Научная статья на тему 'К 140-летию со дня рождения Фёдора Евдокимовича Тура, последнего ректора женского педагогического института'

К 140-летию со дня рождения Фёдора Евдокимовича Тура, последнего ректора женского педагогического института Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К 140-летию со дня рождения Фёдора Евдокимовича Тура, последнего ректора женского педагогического института»

Севера (1941). Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Автор сборников стихов «Песни нанайца» (1938), «Стихи» («Стихсэл тэни», 1940), повести «Сын бедняка» (1941). В своих произведениях воспевал новую жизнь народностей советского Дальнего Востока.

85 лет со дня рождения Я. С. Лурье

Лурье Яков Соломонович (псевд. Курдюмов Авель Адамович) (25.05.1921 — 18.03.1996) — российский литературовед, специалист в области истории России, доктор филологических наук (1962). Окончил историко-филологический факультет Ленинградского государственного университета (1941). В 1942 г. защитил в Томске кандидатскую диссертацию по англо-русским политическим отношениям в XVI в. Диссертацию посвятил проблемам идеологической борьбы в русской публицистике на рубеже Х"-Х""[ вв. Работал в ЛГПИ (1948-1950). В 1976 г. подвергался обыску, власть заподозрила ученого в хранении антисоветской литературы. В начале 1980-х гг. пустил в самиздат книгу «В краю непуганых идиотов» о судьбе и творчестве И. Ильфа и Е. Петрова. В 1987 г. выпустил в Париже под псевдонимом Б. Я. Копржива-Лурье книгу об отце, С. Я. Лурье, «История одной жизни».

Автор более 300 научных трудов. В центре внимания развитие общественной мысли в России, древнерусская литература. Автор книг: «Идеологическая борьба в русской публицистике. Конец XV — начало XVI вв.» (1960), «Повесть о Дракуле» (1964), «Истоки русской беллетристики» (1970), «Общерусские летописи ХГУ-Х" вв.» (1977) и др.

Н. В. Андреева,

главный хранитель музея истории университета

К 140-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ФЕДОРА ЕВДОКИМОВИЧА ТУРА, ПОСЛЕДНЕГО РЕКТОРА ЖЕНСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

Федор Евдокимович Тур родился 13 мая 1866 г. в семье крестьянина Черниговской губернии. Мальчик обладал незаурядными способностями и желанием учиться. Десяти лет поступил в младшее отделение приготовительного класса Новгород-Северской гимназии, где пробыл всего полгода и был переведен в старшее отделение, а в конце года — в 1-й класс. С 5-го класса Федор Тур оплачивал обучение в гимназии сам, зарабатывая частными уроками. Из-за обостренных отношений с директором ему пришлось в середине восьмого года учебы выбыть из гимназии, но в том же 1884 г. он сдал экстерном экзамены в Чернигове и поступил в Санкт-Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета.

В университете он слушал лекции известных профессоров: по химии — Н. Н. Бекетова, Н. А. Меншуткина, Д. П. Коновалова, по геологии — А. А. Иностранцева, по минералогии — В. В. Докучаева, по почвоведению — П. А. Костычева и др. Более всего Ф. Е. Тура увлекла физиология. Его учителями в этой области стали знаменитые ученые-физиологи Ф. В. Овсянников, И. М. Сеченов и Н. Е. Введенский.

В 1887 г. при чистке университета от «неблагонадежного элемента» в связи с покушением на царя Александра III Федор Тур был исключен на 2 года с лишением права въезда в университетские города. Но благодаря заступничеству профессора Н. Е. Введенского в 1888 г. смог вновь вернуться к занятиям. Заканчивая обучение, он представил диссерта-

цию, выполненную в лаборатории профессора И. М. Сеченова под руководством профессора Н. Е. Введенского «Об изменениях эффектов тетанизации мышцы от прохождения волны возбуждения». Получив в 1889 г. степень кандидата естественных наук, он был назначен ассистентом по кафедре физиологии Санкт-Петербургского университета, а в 1894 г. выдержал экзамен на звание магистра зоологии и физиологии.

Пройдя прекрасную научную школу, постоянно пополняя специальные знания в академических и университетских лабораториях, с 1900 г. Ф. Е. Тур начал читать лекции в качестве приват-доцента Санкт-Петербургского университета. Одновременно он был преподавателем географии в реальном училище Штюрмера, преподавателем естественной истории в женской гимназии Лохвицкой-Скалон, а с 1903 г. — преподавателем анатомии и физиологии на естественнонаучных курсах Шимкевича и Лохвицкой-Скалон (до самого закрытия их в 1919 г.).

В 1902 г. он год провел за границей, где в немецких лабораториях работал над методами изучения белковых веществ и продуктов их распада, ознакомился с постановкой практических занятий студентов по курсу физиологии и химии в Гейдельбергском, Берлинском и Венском университетах. Затем работал на Неаполитанской биологической станции и собрал материал по скелетинам губок и кораллов, послуживший впоследствии основой для целого ряда работ по химии скелетинов, произведенных в Санкт-Петербургском университете под его руководством.

По возвращении Ф. Е. Тур занялся организацией практических работ по физиологической химии и обмену веществ, оборудованием и устройством в университете современной лаборатории, какой еще не было в Санкт-Петербурге. Он заведовал этой лабораторией вплоть до осени 1924 г., когда прекратил работу в ЛГУ. Курс обмена веществ и физической химии, разработанный Ф. Е. Туром, был сделан вначале «рекомендованным», а затем и обязательным для студентов-химиков и физиологов.

С 1903 г. преподавательская деятельность ученого связана и со столичными педагогическими институтами. Будучи зачислен на должность преподавателя анатомии и физиологии Женского педагогического института, он и здесь развернул деятельность по устройству и оборудованию лабораторий, организации практических занятий к читаемым теоретическим курсам. Институт обязан Ф. Е. Туру не только образцовой организацией кафедры физиологии и анатомии, но и в значительной мере всей постановкой педагогического дела на естественном отделении. Вместе с ним трудились его единомышленники и коллеги В. В. Половцов и В. Н. Верховский.

По инициативе Ф. Е. Тура и при его участии были пересмотрены учебные планы физико-математического отделения в направлении расширения и углубления преподавания. Он переработал французский учебник анатомии и физиологии М. Дюваля и П. Константэна (в переводе В. Фаусека), который и использовал в своей педагогической деятельности как наиболее современный. По направлению института он посетил в 1905 г. педагогические учебные заведения Дрездена, Мюнхена и Вены с целью изучения постановки преподавания в них естественно-исторических наук, в частности физиологии и гигиены.

Педагогическая работа захватила Ф. Е. Тура настолько, что он в 1906 г. отказался от должности прозектора на кафедре в университете, а в 1912 г. оставил службу в Академии наук. Ведя занятия в Женском педагогическом институте и в университете, он одновременно работал преподавателем средних учебных заведений, был председателем педагогических советов в гимназиях Мушниковой и Константиновской.

В 1909-1913 гг. Ф. Е. Тур читал будущим учительницам курс методики преподавания естествознания и руководил педагогической практикой слушательниц в гимназии. Как опытный преподаватель, на личном опыте оценивший достоинства и недостатки школьного курса естественной истории, он в 1910 г. предложил свой проект изменения программы и методов преподавания естествознания, который коренным образом менял существовав-

шие в то время традиции. Этот проект вызвал значительный резонанс и дал толчок к пересмотру программ в реальных и коммерческих училищах, в кадетских корпусах: в учебный процесс были введены экскурсии с биологическим уклоном, а в некоторых учебных заведениях предусматривались и практические работы учащихся. Этим был положен конец механическому заучиванию учебника и преподаванию естествознания в духе почти исключительного изучения в школах морфологии и систематики.

В годы революции и гражданский войны Ф. Е. Тур занимал должность декана физико-математического факультета I Педагогического института и одновременно заведовал учебной частью 178 Трудовой школы, базовой школы при институте. Он был деятельным помощником ректора С. В. Рождественского, и после ухода последнего с этого поста, в декабре 1920 г., большинством голосов на заседании Совета института был выбран ректором.

Ф. Е. Тур неоднократно принимал участие и в деле пересоставления программ для разных типов советских школ, стараясь отразить в них новые современные требования обучения. Принимал участие в работе конференции по политехническому образованию (1918), конференции педагогических институтов (1920), в работе комиссии по пересмотру положения о вузах, состоял членом коллегии отдела технических и профессиональных учебных заведений Комиссариата народного просвещения Северной области и заведовал отделением сельскохозяйственного образования Петропрофобра (1918-1921).

После слияния I Педагогического института и ЛГПИ Ф. Е. Тур был избран на должность декана естественного факультета и одновременно исполнял обязанности проректора по административно-хозяйственной части. Он возглавлял деканаты естественно-географического и затем естественно-математического факультетов вплоть до 1931 г., когда в структуре института факультеты были ликвидированы и заменены отделениями. 1 сентября 1931 г. Ф. Е. Тур сдал дела и оставил ЛГПИ. В последующие годы он возглавлял кафедру физиологии во II Медицинском институте, в котором работал с 1919 г. (тогда — Государственный институт медицинских знаний) вплоть до выхода на пенсию в 1939 г.

Ф. Е. Тур вел активную общественную и научную работу: был членом Ленсовета III, IV и Х! созывов; почетным членом Общества естествоиспытателей при ЛГУ, редактором его «Трудов» (отделение зоологии и физиологии), членом совета общества и его секретарем; членом Общества российских физиологов им. И. М. Сеченова и заместителем председателя этого общества.

Профессор Л. А. Орбели высоко ценил Ф. Е. Тура как ученого. Называя его «одним из наиболее компетентных биохимиков и физиологов Союза», он особо отмечал ценность экспериментальных работ Ф. Е. Тура и его научно-исследовательской деятельности (им опубликовано более 100 научных работ).

Федор Евдокимович Тур был талантливым лектором и внимательным научным руководителем, имел множество учеников, впоследствии известных физиологов и преподавателей: Ю. М. Уфлянд, П. К. Анохин, Л. В. Латманизова, Е. К. Яковлева и др.

В числе учеников Ф. Е. Тура нужно назвать и его сына, Александра Федоровича Тура (1894-1974), выдающегося русского педиатра, создателя научной школы педиатров, долгие годы возглавлявшего созданные им кафедры (физиологии, диетики и гигиены ребенка; пропедевтики детских болезней; госпитальной педиатрии) при Ленинградском педиатрическом институте.

Умер Федор Евдокимович Тур 19 июля 1942 г. в осажденном Ленинграде, отказавшись выехать из города и до последнего дня разделяя его судьбу.

Е. Н. Груздева,

выпускница исторического факультета РГПУ

Использованы материалы ЦГИА СПб., ЦГА СПб., музея истории университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.