Научная статья на тему 'Химия призвание и дело жизни. К 135-летию со дня рождения В.Н.Верховского'

Химия призвание и дело жизни. К 135-летию со дня рождения В.Н.Верховского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРХОВСКИЙ ВАДИМ НИКАНДРОВИЧ / ЮБИЛЕЙ ВЕРХОВСКОГО В.Н. / КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Химия призвание и дело жизни. К 135-летию со дня рождения В.Н.Верховского»

И. В. Лихолетова,

главный хранитель фондов музея истории университета

ХИМИЯ — ПРИЗВАНИЕ И ДЕЛО ЖИЗНИ

К 135-летию со дня рождения В. Н. Верховского

Исполнилось 135 лет со дня рождения выдающегося русского учёного, специалиста в области неорганической химии и методики преподавания химии, профессора, доктора педагогических наук, действительного члена АПН РСФСР, заслуженного деятеля науки РСФСР Вадима Никандровича Верховского.

В. Н. Верховский родился 12 ноября 1873 г. в городе Белом Смоленской губернии. Среднее образование получил в Смоленской классической гимназии. После её окончания, в 1893 г., поступил на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. Его учителями были выдающиеся учёные Д. И. Менделеев и

А. М. Бутлеров, непосредственным руководителем — академик Н. И. Бекетов. В. Н. Верховский окончил университет в 1899 г., но выпускные экзамены сдавал на год позже, в 1900-м, в знак солидарности с революционно настроенным студенчеством, протестовавшим против вмешательства полицейской охранки в дела университета. После окончания университета работал на пироксилиновом заводе, затем стал заместителем начальника производства на пороховом заводе Морского ведомства, где и начал исследовательскую деятельность. В это же время, увлёкшись общественно-просветительской работой, читал лекции в вечерних воскресных школах для рабочих при техническом обществе, преподавал там природоведение и начала химии. В общей сложности образованию рабочих Петербурга В. Н. Верховский посвятил более 10 лет.

В 1905 г. Вадим Никандрович поступил на должность лаборанта кафедры химии в Женский педагогический институт, где началась его совместная работа с профессором С. И. Созоновым, оказавшим большое влияние на всю дальнейшую научно-педагогическую деятельность В. Н. Верховского. В начале своей деятельности в Женском педагогическом институте он активно занимался организацией и оборудованием в новом здании института (на Малой Посадской, д. 26) химической лаборатории, вскоре ставшей одной из лучших учебных лабораторий Петербурга. Много работал как методист, создавая методические пособия для средней школы (совместно с С. И. Созоновым). С 1906 г. (и в течение следующих 25 лет) одновременно с работой в институте В. Н. Верховский преподавал химию в Тенишевском училище, где им (при содействии С. И. Созонова) была создана образцовая химическая лаборатория. В Женском педагогическом институте (впоследствии реорганизованном в ЛГПИ им. А. И. Герцена) В. Н. Верховский прошёл путь от лаборанта до профессора, заведующего кафедрой неорганической химии.

С 1918 г. В. Н. Верховский принимал активное участие в работе комиссии по реформам школы при Наркомпросе, был членом коллегии экспертов, состоял членом исполнительной комиссии по наглядным учебным пособиям, чуть позднее — членом научнометодического совета при Народном комиссариате просвещения. Вадим Никандрович проводил обширную культурно-просветительскую работу среди населения: читал лекции рабочим, матросам, солдатам, командирам, инженерно-техническим работникам, учителям городских и провинциальных школ. В музее истории РГПУ им. А. И. Герцена хранятся фотокопии документов, свидетельствующих об этой работе В. Н. Верховского (например, удостоверение для предъявления в лекторскую секцию культурно-просветительского отдела военного комиссариата о командировании его советом института для прочтения лекций красноармейцам и матросам, подписанное ректором С. В. Рождественским). Все лекции

В. Н. Верховского сопровождались химическими опытами, а для обучения сельских учителей в 1921 -1923-е гг. педагогом были разработаны простейшие опыты с примитивным оборудованием, которые демонстрировались в походной лаборатории под названием «Вагон-курсы».

Кроме того, им разработан и сконструирован целый ряд наглядных пособий — разборных моделей химических заводов, установок и аппаратов, при его участии было создано несколько учебных кинофильмов: «Водород», «Кислород», «Азот».

В. Н. Верховский — автор множества работ, посвящённых методике преподавания неорганической химии, технике постановки химических опытов, вопросам гидролиза солей, условиям получения и свойствам фосфата кальция, соединений азота с серой, вопросам военной химии. Его научные труды переиздавались большими тиражами более 10 раз.

Значительное место в научно-исследовательской и педагогической деятельности В. Н. Верховского занимали вопросы методики преподавания химии в средней и высшей школе. В 1930-е гг. В. Н. Верховский стал основным пропагандистом и обоснователем «системного курса» в преподавании химии. Он считал, что только система теоретических знаний, подкреплённая экспериментом, позволяет объективно изучать существующие в природе закономерности. После 1932 г. ведущим принципом обучения в советской школе был предметоцентризм, с этого времени для России стало традиционным строить обучение на предметной основе. Верховский впервые в истории преподавания химии привлёк педагогическое наследие Д. И. Менделеева, выдвинув и глубоко обосновав идею построения школьного курса химии на основе Периодической системы Менделеева. «Без понимания сходства элементов никакой химии нет: это будет суррогат химии, алхимия, набор фактов», — писал Верховский. Впервые в мировой учебной практике химическое образование стало основываться не только на теории, но и на обучающем эксперименте. И по сей день практические лабораторные и экспериментальные контрольные работы, принцип которых был разработан Верховским, остаются неотъемлемой частью школьного курса химии.

В 1933 г. группа соавторов (среди них В. Н. Верховский) выпустила первый стабильный учебник по химии, выдержавший 13 изданий общим тиражом в 15 млн экземпляров. Он был переведён на несколько десятков языков бывшего СССР и зарубежных стран (Англия, США, Польша, Турция, Мексика и др.).

На химическом отделении ЛГПИ им. А. И. Герцена (преобразованном впоследствии в факультет), где прошла вся творческая и научная жизнь учёного-методиста, впервые в 1934 г. был введён теоретический курс неорганической химии под названием «Дополнительные главы неорганической химии». Работы коллектива, возглавляемого Вадимом Никандровичем, немало способствовали превращению методики преподавания химии в самостоятельную научную область.

В 1939 г. в ЛГПИ им. А. И. Герцена широко отметили 40-летие научной и педагогической работы В. Н. Верховского. Институтская газета «За большевистские педагогические кадры» (№ 54 от 28 декабря 1939 г.) этому событию посвятила 2 разворота. К В. Н. Верховскому были обращены многочисленные приветственные слова коллег по работе, учеников школ, студентов. Ю. И. Полянский писал о В. Н. Верховском как о выдающемся учёном-химике, имя которого известно всей стране, о сочетании в его лице крупного учёного в области неорганической химии и крупнейшего в стане методиста-химика, о значении исследовательской, научной, организаторской и общественной деятельности Вадима Ни-кандровича, об уважении и любви к нему коллег по работе, которые ценили в нём не только крупного учёного и педагога, но и чуткого, отзывчивого человека, одинаково внимательно относившегося как к профессору, так и к техническому работнику. О замечательных человеческих качествах, его отзывчивости и чуткости пишет также М. Васильева, бывшая сотрудница химической лаборатории, в которой В. Н. Верховский трудился в 1907 г. Ученики ленинградских школ, которые занимались на детской научной станции при ЛГПИ им.

А. И. Герцена, благодарили В. Н. Верховского за глубокий, живой интерес к химии, который вызвал у них его стабильный учебник химии для средних школ, написанный простым и понятным языком. Декан естественного факультета С. И. Гальперин писал о В. Н. Верховском как гордости факультета, создателе большой школы химиков — преподавателей высшей педагогической школы.

Профессор П. А. Знаменский вспоминал о юбиляре как об организаторе и руководителе учительских съездов и курсов в послереволюционной России, о его большом вкладе в дело становления химии как науки и учебного предмета.

Студенты IV курса естественного факультета, среди которых был и будущий декан химического факультета Г. Д. Падва, в своём искреннем отзыве об учёбе и стажировке у

В. Н. Верховского отметили, как много он им дал в понимании предмета, методики изучения химии, выразили горячее желание молодого поколения учителей крепить научную и человеческую связь с любимым учителем и после окончания вуза. Приветственные телеграммы юбиляру от научной общественности пришли со всех концов страны: из Киева, Ташкента, Тбилиси, Ашхабада.

Вадим Никандрович был не только талантливым учёным, посвятившим всю жизнь химии, но разносторонне одарённым человеком. К примеру, писал стихи, которые профессиональные поэты, друзья Ю. Н. Верховского (поэта, брата учёного) называли «новым словом» в стихосложении: он применял «самозадаваемую» рифму стиха. К слову, из семьи Верховских вышло немало талантливых, известных людей: Вадим Никандрович — замечательный учёный-химик, педагог, Юрий Никандрович — поэт, их сестра, Лидия Никандровна (умерла рано, в 1919 г., прожив всего 37 лет), — довольно известная петербургская художница.

В Великую Отечественную войну до декабря 1941 г. Вадим Никандрович оставался в Ленинграде. Он пережил все тяготы ленинградской блокады. А. А. Ахаян в своих воспоминаниях описывает случай, когда Вадим Никандрович потерял свои продовольственные карточки. В то время это грозило неминуемой гибелью. Члены партбюро и сотрудники факультета собрали по одному талону и пытались передать Верховскому. Но он наотрез отказался их брать, сказав, что ему совесть не позволяет взять у товарищей долю их и без того скудного пайка. Тогда придумали «тайный манёвр»: отдали собранные талоны в военный госпиталь, располагавшийся на территории института, и затем выдали их Вадиму Ни-кандровичу, объяснив, что это «из резервного фонда», только тогда он их взял.

Вадиму Никандровичу удалось эвакуироваться в г. Молотовск (Нолинск) Кировской области, где он редактировал химическую литературу, оказывал методическую помощь учителям школ, принял участие в организации воскресного университета и читал там лекции. В 1943 г. Вадим Никандрович присоединился к коллегам в г. Кыштыме Челябинской области, где находился в это время в эвакуации ЛГПИ им. А. И. Герцена. Помимо основной работы в институте, читал выездные лекции в соседних городах, консультировал по химическим вопросам один из заводов.

Заслуги Вадима Никандровича Верховского перед отечественной наукой получили высокую оценку: в 194Q г. ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки, в 1944 г. он был награждён орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

В. Н. Верховский работал до конца своей жизни. Последние полтора года он почти не покидал постели из-за тяжёлой болезни и медленно угасал, но продолжал интенсивно работать над рукописью нового учебника по химии для 7-го класса (на специально сделанном столике-пюпитре собственной конструкции). Он общался с коллегами и друзьями, живо интересовался делами Академии педагогических наук, направлял работу кабинета методики химии Ленинградского филиала Академии педагогических наук, писал письма.

Скончался Вадим Никандрович Верховский 6 января 1947 г. после тяжёлой продолжительной болезни. Вся его жизнь была посвящена служению науке и просвещению. В день похорон В. Н. Верховского, 9 января, участники конференции химиков, проходившей в те дни в Ленинграде, прервали свою работу и в полном составе проводили своего учителя в последний путь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.