Научная статья на тему 'Высшие женские естественнонаучные курсы М.А.Лохвицкой-Скалон'

Высшие женские естественнонаучные курсы М.А.Лохвицкой-Скалон Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

370
44
Поделиться
Ключевые слова
ЖЕНСКИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ КУРСЫ / ЖЕНСКИЕ КУРСЫ / ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / НЕГОСУДАРСТЕННАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Галасьева Галина Валентиновна

Популярность Высших женских курсов объяснялась назревшей в обществе потребностью в развитии женского образования, а также и тем фактом, что к преподаванию привлекались известные ученые, имеющие большой опыт педагогической работы в университетах и совмещающие эту деятельность с работой на курсах.

Текст научной работы на тему «Высшие женские естественнонаучные курсы М.А.Лохвицкой-Скалон»

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА

Г. В. Галасьева,

главный библиотекарь

ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ КУРСЫ М. А. ЛОХВИЦКОЙ-СКАЛОН

Негосударственная высшая школа, к которой принадлежало большинство учреждений системы высшего женского образования в России, сложилась на рубеже XIX—XX вв. как целостный социально-культурный феномен. Популярность Высших женских курсов объяснялась назревшей в обществе потребностью в развитии женского образования, а также и тем фактом, что к преподаванию привлекались известные ученые, имеющие большой опыт педагогической работы в университетах и совмещающие эту деятельность с работой на курсах. Важным объективным фактором было и то, что в конце 1905 г. возникла правовая основа для развития «вольной» высшей школы: в связи со сложившейся в стране социально-экономической и политической ситуацией «Николай II по докладу министра И. И. Толстого разрешил открывать в России частные высшие учебные заведения». Это способствовало бурному росту неправительственных учебных заведений [1].

Характерной особенностью создания Высших женских курсов являлся тот факт, что открывались они в большинстве случаев в результате частной или общественной инициативы при поддержке преподавателей императорских университетов и финансово-промышленных кругов; они имели статус неправительственных или вольных школ. Основные вопросы деятельности Высших женских курсов регламентировались уставом или положением о курсах, правилами приема в учебные заведения, учебным планом и программами курсов. Организацией учебной деятельности ведал совет преподавателей, работающий под председательством директора курсов.

Женские естественнонаучные курсы возникли на базе частной женской гимназии Марии Александровны Лохвицкой-Скалон в 1903 г. [2]. 11 марта 1903 г. на имя попечителя Санкт-Петербургского учебного округа от начальницы гимназии М. А. Лохвицкой-Скалон и председателя педагогического совета гимназии, ординарного профессора Санкт-Петербургского университета В. М. Шимкевича было подано «прошение о разрешении открыть при гимназии естественно-исторические курсы». Курсы должны были стать, с одной стороны, «подготовительными для лиц, желающих поступить в Женский медицинский институт или желающих заниматься преподаванием естествоведения, с другой — могли иметь общеобразовательное значение». На курсах принималась предметная система, слушательницам предоставлялось право слушать лекции в любой последовательности. Курсы предполагались «двухгодичными с чтением на них следующих предметов: физика, элементарная математика, химия, минералогия с геологией, зоология, анатомия, ботаника, латинский язык» [3]. 10 мая 1903 г. из Министерства народного просвещения было получено разрешение «открыть при С.-Петербургской женской гимназии Лохвицкой-Скалон естественно-научные курсы»* [4]. В «Проекте положения» о курсах отмечалось, что учредители М. А. Лохвицкая-Скалон и В. М. Шимкевич являются: «Первая — собственницей и начальницей курсов, второй — Председателем Совета и заведующим курсами. Совет состоит из всех преподавателей, председателя и начальницы курсов» [5]. «С 15 сентября 1903 г. открылись двухгодичные Женские естественно-научные курсы» [6].

По воспоминаниям современников, курсы М. А. Лохвицкой-Скалон «выделялись высо-

* Здесь и далее в цитатах сохраняется орфография оригинала, в том числе: естественно-научные курсы.

Высшие женские естественнонаучные курсы...

ким образовательным уровнем» [7]. Возникнув как двухгодичные, они быстро эволюционировали. 23 февраля 1904г. было подано прошение на имя Попечителя Санкт-Петербургского учебного округа о разрешении открыть при естественнонаучных курсах «3-й курс, предназначенный для подготовки учительниц географии и естествознания» [8]. В январе 1906 г. был открыт 3-й курс. В очередном прошении начальницы курсов М. А. Лохвицкой-Скалон от 9 июня 1907 г. выражена просьба «утвердить за вверенными мне курсами название "Высшие женские естественно-научные курсы", так как они по факту принадлежат к разряду высших учебных заведений». 28 июня 1907 г. было дано соответствующее разрешение. Поданное учредителями курсов 8 января 1909 г. прошение о четырехлетнем сроке обучения было удовлетворено — 3 апреля 1909 г. разрешение было получено [9]. Со временем развивалась и материальная база курсов. «С 1-го июля 1914 г. Высшие женские естественно-научные курсы М. А. Лохвицкой-Скалон переходят в собственный специально построенный для курсов дом на Николаевской улице (ныне — ул. Марата), № 27» [10].

Слушательницы курсов имели возможность обучаться на трех отделениях: основном, соответствующем естественному отделению физико-математического факультета, педагогическом, который готовил преподавательниц естествоведения и географии, и фармацевтическом. Циркуляром министра народного просвещения от 21 марта 1913 г. слушательницам было разрешено сдавать государственные экзамены при университете без особого разрешения министерства [11]. Деятельность Высших женских естественнонаучных курсов М. А. Лохвицкой-Скалон была высоко оценена на Первом Всероссийском съезде по женскому образованию, прошедшем в январе 1913 г. — курсам была присуждена золотая медаль [12].

Высокое качество образования на Высших женских курсах было обеспечено привлечением университетского профессорско-преподавательского состава. Об этом заботились учредители курсов. Так, заведующий курсами профессор Санкт-Петербургского университета В. М. Шимкевич подавал прошения на имя попечителя Санкт-Петербургского учебного округа о допущении к чтению лекций профессоров университета, Женского медицинского института, Политехнического института и другихучебных заведений [13]. Вот пример ответа из Министерства народного просвещения — «Распоряжение МНП от 12 декабря 1903 г.»: «Допустить к занятиям на Женских естественно-научных курсах при частной женской гимназии госпожи Лохвицкой-Скалон в Санкт-Петербурге следующих лиц, состоящих на учебной службе, а именно по кафедрам: гистологии — профессора Петербургского медицинского института Александра Станиславовича Догеля (1852—1922) (в цитате даты жизни даны мною.—Г. Р.); зоологии—профессора Санкт-Петербургского университета Владимира Михайловича Шимкевича (1858—1923); физики — профессора Политехнического института Владимира Владимировича Скобельцына(18б3—?); минералогии—приват-доцента Санкт-Петербургского университета Германа Германовича Петца (1867—1908); физиологии в связи с анатомией — приват-доцента Санкт-Петербургского университета, физиолога Императорской Академии наук Федора Евдокимовича Тура (1866—1942); химии — магистра фармации, лектора Санкт-Петербургского Женского медицинского института Александра Семеновича Гинзберга (1870—1937); ботаники — ассистента профессора Женского медицинского института Владимира Мартыновича Арциховского (1876—1931); математики — преподавателя Политехнического института Алексея Алексеевича Адамовича; латинского языка — преподавателя гимназии при Историко-филологическом институте Георгия Карловича Шмида (1836—1912)» [14]. Известно также, что на курсах М. А. Лохвицкой-Скалон преподавали такие известные ученые, как профессор ботаники Санкт-Петербургского университета Владимир Леонтьевич Комаров (1869—1945), профессор химии Михайловской артиллерийской академии Алексей Васильевич Сапожников (1868—1935),

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА

известный лингвист, позже профессор ЛГПИ им. А. И. Герцена Лев Петрович Якубинский (1892—1945).

Библиотека Высших женских естественнонаучных курсов М. А. Лохвицкой-Скалон как необходимое условие высокого образовательного уровня учебного заведения формировалась, очевидно, на протяжении всей истории курсов. Основным источником поступления книг в библиотеку курсов были частные пожертвования: от издателей и книготорговцев, от преподавателей и слушательниц курсов, от частных лиц, поддерживавших идею женского образования. Кроме того, книги приобретались при помощи Общества для доставления средств Высшим женским курсам. Членами этого общества, осознающими необходимость развития национального образования в целом, были учредители курсов, университетские профессора, меценаты и прочие добровольные жертвователи.

Книги из библиотеки тематически отвечают направленности курсов — это издания по физике и химии, по анатомии и физиологии, по ботанике, минералогии и геологии, учебники математики и латинского языка; особый раздел составляли издания по педагогике. Значительное число книг было на иностранных языках. Вот несколько примеров. Книга известного английского физика, профессора Британского Королевского института Джона Тиндаля (1820— 1893) «Звук в общедоступном изложении путем опытов» была переведена на русский язык в 1902 г., издана книжным магазином П. В. Луковникова; «Учебник гистологии и микроскопической анатомии человека» немецкого профессора Филиппа Штера (1849—1911) появился в Германии (Йена) в 1901 г., в библиотеке курсов — оригинал на немецком языке; книга Гуго Эрдманна (1802—1910) «Руководство к приготовлению органических химических препаратов. Справочник техника лаборатории» вышла также в Германии (Штутгарт) в 1894 г., в библиотеке — оригинал на немецком языке; книга известного российского педагога и анатома, основоположника научной системы физического образования П. Ф. Лесгафта (1837—1909) «Семейное воспитание ребенка и его значение» была издана в Санкт-Петербурге в 1906 г., сразу приобретена для библиотеки курсов. Еще один показательный пример: «Лекции по математике. Часть I / Читанные С. О. Майзелем на СПб. Высших женских естественно-научных курсах в 1909—10 учебного года Составила и издала С. А. Лимановская под редакцией лектора» (СПб., литография Трофимова). Это литографированные лекции с дарственной надписью от слушательницы: «В библиотеку Высших женских естественно-научных курсов от составительницы». Следует отметить, что издание литографированных лекций было распространено в России в конце XIX—начале XX в. из-за недостатка учебников в высших учебных заведениях, а также в силу большой востребованности лекций известных ученых, работавших на курсах.

На книгах из библиотеки Высших женских курсов имеются экслибрисы и штампы, говорящие о их принадлежности к данному учебному заведению. Во-первых, необходимо отметить суперэкслибрисы — это аббревиатуры на корешках книг, выполненные золоченым тиснением, они трех видов: «В. Ж. Е. Н. К. », «В. Ж. Е. К. », «Ж. Е. К. ». Во-вторых, это круглые штампы фиолетовыми чернилами, по окружности в них надпись «Женские естественнонаучные курсы», в центре — изображение герба Российской империи. Важно отметить, что на изданиях из библиотеки ВЖЕНК имеется, как правило, и такой штамп: «Библиотека 3-го П. Т. Г. Р. Педагогического института». Это связано с историей курсов.

Постановлением Комиссариата народного просвещения от 30 ноября 1918 г. за подписью А. В. Луначарского Высшие женские естественнонаучные курсы М. А. Лохвицкой- Скалон были закрыты. «К 1 января 1919 г. ликвидация курсов должна быть закончена. Инвентарь курсов передается в распоряжение Третьего Педагогического института. Слушатели могут быть приняты в Третий Педагогический институт». Двумя неделями ранее был принят «Декрет от 18 ноября 1918 г.», по которому «дом со всеми надворными постройками и занимаемым ими земельным участком в Петрограде по Николаевской улице под № 27 и Кузнечному переулку № 9 перехо-

Высшие женские естественнонаучные курсы..

дит в ведение и собственность Комиссариата народного просвещения» [15]. Именно в этом доме будет располагаться открытый 17 ноября 1918 г. Третий педагогический институт [16]. Библиотека курсов была передана институту, о чем в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга имеется соответствующий документ: «Марта 8 дня 1919 г. мы нижеподписавшиеся заведывающая библиотекой бывших Естественно-научных курсов Лохвицкой-Скалон А. Т. Линднер-Шептовицкая и помощник библиотекаря Третьего Петроградского педагогического института А. А. Аргентов составили настоящий акт в том, что первая сдала, а второй принял библиотеку бывших Естественно-научных курсов Лохвицкой-Скалон» [17]. Впоследствии библиотека Высших женских естественнонаучных курсов явилась одной из важных составляющих фундаментальной библиотеки ЛГПИ—РГПУ им. А. И. Герцена.

Примечания

1. См. об этом: Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года / Под ред. проф. В. Г. Ки-нелева. М., 1995. С. 138.

2. Частная женская гимназия баронессы М. А. Лохвицкой-Скалон, выпускницы Бестужевских курсов, была открыта в Петербурге в 1897 г.

3. См. об этом: Высшие женские курсы М. А. Лохвицкой-Скалон (1903—1918). — ЦГИА СПб. Ф. 139, оп. 1. Ед. хр. 9788. Л. 1—2.

4. Там же. Л. 24.

5. Там же. Л. 74.

6. Там же. Л. 82.

7. Юдина М. В. Статьи, воспоминания, материалы. М., 1978. С. 204.

8. ЦГИА СПб. Ф. 139, оп. 1. Ед. хр. 9788. Л. 61.

9. Там же. Л. 121, 126, 139, 142.

10. ЦГИА СПб. Ф. 47, оп. 2. Ед. хр. 2. Л. 47а.

11. Там же. Л. 47б.

12. Там же. Л. 47а.

13. Прошение В. М. Шимкевича Попечителю Санкт-Петербургского учебного округа. — ЦГИА СПб. Ф. 139, оп. 1. Ед. хр. 9788. Л. 46, 46 об.

14. Распоряжение Министерства народного просвещения от 12 декабря 1903 г. — ЦГИА СПб. Ф. 47, оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 71, 72.

15. ЦГИА СПб. Ф. 47, оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 35, 36.

16. См.: Протокол заседания Совета ВЖЕНК М. А. Лохвицкой-Скалон от 16 ноября 1918 г., где говорится о контактах с первым ректором Третьего педагогического института А. П. Пинкевичем и о слиянии курсов со вновь открывающимся вузом. — ЦГИА СПб. Ф. 47, оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 91.

17. Об основании и ликвидации Высших женских курсов М. А. Лохвицкой-Скалон (1903—1918). — ЦГИА СПб. Ф. 47, оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 49.