Научная статья на тему 'Септет Стравинского: к исследованию рукописных материалов'

Септет Стравинского: к исследованию рукописных материалов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
169
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АРХИВ СТРАВИНСКОГО / СЕПТЕТ / РУКОПИСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ЧЕРНОВЫЕ НАБРОСКИ И ЭСКИЗЫ / АВТОГРАФ ПАРТИТУРЫ / STRAVINSKY'S ARCHIVE / SEPTET / MANUSCRIPT MATERIALS / ROUGH COPES AND DRAFTS / AUTOGRAPH SCORE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Благодарская Елена Александровна

В статье представлен материал по изучению рукописи Септета Стравинского из архива композитора в Фонде Пауля Захера (Базель, Швейцария). Автор подробно описывает сохранившиеся документы, сравнивает черновые наброски, эскизы и чистовой автограф партитуры. При анализе рукописных источников обращается внимание на предварительную фиксацию нотного текста, на особенности формообразования I части произведения, на метод работы с серией, на сочетание серийного принципа с тембровой драматургией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRAVINSKY’S SEPTET: MANUSCRIPT INVESTIGATION

The article is devoted to studying Stravinsky’s septet manuscript from the composer’s archive in Paul Sacher Foundation (Basel, Switzerland). The author describes in detail the available documents, compares the rough copes, drafts and the final version of the autograph score. Analyzing the manuscript sources the researcher focuses on the following issues: preliminary fixation of musical notation, formation peculiarities of the first part of the composition, technique to work with the series, combination of the serial principle and timbre dramaturgy.

Текст научной работы на тему «Септет Стравинского: к исследованию рукописных материалов»

Благодарская Елена Александровна

СЕПТЕТ СТРАВИНСКОГО: К ИССЛЕДОВАНИЮ РУКОПИСНЫХ МАТЕРИАЛОВ

В статье представлен материал по изучению рукописи Септета Стравинского из архива композитора в Фонде Пауля Захера (Базель, Швейцария). Автор подробно описывает сохранившиеся документы, сравнивает черновые наброски, эскизы и чистовой автограф партитуры. При анализе рукописных источников обращается внимание на предварительную фиксацию нотного текста, на особенности формообразования I части произведения, на метод работы с серией, на сочетание серийного принципа с тембровой драматургией. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2016/10/11 .html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 10(72) C. 50-52. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/10/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

УДК 785.77 Искусствоведение

В статье представлен материал по изучению рукописи Септета Стравинского из архива композитора в Фонде Пауля Захера (Базель, Швейцария). Автор подробно описывает сохранившиеся документы, сравнивает черновые наброски, эскизы и чистовой автограф партитуры. При анализе рукописных источников обращается внимание на предварительную фиксацию нотного текста, на особенности формообразования I части произведения, на метод работы с серией, на сочетание серийного принципа с тембровой драматургией.

Ключевые слова и фразы: архив Стравинского; Септет; рукописные материалы; черновые наброски и эскизы; автограф партитуры.

Благодарская Елена Александровна, к. искусствоведения

Оренбургский государственный институт искусств имени Л. и М. Ростроповичей [email protected]

СЕПТЕТ СТРАВИНСКОГО: К ИССЛЕДОВАНИЮ РУКОПИСНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Творчеству Игоря Стравинского посвящено немало научно-исследовательских трудов ведущих европейских и отечественных музыковедов. Среди большого количества рассматриваемых сочинений Септет для кларнета, фагота, валторны, скрипки, альта, виолончели и фортепиано (1953) освещен наименее полно. Его появление связывают с внезапно изменившимся стилем композитора. «Новый камерный ансамбль ознаменовал начало очередного крутого сдвига - к додекафонной манере», - отмечает один из первых отечественных исследователей творчества мастера [7, c. 190]. Обращение к рукописным источникам позволяет проследить «адаптирование» контрапунктических приемов новой техники в индивидуальную творческую систему композитора, а помимо этого раскрыть общую картину работы над произведением.

Черновой вариант Септета, автограф партитуры и другие материалы хранятся в архиве Стравинского в Фонде Пауля Захера (Paul Sacher Stiftung, Базель, Швейцария). На сегодняшний день их изучение доступно в виде просмотра микрофильма MF (Microfilm) 113 0388-0575, который находится в реестре микрофильмов I-Z (Стравинский, Игорь: манускрипт) и по состоянию на январь 2014 года включает:

• эскизы (52 с. + 3 с. + 1 неопознанная с.);

• эскизы (наброски) к I части (7 c.);

• таблицу серии ко II части (3 с.);

• эскизы (наброски, незавершенные) к II части (5 c.);

• партитуру (наброски) к III части (11 с.);

• партитуру (беловик или переписанная начисто рукопись) (74 с.).

Кроме того, в архиве имеются три нефотокопированные печатные версии партитуры и вариант формата карманных партитур издательства Boosey & Hawkes 1953 года с собственноручной корректурой Игоря Стравинского и редакторской правкой.

Тетрадь набросков предваряет титульный лист с названием и датировкой произведения: Septet, August 1952. На следующем листе (снимок 0390) композитор указывает точную дату обращения к Септету - August 8.

Черновые наброски сочинения выглядят как трёх-четырёхстрочный клавир с указанием предполагаемых инструментов для того или иного голоса (Пример 1). Иногда Стравинский приписывает дополнительную строчку конкретному тембру (Пример 2).

Эскизы и чистовой вариант партитуры I части различаются в указаниях метронома. Предварительный замысел соответствовал * = 100, но позднее движение становится менее подвижным - * = 88. Известно, насколько важное значение придавал композитор выбору темпа: «каждое музыкальное сочинение требует единственного, своего собственного темпа» [4, с. 246]. Возможно, сам музыкальный текст, по характеру и фактуре напоминающий токкатное письмо в духе И. С. Баха (метрическая четкость, скачки в длинных нотах, движение шестнадцатыми в восходящем и нисходящем движении), непосредственно в звуковом исполнении поспособствовал изменению темпа в сторону замедления.

Пример 1.

Иллюстрация по оригиналу рукописи. Начало I части

ISSN 1997-292X

№ 10 (72) 2016

51

Пример 2.

Иллюстрация по оригиналу рукописи. I часть, т. 7

Из исследования Э. Уайта известно, что эта часть изначально планировалась как Sonata allegro [9, р. 472]. Это подтверждают и черновые наброски. На первых листах (снимки 0390-0392) выписаны экспозиционный раздел с темами в тонико-доминантовом соотношении и сразу реприза с возвращением в основную тональность. И только после этого идут наброски к среднему разработочно-развивающему разделу (снимки 0393-0394). Отдельно намечена и Coda. Окончательный вариант сохраняет черты сонатной формы, несмотря на то, что композитор в итоге отказывается от первоначального заглавия.

Судя по многочисленным исправлениям, зачеркнутым нотам, иногда и целым тактам, работа над I частью происходила особенно интенсивно. Так, например, к разделу fugato (снимок 0394) Стравинский долго ищет завершение. В итоге к шеститактовому построению на основном мотиве он добавляет ещё два такта с отдельно выписанной темой для фагота и сопровождающими аккордами фортепиано. Видимо, и этот вариант не совсем удовлетворил композитора, поскольку в чистовике рукописи данная фактура отсутствует.

Особого внимания в черновом варианте Септета заслуживают моменты, связанные с серийными принципами формообразования. Уже снизу на первом листе набросков (снимок 0390) композитор выписывает основную тему I части, из звукового ряда которой на отдельном листе составляет таблицу различных её видоизменений (снимок 0396) (Пример 3).

Пример 3.

Иллюстрация по оригиналу рукописи

Здесь же после таблицы находится запись серии из Квинтета ор. 26 А. Шёнберга, которая, видимо, являлась для Стравинского образцом работы с двенадцатью тонами (Пример 4).

Пример 4.

Иллюстрация по оригиналу рукописи

Исходная форма серии II части, обозначенной как Пассакалия, выписана в одну строчку. Как видно из карандашных мет, ее звуки распределены между несколькими инструментами (снимок 0400). Интересно, что в эскизах к III части - Жиге - слева в верхней части листа все голоса прописаны отдельно и без инструментовки (снимок 0453). Здесь же справа на нотном стане стрелочками композитор указывает на предполагаемое место каждого из них в музыкальном тексте. Нижняя часть листа содержит уже точно расписанный вариант партитуры с обозначением всех инструментов.

Заметим, что эскизы II и III частей Септета представляют собой практически окончательный вариант музыкального текста, в котором изредка встречаются зачеркнутые ноты или такты, уточнения в виде добавленных знаков альтерации. В Жиге Стравинский дополнительными стрелочками фиксирует принадлежность отдельно выписанной серии к соответствующей партии. В партитуре беловика композитор сохранит подобную запись, вынося серию каждого вступающего инструмента на дополнительную строчку.

Последняя страница набросков содержит дату и подпись Стравинского: JStr Jan[uar] 21/1953. Соответственно, работа над Септетом продолжалась чуть более пяти месяцев.

Чистовой автограф партитуры Септета содержит 73 страницы, из которых 29 - I часть (снимки 0464-0492), 24 - Пассакалия (снимки 0493-0516) и 20 - Жига (снимки 0517-0537).

Неожиданной находкой при изучении Базельского архива Стравинского стала его собственноручная транскрипция Септета для двух фортепиано, которая представляет собой беловик или переписанную начисто рукопись из 35 листов (снимки 0540-0574). Скорее всего, данное переложение было написано композитором в расчёте на концертное исполнение вместе со своим сыном Сулимой Стравинским. Заметим, что на сегодняшний день этот вариант Септета остается неопубликованным и сведения о его существовании в научной литературе отсутствуют.

Рукопись Септета, несомненно, представляет научный интерес. Ее анализ позволяет сделать некоторые выводы. Судя по черновику партитуры, Стравинский, как и в молодые годы, предпочитает сочинять за роялем, а тембровое решение воплощается уже в чистовом варианте. Кроме того, опус демонстрирует особый способ работы с серией, в котором важна «предкомпозиционная разработка серийного материала» [3, с. 220]. И самое важное: обнаружение авторского переложения Септета доказывает, что творческое наследие мастера далеко не изучено и впереди наверняка будут новые открытия.

Список литературы

1. Друскин М. С. Собрание сочинений: в 7-ми т. СПб.: Композитор - Санкт-Петербург, 2009. Т. 4. 584 с.

2. Задерацкий В. В. Полифоническое мышление И. Стравинского. М.: Издательский дом «Композитор», 2007. 278 с.

3. Савенко С. И. Мир Стравинского. М.: Композитор, 2001. 328 с.

4. Стравинский И. Диалоги. Воспоминания. Размышления. Комментарии / общ. ред. М. С. Друскина. Л.: Музыка, 1971. 416 с.

5. Стравинский И. Статьи и материалы / сост. Л. С. Дьячкова. М.: Советский композитор, 1973. 528 с.

6. Стравинский И. Хроника моей жизни. М.: Издательский дом «Композитор», 2005. 464 с.

7. Ярустовский Б. Игорь Стравинский. Л.: Музыка, 1982. 264 с.

8. Craft R. Stravinsky. Chronik einer Freundschaft. Über arbeitete und erweiterte Ausgebe. Zürich - Mainz: Atlantis Musikbuch Verlag, 2000. 688 S.

9. White E. Stravinsky. The Composer and His Works. L. - Boston: Faber and Faber, 1979. 656 p.

STRAVINSKY'S SEPTET: MANUSCRIPT INVESTIGATION

Blagodarskaya Elena Aleksandrovna, Ph. D. in Art Criticism Orenburg State Institute of Arts named after L. and M. Rostropovich [email protected]

The article is devoted to studying Stravinsky's septet manuscript from the composer's archive in Paul Sacher Foundation (Basel, Switzerland). The author describes in detail the available documents, compares the rough copes, drafts and the final version of the autograph score. Analyzing the manuscript sources the researcher focuses on the following issues: preliminary fixation of musical notation, formation peculiarities of the first part of the composition, technique to work with the series, combination of the serial principle and timbre dramaturgy.

Key words and phrases: Stravinsky's archive; Septet; manuscript materials; rough copes and drafts; autograph score.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.