педагогические науки
В.О. ЗИНЧЕНКО, Е.Г. ПОЛУПАНЕНКО (Луганск)
химическое образование школьников в советский период: источниковедческая база исследований
Обосновывается значимость проведения ис-торико-педагогических исследований отечественного педагогического наследия с целью повышения качества современного химического образования школьников и профессионального саморазвития учителя химии. Акцентируется внимание на выборе источниковедческой основы историко-педагогических исследований, связанных с широким спектром проблем химического образования школьников в советский период.
Ключевые слова: историко-педагогическое исследование, источниковедческая база исследования, химическое образование школьников, советский период.
Непрерывное профессиональное саморазвитие учителя всегда было основной задачей дополнительного педагогического образования. При этом приоритетные направления в содержании и методах повышения профессиональной квалификации учителя определялись ведущими трендами государственной политики на каждом этапе развития образования.
Сегодня стимулирование профессионального роста педагогов и содействие их непрерывному профессиональному развитию и саморазвитию также является одним из механизмов реализации современной государственной политики в области подготовки педагогических кадров для системы образования [7]. а профессиональное саморазвитие педагога в системе непрерывного педагогического образования обозначается как основной принцип реализации национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста [6].
Для формирования готовности будущего педагога к непрерывному профессиональному саморазвитию в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования, разработанных на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и профессионального стандарта педагога, усиливается исследовательский компонент педагогической деятельности и ориентация на формирование научно-исследовательских компетенций, необходимых учителю для эффективного осуществления профессиональной деятельности [4].
Поэтому современная государственная образовательная политика направлена на реализацию комплекса мероприятий, связанных не только с совершенствованием системы подготовки педагогических кадров с учетом актуальной исследовательской повестки в сфере образования, но и с мерами методической и научно-теоретической поддержки педагогов на всех этапах профессионального роста. качество школьного образования зависит, прежде всего, от профессионализма и компетентности учителя, которые требуют непрерывного развития и саморазвития.
При этом в нормативно-правовых документах федерального уровня четко прослеживается связь между усилением кадрового потенциала отечественной системы образования, повышением уровня естественно-научного образования школьников, в том числе и химического, и технологического развития общества. Сегодня учеными и практиками (С.С. Бердо-носов [1], А.А. Журин [2], Г.В. лисичкин [5]) констатируются невысокий уровень знаний в области химии у выпускников общеобразовательных учреждений, невозможность применять эти знания для решения бытовых проблем, а также сложность в дальнейшем изучении химии как фундаментальной составляющей будущей профессии. Если не принять срочных мер по совершенствованию подходов и методов обучения химии в школе, усилению профессиональной квалификации учителей химии, отставание российских школьников в естественно-научной области по сравне-
© Зинченко В.о., Полупаненко Е.Г., 2023
нию с гуманитарным знанием будет все более заметным.
Следует подчеркнуть, что непрерывное профессиональное развитие учителя химии невозможно в полной мере решить только за счет прохождения курсов повышения квалификации. Проектирование индивидуального маршрута непрерывного профессионального развития учителя химии, исходя из специфики предметной области «химия», должно предполагать самообразование и самостоятельную исследовательскую деятельность.
Для решения двойной задачи - модернизации системы естественно-научного образования, в частности химического, и обеспечения непрерывного профессионального саморазвития учителя химии - мы предлагаем использовать комплексный подход, способствующий становлению профессионализма и развитию научной компетентности учителя химии посредством осуществления историко-пе-дагогического исследования и научной апробации его результатов в школьной практике.
Если теоретические и практические аспекты организации и проведения педагогического эксперимента по повышению эффективности образовательной деятельности в школе широко описаны в научно-педагогических источниках, а тенденция к поиску путей и способов разрешения противоречий в педагогической практике силами самих учителей химии набирает все большую силу, то организация историко-педагогического исследования среди учителей химии распространена слабо, можно сказать, практически отсутствует. А ведь богатейшие педагогические знания, накопленные с момента зарождения химического образования, особенно в период советской власти, когда школьная химия занимала почетное место среди предметов естественно-научного цикла, имеют познавательный, эвристический и прогностический потенциал для профессионального саморазвития учителя химии и повышения качества химического образования школьников [3].
Ключ к решению данной проблемы мы видим во включении в профессиональную практику учителя химии накопленного опыта химического образования школьников, выделение наиболее значимых результатов, которые станут следствием проведения учителем химии историко-педагогических исследований. В соответствии с этим историко-педагогическое исследование как метод профессионального саморазвития учителя химии предполагает самостоятельное освоение педагогом новых
КИЕ НАУКИ -
прогностических и научно-исследовательских компетенций за счет научно организованного историко-педагогического анализа продуктивного наследия отечественного химического образования, направленного на корреляцию событий прошлого и современности, формирование смыслов современных образовательных процессов и актуализацию проблематики перспективных инноваций в химическом образовании.
При этом содействие и помощь ученых высшей школы в изучении научно-исторических фактов и интенсивном развертывании научных подходов в самообразовательной деятельности учителей химии мы считаем одной из движущих сил профессионально-личностного развития педагога.
В данной статье мы рассмотрим один из ключевых этапов историко-педагогического исследования - определение его источниковедческой основы, от правильного охвата и конкретизации которой как можно большего числа исторических фактов в значительной мере зависит качество и результативность историко-педагогического исследования. Для этого необходим качественный отбор источников, целенаправленный их анализ, обоснование методологии и методики работы над источниками.
Укажем, что этот этап историко-педаго-гического исследования в целом вызывает наибольшую сложность среди начинающих исследователей, а отсутствие комплексных исто-рико-педагогических исследований, которые бы систематизировали значительный массив научной и методической информации, характеризующей особенности становления и развития отечественного химического образования, не позволяет учителю общеобразовательного учреждения верно выстроить маршрут своего исследования для решения задач профессионально-личностного развития.
Прежде всего, отметим, что при отборе источников историко-педагогического исследования следует придерживаться следующих требований:
- первичная информация, которая находится в разных источниках, должна взаимно дополняться и с разных сторон как можно полнее отображать все аспекты предмета исследования;
- данные, которые содержатся в источниках, должны быть надежными, т. е. предоставлять многогранную, полную и достоверную информацию;
ИЗВЕСТИЯ вгпу
- желательно, чтобы результатом анализа полученной из первоисточников информации были теоретические обобщения, а для этого источники должны давать возможность оптимального охвата исторических фактов.
Источники информации, которые используются в ходе историко-педагогического исследования, предлагаем разделить на 3 группы. Первая группа - это работы, которые позволят разработать методологию историко-пе-дагогического исследования. Вторая группа -это историко-педагогические исследования, посвященные общим вопросам развития педагогической науки в изучаемый период. Третья группа - это источники, отражающие частные проблемы состояния химического образования школьников в изучаемый период.
Первая группа источников включает философские труды, работы по методологии ис-торико-педагогического исследования, а также работы по проблемам методологии педагогики и истории педагогики.
Вторая группа источников предполагает рассмотрение общих вопросов истории развития педагогики и включает работы, которые характеризуют отдельные вопросы дидактики и отдельные вопросы развития школьной практики.
Третья группа источников - это монографии, диссертации, статьи в научно-педагогических журналах, сборники научных трудов, законодательные и распорядительные акты, нормативные документы, материалы школьно-педагогической статистики, дидактические источники (учебники, учебные пособия, учебные планы и программы, методические рекомендации), которые отражают процесс развития химического образования в изучаемый период.
Выстроить оптимальную методологическую систему историко-педагогического исследования в первую очередь позволит изучение философских трудов Э.Г. Юдина, Т. Куна, а также работ по методологии историко-на-учного исследования, проблемам методологии педагогики и истории педагогики В.А. Ар-шинова, Ю.К. Бабанского, И.В. Блауберга, М.В. Богуславского, Г.Х. Валеева, Л.В Ва-ховского, В.И. Загвязинского, Г.Б. Корнето-ва, В.В. Краевского, А.М. Новикова, Д.А. Новикова, В.А. Сластенина, обобщающих работ В.И. Беляева, С.В. Бобришова, П.И. Образцова, Т.С. Просветовой, З.И. Равкина, А.Н. Шевелева.
общие вопросы развития советского образования представлены в фундаментальных
трудах С.А. Черника, Н.П. Кузина, А.М. Арсе-ньева и др., что позволяет понять характерные изменения химического образования школьников как части общей образовательной системы на протяжении всего ее развития.
Общие вопросы развития советской педагогики в 20-30-е гг. ХХ в. рассматриваются в работах П.П. Блонского, П.Н. Груздева, Ш.И. Ганелина, Б.П. Есипова, Н.Н. Иорданского, И.А. Каирова, А.Г. Калашникова, М.В. Крупенининой, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, Е.Н. Медынского, А.П. Пинкевича, И.Ф. Свадковского, С.Т. Шацкого. В контексте химического образования школьников этот период интересен внедрением в школьную практику активных методов изучения комплексных образовательных тем, широким использованием метода проектов, глубокой направленности на практическую составляющую образования и зарождением политехнического принципа в обучении.
Изучение основных тенденций развития педагогической мысли, повлиявших на приоритетные векторы развития химического образования школьников в послевоенные годы, возможно благодаря анализу работ Ш.И. Ганелина, Н.К. Гончарова, В.В. Давыдова, М.А. Данилова, Б.П. Есипова, Л.В. Зан-кова, Т.А. Ильиной, И.А. Каирова, Н.А. Константинова, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, И.Т. Огродникова, М.Н. Скаткина, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина и др.
Вопросы истории развития методики преподавания химии рассмотрены в работах С.В. Телешова, а истории развития университетского химического образования - в трудах К.В. Осколок. Эти исследования раскрывают важнейшие научно-практические события в области методики преподавания химии в средней и высшей школе.
Изучение пособий по методике преподавания химии И.Н. Борисова, В.Н. Верховского, П.А. Глоризова, Д.М. Кирюшкина, С.Г Крапивина, Ю.В. Ходакова, И.Н. Черткова, С.Г. Ша-поваленко, Д.А. Эпштейна и др. позволит понимать основные тенденции и этапы развития дидактики химии.
Особое значение для историко-педагоги-ческого исследования имеет анализ диссертаций по заданной теме. Научные исследования по педагогике и методике преподавания химии являются отражением развития педагогики и дидактики химии в изучаемый период, а также источником нового и целесообразного знания, позволяющего решать актуальные за-
дачи повышения качества современного химического образования.
В ходе историко-педагогического исследования для системного изучения научно-исследовательских работ по заданной проблематике диссертации рационально разделять на следующие блоки:
- современные историко-педагогические исследования, посвященные различным вопросам развития образования школьников;
- работы, посвященные частным проблемам химического образования школьников на отдельных этапах его развития;
- современные исследования, рассматривающие отдельные аспекты развития внешкольного образования школьников.
1. Современные историко-педагогические исследования, посвященные общим вопросам развития образования школьников. Из современных историко-педагогических исследований, посвященных общим вопросам реформирования образования в 20-30 гг. ХХ в., особый интерес для учителя-исследователя представляют работы O.A. Благодарева, М.В. Боч-каревой, В.Г. Бурдуковской, И.Г. Ворончи-хиной, О.И. Горбатковой, О.М. Кудрявцевой, И.А. Кузьминой, A.B. Морозова, М.А. По-ловцевой, A.A. Романова, Е.Н. Салтанова, Н.М. Федоровой, В.А. Феоктистова, М.М. Эп-штейна, Л.Е. Эфтимовича. Изучение данных работ позволит выявить положительные и отрицательные педагогические приемы и подходы, которые уже были апробированы практикой 1920-1930-х гг. и с учетом опыта прошлого выстраивать систему современного химического образования.
общие вопросы развития теории и практики образования школьников во второй половине ХХ в. изучали Т.А. Климова, С.В. Куликова, Д.С. Молоков, А.И. Николаева, Л.В. Смирнова, O.B. Толокнова, А.М. Ходырев, Т.П. Хренова, Н.В. Цветаева, Н.И. Чуркина, Р.В. Шаки-ров, В.М. Щербинина, Г.В. Юрчишина. Анализ этих диссертаций позволит учителю химии выяснить причины, ход и результат мо-дернизационного процесса отечественного образования, запущенного в 1958 г. и предопределившего глубокую технологизацию школьного курса химии.
Выявить прогрессивные и регрессивные направления современного урока химии возможно на основе изучения (и сопоставления с современными традициями) результатов исследований В.А. Багдасарян, С.Г. Броневщук, Е.В. Елисеевой, С.А. Золотаревой, В.В. Иох-видова, Д.Ш. Матрос, Т.А. Филатовой, посвя-
щенных развитию теории урока и средствам его оптимизации.
Развитие дидактических принципов в истории отечественной педагогики рассматривали А.М. Гайфутдинов, Е.В. Давыдова, Г.Н. Назаров, З.Г. Нигматов и др. Эти работы позволяют понять особенности становления общедидактических принципов обучения в советский период и их влияние на дальнейшее развитие принципов химического образования, его содержание, формы и методы.
Идеи отечественной экспериментальной педагогики представлены в исследованиях
A.В. Бухаровой, Т.С. Козловой, М.А. Кондратьевой, И.А. Петренко, И.А. Романовой,
B.Н. Стернберга, К.Е. Сумнительного, А.Н. Ун-дозеровой, Т.А. Юденко. Эти диссертации раскрывают основные направления, достижения и проблемы экспериментальных подходов в образовании и полезны для изучения исторического опыта и дальнейшей генерации новых новаторских идей современными учителями химии.
Проблема совершенствования педагогического процесса в советский период рассматривалась современными учеными В.А. Ан-тюховой, О.А. Бобылевой, В.П. Врацкой, Д.А. Кречко,А.Г. Кузнецовой, М.В. Левит и др. Теоретические положения и выводы, представленные в данных работах, могут использоваться как основа для научного обеспечения практики, совершенствования химического образования на современном этапе.
2. Работы, посвященные частным проблемам химического образования школьников на отдельных этапах его развития. Различные аспекты формирования химических знаний, умений и навыков у школьников в диссертационных исследованиях рассматривали В.Ц. Балсанов, Т.А. Веселова, М.Д. Джадри-на, В.П. Гаркунов, В.Ф. Грудинин, С.Н. Дроздов, В.А. Жуков, О.С. Зайцев, Г.М. Карпов, Л.Н. Крючок,Л.М. Кузнецова, В.И. Левашов, В.Г. Нанов, Г.П. Никифорова, Г.Н. Осокина, Н.И. Пилипко, Г.В. Сакович, Н.П. Сальникова, Л.М. Тукмачев, Г.С. Удалов, В.М. Чернышева, Н.Н. Чайченко, Г.И. Шелинский. Сегодня функциональная грамотность (способность применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах) - это индикатор качества образования. В связи с переходом общего образования к формированию функциональной грамотности у обучающихся, богатый методический опыт, представленный в перечислен-
ИЗВЕСТИЯ ВГПУ
ных работах, нуждается в особом внимании современного учителя химии.
Опыт преодоления разрыва между теорией и практикой, демонстрационными и лабораторными занятиями, расширения дидактических возможностей учителя представлен в диссертациях И.Л. Дулиной, В.Ф. Забары, Д.М. Кирюшкина, Е.Ф. Мишиной. Эти авторы рассматривают важные аспекты методики обучения химии в 60-70 гг. ХХ в., когда процесс реализации техноцентрического вектора в химическом образовании осуществлялся наиболее интенсивно. В связи с необходимостью обеспечить динамику общего уровня естественно-научного знания и химического знания в частности для решения задач инновационного технологического развития государства и общества эти работы представляют значительный интерес для учителя химии, поскольку познакомят его с методами, формами и средствами практико-ориентированного обучения химии.
Сегодня в условиях распространения дистанционных форм обучения проблема эффективности средств наглядности в химическом образовании школьников проявляется особенно остро. Опыт советских учителей по использованию разнообразных наглядных средств обучения отражен в исследованиях Л.П. Антоновой, Н.Х. Вафокулова, К. Грабового, И.Л. Дрижуна, Л.С. Зазнобиной, И.Г. Иванова, Л.Б. йордановой, Л.М. Кирилловой, Г.В. Коломиец, Ю.А. Колударова, И.Я. Мау-риной, Т.С. Назаровой, Б.Н. Поруса, В.Б. Райского, Х.Х. Усманова, Г.М. Чернобельской, А.И. Шпака. Эти работы представляют сосредоточение передовых идей по внедрению в учебный процесс таких средств обучения, как аудиозаписи, кино, диафильмы, мультфильмы. Опираясь на этот опыт, учитель химии будет лучше понимать возможность использования цифровых технологий для обеспечения наглядности на уроках химии и в процессе самостоятельной работы учащихся.
Ответы на вопросы по проблемам обобщения и систематизации знаний по химии у школьников можно найти в работах Г.И. Аверкиевой, А.Е. Величко, Л.П. Ворониной, О.С. Габриелян, Е.А. Генике, Л.И. Лагуновой, Т.Н. Ромашиной, а самостоятельная работа школьников по химии была объектом научных исследований Л.Г. Аликиной, И.И. Ба-лаева, В.Я. Вивюрского, Л.А. Головачевой, Р.А. Карлоса, З.А. Петренко, Р.П. Суровцевой, И.Т. Сыроежкина, Г.Е. Рудзитиса, И.Н. Рыбкиной, Л.И. Шепелевой, А.Ю. Фальковской, Т.И. Шушанской. Поскольку вопросы адек-
ватного оценивания знаний всегда являются актуальными, а необходимость повышения самостоятельности и творчества современных школьников рассматривается как одно из направлений модернизации общего образования, то результаты указанных диссертационных исследований позволят учителю химии выделить наиболее оптимальные и апробированные на практике подходы к оцениванию успешности изучения химии и организации самостоятельной работы учащихся.
В этом контексте значимыми являются организация и проведение химического эксперимента, который позволяет комплексно оценить полученные школьниками знания и умения по отдельной теме/проблеме проведения эксперимента, а также предоставляет широкое поле для самостоятельной исследовательской деятельности учащихся при наставничестве со стороны учителя химии. Организовать историко-педагогическое изучение развития школьного химического эксперимента возможно благодаря диссертациям таких исследователей, как Д.А. Альварес, К.Г. Бондарева, Н.И. Бычкова, С.В. Васильев, Г.А. Власова, Л.Л. Генкова, М.М. Гостев, А.А. Грабец-кий, Е.Л. Дратва, А.С. Дробоцкий, Л.А. Дубы-нин, Г.А. Зданчук, Г.В. Иванова, А.Г. Иодко, Г.А. Кайгородова, В.И. Колесников, Ю.А. Ко-лударов, Д.В. Кузнецова, Т.С. Назарова, А.М. Неймарк, Б.Н. Пасечник, З.И. Пилипен-ко, В.С. Полосин, А.С. Сивков, П.М. Сударев, П.П. Чернов, Л.К. Ширина, Е.А. Шишкин.
Особо выделим работы И.В. Бадинця-на, Е.И. Забокрицкой, М.В. Зуевой, Г.И. Ку-колевской, Д.Н. Петровой, Н.И. Подрезо-вой, И.М. Титовой, Н.И. Червяковой, которые представляют теоретическую и практическую ценность для изучения положительного опыта советской школы по активизации познавательной деятельности школьников в процессе изучения химии, что является актуальной проблемой современной педагогики.
Поскольку перед современным учителем химии поставлена задача совершенствования учебно-воспитательного процесса за счет формирования функциональной грамотности учащихся, усиления практико-ориентированной направленности содержания обучения и обеспечения межпредметных связей в естественно-научном образовании, то накопленный с конца 1970-х гг. опыт изучения химии, организованного на межпредметной основе, представляет научно-исследовательский интерес. В эти годы внимание ученых было направлено на повышение эффективности образовательного процесса за счет межпредметных
связей, и этим проблемам посвящены труды А.А. Боброва, Н.Б. Гафурова, Л.П. Данилевич, Д.П. Ерыгина, А.М. Дроздоав, М.Б. Дьяковой, Л.З. Дюсюповой, В.Р. Ильченко, А.Б. Мажено-вой, В.М. Назаренко, Л.Н. Орловой, Г.И. Осо-киной, М.С. Пак, Р.А. Петросовой, Л.Д. Уфим-цевой, Е.Г. Шмуклер, К.Г. Юлаева.
Изучить различные аспекты реализации принципа связи школы с жизнью и политехнического принципа в обучении химии дают возможность исследования советских ученых: Н.Н. Буринской, А.Ю. Жегина, З.П. Кля-хиной, Л.Г. Коротаевой, Ш.В. Кучухидзе, Л.А. Липовой, А.С. Максимова, Ю.М. Ма-лочкиной, В.В. Серикова, В.П. Струманского,
A.Е. Шильниковой. Сегодня результаты этих исследований будут способствовать нахождению подходов к практико-ориентированному изучению химии школьниками.
В поиске новых методов, форм и средств организации работы школьников на уроках химии, которые отвечают требованиям новых стандартов, может помочь анализ диссертаций Н.И. Ефимовой и Г.А. Кимаска (формы организации учебного процесса на уроках), Б.В. Ивановой, О.Н. Коротовой, О.С. Котля-ровой, Е.А. Кошелевой, И.Я. Трепша (учет химических знаний).
Решение задач занимает в химическом образовании важное место, т. к. это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала и вырабатывается умение самостоятельно применять приобретенные знания. Научные исследования, раскрывающие различные проблемы методики решения расчетных задач по химии, выполнили Ж.Л. Кемулария, Е.П. Клещева, Л.Г. Лазыки-на, В.Д. Никифоров, Л.Н. Орлова, Д.В. Пальчиков, В.И. Ростовцева, Ш.М. Цагарейшвили.
Химическое образование школьников неразрывно связано с воспитательным процессом, поэтому научно-исследовательский интерес могут представлять исследования, которые посвящены различным аспектам воспитания учащихся (А.А. Абдуллин, Г.Е. Ананьин, Т.В. Гайфутдинова, М.Ф. Денисова, Т.Б. Игнатьева, И.С. Марьенко, А.Ф. Молева, Е.А. Му-радова, М.Н. Невзоров, В.А. Сластенин,
B.П. Струманский, И.В. Сысоенко, Б.К.-Г. Те-биев, М.Г. Хитарян). В контексте гражданско-патриотического воспитания как приоритетного направления образования школьников на современном этапе научно-исследовательский интерес и особую актуальность приобретает изучение диссертаций М.М. Герман, З.Ф. Голиковой, А.П. Келембетовой, Д.Н. Петровой,
Н.И. Подрезовой, С.В. Телешова, в которых объектом исследования является историзм как средство развития познавательного интереса и патриотического осознания учащихся на уроках химии достижений отечественной химической науки и практики.
3. Исследования, рассматривающие отдельные аспекты развития внешкольного образования школьников. Проблема дополнительного химического образования школьников сегодня достаточно актуальна в связи с необходимостью повышения роли естественнонаучных и, в частности, химических исследований в решении задач импортозамещения технологий, техники, товаров. Развитие интереса к химии, выявление среди подрастающего поколения одаренных и имеющих склонности к химическим исследованиям детей и подростков становится задачами системы дополнительного образования школьников. В связи с этим представляет практический интерес тот опыт дополнительного химического образования школьников, который начал формироваться еще с дореволюционных времен и получил многогранное развитие в советский период.
Общие вопросы развития внешкольного образования в дореволюционной России представлены в работах В.П. Вахтёрова, Е.А. Звягинцева, Е.Н. Медынского, В.В. Чарнолу-ского. Общую характеристику развития внешкольного образования дают работы Е.Г. Глуха, Б.А. Дейча, А.З. Иоголевича, З.А. Карги-ной, М.Б. Коваля, Н.К. Крупской, В.С. Нель, Е.Н. Медынского, С.Т. Шацкого, а исследования Т.В. Ганиной, В.К. Григорьева, Л.И. Ко-чуковой, В.С. Литфуллина, В.Х. Лукмано-вой, Е.И. Мегема, Т.И. Назаренко, Ж.С. Сар-сенова, И.А. Сафиуллиной, В.М. Сибагато-ва, Е.В. Смольникова, А.А. Соловянчика, Ю.А. Стрельцова, А.И. Тихонова раскрывают отдельные аспекты внешкольного образования школьников. Диссертационные исследования Т.Х. Выонга, А.В. Готта, Г.А. Гур-генидзе, А.А. Кавериной, Л.С. Карапетяна, Т.А. Махмудова, П.А. Оржековского, С.А. По-плавского, А.А. Сударкиной, Л.М. Шибаевой, А.А. Щекиной содержат материал, который позволяет проанализировать становление и развитие внеклассной и внешкольной работы по химии. Историко-педагогический анализ данных работ дает возможность определить сущность проблем внешкольного химического образования школьников на различных этапах развития.
Особое значение для осуществления исто-рико-педагогического исследования и воссо-
ИЗВЕСТИЯ вгпу
здания целостной картины развития химического образования школьников имеют статьи методического журнала «Химия в школе», который начал издаваться в 1937 г. для учителей химии и на протяжении многих лет отражал передовой педагогический опыт обучения химии. Анализ методических статей педагогов-практиков, опубликованных в журнале «Химия в школе», позволяет рассмотреть взаимосвязь образовательной политики и теоретико-методологических разработок в области методики преподавания химии с образовательной практикой в школе и внешкольных организациях. Следует отметить, что изучение специальной научно-методической периодики обеспечивает осуществление многогранного подхода к анализу этапов развития системы химического образования, педагогических взглядов и идей, позволяет сопоставить и отзеркалить современные и исторические точки зрения по совершенствованию химического образования школьников. Историко-педагогический анализ широкого круга методических вопросов, нашедших отражение в научно-методических журналах, может стать научной проблемой в исследованиях современного педагога.
Анализируя прессу как исторический источник, необходимо помнить, что в советский период научно-методический журнал - это не только форма проявления гражданской позиции, но и форма влияния на нее государственной политики, своеобразный социальный институт, обеспечивающий систему взаимодействия и взаимовлияния. Решение задач развития государства и общества на разных этапах накладывало своей отпечаток на объемы, содержание, формы, методы и средства обучения химии. Поэтому, сопоставляя стратегические направления и тактические решения по переходу нашего государства и общества на новый этап развития, можно выделить и использовать в практике педагогической деятельности проверенные жизнью методические наработки и дидактические инструменты, которые будут способствовать повышению качества химического образования школьников, подготовки их к решению задач собственной жизнедеятельности и инновационного развития нашей страны с использованием прочных химических знаний.
Таким образом, имеющаяся историографическая база, раскрывающая различные аспекты развития общего образования и химического образования в советский период, является богатейшей сокровищницей для иссле-
довательской деятельности учителя химии. Накопленные за многие десятилетия педагогические знания имеют неоспоримое культурологическое значение и представляют широчайший научно-исследовательский потенциал для профессионально-личностного саморазвития учителя химии. Активизацию интереса современных педагогов к изучению наследия выдающихся ученых и практиков через организацию историко-педагогического исследования мы рассматриваем как один из эффективных векторов профессионального саморазвития учителя химии, поскольку в ходе такого исследования за счет интеграции современного научного знания и результатов историко-педагогического поиска предоставляется возможность осуществить комплексный подход к решению проблем современного химического образования.
Список литературы
1 Бердоносов С.С. Кризис школьного химического образования: наступает или уже наступил?! // Химия: приложение к газете «Первое сентября». 2008. № 3. С. 14-15.
2. Журин А.А. Содержание школьного химического образования: кризис или катастрофа? // Химия в школе. 2012. № 4. С. 2-7.
3. Зинченко В.О., Полупаненко Е.Г. Школьное химическое образование в России в 30-50-е гг. ХХ в. // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2021. Т. 163. № 10. С. 50-56.
4. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г. № 1688-р) [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/ all/141781/ (дата обращения: 05.10.2022).
5. Лисичкин Г.В. Проблемы преподавания естественнонаучных дисциплин в школе // Педагогика. 2006. № 7. С. 49-60.
6. Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста: распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. № 3273-р [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/73284005/ (дата обращения: 05.10.2022).
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ fgos/fgos-44-03-05-pedagogicheskoe-obrazovanie-s-dvumya-profilyami-podgotovki-125/ (дата обращения: 05.10.2022).
1. Berdonosov S.S. Krizis shkol'nogo himiches-kogo obrazovaniya: nastupaet ili uzhe nastupil?! // Hi-miya: prilozhenie k gazete «Pervoe sentyabrya». 2008. № 3. S. 14-15.
2. Zhurin A.A. Soderzhanie shkol'nogo himiche-skogo obrazovaniya: krizis ili katastrofa? // Himiya v shkole. 2012. № 4. S. 2-7.
3. Zinchenko V.O., Polupanenko E.G. Shkol'-noe himicheskoe obrazovanie v Rossii v 30-50-e gg. XX v. // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2021. T. 163. № 10. S. 50-56.
4. Koncepciya podgotovki pedagogicheskih kad-rov dlya sistemy obrazovaniya na period do 2030 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 24 iyunya 2022 g. № 1688-r) [Elektronnyj resurs]. URL: http://government.ru/docs/all/141781/ (data obra-shcheniya: 05.10.2022).
5. Lisichkin G.V. Problemy prepodavaniya estest-vennonauchnyh disciplin v shkole // Pedagogika. 2006. № 7. S. 49-60.
6. Ob utverzhdenii osnovnyh principov nacional'-noj sistemy professional'nogo rosta pedagogicheskih rabotnikov RF, vklyuchaya nacional'nuyu sistemu uchitel'skogo rosta: rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 31 dekabrya 2019 g. № 3273-r [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73 284005/ (data obrashcheniya: 05.10.2022).
7. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po na-pravleniyu podgotovki 44.03.05 «Pedagogicheskoe obrazovanie» (s dvumya profilyami podgotovki) [Elektronnyj resurs]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-05-pedagogicheskoe-obrazovanie-s-dvumya-profilya mi-podgotovki-125/ (data obrashcheniya: 05.10.2022).
Chemical education of schoolchildren in the Soviet period: the source study base
The article deals with the substantiation of the significance of the historical and pedagogical studies of the native pedagogical heritage aimed at the improvement of the quality of the modern chemical education of the schoolchildren and the professional self-development of the Chemistry teacher. There is paid attention to the choice of the source study base of the historical and pedagogical studies, associated with the wide range of the issues of the chemical education of the schoolchildren in the Soviet period.
Key words: historical and pedagogical study, source study base, chemical education of school children, the Soviet period.
(Статья поступила в редакцию 16.11.2022)
A.A. Глебов
(Волгоград)
идентификация формулировки темы с содержанием прикладного диссертационного исследования
На основе анализа диссертационных исследований и положений методологии научно-педагогического исследования описываются типичные ошибки в формулировках тем исследований, которые иллюстрируются конкретными примерами. Рассмотрены возможные последствия некорректной формулировки тем, обосновываются правила идентификации формулировки темы с содержанием прикладного диссертационного исследования.
Ключевые слова: выбор темы, проблема, результат, средство, тема, условие, формулировка темы.
Успешному проведению научного исследования во многом способствует оптимальная логика его организации. Среди основных этапов логики исследования исключительная роль принадлежит предварительному, на котором предстоит выбрать тему. Г. Селье подчеркивал: «...чтобы идти к своей цели и не чувствовать себя отягощенным ненужным балластом, необходимо четко представлять себе, что нужно изучать и чего не нужно» [5]. Исследователь выбирает из множества тем ту, которая ведет к более глубокому осмыслению ранее неизвестного. Поэтому она должна в той или иной мере отражать проблему, объект, предмет и цель, избираемые для предстоящего исследования. Если ученый уже погружен в какую-то сферу, то задача здесь для него -не поиск темы, а ее грамотная формулировка, чему и посвящена данная статья.
Проблема выбора тем педагогических исследований освещается в работах С.Г. Во-ровщикова, Ю.К. Бабанского, В.В. Краевско-го, М.М. Новожиловой, В.М. Полонского, И.В. Тавреля и других ученых. Сформулировать тему очень непросто, пишет В.В. краев-ский. Нужно так ее обозначить, чтобы в ней проявилось движение от достигнутого наукой, от привычного к новому, момент столкнове-
О Глебов А.А., 2023
* *
*