. У некоторых конечности удалены или слиты вместе, части тела других удвоены, утроены или ещё более умножены. Пример — процессия из восьми человеческих фигур, где каждая раскрашена своим цветом и определённой разновидностью штриховки (ил. 4). Единственное, что их объединяет — это безрукие туловища.

Иллюстрация 4

Весьма любопытен рисунок с образующим платформу островом, на котором расположилась группа из нескольких уродливых существ. У одной девять тонких машущих рук, другая смотрит четырьмя глазами, расположенными на двух головах. В то время как мужчина слева твердо стоит на трёх ногах, заметная фигура справа просто превратилась в огромную штанину, и из неё появляется многоглазое лицо. Ползающее насекомое на заднем фоне опирается на множество маленьких ножек (ил. 5). В данном примере наглядно

представлено объединение нескольких мотивов: прежде всего, это сюрреалистическая модификация тел и одновременно — крошечный остров, населённый этими существами. По-видимому, острова или похожие пространства, где люди остаются одинокими или беззащитными, имеют для Хиндемита особый смысл. С одной стороны, ограниченный участок суши предстаёт как символ изоляции, с другой — оказывается безопасным местом или убежищем. Такая трактовка может быть связана с воспоминаниями о сложных условиях жизни композитора при нацистском режиме и вынужденной эмиграции [1].

Группа скомпонованных в виде орнамента животных в другой графической работе также помещена науз-кое основание, представляющее собой остров посреди водной глади. Как и в предыдущем примере, яркость изображению придаёт штрихование цветными карандашами в несколько слоёв, выполненное прямыми, перекрёстными и изогнутыми линиями. Тема изоляции явно присутствует на рисунке с изображением человека в акробатической позе. Он, несомненно, одинок среди горных вершин на своём пьедестале (ил. 6). На следующем наброске видим на крутом возвышении в виде громадной скалы съёжившуюся фигуру, занятую явно враждебной перепалкой с несоразмерно маленьким человеком, находящимся у подножия. С помощью выполненных тушью толстых и жирных линий, контрастирующих тоновых соотношений создаётся необходимый психологический эффект, раскрывающий агрессивное содержание представленной сценки.

Довольно часто у Хиндемита встречаются сюжеты с акробатикой или другими сценическими действами. Арены служат задним планом для изображения дрессировки причудливых существ. На цирковой площадке можем видеть тощего, с огромной головой укротителя животных, заставляющий бегемота проделывать трюк, который эквивалентен команде для собаки «Сидеть!» На другом рисунке амфитеатр становится местом проведения гонок на античной колеснице — квадриге, запряжённой не четырьмя конями, а четырьмя бегемотами.

Хиндемит-художник обращается и к изображению

Иллюстрация 6

памятников с различными постаментами. К ним относятся набросок со статуями Гёте и Шиллера на плоских основаниях, эскиз с геральдическим животным на вершине ионической колонны, рисунок стоящей на прямоугольной платформе фигуры с тремя головами, шестью руками и четырьмя ногами. В программном буклете концерта в Перудже5 есть зарисовка льва, покоящегося на пьедестале. В этом случае, как предположил один из немецких исследователей [9, S. 15], Хиндемит спроектировал надгробие для своей жены.

Важно обратить внимание и на изображение льва, знака зодиака Гертруд Хиндемит. В особом почтении к супруге композитор часто делал её «портреты» в образе этого животного. В нотной тетради сочинений на стихи Райнера Марии Рильке6 есть зарисовки нежных встреч между львом и персонажами из названий стихов — оленем, лебедем. В рукописи Ludus Топа^, преподнесённого в качестве подарка на день рождения любимой жене, можно наблюдать целую стаю львов. Сначала они сидят на нотном стане, прыгают, качаются между нотами левой и правой руки, а уже на второй странице выглядят более уравновешенными и ведут себя

примерно. Эти львы демонстрируют исключительную наблюдательность художника, наделяющего животных человеческими позами от неуклюжих до кокетливых7.

Отдельную категорию составляет группа набросков, фиксирующая разное положение фигуры человека в пространстве. Иногда нарисованные человеческие тела сильно сжаты, как, например, на эскизе 1949 г., где на маленьком листе бумаги есть место только для изображения разнообразных пар ног. На другом рисунке наоборот — массивный торс самоуверенного мужчины в тирольской куртке едва помещается в формат листа. Красный фон резко контрастирует с довольно бледной одеждой в серых тонах, подчёркивая необъятные размеры персонажа. Нередко Хиндемит втискивает человеческие фигуры в такие ограниченные пространственные рамки, что каждая из них вынуждена чрезвычайно растягиваться или сгибаться. Так, склонившийся джентльмен с пёстрым букетом цветов низводится до жалкой фигуры, которая не в состоянии приблизиться к предмету своего восхищения (ил. 7]. Недостаток места вряд ли связан с неэкономным использованием пространства. Подобный эффект, по всей видимости, появляется как нечто, соответствующее содержанию картины, будь то выражение экстремальных ситуаций или разного рода ограничений. Кроме того, такие работы несут в себе и признак предельной концентрации.

Иллюстрация 7

Хиндемиту принадлежит множество рисунков с изображениями комичных человечков, всегда имеющих крохотные фигурки с иссохшими конечностями, тощими или пухлыми торсами, диковинными причёсками,

5 Согласно опубликованному списку концертных выступлений и иных мероприятий с участием Хиндемита, концерт состоялся 26.09.1948. Программа № 1189 [4, S. 113].

6 «Шесть песен» («Six Chansons», 1939) — цикл шести хоров для смешанного хора a cappella.

7 «Ludus tonalis» с рисунками львов в виде факсимиле было опубликовано в издательстве Schott Music (ED 3964).

16

смехотворно смелыми костюмами и аксессуарами. Он не только экспериментирует с абсурдными умножениями конечностей, но и расставляет группы людей либо животных в шеренгу, колоннами или любым другим способом. Его рисованные охранники маршируют стройными рядами, а небольшая группа телохранителей выстраивается боевым порядком в виде клина. Намеренное преувеличение некоторых деталей в рисунках позволяет отнести их к добродушно-юмористическим шаржам.

Указание на источник, питавший воображение Хиндемита, содержит небольшой выполненный на бумаге в клетку набросок. Нарисованная здесь фигура выполнена полностью в духе немецкого художника и сценографа Оскара Шлеммера8: она изображена в геометрически абстрактной манере (ил. 8). Не датированный, но определённо относящийся к более позднему периоду творчества рисунок композитора является, предположительно, воспоминанием о его встрече с из-

Иллюстрация 8

вестным мастером в юности [3, S. 54]. Убедительные доказательства какого-либо воздействия Шлеммера, конечно, вряд ли могут быть приведены. Однако не будет преувеличением утверждать, что он всё же оказал влияние на Хиндемита, особенно во время их совместной работы над постановкой «Триадического балета»9. Характерные образы и трёхмерные костюмы балетного спектакля явились продолжением идей из раннего альбома Шлеммера, в котором уже имелись зарисовки танцующих фигур, состоящих из забавных частей на подобие Cadavres Exquis.

В хиндемитовской коллекции существует ещё ряд работ, возникших под впечатлением от известных полотен знаменитых художников. В рисунке «Брат Мане бездыханный Тореадор (он торговец вином и не умер)» пародируется картина «Мертвец»10 Эдуарда Мане. Композитор, должно быть, видел оригинал в Метрополитен-музее в Нью-Йорке во время своего пребывания в США. Поразительно, что ему удаётся изобразить фигуру человека в такой же необычной проекции и позе, как на картине Мане. В другом случае Хиндемит иронизирует над традиционным жанром изобразительного искусства — так называемым «героическим пейзажем», представляющим великолепные, часто идеальные виды природы, демонстрирующие грандиозность и величие мироздания. На рисунке с названием «Очень героический пейзаж» («Sehr heroische Landschaft») художник совершенно несерьёзно — и слово «очень» уже выдает это — относится к возвышенному сюжету. Нарисованные им причудливые фигуры доминируют над альпийским пейзажем, лишая окружающую их среду внешнего благолепия.

Дважды Хиндемит в своих рисунках совершает экскурс в классическую археологию. Небольшой набросок «Ромули Реми» («Romuli Remique») становится пародией на знаменитую бронзовую скульптуру V в. до н. э. «Капитолийская волчица», которая вскармливает будущих основателей Рима близнецов Ромула и Рема. К ним Хиндемит добавляет ещё младенцев, изображая таким образом шестерых сидящих на корточках детей под значительно удлинённым туловищем животного. Рисунок «Лаокоон Соло» — отсыл к мраморной скульптуре эпохи эллинизма «Группа Лаокоона»и, считающейся идеалом античного искусства и имеющей большое количество копий, похожих версий и даже карикатур^.

Очевидно, что Хиндемит для своих многочисленных рисунков черпает вдохновение, за небольшим исключением, из личных наблюдений и переживаний. И это всегда повествовательные картины, пример тому рождественские и новогодние поздравления, которые ком-

8 Schlemmer Oskar (1888-1943) стал известен благодаря особой манере изображения человека в пространстве, а также провозглашению новой эстетики единства искусства и технологии.

9 Triadischen Baletts — культовый авангардный спектакль с идеей триединства, премьера которого состоялась в 1922 г.

10 Первоначально картина «Мертвец» («L'homme mort»), написанная в 1864-1869 гг., имела название «Мёртвый тореадор» («Le torero mort»).

11 «Группа Лаокоона» или «Лаокоон и его сыновья» — скульптурная композиция с изображением смертельной борьбы жреца Лаокоона и его сыновей со змеями.

12 Наиболее известны копии Баччо Бандинелли, Эль Греко, Адриана де Врис, Тициана (Обезьяний Лаокоон).

позитор регулярно дарил своим друзьям на протяжении примерно двадцати лет. В них своё неуёмное воображение он использует в полной мере. На самой первой открытке, позднее датированной рубежом 1941-1942 гг., изображён Санта-Клаус, яростно играющий на пианино и распевающий «Счастливого Рождества». Тут же присутствуют намёки на профессиональную деятельность автора: стоящая на фортепиано небольшая фотография Рихарда Вагнера и книга с напечатанным на корешке названием «Контрапункт». Сцена не несёт в себе какого-либо глубокого смысла. На заднем плане схематично нарисованы ёлки, на переднем — дымящаяся чашка чая, символизирующая комфортную домашнюю атмосферу тепла и уюта.

Практически на всех последующих открытках отображён год, хотя местами в зашифрованном виде. На рисунке Рождества 1946 г. и Нового 1947 г. время празднования представлено в виде долгого путешествия, когда маленький игрушечный поезд мчится сквозь тоннели между высокими горами и над глубокими ущельями. Открытки следующих лет довольно просты. В них словосочетания «Весёлого рождества» и «Счастливого нового года», а также имена обоих отправителей чередуются с обилием нарисованных нотных знаков. После продолжительного турне по Южной Америке в конце 1954 г. Хиндемит шлёт свои поздравления уже через целое «море нот» (ил. 9).

Иллюстрация 9

und ein gWdlityii iieuet ¡>abi апб a f)appr,

»ps

ЯВДё*.......

Жш

hv, у# » ■ im авфШщрГ^ Щ} •^Oui'« Öertruie Pfinbemifyt

С 1956 г. появляется серия поздравительных открыток, где композитор изображает лично себя и жену Гер-

труд, конечно, в образе льва. В этих рисунках сочетаются остроумие и грация, например, когда супружеская пара предстаёт в виде хрупкой статуэтки рядом с рождественской ёлкой. В поздравлениях сезона 1962-1963 гг. оба появляются в конце слишком длинного обеденного стола, представляющего явную реминисценцию одноактной оперы «Долгая рождественская трапеза». Таким образом, Хиндемит включает в свой замысел и события уходящего года.

На последней поздравительной открытке рубежа 1963-1964 г. изображён лев, подкрадывающийся к органу в войлочных тапочках, чтобы подслушать авторское исполнение недавно написанного Концерта для органа с оркестром. Случилось так, что сам композитор не дожил до этого нового года — умер 28 декабря 1963 г.

Рисунки Хиндемита передают его особое видение мира, выраженное исключительно позитивно и с немалой долей юмора. Важно отметить, что этот юмор, представленный в различных формах, носит сугубо добродушный характер без какого-либо сарказма или язвительности.

По технике выполнения работы Хиндемита представляют собой и торопливо исполненные наброски, и детально проработанные эскизы, и основательно выполненные зарисовки, и законченные творческие рисунки. Выразительными средствами становятся всевозможные линии от простых до прерывисто-виртуозных, различного направления штриховки и тоновые пятна иногда с применением цвета. По сути, во всех работах графический элемент преобладает над живописным. Их тематика и создаваемые художником образы не подчиняются какой-либо иконографии, уходящей корнями в ту или иную традицию. Любая попытка отвести рисункам Хиндемита место в истории искусства проблематична, если только не создать им собственную, индивидуальную нишу. Сам композитор никогда не считал свои работы чем-то большим, чем частные упражнения. Вместе с тем, богатство идей и мастерство художественного воплощения свидетельствуют о подлинно оригинальном таланте, который, однако, уступает истинной гениальности Хиндемита в музыкальной сфере, потому как «человек оставляет после себя то, с чем связывается его имя» [2, с. 24].

Литература

1. Благодарская Е. А. Пауль Хиндемит в Швейцарии: обретение новой родины // Проблемы музыкальной науки. 2022. № 3 (48). С. 155-162.

2. Валери П. Об искусстве. М.: Искусство, 1993. 507 с.

3. Brinner A. Paul Hindemith. Leben und Werk in Bild und Text. Zürich und Mainz: Atlantis Musikbuch Verlag B. Schott's Söhne, 1988. 290 S.

4. Hindemith-Jahrbuch. Annales Hindemith. Herausgegeben von Paul Hindemith-Institut, Frankfurt/Main. Mainz: Schott Music, 2020. XLIX. 225 S.

5. Hindemith-Schott. Der Briefwechsel. Band IV. Anhang. Mainz: Schott Music GmbH & Co. KG, 2020. 258 S.

6. Paul Hindemith. Gesamtverzeichnis seiner Werke. Mainz: Schott Musik International, 2002. 160 S.

7. Rexroth D. Ein Komponist als Zeichner. Cadavres Exquis und Zeichnungen von Paul Hindemith // Hindemith-Tage München 1984, 16-19. Februar. Das Spätwerk von Paul Hindemith. Programmbuch zu den Konzerten und zur Ausstellung. Herausgegeben vom Paul-Hindemith-Institut. 60 S.

8. SchubertG. Paul Hindemith. Mainz: Schott Music, 2016. 184 S.

9. Storm-Rusche A. Paul Hindemith — Der zeichnerische Nachlaß // Paul Hindemith. Der Komponiest als Zeichner. Zürich und Mainz: Atlantis Musikbuch-Verlag, 1995. S. 9-20.

18

References

1. Blagodarskaya E. A. Paul' Khindemit v Shveytsarii: obreteni-ye novoy rodiny [Paul Hindemith in Switzerland: finding a new homeland] // Problems of Musical Science [Music Scholarship]. 2022. № 3 (48). P. 155-162.

2. Valery P. Ob iskusstve [About art]. M.: Iskusstvo, 1993. 507 p.

3. BrinnerA. Paul Hindemith. Leben und Werk in Bild und Text. Zürich und Mainz: Atlantis Musikbuch Verlag B. Schott's Söhne, 1988. 290 S.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Hindemith-Jahrbuch Annales Hindemith. Herausgegeben von Paul Hindemith-Institut, Frankfurt/Main. Mainz: Schott Music, 2020. XLIX. 225 S.

5. Hindemith-Schott. Der Briefwechsel. Band IV. Anhang. Mainz:

Schott-Musik, 2020. 258 S.

6. Paul Hindemith. Gesamtverzeichnis seiner Werke. Mainz: Schott Musik International, 2002. 160 S.

7. Rexroth D. Ein Komponist als Zeichner. Cadavres Exquis und Zeichnungen von Paul Hindemith // Hindemith-Tage München 1984, 16-19. Februar. Das Spätwerk von Paul Hindemith. Programmbuch zu den Konzerten und zur Ausstellung. Herausgegeben vom Paul-Hindemith-Institut. 60 S.

8. SchubertG. Paul Hindemith. Mainz: Schott-Musik, 2016. 184 S.

9. Storm-Rusche A. Paul Hindemith — Der zeichnerische Nachlaß // Paul Hindemith. Der Komponiest als Zeichner. Zürich und Mainz: Atlantis Musikbuch-Verlag, 1995. S. 9-20.

Информация об авторе

Елена Александровна Благодарская E-mail: blagodarskaya@osiart.ru

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей» 460014, Оренбург, улица Советская, дом 17

Information about the author

Elena Alexandrovna Blagodarskaya E-mail: blagodarskaya@osiart.ru

State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Orenburg State Institute of Arts named after L. and M. Rostropovich» 460014, Orenburg, 17 Sovetskaya Str.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.